Составить рассказ жизнь в доме барыни. Сочинение на тему: Жизнь Герасима в городе в рассказе Муму, Тургенев. Жанр и направление


5 класс Литература с элементами театрализации

Герасим в доме барыни

(по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Цели :

  1. образовательные:
  1. проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима
  2. показать авторское отношение к персонажам
  3. направить читательское восприятие
  4. выйти на проблематику рассказа
  1. развивающие:
  1. развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста
  2. развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы
  3. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  1. воспитательные:
  1. учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение
  2. воспитание нравственности через анализ поступков героев

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

Какие персонажи вам встретились?

/ Герасим и барыня

Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной .

Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его .

Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни .

Цели нашего сегодняшнего урока :

  1. познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,
  2. составить о них свое мнение,
  3. опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

/Отрицательно

Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/Не слышит, не говорит

А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

/Да

Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание :

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины» . Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования .

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы .

1 ряд представляет «живые картины»

Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь .

Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

/О деревне

Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации –

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный

Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

/Одиночество, произвол, крепостничество .

Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Приложение №1




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока :

Образовательные:

  • познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству
  • познакомить с историей создания рассказа «Муму»
  • проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).

Развивающие:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения
  • развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов
  • учить сжато излагать повествовательный текст
  • развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание общечеловеческих ценностей
  • уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, целей. (Слайды 1, 2)

3. Словарная работа (объяснение значений слов и запись в конспект (Приложение 1)) (Слайд 3):

  • Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
  • Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.
  • Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
  • Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
  • Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.

4. Вступительное слово учителя.

(Слайд 4)Сегодня на уроке мы знакомимся с жизнью известного русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.

Жил он в XIX веке. Чтобы представить себе, как жил маленький Тургенев, перенесёмся на 180 лет назад…

(Слайд 5) Тихое летнее утро. В просторной высокой комнате господского дома настежь открыты окна в сад. Сквозь нежную зелень деревьев пробивается солнце; скользит по белоснежной скатерти, по серебру самовара, по золотым узорам чайных чашек. За столом, откинувшись на высокую спинку стула, сидит красивый гвардейский офицер в отставке – Сергей Николаевич Тургенев. Напротив него, с недовольным лицом, с черными, очень выразительными глазами, жена его – Варвара Петровна. Старый слуга в черном фраке, белом жилете и белом галстуке оглядывает стол.

Дверь открывается, и в комнату чинно со своим гувернёром входят дети: старший, Николай, второй, Иван, и совсем ещё маленький Серёжа, которого за руку ведёт нянька. Дети подходят к матери и отцу, здороваются, потом садятся по своим местам и молча пьют молоко со сдобными домашними булочками. Разговаривать им не полагается, если их не спрашивают о чем-нибудь взрослые.

Завтрак окончен, отодвинуты стулья, дети снова подходят к родителям, тихо благодарят и уходят в свои комнаты.

(Слайд 6) Так начинается день в богатой барской усадьбе Тургеневых – Спасское-Лутовиново.

(Слайд 7) Большой, почти в 40 комнат, дом с колоннами стоит в саду; за домом сад с роскошными цветниками, с темными, тенистыми аллеями спускается к прудам. Недалеко от дома – постройки для дворни, которой около трёхсот человек: повара, прачки, портные, кружевницы, мальчики на побегушках для исполнения мелких поручений. Есть в усадьбе свои музыканты, актеры для развлечения господ.

(Слайд 8) Комнаты в доме были обставлены дорогой красивой мебелью. Одна из самых больших комнат отведена под библиотеку.

Усадьба Тургеневых такая же, каких было много во времена крепостного права, и жизнь в ней шла такая же, как и в других усадьбах богатых помещиков.(Слайд 9)

Главным лицом в доме была Варвара Петровна. Она была очень богата – ей принадлежала усадьба, тысячи крепостных крестьян. Она умна и образованна, но, несмотря на это, была очень капризной и жестокой помещицей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал её любимый цветок или разлучить семью, продав одного из детей другому помещику.

Для собственных детей Варвара Петровна также установила определенный порядок жизни. Каждый день ровно в 10 часов утра в детские комнаты входил крепостной дворовый человек, который был секретарём матери Тургенева. Он вручал гувернёру маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских занятий и развлечений на день. Никто не смел без приказания матери менять это расписание.

Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек. Случилось так, что крепостной слуга и маленький мальчик очень подружились. Часто потихоньку от всех забирались они в сад, где деревья и кусты заслоняли их от всего мира. Они слушали голоса старого сада, и очень часто дворовый слуга читал Ване стихи.

Дети подрастали. Настало время учиться, поэтому вся семья переехала в Москву. В пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом Московского Университета.(Слайд 10)

Позади осталось детство. Но навсегда мальчик запомнил те страшные картины из жизни крепостных крестьян, которые маленький Ваня наблюдал в доме матери – в Спасском – Лутовинове: безоговорочное исполнение воли хозяйки, наказания за малейшие провинности, а иногда и жестокие расправы над людьми.

(Слайд 11) Позже, уже взрослым человеком, бывая в доме матери, Иван Сергеевич всегда вступался за крепостных, поэтому мать при нём не наказывала крестьян, боясь, что сын уедет.

«Как жить? Что делать?- думал Тургенев.- И разве только одна мать так жестоко поступает со своими крепостными? Разве не все почти помещики на Руси такие же?!»

Иван Сергеевич Тургенев дал себе слово никогда не быть помещиком- крепостником, никогда не владеть крепостными крестьянами. Он дал себе клятву всеми силами бороться за отмену крепостного права.

Писатель сдержал клятву. В своих произведениях он показывал жестоких помещиков, разоблачал их своенравие, злобу, и с симпатией относился к крестьянам, отражая в своих героях душевную красоту русского народа.

5. Таким произведением как раз является рассказ «Муму». О том, как и когда было написано это произведение, нам расскажут…

Канцлер: Гоголь умер, Ваше Величество.

Царь: В самом деле? Проследите, чтобы никаких статей по этому поводу не печатали. Не хватало нам ещё народных возмущений.

Канцлер: Но… Ваше Величество…(Протягивает газету «Ведомости»)

Царь: Что это? (Берёт из рук канцлера газету)

Канцлер: Тургенев Иван Сергеевич написал…

Царь: Ну что ж… Он знал, на что идёт.(Пауза) Тургенева арестовать!

(Слайд 14) В Петербурге в маленькой душной камере стоит Тургенев. Ему тридцать три года, но ранняя седина уже закралась в волнистые волосы.

За окном, на другой стороне тюремного двора находится комната, где секут крепостных слуг. Оттуда раздаются свист розги, стоны, крики… Губы Тургенева плотно сжаты, брови сведены острой болью.

Тургенев: Кто эти люди? За что их наказывают? Кто право дал их наказывать? Надо сказать об этом громко, на всю Россию!

Полицейский пристав: Извольте, сударь, пройти в другое помещение. Там для вас будет спокойнее.

Полицейский: Опасно: все-таки писатель! Возьмет вдруг да и опишет все, как есть!

(Полицейские перебирают листы бумаги и читают: «Муму». Пожимают плечами)

Полицейский: Кажись, ничего запрещённого.

Так, находясь под арестом в Петербурге, Тургенев написал рассказ «Муму».

6. Слово учителя.

Впоследствии Иван Сергеевич признавался, что всё написанное им не «сочинено», «придумано», а навеяно действительными событиями, а его герои – не вымышленные персонажи, а живые люди, с которыми писатель когда-то встречался.

И вновь представим себе, что мы в XIX веке. И оказались мы на отдалённой улице Москвы, в сером доме с белыми колоннами…

Кто живет в этом доме?

(Слайд 15 трывок из мультфильма «Муму»)

И действительно, живет здесь только одна барыня. Вокруг неё много людей. Кто они? Дворня, челядь, холопы.

Беседа по тексту рассказа Тургенева «Муму»

-Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа(Слайд 16)?

(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)

- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

(Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)

Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?

(Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху.)

Запись характеристики барыни

- Не правда ли, знакомая обстановка. В образестарой барыни Тургенев отразил черты собственной матери.

- Что сказано о дворовых людях? (Они целый день работают, чтобы ублажить злую и никчемную хозяйку; все вокруг стремятся ей угодить, чтобы не рассердить)

И это не пришлось придумывать писателю. Так примерно протекала жизнь в его родной усадьбе Спасское–Лутовинове. Однако она не является главной героиней.

А теперь обратимся к тексту произведения.

- Что мы узнаем о Герасиме до того времени, как он появился в доме барыни?

(О его жизни в деревне).

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик..»

- По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

-Как Герасим оказался в городе?

(«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев...»)

