Современные проявления расизма. Что такое расизм: его проявления и история развития


Виктор Шнирельман

Современные формы расизма: языки описания, воспроизводства, противодействия.

Тезисы

Термин «расизм» появился сравнительно недавно – только в х. В то время биология, физическая антропология, генетика были на подъеме и всемерно использовались политиками для оправдания колониальной и дискриминационной политики в отношении «иных», которые описывались в терминах цвета кожи. Поэтому и расизм тогда получил биологическую форму. Другого расизма мир до второй половины XX века не знал.

Этот расизм исходил из того, что человечество делится на объективно существующие расы, что видимые соматические черты неразрывно связаны с невидимыми духовными, что поэтому расы отличаются по своим мыслительным способностям, а, следовательно, в разной мере способны к прогрессу. Из этого делался вывод о естественности господства «белой расы», что легитимизировало дискриминацию и колониальное устройство, а в крайней форме – геноцид.

Такие представления господствовали как в общественном мнении, так и в науке. Ими и ограничивалось знание советского человека о расизме. Оно было унаследовано и постсоветской Россией.

Между тем, после Второй мировой войны характер расизма изменился. Геноцид, устроенный нацистами, показал всю звериную сущность биологического расизма, и мир от него отвернулся. В ряде стран Европы были даже приняты законы, позволяющие привлекать расистов к суду. Поэтому им пришлось выработать особый язык, дававший возможность оформлять прежние идеи, избегая биологической фразеологии. Расизм принял новую форму, которую специалисты называют «культурным», «дифференциальным » или «символическим» расизмом. Если прежде культура рассматривалась расистами как производное от биологии, то теперь она получила самодовлеющее значение.

В последние десятилетия мир делится расистами не столько на расы, сколько на культуры и религии, причем в этом разделении они ищут поддержку у современной науки. При этом различные культуры и религии трактуются однозначно как четко установленные данности с жесткими границами, строгим набором признаков, как передающиеся от одного поколения к другому, неизменно сопровождающие человека на протяжении всей его жизни и диктующие особенности его поведения. С этой точки зрения, человек является рабом якобы исконно присущей ему культуры и не способен измениться. Иными словами, то, что раньше связывалось с биологией, теперь приписывается культуре. Из этого делается вывод не только о различиях культур, но и о том, что человек одной культуры никогда не сможет проникнуть в логику другой. Якобы поэтому многие народы Азии и Африки не только не готовы к демократии, но и никогда не смогут перейти к ней в силу своих культурных особенностей. А, следовательно, им не место в Европе, к которой они не только не могут адаптироваться, но и «портят» местную культуру. Современные расисты не стремятся к геноциду; они просто считают, что у каждой культуры и ее носителей есть свое место на Земле, где тем и следует вечно пребывать. Лозунги современного расизма: «несовместимость культур», «неспособность мигрантов к интеграции», «порог толерантности».

Современный расизм стал ответом на массовые миграции эпохи глобализации , которые некоторые трактуют как «колониализм наоборот». Забыв о том, что современные нации складывались на гетерогенной основе, и, исходя из присущей им сегодня определенной культурной гомогенности, многие европейцы соблазняются приведенными выше «культурными аргументами», позволяющими объяснить собственное неприятие «чужаков».

Примечательно, что эти аргументы опираются на некоторые научные концепции, которые сегодня описываются как «примордиалистские» или «эссенциалистские». Эти концепции складывались в колониальный период, когда ученые изучали преимущественно архаичные традиционные группы, которые действительно по своей культуре резко отличались от той, с которой связывали себя сами ученые. Именно тогда, - в свойственной для эпохи модерна манере, - культуры описывались и классифицировались как строго ограниченные и, безусловно, различные.

Между тем, во второй половине XX века эта парадигма началась пересматриваться. Было установлено, что между этничностью и культурой нет прямой связи: во-первых, культура динамична, а во-вторых, человек способен переходить из одной культуры в другую. Оказалось, что, помимо примордиальной, существуют множественная, ситуационная, символическая виды этничности (и даже безэтничность), а также билингвизм и бикультурализм, обнаруживающие способность человека к изменениям, переоценкам, реинтерпретации окружающей действительности и своего места в ней. Человек оказался более самостоятельным и более активным субъектом, чем это предполагалось примордиалистским подходом. Это стало особенно очевидно в эпоху постмодерна, глобализации и массовых миграций. Поэтому на смену примордиализму пришел конструктивистский подход, способный много лучше описывать реалии современной эпохи.

Однако, как мы видели выше, культурный расизм апеллирует к прежнему примордиалистскому подходу. Мало того, в постсоветской России примордиализм, доставшийся в наследство от советских времен, все еще определяет настроения общества и преобладает в умах ученых. Это и создает интеллектуальную основу для массовой ксенофобии, охватившей наше общество.

К сожалению, не остаются в стороне от этой тенденции и многие из тех, кто считает себя противниками расизма. О расовой основе современного «антирасизма» западные специалисты много писали еще в 1990-х годах. Речь шла о том, что «антирасисты» нередко разделяют базовые представления расистов об «объективной природе» рас и культур, что неизбежно ослабляет их аргументацию и ставит под вопрос успех их борьбы.

В России, где культурный расизм выступает в форме «этницизма», проблема имеет особую сложность в связи с политизацией этничности, что является наследием политико-административного деления СССР. Поэтому здесь необычайную популярность получили примордиалистские (и расистские) концепции, не столько отражающие научное видение ситуации, сколько доводящие до абсурда устаревшие позитивистские представления эпохи модерна, которые и были в свое время взяты за основу советским проектом этнотерриториального деления.

