Вертикальное и горизонтальное развитие карьеры: плюсы и минусы. Горизонтальная карьера: примеры развития


Сегодня в условиях дефицита технических специалистов компании готовы применять любые способы для их привлечения и удержания. Какие же перспективы роста может предложить работодатель будущему работнику?

В некоторых компаниях для каждого ИТ-специалиста разрабатывается индивидуальный план развития в течение определенного периода времени. Составляется он HR’ами или руководителем совместно с сотрудником. В нём отражены все необходимые факторы, чтобы повысить эффективность работника IT-службы для дальнейшего перехода на новую, более высокую позицию. В основном такие действия и методы находят отражение в достаточно крупных IT-компаниях, которые заинтересованы во внутреннем росте специалистов, обеспечивая таким образом внутренний кадровый резерв. Более мелкие компании ориентируются на опыт IT-специалиста и амбиции, учитывая его собственное стремление развиваться и расти.

Рассмотрим возможный карьерный путь на примере роли программиста

Пути профессионального развития бывают различные. Это может быть вертикальный рост, больше зависящий от амбиций личности, или горизонтальный рост, предполагающий получение новых задач, знаний, возможностей, расширение функционала. Ведь даже переход из одного проекта в другой, изучение новых технологий, увеличение проектной команды, например, с 3-х до 5-ти человек, можно расценивать как профессиональный рост.

Рассмотрим типы развития программиста, но отметим, что приведенный пример - не правило, а лишь один из возможных вариантов, которых может быть много и которые также зависят от того, в какой компании работает специалист.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Junior Developer

Это самая первая ступень, с которой обычно начинают свой профессиональный путь программисты, часто еще находясь на обучении в ВУЗе. Обычно к начинающим разработчикам предъявляют требования такие, например, как высшее (незаконченное высшее) техническое образование, владение языками программирования на общем уровне.

На входе в компанию молодые специалисты редко могут рассчитывать на крупные проекты. Сначала придётся выступить в качестве исполнителя, попробовать себя в разных ролях. Вряд ли на этом этапе удастся реализовать в полной мере все свои амбиции, но именно в этот момент развиваются и отрабатываются необходимые профессиональные навыки.

Разработчик ПО (Developer)

Требования:

Обязанности:

  • Разработка (внедрение) программного обеспечения для деятельности компании.
  • Разработка новых и поддержка существующих проектов.

Если сотрудник хорошо себя проявляет и быстро учится, если у него хорошие отношения в коллективе, то, скорее всего, следующей ступенью в его карьере будет должность старшего или ведущего разработчика. Небольшое уточнение: специфика российских компаний заключается в том, что данные позиции в них, как правило, разведены и требования к каждой из них несколько отличаются. Часто это зависит от опыта программиста, от того, как долго он работает в качестве разработчика. В зарубежных компаниях подобной градации нет.

Старший разработчик/Ведущий разработчик (Senior Developer)

Требования:

  • Образование - законченное высшее (техническое, математическое, физическое).
  • Наличие практического опыта: от 2 лет (для старшего разработчика), от 3 лет (для ведущего разработчика) участия в коммерческих проектах компании в роли разработчика или стаж работы не менее двух лет вне компании в качестве программиста.
  • Владение Software Engineering Process, методами и инструментами анализа и проектирования.
  • Владение языками программирования, представление о web-сервисах, серверных технологиях, СУБД, операционных системах.

Обязанности:

  • Выполнение работы по детальному проектированию (созданию спецификаций) компонент на основе предоставленных общих спецификаций.
  • Выполнение работ по программированию и первоначальному тестированию порученных компонент.

Также отметим, что диапазон заработной платы для данной позиции довольно широкий. Уровень оплаты труда может зависеть и от стажа программирования, и от востребованности или редкости той или иной языковой платформы/БД.

IT-специалист, отлично владеющий не только профессиональными навыками разработки (программирования), но и обладающий потенциалом в области управления коллективом, имеющий хорошие коммуникативные навыки и знающий специфику работы в команде, может стать руководителем группы разработки.

Руководитель группы разработки (Team Leader)

Требования:

  • Образование - законченное высшее (техническое).
  • Опыт руководства группой разработчиков, состоящей не менее чем из 2 участников в течение не менее 3 месяцев.
  • Навыки управления: владение основами управления проектами; подготовка и проведение технических презентаций; развитые или природные навыки общения; умение идентифицировать проблемы и эскалировать их.
  • Владение Software Engineering Process, методами и языками структурного анализа и проектирования.
  • Знание концепций и технологий проектирования и разработки информационных систем, СУБД.

