Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь. Вера есликовская Что предложил раскольников соне


В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ""Преступление и Наказание"" и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ""идейное"" убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ""Тихая, слабенькая"" Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ""теории"", воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ""Воспитания, как и представить можете, Соня не получила"". Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ""принуждена была взять жёлтый билет"".

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ""переступила"", чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ""люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово"". Отнеся себя к ""высшему разряду"", Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ""переступил"" через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу ""жить и делать мерзости"" или умирать честному человеку? ""Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?"" Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно ""в отходе от Бога"" видит Соня причину преступления Раскольникова: ""От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!"" сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ""Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она"".

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ""Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками"". После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ""ну да, чтоб ограбить"". Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ""хотел помочь матери"". Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ""хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил"", но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ""Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! "" Следующая причина: ""…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…"" – тоже не является истиной. ""Ох, это не то, не то!"" – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ""Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?"" Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ""Тварь ли я дрожащая или право имею…"". Раскольников ""захотел осмелиться и … убил"".

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ""Человека-то я убил, а принцип – нет."" Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства...

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ""матушка ты наша… нежная, болезная."" А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ""высшему разряду"", презирая их: "" Ты барин!"" – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ""моровой язве"", который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ""люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе."" После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ""Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…"", теперь Раскольников понял, что только ""бесконечной любовью искупит он все страдания"", всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ""Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…""

«А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус.

Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву.

Соня Раскольников

Соня - Раскольникову «Кого убить: Лужина или Катерину «И кто меня тут судьей поставил? » Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!

Соня Раскольников

Абстрактного человечества, «убив других» Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

» «Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого».

Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Конкретных людей, «убив себя» Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное.

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

Раскольников - Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

Раскольников - Соне

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Разделы: Литература

Цель урока: определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне” 1872 г., Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся, музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.

Предварительно учащимся было задано прочитать 4 главу 4 части, обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.

Обрести Христа – значит обрести
собственную душу.

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Мы продолжаем работу над произведением Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Произведение “Преступление и наказание” учит нас тому же, что и Библия: милосердию, состраданию, добру, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим к анализу произведения, хочу обратить ваше внимание на картину Крамского “Христос в пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского. Постараемся увидеть, что в них общего.

Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872 года. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному:

2. Сообщение учащегося.

1) Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

2) Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.

3. Беседа.

Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса – до боли сжатые, словно пытается связать воедино мир, землю и небо.)

Перед нами драма: превращение частного человека в посланника божьего среди людей, страдающего за людей. Обратите внимание на портрет Ф.М.Достоевского, выполненного В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах.)

4. Слово учителя.

Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

5. Послушайте стихотворение Льва Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”. (Читает ученик.)

6. Беседа.

Одним из основных библейских мотивов романа Достоевского является мотив страшного суда за грехи человеческие. Перед вами картина Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из “Преступления и наказания” может стать иллюстрацией страшного суда? (4-й сон Раскольникова.)

Какие основные евангельские заповеди он нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)

Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым светом становится Соня.)

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова

Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

Расскажите о жизни Сони.

(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)

Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.

Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

Каким представляет себе Раскольников будущее девушки? (“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)

Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)

Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.

Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)

7. Работа с текстом.

Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.

Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)

Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания. Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)

Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается душа.)

С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)

Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

8. Сообщение ученика.

Капернаум – город, часто упоминаем в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

В комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.

Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от Матвея есть притча о работниках в виноградниках.

9. Сообщение ученика.

“Царствие Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию.” “Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных”.

Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть возможность покаяться, искупить свой грех страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с богом) и воссоединиться с Богом.

10. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.

11. Беседа.

Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Она не может решать: кто должен жить, а кто нет.)

Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести.

Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.)

В чем причина совершения преступления, по мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил, дьяволу продал”.)

Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)

Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения.)

12. Слово учителя.

Главная проблема романа: имеет ли право человек решать, кому жить, кому не жить.

Сонина правда победила. Она помогла сгореть индивидуалистической философии Раскольникова. Своей жалостью и человечностью вернула ему ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает крест от Сони. Крест – это человеческие страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других. Он еще к этому не готов.

