Узнать традиции ненцев где живут чем занимаются. Ненцы — старинные жители Севера. Органы управления и самоуправления


Ненцы. Историческая справка

Ненцы - в настоящее время самый крупный из самодийских по языку народов. Название «ненцы» происходит от слова ненец - «человек». Это самоназвание основных групп ненцев европейских и сибирских принято после революции как официальное название всей народности. Другое самоназвание - хасава («мужчина») встречается у всех ямальских ненцев, у части гыданских и наряду с самоназванием «ненец» у некоторых групп. Архаическое самоназвание ненэй ненэць («настоящий человек») распространено преимущественно к востоку от Оби, частично в ее низовьях и на Ямале.

До революции русские называли ненцев самоедами и юраками. Пер­вое название было распространено на Европейском и Обском Севере, второе на Енисейском. До XIX в. первое название бытовало в формах «самоядь», «самоди» и распространялось на всех ненцев, а также на энцев и нганасанов.

У русских и иностранных исследователей встречаются различные объяснения названия «самоед». Совершенно ненаучны попытки связы­вать этот этноним со словообразованием «само-ед» (т. е. сам себя едящий), «сам-один» (т. е. одиноко живущий), «семго-ед» (т. е. едящий семгу) и др. Некоторые исследователи сопоставляли название «самоед» с лопарскими (саамскими) словами «самэ-едне» («земля саамов»). Это сопоставление ос­новано на том, что территория расселения ненцев Севера Европейской части СССР, с которыми впервые встретились русские, была в более древние времена областью распространения лопарей (саамов). Однако окончательное объяснэние этого названия еще не найдено.

По далеко неполной переписи 1897 г. ненцев насчитывалось 9427 чело­век, по переписи 1926-1927 гг., охватившей все группы ненцев, - 16 375 человек.

Территория расселения ненцев была очень велика и почти целиком охватывала европейскую тундру и лесотундру от р. Мезени на западе и до левых притоков р. Пясины - Пуры и Агапы на востоке в Сибири. С XIX в. незначительное число ненцев проживало на Кольском полу­острове (главным образом в Левоозерском и Понойском районах Мурман­ской области). Небольшие группы их заходили и на запад от Мезени до Северной Двины. На севере ненцы расселялись до берегов Баренцова и Карского морей, жили на о-вах Колгуев, Вайгач, Новая Земля и посе­щали о-ва Долгий, Белый, Шокальского, Олений и Сибирякова. На юге отдельные группы ненцев доходили вплоть до среднего течения Мезени; они расселялись по южным притокам р. Цыльмы (приток Печоры). Группы ненцев жили также в бассейнах рр. Нолуя, Таза, по притокам Енисея - Большой и Малой Хете, а также от устья Хантайки вниз по Енисею, до берегов Ледовитого океана. Южная самодийская группа, так называе­мые «лесные ненцы», в основном кочевала в бассейнах рр. Пура и Надыма, заходя и на северные притоки р. Вах и др.

Основными районами расселения современных тундровых ненцев являются тундры: Канинская (Канин полуостров и побережье Чешской губы до р. Снопа), Тиманская (между рр. Снопа и Вельт), Малоземельная (между Вельтом и Печорой), Болыпеземельская (между рр. Печора, Кара и Уса), Приуральская (восточный склон Урала, между рр. Щучья и Собь), Ямальская (п-ов Ямал), Малоямальская (между Обской и Тазовской губами), Гыданская (между Обской губой и Енисеем) и часть Таймырской (от Енисея до рр. Пура и Агапы).

В настоящее время подавляющая масса ненцев сосредоточена в трех национальных округах: Ненецком Архангельской области, Ямало-Не­нецком Тюменской области и Таймырском (Долгано-Ненецком) Краснояр­ского края. О-ва Колгуев и Новая Земля подчинены непосредственно Архангельскому облисполкому. Остальные острова, населенные ненцами, входят территориально в соответствующие национальные округа. Сосе­дями ненцев являются многие народности. На европейской территории - лопари (саамы), коми; в Сибири - коми, ханты, селькупы, эвенки, долганы, энцы и нганасаны; в южной части своего расселения ненцы почти повсюду соседят с русскими, а во многих районах русские селения расположены и в отдаленных участках тундры, населенной нен­цами.

Территория расселения ненцев к западу и востоку от Полярного Урала носит равнинный характер и богата озерами. Лишь Северный Урал и от­роги Тиманского хребта возвышаются над тундрами. Продолжительная зима и короткое лето, сильные ветры, дующие летом с моря, зимой - с материка, повсеместное развитие вечной мерзлоты (сплошной на край­нем северо-востоке, островной в южной полосе) - таковы общие черты суровых климатических условий этой территории. Только в бассейне р. Пур преобладают леса. Остальная территория расселения ненцев занята лесотундрой (леса - еловые западнее Урала и лиственничные восточнее его - перемежаются здесь с тундрами), а севернее, до морского побережья и на островах, простираются тундры с зарослями кустарни­ковых ив. Всюду встречаются различные типы болот.

Промысловая фауна представлена лесными (белка, бурундук, лисица, бурый медведь, горностай, лось и др.) и тундровыми (песец, а на океан­ском побережье белый медведь и др.) видами. В тундре п в лесу встре­чаются северный олень, росомаха, белая куропатка. Летом в тундру прилетает масса гусей, уток и других птиц. В прибрежных водах обитают различные виды тюленей, морж, белуха (последняя особенно у Новой Земли и в Обской губе); пресные воды - озера и реки - населены раз­личными рыбами (осетровыми, сиговыми, лососевыми).

Наиболее многочисленная группа (более 14 тыс) - тундровые ненцы. Они обитают в тундровой и лесотундровой зонах и говорят на тундровом диалекте ненецкого языка. Обособленная группа - лесные ненцы (само­название «нещанг»), известная под названием «пян хасаво», «пяд-хасаво», «хандеяры», населяет, как указывалось выше, таежную зону, входящую в Пуровский район Ямало-Ненецкого и в Сургутский район Ханты- Мансийского национальных округов. Лесных ненцев, по переписи 1926-1927 гг., насчитывалось 1129 человек. Говорят они на особом диалекте ненецкого языка.