Обязанности:

  • Руководство небольшими проектами или проектными командами в составе больших проектов.
  • Решение технических задач.
  • Подготовка и принятие проектных решений, участие в их реализации.
  • Руководство частью проектной команды, отвечающей за специфический перечень задач, в которую входят специалисты различного профиля (эксперты, аналитики, проектировщики, программисты).

Следующая ступень – менеджер проекта . На эту должность может претендовать человек, который сможет сочетать в себе навыки как проектно-технической деятельности, так и управленческой работы. И, несмотря на то, что существуют варианты, когда менеджером проекта становится человек, не имеющий опыта разработки, лучше с обязанностями справляются всё же именно технические специалисты.

Наряду с переходом в руководители проектов есть возможность и перехода в архитекторы. Сложно сказать порой, к какому же типу роста относится данная роль, поскольку по уровню компетенций она, безусловно, не менее ответственная. Но при этом здесь скорее говорится о развитии в части экспертизы, наработке знаний в технологиях, более глубоком погружении в саму технологическую и стратегическую часть проекта.

Далее путь менеджера проекта зависит только от того, в какой области он хочет себя проявить. Менеджер проекта может перейти в другой проект, более крупный, либо стать менеджером программы (Program Manager), который руководит сразу несколькими командами. Существует вариант развития до должности директора по разработке , который отвечает за всю разработку, осуществляемую в компании. Есть еще один путь - развивать и совершенствовать себя до позиции IT-директора , занимающегося уже вопросами IT в целом (в частности, инфраструктуры), но это уже сильно зависит от желания самого специалиста продолжать работать в области знакомой ему разработки или выйти за ее пределы.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Вертикальный карьерный рост – не единственный вариант развития. Многие IT-специалисты оттачивают профессионализм и совершенствуются в горизонтальном направлении, расширяя свой функционал, выполняя новые задачи, становясь более универсальными работниками.

Так, программисты могут перейти и попробовать свои силы в архитектуре, детальном дизайне или в аналитике. Опыт разработчика может послужить хорошей базой для новой экспертизы в случае перехода в архитекторы. Как уже упоминалось, это можно рассматривать и как перемещение на ступень вверх.
Что касается аналитики, то туда программисты попадают не слишком часто. А связано это в основном с тем, что аналитики по своей сути – коммуникаторы, программистам же больше нравится разбираться с кодом, находить наиболее правильные и оптимальные решения.

На современном этапе развития тема лидерства является одной из наиболее активно обсуждаемых в научном сообществе. Развитие лидерства является значимым фактором повышения результативности подчиненных и подразделения в целом, что и приводит к возрастанию интереса к данной тематике. Развитие лидерства в организации является одной из важнейших составляющих стратегии развития и управления талантами.

Для достижения лучших результатов в организации необходимо развивать лидерские навыки и качества перспективных и талантливых сотрудников.

На сегодняшний день недостаточно выявлять и развивать отдельные таланты организации. Необходимо создавать и развивать таланты всех сотрудников, в особенности на тех должностях, которые являются ключевыми для организации в будущем.

Прежде чем приступить к анализу теории вертикального лидерства, определимся с тем, что такое лидерство и какие современные теории существуют в данной области.

Лидер (англ. - ведущий) - один из членов группы, наделенный ею правом принятия ответственных решений в значимых для нее проблемных ситуациях. Лидер является авторитетом для остальных членов группы, он берет на себя ведущую роль в процессе организации совместной деятельности и в регулировании взаимодействия в группе.

Лидерство в государственном секторе можно классифицировать как по выполняемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (авторитарный - демократический), в современных теориях данные стили иначе называют «ориентированный на задачу», «ориентированный на личность».

В государственном секторе выделяют несколько типов лидеров: формальный (на официальных постах), известный (влиятельный в обществе), влиятельный (реально оказывающий влияние), общественный (активно участвующий в неформальных группах).

Классическая теория лидерства акцентировала внимание преимущественно на качествах, которые делают из человека лидера. Позже акцент в исследованиях был смещен на поведенческие особенности лидера..

Выявление недостатков теорий, основанных на поведенческом подходе, привело к новому витку исследований, получивших название ситуационного подхода (ситуационного лидерства).

Чуть позднее П. Херси и К. Бланшард предложили модель, в которой ключевым ситуационным фактором выступала некая форма «зрелости» последователей, которая выражалась в соединении их готовности, желания выполнять работу и уверенности в своих силах. В настоящее время модель Херси-Бланшара лежит в основе разнообразных тренингов лидерства.

Примерно в этот же период были названы еще два понятия: трансакционное и трансформационное (преобразующее) лидерство. Трансакционное лидерство предполагало обмен между лидером и его последователями, а трансформационное -- сильное моральное воздействие на последователя, вплоть до преобразования его личности..

