Сочинение по литературе на тему: «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление (Гончаров И. А.)


Илья Обломов и Андрей Штольц – главные герои романа «Обломов». Друзья с самого раннего детства, но какие разные судьбы, насколько разное отношение к жизни и к смыслу жизни.

Начнем противопоставление Андрея и Ильи с их семей. У Ильи – семья счастливая, дом их наполнен любовью, жизнь размеренная, спокойная, абсолютно не суетная: «Небо там ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью» . У Андрея в плане семейного очага – пепел, вместо огня. Чего только стоит его побег из дому, такого не ожидать от Ильи. «Вот если б Обломова сын пропал, так я бы поднял на ноги всю деревню и земскую полицию, а Андрей придет» — поговаривал Иван Штольц. А разобрались ли всей семьей – почему же убежал Андрей, откуда всё-таки «ружьё и фунт пороху и дроби »? Ведь это далеко не игрушки, не озорство. Что же сделал глава семейства? Поговорил ли? Нет! Выставил за дверь, чтоб пришел «с переводом вместо одной двух глав ». Что же будет с человеком, если духовные поиски, душевные проблемы просто отрезать, как будто их нет? Всё время вдалбливать науку, но ничего не отдавать душе? (Да так долбить её, что маленький Штольц бегал в Обломовку, побыть немного в ласках.) Очевидно, что ничего хорошего. В семье Андрея – главное хозяйственность и накопление капитала. «Учила (мать) его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни… И вся эта перспектива должна сокрушиться от щелканья счетов» как итог: «Я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом». Вот такие задачи, но не в коем случаи не мечты, ставит перед собой Андрей Штольц в юности. Почему же не мечты, это будет рассмотрено чуть ниже.

Обратимся более подробно к Илье. Как было сказано выше, Обломов был обласкан и любим как никто другой, но к четырнадцати годам любовь семьи, к сожалению, перешла допустимую черту, начала вторгаться туда, куда не следует, вместо любви, появилась губительное для подростка забота: «И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя» . Вот отсюда появляется его инфантильность.

Как видим с раннего детства у главных героев появились проблемы: у Андрея нехватка любви, отчего неудержимая самостоятельность, у Ильи целый Грааль любви, но чрезмерной, переходящее во вред, самостоятельности у Обломова практически нет.

А что же в конце концов получается? Илья Обломов, получив свободу, не обрел силу воли, но его теплота и любовь заполняли всё вокруг. Огромное количество людей тянулось к нему, разговаривали просто так. Побыть в компании с Обломовым – это значит успокоить свою душу, а как же душа Ильи? Где она питается? Во снах, там Ильичу хорошо, единственное место на всей планете, где он в гармонии с собой. Под конец своей жизни Обломов находит своё счастье, то к чему он стремился – жить с Пшеницыной, сидеть с детьми, то есть жить точно также, как в Обломовке.

А Штольц бегал к Илье: «Андрей часто с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал успокоительное чувство» . Но счастлив ли был Штольц? Ведь Захар к нему на службу не пошел, хоть и побирался, как нищий. Андрей не любил в себе копаться, настолько не любил, что «больше всего боялся воображения» , «Он боялся всякой мечты» . Мечта действительно может нести в себе семя разрушения, так как она совершенно оторвана от земли, у неё нет никаких ограничений, напротив воображение пропитано истиной, с помощью неё можно проникать туда, глее никого не было, в том числе в свою собственную душу. Именно этого и боялся Штольц. Копание в самом себе грозило ему такими ломками и поворотами, что он упивался трудом, упивался им до самой смерти, как пьяница, не просыхал от труда. Но если ты не разобрался в себе, что за труд будет у тебя, неужели созидательный? Напротив – бессмысленный.