Многие ненцы Болынеземельской тундры (Ненецкий округ) и северных районов Коми АССР (Ижемский, Печорский и Усть-Цылемский районы) подверглись сильному влиянию коми-ижемцев. Оседлые ненцы с. Колва (юг Болыпеземельской тундры) и ряда селений по рр. Ижма, Печора, Колва, Уса, Адзьва говорят на ижемском диалекте коми языка и ведут образ жизни, близкий к коми-ижемцам. Соседние с ними кочевые ненцы также говорят на этом диалекте. Прежде ненцы эти именовали себя «яран» (мн. ч. «яраньяс»), т. е. так, как называли ненцев коми. Сохранивших свой язык ненцев они, в отличие от себя, называли «выненьци» (от ненец­кого «вы’ненэця» - «тундровые ненцы»).

Следует еще отметить группу ненцев, обитающую в низовьях Оби, на Малом Ямале, в низовьях Таза и отчасти на Большом Ямале и в Гыдан- ской тундре. Эта группа известна остальным ненцам под названием «хаби». Так называют ненцы всех вообще иноплеменников и, в частности, хантов. Хаби являются потомками нижнеобских хантов, смешавшихся с ненцами и утративших родной язык и большинство национальных черт в культуре. Сами они тоже называют себя «хаби».

Ненецкий язык, как было указано, принадлежит к группе самодий­ских языков. Как и все самодийские языки, он характеризуется агглю­тинацией. Кроме того, в языке имеются и элементы флективности, ко­торые выражаются в чередовании гласных корня. В лексике ненецкого языка отразились древние взаимосвязи самодийских языков с тюркскими и с языками досамодийского населения. В отдельных говорах отражены связи с языком коми. За последние годы наблюдается большое влияние со стороны русского языка. Однако следует отметить, что лексика не­нецкого языка изучена мало. В ненецком языке различаются два основных диалекта: тундровый и лесной; каждый из них распадается на ряд гово­ров. Основные расхождения между диалектами относятся к звуковому составу; некоторые различия отмечаются в области лексики и морфо­логии. Лексические расхождения между диалектами тундровых и лесных ненцев состоят в том, что в лексике последних имеются многочисленные включения селькупских и хантыйских слов. Ряд элементов в языке лесных ненцев связывает его с языками энцев и нганасанов. Тундровый диалект распадается на западные (канинский и малоземельский) и восточные (болынезсмельский, ямальский и тазовский) говоры. Однако различия между западными и восточными говорами очень незначительны и не препятствуют ни в какой мере взаимопониманию представителей разных групп тундровых ненцев.

Самодийские языки сложились в области Саян ского нагорья. Еще 150-200 лет назад на самодийских языках говорили в Саянах маторы (койбалы),

камасинцы, карагасы (тофалары) и др. В результате длительного влияния тюркоязычных народов племена эти восприняли тюркский язык, только камасинцы еще в 1921-1925 гг. сохраняли самодийский язык. Предполо­жение о родстве ненцев, энцев, нганасанов и селькупов с упомянутыми саянскими племенами было высказано еще в XVIII в. В середине XIX в. известный исследователь М. А. Кастрен на основании изучения язы­кового и этнографического материала по северным самодийским и саяно-алтайским группам выдвинул гипотезу саянского происхожде­ния самодийских групп. Советский этнограф-лингвист Г. Н. Прокофьев, сопоставляя языки, материальную культуру и этнонимы различных самодийских групп, в ряде своих работ подтвердил гипотезу Каст- рена.

Большой интерес в плане решения проблемы происхождения север­ных самодийских групп представляет вопрос об оленеводстве. Хотя уже довольно ранние летописные сведения говорят о самоедах-оленеводах, имеющих упряжное оленеводство, однако некоторые группы самодийцев (пян-хасаво, селькупы), повидимому, имели вьючно-верховое оленевод­ство, предшествовавшее современному санному. В языке тех и других сохранился специальный термин для обозначения седла. Исследователи середины XIX в. еще застали у южных групп самодийцев вьючное седло. Это сближает южные самодийские группы с сохранившимися и доныне саянскими оленеводами-тувинцами Тоджи и тофаларами. Можно считать, что оленеводство было известно самодийцам еще до переселения их на север, где оно развилось впоследствии в особый тундровый тип оленевод­ства, свойственный современным ненцам. В то же время в материальной культуре и языке самодийских народов наблюдаются или наблюдались еще в недалеком прошлом черты, отсутствовавшие у саянских групп. Эти особенные черты, специфические для населения полярной зоны, в частности для древних морских зверобоев, появились у современных самодийских народов, вероятно, в результате смешения их саянских предков с древнейшими насельниками полярной зоны, которых они застали здесь. В эскимосском, чукотском л корякском языках существуют слова, совпадающие с соответствующими терминами современного ненец­кого языка, относящиеся именно к той части словаря, которая охва­тывает характерные только для полярной зоны явления. Так, нерпа по-ненецки няк, а по-эскимооски - нэ сак, полярная куропатка по- ненецки хабэвко, по-чукотски - хабэв; передняя часть малицы, ниже капюшона, по-ненецки луху, по-нганасански глухая одежда вообще называется лу, а по-корякски - лху (льку) - корень слова, обозна­чающего всякую одежду.

Эти и другие сопоставления позволяют предполагать, что современные северо-восточные палеоазиатские народности были тоже связаны с доса- модийским населением северо-западной Сибири. Обнаруженные здесь остатки землянок согласуются с данными ненецкого фольклора, упоми­нающего о подземных жилищах каких-то аборигенов.

Первые письменные сведения о непцах относятся к 1096 г. В летописи Нестора есть следующее упоминание: «Сказа ми Гюрята Рогович, нов­городец: послах отрока своего в Печору, людие же суть дань дающе Нову- городу, и пришед отрок мой к иим, оттуду иде в Югру, югра же суть язык нем и соседят с самоядыо на полунощных странах»* Следовательно, уже в XI в. ненцы были известны новгородским промышленным, торговым людям, проникавшим в глухие окраины. После падения Великого Нов­города инициатива освоения богатых сибирских земель перешла к Мо­сковскому княжеству. Целый ряд походов организует Москва за Урал, приводя под «высокую руку» московского князя народы Сибири.

