Три подвига алексея маресьева. Алексей Маресьев: настоящая история настоящего человека


Легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип Мересьева - героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».


Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей - Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик ползком пробирался к линии фронта. Первыми обнаружили его, еле живого, мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.

В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.

После войны

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.

В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

В 1956 году А.П.Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.

С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.

В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».

7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре.

8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.

В 1989 году избран народным депутатом СССР.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин .

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. В 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актобе, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.

20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев .

Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.

На медали «За верность авиации», учереждённой в 2006 году, изображён А. П. Маресьев.

Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале.

А. Маресьев

Алексей Маресьев родился в приволжском городе Камышине в рабочей семье и по окончании семилетки стал работать токарем на одном из местных заводов. Но вскоре вместе с другими молодыми людьми он отправился на комсомольскую стройку, чтобы строить на Дальнем Востоке новый город — Комсомольск-на-Амуре. Там Маресьев начал заниматься в аэроклубе. После чего почти вся его жизнь стала связана с авиацией.

В 1937 г. по комсомольскому призыву Алексей вступил в Красную Армию и получил направление в Батайскую военно-авиационную школу, а в 1940 г., закончив обучение, начал служить в истребительном полку, где прошел путь от летчика до штурмана.

Конечно, с самого начала Великой Отечественной войны Маресьев находился на фронте. Он постоянно совершал боевые вылеты и к концу 1941 г. уже имел на личном счету четыре сбитых вражеских самолета. В марте 1942 г. во время тяжелых боев в районе Демянского плацдарма, расположенного в Новгородской области, самолет Маресьева был подбит, а сам он получил ранение. Ценой невероятных усилий он сумел совершить посадку в тылу противника, а затем в течение 18 суток, преодолевая невероятные трудности, пробирался к линии фронта. Когда летчик добрался до прифронтовой полосы, местные жители помогли ему укрыться, а при первой возможности сообщили о нем командованию.

Друзья-летчики вывезли Маресьева и добились его отправки в Москву в главный военный госпиталь. Отважному пилоту сделали несколько операций, но ноги сохранить не смогли, так как развилась газовая гангрена. Врачи, естественно, предупредили его, что летать он теперь уже никогда не сможет. Однако Маресьев не смирился с приговором и начал тренировки по собственной системе. Он сумел не только освоить протезы, но и доказать, что может свободно владеть ими.

Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах Маресьев принял твердое решение вернуться в строй. В книге «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и в одноименном фильме рассказывается о некоем комиссаре, который лежал в палате рядом с А. Маресьевым и пробудил у него жажду жизни и желание летать, приведя в пример поступок другого раненого летчика времен Первой мировой войны — Карповича. Был ли такой летчик на самом деле?

Никто из историков авиации о летчике Карповиче не слышал, зато хорошо известен Александр Прокофьев-Северский, выдающийся «ас» Первой мировой. Ему ампутировали ступню, но он снова стал летать по личному разрешению Николая II. Имя Прокофьева-Северского в советской России было под запретом, так как после октября 1917 г. он эмигрировал в Америку. Там он продолжал летать, стал авиаконструктором. На заводах Северского создавались истребители, стоявшие на вооружении армии США. Во время Второй мировой войны Северский консультировал Белый дом по вопросам авиационной стратегии, за что получил престижную награду от президента Трумэна. Но в 1946 г., когда появилась повесть о Маресьеве, эмигрант не мог стать примером для советского летчика по политическим мотивам. Как бы там ни было, Алексей решил вернуться в авиацию.

Его первые протезы были сделаны по проекту, разработанному еще Н.И. Пироговым для солдат-инвалидов царской армии. Со временем эту простейшую кожаную конструкцию он освоил очень хорошо. Каких усилий это стоило и через какую боль пришлось пройти, знал только сам Маресьев.