Вот такие натуры получились у Гончарова. Одна – разобралась в себе, но совершенно не может начать никаких действий, другая настолько занята чем-то, что убивает совесть, а вместе с ней отходит душа, и остается тело, в котором остались только науки. Если в России времен Гончарова преобладала первая натура, то сегодня вторая. И не скажешь, что первая, хуже второй, скорее здесь необходима золотая середина.


(ЭПИГРАФ) «Гончаров вывел и противоядие Обломову-Штольца. Н.А.Добролюбов.

Иван Александрович Обломов - это русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской Академии Наук по разряду русского языка и словесности, действительный Статский Советник. В одна тысяча восемьсот сорок седьмом году писатель начал свой новый роман под названием «Обломов».

Иван Александрович создал произведение под влиянием особенны впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Главный герой всего произведения - Илья Ильич Обломов -дворянин «лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно -серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах … мягкость была господствующим и основным выражением всей души».

Целыми днями Илья Ильич пребывает в своей квартире, никуда не выходит, лишь лежит.

Больше всего, что любил Обломов - это мечтать. Он, вероятно, создал уже несколько возможных историй своей жизни, но ни одна не воплотилась в реальность, потому что сам герой не делал для их осуществления абсолютно ничего.

Детство данного героя прошло в селе «Обломовка», где жизнь протекала всегда однообразно. Именно «Обломовка» и дала зарождению лени в герое, а точнее, его родители, которые чрезвычайно оберегали своего сына и освобождали от различных нагрузок. Следовательно, Илья Ильич категорически против того образа жизни, который ведут его приятели, будучи уже взрослыми людьми. Для Обломова такой образ жизни -бессмыслица, пустая трата времени и сил. Илья Ильич не может побороть свою лень, сделать над собой усилие даже, элементарно, написать письмо старосте в деревню, чтобы разобраться с долгами и переехать на новую квартиру. Лишь его другу Штольцу удавалось на какое-то мгновение поднимать с дивана своего ленивого товарища и брать с собою на различные светские мероприятия, однако всё это сопровождалось постоянным ворчанием главного героя.

Как уже было сказано, основная часть жизни Обломова прошла на диване, в полном бездействии. Он ничего не делал, всё, что нужно, получал «на блюдечке», проблемы решать не хотел, видел чудесные сны. Его жизни была подобна Раю. В конце концов выводит из этого Рая главного героя сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не выносит реальной жизни и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содержания экзотического растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц бы умер без движения.

По сюжету произведения Штольц - лучший друг Ильи Ильича, с которым главный герой романа знакомится ещё в своем детстве. Видимо, они уже в тот момент почувствовали друг в друге родственную душу, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались с самого рождения. Воспитание у данного героя совершенно отличалось от воспитания Обломова. От матери Андрей Иванович получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе, а отец научил его, что самое главное в жизни - это деньги, строгость и аккуратность. Штольц много путешествует, читает книги, одним словом, саморазвивается, что противоречит образу жизни Ильи Ильича Обломова. Жизнь героя изображается в произведении как постоянное стремление вперед, к новым достижениям и открытиям.

Дружба для Штольца была также одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и вот и острый ум привлекали к нему других людей. Однако сам Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно таким человеком для Штольца был добрый, душевный и умиротворенный Илья Ильич Обломов.

Узнав поподробнее этих двух героев, можем сделать вывод, что они совершенно противоположные личности с разным воспитанием, мировоззрением и просто мыслями о происходящем. Но несмотря на разность их характеров, друзей неотступно влекло друг другу. Рядом со Штольцем- рассудительным, прагматичным, твердо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее.

В заключение хочу сказать, что Ивану Александровичу Гончарову наилучшим образом при помощи приема антитезы удалось раскрыть характеры Обломова и Штольца, провести сравнение не только характеров этих героев, но и окружающего их быта и действительности.

Сочинение на тему «Обломов и Штольц сопоставление или противопоставление?»