В XVI в. начинается широкое движение русских промышленных лю­дей на восток. Царское правительство строит на ненецких террито­риях ряд опорных пунктов - острогов, городков. В 1499 г. основы­вается Пустозерский острог, а примерно через столетие, - Березов (1593 г.), Обдорск (1595 г.), Сургут (1594 г.), Мангазея (1601 г.) и Туруханск (1607 г.). Население этих острогов состояло из служилых людей, крестьян и промышленников. Во главе стояли назначаемые пра­вительством воеводы, управлявшие приписанными к острогу землями. Остроги и городки являлись не только первыми административными пунктами, но вместе с тем и первыми культурными центрами в глухих северных сибирских землях. Здесь начались регулярные торговые сно­шения ненцев с русскими. Здесь ненцы знакомились с более высокой русской культурой крестьян и промышленников, закрепляли с ними тесные дружеские связи, помогали русскому трудовому населению в борьбе с суровой северной природой. Источники XVII в. показы­вают постепенное сближение ненцев с теми русскими, с которыми нача­лись у них соседские торговые, нужные для обеих сторон, сношения. Сближение с русским населением сыграло большую роль в развитии ненецкого народа. В быт и производство ненцев проникли новые сред­ства производства и предметы материального быта: огнестрельное ору­жие, сети, металлические изделия, ткани и т. д.

Царское правительство наложило на ненцев ясак, размеры которого были различны в зависимости от районов (2-3 песца, 1 соболь или 15 бе­лок). Много ненцев (ямальские, пуровские) платили ясак «не по окладу», т. е. вносили сколько могли или хотели заплатить. В XVIII в. натураль­ный ясак был частично заменен денежным. Для уплаты ясака ненцы прибегали к займам и часто лишались своих, отданных в заклад, оленей. Сопротивление ненцев колониальной политике царского правительства, в частности обложению их ясаком, выражалось в XVII в. в «погромах» ясачной казны, когда ее везли из Сибири через Урал, в нападениях на русские остроги как административные центры царского правительства и т. д. Один только Пустозерский острог подвергался нападениям шесть раз на протяжении ста лет (XVI-XVII вв.).

Разработанный комиссией Сперанского в начале XIX в. «Устав об управлении инородцев в Сибири» (1822 г.) распространялся и на ненцев, отнесенных к инородцам третьего разряда - «бродячим». Специальные разделы «Устава» - «Права бродячих инородцев» (ч. I, гл. 6) и «Об ино­родцах Архангельской губернии, именуемых самоедами», обещали ненцам владение землями, внутреннее самоуправление на основе обычного права и т.д. Большинство этих пунктов, однако, практически не осуществлялось.

Учреждение новых органов управления - инородческих управ и ин­ститута старшин- способствовало дальнейшему ухудшению положения ненецких масс. Старшинами являлись обычно зажиточные ненцы, и при­своение им известных прав: сбор ясака, некоторые судебные функции и пр., усугубляло эксплуатацию трудовых ненецких масс, укрепляло имущественное неравенство среди ненцев. В первой четверти XIX в. началось насаждение среди ненцев христианства. С этой целью была учреждена в 1824 г. для ненцев Архангельской губернии специальная «Духовная миссия для обращения самоядов в христианскую веру». Нен­цев крестили целыми семьями. Сотнями сжигали изображения духов на священных местах. Было также предписано «у всех, кто, приняв христианскую веру, продолжает еще идолопоклонствовать, всех идолов отбирать полицейской властью». Все это еще более усиливало возмуще­ние ненцев против действий царского правительства.

Беззастенчивая торговая эксплуатация со стороны купцов, плативших ненцам за песцовую шкурку кирпич чая или ковш муки, кабальные отношения, в результате которых ненцам приходилось выплачивать долги отцов и дедов, и т. д., вызывали массовое разорение и обнищание ненцев. Бедняки шли работать к богатым ненцам-оленеводам и впадали в кабальную зависимость от них. Разорению широких ненецких масс способствовала и экспроприация угодий. Родовые рыболовные угодья захватывали одноплеменники-богачи и сдавали в аренду русским промыш­ленникам; ненецкие, русские и ижемские богатые оленеводы, имевшие тысячные стада, захватывали пастбищные угодья.

В ответ на это происходят организованные выступления как против представителей царской власти, так и против собственной эксплуататор­ской верхушки.

Самым выдающимся из таких выступлений было восстание обдорских и тазовских ненцев под руководством ненца Вавлё Ненянга (иначе Ваули Пьеттомин). В конце 30-х годов XIX в. Вавлё, собрав группу ненцев, организовывал нападения на стада богачей, отбирая оленей и раздавая их беднякам. Он призывал ненцев прекратить уплату ясака царским властям. В 1839 г. Вавлё был пойман, заключен в тюрьму городка Бере- зово, а затем сослан в Сургутский уезд. Оттуда он вскоре бежал в родные тундры на р. Таз. В 1841 г. Вавлё вновь собрал ненцев с Таза, Малого и Большого Ямала, а также обдорских хантов и подступил с отрядом в 400 человек к самому Обдорску. Целью его было захватить город, прогнать царских чиновников и их ставленника - хантыйского князя Тайшина и прекратить уплату ненцами ясака. Обманом и хитростью царским властям и местным богачам удалось заманить Вавлё в Обдорск и взять его в плен. Он был судим, наказан плетьми и сослан на каторгу. Но движение протеста в среде ненцев не угасло. В 1856 г. ненцы Пани Тохо, Тум Пэ и др., в том числе и участники восстания Вавлё, вновь собравшись дружиной, отбирали у ненецких богачей оленей и другое имущество. В конце концов они при помощи богачей и старшин были пойманы и сосланы на каторгу.

В 70-х годах XIX в. царское правительство начало переселение нен­цев на Новую Землю. Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую промысловыми ресурсами Новую Землю, издавна принадлежавшую России.