В последнее время «этницизм» наиболее ярко проявляется в концепции «этнической преступности», которая позволяет некоторым авторам выделять категорию «криминогенных народов». Речь идет о том, что якобы отдельным народам присущи свои категории особо тяжких преступлений. При этом усилия полиции и народный гнев направлены не против конкретных преступников, действительно заслуживающих наказания, а оптом - против определенных этнических категорий, что, разумеется, нарушает права человека. За всем этим также стоят представления о культурной специфике, которая якобы строго диктует людям определенную манеру поведения.

Преодоление «этницизма» требует формирования гражданского общества, воспитания толерантности, расширения кругозора молодежи, отказа от эссенциалистской парадигмы.

Введение

Расы - исторически сложившиеся территориальные группы людей связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных, морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.

Всего рас пять, перечислим их в порядке появления на планете:
- негроидная
- монголоидная
- американоидная
- австролоидная
- европеоидная

Есть версия, что слово раса - арабского происхождения, оно означает: голова, начало, корень.
Итальянское происхождение слова раса означает: племя.
Впервые термин употреблен Франсуа Бернье в 1684 г.

История возникновения расизма

Первый намёк на дискриминацию негров можно найти в надписи, начертанной на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III(1887-1849 годов до нашей эры): «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде - на лодке, запрещён переход всякому чёрному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому чёрному во всех случаях спускаться в лодке по реке за Heh».

В античном мире расизм стал приобретать более отчётливые контуры. Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьёзным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищённые народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

Расисты уверены, что если люди различны по цвету кожи, форме волос, ширине носа и другим наружным расовым признакам, то они должны непременно отличаться между собой по своим психическим стереотипам: психическому стереотипу «низших» рас приписывают отрицательные качества и умственную неполноценность. И нет абсолютно никаких научных оснований утверждать, что расовые признаки каким-то образом связаны с нормами поведения или с определёнными способностями. Надо иметь в виду, что в целом групповые психические особенности и нормы поведения людей всегда представляют собой сложную систему взаимосвязанных реакций, социально обусловленных, и, в отличие от животных, осознанными самими людьми. Есть все основания утверждать, что у вида Homo Sapiens , с момента его окончательного выделения из животного мира, групповая психология никогда не была и не может быть расовой, лишь социальной. Здесь интересно и то, что расовые предрассудки ни в коем случае не являются врождёнными - это приобретённое социальное качество.

Попытки научного обоснования расизма

Первые попытки научного обоснования расизма и первые расовые теории появились в 18 в., это было связано с колонизацией земель Африки, Америки, а также некоторых частей Азии. Идея всех первых расовых теорий: белая раса - самая полноценная. Позже появились желтый и черный расизм. Первыми расистами пропагандировавшими белое превосходство были: Мортон, Петт, Гледдон.

Под флагами идей белого расизма истреблялись целые племена индейцев, африканцев, так как считалось, что этим людям не обязательно жить, белый человек более совершенен.

Белый расизм появился именно в колониях (в Америке, Африке, некоторых странах Азии) потому что белые люди приехавшие на американский, африканский, континент видели коренные племена, которые сильно уступали в своем культурном развитии западноевропейским обществам.

Европейский человек всегда равнял все другие культуры по своей и достоинства и недостатки других культур он искал через призму своего мировоззрения. Гармония с природой у таких племен и их познания в мире живой природы были намного больше чем у европейца, хотя и носили чисто эмпирический характер, но европейский человек не считал это достоинствами, поскольку для него природа - это источник сырья для производства «благ цивилизации» и не более. Только в 20 веке европейский человек понял о роли антропогенного влияния на природу и стал решать экологические проблемы. Коренные жители американского и африканского континентов верили не в тех богов, ели не ту пищу, строили не те жилища, пели не те песни. У них не было огнестрельного оружия, мощных кораблей, производства, книг...

Таким образом на основании сравнения своей культуры и культуры коренных народов Африки и Америки европейский человек делает вывод о своем превосходстве.

В 1853 г. граф Гобино издал книгу «Опыт неравенства человеческих рас». Его поддержали биологи Геккель, Гальтон. Эти люди пытались научно обосновать идею неравенства рас, но через годы их исследования не выдерживали ни какой критики и повсеместно признавались безосновательными, недоказуемыми и псевдонаучными.

Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде «О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всеми остальными, но и о том, что лишь определённый круг людей высшей расы является её истинным представителем. Он пытается обосновать право господства биологически и генетически «предопределённой» арийской (белой) расы.

В своём труде Гобино указывает на то, что сосредоточением наиболее «ценных» качеств белой расы является её верхняя, германская ветвь, возвышающаяся над расовой пирамидой. Согласно его убеждениям, жизнь на земле и история человечества представляют собой извечную межрасовую борьбу, в ходе которой происходит смешение рас, ведущее к утрате арийцами некоторых своих качеств. Для Гобино, как практически и для всех расистов, демократическая форма государственного устройства виделась результатом подобных смешений, так как это якобы являлось противоестественным с точки зрения заложенных в арийской расе потенций и проявлением влияния расово неполноценных элементов.

Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлинённость, то светлые, то тёмные или даже чёрные глаза (следует учесть, что он сам был француз с чёрными глазами).

Сформулированная Чарльзом Дарвином теория эволюции, где, как по закону джунглей, более слабый обречён на смерть, внесла свою лепту в процесс развития расизма, разделившего человечество на более «слабые» и менее «пригодные к жизни» и на более «сильные» народы, или же расовые группы. Тем не менее теория о чистых человеческих расах не имеет практического подтверждения, так как таковых не существует, это утопия.

Крупный французский расист Важе де Ляпуж (1854-1936) пытался доказать, что у представителей высших классов общества головной указатель меньше, чем у людей из низших классов, имеющих более круглый, брахицефалический череп. Ляпуж дошёл даже до утверждения, будто «брахицефалический череп является признаком индивидов, которые не могут подняться выше варварства». Вопреки этому заблуждению, статистика (даже самого Ляпужа) показывает, что умственно одарённые люди чаще всего имеют крупную круглую голову и что брюнеты преобладают среди представителей так называемого высшего класса.

