Сообщение о художнике павел федотов. Доклад: Федотов Павел Андреевич. Известные произведения Федотова Павла Андреевича



Иногда, как я думаю, имеет смысл знакомить вас, дорогие друзья и читатели, со старыми, наиболее интересными на мой личный взгляд и удачными, постами из моего старого закрытого дневника, который я в свое время создал не в виртуальном пространстве ли.ру. Вот один из давних постов, взятых из того раннего моего дневника (этот пост был мной составлен и потом опубликован там еще в ноябре 2006 года).

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

В выставочных залах не убывала толпа. Перед главным холстом экспозиции "Сватовство майора" стоял художник Павел Федотов и, словно рыночный зазывала, приглашал посетителей задержаться возле картины, объясняя её содержание слогом, который сам называл "простонародным протяжным напевом":

Вот купецкий дом, - всего вдоволь в нём,

Одно пахнет деревней, другое харчевней.

Зато один толк, что всё взято не в долг,

Как у вас иногда, честные господа!..

Уловка сработала. Такова была новая фантазия художника - объяснять живопись рифмованным слогом, превращать зевак в слушателей, а слушателей в зрителей. Журналы писали об успехе художника. "Сватовство майора" принесло ему звание академика живописи, а рифмованный комментарий - признание знатоков русской словесности.


П.А. Федотов. Сватовство майора. 1851

Павел Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года и происходил из семьи очень бедного чиновника, отставного прапорщика, бывшего воина Екатерининских времен.

Если выше написанное заинтересовало, то читайте и смотрите фоторепродукции картин Федотова (я ценю его великий талант в области жанровой живописи) ниже. Пост по объему относительно небольшой, а еще в нем есть - фоторепродукции его картин.


Федотов П.А. Портрет А.И. Федотова, отца художника. 1837. Акварель

Одиннадцати лет от роду, не получив почти никакой научной подготовки, был определён в воспитанники 1-го московского кадетского корпуса, в котором своими блестящими способностями, успешностью в ученье и образцовым поведением обратил на себя внимание начальства и превзошёл всех своих товарищей. В пятнадцать лет он - унтер-офицер, в семнадцать - фельдфебель. Как лучшего выпускника кадетского корпуса Павла переводят в столицу, и в восемнадцать он становится прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. Рисовать начал ещё в кадетах, веселя однокашников забавными шаржами. В полку продолжал писать портреты сослуживцев, а когда в часть пожаловал великий князь, Федотов посвятил этому событию живописный сюжет. Князю понравилась акварель, и он наградил гвардейца бриллиантовым перстнем.


П.А. Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838

Через год великий князь вновь посетил полк. На этот раз ему показали начатую Федотовым картину "Освящение полковых знамён после пожара в Зимнем дворце". Вскоре последовал высочайший Указ, разрешавший художнику оставить военную службу для обучения живописи с назначением содержания от казны. Однако Федотов не торопился в отставку.

П.А. Федотов. Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. 1843

Ещё на третьем году полковой службы он стал посещать вечерние классы Императорской академии художеств. Именно тогда, по выражению художника, его "карандаш задел прохожих", и он научился изображать "оплёванного судьбой человека".


П.А. Федотов. Офицер и денщик. 1850

Между тем мир, открывшийся Федотову в стихосложении, увлекал его не меньше, чем игра красок и гармония линий. Он сочинял романсы и песни, исполнял их под аккомпанемент семиструнной гитары, переиначивал на шутливый лад сцены и арии из оперы "Руслан и Людмила" и разыгрывал представление перед друзьями. Он навсегда остался верен семиструнной подруге - держал в мастерской манекен натурщицы с гитарой в руках. На слуху у современников были его романсы "Кукушечка" и "Душенька", песня "Любочка" и солдатский марш "То ли дело егеря", распеваемый русской пехотой чуть ли не до Первой мировой войны.

Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся показывать их друзьям и знакомым. Изображал себя в картинах забавных или трагических, часто при обстоятельствах, никогда не случавшихся с ним в жизни. На бумаге, холсте и картоне возникал параллельный фантазийный мир бурной жизни художника, наполненной ухаживаниями, азартной игрой, помолвкой, женитьбой, любовными связями, счастливым отцовством и завершившейся бедной и немощной старостью. Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу. Такая мысль возникала, видимо, и у самого Федотова.

Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик). 1846 г.

П.А. Федотов. Завтрак аристократа (Неожиданный гость). 1850

П.А. Федотов. Прогулка. 1837. Акварель. [Групповой портрет: П.А. Федотов в форме офицера лейб-гвардии Финляндского полка, А. И. Федотов (отец художника), А. И. Калашникова (сводная сестра художника)]

На рисунке, выполненном им в больнице незадолго до смерти, чиновный вельможа в мундире и эполетах пристально рассматривал смятенную физиономию художника через крупное увеличительное стекло в драгоценной оправе. Отсутствие эмоций на лице вельможи говорило о том, что он и под увеличением ничего не разглядел в живописце: лишь полные тревоги глаза, встопорщенные усы да приоткрытый в немом крике рот...

В автошарже, написанном вскоре после выхода в отставку, Федотов нарисовал себя в галантном полупоклоне, объясняющимся в любви миловидной барышне. Собака барышни облаивала кавалера из-под пюпитра.

П.А. Федотов. Разборчивая невеста. 1847

Этот эпизод, может быть, не заслуживал бы внимания, если бы не сохранилась анкета, заполненная рукой Федотова, когда он попал в психоневрологическую больницу. Всего два вопроса и два ответа:

"Когда началась болезнь?" - "В июне 1852 года".

"Первые признаки болезненного состояния?" - "Началось с объяснения в любви".

Впрочем, до тех роковых объяснений, когда художник предложил руку и сердце сразу двум барышням, ещё далеко, и рисунок, о котором идёт речь, был всего лишь забавной шуткой.

Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Все знали его обычную отговорку: "Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой". Однако клетка не пустовала в его рисунках. На одном из них жена сокрушалась о седине мужа, а он утешал - виноват дурной петербургский климат. Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне. Приподнявшись в постели, обладатель знакомых усов и причёски обнаружил, что собака хозяйки погрызла его обувь, брошенную возле кровати, и досадовал: "Ах, какой твой Фиделька шалун!".

В 1851 году художник закончил писать картину "Вдовушка" и поместил в богатую раму за спиной героини изображение умершего мужа, наделив его своими чертами. Бог весть, почему Федотов это сделал: сюжет картины навеян судьбой его сестры Любы, разорившейся после внезапной смерти мужа. Собственное изображение взамен портрета умершего супруга выглядело по меньшей мере неуместно.

В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства.

Федотов работал над картиной упорно и долго. "Про "Вдовушку", выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: "Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года". Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью", - записал он в своем дневнике. Метод его творчества остался тем же, что и в период создания "Сватовства майора", - Федотов по-прежнему внимательно вглядывался в действительность, по-прежнему постоянно и тщательно писал с натуры. Только опыт художника сделался разнообразнее и шире, мастерство стало еще более совершенным, обострилась способность к обобщению.

Художник почти закончил полотно, но нужное цветовое решение не находилось. К ночи Федотов выбился из сил и лёг спать. Во сне ему явился Карл Брюллов, сказавший, что от прежнего замысла надобно отказаться. Они вместе подошли к картине, сняли полог, и Брюллов, взявши кисть, показывал, как и какие краски следовало смешать, куда и в каком порядке их нанести. Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова. Вышло отменно!

"Вдовушка" дошла до нас в четырех вариантах.

П.А. Федотов. Вдовушка (1-я версия). 1851

П.А. Федотов. Вдовушка (2-я версия). 1852

Сравнивая между собой эти ступени постепенного вызревания замысла, нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины, и над образом самой вдовушки.

Подобно тому, как герои его сатирических картин вызывают ассоциацию с персонажами пьес Островского, "Вдовушка" своим проникновенным лиризмом и утонченной простотой напоминает женские образы, созданные Пушкиным.