Во второй половине XIX в. значительно усилилась торговая эксплуа­тация ненцев. Наряду с одиночными торговцами-скупщиками пушнины в тундру проникают представители крупных купеческих фирм Архан­гельска, Чердыни, Тобольска и Красноярска. К мелкому разъездному, главным образом меновому, торгу присоединяется крупная торговля с разветвленной сетью лавок и собственным флотом. Капитал проникает в рыболовство, организуются рыбные промыслы; в результате этого значительно усиливаются товарные отношения. В западных районах (Канинской и Малоземельской тундрах), где товарность промыслово-оле­неводческого хозяйства была несравненно выше, возникают уже элементы капиталистических отношений. Все это способствует дальнейшему росту эксплуатации трудовой части ненцев и увеличению количества безолен- ных хозяйств. Значительная часть стад переходит в некоторых районах к русским, ижемским и ненецким богачам. В 1895 г. в Печорском уезде русским и ижемским богачам принадлежало 229 365 голов, а всему остальному ненецкому населению - лишь 46 950 голов. Такое перерас­пределение оленей сопровождалось захватом пастбищ, бывших некогда общинной собственностью. Разорение и обнищание ненецких трудовых масс продолжалось вплоть до самой революции.

   Численность – 34 665 человек (на 2001 г.).
   Язык – самодийская группа уральско-юкагирской семьи языков.
   Расселение – Красноярский край, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа.

Занимают обширную территорию Севера европейской части России и Западной Сибири от р. Мезень на западе до низовьев Енисея на востоке. Ненецкий язык признают родным 77,1 % ненцев. Письменность существует с 1932 г. на основе латинской, а с 1937 г. - на основе русской графики.

Самоназвание ненэць - «человек», ненэй ненэць - «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII в. Происхождение термина «самоед» трактуется по-разному. Наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna - «земля саамов». Различают самоназвания хасава - у западных ненцев Ямала, ненэй ненэць - у восточных ненцев Ямала и Гыды, ненец - на многих других территориях.

   Семья оленевода

По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на три группы. Первую, и основную (90 %), составляют тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы. Вторая группа - лесные ненцы - населяет таежные части Обско-Енисейского водораздела, в основном по рр. Пур, Таз и Аган, промышляет транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. Они - связующее звено между самодийскими племенами Саянского нагорья и тундровыми ненцами, говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа - колвинцы - образовалась на европейском Севере в районе р. Колвы в XIX в. в результате смешанных браков между ненцами и коми . Говорят на ижемском диалекте языка коми. По наиболее распространенной гипотезе, самодийская общность сложилась в Южной Сибири. В первые века н.э. часть самодийцев продвинулась к северу, а другие вошли в состав тюркских народов Южной Сибири. В течение первого тысячелетия н.э. значительное число самодийцев переместилось по Оби, Енисею и их междуречью в зону северной тайги, а затем тундры, ассимилировав аборигенное население. Затем предки современных ненцев распространились из низовьев Оби на запад до Белого моря, а к XVII в. - на восток до Енисея.

Уже в XI-XII вв. жители Припечорья платили дань Новгороду. С конца XV в. московское правительство посылало сюда военные экспедиции. Так, во время похода 1499-1500 гг. был заложен г. Пустозерск на Печоре, ставший важным торговым центром и военным пунктом за Уралом. В 1535 г. царь Иван IV пожаловал «самоядцам» грамоту, подтверждавшую их права на владение промысловыми угодьями.


Полозья нарт выгибают, предварительно разогрев их над огнем

В 1545 г. сольвычегодские промышленники Строгановы получили от Ивана IV жалованную грамоту на владение обширной территорией по р. Каме. После похода Ермака (1581) и постройки острогов Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Сургут (1594), Обдорск (1595) и Мангазея (1601) Западная Сибирь была прочно закреплена за Московским государством. Специальные разделы документов, разработанных комиссией М.М. Сперанского, - «Устава об управлении инородцев» (1822) и «Об инородцах Архангельской губернии, именуемых самоедами» - дали ненцам права на землю и внутреннее самоуправление. Присоединение к Русскому государству снизило остроту межплеменных конфликтов среди местных жителей и познакомило их с русской культурой.

В 1825-1830 гг. на европейском Севере усилиями миссии архимандрита Вениамина распространилось православие, а на Обском Севере христианизация началась еще в XVIII в. В 1840-х гг. при церквах стали открываться миссионерские школы. К 1869 г. относятся упоминания о «туземцах», обучающихся в обдорской миссионерской школе, в которой позднее учились и дети шаманов. В Обдорске же была построена первая христианская церковь св. Николая.


Ненец-оленевод на лыжах отлавливает оленя арканом. Ямал

Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Прямокопыльные ненецкие (хан) состоят из кузова, крепящегося к загнутым спереди полозьям. Для устойчивости копылья книзу несколько разведены, так что расстояние между полозьями больше ширины сиденья. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.

   В центре чума раньше разжигали костер, сейчас там железная печь

К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя’) - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25-30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушек-пастей и железных капканов. Большая часть пушнины шла на уплату ясака. Добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом.

   У архангельских ненцев мужская меховая шапка с длинными ушами

Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву. В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик - одежду с капюшоном, по покрою схожую с малицей, но сшитую мехом наружу.

   Женский капор ямальских ненцев из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов

Женская одежда в отличие от мужской распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 см. Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которым сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона.

Основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, в старину выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляли сами. Для ненцев характерен отцовский (патриархальный) род (еркар). При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) - объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины - к разным. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.


Религиозные верования основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя - Мать Земля - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.


Ненецкие дети на празднике

По народным представлениям жизненная сущность человека (душа) проявлялась в виде крови, дыхания, тени, образа. Смерть - потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека). Загробный мир находился на поверхности земли или под землей. Для ненцев характерны были наземные погребения. Гроб ставили на землю между вертикальными столбами, соединенными деревянными планками, или, оберегая от хищников, в ящик и клали на него бревно. Рядом с покойным помещали его орудия труда, посуду и т.п. На месте погребения убивали оленя, оставляли нарты, хорей. Однако с XIX в. под влиянием христианизации умерших стали хоронить в земле.

  Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству. Камлание происходило в чуме шамана. В настоящее время его одежда с подвесками и железной «короной» на голове сохранилась только на Енисее. У каждого шамана был особый набор культовых предметов: изображения духов-помощников (тадебцо) и ездовых животных, а также бубен с рукоятью на внутренней стороне и колотушкой. Свои атрибуты он хранил на специальных священных нартах.

   Ненцы использовали колыбель и в ночное, и в дневное время

Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение, от лат. persona - лицо, личность, facere - делать) изложения, когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако - словечко.

Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи - хозяева местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора - преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.