13. Чтение сцены на Сенной площади.

14. Беседа.

Раскольников нарушил главную библейскую заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди. (Прощайте да прощены будете.)

Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере, когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)

Как к Соне относились каторжники? (Били ее, кланялись ей.)

Что значит для писателя эпилог? (Раскольников с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе. Именно здесь происходит человеческое прозрение Раскольникова, которое отрешает его от болезни индивидуализма, от стены, которую в своих мыслях он чуть не возвел между собой и другими “обыкновенными” людьми.)

Возрождение приходит к герою романа как преодоление болезни. Что необычного мы в нем видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы – это очищение, просыпается душа…)

15. Слово учителя.

Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему становится легче дышать. Он начинает видеть высокий смысл тех, кого считал обыкновенными. Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещенных религией.

На последней странице романа вновь появляется число “семь”, означающее союз человека с Богом. “Им оставалось еще семь лет”. Это начало очищения, а впереди 7 лет, только тогда может наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки? (В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

“Блаженный тот, на которого сойдет благодать Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди, которую Достоевский считал бесценной. “Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях, которые умеют сострадать другому человеку. Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

16. Домашнее задание.

Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу? (Письменная работа.)

Вера Есликовская

Вера Николаевна ЕСЛИКОВСКАЯ - учитель литературы МОУ СОШ № 60 г. Барнаула.

Признание Раскольникова Соне в убийстве

Материалы к анализу эпизода

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий - вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока - беседа по произведению - покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное - возникает желание читать.

Р азговор на уроке начинаем с вопросов “для разбега”:

Сколько раз Раскольников приходит к Соне? А в дом старухи? Сколько встреч у него с Порфирием Петровичем?

Отмечаем, что во всех этих случаях налицо присущий фольклору мотив троичности, при этом выявляется одна композиционная закономерность: первый визит Раскольников наносит, делая “пробу” (завязка), вторая встреча выполняет функцию кульминации, третья - развязки.

В словаре В.И. Даля слово “проба” имеет значения: “опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли”. Значит, Раскольников - экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение. Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.

Проведём эксперимент, который поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части (ч. 4, гл. IV). Автор подчёркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый. Попробуйте нарисовать этот неправильный четырёхугольник, в котором острый угол противоположен тупому. На что похожа фигура, получившаяся у вас?

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы - получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол - “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” - покров Богородицы; свеча - символ живой души и молитвы; Евангелие - благая весть о спасении.

Кроме того, острый угол комнаты почти не виден. С чем ассоциируется этот “тёмный угол”?

Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.

Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?

И Раскольников, и Соня пытаются разгадать “тайну” друг друга.

Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

Раскольников давно “избрал” Соню, ещё тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова.
В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание. Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.

С какими мыслями герой выходит от Мармеладовых? Глава, предшествовавшая свиданию, завершается мысленным восклицанием Раскольникова: “Ну-тка, Софья Семёновна, посмотрим, что вы станете теперь говорить!” В чём смысл этой фразы?

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

В чём должен был убедить Соню эпизод с Лу­жиным?

Раскольников хочет доказать Соне, что Бог не спасёт. Действовать нужно самим.

Что более всего беспокоит героя в предстоящем разговоре с Соней?

Признание в убийстве Лизаветы.

Почему ему трудно в этом признаться именно Соне? Почему он собирается сообщить Cоне о Лизавете, а не об Алене Ивановне? Вспомним, чем завершается первое свидание Раскольникова с Соней.

На вопрос Сони: “Что же, что же делать?” - Раскольников отвечает, что нужно “страдание взять на себя”. Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорблённых, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

Как показано состояние героев в начале сцены?