Каждая личность уникальна. Очень редко люди встречают людей, схожих с ними во многом. А как часто можно увидеть в жизни дружбу между людьми, абсолютно разными по характеру и жизненным целям? На самом деле – это не такая уж редкость. Литературные герои Гончарова – Обломов и Штольц как раз такая пара друзей.
Илью Обломова и Андрея Штольца судьба свела еще в детстве. Илья рос в тепличных условиях. Няньки и мамки оберегали Илюшу от забот и любого труда. Родители его безмерно любили и ограждали его от любых самостоятельных деяний. Обломовка была наполнена покоем и тишиной, а маленький барин жил в атмосфере волшебных няниных сказок. Сонливость, безграмотность и лень царили в имении Обломовых. А Илюшу никто и ничто не побуждало к умственным, физическим или моральным усилиям. В тринадцать лет Илья Обломов отправляется в Верхлево – это соседнее село, где управляющий Штольц организовал небольшой пансион для дворянских детей из ближайших мест. Там он и сдружился с сыном Штольца, Андреем, который помогал ему в учебе. Но это не помогло Илье освоить науки, ведь он был частью сонной и размеренной Обломовки, в которой люди жили от праздника до праздника.
Верхлево сильно отличалось от Обломовки. Управляющий Штольц – немец, с настоящей немецкой педантичностью подходил ко всем делам, в том числе и к воспитанию сына. Очень рано Андрюша столкнулся с самостоятельным решением проблем, как своих детских, например, уличная драка, так и отцовских поручений. Андрей Штольц — немец только по отцу, мама у него русская. С раннего детства Андрей тянулся к наукам. Учился всегда с интересом и рвением. Мама воспитала в сыне любовь к поэзии, а отец давал много практических познаний. С ранних лет Андрей выполнял различные поручения отца и всегда делал это аккуратно и точно до мелочей. Отец даже платил ему жалованье мастерового и даже требовал расписываться в книге. Отец только направлял Андрея, предлагая ключевые моменты решать самому и принимать на себя ответственность за свои решения и свою жизнь. Мать же много времени и сил уделяла эстетическому воспитанию сына, чтобы тот вырос утонченным дворянином. И маленький Штольц впитывал все эти уроки с жадностью.
Штольц и Обломов выросли в разной среде, а потому сильно отличались друг от друга. Но их тянуло друг к другу именно из-за того, что в другом было то, что самому недоставало. Андрея привлекало в друге спокойствие, размеренность, умиротворенность. А Илье нравилась выдержка, активность, энергичность Штольца.
Каждый покинул по-своему места детства. Обломовка провожала юного барина со слезами и причитаниями, снабдив его всем для комфортной дороги: провизией, перинами и напутствиями. Андрей же сухо простился со Штольцем старшим и быстро отправился в путь.
Отношения двух друзей претерпели много ударов, но их дружба была прочна. Хотя с годами они все больше и больше отличались друг от друга.
Безусловно. Обломов и Штольц – противоположности. Но в тоже время они удивительно дополняли друг друга, оттого и питали друг к другу нежные дружеские чувства.

Тема романа «Обломов» - изображение российской действительности накануне реформы 1861 года. Идея романа не нова: главный герой Обломов - «лишний человек», ленивый, бесполезный, а поэтому и несчастный. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» ставит его в один ряд с Онегиным, Тентетниковым (герой второго тома «Мёртвых душ»), Печориным, Бельтовым (герой романа А.И.Герцена «Кто виноват?») и Рудиным (герой романа И.С.Тургенева «Рудин»). Критик отмечает черты принципиального сходства в этих разных на первый взгляд героях. При этом Обломов не абсолютное повторение литературных предшественников, Гончаров изображает его в новых исторических обстоятельствах и видит причины бездеятельности героя не столько в противостоянии с окружающим обществом, сколько в обломовщине (социальных условиях, которые сформировали характер героя). Поместное дворянство, а именно его представляет главный герой, долгое время было экономической и политической опорой Российского государства, но постепенно оно начало вырождаться. Убедительным доказательством этой мысли стала история жизни Ильи Ильича Обломова.