Французский социолог Ле Бон написал книгу под названием «Психология народов и масс» в которой считал, что равенство противоречит естеству, а неравенство рас - объективный способ существования. Ле Бон пишет: «Белая раса генетически и физиологически превосходит другие расы по умственным способностям, тонкости теоретико-познавательного и ценностного отношения к миру, логическому мышлению. Желтая раса уступает белой на один порядок, коричневая на 2, американоидная на 3, черная не способна без контроля белых вообще ни на что».

В трудах англичанина Хаустона Стюарта Чемберлена , эмигрировавшего в Германию после женитьбы на дочери немецкого композитора Вагнера и развившего расистские идеи учения Гобино и Ляпужа, также обосновывается превосходство германской расы над другими народами, однако он уже дал этим идеям существенное развитие, так как представил расовую теорию в более откровенном и агрессивном виде. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание «чистоты» расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил «основы» теории рас и «евгеники» - «науке» о расовой чистоте и своеобразных методах «селекции» людей, о чём позже говорил своеобразный учёный Дарре: «Как мы возродили ганноверскую лошадь, отбирая породистых жеребцов и кобыл, так мы возродим чистый тип северного германца путём обязательного скрещивания в течение ряда поколений».

Сама же идея разведения людей скотоводческим методом была выдвинута жившим ещё в VI веке до нашей эры древнегреческим поэтом Феогнисом , обеспокоившимся «мельчанием породы аристократов». Позже защитником этой идеи выступил древнегреческий философ-идеалист Платон, живший в IV веке до нашей эры. Он предлагал из вновь родившихся систематически отбирать лучших производителей - «евгенов» (термин Платона) - и по достижении ими половой зрелости спаривать с такими же породистыми самками.

Социальная природа расизма

Большое влияние на развитие расизма оказали труды Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900), воспевшего «белокурую бестию» - «арийца» - носителя высших качеств человеческой личности«. К расовому идеалу Ницше ближе всего оказалась Пруссия - страна «избранного народа», который образует ядро сверхнациональной расы господ.

Расизм и все его производные страшны тем, что человеческая личность теряет свою бесценность, свою уникальность и неповторимость.

Расизм есть порождение политики, а не науки. Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому - японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми ретивыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа - Израиля и т.д.

В 19 в. в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса - американоидная.

В 60-е гг. 20 в. в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

Само по себе выражение об «общности крови», столь часто употребляемое расистами, выражение, лишённое смысла, так как факторы наследственности не имеют никакой связи с кровью, не зависят друг от друга, не перемешиваются и даже не могут изменяться совершенно самостоятельно. Неверно также и то представление, что «кровь» родителей смешивается и составляет основу крови их детей. До сих пор многие люди не знают, что кровь не имеет никакого отношения к генетическому процессу, и даже мать не снабжает своей кровью эмбрион, который, напротив, вырабатывает свою кровь.

Видимо, именно в силу столь глубоких и основательных исторических корней расизм довольно трудно полностью искоренить, и его проявления можно встретить и в наши дни.

В большинстве случаев это связанно с общей необразованностью, ограниченностью. Однако зачастую это может проявляться и среди, казалось бы, внешне цивилизованных и образованных людей. В таком случае, где же здесь причина? Зачастую семья, в которой человек вырос, или его личная семья оказывают подобное «воздействие» на неприятие чужаков, на неприятие другой, отличной от их культуры, возможно даже религии. Затем появляются другие причины, ком неприязни растет, обрастая всевозможными «оправданными причинами».

И когда люди, враждебно настроенные к чужестранному, находят единомышленников, затем сообща подкрепляют друг друга для «борьбы» с малознакомым, возникает то, что получило название расизма.

Расизм сегодня

Расизм сегодня проявляется в различных формах, зачастую хорошо завуалированных и трудноразличимых. Но факт есть факт, расизм не исчез. Он может протекать в этнических, религиозных или культурных сферах. Он проявляется в различных формах: спонтанных, официально если не поддерживаемых, то терпимых, или же в институциональных.

Расизм институциональный, это тот расизм, который нашёл официальное отражение в конституции или узаконен какими-то нормативными актами, законами данной страны и подтверждается идеологией превосходства, скажем, европейцев над африканцами, индейцами или «цветными», иногда проявляющегося при неверной трактовке Библии. Это режим апартхейда (это слово голландское, и это единственно правильный вариант его написания) или «различного развития», который был характерен для ЮАР.

Ещё одна разновидность расизма - это дискриминация по отношению к автохтонам, аборигенному населению, то есть к тем народам, которые жили в данной местности до прихода колонизаторов. При этом ущемляются многие права коренных жителей, и, в первую очередь, их лишают права равенства с колонизаторами.

Различные религиозные меньшинства или же мелкие этнические группы довольно часто являются жертвами расизма. Проявление этого явления происходит, к примеру, в невозможности получения гражданства в стране, где они живут или работают. Иногда с принятием христианской веры в определённых странах теряется гражданство. Или же эти люди остаются гражданами «второго сорта», к примеру, не имея возможности получить высшее образование, место жительства, работу, в частности, в сфере обслуживания или административных должностей. Это особенно характерно для стран, где доминирует мусульманское население, живущее по законам шариата.

Этот отказ от примирения с отличиями в культуре западные социологи назвали «этноцидом», не приемлющим присутствия чего-то, что не совпадает с ритмами их собственной культуры. Это явление этноцентричности особенно характерно для стран с этнократическим режимом правления, где правящий этнос удерживает все основные должности и «высокие места» в стране.