Далее перейдем к рассмотрению современных теорий лидерства. В середине 1990-х гг. Голман ввел такую характеристику индивидуального менеджера как «эмоциональный интеллект». Им было выделено пять навыков, свойственных лидеру: мотивация, самосознание, саморегуляция, эмпатия и социальные навыки.

Еще одной достаточно популярной концепцией стала теория С.Кови, в которой было выделено семь навыков лидера, в том числе три навыка, направленных на личностное развитие лидера (проактивность, ориентированность на результат, умение расставлять приоритеты) и четыре на межличностное (эмпатия, синергия, а также непрерывное обучение). Эта теория также нашла применение в корпоративных тренингах.

Развитие сетевых технологий обусловило появление теории «горячих групп» и связующего лидерства (Липман, Блюмен, 2000), из которых следовало, что лидером должна быть установлена тесная связь между своими целями и целями группы. Такая группа называлась «горячей», т.е. полностью занятой реализацией стоящих перед ней задач.

Теория «Гибкости лидерства» (Leadership Agility) была представлена в 2007 году в работе Джойнера и Джозефса, которые писали, что лидер, развивая свои способности, проходит пять стадий: Эксперт, Достиженец, Катализатор, Соавтор, Синергист.

Еще одна интересная теория - «лидерство голубого океана» - предложенная Ч.Кимом и Р.Мауборном, основаная на разработанной ранее стратегии «голубого океана». Нераскрытый талант каждого сотрудника они назвали «голубым океаном» и разработали 4-х ступенчатый план по развитию их способностей, позволяющий получить лидеров на всех уровнях.

В настоящий момент в развитии теорий лидерства наблюдаются несколько тенденций (см. табл. 1):

Таблица 1 Тенденции развития лидерства

Тенденция

Характеристика

Больший фокус на вертикальном развитии

Существуют два различных типа развития - горизонтальное и вертикальное. До сих пор очень много времени отводилось «горизонтальному» развитию (компетенциям), и лишь немного - «вертикальному» (этапы развития). Методы горизонтального и вертикального развития сильно отличаются. Горизонтальное развитие может «передаваться» (от эксперта), а вертикальное развитие нужно заработать (самостоятельно).

Переход большей ответственности за собственное развитие на каждого человека

Люди развиваются быстрее, когда чувствуют ответственность за собственный прогресс. Текущая модель побуждает людей верить в то, что кто-то другой несет ответственность за их развитие - отдел по работе с персоналом, их менеджер или тренеры. Задача современного этапа развития - помочь людям занять ключевую позицию в собственном развитии

Больший фокус на новаторских методах развития лидерства

Не существует простых моделей или программ, достаточных для развития коллективного лидерства на том уровне, которого требует все более усложняющееся будущее. Назрел переход к стремительным инновациям: организации должны экспериментировать с новыми подходами, в которых нестандартно сочетаются различные идеи, и делиться результатами с другими. Технологии и всемирная сеть - достаточная инфраструктура и хороший двигатель таких изменений. Организации, способные в себя их впитать, добьются большего успеха, чем те, кто сопротивляется этому процессу.

Больший фокус на коллективном, а не на индивидуальном лидерстве

Развитие лидерства сегодня слишком сфокусировано на личности и стало чрезмерно элитарным.

Происходит переход от старой парадигмы, в которой лидерство основывалось на человеке или должности, к новой, в которой лидерство является коллективным процессом, распространяющимся на множество людей

Отражая изменения среды, меняется и набор наиболее ценных для будущих лидеров компетенций. В числе таких навыков, способностей и качеств респонденты чаще всего указывали: адаптивность, самосознание, преодоление границ, сотрудничество, «сетевое» мышление (см. рис.5)

Рис.5 Развитие лидерства: четыре преобразования

Таким образом, в настоящий момент наблюдается смещение акцента с развития поведенческих особенностей на изменение самого мышления лидера.

Особенно хотелось бы остановиться на проблеме горизонтального и вертикального лидерства.

Горизонтальное развитие - развитие новых навыков, способностей и поведенческих паттернов. Это, фактически, техническое обучение. Горизонтальное развитие более полезно, когда проблема четко определена и существуют известные техники ее решения.

Можно прогнозировать, что горизонтальное развитие сохранит свою важность как метод развития лидеров, однако нельзя рассчитывать на него как на единственный метод. Необходимо выходить за пределы менталитета лидерских компетенций и охватить больше сотрудников, чтобы в будущем можно было воспитывать лидеров одновременно в горизонтальном и вертикальном направлении.

Вертикальное лидерство предполагает трансформацию самого образа мышления, восприятия и наделения смыслом всего, что происходит в мире.