Работа по иллюстрации И.И. Пчёлко «Герасим около дома барыни»

  • 1. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
  • 2. Как построение иллюстрации помогает художнику передать богатырскую силу Герасима?
  • 3. Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Как Герасиму жилось в доме барыни?

(Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.

С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.)

- Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?(Сравнение) Что это такое(слайд 18)?

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь - деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.

Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.

1) В работе Герасима: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей».

Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?

3) Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.

«...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»

- Чем он вызвал уважение у окружающих? (Сила, работа)

7. Подведение итогов (Слайд 19).

В доме старой капризной старухи-барыни живет глухонемой дворник Герасим. Богатырь, силач. Он привык трудиться -дело спорится в его руках. Его побаиваются. Среди всей дворовой челяди он чувствует себя одиноким.

Какие события представлены в рассказе И.С.Тургенева «Муму»,мы узнаем на следующем уроке.

Задание на самоподготовку: Гл 2 (стр.211-221).

>Сочинения по произведению Муму

Жизнь Герасима в городе

Рассказ «Муму» был написан Иваном Тургеневым в 1850-х гг. и основывался на реальных событиях. Сам автор вырос в деспотичной семье, которой заправляла его мать-помещица. По мнению критиков именно ее образ он использовал в качестве прототипа барыни . Прототипом главного героя, дворника Герасима , стал дворовой Андрей, которого все называли «немым».

Герасим родился и вырос в деревне. Жизнь в городе для него была своего рода испытанием. Он был устроен на работу во дворе одной капризной барыни, чье самодурство разрушило ни одну крестьянскую жизнь. Герасим по натуре был очень трудолюбивым и считался чуть ли не самым исправным тягловым мужиком. Когда он приехал в Москву, у него за душой ничего не было. Ему купили новый кафтан, зимний тулуп, метлу, лопату и определили к барыне двор мести.

Единственным человеком, с кем он сдружился, несмотря на свой недуг, была робкая и скромная прачка Татьяна . В нее он был даже влюблен, но по очередной прихоти барыни, девушка была отдана замуж за пьющего сапожника Капитона . По состоянию здоровья Герасим был крепким мужиком, но абсолютно глухим. Для него самый шумный день превращался в беззвучные будни. По ночам он должен был караулить дом, а в дневное время возить бочку с водой, таскать дров и подметать двор.

Будучи глухонемым от рождения, все, что он мог выговорить, это невнятное мычание. Поэтому, когда он спас тонущую собачку и принес домой, то назвал ее Муму . Муму стала для него лучшим другом и преданным товарищем. Он в ней души не чаял, кормил, ухаживал и относился всегда по-доброму. Так уж получилось, что барыне не понравился лай собаки, поэтому она отдала приказ лакею вывезти и продать ее. Однако Муму была смышленой собачкой и через день уже вернулась обратно.

Следующий каприз барыни был избавиться насовсем от четвероногого друга и тогда Герасим вынуждено утопил единственное существо, которое понимало его без слов. Этот случай отложил тяжелый отпечаток на жизнь дворника. В конце произведения, окончательно разочаровавшись в жизни в городе, он уехал в родную деревню и жил в своей ветхой избушке обособленно. Больше никогда Герасим не заводил себе друзей, чтобы избежать очередного разочарования.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Урок литературы в 5 классе И.С. Тургенев «Муму»

Жизнь Герасима в доме барыни.

Герасим находит щенка.

Любовь Герасима к Татьяне.

Расставание с Татьяной.

Встреча Муму и барыни

Нет ошибок – «5».

Одна или две

ошибки – «4».

Три, четыре

ошибки– «3».

Жизнь Герасима в доме барыни.

Герасим находит щенка.

Любовь Герасима к Татьяне.

Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

Расставание с Татьяной.

Барыня требует уничтожить собаку.

Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

Герасим подчиняется воле помещицы, топит собаку.

Встреча Муму и барыни.

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Лишённый способности говорить

вследствие врождённой или приобретённой глухоты

литературного

Значение

Отношение

Обстановка,

в которой

(интерьер)

Отношение

Герасиму.

Герасим и

дворовые: А) отношение

к нему, Б) отношение

Герасима к ним.

Герасим и

Внутренние

переживания

Герасим и

И.С.Тургенев «Муму».

Образ Герасима

(Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.)