«Обломов» - социально-бытовой роман. Бытовой, потому что автор подробно, в деталях описывает жизнь заглавного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой, короткое счастье (историю любви к Ольге Ильинской) и быстрое угасание в доме вдовы Пшеницыной. В личной и общественной жизни Обломов последовательно противопоставлен своему другу-антиподу Штольцу: у них разная сила характера, деловые качества, происхождение, воспитание, образование, социальные убеждения (помещик - предприниматель).

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность. Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право уродует не только крестьян (такая мысль традиционна для русской литературы начиная с 1790 - со знаменитой книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»), но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к бессилию жить вообще. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку, бывать в обществе. Рядом с Ильёй Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги. Дворовый Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать профессионально, неопрятностью, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину.

Конечно, «Обломов» - это история жизни главного героя, однако понимать роман только так было бы неправильно. «Обломов» - это социальное произведение, в котором автор ставит, помимо проблемы обломовщины, вопрос о путях дальнейшего развития России. Рассуждения Гончарова о социальных перспективах страны весьма углубляют содержание романа и делают его интереснейшим произведением своего времени.

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная автором, уходит в прошлое, а вместе с ней, как это ни грустно, уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта: хлебосольство, удальство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского щёголя Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пен-кина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы, обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, им свойственна волчья сущность, скрытая за любезными улыбками. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе или рассказ Пенкина о своей новой статье, которая касается всего на свете: погоды, новоизобретённого противопожарного средства, женской эмансипации, реалистического направления в литературе (1, II).

Сонная Обломовка - символ помещичьей России - погибнет, в этом Гончаров не сомневается. Но кто унаследует Россию, кто будет распоряжаться страной в новую историческую эпоху? Писатель представляет два варианта решения этого социального вопроса - или примитивный, грубый, но ловкий пройдоха Тарантьев в компании с Мухояровым и Затёртым, или культурный, честный, деятельный предприниматель Штольц. Тарантьев выпрашивает у Обломова деньги по мелочам, Мухояров «стряпает» фальшивое заёмное письмо, Затёртый управляет Обломовкой так, чтобы максимально обогатиться самому, воруя уже по-крупному у наивного хозяина-помещика. Эти и подобные им мошенники и воры разорят не только Обломовку, но и всё государство; для них главное - набить собственные карманы.

Штольц - делец, далёкий и от дворянской лени, и от служебного карьеризма; в нём деловая хватка сочетается с культурой, что особенно нравится автору. Планы Штольца весьма прогрессивны для своего времени: он предполагает отмену крепостного права, организацию хозяйства нового типа на месте крепостного поместья, устройство школ, пристаней, шоссейных дорог, ярмарок. Тогда Обломовка превратится в благоустроенное, культурное имение-ферму, обогащающее не только владельца, но и работника, а в конечном счёте всё государство. Так Штольц стремится управлять имениями Обломова и Ольги Ильинской. Он убеждён, что быть честным выгодно, именно он спасает Обломовку от Мухоярова и Затёртого для сына Ильи Ильича. Штольц не говорит о высоких общественных интересах, которые так любят обсуждать русские патриоты, зато он успешно решает свои коммерческие и житейские проблемы. В этом герое писатель видит удачно найденное равновесие «практических интересов с тонкими душевными потребностями» (2, II). А доказательство тому - дела Штольца, когда он без лишних просьб помогает Обломову, заботится об Ольге.

Итак, если Обломов воплощает Россию уходящую, которая не может приспособиться к новым историческим обстоятельствам, то Штольц - Россию новую, какой её хотел бы видеть Гончаров. При этом жизненные принципы Штольца, по свидетельству Добролюбова и других современников, не свойственны русским деловым людям 50-х годов XIX века. Гончаров слишком хорошо понимал это и сделал Андрея Ивановича Штольца полунемцем, воспитанным в бюргерской семье, но выросшим и сформировавшимся как личность в России.