Однако и внутри одной страны, внутри одного этноса, этнической группы могут существовать специфические формы расизма, так называемого социального расизма. Это когда малообеспеченное и малообразованное население, например, крестьяне, испытывают ущемление их достоинства и прав, неадекватной оплаты труда на вполне официальном уровне. Это особенно характерно для стран третьего мира, и это представляет собой одну из форм современного рабства.

Наиболее широко распространён так называемый спонтанный расизм, который проявляется жителями страны или региона по отношению к иностранцам, особенно к тем, кто определяется по внешним различиям этнического происхождения или религиозных убеждений. Это чувство неприязни к представителям другой культуры может перерасти в ксенофобию или расовую неприязнь. Довольно часто это проявляется по отношению к беженцам или эмигрантам; часто их вынуждают жить в гетто или специальных поселениях, препятствуя их интеграции в общество.

Среди проявлений различных антипатий к представителям другой национальности или расовой группы следует выделить антисемитизм, который был одним из самых трагических проявлений нацизма в минувшем веке, включая все ужасы холокоста; однако, к сожалению, нельзя говорить о его полном исчезновении. То и дело о его существовании напоминают вспышки террористических актов, направленных против еврейского населения.

Существует также евгенический расизм, пытающийся обосновать генетическое превосходство одних этнических групп над другими, одного человека над другим. Это проявление расизма создаёт все возможные препятствия, ограничивающие деторождение для определённых социальных или этнических групп. Обычно это осуществляется через кампании абортов и стерилизации. В данном случае наблюдается полное обесценивание человеческой жизни, идущее вопреки убеждениям всего цивилизованного мира, гуманизма и христианства.

Как видим идеи расового превосходства по большому счету высосаны из пальца и изначально носят исключительно европоцентристский характер, что в высшей степени не научно.

Заключение

Теории расистов были окончательно ниспровергнуты из ученого мира еще в 19 веке. Единственные причины по которым они существуют до сих пор - это то, что они выгодны господствующему классу для того, чтобы ссорить пролетариат, создавать конфликты, отвлекать людей от истинного врага и от настоящих проблем.

Здесь следует еще раз сказать, что большие и малые расовые стволы человеческой расы представляют собой популяции, разделяющиеся различными морфологическими признаками. Самих же биологических отличий одной расы от другой гораздо меньше, чем между индивидуальностями внутри рас, и существующие межрасовые различия не позволяют говорить о врождённой степени способности к интеллектуальному развитию у отдельных рас. Существующее очевидное различие в уровнях цивилизационного развития наука объясняет совокупностью историко-культурных условий.

А в социально-психологическом плане расизм или же граничащий с ним крайний национализм представляют собой своеобразную форму преодоления свойственного обывателю «комплекса неполноценности», особо остро воспринимающего неустойчивость своего социального положения, свою неспособность преодолевать трудности, возникающие на его пути к лучшей жизни. Для этих категорий населения расизм служит самоутверждением, которое позволяет даже самому опустившемуся обывателю почувствовать себя существом более высшего порядка по сравнению с другими - возможно более умными, образованными и даже преуспевающими людьми, но зато не имевшими «привилегии» родиться от лиц, принадлежащих к «более ценной» национальности или расе. Крупнейший французский этнограф Альфред Мэтро заявил по этому поводу: «По странной иронии, самы­ми ужасными жертвами расистской догмы являются как раз те люди, чьи умственные способности и образование свидетельствуют о ложности этой догмы».

Все формы расизма, как бы они ни проявлялись, отрицают достоинство человеческой личности, её бесценность, и препятствуют укреплению единства человечества. Никогда не нужно забывать тех ужасных последствий, которые остались после второй мировой войны, о миллионах загубленных и искалеченных жизней, разрушенных семьях и судьбах. И не надо думать, что это где-то там, в глубоком прошлом или за тысячи километров от вас. Надо помнить, что расизм начинается среди простых людей, от наших взаимоотношений друге другом, от нашей невнимательности и нечуткости. И пусть прошлое послужит уроком и никогда не повторится ни среди нас, ни среди наших потомков.

Список использованной литературы:

  1. А. Цветков: «Борьба с расизмом и ксенофобией. Расизм: где начало и когда будет конец?» / Спектр Развития № 1, 2002
  2. Н.Г. Скворцов: «Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива» / Журнал социологии и социальной антропологии т.1, вып.1, 1998
  3. В. Тишков: «Суды для экстремистов и амнистия для мигрантов»
  4. С.А. Токарев «Биологические течения в этнографии. Расизм»
  5. А. Фрадкин: «Наука и религия: мнимые противоречия»
  6. Г. Сейталиева: «Становление человечества: Введение в социальную антропологию»

17 мнений

    Думаю проблема не в цвете кожи или разрезе глаз, а именно в культурных ценностях. Если человек приезжает в чужую страну и ассимилирует, принимает другие культурные традиции и устои - это одно дело. Но в основном в России я наблюдаю противоположный эффект. Кавказцы живут согласно своим "горным устоям", степняки азиаты (правда в меньшей степени) согласно своим. Китайская культура вообще ни в каких странах не растворяется, вспомним знаменитые чайна-тауны. СССР позиционировал себя как наднациональная страна, там вопроса национальной культуры не стояло в принципе, и по этому и нац. конфликтов, по моему мнению, почти не было. Россия позиционируется как многонациональное гос-во, то есть множество культур - отсюда может проистекать только множество конфликтов. Мирное существование различных культур - миф. Всегда одна культура будет вести себя более агрессивно по отношению к другой. Есть устойчивые варианты сосуществования, когда есть одна доминирующая культура, и остальные "подавляемые". Пример - Российская Империя, где доминирующей была культура титульной нации - русская православная, остальные как бы существовали, но "без особых амбиций". Сейчас всё и вся пытаются приравнять. Посмотрим..

    • Уважаемый Игорь!