Анализировать…

  • Анализировать…
  • Оценивать …
  • Обогащать …
  • Учиться уважать…

Цели урока:

«День её, нерадостный и ненастный, давно

прошёл; но и вечер её был чернее ночи»

Рисунки Ольги Громовой

Замечательный - 1.Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. Славный - 1.Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2.Симпатичный, очень хороший – разг.

12 вершков - 195.5см

1 вершок = 4,44 cм.

Портрет Герасима

ПРИВЕЗЛИ...

КУПИЛИ...

СШИЛИ...

ДАЛИ...

ОПРЕДЕЛИЛИ...

Старуха - помещица

Герасим – крепостной

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО -

КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ -

Старуха - помещица

Герасим – крепостной

«Барскую просьбу

почитай за приказ!»

В XIX веке капризы

богатых хозяев часто

решали судьбы

крепостных

работников.

Историческая справка

«вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле» «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле» «скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо» «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»

СРАВНЕНИЕ - …

это художественное определение

одного предмета или явления

при помощи сопоставления с другим

Художник А. И. Кулешов «Каморка Герасима».

ГИПЕРБОЛА - ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

П. Боклевский

А.И.Кулешов

Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный». Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный».

«Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой - предвещанием несчастной жизни...»

Имя это в христианской истории

принадлежало греческой великомученице

Татьяне. В народе считалось, что человек,

который был крещен именем мученика, и в

жизни будет мучиться. Так и говорили:

«По имени и житие».

Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна.

Рисунки Ольги Громовой

Эпизод прощания Герасима с Татьяной...

Великодушен;

Не утратил доброго

расположения к Татьяне;

Пожалел ее и сумел

облегчить минуты

расставания с домом;

Не испугался

насмешек,

«вышел из своей

каморки, приблизился к

Татьяне и подарил ей

на память красный

бумажный платок...».

Составьте небольшую характеристику Герасима,

используя материалы сегодняшнего урока,

в виде синквейна.

Синквейн

Цзацзуань -

оригинальный вид китайской художественной литературы, метко,

образно, живо и остроумно повествующий о различных

жизненных ситуациях.

Со словом "НЕЛЬЗЯ"

Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)

Информация о домашнем задании.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна». Цели урока: Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас. ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное. ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. Вид: комбинированный урок. Тип: формирование новых знаний. Задачи: обучить самостоятельному анализу художественного текста, учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке, формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения, формировать навыки коммуникативного характера. Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн. Литература: 1. Рассказ И.С.Тургенева «Муму» 2. Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. 3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя План урока. 1. Организац. момент (2 мин.). 2. Определение целей и задач урока (3 мин.). 3. Работа по теме урока (31 мин.). 4. Подведение итогов урока (2 мин.). 5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.). Ход урока. 1. Организац. момент. Актуализация знаний. Запись темы урока в тетрадь. 2. Определение цели и задач урока. - На сегодняшнем уроке мы познакомся с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились? 3. Работа по теме урока Слово о писателе. Чтение биографии в учебнике с Запись основных фактов. Иван Сергеевич Тургенев (гг.) родился в Орле в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло в имении его матери Спасском-Лутовинове, расположенном недалеко от города Орла. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная. Отец, Сергей Николаевич Тургенев, - офицер из оскудевшего старинного дворянского рода. И.С. Тургенев не было и 15 лет, когда он, сдав успешно экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета. Первое его произведение появилось, когда он ещё учился в университете. В 1852 г. вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника». 1

2 3.2. Заочная экскурсия в усадьбу Спасское-Лутовиново (Орловская область). Чтение материала на с учебника Работа с текстом. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок «5»; одна или две ошибки «4»; три, четыре ошибки «3». Карточка Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2.Жизнь Герасима в доме барыни. 3.Герасим находит щенка. 4.Любовь Герасима к Татьяне. 5.Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни Проверка. Главный герой произведения И.С. Тургенева - глухонемой Герасим. - Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты). - Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму). Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка Составление кластера. - Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда). - Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет). - На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям). - Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает). Выстраивается схема. ПОРТРЕТ ПОСТУПКИ ГЕРОЯ, ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ Образ литературного героя ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЖЕСТЫ, МИМИКА Отношение других действующих лиц к данному герою. ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ ГЕРОЙ ИМЯ ГЕРОЯ 2

