Урок литературного чтения "В гостях у Л.Н. Толстого". Каким был Толстой


Сочинение

Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Лев Толстой прожил большую и слож­ную жизнь, в которой было много пово­ротных событий, изменивших мировоз­зрение писателя, его эстетические по­зиции. Главное, что было в характере Толстого, - это постоянный поиск исти­ны, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отро­чество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовер­шенствования и непротивления злу наси­лием. Борьба добра и зла постоянно вол­новала Толстого как человека и писателя.

Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фото­графировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?

Запоминается потрет Л. Н. Толстого ра­боты И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобио­графической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поля­ны. Художник прекрасно передает напря­женность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получив­шей название «толстовка».

В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них осо­бенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?

В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойст­венным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в мо­мент приобщения к крестьянскому труду.

Как вы оцениваете Льва Толстого как читате­ля, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам ка­жется, стал бы Толстой вносить в эти списки те про­изведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?

Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение вы­бирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного челове­ка были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой класси­ки, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гого­ля, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нрави­лись или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли ду­ховно и оказали влияние на его нравст­венные убеждения.

Лев Толстой – это гениальный писатель, который смог оставить неизгладимый след в истории русской литературы. В настоящее время его работы изучаются в школах, училищах и других учебных заведениях. Лев Толстой отличался своей скромностью. Ему просто нравилось писать, трактовать по-разному мысли и доносить до людей главные идеи. Бытие для писателя было неотъемлемой частью жизни, и не писать про будни и стандартную жизнь крестьян было невозможно. Лев Толстой - биография: детство, жизненные принципы, творчество, потомство - обо всем этом мы сейчас поговорим.Жизненная позиция писателяЛев Толстой до конца дней называл себя христианином. В душе ему хотелось быть наравне с остальными простыми людьми и смотреть на их жизнь, жить так же, как они. По решению Синода его отлучили от православной церкви, однако это не помешало ему общаться с крестьянами и учиться у них непростому образу жизни. В 70-х годах стал серьезно интересоваться философией. На сегодняшний день известно, что он готовил статьи к публикации в издательстве «Посредник». Это были статьи о философах Индии и ближнего Востока. Данный интерес оставался и до последних дней поэта. Толстой знал наизусть такие произведения, как «Рамаяна» и «Махабхарата».Как стало известно позже, писатель состоял в группе с индийскими известными учеными. От них он узнавал о философии Индии, о жизни людей и об их замыслах. По переписке можно было понять, что он соглашается с религией Индии и пытается скопировать модель жизни обычных индийцев.Каким был Толстой Лев НиколаевичКак отмечали его современники, писатель был сложным человеком. Очень трудно было доказать ему свою точку зрения и переубедить его. Если он считал нужным поступить так или иначе, то всегда совершал безумные поступки. Это не мешало ему много путешествовать, смотреть на мир иными глазами. У поэта было мало друзей, поэтому все свое свободное время он проводил за работой.Творчество Льва Николаевича Толстого не прошло бесследно. В своей статье «Первая ступень» он доказывал последовательность приобретения добродетелей. Он считал, что первой добродетелью должно было стать воздержание. И совсем неважно от чего, главное воздерживаться и пытаться пересилить свои желания. Сам же он запрещал себе элементарные вещи: долго сидеть за чтением книг, много мыслить и путешествовать. Однако все это можно было замечать на протяжении всей необычной жизни писателя.Дети Льва Николаевича Толстого положительно оценивали его творчество. Его дочь Татьяна присоединилась к учениям и помогала писателю отстаивать основы нового учения. Татьяна Львовна написала сборник, который связан с обречением философии и познанием самого себя. Статья была опубликована в издательстве «Посредник». Младшая дочь Толстого перевела с английского языка на русский книгу «Этика пищи». У Льва Толстого было 13 детей, многие из них умерли в младенчестве. Все дети - от его супруги Софьи Андреевны Берс. Они поженились, когда Софье было всего 17 лет, а Льву Толстому шел четвертый десяток. Однако большая разница в возрасте не помешала их семейному счастью. Супруга стала для писателя жизненной опорой и помощницей в его творчестве. Она переписывала, перечитывала и исправляла его тексты, помогала оформлять фразы и мысли произведений. Лев Толстой был вегетарианцем. В связи с этим семья Толстых разделилась на две части. С одной стороны - супруга Софья Толстая, которая была против вегетарианских убеждений мужа, с другой - дочки, которые поддерживали отца. Писатель считал, что вскоре все откажутся от мяса и будут счастливы. Так он думал и до смерти, однако его убеждения не воплотились в реальность. Лев Толстой был непростым человеком, как и все гении. Однако он оставил великое наследие русской литературе - свои бессмертные и знаменитые произведения.