      Прежде всего, спасибо за дельный отзыв. В инет-пространстве подобное днём с огнём не всегда сыщешь.

      Единственное, не кажется ли вам, что проблема расизма не столько в самих культурных ценностях рас (наличие и взаимодействие которых вполне закономерно и далеко не всегда вступает в противоречия) сколько в отношении к Человеку в принципе? Другими словами, любой человек прежде всего Человек, а уж потом представитель какой-то из групп, например, расовой. И как Человек, соответственно, будет иметь ряд естественных прав, на которые посягает расизм.

      Мирное существование различных культур - миф. Всегда одна культура будет вести себя более агрессивно по отношению к другой. Есть устойчивые варианты сосуществования, когда есть одна доминирующая культура, и остальные «подавляемые». Пример - Российская Империя, где доминирующей была культура титульной нации - русская православная, остальные как бы существовали, но «без особых амбиций»

      Тяжело признавать, но в мировой истории чаще всего происходило именно так. Примеров много. Тем не менее, хоть так оно и было, сейчас мы живём в иное время, где обособленность отдельных наций становится все менее распространена (идёт процесс глобализации), а значит, где доминантность по численности не означает неизбежного превосходства в гражданских правах, вы не находите?

      Как я понимаю, государство, которое мыслит чисто юридически (категориями "гражданин - не гражданин", "легал-нелегал", а не "своей национальности-не своей"), пытается (если, конечно, это так) уравнять лиц олной категории исключительно в гражданских правах, вне зависимости от нац. принадлежности (если бы этого бы не было, имело бы смысл открыто заявить о расовой дискриминации в нашей стране). Впрочем, основная проблема расизма, по моему скромному мнению, как я уже говорила, не в юрисдикции.

      И последний вопрос: скажите, пожалуйста, вы верите в толерантность в современном мире? И отдельно в нашей стране?

      • 1. Совершенно с вами согласен, что человек должен быть прежде всего Человеком. Но чтобы организовать на этом принципе мирное сосуществование культур (хотя бы в нашей стране), таких людей должно быть подавляющее большинство. Причем (важный момент), это большинство должно быть распределено по всем культурам равномерно, т.е. во ВСЕХ культурах принцип Человечности должен иметь более высокий приоритет над национальной составляющей. Сейчас, имхо, это что-то из разряда Утопии и "Далекого Светлого будущего", до которого всем нам еще расти и расти..

        В этом контексте очень примечателен пример России после развала СССР. В самом начале ведь не было такого оголтелого русского национализма. Русские были очень даже терпимы. Просто нац. меньшинства стран СНГ, не имеющие "своего куска Родины" в новой России и не желающие ни уезжать, ни ассимилировать, стали объединяться по национальному признаку (азербайджанские, грузинские, армянские, и т.д. диаспоры). Объединение - это естественная форма защиты, в данном случае от чужой культурной среды, в которой они оказались. Но такой коллективизм, при равных гражданских правах и отсутствии приоритета "Человеческого" над национальным, давал интересный эффект: он не только позволял сохранить нац. культуру в чужой для них стране, но и повышал экономическую, политическую и даже преступную эффективность (национальные ОПГ одни из сильнейших в России до сих пор). В чистом виде эффект синергии. Российский национализм - это лишь ответная реакция, а не первопричина. Причем националисты агрессивны именно к внешним по отношению к России культурам, для они являются "пятыми колоннами" соседних стран, пусть даже дружественным в политическом отношении. К "своим" мусульманам: татарам, башкирам,и другим легко отличимым, никакого национализма нет (не беру в расчет ортодоксальных фашистов, но их немного). С народами Кавказа сложней: народностей очень много, и не каждый сможет отличить ингуша, осетина от грузина, и т.д.. Поэтому идет агрессия на всех. Имхо, важно понимать, что Родина - это страна, одну из культур которой ты исповедуешь. Для большинства диаспор Россия не Родина, а страна проживания. Огромной поток иммигрантов (тем более нелегалов) лишь усугубляет положение, а соответственно и усиливает ответную реакцию, и национализм уже зачастую переходит в фашизм. Вторая причина русского национализма - это упадок русской культуры

        Коммунисты видели решение в полном отказе от национальной составляющей в культуре. Но, имхо, полная потеря своей исторической памяти народом еще хуже, чем мелкие национальные войны.

        2. Мое имхо: Слово "толерантность" почему-то очень сильно не люблю в том виде, в котором его сейчас преподносят. Им сейчас пытаются заткнуть все дыры, погасить все конфликты. Но что такое толерантность - это терпимость. Само слово "терпимость" подразумевает неудобство, то есть некий конфликт, проблему. И вместо того, чтобы решать проблему, эта "терпимость" загоняет ее на более глубокий уровень, где конфликт приобретает скрытые формы. Его становиться тяжелей распознать и, соответственно, решить. И проблем от скрытого конфликта не меньше, а зачастую даже больше. Толерантность - это попытка заставить "терпеть" всех и сразу. В этом случае лучше сказать, что я верю в здравый смыл и высокое духовное развитие каждого человека в отдельности.

        3. Космополитическим русским в окружении малых народов с сильным национальным самосознанием не выжить. И так как до всеобщей "человечности" мы еще не доросли, то решением для России вижу в возрождении сильной национальной русской культуры: она была лояльна к остальных культурам внутри страны и была как клей в РИ. Русский человек должен помнить и гордиться не только советским, но и русским прошлым. Также сюда нужно отнести возрождение русских традиций, борьба с пьянством и наркоманией (да-да, это тоже возрождение русской культуры), развитие спорта, улучшение демографической ситуации, и т.д. по списку.Русские - это титульная нация в России (так уж исторически сложилось), и если как культура, как нация мы сейчас слабые, то появиться множество претендентов занять наше место титульной (ведущей в стране) нации. Естественно мы сопротивляемся. И вся эта борьба и есть наши "национальные конфликты".

