Тема: «История жизни Печорина, написанная им самим». (Анализ главы «Княжна Мэри»). Анализ фрагмента главы “Княжна Мери”


Журнал Печорина

Тамань

Рассказ идет от лица Печорина. Он прибывает в Тамань в позднее время. Поскольку казенной квартиры для него не приготовили, главный герой селится в деревенском домике у моря, где без родителей живет слепой ребенок. Ночью Печорин видит, как мальчик с узелком не спеша приближается к морю. Он начинает за ним наблюдать. Вдруг к ребенку подходит молодая девушка и говорит, что Янко сегодня не придет. Но, парень ей не верит, так как считает Янко смелым и решительным. Через непродолжительное время к берегу приплывает нагруженное суденышко с человеком, на котором надета баранья шапка. Главный герой возвращается в дом, где встречает девушку, которая разговаривала на берегу со слепым мальчиком. Печорин интересуется ее именем, но она не отвечает ему на вопрос, после чего главный герой начинает угрожать ей тем, что расскажет коменданту, что девушка ходила в ночное время по берегу.

Как-то раз девушка пришла в дом, где жил Печорин и поцеловала его, после чего назначила свидание этой ночью на берегу. Главный герой вооружается пистолетом и идет на встречу с девушкой. Он встречает ее на берегу, и они вместе идут к лодке. После того, как они отплывают на какое-то расстояние, девушка выбрасывает пистолет в воду и старается сбросить туда же Печорина, но происходит все наоборот. Молодой человек сбрасывает девушку за борт. Она удачно доплывает до берега, а через время туда приходит мальчик вместе с Янко. Девушка садится с ним в лодку, и они уплывают, оставив слепого на берегу. Парень плачет, а до Печорина доходит, что он встретился с людьми, промышляющими контрабандой. Когда главный герой зашел в дом, то нашел в мешке мальчика свои вещи, среди которых была шкатулка, шашка с серебряной оправой и кинжал. Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Княжна Мери

Печорин прибывает в Пятигорск, где наблюдает множество скучающих особей, среди которых есть отцы семейств, барышни и целый ряд других персонажей. Подойдя к источнику, главный герой увидел своего старого знакомого Грушницкого, который описан, как храбрец и самолюбивый франт. В свое время два молодых человека были знакомы по службе в одном отряде, и вот теперь Грушницкий сияет в окружении самого обыденного общества. Его новые знакомые — довольно скучные и примитивные люди, среди которых можно разве что выделить княгиню Лиговскую и ее дочь Мери. Когда Грушницкий рассказывал о них Печорину, мама с дочерью проходили мимо. Главный герой про себя отметил, что его старый знакомый симпатизирует молодой девушке. У Мери были прекрасные удлиненные ресницы, «бархатные глаза» и, вообще, ее можно было назвать красавицей. Кроме того, Печорин отметил ее отличный вкус в одежде.

Через некоторое время к главному герою в гости приехал доктор Вернер, человек с материалистическим взглядом на жизнь, но с душой лирика. Как выяснилось по ходу повествования, у доктора одна нога была несколько короче другой, а в целом это был мужчина небольшого роста с крупной головой. Между Печориным и Вернером существует какая-то взаимосвязь на грани подсознания, так как они понимают друг друга с полуслова. Доктор рассказал своему товарищу о Мери, которая думает, что Грушницкий оказался в солдатах в результате дуэли. Этот молодой человек вызывает живой интерес у княжны. У ее матери в данный момент гостит родственница, которая оказывается бывшей дамой сердца Печорина по имени Вера.

Главный герой встречает Мери с матушкой в окружении другой молодежи и рассказывает офицерам, которые стоят поблизости, смешные истории, после чего вся находящаяся рядом публика подходит к рассказчику. Мери немного злится на Печорина, так как он лишил ее общества кавалеров. Во время своего дальнейшего пребывания в этом городе главный герой ведет себя подобным образом. Он, то покупает красивый ковер, который понравился княжне, то делает еще какие-то опрометчивые и не поддающиеся объяснению поступки. В это время Грушницкий пытается найти подход к Мери и мечтает, чтобы она его заметила. Печорин объясняет своему знакомому, что это лишено смысла, так Мери из тех девушек, что могут вскружить мужчине голову, а потом выйти замуж за богача. Но, Грушницкий не хочет его слушать и покупает себе кольцо, на котором выгравирует имя своей возлюбленной.