Оно направлено на поэтапное развитие и умственных способностей, и эмоционального интеллекта. При этом вертикальное лидерство реализуется и естественным образом, но, создавая подходящие условия, можно ускорить его в несколько раз. Практический опыт многих лидеров и исследователей свидетельствует: важнее всего то, как мы познаем что-то, а не то, что мы познаем. Данное утверждение особенно справедливо, когда осуществляется управление посредством сложных изменений.

Вертикальное лидерство направлено на расширение картины мира и постоянного повышения уровня осознания, вследствие чего руководитель становится более внимательным и мудрым, переходит на новую ступень развития.

Развитие лидерства оказывает положительное воздействие на удовлетворенность своей работой для большинства сотрудников, в особенности у тех, что находится на более высокой иерархической ступени.

В свою очередь высокая степень удовлетворенности своей работой существенно снижает текучесть кадров, особенно, среди талантливых и перспективных сотрудников, которые в принципе являются более востребованными на рынке труда. Данный факт является очень важным для государственного сектора, в который сложно не только привлечь талантливых сотрудников, но и удержать их.

Одной из наиболее известных программ вертикального лидерства является разработанная специалистом по вопросам управления Б.Торбертом на основании исследовательской работы Д.Лёвинджер и С.Кук-Гройтер. Его модель включала 8 стадий, подробно изложенных в статье «Семь трансформаций лидерства» (см. приложение 4).

Торбертом описывается восемь стадий развития образа мышления лидера (от оппортунизма до иронии), при этом от стадии к стадии происходит повышение умственных и эмоциональных способностей и формирование нового мировоззрения. Каждую стадию он называет «логикой действия».

Пирамида «8 стадий развития лидеров»

Этой логикой описывается то, как лидер стремится исследовать окружающий мир, как он действует, когда ограничен в ресурсах и при наличии рисков.

В настоящее время наиболее активно развивается группа «Переоценка». К данной группе относятся около 10 % современных лидеров.

Стадий от 6-8 («Трансформация», «Алхимия» и «Ирония») достигли только 5 % лидеров. Данной группы свойственны прекрасно развитые умственные, эмоциональные и социальные способности, что обуславливает их эффективность при внедрении сложных и системных изменений.

Чтобы обеспечить выход организации на новую ступень развития, Торберт рекомендует лидерам изменить свой образ мышления, исходя из логики действия последних стадий (как минимум до стадии 6 «Трансформация»).

Сложность системных изменений и создание проектов высокой стоимости требуют развитых умственных и эмоциональных способностей и логики действия высоких уровней.

Методы горизонтального развития сильно отличаются от методов вертикального развития. Если горизонтальное развитие происходит в процессе обучения (под влиянием эксперта), то вертикальное нужно «заработать» самому - оно требует самостоятельных усилий.

Мак-Гуайр и Родс описывают вертикальное развитие как трехэтапный процесс:

  • 1. Пробуждение. Человек понимает, что существует другой подход к пониманию мира, и что можно вести себя иначе.
  • 2. Отказ от усвоенных навыков и осознание различий. Старая парадигма анализируется и изменяется. Тестируются новые подходы, человек экспериментирует с ними как с новыми возможностями для повседневной работы и жизни.
  • 3. Продвижение. Происходит тогда, когда новая идея, после некоторой отработки и приложения соответствующих усилий, укрепляется и начинает доминировать над прежними. Новый уровень развития (логика лидерства) приобретает большую целесообразность, чем предыдущий.

Торберт и другие исследователи обнаружили, что когнитивное развитие можно измерить и повысить не только на индивидуальном уровне, но и в команде, и в организации в целом. Мак-Гуайр и Родс (2009 г.) подчеркивали, что в организации, которая хочет добиться устойчивых изменений, лидерскую культуру необходимо развивать параллельно с развитием отдельных лидеров. В их методе используется шестиэтапный процесс, начинающийся с повышения лидерской культуры высшего руководства, после чего усилия направляются на менеджеров среднего звена организации. При этом, если вертикальное развитие касается отдельных лиц, то вертикальное развитие культуры влияет на организацию в целом.

Вызов для организации, желающей ускорить вертикальное развитие своих лидеров и культур, состоит в том, чтобы сформировать такие процессы и навыки, которые бы обеспечили внедрение этих принципов развития на рабочем месте.