        Русский радикальный национализм я вижу не как проблему как таковую, а как индикатор другой более крупной проблемы, а именно упадок русской культуры, деградация русского населения. Агрессивные националисты чувствуют, что что-то не так, но вот их выводы и действия зачастую противоречат здравому смыслу. Если уйдет основная проблема, то от русского национализма не останется и следа.

        Бороться с русским радикальным национализмом, не борясь с основной проблемой - это тоже самое что при гриппе бороться с высокой температурой, не борясь с инфекцией. Да, температуру надо иногда сбивать, когда она через чур высокая (когда национализм переходит в фашизм), но с другой стороны повышенная температура - это признак того, что организм борется с инфекцией, что он еще не сдался.

        • А с чего ты взял, что проблема в приезжих? И какая в них проблема? В том, что их много и появляются этнические банды?- так это проблема миграционной политики и проблема работы милиции, которая население устраивает, раз 70% кажется голосует за тех, кто такую политику ведет. Так что с такой логикой, надо половину населения страны истреблять. Так что бредить не надо.

          Приведи примеры стран, где национализм доводил до хорошего! В России он проблему только усугубляет, как ты можешь видеть каждый день.

          Но нах что-то анализировать, думать, когда все так просто, да?

    Самый подвох в том, что происхождение термина "раса" - заблуждение либо подлог

    Раса - это изначальное самоназвание нынешних русских.

    Вот в чем весь смысл... и гомерический хохот "серых кардиналов"

    ЦИТАТА"Первый намёк на дискриминацию негров можно найти в надписи. . .. "
    Хахха приежай в Америку назови афро-американца так и посиди в тюрме за расизм.Антифа еще мне говоришь,знаток.

    Про библию- та информация из старого завета,даже христиане её не так уж и признают.Много говна написано там.

    Про эмоцанальность, да правы.Уж слижком много агресивности и говна которое протеворечит антифа.
    Наверно секта АНТИ антифа открывется?

    Смешение крови говорите не существует? Интересно а каким тогда вы образом родились на свет? Медики знают что по сперме мужчины можно простым анализом выявить группу крови и всё что с ней связано (а иначе как вы думайте находят насильников?) - это всё во превых, а во вторых фраза "смешение крови" носит так же иносказательный смысл, примерно так же говорят "голубая кровь", когда говорят про аристократов, но мы же знаем что кровь ниразу не голубая:-)))). так что как всегда антифа пишет бред не видя сути и смысла, даже в критическом порыве любое "анти" убого, ибо оно изначально в рамках того против чего "анти" :-)))))

    Но в целом статья понравилась. Познавательная. Если желаете, то могу написать статью с опровержением основных расистских теорий.

Расизм - психология, идеология и социальная практика, основывающаяся на антинаучных, человеконенавистнических представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о допустимости и необходимости господства «высших» рас над «низшими». Расизм и национализм взаимосвязаны. Абсолютизируя второстепенные внешние наследственные признаки той или иной расы (цвет кожи, волос, строение головы и т. д.), идеологи расизма игнорируют основные черты биологического и физиологического строения человека (функции мозга, нервной системы, психологическую организацию и др.)? которые одинаковы у всех людей.

Современный расизм - порождение капиталистической эпохи. Он имеет свою предысторию, уходящую в прошлое человечества. Идея врожденной неполноценности отдельных человеческих групп, составляющая суть современных расистских представлений, возникла уже в древнейших классовых обществах, хотя выражалась в иной форме, чем в 20 в. Так, в Древнем Египте общественное неравенство рабов и их владельцев объяснялось принадлежностью к разным породам людей. В Древней Греции и Древнем Риме считалось, что рабы, как правило, обладают только грубой физической силой в отличие от господ, наделенных высокоразвитым интеллектом. В средние века феодалами культивировались взгляды о «кровном» превосходстве дворян над чернью, имели широкое хождение понятия «голубая кровь», «белая» и «черная кость».

Уже в 16 в. испанские завоеватели Америки для оправдания варварской жестокости по отношению к индейцам выдвинули «теорию» о неполноценности «краснокожих», которые были объявлены «низшей расой». Расистские теории оправдывали агрессию, захват чужих территорий, безжалостное истребление народов колоний и зависимых стран. Расизм выступил как важнейшее идеологическое оружие в борьбе против покоренных народов. Военно-техническое и организационно-политическое преимущество европейских стран и США обусловило появление у колонизаторов чувства превосходства над порабощенными народами, представителями негроидной или монголоидной расы, чаще всего оно принимало форму расового превосходства. Что касается африканцев, то лишь в конце 18 в. - начале 19 в., когда шла борьба за запрещение работорговли, была создана теория о их неполноценности по сравнению с европейцами. Она была нужна сторонникам рабства и работорговли для того, чтобы обосновать законность дальнейшего существования работорговли. До этого к африканцам в целом не относились как к низшей расе.

Теоретики расизма выдвинули положение о зависимости психических качеств, характера человека от формы черепа, в частности от величины головного показателя. По их теории выходило, что, чем ниже головной показатель, то есть, чем длинноголовее человек, тем он, как правило, одареннее, энергичнее, жизнеспособнее.

В 1853 г. французский аристократ граф Жозеф Артюр Гобино, дипломат и публицист, опубликовал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он пытался установить своего рода иерархию народов, населяющих нашу планету. Низшей расой Гобино считал «черную», несколько более развитой - «желтую», а высшей и единственно способной к прогрессу - «белую» расу, в особенности ее элиту - арийскую, светловолосых и голубоглазых. Среди арийцев на первое место Гобино ставил германцев. Они, по его мнению, создали настоящую славу Рима, ряд государств в новой Европе, в том числе Русь. Теория Гобино, где отождествлялись расы и языковые группы, стала основой многих расистских теорий.