3 - Молодцы! Герасим это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда будем читать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки). - На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом. Сегодня на уроке мы будем анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. - Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. -Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек. 1. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания. Прочитаем первый абзац рассказа с. 189 учебника. - Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». - Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»? (Утром человека называют его детство и юность, день это зрелость, вечер старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной). 2. Просмотр мультфильма (2 минуты). - Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма «Муму» режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева? - С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой? (Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей). - Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня? ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195 учебника. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской. (БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу) (ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество) 3. Портрет Герасима. - Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?» «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда 3

4 он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». («Замечательный» - 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший разг.) - Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа.- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр (Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали). -Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? («привезли в Москву, купили, сшили, дали и определили»). - Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха - помещица, а Герасим крепостной). - Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки. 4. Историко-культурный контекст рассказа. Крепостные крестьяне прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). «Тягло» крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности. 5. Работа с термином «сравнение. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР учебника. «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь» - Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима. КАРТОЧКА «вырос немой и могучий, как.(дерево растет на плодородной земле)» 4

5 «скучал и недоумевал, как.(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)» «бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как (пойманный зверь)» «дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как (стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)» - Продолжите мою фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть..» (его любовь к свободной жизни). 6. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац «Ему отвели» СТР.192 учебника. -Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный). - Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола сильное преувеличение. - Найдите примеры гипербол в тексте. (- он работал за четверых; - один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли; - сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой) 7. Работа в паре. Анализ рисунков. - Посмотрите на иллюстрации известных художников: П. Боклевский с. 205, С. Бойм с. 218, В. Табурин с. 220 учебника. - Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках? - Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома? - Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ. 8. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. - И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста. (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный») СТР. 191 последний абзац «Со всей остальной челядью): «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских они его побаивались, а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака». 5

6 - Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов «а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики». - Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений бог его знает!»). - Что она была за человек? СТР. 193 «С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала». - Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? - Что решила причудливая старуха? 9. Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. ПРИЛОЖЕНИЕ. СЦЕНКА. *** А что, Гаврила, заговорила вдруг она, не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится. Отчего же не женить-с! Можно-с, ответил Гаврила, и очень даже будет хорошо-с. Да; только кто за него пойдет? Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь. Кажется, ему Татьяна нравится? Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы. Да!.. пусть посватает Татьяну, решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, слышишь? Слушаю-с, произнес Гаврила и удалился. *** Дворецкий несколько раз прошелся по комнате. Ну, позовите теперь Татьяну, промолвил он наконец. Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога. Что прикажете, Гаврила Андреич? проговорила она тихим голосом. Дворецкий пристально посмотрел на нее. Ну, промолвил он, Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала. Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? прибавила она с нерешительностью. Капитона, башмачника. Слушаю-с. Он легкомысленный человек это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется. Слушаю-с. Одна беда... ведь этот глухарь-то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой... Убьет, Гаврила Андреич, беспременно убьет. 6

7 Убьет... Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьет! Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама. А не знаю, Гаврила Андреич, имеет ли, нет ли. Экая! Ведь ты ему этак ничего не обещала... Чего изволите-с? Дворецкий помолчал и подумал: «Безответная ты душа!» Ну, хорошо, прибавил он, мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница. Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолку и ушла. «А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, подумал дворецкий, я-то из чего растревожился? - Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему? - Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной? Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны». СТР. 202 учебника. «Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...» - Как ведет себя Герасим после этого случая? С. 202 учебника. «Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели». - Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя. (Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам). -Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. СТР «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он всё не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же всё было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки». - Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? (Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...») Итог урока. Включение нового знания в систему. Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему. 7

8 - Слезами горю не поможешь. - Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется). - И рад бы заплакать, да смех одолел. - Барский гнев да барская милость равно опасны. - Неволя холопу, а воля господину Самостоятельная работа с проверкой. - Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна Синквейн это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка фраза, несущая определенный смысл. 5 строка заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 4. Подведение итогов урока. - Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. - Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. - Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. - Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. - Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. 5. Дом. зад. с комментированием к нему. Д.З.: читать рассказ И.С. Тургенева «Муму». Подумайте, в чём заключается нравственное превосходство Герасима. 8


Технологическая карта урока Фамилия, имя, отчество Зарипова Зухра Магнавиевна Предмет Литература Класс 5 Тип урока Урок открытия новых знаний Тема И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Смысл названия.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ Литература изучается на общеобразовательном уровне Программа: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под редакцией

Тема: И.С.Тургенев. «Муму». Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна) Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Тренировочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 11 класс 24 ноября 2016 года Вариант ЛИ10101 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Работа по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