Проходит некоторое время, и Печорин случайно встречается с Верой, которая уже успела два раза выйти замуж и сейчас живет с состоятельным мужчиной значительно старше ее. Через мужа она находится в родственных связях с княжной Мери. Печорин принимает решение оказать княжне знаки мужского внимания. Делает он это для того, чтобы чаще видеться со своей бывшей возлюбленной в доме Лиговских. Однажды в горах он встречает Грушницкого и Мери. Именно в этот момент главный герой принимает решение влюбить в себя княжну.

Как раз случается подходящая ситуация в виде бала, на котором Печорин приглашает Мери на танец, затем уводит ее от пьяного посетителя и извиняется за свое настойчивое поведение. Девушка становится мягче по отношению к своему новому ухажеру. Прибыв в гости к Мери Печорин уделяет много внимания Вере, на это княжна сильно обижается. Тогда в отместку главному герою она начинает любезничать с Грушницким, но он ей уже давно перестал быть интересен. Печорин чувствует что «рыбка попалась на крючок» и решает употребить все влияние на Мери в своих интересах, а потом цинично ее бросить.

Грушницкому возвращают офицерский чин, и он решает покорить сердце княжны своей новой формой. Во время прогулки с Мери Печорин ей жалуется, что люди часто наводят на него напраслину и называют его бездушным. Княжна рассказывает своей новой родственнице Вере, что любит Печорина. Вера ее ревнует к главному герою. Печорин встречается с ней и обещает последовать за Верой в Кисловодск, куда она собирается уехать со своим супругом. Грушницкий в новой форме приходит к княжне, но это не дает решительно никакого результата. После этого с его подачи по городу разлетаются слухи о скорой женитьбе Мери и Печорина, который в это время уже находится в Кисловодске, где ждет свидания с Верой. Следом за ним отправляется и Мери со своей матерью. Во время поездки с княжной случается обморок, и она оказывается в объятиях Печорина, который целует ее в губы. Мери признается ему в любви, но судя по реакции главного героя, на него эти слова никак не действуют. Главный герой продолжает вести себя расчетливо и цинично. Грушницкий собирается вызвать Печорина на дуэль, в результате все закончится тем, что секундант даст дуэлянтам незаряженные пистолеты.

Мери еще раз открывает свои чувства главному герою, но тот отказывается от нее и говорит, что не готов к любви, так как ему предсказано гадалкой, умереть от рук своей супруги.

В город прибывает фокусник и все персонажи собираются на его представлении. Печорин проводит ночь с Верой, о чем узнает Грушницкий и на следующий день об этом распространяются слухи по городу. В этот раз Печорин вызывает обидчика на дуэль, а своим секундантом просит стать доктора Вернера, по предположениям которого заряженным будет только пистолет Грушницкого.

Перед днем дуэли Печорина одолевают мысли о смерти. Ему наскучила жизнь. Она его совсем не радует. Печорин считает, что его никто не понимает. На утро он говорит своему секунданту, что не страшится смерти и готов принять ее достойно. Местом дуэли решили выбрать скалу. Это связано с тем, что когда убитый упадет с нее ни у кого не возникнет мысли о дуэли. По жребию первым должен стрелять Грушницкий. Печорин почему-то уверен, что соперник не убьет его. Так и происходит, главный герой оказывается только слегка раненным. Он предлагает Грушницкому извиниться и прекратить дуэль, но тот в истерике кричит, что ненавидит Печорина. В результате пуля сражает его наповал.

Вернувшись домой, главный герой обнаруживает у себя записку от Веры, где женщина пишет, что сообщила своему супругу об отношениях с Печориным и вынуждена покинуть любимого навсегда. Молодой человек бросается за ними в погоню, но загоняет коня и не настигает цели. В расстроенных чувствах он возвращается в Кисловодск. На следующий день Печорину сообщают о его переводе на новое место службы. Он приходит к Мери, чтобы попрощаться. Они обмениваются злыми «комплиментами» и расстаются.

Фаталист

В одной из станиц после окончания игры в карты офицеры начинают размышлять о том, что судьба каждого человека предопределена. Поручик Вулич предлагает проверить, можно ли заранее узнать о своей смерти. Печорин затевает с ним спор и говорит, что это невозможно. Вулич делает попытку самоубийства на глазах у присутствующих, но пистолет дает осечку. После выстрела в воздух все понимают, что пистолет был заряжен. Главный герой предрекает Вуличу скорую смерть и уходит восвояси. По пути к месту ночлега Печорин наблюдает мертвую свинью, которая погибла от сабли казака, которого уже ищут его приятели. После чего главный герой узнает, что Вулич погиб от рук этого казака, а теперь тот скрывается в доме на окраине и не хочет оттуда выходить. Печорин пытается повторить смертельный эксперимент Вулича и захватить его убийцу. Есаул начал свой разговор с казаком в качестве отвлекающего маневра, а главный герой незаметно пробрался в дом и захватил убийцу Вулича. После возвращения в крепость, Печорин рассказал эту историю Максиму Максимычу, а тот сделал вывод, что такая у Вулича судьба.