В эпоху империализма сформировалась теория противоположности Запада и Востока: о превосходстве народов Европы и Северной Америки и отсталости стран Азии и Африки, об исторической неизбежности для последних находиться под руководством «цивилизованного Запада». После первой мировой войны в Германии приобрел популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной, или «нордической», расы, якобы генетически связанной с народами, говорящими на германских языках. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм стал официальной идеологией фашизма. Фашистская доктрина получила распространение в Италии, Венгрии, Испании, Франции, Нидерландах и других странах. Расизм оправдывал агрессивные войны, массовые уничтожения людей. Во время второй мировой войны гитлеровскими расистами было запланировано и начато уничтожение (геноцид) определенных наций, согласно расистским теориям фашизма считавшихся неполноценными, например евреев, поляков.

Разгон демонстрации в Кейптауне.

Равенство народов и рас было провозглашено и закреплено в документах ООН. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека (1948). После разгрома фашизма расизму был нанесен сокрушительный удар.

ЮНЕСКО неоднократно принимало декларации о расах и расовых предрассудках. Существуют две исторические разновидности расизма: добуржуазный и буржуазный. Основными формами первого были биологический расизм (противопоставлялись различные народы по их происхождению, внешнему виду и строению) и феодально-клерикальный (противопоставление шло по религиозным воззрениям). При капитализме возникает буржуазный расизм. Сюда относятся: англосаксонский (Великобритания), антисиметизм, неонацизм, антибелый расизм («расизм наоборот», негритюд), общинный расизм и др. Каждая из вышеуказанных форм расизма может распространяться на представителей всех иных рас или иметь строгую направленность по отношению к конкретной расе. По степени и форме выражения расизм может быть открытым и грубым, прикрытым и утонченным. Современный расизм многолик. Расисты выступают под разными вывесками и выдвигают различные программы. Их взгляды и убеждения имеют широкий спектр - от «либеральных» до фашистских.

Разнохарактерны и конкретные проявления расизма - от линчеваний американских негров до создания расистскими идеологами изощренных доктрин, «обосновывающих» деление человечества на «высшие» и «низшие» расы. Сегрегация является одной из крайних форм расовой дискриминации в буржуазных государствах, она ограничивает человека в правах по расовой или национальной принадлежности. Сегрегация - это политика принудительного отделения негров, африканцев и «цветного» населения от белых. Она сохраняется в США, несмотря на формальный запрет, в Австралийском Союзе, где аборигены вынуждены жить в резервациях. Элементы сегрегации проявляются в настоящее время в некоторых странах Западной Европы по отношению к рабочим- иммигрантам - арабам, туркам, африканцам и др.

Одной из форм расизма является апартеид (апартхейд; на языке африкаанс - apartheid - раздельное проживание). Политика апартеида до последнего времени применялась в ЮАР, была официальной идеологией, образом мысли, поведения и действий. Проведение политики апартеида началось с принятия закона о регистрации населения (1950), который периодически оформлял принадлежность каждого гражданина страны, достигшего 16 лет, к той или иной расовой категории. Каждый житель получал удостоверение, в котором содержалось описание его примет и указывалась так называемая «этническая» (точнее, расовая) группа. Было предпринято составление реестра всего населения страны под эгидой социальной коллегии по расовой классификации. К 1950 г. был принят акт о расселении по группам. В соответствии с ним правительство имело право объявить любую территорию областью расселения какой- либо одной расовой группы. В 1959 г. принимается акт о предоставлении банту независимости (Билль о бантуста- нах). явившийся законченным юридическим оформлением апартеида. Создаются банту станы, или «национальные отечества», для каждой из этнических групп коренного населения. Некоторые из банту станов объявлялись Преторией «независимыми государствами», хотя ни одна страна не признала официально подобную независимость.

Система апартеида лишала черное население ЮАР всех основных политических прав и свобод, в том числе свободы передвижения в своей собственной стране и права на квалифицированный труд, подвергала всем известным видам и формам расовой дискриминации, практически лишала доступа к образованию, культуре, медицинскому обслуживанию.

Во 2-й половине 80-х - начале 90-х гг. правительство ЮАР провело ряд реформ, направленных на ослабление режима апартеида. Отменялись законы, ограничивавшие свободу передвижения по стране (пропуска, миграционный контроль), вводился единый южноафриканский паспорт, разрешались деятельность профсоюзов черных, межрасовые браки, более того, исчез так называемый малый апартеид, т. е. проявление расизма в быту и повседневной жизни.

ЮАР подвергалась бойкоту и санкциям, рекомендованным ООН, как странами третьего мира, так и западными демократиями. Однако в 1989-1991 гг. ситуация кардинальным образом изменилась. В соответствии с реформаторским курсом Фредерика де Клерка начался демонтаж системы апартеида. Отменено свыше ста законодательных актов, подвергавших людей дискриминации из-за цвета кожи. Огромную роль в деле осуждения международным сообществом апартеида сыграл Африканский национальный конгресс (АНК) - старейшая организация Южной Африки (существует с 1912 г.). АНК выступает в качестве партнера правительства по подготовке переговоров и новой конституции страны. Однако идеология расизма не сдает своих позиций и ныне проявляет тенденцию к активизации.

Раси́зм (1) - дискриминация личностей, общественных групп или части населения или человеческих групп, политика преследований, унижения, причинения позора, насилия, нагнетание вражды и неприязни, распространение порочащих сведений, нанесение ущерба по признаку цвета кожи, этнической, религиозной или национальной принадлежности.