Ритуальная музыка тесно связана с местом шамана в древней иерархии: «видящий вещие сны», «сопровождающий душу умершего в подземный мир», «обладающий даром гипноза». Бубен у восточных тундровых ненцев - пензер (соответствует якутскому типу), у лесных - п’ен’шал (угорский тип), у западных тундровых - пензяр (обечайка - якутского, а рукоятка - угорского типа).

Шумовой музыкальный инструмент вывко (дощечка на сухожильной нитке) стал детской игрушкой. Подвески-погремушки, имеющие форму кольца с нанизанными трубочками, пришивают к детской одежде в качестве звукового оберега. По дуге над колыбелью (каптыси) скребут палочкой либо трубочкой, успокаивая ребенка и одновременно аккомпанируя колыбельной песне. Жужжалка и вращаемая завывалка, которые сейчас известны как детские игрушки, в прошлом были ритуальными.

Разработки газовых и нефтяных месторождений в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах ухудшили экологическую обстановку, негативно отразились на занятости аборигенов в традиционных отраслях хозяйствования, загрязнили десятки рек и озер, уничтожили тысячи гектаров нерестилищ, нагульных участков, лесов и пастбищ. От загрязнения вод ежегодно гибнет более тысячи тонн ценных сиговых и осетровых рыб.

   Тундру - в наследство сыну

Оленеводческие хозяйства округа также находятся в тяжелом экономическом положении. И все же некоторые из них продолжают развиваться. Например, в совхозе «Байдарацкий» Ямало-Ненецкого автономного округа построен завод по переработке пантов. Некоторые оленеводы начинают хозяйствовать самостоятельно.

В школах округов дети изучают родной язык. Издательства готовят к печати новые учебники на ненецком языке. В этнокультурном центре Ненецкого автономного округа работают отдел ненецкой культуры, литературно-творческая группа, самодеятельный театр, национальная мастерская по производству изделий из кости, кожи, оленьего меха. В пос. Индига открыты Дом культуры, библиотека, организован кружок художественной самодеятельности.

В Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа создан Центр национальных культур, в Салехарде - Дом культуры народов Севера, в пос. Яр-Сале, Тазовский, Самбург работают драматические кружки.

Заслуженной популярностью и известностью пользуются национальные писатели А. Неркаги, И. Истомин, Л. Лапцуй, педагог Е. Сусой, художники И. Худи и Л. Лар, композитор С. Няруй, первый профессиональный ненецкий певец Г. Лагей.

Газета «Нарьян Вындер» Ненецкого автономного округа публикует страницу «Ялумбд» на ненецком языке. В Ямало-Ненецком автономном округе выходит газета «Нарьяна нгэрм». Передачи на ненецком языке готовят Гостелерадиокомпании «Заполярье» и «Ямал».

Созданы Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» («Впереди идущий») и Ассоциация «Ямал - потомкам». В 1995 г. в г. Архангельске учреждено землячество Ненецкого округа.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ О НЕНЦАХ
  Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов Севера Западной Сибири: Сб. МАЭ. Л., 1988. Т. 42.
  Васильев В.И., Генденрейх Л.Н. Тундра канинская. М., 1977.
  Добровольский Б.М. О напевах ненецких эпических песен: Эпические песни ненцев /Cост. З.Н. Куприянова. М., 1965.
  Ёсида А. Культура питания гыданских ненцев (интерпретация и социальная адаптация). М., 1997.
  Прокофьев Г.Н. Этногония народов Обь-Енисейского бассейна //СЭ. 1940. № 3.
  Терещенко Н.М. Ненецкий эпос. Материалы и исследования по самодийским языкам. Л., 1990.
  Фольклор народов Таймыра. Ненецкий фольклор. Дудинка, 1992. Вып. 2.
  Хомич Л.В. Ненцы: Историко-этнографические очерки. Л., 1966.
  Хомич Л.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976.
  Эпические песни ненцев /Сост. З.Н. Куприянова. М., 1965.

Основние занятия и средства передвижения ненцев

В прошлом ненцы занимались оленеводством, рыболовством и охотой (сухопутной и морской). Характерными чертами ненецкого тундрового оленеводства были кругло- годовой выпас оленей под надзором пастухов, пастьба с помощью олене­гонных (пастушеских) собак и исключительно санный способ езды на оле­нях.

Тундровому оленеводству ненцев были свойственны далекие сезонные перекочевки. Зимой стада выпасались в лесах, в лесотундре или в кустар­никовой тундре, где снег более мягок, и олень добывал себе корм без труда. Не было там и недостатка в топливе, столь необходимом в холод­ные месяцы. Весной начиналась откочевка к северу, во время которой ненцы доходили порой до берегов Ледовитого океана: постоянно дующие там ветры отгоняли комаров, изнуряющих оленей; там также находились богатые рыболовные и зверобойные угодья. Осенью начинали кочевать обратно. В некоторых районах (северный Ямал, Болынеземельская тундра) малооленные хозяйства оставались круглый год в тундре, совершая лишь незначительные перекочевки.

Оленеводство ненцев, обитавших в более южных районах (в бассей­нах рр. Пеша, Мезень и др.), и лесных ненцев Пура носило черты обычного лесного оленеводства. Мелкие стада выпасались здесь всегда в лесу, и зимние кочевья отстояли от летних всего на 40-60, редко на 100 км. Олени лесных ненцев как более крупные охотно приобретались тундро­выми оленеводами.

Хозяйственный год ненца-оленевода распадался на зимний и летний периоды. При выборе места для зимних стойбищ придавалось большое значение изобилию ягеля и дичи в занимаемой части леса или лесотундры. Зимний чум оставался на одном месте недели две и даже больше. Пастухи ежедневно обходили стадо, делая при этом очень большой круг; заметив, что олень вышел из круга, они загоняли его обратно с помощью оленегонных собак. Когда ягель в одном месте оказывался выеденным, стадо перегоняли на другое место, но чум оставался на старом месте и пе­реносился только тогда, когда новое пастбище оказывалось слишком отдаленным. Большим бедствием для оленеводов являлись зимой глу­бокие снега и наст, образующийся при заморозках после оттепели. Олени, не имея возможности докопаться до ягеля, погибали массами от бескормицы.

Малооленные хозяйства обычно проводили лето около озер и рек, где занимались рыболовством; оленей своих они на лето отдавали в стада уходящих на север оленеводов. Кастрировали оленей осенью, па пути к зимним стойбищам. Поимка их для запряжки или убоя производилась в сооруженном из нарт загоне; наиболее диких животных ловили сплетен­ным из оленьей кожи арканом.