Чтобы дать объективную оценку достижениям летчика, создатели документального фильма о Маресьеве обратились к современному эксперту — главному врачу Московского протезно-ортопедического центра Ю.В. Киму. Он сказал: «Для нас и сегодня является большим секретом, каким образом человек без двух конечностей мог летать и участвовать в боевых действиях. Ведь находясь на протезе, а тем более на Двух, он как бы "парит в воздухе", ему нужно "ходить головой", необходимо видеть, куда ступает. А управлять самолетом, регулировать педали, оказывать на них давление с определенным усилием... Лично для меня это является большой загадкой». Маресьев нашел в себе силы преодолеть боль и другие препятствия. А ведь многие раненые с гораздо меньшими физическими увечьями отказывались от борьбы Сам Маресьев в одном из интервью сказал: «Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале»

В июне 1943 г. летчик добился разрешения вернуться в строй, и его снова направили в истребительный полк. По воспоминаниям подполковника С.Ф. Петрова, с которым в паре летал А. Маресьев и которого спас в одном из воздушных боев, «ноги у него еще не полностью зажили и кровоточили. Мы поняли, что они очень сильно его беспокоят, но он никому вида не показывал».

Полковнику A.M. Числову, который просил зачислить Маресьева к себе в эскадрилью, командир полка сказал: «Если тебе хочется возиться с инвалидом, пиши, что берешь на себя ответственность за его жизнь. Если что случится — отправлю в штрафной батальон». В том же году Маресьев и Числов получили звание Героя Советского Союза. В наградном листе написано, что в одном из боев спас жизнь двум летчикам и уничтожил два немецких истребителя. Продолжая летать, Маресьев сбил еще семь самолетов противника. Всего он совершил 86 боевых вылетов. За эти заслуги в 1944 г. он был командирован в Управление высших учебных заведений ВВС, а после войны в Высшую партийную школу и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Вскоре летчик женился; у него родился сын Виктор.

Из рассказа Виктора Маресьева

После войны отцу предложили поступить либо в Академию Генерального штаба, либо в Высшую партийную школу Он ответил: «Я считаю, что безногие генералы в мирное время не нужны. В военное время готов снова быть в строю и защищать Родину».

Первые сведения о подвиге Маресьева появились в 1943 г., когда с ним встретился военный корреспондент «Правды», писатель Б Полевой. Записав рассказ летчика, он опубликовал небольшой очерк, где назвал своего героя Алексеем Мересьевым. В многочисленных откликах читатели-просили рассказать более подробно о жизни и подвиге этого удивительного человека. Так появилась «Повесть о настоящем человеке». Затем писатель создал по этой повести киносценарий, по которому был снят фильм, вышедший на экраны в 1948 г. Главную роль в нем сыграл актер П. Кадочников. В 1954 г. Полевой написал пьесу под тем же названием, которая сразу же была поставлена на сцене Театра Советской армии в Москве, а затем не только в театрах Советского Союза, но и во многих странах мира. Образ патриота, преодолевшего невероятные препятствия и все-таки вернувшегося в строй, стал одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Мирная жизнь Алексея Маресьева связана с Советским комитетом ветеранов войны, который он возглавлял с 1983 г. В 2001 г. легендарного летчика не стало. А. Маресьев был не единственным летчиком, который вернулся в строй после ампутации ног и наравне со всеми воевал. Создатели документального фильма называют следующие имена Героев Советского Союза: гвардии-капитан Г.П. Кузьмин, майор Л.Г. Белоусов, гвардии-подполковник А.И. Гриченко, гвардии-капитан З.А. Сорокин, старший лейтенант И.М. Киселев, гвардии-подполковник И.С. Любимов, старший лейтенант И.А. Маликов и английский летчик, подполковник Дуглас Бадер.

Завершая рассказ о героях Второй мировой войны, следует назвать имя еще одного летчика, который стал Героем России и вернулся в авиацию после тяжелейшего ранения в 1984 г. в Афганистане. Это полковник Сергей Александрович Соколов, получивший в 2005 г. высшую категорию «летчик-снайпер». За последние годы Соколов освоил шесть видов авиационной техники. По свидетельству его друзей, последние 20 лет летчик все делает «через не могу».

Звезду Героя России ему присвоили за участие в 1995 г. в международной экспедиции на Северный полюс. В материалах документального фильма «Возвращение в небо» (2005) из проекта Л. Кривцовой «Встань и иди» есть сюжет о реакции родных на поступок летчика. Жена говорит: «Когда видишь, как Сергей на Северном полюсе держит на фоне Российского флага два удостоверения — инвалида и офицера, — чувствуешь гордость за офицеров и свою Родину»

Маресьев Алексей Петрович родился 7-го мая 1916 года на хуторе Веревкин, что в бывшей Саратовской губернии. Это неподалеку от городка Камышин, который значится местом рождения Героя Советского Союза Маресьева по официальной версии. Алексей остался без отца в раннем детстве. Екатерина Никитична Маресьева воспитывала его и еще двоих своих сыновей сама. Она работала уборщицей. По вполне понятным причинам семья была достаточно бедная.