Конспект урока литературы в 5 классе «Жизнь Герасима в деревне и в городе» И.С.Тургенев «Муму» он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. Художественно коммуникативная компетенция:

Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного

Ивана Сергеевича Тургенева По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Железнодорожный 143983, Россия, Московская область, г. о. Железнодорожный, ул. Свободы, д.4, стр.1 тел.: 527-65-73,

Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Цель: показать нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства. Ход урока «Из...всей...челяди самым замечательным

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Место эпизода в сюжете произведения муму >>> Место эпизода в сюжете произведения муму Место эпизода в сюжете произведения муму И когда узнала, что её хотят выдать замуж за Капитона, она не сказала ни слова.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы в 5-6 классах (из опыта работы учителя) Учитель русского языка и литературы Сафронова Ю.А., высшая квалификационная категория Слайд

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово» Конспект урока по литературе в 7 классе по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

Тема урока: «О чем меня заставил задуматься рассказ И.С. Тургенева «Муму» Цели: проанализировать рассказ, дать характеристику главного героя, подготовиться к написанию сочинения. Тип урока: урок обобщения

Тема урока: А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цель урока: ознакомление учащихся с новыми произведениями Задачи: организовать

План конспект образовательной деятельности по формированию эмоциональной отзывчивости у дошкольников Тема «Дружба начинается с улыбки!» Подготовила: воспитатель Гришина Н.А. Цель: обобщить и расширить

II. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности Учитель показывает портрет Тургенева. Находим в справочном материале учебника очерк о доме в Спасском-Лутовинове (с. 303 305). Ученики пересказывают

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 332» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА 443087, г. Самара, пр. Кирова, д. 278, тел. 953-27-25, тел./факс 953-09-72,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

Конспект урока. Предмет: Основы светской этики. Класс: 4-А Учитель: Шабдинова А.К. Учебное учреждение: «Школа-гимназия 3» города Армянска. Тема: «Чувство Родины» Цель урока создать условия для формирования

Урок литературного чтения. 4 «А» класс. Учитель Голюк Наталья Николаевна Тема раздела: «У истоков русской детской литературы». Тема урока: «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

ТЕМА УРОКА: Особенности тургеневского повествования. Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве И.С.Тургенева и особенностях его повествования. Задачи: - обучающие:

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Моя семья» в подготовительной к школе группе. Задачи: 1. Уточнять знания и представления детей о семье, как о людях,

КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: ПЕДАГОГ: ЗОЛОТАРЁВА Н.П ТЕМА: «ОБРАЗ МАТЕРИ В ИСКУССТВЕ» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: продолжать знакомить детей с жанром изобразительного

Задание 1. РАБОЧИЙ ЛИСТ Посмотрите видеофрагмент с болгарской народной сказкой. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль сказки. Объясните смысл высказывания: «Пока в семье согласие она

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Конспект нод по нравственному воспитанию (старшая группа) Тема: «Театр вежливости» составила: воспитатель МДОУ «ЦРР д/с 154» Плетнева Любовь Николаевна город Магнитогорск 2019 год Тема: "Театр вежливости"

Открытый урок по литературе в 6 классе «Б» Тема: «Сравнительная характеристика. Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Оформление: портрет писателя, иллюстрации к рассказу Цель

Тема урока: «Стыд, вина, извинение» Ход урока Этапы урока Действия учителя Действия учащихся слайдов презентационног о материала. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Цель: ознакомление с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Задачи: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; Ознакомить с его новым произведением, учить детей анализировать содержание

Прочитайте внимательно фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" (Том первый, глава одиннадцатая) и выполните задания.... жили в одном отдаленном уголке России два обитателя. Один был отец семейства,

Здравствуйте! Вашему вниманию будет представлен урок по литературному чтению по программе «Школа - 2100». -Сегодня у нас необычная тема урока. О чем она- догадайтесь по фразе: Слайд 1 «Люди забираются

Классный час «Город Вежливости» Цели: 1. Вооружить учащихся умениями и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и изобразительное искусство) 2 класс. Егорова Людмила Сергеевна МАОУ СОШ 12 г. Ишима Учитель начальных классов Описание: урок составлен на основе рабочей

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Невозможно поспорить с тем, что этот праздник праздник вечности. Из поколения в поколе Праздник День матери постепенно входит в российские

Образ главного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Определение темы урока 6 класс (работа в 3 группах) Ход урока Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки

Тема урока: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Цели и задачи урока: подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...