Теория вертикального лидерства стимулирует рост людей, поскольку концентрируется непосредственно на четырех условиях вертикального развития (недовольство областью, ограничения используемой модели мышления, важность области и доступная поддержка). В основе многих лидерских программ лежит допущение, что, показав людям, как следует руководить, можно добиться от них правильного выполнения соответствующих действий. Однако наиболее сложные вызовы, с которыми люди сталкиваются в работе, часто связаны с ограничениями того, как они «понимают» все на своем текущем уровне развития. Когда человек обнаруживает допущения, имеющиеся у него относительно общей картины мира, он получает возможность их оспорить и разрешить себе «понять» окружающий мир на более продвинутом уровне. Например, менеджер может испытывать трудности с принятием решения без подсказки от своего начальства не потому, что в его арсенале не хватает техник принятия решений, а потому, что на существующем уровне понимания он опасается отстаивать собственную точку зрения (социализированное сознание).

В настоящее время теория вертикального лидерства используется в программах развития лидерства в ряде ведущих банков, фирм, оказывающих финансовые услуги, и компаний, специализирующих на стратегическом консалтинге. Более всего он подходит для лидеров, уже имеющих технические навыки, необходимые для успеха, но нуждающихся в расширении возможностей мышления, чтобы руководить эффективнее.

Разница между лидерами состоит не в управленческой философии и не в стиле руководства и даже не в особенностях личности, а в первую очередь во внутренней «логике действия» - в том, как лидер реагирует на ситуацию, когда есть риски для его уровня власти или безопасности. Однако очень сложно мотивировать лидера на изменение собственной логики действия, которое позволяет выйти на новый уровень лидерства.

1) Интегральная теория.

Людям свойственен целый ряд интеллектов, например, когнитивный, эмоциональный, музыкальный, кинестетический интеллекты и т.д. Чаще всего у людей хорошо развиты одна или две способности, но плохо развиты все остальные. Это обуславливает необходимость выявления своих слабых сторон и направление усилий на развитие области интеллекта, которая развита меньше других.

Кроме того, интегральная теория предполагает рассматривание проблемы с разных точек зрения.

Принимая решение, необходимо сопоставить, как это решение отразится на: себе самом, на своей семье, на своем трудовом коллективе, на потребителях (в гос. секторе - гражданах). То есть, принимая решение, служащий должен понять, как данное решение отразится на нем самом и членах его семьи, на отдельных членов команды, то есть что они будут чувствовать относительно этого решения. Далее он рассматривает точки зрения и чувства отдельных сотрудников, членов руководства. Служащий должен учесть, как эти изменения повлияют на государственное учреждение в целом, его имидж, в том числе восприятие с правовой позиции.

2) Исследование действием

Исследование действием является способом одновременного осуществления действия и исследования (познания) в качестве дисциплинированной практики лидерства, которая повышает общую эффективность действий.

Одной из важных способностей лидера, успешно применяющего исследование действием, является сверхвидение, состоящее из способности учитывать три вида петель обратной связи:

  • - Одиночная петля обратной связи: модификация поведения во время конкретной ситуации для решения проблемы на основании мгновенной обратной связи.
  • - Двойная петля обратной связи: трансформация и пересмотр используемой стратегии; оценка, насколько действия соответствуют критериям легитимности, эффективности и продуктивности. (Продуктивность -- это соответствие результатов ежедневным задачам [например, насколько хорошо справляется человек с ситуацией в настоящее мгновение: насколько быстро обслуживает клиентов, насколько вежливо с ними коммуницирует и т.д.]; эффективность -- это соответствие результатов избранной стратегии [например, насколько действия продвигают к воплощению стратегии]; легитимность -- это соответствие результатов общему видению [например, насколько стратегия и действия воплощают видение].)
  • - Тройная петля обратной связи: Принятие двойной петли обратной связи может ощущаться как потеря собственной идентичности, своего «лица». Мы будем сопротивляться обращению к двойной петле обратной связи (то есть к оценке и переоценке стратегии наших действий), «пока мы не будем ощущать более глубокое духовное присутствие внутри нас, которое позволяет нам ощущать себя как самих себя, даже если мы пробуем другие роли, или маски, или стратегии. Это более глубокое духовное присутствие, или сверхвидение, основывается не на нашем образе себя, а скорее на переживании подлинного взаимообмена, происходящего между четырьмя территориями нашего опыта: нашим вниманием, нашими стратегиями, нашими действиями и нашими результатами». В теории систем это называется тройной петлёй обратной связи, «потому что она высвечивает текущее взаимоотношение между эффектами нашего поведения во внешнем мире и (1) нашими действиями, (2) нашей стратегией и (3) нашим вниманием как таковым. Тройная петля обратной связи позволяет нам прямо сейчас демонстрировать осознанность относительно себя самих».