Оленеводство давало ненцам мясо, сало и кровь для питания; шкуры для пошивки одежды, обуви и покрышек зимних чумов; кожу для вы­делки арканов, летней обуви, упряжи и т. д.; сухожилия для сучения ниток и плетения веревок; рога для различных поделок. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым.

Важное значение в хозяйстве ненцев имело рыболовство, особенно в низовьях Оби, Надыма, Пура, Таза и Енисея. У лесных ненцев нижнего течения рр. Пура и Надыма оно являлось основным занятием. Главные промысловые виды рыб: осетровые, сиговые, лососевые, отчасти язь, и навага. Ловили рыбу разными сетями и запорами. Повсюду приме­нялись невода 80-100 м длиной, с которыми без труда справлялись 3-4 человека. Распространены были также сетй, которые ставили попе­рек течения реки. Ими пользовались и в начале зимы для подледного лова. Загородями из вбитых в речное дно жердей ненцы перегораживали не­большие реки. В «окна» загородей, т. е. в проходы между жердями, встав­ляли «морды» - ловушки, сплетенные из прутьев. Лов с помощью загоро­дей практиковался и зимой. В Болынеземельской тундре, на Карском пороге распространена была добыча кунжи острогой. По преданиям, рыбу добывали в старину и стрельбой из лука.

Некогда охота на дикого оленя была одним из важнейших занятий ненцев. Это подтверждается и многими ненецкими преданиями и самим термином для обозначения дикого оленя - илебцъ (т. е. «средство к жизни»), сохранившимся до настоящего времени. С развитием оленеводства, а также с уменьшением количества диких оленей в тундрах, значение охоты на дикого оленя у ненцев сильно пало. Основными объектами охоты, кроме дикого оленя, были песец, лисица, заяц, горностай. Изредка про­мышляли росомаху, речного бобра, выдру, волка, белого и бурого медведей. Охота, особенно на белку, имела важное значение в хозяйстве лесных ненцев верховьев рр. Пура и Надыма.

На дикого оленя охотились обычно, выгоняя его на засаду или подкра­дываясь на оленьей нарте на расстояние выстрела. В этом случае преследо­вание велось по прямой линии, в то время как спугнутый олень шел зиг­загами. Раньше, по преданиям, охотились на него с помощью обученного оленя-маныцика. На рогах маныцика укрепляли ременные петли и пу­скали его к стаду диких. Дикий олень, вступая в драку с маныциком, запутывался своими рогами в петлях и становился добычей охотника, который пристреливал его. Остальных зверей добывали самострелами (настороженными луками), пастями (деревянными ловушками давящего типа) и, после знакомства с русскими, железными капканами.

Огнестрельное оружие появилось у ненцев не ранее XVIII в. До самой революции в ходу были кое-где кремневые и почти повсеместно пистонные ружья. Охотничьим оружием служил до конца XIX-начала XX в. клееный сложный лук, длиной в 1.5-2 м. Оперенные стрелы были снаб­жены костяными и железными наконечниками разных типов (раздвоен­ными - на птицу, гранеными - на крупного зверя, тупыми - на белку и др.).

Охота на морского зверя была распространена по морскому побе­режью и в устьях больших рек среди западных групп ненцев. Основными объектами были нерпа и морской заяц, второстепенными - белуха, гренландский тюлень и морж. Уже в XIX в. охота производилась глав­ным образом с помощью ружья. Лежавшего на льду зверя «скрадывали», подползая к нему с подвижным прикрытием - продолговатым щитом, укрепленным на двух полозьях. Применялся также способ добычи нерп железными крючьями, подвешиваемыми внутри продушины, сделанной зверем во льду. Крючья не мешали нерпе вылезти на лед, но при попытке нырнуть в воду задерживали ее. В настоящее время этими крючьями добывают главным образом раненых зверей. В старину тюленей промышляли только гарпуном. Имеющиеся сведения о распространении зверобойного промысла у западных ненцев в прошлом согласуются с при­веденными выше данными о древних аборигенах - морских охотниках. В процессе ассимиляции этих племен ненцы, видимо, заимствовали и бытовавшую у этих охотников технику добычи морского зверя.

Водоплавающую птицу (гусей и уток) ненцы промышляли луками (позднее ружьями), а в период линьки при помощи специально устраивае­мых загонов. Для этого на выбранном заранее месте вбивали на низмен­ном крае берега несколько кольев, обтягивали их сетями так, что обра­зовывался довольно просторный круг с отверстием, обращенным против течения реки. Круг этот служил для загона гусей. Два сетчатых крыла, натянутые перпендикулярно к берегу, соединяли круг с берегом и тяну­лись на некоторое расстояние поперек реки. Охотники осторожно гнали гусей вниз по реке, загоняли в круг и там убивали. При такой охоте 3-4 охотника добывали в течение нескольких дней от 1500 до 2000 гу­сей. Этот хищнический способ охоты в настоящее время запрещен. Белую куропатку ловили петлями или сетями, в которые во время метели про­тив ветра загоняли птицу.

Средства передвижения

Основным средством передвижения ненцев была оленья упряжка. Нарта (хан) изготовлялась из е ли и березы. Нарты всех самодииских народов по характерным особенностям их конструкции принадлежат к одному типу и резко отличаются от оленных нарт оленеводов крайнего востока - чукчей и коряков. Они состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2-6 пар наклонно поставленных копыльев, соеди­ненных поперечинами, укреплена рама из реек, передние концы которых входят в головки полозьев; у легковой нарты имелся дощатый настил для сиденья, спинка и более высокие, чем у грузовых, копылья. Разли­чаются два типа легковых нарт: мужская и женская. Женская нарта боль­шего размера, так как мать ездила с маленькими детьми. В легковую ыарту запрягали веерообразно от 2 до 6 оленей. Первым слева впрягался специально обученный олень-передовик. Ездок садился с левой стороны и управлял упряжкой с помощью тонкого деревянного шеста (тюр) и одной вожжи, прикрепленной к недоуздку крайнего левого (передового) оленя. Управление вожжей с левой стороны характерно для всех само­дийских народов.