Цели:

  • познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя, его духовными исканиями;
  • формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно подбирать необходимый материал по данной теме;
  • формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
  • воспитывать интерес к литературному наследию.

Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого для выставки; рисунки детей к произведениям Л.Н.Толстого.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

2. Вступительная часть

Учитель: Высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”

– С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой.

3. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы побываем в гостях у Л.Н. Толстого, познакомимся с его произведениями, написанными для детей.
– Мы побываем в его родовом имении, которое находилось в Ясной Поляне, пройдёмся по тихим улочкам, заглянем в сельскую школу, зайдём в дом писателя и попытаемся ответить на два главных вопроса, которые волновали писателя всю жизнь: «Что нужно для счастья?», «Как Ведь вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. А помогут нам в путешествии по страницам жизни и произведений ученики моего класса. Ребята изучали жизнь и творчество писателя. Класс был разбит на исследовательские группы: «Историки», «Экскурсоводы», «Искусствоведы», «Мемуаристы» . Сегодня они поделятся своими исследованиями.

4. Основная часть

– Начинаем наше путешествие. Приглашаются «Историки».

Ученик 1: Детство Л.Н. Толстого было наполнено живым общением с разными людьми: родителями, учителями, слугами, крестьянами. Писатель появился на свет и провел большую часть жизни в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. Он был наследником старинных и знатных дворянских родов: предок по отцовской линии был соратником Петра I; мама происходила из славного рода князей Волконских. По материнской линии Толстой состоял в родстве с Пушкиным.

Ученик 2: Когда мальчику было всего полтора года, мама умерла, но трогательные воспоминания о нежном облике, ласке и теплоте матушки, сохранились в душе Льва Николаевича. Отец писателя также рано ушел из жизни.

Ученик 3: С 1844 года Толстой – студент Казанского университета, сначала восточного факультета, потом юридического. Он много занимался самообразованием, учил иностранные языки, увлекался историей, с 18 лет и всю жизнь вел дневник.Не закончив обучения, Толстой отправился в Москву, и вскоре, по примеру старшего брата Николая, уехал на Кавказ в действующую армию.

Учитель. После войны Лев Николаевич вернулся в своё родовое имение в Ясную Поляну. Добро пожаловать в Ясную Поляну!

– А проведут нас по ней «Экскурсоводы».

Ученик 1: 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

Ученик 2: Сначала крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

Ученик 3: В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

Ученик 4: В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.

Ученик 5: На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
Заглянем в яснополянскую школу.

Чтение отрывка по ролям из произведения «Филиппок».

Учитель. Узнали произведение Льва Толстого?

Ученики. Рассказ «Филиппок».

Учитель. Какая основная мысль в этом произведении?

Ученики. Надо преодолевать робость. У человека должно быть огромное желание учиться.

Учитель. Познакомимся с историей «Азбуки» Льва Толстого.

Приглашаются «Историки».

Ученик 1: В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Первая книга «Азбуки» содержит «изображение букв», вторая – «упражнение в соединении складов», третья – книга для чтения: в неё входят басни, былины, поговорки, пословицы.

Ученик 2: Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука», которая учитывала возрастные особенности детей. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, толковала значение многих загадочных слов. Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.

Ученик 3: Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки . Сейчас мы проведём конкурс загадок.

Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И се в уголок. (Веник)

На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)

Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. (Дождь, земля, трава)

Учитель. Лев Николаевич широко использовал всем понятный и доступный жанр басни.
– Что это за жанр? (Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором заключена мораль – поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание. Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятна детям, живой и конкретной.
Одни басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В других баснях Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.
– Какие басни Л.Н.Толстого вы знаете?
– А какова мораль этой басни? («Отец и Сыновья» чтение наизусть)
– Узнали, мораль этой басни…? (Пословицы, выбрать, что подходит и доказать)

  • Один в поле не воин.
  • Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.
  • Согласие крепче каменных стен.
  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

– Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:
“В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. …” (Из сказки “Три медведя”)
Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогает усваивать географические понятия.
– И вот одна из таких сказок

Ученица зачитывает отрывок из сказки “Шат и Дон”

Учитель. Чему учит сказка? (Надо уважать родителей, слушаться их, дорожить семьёй.)

Учитель. Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал : “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения.
– Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве ”. (Отрывок наизусть)

Учитель. Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера.
– Назовите знакомые вам рассказы о животных Л.Н. Толстого.
– Произведения Толстого – это образец того, как нужно писать для детей.
Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках мира. “Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

Учитель. Но самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир писателя. Дневник – правдивое зеркало души.

– Слово «Мемуаристам».

Ученик 1: Дневниковые записи как приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимал, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее – и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души и записал их в свой дневник:

1) что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что;
2) что исполняешь, исполняй хорошо;
3) никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить;
4) заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой;
5) читай и думай всегда громко.

Ученик 2: . Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решил для себя молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.
Толстого – студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:

  • Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
  • Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  • Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  • Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
  • Изучить историю, географию, статистику.
  • Изучить математику, гимназический курс.
  • Написать диссертацию.
  • Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Ученик 3. Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Лев Николаевич выполнил. Первое, чему он научился – это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и матушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Из дневника писателя:
18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному.

Ученик 4: Благодаря дневниковым записям личность громады – писателя становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием.

Учитель. В своих произведениях Лев Толстой делился своими размышлениями о правилах жизни. Посмотрим инсценировку сказки и подумаем, чему учит эта сказка.

Инсценировка сказки «Волк и белка»

Учитель. Чему учит сказка?
Ученик. Человек должен дарить окружающим добро. Только так он может быть счастливым.

Лев Николаевич создал “10 уроков жизни ” для детей. (Чтение вслух учениками)

  1. Делай всё по возможности сам, не будь “барином”.
  2. Не будь назойлив.
  3. Будь внимателен.
  4. Не надо жадничать.
  5. Не нервничай, держи себя в руках.
  6. Будь твёрд и спокоен.
  7. В игре, спорте, труде – будь разумен.
  8. Будь организованным.
  9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.
  10. Имей своё мнение.

Учитель. Гениальная личность притягивала к себе интересных людей. Круг знакомств Толстого был уникальным.

– Слово «Искусствоведам».

Ученик 1: Ясная Поляна при жизни писателя была центром культуры и образования второй половины XIX века. Здесь встречались писатели (Чехов, Горький, Тютчев, Фет…), художники (Шишкин, Левитан, Репин…), композиторы (Чайковский, Римский-Корсаков…) и ученые (Пирогов, Менделеев…).

Ученик 2: Художник Илья Репин посвятил свыше 70 работ писателю – выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

Ученик 3: А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время… Какая мощь бессмертного духа сидит в нем! »

5. Подведение итога

Наше путешествие заканчивается. Попробуем ответить на вопросы, которые были озвучены в начале нашего урока «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?». Ведь вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. (Ответы детей)

«Чтобы верить в добро, надо начать делать его…» – говорил Л.Н. Толстой.

Учитель. Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек – результат огромной внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, лень, неаккуратность, торопливость, робость). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать у людей и как можно больше давать. «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

Последние годы Толстого были безрадостными: тяготясь бытом помещичьей жизни, изнемогая от непонимания самых близкий людей, писатель мучительно старался привести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями

– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

6. Домашнее задание: записать свои впечатления от услышанного.

– Каким вам представляется Лев Николаевич Толстой?

  1. Новое!

    В последний период жизни основ­ная энергия Толстого была направ­лена на деятельность публицисти­ческого характера. Однако он не переставал занимать­ся и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни....