Фантазия живописца - занять место в портретной раме на комоде у "Вдовушки" - оказалась последней и роковой. Не прошло года, как он заболел.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по летам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 г. в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года в возрасте тридцати восьми лет, прейдя в рассудок недели за две до своей кончины.

Федотов (Павел Андреевич)

В комментариях добавлю еще несколько фоторепродукций картин П.А. Федотова и интересные подробности о его картине "Сватовство майора" и об истории ее написания :)

Рубрики:


Метки:

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю



Федотов П.А. Автопортрет
Подробнее о картине П.А. Федотова "Сватовство майора"

Федотов разработал этот сюжет не только в живописи, но и в литературе; ему принадлежит поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора", которая представляет собою развернутый стихотворный комментарий к картине, а также "Рацея" - "рассказ простонародный протяжным напевом", написанный специально в качестве объяснения к "Сватовству майора". Поэт-художник поставил перед собой задачу показать:

"... как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют".

Уже в самой интонации стихотворного объяснения выражено сатирическое отношение художника к его героям.
Он последовательно показывает сначала место действия:

Вот купецкий дом -
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
Другое харчевней...

А затем, одного за другим, всех действующих лиц:

Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец...
Уж чего бы еще?
Да взманила, вишь, честь:
"Не хочу, вишь, эятька с бородою...
Мне по крайности дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь! . ."
... Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Что, дескать, жених изволил пожаловать...
... наша невеста
Не найдет сдуру места:
Мужчина! чужой! Ой, стыд-то акой!
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот, извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!.."

"Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза", - говорил Федотов.
Эти слова в полной мере подтверждаются целым циклом этюдов, набросков и натурных зарисовок, связанных с работой над "Сватовством майора".
Один из друзей Федотова, И. Можайский, рассказывает, со слов самого художника, о том, как складывались основные образы "Сватовства майора":
".. . Могут быть такие счастливцы, которым воображение сейчас же дает нужный тип. Я не принадлежу к их числу, а, может быть, и слишком добросовестен, чтобы игру фантазии выдавать за возможное. Когда мне понадобился тип купца для моего "Майора", я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки. . . Наконец, однажды, у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться... изучал его характер... и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо; а чего мне стоили другие!"
Рассказ продолжает другой мемуарист, также близкий друг художника, писавший с его слов:
"При отделке "Сватовства" Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличной сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Там хороши были стены, но аксессуары с ними не ладили; там годилась обстановка, но комната была слишком светла и велика. Один раз, проходя около какого-то русского трактира. . . художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая "так и лезла сама в его картину". Тотчас же зашел он в таверну и с неописанным удовольствием нашел то, чего искал так долго. Стены, вымазанные желто-бурою краскою, картины самой наивной отделки, потолок, изукрашенный расписными "пукетами", пожелтевшие двери - все это совершенно согласовалось с идеалом, столько дней носившимся в воображении Федотова.
Едва только одолел он первую трудность, явилась тысяча других. Нужно было сыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, удерживающей (на картине) невесту за платье, невесту, прислугу, жениха, кисейное платье, разные аксессуарные вещи, необходимые для картины. Разыскание живых типов по широкому Петербургу не могло быть в тягость нашему наблюдателю, найти лица не было делом очень тяжелым. . . Какой-то добродушный купец... охотно согласился дать скопировать свою особу, один из знакомых офицеров сам вызвался служить натурой для жениха, беспрекословно облачаясь в мундир и стоя на одном месте столько времени, сколько того было угодно Федотову. На Толкучем и на Андреевском рынках наш живописец высмотрел несколько старух и сидельцев... и нанял за сходную цену... Платья, мебель и мелкие вещи были взяты у приятелей, а предметы такого же рода, слишком старые и загрязненные, выбирались из лавок или рестораций".
Современники настоятельно подчеркивают близость федотовских картин к натуре, их почти документальную точность в воссоздании действительности. Эта особенность, и в самом деле характерная для Федотова, особенно ценилась его первыми зрителями.
Для тех, кто желает еще раз взглянуть на картину П.А.Федотова "Сватовство майора", но в фоторепродукции с большим разрешением, я помещаю этот вариант здесь (см. ниже).