После школы и училища Алексей пошел работать на лесоперерабатывающий завод. Уже тогда он страстно мечтал стать летчиком. Но в летное училище его брать не хотели из-за ревматизма (в детстве Маресьев перенес малярию, давшую осложнения). В 1934 году по направлению комсомола Алексей поехал строить город Комсомольск-на-Амуре. Там он записался в местный аэроклуб. В 1937 году был призван на службу в Красную армию.

Когда мечта начала сбываться

Во время службы Маресьев получил возможность окончить летную школу в Чите. Затем он учился в авиационном училище в г. Батайск. Наконец-то он мог стать пилотом. В этот момент и началась война. Маресьев сразу же был направлен на фронт. Он служил на юго-западе, в районе г. Кривой Рог. Там же состоялся его первый боевой вылет. До перевода на Северо-Западный фронт в 1942 году молодой летчик уже успел сбить 4 фашистских самолета.

На новом участке фронта Маресье во время операции «Демянский котел» по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Маресьеву пришлось добираться до своих почти 18 суток, пока в районе деревушки Плав его не нашли местные крестьяне.

Ранение могло поставить крест на деле всей жизни

После ранения 5 апреля Алексею почти месяц пришлось ждать помощи. Отправили в Москву его только в начале мая. В результате у раненого развилась гангрена и тяжелейшее заражение крови. Жизнь летчика буквально висела на волоске. Московским профессорам пришлось ампутировать обе ноги, что и спасло жизнь Алексея. Но после такой операции ему можно было смело ставить крест на своей мечте об авиации.

Алексей Маресьев слишком страстно хотел летать, чтобы так просто сдаться. Как только прошла сильная боль после ампутации, он сразу же начал тренироваться. Целью себе этот героический человек поставил так хорошо научиться пользоваться протезами, чтобы можно было снова подняться в воздух на боевом истребителе. И ему это удалось.

Подвиг летчика

Уже в первые месяцы 1943 года Маресьев встал на ноги и прошел обучение в начальной летной школе в поселке Ибреси (Чувашия). Там он научился пользоваться протезами во время управления самолетом. Командование не хотело давать летчику боевые задания. Однако, обстановка на фронте была такой тяжелой, что иного выхода просто не было. Уже в июле Алексей снова вернулся в строй.

Всего на его счету почти 90 вылетов и 11 уничтоженных истребителей Вермахта. 7 из них он сбил уже будучи на протезах. В августе Маресьев был удостоен Золотой Звезды и звания Героя Советского Союза. Слава об этом волевом и мужественном человеке стала греметь далеко за пределами его родного полка. Тогда-то в числе других корреспондентов с ним и познакомился Полевой Б. Н., автор будущего романа о герое «Повесть о настоящем человеке». [С

В книге фамилия настоящего летчика была лишь немного изменена (на Мересьев). Благодаря Полевому его образ стал хрестоматийным. После войны Алексея Маресьева приглашали на вечера встречи с молодежью. Он еще некоторое время летал, потом занимался спортом и даже ставил личные рекорды. Был женат. В браке с Галиной Викторовной Маресьевой у них родилось 2 сыновей. Умер Алексей Петрович в 2001 году от инфаркта прямо накануне посвященного ему концерта.

От редакции .

Желание защищать идею иногда оказывается сильнее желания жить. За идею живут и умирают, страдают и претерпевают лишения. Идея — это то, что соединяет, казалось бы, несоединимое. Идея рождает то, что никогда бы не родилось в иных условиях.

Когда-то идея справедливости для всех людей земного шара родила социализм.

Было немало героев Гражданской войны, умиравших за то, что казалось мечтой, за социализм, который грезился, но не являлся текущей исторической реальностью. Прошло время, и смельчаки, чья хата всегда была не с краю, а в самом центре, в самой гуще событий, начали строить этот новый мир. Эти ребята первыми шли принимать участие в «великих стройках социализма», первым и становились коммунистами, первыми исследовали новые земли, вставали в атаку первыми и отдавали жизни за нашу советскую Родину.