Исследование действием предполагает следующие средства:

  • - иллюстрирование (высказывая какое-либо управленческое решение, иллюстрировать его небольшой конкретной историей, что позволяет в большей мере мотивировать людей на реализацию решения);
  • - Познавание: включает задавание вопросов собеседникам с целью чему-то у них научиться или наладить взаимопонимание, полезно переключиться от сосредоточенности на своей собственной точке зрения и попытаться вызнать у других, какие они выдвигают рамки, предложения и иллюстрации относительно обсуждаемого вопроса;
  • - Наблюдение: при переходе от одного типа деятельности к другому, нужно обратить своё внимание на этот переход путём замечания, что вы чувствуете в отношении завершения предыдущей деятельности и начала новой; ежедневно во время принятия пищи и перед сном проведите проверку самого себя и определите, какой момент был наиболее удовлетворительным для вас со времени последней проверки, и сделайте паузу, чтобы сформулировать для себя, что именно сделало его наиболее удовлетворительным; предлагается отмечать, как вы себя чувствуете после каждого осмысленного взаимодействия, которое вы провели с другим человеком или другими людьми.
  • - Называние. Предлагается постоянно называть свои эмоции и чувства (я чувствую, что…, я испытываю…) с определением причин этих эмоций.

Таким образом, данная методика направлена на стимулирование действий, повышение активности.

3) Медитация.

Освоение методики медитации позволяет обеспечить внутреннее спокойствие, эмоциональной уравновешенности, ясности мышления, умения слушать и слышать, договариваться ненасильственными способами и сотрудничать, а также улучшить здоровье нервной системы человека и снизить уровень стресса.

Медитация - это ментальная техника, которая на нейрофизиологическом уровне балансирует нервную систему человека, что подтверждается множеством научных работ ученых-неврологов.

Мозговая активность медитирующих людей в течение дня отличается большей когерентностью мозговых ритмов. Это значит, что у таких людей улучшается память, внимание, речь, восприятие реальности становится более адекватным, улучшается способность к самоконтролю и эмоционально-волевой саморегуляции. Проще говоря, человек становится более эффективным на «своем фронте» - за счет более ясного восприятия реальности музыкант лучше музицирует, шахматист лучше играет, бизнесмен придумывает лучшие решения для бизнеса, солдат эффективнее выполняет свои задачи.

При этом специалистами даются следующие рекомендации относительно медитации. Медитировать лучше всего два раза в день, минут по 10-15. Лучше медитировать в домашней и тихой обстановке. Нужно сосредоточиться на какой-то точке (мантра, дыхание). При этом лучше избегать попыток интерпретации мыслей, эмоций, ощущений, желаний, которые возникают внутри. Задача просто спокойно наблюдать свое дыхание или концентрироваться на мантре.

В основе лидерства в органах власти лежит принцип иерархичности, который позволяет выстроить вертикальную структуру власти, профессиональная и эмоциональная включенность лидера в процесс решения служебных задач и направленность на результат работы коллектива. Ключевым аспектом является профессиональная вовлеченность лидера в информационный процесс и процесс принятия решений.

Требования к лидеру в государственном секторе можно сгруппировать в три блока личностных качеств, на взращивание которых должна быть направления теория лидерства:

  • - функциональные характеристики лидера, направленные на успешное выполнение должностных обязанностей;
  • - коммуникативные, деловые качества;
  • - нравственно-этические качества.

В качестве ключевых направлений развития лидеров в государственном секторе можно назвать:

  • 1) развитие у сотрудников навыков современных методов управления коллективами;
  • 2) разработка критериев оценки эффективности сотрудника государственной службы;
  • 3) разработка и проведение программ личностного роста, способствующих раскрытию потенциала государственных служащих.

Таким образом, можно сделать вывод, что теория вертикального лидерства весьма актуальна и может быть применима в органах государственной власти.

04.11.2009г.

Термин «карьера» происходит от латинского carrus - телега, повозка и итальянского carriera - бег, жизненный путь, поприще. Наиболее распространенноеопределение «карьеры» - продвижение вперед в определенной сфере деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. Под словосочетанием «сделать карьеру» понимается также достижение престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. Однако «делать карьеру» не всегда означает постоянное восхождение по служебной лестнице –– часто, достигнув определенных высот, человек рискует стремительно «скатиться» вниз и потерять все, чего добивался долгое время.

Жизнь как карьера

Ошибочно полагать, что термин «карьера» относится сугубо к служебным видам деятельности. Иногда на вопрос работодателя «Сколько времени Вы планируете уделять личной карьере?» , соискатель затрудняется вразумительно ответить и начинает путаться. Он воспринимает определение «личная карьера» как синоним «личной жизни» и начинает рассказывать о своих планах, не касающихся вопросов профессиональной деятельности. С другой стороны, «личная карьера» воспринимается как возможность для развития индивидуальных качеств, например, коммуникабельности, внимательности, доброжелательности, гибкости и др. В этом случае Вы будете частично правы, когда ответите, что «при любой удобной возможности, не в ущерб прямым обязанностям, построите работу так, чтобы Ваши личностные позитивные качества отразились на положительных результатах деятельности компании». Но даже при таком ответе есть риск, что потенциальный работодатель сделает вывод о том, что для Вас возможность самореализации в коллективе важней, чем Ваши непосредственные обязанности. Поэтому, уважаемый соискатель, не стоит путать личную карьеру с вашей личной жизнью или вашими личностными качествами. Личной карьерой может быть как карьера менеджера (то есть, как именно Вы видите свою работу на этой должности), так и спортивная, военная, артистическая карьера, карьера учащихся и т.д.