Надо заметить, что образ Штольца в роли человека, способного поднять Россию, «сказать всемогущее слово "вперёд"» (Гоголь «Мёртвые души», II, 1), кажется не вполне убедительным: слишком не по-русски он замкнут в своей частной жизни, в своих личных интересах. Автор не изображает его деятельность, поэтому с трудом верится, что он «делает что-то порядочное там, где другие ничего не могут сделать» (Добролюбов «Что такое обломовщина?»). По художественной разработке характер Штольца значительно уступает характеру Обломова, однако Штольц - совершенно необходимый персонаж, который, будучи противопоставлен заглавному герою, помогает раскрыть идею произведения.

В романе есть третий главный герой, вернее героиня, - Ольга. Этот образ позволяет в новом свете увидеть жизненную позицию Штольца. Именно Ольга становится настоящим положительным героем, оттесняя на второй план Штольца, с его прогрессивными для середины 50-х годов XIX века взглядами. Обломов и Штольц, конечно, антиподы, но одновременно и родные братья по своему мироощущению: оба осмысливают жизнь в привычных, традиционных рамках, поэтому, если увидят перед собой стену или бездну, не станут биться головой или перепрыгивать, а отойдут в сторону (2, II). Обломов - прошлое России, Штольц - сиюминутное настоящее, а Ольга - будущее. Она решительно нарушает отжившие традиции и способна на самые смелые поступки: история её любви к Обломову и её жизнь в замужестве подтверждают это. Именно она, а не Штольц произносит суровый приговор Обломову и обломовщине как явлению русской жизни.

А в конце романа появляется-упоминается маленький сын Обломова, который взят на воспитание в семью Штольцев. Именно он, повзрослев, будет «обустраивать» жизнь России через двадцать-тридцать лет.

Основной сюжет романа И. А. Гончарова «Обломов» был заложен еще в первом романе «Обыкновенная история» (1847 г.). Действительно, как заметил В. Г. Белинский, «Адуев (главный герой романа «Обыкновенная история») мог бы заглохнуть в деревенской дичи и апатии и лени». Ну чем не сюжет будущего романа?
История создания и публикации романа «Обломов» была довольно долгой и трудной. В общей сложности писатель создавал его в течение 10 лет: в 1849 году вышла в свет часть романа «Сон Обломова» и только в 1859 году в журнале «Отечественные записки» - весь роман целиком.

Этот роман доказал, что И. А. Гончаров - мастер слова. Он использует в своем творчестве различные художественные приемы: портретную характеристику, роль детали, интерьер, пейзаж. Все это помогает показать психологию и душевное состояние главных героев романа.
И. А. Гончаров широко использует и Прием антитезы в романе «Обломов» . Он противопоставляет героев друг другу, чувство и рассудок, покой и действие, жизнь и смерть. Жизнь Обломова в детстве противопоставляется его существованию на Гороховой улице, когда герой уже разочаровался в суете столичной жизни, в службе и хлопотах, связанных с ней.

Использование Прием антитезы в романе «Обломов» помогает читателю понять замысел Гончарова, почувствовать душу героя. При помощи противопоставления писатель выделяет особенные, неповторимые черты Обломова, Ольги, Штольца и других персонажей романа. Образы, созданные автором, поражают живостью, яркостью и оригинальностью.