Расизм использует внешние отличия в качестве основной причины для отказа в равном отношении к членам другой группы на основании так называемых «научных», «биологических» или «моральных» характеристиках, считают их отличающимися от своей собственной группы и изначально нижестоящими. Такие расистские доводы часто используются для обоснования привилегированного отношения к одной группе. Этой группе обычно отдается предпочтение. Обычно предоставление привилигированного положения сопровождается заявлениями о том, что группа находится под угрозой (как правило, по ее субъективному представлению), - по сравнению с другой группой для того, чтобы поставить последнюю «на своё место» (с социальной и территориальной точки зрения).

Под расизмом принято понимать вышеуказанные действия, спонсированные властями или государственной религией, а не любые проявления .

В современном мире расизм - строжайшее общественное и во многих странах преследуется по закону не только расистская практика, но и проповедь расизма.

Расизм считает, что межрасовые гибриды обладают менее здоровой, «нездоровой» наследственностью и поэтому выступают против смешанных браков.

В настоящее время определение расизма не связано с понятием из-за биологической неопределенности последнего. Понятие расизма применятеся расширительно, как комплекс действий или части его, исторически ассоциированные с трёхвековой практикой расизма по отношению к неграм в .

Несмотря на многочисленные попытки ещё больше расширить определение расизма, его не принято распространять, профессиональные, или возрастные группы, на и т. д.

Определение расизма также не распространяется на исторические . Например определение «русского великодержавного , национальной политики или , как расизма выглядит явным , хотя налицо признаки расизма.

Вместе с тем, политика дискриминации, преследований и профилирования этнических и религиозных меньшинств (например «лиц кавказской национальности») в современной квалифицируется в документах международных и российских правозащитных организаций, как расизм, и такое словопользование не вызывает серьезного сопротивления.

Расизм (устаревш.)

Раси́зм (2) устаревшее - доктрина и идеология, утверждающие физическую и психическую неравноценность человеческих . Как следствие этого принадлежность человека к тому или иному антропологическому типу считается важной при определении его общественного положения. Считается устаревшим, поскоольку само понятие рас современная биология считает неопределенным. Внутри т. н. рас и различия больше, чем между т. н. расами и многие различия, считавшиеся расовыми, на деле оказались вызванными историческими, социальными или экономическими причинами.

Основные принципы расистской идеологии

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас - над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп.

2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.

3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями.

4. Вера в законность господства «высших» рас над «низшими».

5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)

Этимология и история понятия

Само слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими».

Основателем расистской теории принято считать , рассматривавшего исторический процесс с точки зрения борьбы рас. Различия в культурах, языках, экономических моделях и т. д. Гобино объяснял психическими особенностями рас их создателей. Наилучшей расой де Гобино считал нордическую, а величие и цивилизаций объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбер Мемми.

Расизм в США

Негры: от рабства до движения за гражданские права

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, были приняты существенные политические и социально-экономические меры, обеспечивающие равенство и преодоление вековой пропасти, отделявшей афро-американцев, американских индийцев и другие меньшинства от мейнстрима американской жизни. Вместе с тем расизм и сегодня остается одной из самых горячих тем американской общественной жизни.

Сегодня в мире существует огромное количество разнообразных В прошлом веке актуальной была проблема, вызванная появлением на мировой арене такого движения, как расизм. Это направление вызвало самые противоречивые отзывы. Однако, что такое расизм?

Само слово было впервые зафиксировано во французском словаре Ларусса в тысяча девятьсот тридцать втором году. Там ответ на вопрос «что такое расизм» звучал следующим образом: это система, которая утверждает превосходство одной расы над другими. Законно ли это?

Согласно большому юридическому словарю, под редакцией Сухарева и Крутских, расизм — это одно из основных международных правонарушений. и установка дискриминации, которая основана на расовых заблуждениях и предрассудках.

Что такое расизм и каковы его проявления? Структурная организация и институционализированная практика этого направления приводит к проблеме неравенства, а также к идее о том, что подобные отношения между разными группами людей вполне оправданы как с морально-нравственной, так и с этической и политической и даже научной точек зрения. Данная идеология имеет в своей основе движение к проявлению на уровне законодательства и на практике.

Что такое теория, по которой какая либо расовая или имеет необоснованное право господствовать над другими людьми (однако оно имеет некие псевдообоснования с точки зрения самой идеологии). На практике это выражается в угнетении группы людей по любым признакам (цвету кожи, родовому, национальному или этническому происхождению). На международной конвенции о ликвидации форм дискриминации в одна тысяча девятьсот шестьдесят шестом году было объявлено, что расизм является преступлением. Любые его проявления караются законом.

По данным этой конвенции, расизмом можно считать любое ограничение, предпочтение или исключение, основанное на цвете кожи, признаках расы или происхождения, которое имеет целью уничтожение или же умаление прав на признание, а также ограничение возможностей и свобод человека в его политической, экономической, культурной или социальной жизни.

Рассматриваемый термин появился еще в девятнадцатом веке, когда французом Гобинго была выдвинута концепция о превосходстве над остальными. Причем под эту идею подводились в том числе и псевдонаучные доказательства ее истинности. Особенно острой была проблема такого движения, как расизм в США (Соединенных Штатах Америки). Большое количество афро-американцев, коренного населения, эмигрантов породило широкомасштабные акции, основанные на дискриминации разного рода. И сейчас расизм в Америке ассоциируется с деятельностью печально известной группировки Ку-Клукс-Клан.

В середине прошлого века именно настроения превосходства одних людей над другими, развитые с включением дарвинизма, евгеники, мальтузианства, философии цинизма и мизантропии, элитизма такими философами, как Хайкрафт, Кидд, Лапудж, Вольтам, Чемберлен, Аммон, Ницше, Шоппенгауэр, стали основой для идеологии фашизма. Они легли в фундамент этого учения, оправдывающего и поощряющего сегрегацию, апартеид, идеи о превосходстве "чистой арийской расы" над всеми остальными.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...