Вопрос о личной карьере потенциальный работодатель задает неспроста, ведь жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является ее частью. Поэтому лучше всего сказать о том, что Вы готовы при необходимости пожертвовать частью личной карьеры в интересах компании. Конечно, не стоит перегибать палку и бравировать: мол «если надо, день и ночь буду на работе» . Рекрутер засомневается в том, что у вас все в порядке с личной карьерой (или даже в личной жизни), или придет к выводу, что чрезвычайное усердие вполне может быть вызвано тем, что Вы не можете уже долгое время найти работу.

Вертикаль и горизонталь

Часто соискатели на вопрос рекрутера«Почему Вы хотите работать именно в нашей компании?» отвечают: «У Вас есть перспектива карьерного роста». Кроме того, аналогичный ответ можно услышать и на вопрос, касающийся причин ухода кандидата с предыдущего места работы: «отсутствие карьерных перспектив». Далее потенциальный работодатель задет вполне логичный вопрос: «Каким образом Вы планируете карьерный рост?» . И вот тут многие претенденты на вакансию теряются, не могут дать четкого ответа. Некоторые все же отвечают, прибегая к помощи таких шаблонов как «хочу руководить отделом», «хочу быть директором». И уж совсем плохо дело, когда рекрутер спрашивает о том, какую карьеру предпочитает потенциальный кандидат: горизонтальную или вертикальную? Поэтому, уважаемый соискатель, чтобы избежать подобных недоразумений на собеседовании, не стоит забывать, что «карьера» подразумевает самые разнообразные варианты профессионального роста и продвижения по службе. Вообще же, существует два вида карьеры – горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная карьера

Горизонтальная карьера (карьера вширь) - это определение более широкого круга обязанностей и полномочий на своем месте работы. Умение делать то, чего другие не умеют. Именно поэтому обязанности работника при горизонтальном перемещении чаще всего меняются, а занимаемая должность остается на прежнем уровне. Кроме того это еще и возможность по совместительству руководить проектом или преподавать, в первую очередь в собственной фирме; вхождение в круг собственников фирмы. Горизонтальная карьера подразумевает и расширение полномочий, ответственности, повышение статуса, увеличение бонусов и прямой оплаты труда.

Чаще всего карьера вширь характерна для экспертов, научных сотрудников, консультантов, профильных специалистов, которые являются лучшими в своей области. Нередко они совмещают такую свою деятельность с работой в другой компании или в последующем открывают свои собственные фирмы.

«Активно зарекомендовали себя» в горизонтальной карьере и дизайнеры, программисты, журналисты, копирайтеры и др. Эти специалисты профессионально совершенствуется в рамках своей должности, но кресло начальника в ближайшем будущем они, как правило, занимать не собираются.

Вертикальная карьера

Вертикальная карьера - движение вверх по служебной лестнице. Иными словами, это повышение в должности с повышением уровня оплаты труда. В этом случае карьерный рост настолько очевиден, что порой его отожествляют с самим понятием «карьера».
Схема подобного вида карьеры внешне проста, но в то же время таит для особо рвущихся к самых верхам много опасностей. Среди них самые распространенные: готовность «идти по головам», пренебрежение к личной жизни, явное и тайное подхалимство перед вышестоящим руководителем и т.д. Лозунг таких людей обычно звучит как «Цель оправдывает средства». Но часто многие забывают пословицу «Из грязи в князи», сделав всего лишь полшага по служебной лестнице. Такие калифы на час обычно любят использовать малейшую возможность продемонстрировать свою власть в коллективе, за что в скором времени мгновенно падают с первых же взятых ими высот.

Итак, вот как может выглядеть вертикальная карьера финансиста. Выпускник финансового института работает некоторое время помощником бухгалтера, потом становится бухгалтером, затем заместителем главного бухгалтера, главным бухгалтером, финансовым директором заместителем генерального директора, генеральным директором. Но в то же время молодой человек может на определенной ступени своего карьерного роста «выйти из игры» исоздать собственную компанию. Может, наоборот, остаться в должности бухгалтера, финансиста.