Сначала я хотела бы рассмотреть основное противопоставление в романе: Штольц и Обломов. Штольц является антиподом Обломова и как деятель, и как человек, у которого разум преобладает над чувством. Почему же эти герои столь различны? Автор пытается в этом разобраться, показывая родителей героев. Илья и Андрей учились вместе. Но как же относились их родители к образованию? Хозяева Обломовки постоянно придумывали предлоги, чтобы освободить обожаемое чадо от занятий. Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. В Обломове эти черты просто-напросто отсутствуют. Он - ненужный для общества человек, «бременящий даром землю» (Н. В. Гоголь). Об этой пассивности Обломова как о национальной черте писал критик Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Увлекшись этой идеей, критик совершенно забыл о положительных чертах героя: о его прекрасном добром сердце и «голубиной нежности». Пришвин писал так о главном герое романа: «Его покой - запрос на высшую ценность, которая достойна непокоя». И действительно, идеалы и запросы Штольца пошлы и суетны. В нравственном отношении Илья Ильич превосходит своего друга. Ольга Ильинская способна полюбить лежебоку Обломова, а Штольца она всегда, даже после замужества, не перестает считать старшим братом и другом.

Обломов тоже любит Ольгу. Но его любовь чиста, бескорыстна, искренна. А Ольга привязана к Илье Ильичу, потому что ей интересно попробовать свои силы, «расшевелить», оживить героя. Ольга эгоистична: она обижается и злится сначала на Штольца, потом на Обломова за признание Ильи Ильича, ведь оно не входило в замысел «эксперимента». Здесь мы также видим антитезу: противопоставляется Ильинская Обломову как самолюбивая героиня, сторонник деятель- ного начала. Обломов сам понимает, что не достоин Ольги: вспомним его жалкую улыбку в сцене, когда Ольга жестоко говорит о неспособности героя жить для нее. Я уверена, что Илья Ильич никогда бы не смог говорить так зло с любимым человеком. Обломов не был бы счастлив с Ольгой. Она совсем не похожа на ту женщину, которую представлял себе герой в качестве жены. Ему нужна была безропотно любящая, мягкая, домовитая женщина, такая, как Агафья Пшеницына.

Агафья Пшеницына является, в свою очередь, антиподом Ольги Ильинской. Эти две героини разнятся во всем: по происхождению Пшеницына стоит намного ниже Ольги Ильинской, не говоря уже об образовании, чертах характера. Она не способна ни понимать книги, которые читает Ильинская, ни петь «Casta Diva», ни
Глубоко прочувствовать благородство души Ильи Ильича. Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него «походка свободная», речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Пшеницына намного проще Ольги. Но лишь с этой женщиной находит свое человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Илья Ильич живет так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать намного приятнее и удобнее, чем вечно «крутиться» на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин.

Таким образом, Обломов уже и самом начале романа противопоставлен своим гостям-посетителям. Так, Пенкин пишет обличительные статьи, направленные против падших людей. Обломов противостоит Пекину: он говорит о сострадании, гуманизме, о том, что нужно не обличать, а подать руку падшему человеку.

Прием антитезы в романе «Обломов» применяется не только по отношению к героям. Так, жизнь Ильи Ильича в Обломовке противопоставлена его жизни в Петербурге. В детстве Обломов был живым и избалованным мальчиком. Вспомним, как герой убегает от няни к оврагу («Сон Обломова»). Повзрослев, герой остается избалованным ребенком в душе, но он перестает интересоваться жизнью.

Любопытно было бы рассмотреть противопоставление Обломовки и окружающего мира во сне Обломова. То, что находилось «до оврага», называлось своим и считалось единственно хорошим и правильным. То, что «за оврагом»,- опасным и страшным. Обломов, став взрослым, все еще живет в зоне «до оврага», в своем замкнутом мире. Поэтому для героя Петербург - место «за оврагом». Петербург особенно контрастирует с Обломовкой: суета городской столичной жизни совсем не похожа на тихую, сонную, застойную жизнь родного гнезда. В Обломовке следуют народным традициям, верят в предания, там навсегда заведен особый распорядок. В Петербурге все не так: другие, порой жестокие и алчные, люди, необходимость ходить на службу, писать какие-то бумаги. Все это не по душе Обломову.

Как мы увидели, весь роман И. А. Гончарова построен на противопоставлениях. Это главный художественный прием писателя. Возможно, поэтому роман поражает яркостью образов, жизненностью ситуаций, писательским мастерством.

И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...