Выдающийся русский художник Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) появился на свет в Москве, в семье отставного военного. Его родители Андрей Илларионович Федотов и Наталия Алексеевна Григорьева поженились уже будучи вдовцами и имея малолетних детей. Во вновь образовавшейся семье было два сына Андрея Илларионовича и дочь Наталии Алексеевны. В совместном браке у супругов родилось шестеро общих детей трое из которых умерли в раннем детстве. Павел оказался в числе троих выживших.

Мальчик рос любознательным и наблюдательным, тонко подмечающим все характерные черты окружающих его людей и обстановки. Внимание к мельчайшим деталям впоследствии будет очень чётко прослеживаться в его произведениях. Уже в зрелом возрасте художник писал: «Основной фонд моего дарования – сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни».
Материально положение семьи было бедственным, единственным доходом была пенсия отца. Андрею Илларионовичу удалось выхлопотать для Павла место в недавно открывшемся в Москве кадетском корпусе. Мальчик покинул дом в 1826 году, поступив на полное казённое обеспечение.

Кадет Федотов прилежно постигал военное дело, а кроме того играл на гитаре, был солистом кадетского хора, писал стихи, рисовал портреты и карикатуры. Со временем любовь к рисованию взяла верх над всеми остальными увлечениями юноши.
В 1834 году Павел Андреевич с отличием окончил кадетский корпус и по распределению прибыл в Санкт-Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк в чине прапорщика. Благодаря своему художественному дарованию он стал чрезвычайно популярен среди сослуживцев. Он рисовал своих товарищей, а также по их просьбе делал наброски в альбомах незнакомых ему людей, которые приносили его друзья.
Хобби молодого офицера стало настолько серьёзным, что он после приёмных экзаменов был зачислен во второй класс вечерних курсов Императорской Академии художеств. Первое время Павел Андреевич старательно посещал занятия, однако впоследствии из-за болезни, службы и недостатка средств на покупку необходимых для занятий материалов – бумаги, холста, красок, он был вынужден прекратить занятия.
Весной 1837 года в Петербург приехали московские соседи Павла Андреевича – Екатерина Головачева вместе с матерью. Между Катенькой (так художник называл девушку) и Павлом Андреевичем возникла большая симпатия. Однако спустя несколько месяцев Головачевы вернулись домой в Москву. С любовью в сердце офицер ждал новой встречи с девушкой и мечтал о женитьбе. Летом того же года в жизни лейб-гвардии Финляндского полка произошло знаменательное событие – смотр войск проведённый великим князем Михаилом Павловичем. По случаю этого события Федотов написал акварель «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича». Произведение настолько понравилось полковому начальству, что в качестве поощрения Федотов получил отпуск с августа по декабрь. Он с радостью отправился домой, где проводил время не только с престарелыми родителями, но и с любимой Катенькой. Однако его стеснённое материальное положение не давало ему возможности сделать девушке предложение.

1838 году Федотов стал поручиком, новое звание дало прибавку к жалованию. Павел Андреевич как любящий сын и брат, стал заботиться не о собственной женитьбе, а о том, чтобы помогать родственникам. Он и Екатерина постепенно отдалились друг от друга. Павел Андреевич глубоко переживал горечь не исполненной мечты, а образ девушки хранил в душе до конца жизни.
В том же 1838 году Федотов возобновил занятия в Академии художеств и всё чаще стал задумываться о карьере профессионального художника, но отважится на такой решительный шаг ему было тяжело. Он продолжил службу при этом значительную часть свободного времени посвящал живописи. Основное место в творчестве живописца занимал батальный жанр. Акварели Федотова очень нравились императору. В 1844 году спустя десять лет после начала службы, талантливому офицеру в качестве поощрения было позволено выйти в отставку с пенсионом в сто рублей в месяц и казённой квартирой при Академии художеств.