Нацистская Германия тоже знает случаи героизма. Ещё больше случаев упёртости и самопожертвования было, например, в Средние века у религиозных фанатиков. Вера в идею во все времена творила чудеса, независимо от того, правильна она была, воплотима ли…

Но массовый героизм стал реальностью лишь в Советском Союзе. Героев были не сотни и не тысячи. Героев были миллионы. Ведь именно в Советском Союзе идея практически не вступала в противоречие с её воплощением.

О некоторых таких героях поведает нижеследующая статья.

20 мая 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения прославленного советского летчика Алексея Павловича Маресьева (1916 — 2001).

А.П. Маресьев родился в городе Камышин (ныне Волгоградской области). В возрасте трех лет потерял отца. Его мать, работавшая уборщицей на заводе, одна вырастила троих сыновей. В 1934 году по комсомольской путевке Алексей Маресьев направляется строить Комсомольск-на Амуре. Одновременно с работой он занимается в аэроклубе.

Юноша трижды подавал документы в летное училище. Дважды ему отказывали по состоянию здоровья, на третий раз все-таки приняли. В 1940 году Алексей Маресьев окончил летное училище и получил воинское звание младшего лейтенанта. В августе 1941 года он совершил свой первый боевой вылет.

4 апреля 1942 года над территорией Новгородской области самолет А.П. Маресьева был подбит немцами. 18 суток Маресьев добирался по лесу к своим и, наконец, его, совершенно обессиленного, нашли крестьянские дети.

У Маресьева были ампутированы обе ноги выше колена. Но, несмотря на это, он решает вернуться в строй и активно тренируется.

В феврале 1943 года Алексей Маресьев совершил первый пробный вылет. А в июне 1943 года вернулся на фронт на Курскую дугу. Совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов (7 уже после потери ног).

24 августа 1943 года Алексею Петровичу Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

После война А.П. Маресьев окончил Высшую партийную школу, защитил кандидатскую диссертацию по истории, с 1956 года работал Секретарем Советского комитета ветеранов войны.

Советский лётчик Алексей Маресьев

В 1946 году всего за 19 дней писатель Борис Николаевич Полевой (1908 — 1981) пишет книгу «Повесть о настоящем человеке». Эта книга приобрела большую популярность и в Советском Союзе и в других странах. В 1948 году по книге снимается фильм, а композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 — 1953) пишет оперу. Впрочем, опера Прокофьева была не слишком удачной и на сцене исполнялась не часто.

В годы Великой Отечественной войны в СССР были и другие летчики, летавшие без ног: Например, Леонид Георгиевич Белоусов (1909 – 1998) и Захар Артемович Сорокин (1917 — 1978). Оба они были удостоены звания Героев Советского Союза.

В 1973 году советский военный летчик капитан Юрий Валентинович Козловский (род. 1943) попал в авиакатастрофу. Его искали несколько суток и нашли без сознания с травмами, несовместимыми с жизнью. Врачи спасли летчику жизнь, но обе ноги пришлось ампутировать. Козловский очень мечтал вернуться к летной работе, но разрешения не получил: современная техника предъявляет более высокие требования к летчикам. Ю.В. Козловский окончил технический ВУЗ, плодотворно работал инженером в КБ. При этом он продолжал пилотировать в аэроклубе маленькие учебные самолеты.

Без двух ног на протезах летал английский военный летчик Дуглас Бадер (1910 — 1982). За это английская королева пожаловала ему дворянство и право именоваться сэр Дуглас.

Похожий случай имел место и в нацистской Германии, правда, лётчик потерял только одну ногу. Звали немецкого летчика Ганс Ульрих Рудель (1916 — 1982). К сожалению, Рудель был убежденным фашистом и остался им до конца своей жизни.

И ещё один яркий пример. Из глубины веков дошла до нас легенда о Защитнике Земли Русской богатыре Илье Муромце. В этой легенде есть очень странная деталь: до 30 лет живший в селе Карачарово Илья Муромец не слезал с печи. Для крестьянского сына такой образ жизни был возможен лишь в одном случае: если он – тяжелый инвалид. Для проверки этой гипотезы исследователи вскрыли могилу с мощами богатыря в Киеве и исследовали кости современными методами. Предположение подтвердилось: у Ильи Муромца было тяжелое соединительнотканное заболевание и его ноги были, по-видимому, парализованы. Легендарный богатырь действительно был Алексеем Маресьевым 11 века.