Анализ главы «Княжна Мери» Урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Цель урока: проанализировать главу, объяснить её кульминационное значение Ход урока История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа М.Ю.Лермонтов №п.п. 1 Деятельность учителя, Вступительное слово учителя: Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формирует характер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традицию Пушкина, но если Онегин изображён со стороны, о нём рассказывает автор, то Григорий Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова, показан с разных точек зрения, что намного усиливает глубину раскрытия его сложного характера. В этом смысле Лермонтов был новатором. Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно Деятельность учеников. поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. 2 портрет Григория Александровича с некоторыми психологическими замечаниями. Автор рисует фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые «не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Портрет настолько красноречив, что перед нами встаёт зримый образ человека, много пережившего и опустошённого. Анализ восприятия прочитанного. Вновь ворошить давно -Почему, прекрасно зная, что штабспрожитое, вспоминать капитан ждёт его на ужин, жизнь в крепости, Бэлу, Печорин не пришёл? он не -Почему он сухо подал руку старику, когда тот хотел. Дружеских чувств к готов был броситься ему на шею? старику (как, впрочем, и к - Почему даже не поговорил с бывшим кому-нибудь другому) не приятелем? испытывал. - Но зачем ему это?. - Так зачем же? Повесть эта разжигает Однако ответа на наше любопытство к эти вопросы здесь мы найти не можем. главному герою, Познакомившись с Григорием порождает вопросы о Александровичем Печориным из причинах формирования рассказов других людей, мы понимаем, что такого характера. имеем больше вопросов, чем ответов. Проверка домашнего задания: Во второй повес ти, где действие происходит уже через пять лет, мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нём рассказывает странствующий офицер, человек, безусловно, образованный и относящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольно подробный портрет. - Какую портретную характеристику даёт повествователь герою? 3. 4 Анализ главы «Княжна Мэри».(комментированное чтение) Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя большую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку, - любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?»- задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа. Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. 5 Чтение и анализ главы « Княжна Мэри» -почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его? Печорин баёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина? На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья? -почему Печорина раздражает Грушницкий? 6. -Почему, на ваш взгляд, Печорин сошелся с Вернером? молодой человек в душе поэт характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях Да, он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит. В докторе его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. - можно ли эти отношения назвать дружбой? 7 Дневник Печорина мне не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк К добру и злу постыдно равнодушны... ...И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. 8 Способен ли Печорин на настоящую любовь? если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери? Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач. Оказывается, нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны). Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы. А Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её. 16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания 9 Анализ эпизода дуэли. -каким предстаёт перед читателями Печорин в эпизоде дуэли?. 10 -Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина? развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим. Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. 11. Вывод. «Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», 12 Дом.задание.: 1.ответить письм. На вопросы: -Способен ли Печорин на настоящую любовь? -какие черты характера проявляет Печорин во время дуэли? Читать главу «Фаталист».

Тема: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Любовь и дружба в жизни Печорина. (Анализ главы «Княжна Мери).

Форма урока: групповая.

Метод: исследовательский, частично-поисковый.

Цель:

1) раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

2) развить навыки критического мышления, культуры речи;

3) воспитать чувство ответственности за людей, окружающих нас.

Задачи урока.

Предметные:

1) формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;

2) закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;

3) отметить нравственную ценность романа М.Ю. Лермонтова.

Метапредметные:

1)развивать навыки выразительного чтения;

2)совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

3)развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

Личностные:

1)привлекать учеников к прочтению и изучению русской прозы;

2)воспитать уважение к людям;

3)утвердить значимость и ценность каждого слова.

Умения и навыки учащихся на уроке:

1)умение высказывать свое мнение;

2)умение правильно выбрать главное и формулировать выводы;

3)формирование грамотной речи в процессе устных ответов.

Оборудование: текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация, фрагменты из фильма «Герой нашего времени» гл. «Княжна Мери» (2006г.)

Ход урока.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок, на котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (слайд 1) Работа будет происходить в группах (учащиеся изначально разделены на 2 группы).

2.Определение темы урока.

Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там.
- Врет он все. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?

Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

О чем эта притча?

А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа.

Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви. Записываем в тетрадь число, тему урока: Любовь и дружба в жизни Печорина . (Анализ главы «Княжна Мери). (слайд 2) Какие поставим задачи на урок?

(Ответы учеников)

Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? (слайд 3)

К этому вопросу мы с вами вернёмся в конце урока.

3. Подготовительный этап для работы в группах

Какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда слышите слово «дружба»?

(Ответы учеников)

Для того чтобы разобраться, что такое дружба в понимании Печорина, каждая группа получит карточки с вопросами. 1 группа анализирует: Печорин и Вернер (4 слайд), 2 группа – Печорин и Грушницкий (5 слайд). Посовещавшись, группа выдвигает 4 человек, которые должны будут ответить на вопросы, анализируя отношения Печорина с второстепенными персонажами: Грушницким, Вернером. Свои ответы можете подтверждать фразами из текста.

Проверка групп. Ответы учащихся. Группа пишет небольшую рецензию на ответы другой группы, т.е. оценивают её.

Вывод: Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны). Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

А какую роль играет в жизни Печорина Любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины не сложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы. Проследим, как меняется герой от страницы к странице.

Княжна Мери (6 слайд) . Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мери?

Просмотр фрагмента фильма (1ч.40м.) – прощание Печорина с Мери. (обсуждение)

Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. (7 слайд)
- опишите ее
- семейное положение
- чем жертвовала Вера ради Печорина
- можете ли вы сказать, Вера любила Печорина
- почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным. (она понимала его, принимала таким как есть, ничего не пыталась в нем менять)
Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять? Давайте посмотрим фрагмент фильма (1ч.34)
Как выдумаете Печорин любил Веру?
-женщины любили его, он их?
- чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Вывод: для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

Домашнее задание: (8 слайд)

1.Ответить письменно на 1 из вопросов:

Способен ли Печорин на настоящую любовь?

Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

Рефлексия.

    • сегодня я узнал...

      было трудно…

      я понял, что…

      я научился…

      я смог…

      было интересно узнать, что…

      меня удивило…

      мне захотелось… и т.д.

Самооценка.

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Конспектировал таблицу?

Печорин и Вернер

1.Что сближает героев?

2. Что ценит Печорин в Вернере?

3. В чём отличие Вернера от Печорина?

4. Почему они не стали друзьями?

Печорин и Грушницкий

1. Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?

2. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?

3. Часто симпатии читателя на стороне Печорина. Почему?

4. Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Рецензия.

План оценивая.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?


2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?


2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?






















1 из 21

Презентация на тему: Анализ повести «Княжна Мери»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Пейзаж в повестиВчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури» ; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Пейзаж в повести Каким настроением проникнуто описание? (восторженным, лирическим) Как это характеризует Печорина? (Он человек, обладающий чувством прекрасного, владеющий даром слова) Какие стихотворения Лермонтова напоминает вам последнее предложение(риторический вопрос)? (И скучно, и грустно…», «Когда волнуется…») Сделайте вывод о сходстве характеров автора и его героя

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Печорин в системе образов романаМаксим Максимыч называет Печорина «странным», рассказчик замечает противоречивость его характера, отраженную во внешности. Является ли «водяное общество» идеальным для героя, ведь он принадлежит к нему? Сам Печорин отвечает на этот вопрос отрицательно: « Во мне душа испорчена светом…»

№ слайда 7

Описание слайда:

Печорин в системе образов романаОни пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают - Найдите соответствия между этим описанием и стихотворением « Как часто, пестрою толпою окружен»

№ слайда 8

Описание слайда:

Печорин и доктор ВернерМожно ли портрет Вернера считать психологическим? Что в нем привлекает внимание? Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

№ слайда 9

Описание слайда:

Печорин и доктор ВернерСопоставляются или противопоставляются герои? Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Почему они не стали друзьями? Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

№ слайда 10

Описание слайда:

Печорин и ГрушницкийЯ познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия.

№ слайда 11

Описание слайда:

Печорин и Грушницкий Какое впечатление производит Грушницкий? Прав ли Печорин, говоря о нем: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился.» В каких эпизодах раскрывается позерство и подлость Грушницкого?

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Княжна МериУ нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят…

№ слайда 15

Описание слайда:

Почему Печорин решил завоевать Мери?Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.