На ВОЛЬНЫХ ХЛЕБАХ
Обещанной квартиры художник так и не получил, хотя несколько раз писал прошение на высочайшее имя. Таким образом вольный художник был вынужден ютиться в заброшенном, ветхом доме. Вместе с Павлом Андреевичем поселился его денщик Андрей Коршунов, также оставивший полк. Он взял на себя все хозяйственные заботы своего господина и стал его самым близким другом.
Федотова на протяжении всей жизни сопровождала нужда, его заработки были не велики и нестабильны, но тем не менее Павел Андреевич, постоянно во всём себя ограничивая продолжал финансово помогать родственникам.

За свою творческую жизнь Федотов написал большое количество портретов, изображающих членов семей друзей и создав достойную художественную галерею своих современников. Среди жанровых картин мастера наиболее известны: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», и конечно «Сватовство майора».
В начале 1850 года Федотов был вынужден срочно выехать в Москву. Его младшая сестра овдовела, оставшись беременной и с ребенком на руках. За долги мужа кредиторы грозили отобрать у неё дом. Павлу Андреевичу кое-как удалось уладить это дело, погасив часть кредитов и договорившись об отсрочке остальных платежей.

БЕЗУМИЕ
Тяжёлая бедность, постоянное самоограничение и необходимость заботиться о родственниках трагическим образом сказались на рассудке художника. В летом 1852 года Павел Андреевич стал вести себя довольно странно: получив деньги он не отправил их в Москву, как раньше, а накупил множество ненужных вещей, в числе покупок одна была не просто странной, но и пугающей – художник купил себе гроб!

Он посетил нескольких своих знакомых, в каждом доме сватался и обещал невестам счастливую и обеспеченную семейную жизнь. Потом Федотов исчез. Нашли его через некоторое время в Царском Селе обессилевшим и совершенно больным. В итоге он оказался в сумасшедшем доме. Поскольку безумие художника временами приобретало агрессивный характер, на ним постоянно следили, чтобы он не причинил вреда ни себе ни другим. В краткие моменты просветления Федотов начинал рисовать, однако такие моменты случались все реже и реже. Денщик Коршунов неотступно следовал за живописцем, ухаживая за ним и поддерживая его. Навещали мастера и друзья. Приезжала к Федотову и сестра Анна, но он не захотел встретиться с ней и наговорил врачам и друзьям о ней много плохого.
13 ноября к художнику вернулся рассудок, а на следующий день он умер. Его похоронили на Смоленском кладбище. За свою недолгую творческую жизнь Павел Федотов создал замечательные произведения, ставшие заметным явлением в русском искусстве.

«Свежий кавалер», 1846 год
«Сватовство майора», 1848 год
«Завтрак аристократа»(Не в пору гость), 1849-1850 гг.

Русский художник, самостоятельно освоивший технику масляной живописи. Его картины наполнены трагическим мировосприятием. Свои молодые годы Федотов провёл на военной службе, что послужило увлечению батальной живописью. Как художник он состоялся в жанровой, светской живописи. Картины мастера «предсказали» развитие живописи на несколько десятилетий вперёд.

Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.

Отец Павла был человеком жёстким, честным и прямолинейным, не считал нужным нанимать учителей и гувернанток для сына. Павел учился у учителей, дававших уроки ему в счёт квартирной платы. Да и достаток у семьи был не большой.

Отец видел в своём сыне будущего военного и в 1826 году, когда открылся Кадетский корпус, в здании Екатерининского дворца в Лефортове, направил его туда учиться.

Меня судьба, отец и мать
Назначили маршировать…

П. Федотов

Учился Павел Федотов успешно, характеризовался примерным поведением, слыл хорошим товарищем. В кадетском корпусе Павел Федотов начал рисовать, но это были лишь карикатуры на учителей и товарищей. Мальчик отличался одарённостью во многих областях. В учебные годы он хорошо пел, играл на гитаре и флейте, сочинял романсы, писал стихи.