Грузовых нарт, предназначенных для перевозки разной клади, у ненцев было несколько видов, различавшихся по величине, деталям конструкции и назначению. В эти нарты обычно впрягали двух оленей, привязанных за шею к задку передней нарты. Таким образом, из нескольких грузовых нарт составлялся обоз (аргиш), в голов которого шла легковая нарта. Всеми видами нарт пользовались в течение круглого года.

На Новой Земле, а отчасти и на Вайгаче, упряжными животными слу­жили собаки. В небольшие оленьего типа нарты запрягали веером 3-12 собак. Ездовое собаководство ненцев воспринято ими от русских.

Для ходьбы по глубокому снегу (главным образом в лесотундре и тайге) употребляли лыжи двух типов: 1) лыжи, подклеенные камусом, 2) голицы - лыжи без меховой подбивки.

Летом на рыбной ловле, на морской охоте и для различных поездок пользовались лодками разных типов: большими, шитыми из досок лод­ками, приобретавшимися большей частью у русских, и разнообразными долбленными из ствола осины или кедра челноками и др. Пользование парусом (обычно прямым) было распространено лишь на островах, по морскому побережью и в низовьях больших рек.

Ненцы – самый многочисленный среди малых народов Севера. Самоназвание этого народа происходит от слов ненэць –человек, ненэй ненэць – настоящий человек. Официально употребляемым термином стало в 1930 году. До этого времени их называли самоедами или самоедами-юрками.

Термин самоед вероятнее всего произошел от saam-jedna – земля саамов. передвижения и формирования этого народа не только интересна и насыщенна большим количеством информации, но до сих пор не найдены ответы на все вопросы. Именно это и служит толчком к изучению, как и где живут ненцы.

Из истории появления и формирования народа ненцы

Ненцы – потомки древнего самодийского населения южно-сибирского происхождения. Их прародиной считаются северные отроги Саяно-Алтая. Во 2 – 4 веках новой эры самодийцы вынужденно мигрировали под натиском кочевников гуннов на север, дойдя до тундры и таежных районов Заполярья и Приполярья. Они шли разными путями – по восточным склонам Урала, по Заболотью и Томскому Приобью. Это были переселенцы первой волны, которые и сформировали постепенно новый народ.

Следующая волна самодийцев покинула Северный Алтай под давлением тюркских племен и ушла в тундру в 9 веке новой эры. Путь на север шел по правым притокам Оби. Затем они разделились, часть переселенцев ушла вверх по реке Таз, где стала основой энцев . Другие шли вдоль рек Аган и Пур. Они также приняли участие в формирование ненцев и лесных ненцев.

Самодийцы, расселяясь по северной тундре, застали там местное население, которому дали название сихиртя. В своих преданиях они описывали аборигенов как людей маленького роста, живущих в землянках с единственным отверстием в крыше, которое было и дымоходом и дверью. Эти люди промышляли охотой на оленя и морского зверя, рыбалкой. Существует теория, что самодийцы не только воевали с аборигенами, но и вступали с ними в брак, т.к. не могли создавать семьи внутри одной родовой группировки. В результате этого местные малочисленные народы были полностью ассимилированы пришельцами.

Где живут ненцы на территории Руси

Северные территории в сферу интереса и влияния русского народа попали еще до полного формирования народа ненцы . В старинных документах самодийские народы и ненцы назывались общим словом самоеды . «Повесть временных лет» 11 века – первый письменный документ, в котором есть информация об этом народе, его языке, месте и соседях. Территории, заселенные ненцами, в состав Российского государства вошла в 1594 или 1595 году после походов Ермака, присоединения Сибири к России и строительства Обдорского острога. Это открыло царскому правительству и русским купцам дорогу в тундру от Ямала до Таза.

Где живут ненцы в Российской Федерации

В настоящее время ненцы занимают очень большую территорию Севера России и Западной Сибири. Они проживают в Ненецком автономном округе Архангельской области (образовался в 1929 г), Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округе (Тюменская область, 1930 г), Таймырском округе (Долгано-Ненецком) Красноярского края (1930 г).

Все современные ненцы делятся на 2 этнографические группы, которые говорят на разных диалектах ненецкого языка:

  1. Тундровые ненцы составляют 0,9 от всей численности народа. Основное занятие – оленеводство.
  2. Лесные ненцы в регионе Обско-Енисейского водораздела. Занятие – рыболовство, охота, разведение вьючных оленей.

К народу ненцы примыкает народность колвинцы, проживающая в районе реки Колвы. Эта группа появилась в 19 веке в результате браков между женщин-коми и мужчин-ненцев. Они говорят на одном из диалектов языка коми.

Где живут ненцы – география

Ненцы в Росси живут и в Европе, и в Азии:

  • В Европе между Белым морем, восточное побережье, и Уралом. Выделяется несколько районов-«тундр». На западе – Канино-Тиманская тундра, которая занимает полуостров Канин и тянется на восток до острогов Тиманского кряжа. Между Печерой и Тиманским кряжем лежит Малоземельская тундра. К востоку от Печеры и до Уральского хребта находится Большеземельская тундра.
  • В Азии ненцы занимают Гыданский, Тазовский и Ямальский полуострова. Они живут в бассейнах рек Пур и Таз, в низовьях Енисея и Оби.
  • В Северном Ледовитом океане на островах Вайгач и Колгуев.

Культура, традиции, быт

Информация о том, где живут ненцы, необходима для полноценного знакомства с этим самобытным народом, сумевшим в разных жизненных катаклизмах сохранить свою индивидуальность, уникальность и культуру, небольшие различия в которых определяются конкретными географическими характеристиками места проживания.

Разделение территории проживания на несколько административных образований не помешало сохранить этому народу свою целостность, общие традиции и язык. Интересно отметить, что при отсутствии собственной государственности, изменениях в письменности, которая создавалась искусственно (в 1932 году на ненецком языке писали латиницей, а с 1937 года – кириллицей), около 80 % ненцев считают ненецкий язык родным, а пятая часть говорит только на этом языке.

Основной вид деятельности – табунное оленеводство, помимо этого разводят и вьючных животных. А вот для верховой езды мелкие северные олени не пригодны, т.к. у них слабый позвоночник. Древний ненец говорил так: «… за оленями пешком ходил, с осени до весны ходил, с весны до осени ходил. Никогда на оленях не ездил». Постепенно появились оленьи упряжки, которые соседствовали с собачьими упряжками аборигенов. Олень давал ненцам все необходимое для жизни – пищу, одежду, транспорт, жилье.