  2. И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет... А. Пушкин В современной Л.Н.Толстому литературной критике и позднее много писалось о руссоизме повести "Казаки". Оленин - яростный ненавистник цивилизации и горячий поклонник...

    Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и...

    Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его. Л. Толстой...

    Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. Её душу понимал он, как никто, красоту её природы изображал с совершенством непостижимым. В.Я.Брюсов По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к...

  3. Новое!

    К образу Наполеона в русской литературе первым об­ратился поэтический гений А. Пушкина. В стихотворении, написанном по случаю получения известия о смерти быв­шего французского императора и полководца, поэт делает попытку объективной оценки его личности...

1. Ставил цель, придерживался ее

Апрель, 1847 год, Казань. Дом на улице Черноозерской, во дворе собака лает на мотив песни «Только» певицы Нюши. В окно квартиры лезет весеннее солнце. За столом сидит парень с короткой стрижкой и большими ушами, его зовут Лев. Перед ним - тетрадь. Смотри, что там записано: «Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность». И еще: «Преодолевай тоску трудом, а не развлечением». 19-летний Лев весь март лечился от гонореи, а потом придумал и записал себе правила, которыми собрался руководствоваться в жизни. Так Толстой стал вести дневник. Думаешь, через пару недель он забыл об этой идее и увлекся разведением джунгарских хомяков? Толстой записывал мысли по поводу своей жизни и поступков до самой смерти в 82 года! Ты можешь проследить его целеустремленность и тягу к самосовершенствованию, например, по «Избранным дневникам», которые с 1978-го по 1985 год выпускало издательство «Художественная литература» (21 том!).

2. Был храбрым

Осень 1851 года, Чечня, место неподалеку от Кизляра. Река Терек бурлит и уходит за поворот, где-то за лесом горцы чистят ружейные дула. На нашем берегу, словно расстрелянный, спит казак, а юнкер 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады Лев Толстой смотрит, как солнце опускается за горы. Писатель (по определению - мирный человек) на поле боя отличался завидным мужеством. В 1851 году Лев отправился на Кавказскую войну, а потом стал участником Крымской. С 1854-го по 1855 год он оборонял Севастополь, командовал батареей, которая находилась на 4-м бастионе - в одном из самых опасных мест. Вражеские снаряды туда падали так часто, что это казалось каким-то природным, как снег зимой, явлением. Когда в 1856 году Лев вышел в отставку, на груди у него висел орден Святой Анны и медаль «За защиту Севастополя».

3. Вечно боролся с собой

Ясная Поляна, Тульская область, лето 1860 года. Лев уже отрастил бороду, крупные уши скрывают волосы. Он ступает по тропинке. Вокруг зеленый лес, а в глазах Толстого что-то неуловимое. Обдумывает судьбы местных крестьян? Вовсе нет. «Шлялся в саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать», - писал позже Толстой о таких днях. Одним из своих основных пороков Лев считал страсть к женщинам - он то побеждал ее, то вновь проигрывал в этой борьбе, затянувшейся на многие годы. В итоге его любовь к слабому полу пошла на пользу мировой литературе и кинематографу. Как ты, наверное, знаешь, главная героиня романа «Анна Каренина» (издан в 1878 году) - женщина. Эту работу Льва Толстого режиссеры из разных стран мира экранизировали уже 30 раз - первая версия фильма вышла в 1910 году, а последняя - в 2012-м (режиссер Джо Райт, в главной роли Кира Найтли).

4. Не боялся экспериментов

В 1859 году Лев Толстой открыл для крестьянских детей странную школу прямо в своем имении. Толстой, представь себе, был уверен, что учеба должна быть исключительно в удовольствие. «Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» - вот что он писал. В Яснополянской школе, помимо самого Льва, преподавали еще четыре человека. Они обязаны были не вдалбливать знания в детей, а заинтересовать их уроками. Школьники могли сами выбирать, на какие занятия им ходить, ученикам разрешалось являться на уроки в любое время и покидать школу, когда захочется.

Кто тут с бородой

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в родово­й усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Умер от воспаления легких 20 ноября 1910 года в доме начальника железнодорожной станции Астапово (сейчас – «Лев Толстой», Липецкая область).

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...