В 1833 году Павел Федотов окончил учёбу в четвёрке отличников и прапорщиком получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк. С января 1834 года (и до конца жизни) Федотов жил в северной столице. На Васильевском острове ему дали казённую квартиру. Роту Федотов содержал в идеальном порядке, называли его «артистом». Федотов отличался «укладчивым» характером и правильно двигался по служебной лестнице. Хотя в те времена в николаевской гвардии уже не ценили искусство и умственные интересы.

«Рутина жизни»: карты, пение, прогулки, совместные обеды, «враньё» (то есть болтовня), анекдоты, барышни…

Из дневника П. Федотова о службе

Перед отставкой Павел Федотов приобрёл младшего друга, будущего известного писателя А. Дружинина.

Павел Федотов имел не большой доход, половину своего жалования он отправлял в Москву, своей семье. Светская жизнь ему была не доступна. От нечего делать он стал рисовать. В 1834 году получил билет на посещение вечерних рисовальных классов в Академии художеств, их он посещал до 1841 года. Его внимание привлекли такие известные художники, как Тенирс и Адриан ван Остаде, Хогарт.

В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Роман протекал вяло, и сошёл на нет два года спустя. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории, и все они заканчивались расставанием. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.

На две любви, «к жене и искусству», меня не хватит

П. Федотов

В 1844 году Павел Федотов ушёл из полка, став «вольным художником». А в 1850 году он уже был заправским «человеком искусства». Когда в 1840 году он показал новую «военную» акварель великому князю Михаилу Павловичу, её увидел и император Николай I, он и предложил Федотову оставить службу в гвардии и идти в художники-баталисты. Спросив совета у Брюллова, тот – отсоветовал, сказав, что настоящего профессионала из него уже не получится.

Надо начинать с младенчества…

К. Брюллов

Так спустя четыре года, после долгих раздумий, Федотов бросает гвардию, получив взамен офицерского содержания ежемесячную пенсию в 100 рублей ассигнациями.

Вначале Федотов занимался «баталистикой у профессора А. Зауервейда в Академии. Позднее бросил её по «научению» баснописца Крылова, призывавшего художника изображать «народную жизнь». Представив в 1848 году картину «Сватовство майора», Федотов получил звание академика живописи. А в 1849 году работы Федотова, экспонировавшиеся на выставке Академии художеств, произвели сенсацию. Этот памятный день сравнивали с триумфом «Последнего дня Помпей» самого Брюллова.

В 1850 году Павел Федотов оказался в гуще художественных событий. Уехав в Москву из-за материальных неурядиц в семье, художник показал свои картины «в частном порядке» у поэтессы Е. Растопчиной, а потом на ежегодной выставке Московского училища живописи и ваяния, его работы вызвали настоящий фурор. Здесь он познакомился с Шевыревым, Островским, Грановским, Буслаевым, Хомяковым, Чаадаевым, Погодиным, Гоголем.

Вернулся Федотов в Петербург весёлым, довольным и помолодевшим. Но изнутри его уже точила болезнь. И вечное безденежье было для художника мучительным. Его замыслом стало литографировать и продавать картины. Но денег на литографию не хватало, художник даже продал свою любимую картину «Сватовство майора» за тысячу рублей.

С 1852 года русского художника начинают мучить дурные предчувствия.

Я боюсь всего на свете, даже воробья… Кончено!

П. Федотов

В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Обнаружили его в Царском Селе уже совершенно больным. Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя, исповедался и причастился. На следующий день его не стало.

Известные произведения Федотова Павла Андреевича

Картина «Свежий кавалер» выполнена в 1846 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника.

Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев

П. Федотов

Утром кавалер надел поверх халата свою обнову, напоминая о своей значимости кухарке. Накануне был праздник по случаю полученного ордена. Кухарка в свою очередь насмешливо показывает продырявленные сапоги, которые она несла чистить. Маленький жалкий петербургский чиновник радуется жалкому ордену. Художник не высмеивает, а сочувствует своему персонажу. Нагромождение предметов в комнате свидетельствует о скучной и беспорядочной жизни нового кавалера.

Античная поза персонажа в сочетании с поношенным халатом и закрученными в бумажки волосами придаёт ему комический вид.

Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь

П. Федотов о располневшей служанке кавалера

О вчерашнем празднике нового кавалера свидетельствуют остатки убогого пиршества и беспорядок. Под стулом брошена раскрытая популярная в то время книга Фадея Булгарина «Иван Выжигин», которая также не говорит об умственных стремлениях героя картины.

Картина «Завтрак аристократа» выполнялась с 1849 по 1850 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина обыгрывает сцену «пускания пыли в глаза»

Эх, русская барыня, на показ живёшь!

П. Федотов

Обедневший аристократ завтракает в своей изысканной комнате. Услышав шаги гостя, он торопливо накрывает свой скудный завтрак (кусок ржаного хлеба) книгой. Второе название картины – «Не в пору гость». Колорит картины выполнен в брюлловской манере – зелёных, синих и малиново-красных тонах.

Все предметы в комнате, обстановка указывают на изящный вкус хозяина. Его взгляд и взгляд его собаки напряжённо устремлены на входящего в комнату не прошенного гостя. Как-то нелепо рядом с куском ржаного хлеба выглядит афиша с надписью «Устрицы». Обедневший молодой человек явно принадлежит к крови знатного рода. Вся обстановка всё поведение его говорит о том, что он привык жить на показ.

Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги. Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова.

Как это хорошо и как просто!

Лев Жемчужников

Да, будет просто, когда переделаешь раз со сто!

П. Федотов

Для того чтобы изобразить лицо «вдовушки» художник ходил по Смоленскому кладбищу, вглядываясь в лица вдов, искал его среди женщин на улицах. В написанном им лице есть в чертах что-то от Венеры Медицейской. На портрете, рядом с иконой, русский художник изобразил себя. Всё в доме осквернено сургучом, всё, что есть в нём и сам дом уже не принадлежат ей. Заботливо обёрнутые тряпицей пяльцы напоминают зрителю о мирных семейных досугах, когда-то неспешно протекавших в этой комнате.

Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.

В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Предполагается, что центральная картина представляет собой зеркало, в котором не отражаются персонажи картины.

Шедевр Федотова П.А. – картина «Сватовство майора»

Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Картина сразу же стала известной, её хотел купить за две тысячи рублей серебром меценат и вице-председатель Общества поощрения художников Ф. Прянишников. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Всё было естественно и натурально.

Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке

М. Погодин

Федотова по праву можно считать родоначальником русской жанровой живописи. Зачатки её мы можем найти лишь в творчестве Венецианова. На Федотова оказали, однако, влияние не русские живописцы, а гравюры Хогарта – «Модный брак». После «Сватовства майора» русский художник собирался написать серию картин, продолжающую этот сюжет – жизнь супругов после свадьбы. По мнению друзей в «Сватовстве майора» Федотов превзошёл английского художника.

В картине изображается простой быт и нравы. Обязанности горничной и лакея выполняет в доме кухарка. Молодой человек нашёптывает ей что-то на ухо – это сиделец из лавки, вполне свой в доме. Мать невесты – обычная, простоватая и добрая, женщина, с притворной строгостью. Трудно сказать, просто ли жеманится – «по девичьему обычаю» - невеста или в самом деле растеряна и смущена поднявшегося вокруг неё переполоха. Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху, приведшую сомнительного и одновременно соблазнительного жениха. В этом доме люди не успели привыкнуть к шампанскому. Бутылка сиротливо стоит на стуле с бокалами. В фигуре майора мало «жениховского», но кто попрекнёт его в том?

Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график.

Сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены, Натальи Алексеевны, он родился в Москве 22 июня 1815 года и крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Восприемниками при крещении были коллежский советник Иван Андреевич Петровский и дочь дворянина Екатерина Александровна Толстая.

Автопортрет. 1848

В одиннадцать лет, без какой-либо научной подготовки, был определён в воспитанники первого московского кадетского корпуса. Благодаря своим способностям, усердию и образцовому поведению обратил на себя внимание начальства и превзошёл своих товарищей. В 1830 году он был сделан унтер-офицером, в 1833 произведён в фельдфебели и в том же году окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому обычаю, внесено на почётную мраморную доску в актовой зале корпуса.

Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где он старался точнее срисовать некоторые части тела человека с гипсовых моделей. Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы перенести красоту природы на чистый холст. С этой же целью он упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом или акварельными красками в свободное от службы время. Эти портреты всегда бывали очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.

Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигн. в месяц».

Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником.

В первое время по выходе в отставку он избрал было для себя специальностью батальную живопись, как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы, и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. А. Заурвейда. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием нашего художника: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека — все эти свойства талантливости, ярко выказывавшиеся в рисунках Федотова, указывали, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей.

Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Крылов, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок, и заняться исключительно жанром. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Совет Академии единогласно признал художника академиком, когда же двери выставки отворились для публики, имя Федотова сделалось известно всей столице и из неё прозвучало по всей России.

Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. И рисование, и живопись перемешались у него беседою с музою: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше. Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. И те, и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.

Академическая выставка 1848 года доставила Федотову, сверх почёта и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них. С целью повидаться со своими и устроить отцовские дела он вскоре по окончании выставки отправился в Москву. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если ещё не в больший восторг, как и петербургскую. Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед тем к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа, и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Несмотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьёзной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. На получаемые пенсию и пособие едва можно было иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, впавшим, при всем попечении о них художника, в полную нищету. Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нём задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Портрет отца. 1837

А Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840

Господа! Женитесь - пригодится! 1840-41

Анкор, еще анкор!

Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка 1843

Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой. 1845-47

Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846

Портрет П П Ждановича. 1846

Разборчивая невеста. 1847

Портрет Анны Петровны Жданович 1848

Сватовство майора. 1848

Все холера виновата. 1848

Жена-модница (Львица Эскиз). 1849

Завтрак аристократа. 1849-1850

Зимний день. Начало 1850-х

Портрет М. И. Крыловой. 1850

Вдовушка. Ок 1850

Портрет Н. П. Жданович за клавесином. 1850

Игроки. 1852

Игроки. Эскиз

Начальник и подчиненный

Девушка Голова сводницы. Конец 1840-х

Кончина Фидельки. 1844

Магазин. 1844

Крестины 1847

Домашинй вор. 1851

Автопортрет. Конец 1840-х

Полностью

4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи.

Он родился в крайне небогатой семье, в возрасте одиннадцати лет стал воспитанником первого московского кадетского корпуса, где показал отличные способности и примерное поведение. Окончив в 1833 году корпус с отличием, был направлен в лейб-гвардии Финляндский полк, расположенный в Петербурге.

Павел Федотов проявляет хорошие способности к рисованию, и став офицером, посещает рисовальные классы Академии художеств. Решив связать свою жизнь с профессиональной карьерой художника, он выходит в отставку.

Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Ее тематику подсказала увиденная молодым художником встреча гвардейцев с великим князем Михаилом Павловичем в Красносельском лагере. Обожавшие князя воспитанники, настолько радостно приветствовали высокую персону, что те эмоции, которые возникли при этом общении, поразили будущего художника. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Его высочество за написание сей картины пожаловал будущей знаменитости бриллиантовый перстень.

Одно из направлений, которого придерживается мастер в своей дальнейшей работе, это эскизы и рисунки. Художник в присущей ему манере показывает общечеловеческие слабости, недостатки. Для достижения лучшего эффекта, он не скупится на некоторые гротески, иногда загромождающие сюжет. Но, со временем, тематика работ живописца меняется, он все больше работает с натурой, стиль его произведений становится другим.

Творчество Павла Федотова полно смелости, новизны. Новаторство живописца заключается в том, что он работает в новой, еще не освоенной области национальности и сатиры. Он гениально показывает русский быт, правдиво, с его положительными и не очень сторонами.

Работы автора: «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Молодая вдова» и многие другие навсегда вошли в сокровищницу русского художественного наследия.

Творчество Павла Федотова напрямую связано с любимой Москвой.

«Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в Петербурге; рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам не зная почему, переношусь мыслью в Москву… Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования».

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...