Именно оленеводство определило кочевой и вид жилья – чум, который легко собирался и устанавливался на новом месте. Летом семья или несколько семей (род) двигались за стадом на север, где меньше назойливой мошки, а зимой в сторону лесотундры на юг.

Другой исторический вид деятельности – рыбная ловля (летом) и охота:

  • На пушного зверя с помощью капканов, ловушек и огнестрельного оружия.
  • На диких оленей охотились загоном, на водных переправах или с помощью прирученного оленя-манщика.
  • На морского зверя и оленей охотились с помощью скрадных досок, которые устанавливали на лыжах.
  • В период линьки добывали птиц – белую куропатку, гуся, глухаря.

Эти виды деятельности принадлежали мужчинам, женщины выделывали шкуры, шили одежду, украшая ее меховым орнаментом, мозаикой из кожи и меха, бисером. Они плели украшения и вышивали подшейным оленьим волосом.

Прошлое и настоящее этого народа овеяно мифами, легендами и сказаниями, в которых наряду с действующими героями функционирует и сам сказ, одушевленное существо называется лаханако (переводится как словечко).

Противоречий между описаниями путешественников и исследователей от 15 века до наших дней и мифами этого древнего народа еще очень много. Зная, где живут ненцы, их современные обычаи и образ жизни, можно продолжить изучение истории становления и развития этого народа.

Еще читайте:

Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнический компонентов. На протяжении первого тысячелетия н.э. под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев переселились на север.

Ранее они населяли лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу , а после переселения заняли таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население – охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Среди ненцев выделяют тундровых и лесных ненцев. Они различаются диалектами и некоторыми этнокультурными особенностями. Лесные ненцы проживали в Пуровском и Надымском районах Ямало-Ненецкого АО, в Сургутском и Белоярском районах Ханты-Мансийского АО. Расселение на такой большой территории было обусловлено разнообразием контактов ненцев с другими народами: русскими, коми-зырянами, . Родственные им народы – нганасаны, энцы, селькупы. В настоящее время ненцы населяют обширные территории автономных округов Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского, Ханты-Мансийского.

Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на тундровый (на нем говорят большинство ненцев) и лесной диалекты. Сегодня среди ненцев распространен русский язык, письменность была создана в 1936 году на основе русской графики. Ненцы юга Большеземельской тундры говорят на ижемском диалекте языка коми.

По данным переписи населения 2002 г., на территории Российской Федерации проживало более 41 тысячи ненцев.

Традиционные занятия ненцев – кочевое оленеводство, охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII в. ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство с круглогодичным выпасом оленей под охраной пастухов и собак.

Ненцы вели кочевой образ жизни, совершали большие перекочевки, двигаясь со стадами весной к морю, осенью - обратно в район лесотундры. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Небольшие хозяйства проводили время у рек и озер, занимаясь рыболовством. Рыболовство было особенно развито в низовьях Оби, Надыма, Пура, Таза, Енисея. У ненцев особенно ценились осетровые, сиговые, лососевые породы рыб, а также язь и навага. Рыбу ловили сетями и запорами.

Охотились ненцы на дикого оленя и на пушных зверей - песца, лис, зайца, горностая. На птицу (гусей) устраивали групповые охоты, их загоняли сетями. Огнестрельное оружие у ненецких охотников появилось не ранее XVIII в. Вплоть до начала ХХ в. применялся сложный (клееный) лук длиной 1,5-2 метра. Ненцы, особенно западные группы, занимались также морской охотой: добывали нерпу, лахтаку, белуху, гренландского тюленя, моржа. Зверя скрадывали при помощи щита на полозьях, при ловле нерпы применяли также крючья, устанавливаемые на полынье.

Вплоть до конца XIX в. основной социальной ячейкой ненцев был патрилокальный род (еркар). У сибирских тундровых ненцев сохранились 2 экзогамные фратрии. Термины ненецкого родства восходят к эпохе группового брака. Долгое время сохранялась полигамия, за жену уплачивался калым, выкуп, существовал обычай кровной мести между родами.
Традиционное жилище представляет собой разборный тестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на легких деревянных нартах. Традиционной пищей считается оленье мясо, рыба.

Христианство было введено в первой четверти XIX в. у ненцев Архангельской губернии. Несмотря на то, что ненцы были обращены в православие, большое значение продолжали иметь традиционные верования. Сохранялись народные верования в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Воплощением злого начала считался волк, настоящее имя которого - «сармак» - нельзя было произносить вслух.

Христианским святым, например, Николаю-угоднику, приносились жертвы, как и идолам. Весьма распространен был шаманизм. В 1898 г. в Обдорске был учрежден «инородческий пансион», но всякие попытки образования ненцев силами христианской церкви оказались безрезультатными. Попытку создания ненецкого алфавита предпринял в 1830-е гг. архимандрит Вениамин, переведя на него Евангелие. Однако эта «азбука» не была никем утверждена, в том числе и Синодом. Новая письменность и букварь для ненцев были созданы в 1932 г.

Выбор редакции
Одни любят горох в плове, другие нет. Последним деваться некуда. В большинстве обеденных заведений Ташкента плов непременно готовится с...

Копчёный кальмар сам по себе очень вкусный продукт, его хорошо есть с картошкой, отварными овощами или с рисом. Но к праздничному столу...

Сушка грибов выгодно отличается от других видов их заготовки своей простотой, доступностью и удобством в хранении конечного продукта: 10...

Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...
Ирина Камшилина Готовить для кого-то гораздо приятней, чем для себя)) Содержание Омлет – блюдо, хорошо знакомое каждому с детства....
В статье на тему: "сонник слива синяя" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Увиденная во сне сочная слива...
Не могу вспомнить источник информации, но в моем сознании прочно укрепилось, что лягушка в образах снов и активного воображения отражает...
Современный cовмещенный сонник Вой, услышанный во сне - очень плохое предзнаменование, скорее всего, вам грозит какая-то беда, болезнь,...
В приготовлении субпродуктов всегда есть свои нюансы, соблюдая которые, вы можете приготовить вкусное и не дорогое блюдо. Давайте узнаем,...