«В здоровом теле – здоровый дух», — говорили в Древней Греции. Физическое здоровье – это конечно, очень хорошо, но само по себе здоровый дух оно не формирует. И не является необходимым условием для сохранения и поддержания здоровой психики. Здоровый дух вполне может сочетаться и с телесной немощью. В России об этом впервые сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри». А после Великой Октябрьской социалистической революции появился роман Николая Островского «Как закалялась сталь». У умиравшего от болезни Бехтерева, героя этого романа, была психика и круг интересов здорового человека. Как справедливо показал писатель, это было связано с вовлеченностью Павла Корчагина в деятельность по строительству нового общества.

В какой-то степени Алексей Маресьев повторил судьбу Николая Островского. И, наверное, книга об Алексее Маресьеве помогла многим тяжело больным людям, несмотря на тяжелую болезнь, остаться в строю.

Люди, работающие с тяжело больными детьми, понимают, что их главная задача – заставить ребенка не думать о своей болезни. Рыцарь из последнего великого произведения советской детской литературы «Плутишкиной сказки» В. Озерова привез искалеченному на войне мальчику марки…

18 мая 2001 года в театре Российской армии в Москве должен был состояться вечер, посвященный 85-летнему юбилею А.П. Маресьева. За несколько часов до его начала Алексей Маресьев скоропостижно скончался.

К.б.н. Сергей Багоцкий

Знайте: русский летчик не сдается,

Даже если ног его лишить,

И пока он жив и сердце бьется,

Будет в небесах врага крушить!

Борис Полевой рассказал читателям историю лейтенанта Алексея Мересьева, который был сбит фашистами и, будучи ранен, полз к своим 18 дней. Пробираясь лесными тропами, он испытывал голод и жажду, но не терял надежды на спасение, и "все шагал, шагал, шагал, стараясь не замечать, что ноги его болят все острее". Алексей постепенно терял силы, раздробленные, израненные ступни отказывались слушаться. Через несколько дней он окончательно выбился из сил. К этому времени никакой еды у летчика не было, и питался он "молодой сосновой корой, …почками берез и лип, да еще зеленым мягким мхом". Когда Мересьева подобрали деревенские жители, он настолько ослабел, что передвигаться мог только ползком. Раненому летчику помогали всем, чем могли, а потом отправили в госпиталь.

Раны Алексея зажили, но ноги спасти не удалось. Врачи приняли решение ампутировать обе голени. После операции с летчиком случилось самое страшное. Он "замкнулся в себе, упал духом и больше не верил, что сможет летать". Товарищи пытались ему помочь, но это было безуспешно, пока Мересьеву не дали в руки газету, в которой писали о русском летчике, летавшем после ампутации ступни. Алексей снова поверил в себя, стал ежедневно тренироваться, чтобы вернуться в строй. Он терпел невыносимую боль, и, в конце концов, научился не только ходить на протезах, но даже танцевать.

Мересьев хорошо знал о том, что в авиации очень строгие требования к здоровью летчиков, но надеялся на то, что снова будет летать и бить ненавистного врага. Борису Полевому удалось удивительно точно передать все чувства, душевные переживания героя. Самым напряженным в повести показался мне эпизод, в котором описывается попытка Алексея пройти медкомиссию. Когда врач прочитал личное дело, он был изумлен, не мог поверить, что летчик собирается снова сесть за штурвал самолета. Комиссия долго совещалась, но сразу решение принять не смогла. Какое же сильное потрясение врач испытал после того, как на танцах увидел Мересьева отплясывающим "барыню"! Так решилась судьба летчика. Именно в этот момент я поняла, что такой сильный и волевой человек обязательно добьется возвращения в авиацию. Ведь небо покоряется сильным!

Книга произвела на меня очень сильное впечатление. Стойкость духа и целеустремленность главного героя показались просто необыкновенными. Неужели такое могло случиться на самом деле? Мне захотелось узнать, существовал ли на самом деле Алексей Мересьев.

Я узнал, что такой летчик действительно был, только его фамилия не Мересьев, а Маресьев. Он родился и вырос в городе Камышине, с детства мечтал об авиации. Все события, описанные в повести, в самом деле происходили с ним. Летчик сумел вернуться в строй, и уже после ампутации ног сумел сбить 7 немецких самолетов. Всего за Великую Отечественную войну он совершил 86 боевых вылетов. В одном из интервью Алексей Петрович говорил, что Борис Полевой написал обо всем очень правдиво, только придумал роман с девушкой Олей. Получается, что герой повести и настоящий, живой летчик - один и тот же человек. Он привлекает меня своей душевной стойкостью, тем, что верил в то, что кажется несбыточным - возможность быть истребителем, не имея ног.