№ слайда 16

Описание слайда:

Мери и Бэла. Одинаково ли отношение к ним?Послушай, милая, добрая Бэла! – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей? Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. – Или вы меня презираете, или очень любите! – сказала она наконец голосом, в котором были слезы. – Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли, – прибавила она голосом нежной доверенности, – не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение? Ваш дерзкий поступок… я должна, я должна вам его простить, потому что позволила… Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!.. – В последних словах было такое женское нетерпение, что я невольно улыбнулся; к счастию, начинало смеркаться. Я ничего не отвечал. – Вы молчите? – продолжала она, – вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?.. Я молчал…

Описание слайда:

Самоанализ ПечоринаПробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Источники Фильм со страницы Рябизовой В.С http://www.sch1262.ru/lermontov/1121.html http://lermontov.sch1262.ru/1121.html http://www.kino-govno.com/movies/knjazhnameri/gallery/images/15 http://900igr.net/kartinki/literatura/Bela/060-Povest-Knjazhna-Meri.html http://history-life.ru/post64451910/ http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-vkl/Lre304-9.htm http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_8500.html http://il.rsl.ru/html/057/j05637.html http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/1226538/ - шаблон презентации Писаревская Т.А http://artcyclopedia.ru/portret_voennogo_(pechorin_na_divane)_1889-vrubel_mihail.htm http://900igr.net/fotografii/literatura/Bela/028-Pechorin.html- Печорин http://forum-slovo.ru/index.php?PHPSESSID=0i7ko7k5jl6mjgm3k85d8sp016&topic=28746.20- Даль и Миронов http://www.photosight.ru/photos/2195264/- цветок Слайд из презентации http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Bela/027-Povest-Taman.html

/ / / «Княжна Мэри» - анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Княжна Мэри» является наибольшей по объему повестью в романе Лермонтова « ». Стоит отметить, что эта глава написана в форме дневника главного героя . В «Княжне Мэри» Лермонтов попытался максимально точно показать нам «светскую жизнь» 30-х годов 19 столетия. В своем дневнике Печорин не проводит анализ своих поступков, он не дает оценку окружающим, он просто пересказывает нам происходящие события.

Действия главы «Княжна Мэри» разворачиваются на лечебных водах Пятигорска. Здесь Печорин встречает своего давнего знакомого Грушницкого. Грушницкий был юнкером, получившим ранение в ногу. Он был карьеристом по натуре, чем очень раздражал главного героя. Но, не смотря на негативное отношение, Печорин и Грушницкий проводят много времени вместе. Именно Грушницкий обратил внимание Печорина на княгиню Лиговскую и ее дочь . Позже главный герой заметил, что между Грушницкой и Мэри были теплые чувства. После этого он, ради забавы, решает завоевать любовь молодой девушки и показать всю ничтожность Грушницкого.

16 мая в своем дневнике Печорин сообщает нам, что дела по реализации его задумки продвигаются. Но его беззаботная задумка закончилась трагически. Чтобы защитить честь Мэри, он вызвал Грушницкого на дуэль. Там Печорин получает ранение в колено, а погибает. После этих событий Мэри серьезно заболевает. Княгиня Лиговская думает, что молодые люди стрелялись из-за ее дочери. По приезду в дом Лиговских княгиня сообщает Печорину, что теперь он может жениться на ее дочери. Но главный герой не любит Мэри, он сознается ей, что делал все ради смеха, чем окончательно разбивает сердце девушке.

В этой сцене Лермонтов показывает нам Печорина, как неоднозначную личность. С одной стороны главный герой смеется над чувствами девушки, а с другой – ему жалко это милое существо. Печорин сознается в своей низости, лицемерии и эгоизме. Он струсил поменять свою свободу на женитьбу. Чувства любви Мэри вмиг сменяются на чувства ненависти. Девушка получила первый тяжкий жизненный урок.

Позже мы узнаем, что за участие в дуэли, Печорин был сослан в крепость, где познакомился с Максимом Максимычем.

Немаловажным моментом в раскрытии личности Печорина в главе «Княжна Мэри» являются взаимоотношения главного героя и Веры. Со слов доктора Вернера Печорин узнает, что тоже находится в Пятигорске. Она была любовницей главного героя и, возможно, единственной женщиной, которая по-настоящему любила Печорина со всеми его недостатками и достоинствами. Кульминацией отношений между этими людьми стало последнее письмо Веры Печорину. В нем женщина в очередной раз признается главному герою в любви. Она понимает, что никогда не будет с ним рядом, но продолжает любить. Единственное, о чем Вера просит Печорина – не жениться на Мэри.

Прочитав это письмо, главный герой понял, что именно Вера была той женщиной, которую он искал всю жизнь, но было уже поздно.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...