Раскольникова “почти придавило” “мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью”. Соня сидит, закрыв лицо руками (выражение отчаяния и растерянности). Герои идут навстречу друг другу, она встаёт - он садится. Герои оказываются в том же положении, что и накануне (“точь-в-точь как вчера”). Но это подчёркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.

Кто вёл диалог в первой сцене? Каков был тон Раскольникова? Как воспринимала его Соня?

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Как организуется диалог во второй сцене?

Раскольников задаёт Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить всё, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Раскольников задаёт Соне вопрос-искушение: “Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? ...Как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю” .

Предлагаю ответить на этот вопрос учащимся. Многие из них выносят смертный приговор Лужину. А затем вместе читаем ответ Сони: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?”

Как воспринимает Раскольников ответ Сони?

Это приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется (“Я это прощения просил, Соня…”).

Как передаётся напряжённость разговора в этой сцене?

Здесь много пауз, молчания (“спросил через минуту”, “прошло пять минут”). Состояние героя характеризуют жесты (“закрыл лицо руками”), дей­ствия (“Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел машинально на её постель”).

Обращаю внимание учащихся, что “та минута”, в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: “Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более»”. Как и в сцене убийства, Раскольников “не понимал того, что теперь с ним делалось”. Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.

Как Раскольников объясняет Соне, почему убил Лизавету? В чём особенность речевого построения этого объяснения?

Обилие многоточий свидетельствует о том, с каким трудом произносит Раскольников слова признания. Ключевое слово здесь - “убить”. При этом Раскольников выступает и в роли убийцы, и в роли жертвы.

В чём смысл соотнесения в сознании Раскольникова Сони и Лизаветы?

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В чём смысл такого сходства героев с детьми?

“Дети - образ Христов: «Сих есть царство Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество”, - говорит Раскольников при первой встрече с Соней. Дети воплощают собой чистоту и более всего нуждаются в защите. В Раскольникове совмещаются убийца и ребёнок.

“Вдруг, точно пронзённая («пронзить» - проткнуть, нанести рану острым предметом; мотив топора, убийства), она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. - Что вы, что вы это над собой сделали! - отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчёркивает, что поклонился не Соне, а “всему страданию человеческому”, а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова. В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно “ненасытимое сострадание”.

В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: “И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба]” (Быт. 33, 4). Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мёртвых (“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло ему в душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”). Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони (“Я тебя избрал”), то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне (“Так не оставишь меня, Соня?”).

Какие мотивы своего преступления называет Раскольников? Какой из них ведущий? Что помогает это определить?

Монолог Раскольникова сопровождается автор­скими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он всё более возбуждается (“Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить…”; “Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге... Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом”). Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…”).

Означает ли это, что все ранее названные Раскольниковым мотивы не имеют значения? Какие фрагменты романа в таком случае оказались бы лишними?

Если допустить, что самоиспытание героя - единственный мотив убийства, тогда становятся ненужными такие эпизоды романа, как исповедь Мармеладова, сон Раскольникова о забитой лошади, письмо матери героя, встреча его с пьяной девочкой на бульваре.

Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?

Соня видит причины страдания героя в безбожии: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках (“Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?”; “А старушонку эту чёрт убил, а не я”).

В рассказе Раскольникова о том, как он пришёл к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Наряду с мотивом убийства в этой сцене звучит мотив самоубийства (“Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”).

Чем заканчивается эпизод?

“Оба сидели рядом, грустные и убитые…” Убитые - значит, не просто мёртвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы одновременно, оба сидят на кровати (смертном одре), но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони. Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.

Какой выход предлагает Соня Раскольникову?

Она призывает его к покаянию и принятию страдания как очищения от греха, искупления.

Готов ли Раскольников принять такой выход?

Нет. Он ещё надеется одолеть судьбу. Убийственная теория ещё не перестала владеть его сознанием. Раскольников ещё не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня.

Домашнее задание: я прошу ребят кратко записать в виде связного текста то, о чём мы сегодня говорили. С проверки этих текстов начнётся следующий урок.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...