Определить дату подвига этого человека сложно. Совершён ли он в течение 18 суток мучительного продвижения ползком к линии фронта после тяжелейшего ранения? Стало ли подвигом возвращение в лётный строй на протезах по прошествии четырнадцати месяцев? Или высшей точкой героизма является спасение в воздушном бою авиатором-инвалидом своих сослуживцев, сбившим при этом два немецких истребителя? Пожалуй, вся его жизнь - подвиг.

Алексей Маресьев родился на Волге, в Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца - тот умер от ран вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей и воспитывала троих сыновей. Алексей был младшим. В детстве часто болел, в том числе малярией. Были серьёзные проблемы с суставами. Сильные боли приводили к тому, что мальчик зачастую просто не мог ходить. Страдал он и от мигреней. Другой бы сдался, опустил руки. Маресьев был не из таких.

После окончания ФЗУ Алексей работал токарем на лесозаводе и не забывал о своей мечте. Дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали парня до приёмных экзаменов из-за ревматизма. А в 1934 году Маресьева по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Поначалу он категорически отказался от этого предложения-приказа - казалось, что отъезд поставит крест на его мечте. Едва не лишился комсомольского билета, но всё обошлось. В Комсомольск-на-Амуре поехать всё же пришлось. А позже выяснилось, что и на краю земли можно стремиться в небо. Без отрыва от производства Алексей занимался в аэроклубе. С первой попытки прошёл медкомиссию - на пользу здоровью пошли труд на открытом воздухе, дальневосточный климат и регулярное обтирание снегом.

В 1937 году Маресьева призвали в армию. Служил он в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем был направлен в Батайское авиационное училище. В 1940 году Алексей его окончил, получил звание младшего лейтенанта и продолжил службу в Батайске инструктором. Здесь его и застала война.

Боевой путь Маресьева начался на Юго-Западном фронте. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года на Украине, в районе Кривого Рога. В марте 1942 года Маресьев был переведён на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика 580-го истребительного авиационного полка числилось 4 сбитых немецких самолёта.

Четвёртого апреля 1942 года во время операции по прикрытию бомбардировщиков над Демянским плацдармом в Новгородской области немцы подбили самолёт Маресьева, и машина быстро устремилась вниз. Удар о землю смягчили деревья. Выброшенный из кабины лётчик упал в сугроб и потерял сознание. Прошло какое-то время, и холод заставил очнуться. Алексей огляделся, вокруг - безлюдный лес. Самолёт был сбит над территорией, занятой врагом. Значит, нужно скорее пробираться к линии фронта, к своим. Во что бы то ни стало. Попробовал встать на ноги и вскрикнул от боли: ступни обеих ног были покалечены.

Алексей голодал, страдал от холода и дикой боли - началась гангрена. Волоча обмороженные ноги, упорно двигался на восток. Когда сил уже почти не оставалось, Маресьев перекатывался со спины на живот, затем снова на спину.

Замерзавшего в лесу пилота нашли и спасли сельские мальчишки. Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Врача не было, а медицинская помощь требовалась незамедлительно. В начале мая недалеко от села приземлился самолёт, и Маресьева отправили в госпиталь. Герою пришлось ампутировать обе ноги в области голени. Ради спасения жизни.

Раненые сочувствовали лётчику, который, все были уверены, распрощался с небом навсегда. Порой безнадёга припирала инвалида к стенке похлеще испытаний в промёрзшем лесу. Но теплился и огонёк надежды: а вдруг? День ото дня в Алексее крепла решимость: человек не должен прекращать борьбу, пока в груди бьётся сердце.

Тогда, в госпитале, Маресьев вряд ли мог знать об истории русского лётчика Александра Прокофьева-Северского, который в 1915 году потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся к полноценной службе. Воспитанные на романтике боевых походов Красной армии, об этом факте наверняка не слышали и другие советские лётчики, лишившиеся на фронтах одной или двух ног. Помимо А.П. Мересьева, снова смогли подняться в воздух ещё восемь человек. Семеро из них были лётчиками-истребителями. Это гвардии подполковник А.И. Грисенко, гвардии подполковник И.С. Любимов, майор Л.Г. Белоусов, майор А.Ф. Белецкий, гвардии капитан З.А. Сорокин, гвардии капитан Г.П. Кузьмин, старший лейтенант И.М. Киселёв. Один авиатор, старший лейтенант И.А. Маликов, служил в бомбардировочной авиации. В Подмосковье Маресьев осваивал протезы. Он убедил и себя, и врачей в том, что сможет летать и воевать. Ещё в госпитале Алексей начал делать изнурительные упражнения на протезах. Затем продолжил тренироваться в санатории, куда был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки. Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать.

В феврале 1943 года Маресьев совершил первый после ранения пробный вылет. В конце концов, он добился отправки на фронт. В июне1943 года мужественный лётчик прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Его направили в эскадрилью, которой командовал капитан А.М. Числов. Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец, дал Маресьеву добро на полёты. Свой новый боевой счёт Алексей Маресьев открыл уже 6 июля 1943 года. За два дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-й воздушной армии и по всему Брянскому фронту. В авиаполк начали приезжать военные корреспонденты. Был среди них и будущий автор книги "Повесть о настоящем человеке" Борис Полевой. Есть версия, что писатель не решился дать герою своего произведения настоящее имя, так как опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь серьёзный проступок, и повесть не напечатают. Так появился известный читателям Мересьев. События, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романтических отношений с девушкой, образ которой, несмотря на писательский вымысел, понравился прототипу. "Повесть о настоящем человеке" была опубликована уже после войны, через три года после того, как Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Говорят, советские идеологические работники боялись, что немцы подумают, будто в Красной Армии совсем уж плохи дела, раз сажают за штурвалы самолётов инвалидов. Впрочем, это, скорее, домыслы. Сразу после войны Борис Полевой на встрече с читателями в Доме офицеров г. Калинина сообщил, что недавно закончил рукопись повести об удивительном лётчике, а значит, в военные годы она ещё не была написана.

Эта книга стала настольной для миллионов людей. После издания в СССР в 1946 году её перевели почти на все языки мира. По ней был снят художественный фильм, а в Большом театре поставлена одноимённая опера.

В художественное произведение не вместишь все штрихи биографии настоящего человека. Об одних только воздушных боях Маресьева можно написать целую книгу. Однажды отважный лётчик спас от гибели двоих сослуживцев и сбил два вражеских истребителя. За этот подвиг 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже он воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. На его счету - 86 боевых вылетов, 11 сбитых самолётов противника, причём 7 с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майора Маресьева назначили инспектором-лётчиком управления высших учебных заведений ВВС.

В 1946 году Алексей Петрович был уволен с военной службы и занялся обучением молодых лётчиков. Но в 50-е годы ещё лично управлял самолётами. В 1956 году А.П. Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории. С того же времени был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны. В 1960 году вышла в свет его книга "На Курской дуге". Этот человек никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом. В 2001 году, 18 мая, в Театре Российской армии планировался торжественный вечер, посвящённый 85-летию Маресьева. Незадолго до начала торжества Алексей Петрович скончался от инфаркта. Торжественный вечер всё же состоялся. Он начался с минуты молчания.

Полковник в отставке А.П. Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара-Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы. Он навечно остался в истории человечества. Вся жизнь Маресьева - настоящий подвиг. Наверное, было бы очень интересно прочитать воспоминания этого человека, но их не осталось. Он написал только небольшое произведение "На Курской дуге". Алексей Петрович Маресьев, как и многие другие герои, был очень скромным человеком и говорил, что не хотел бы становиться легендой. Даже своим сыновьям он мало рассказывал о войне. Его имя известно нам благодаря книге Полевого и снятому по ней художественному фильму. Я нашла в литературе информацию о том, что были еще летчики, сражавшиеся без ног. Это Захар Сорокин и Леонид Белоусов. Но о них мало кто знает.

"Повесть о настоящем человеке" знают во всех странах мира. В нашей стране она издавалась более 100 раз. Она никого не оставляет равнодушным, учит мужеству, жизнелюбию. Я думаю, что такая книга может возвратить к жизни того, кто потерял надежду, считает себя ненужным. Повесть Бориса Полевого помогает сохранить в памяти людей подвиг Маресьева. Сейчас эта книга хранится на моей книжной полке. Еще не раз я возьму ее в руки, чтобы перечитать ее, открыть заново и прикоснуться сердцем к подвигу.

маресьев повесть настоящий человек

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...