Уважаемый соискатель! Еще раз хотим обратить внимание, чтобы не быть застигнутыми врасплох на собеседовании вопросами о карьере и видах карьеры, Вы должны четко представлять соотношение сил: «Ваши профессиональные способности, личностные качества и амбиции и возможности карьерного роста на предлагаемой должности». При этом очень важно определиться, в какую сторону Вам лучше развиваться: «вширь» или «в высоту»?И еще: иногда быстрое продвижение вверх приводит к быстрому падению. Поэтому не стоит забывать, что горизонтальная карьера на определенном этапе Вашей профессиональной деятельности может послужить отличным «трамплином» к восхождению по вертикале. Ведь опыт, умения, знания приобретаются и совершенствуются не количеством «повышений», а качеством работы по данной специальности.

Gospav

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Мы рассказали о том, как подняться по карьерной лестнице, то есть о вертикальном карьерном росте. Этот путь обычно подразумевает получение более высокой должности, чем была ранее. Но всем ли это необходимо? Многим нравится то, чем они занимаются на своей должности в данный момент, и они хотят развиваться в этой сфере без дополнительной управленческой нагрузки.

Этот путь построения карьеры - горизонтальный, то есть рост не вверх, а вглубь профессиональной сферы, приобретение и накопление таких знаний и навыков, благодаря которым работник становится экспертом в своём деле. И зачастую путь эксперта оказывается лучше вертикального роста, так как наблюдается острая нехватка специалистов высокого уровня на рынке труда, они на вес золота.

Горизонтальный рост в профессиональной области считается гораздо более сложным, чем вертикальный, так как приходится отказываться от многих вещей: лидерских амбиций, определённой социальной составляющей, спокойного домашнего времяпрепровождения, больших денежных вознаграждений в виде премий и бонусов - в пользу профессионального роста. Это, скорее, путь одиночки.

Что необходимо делать, чтобы стать экспертом в своей области? Вот несколько простых советов.

1. Глубоко изучайте специальность

Необходимо накапливать знания в одной сфере деятельности на протяжении долгого времени. При этом они должны быть не поверхностными, а глубокими, экспертными, выходящими за рамки обычных познаний в изучаемой теме. Придётся читать очень много профессиональной литературы и находить такую информацию, которая скрыта от посторонних глаз.

2. Берите работу на дом

На начальных порах лучше брать работу домой и в отпуск: чертежи, проекты, техническую часть (инструменты, аппаратуру, макеты). Вы должны погрузиться в свою работу с головой. Зачастую придётся пожертвовать личной жизнью и . Всем известно, что тяжело одновременно развивать все стороны своей жизни, а если вы ещё вдобавок хотите стать экспертом в какой-то области, потребуется во многом себе отказать, так как вам придётся уделять своей работе львиную долю времени.

3. Посещайте семинары по техническим вопросам вашей специальности

Для вас тренинги по саморазвитию не главное, а собрание специалистов по вашей тематике и обсуждение насущных вопросов - то, что вам нужно. Необходимо искать специализированные тренинги, общаться с профессионалами, вступать с ними в дискуссии, разрабатывать новые теории и находить совместные ответы на вопросы. Если признанный уникальный специалист объявляет о наборе на свой курс или организует семинар, то вам нужно попасть на него обязательно. Вы должны узнавать всё новое по своей специальности, общаться с единомышленниками, понимать тонкости и специфику своего дела.

Farina6000/Depositphotos.com

4. Живите работой на протяжении определённого периода своей жизни

Звучит опасно, но так оно и есть. Какой-то период жизни вы должны полностью посвятить своей работе: рабочие будни, часто и выходные, командировки, сверхурочные, авралы. Всё ради одного - стать экспертом в данной области. Вы должны быть на работе в , по вечерам думать о возникших вопросах и проблемах, пробовать новые методики. Форумы специалистов заменят вам развлекательные порталы.

Помните правило: чтобы стать экспертом в какой-либо области, нужно посвятить этой тематике 10 000 часов чистого времени. А это примерно три часа в день на протяжении 10 лет, шесть часов в день на протяжении пяти лет или девять часов в день на протяжении трёх лет.

5. Фокусируйтесь на главном

Решили стать лучшим в какой-то области - идите к этому несмотря ни на что. Если вам предлагают большой денежный бонус на другой работе за выполнение тех же самых задач или на старом месте вам доверяют новый мегапроект, подобных которому вы ещё никогда не реализовывали, то смело выбирайте второе. Полученный опыт даст вам гораздо больше в будущем, чем разовая погоня за деньгами.

Нужно понимать: чтобы стать , необходимо фокусироваться не на деньгах, а на своём деле.

Эксперт выходит за рамки обычных знаний по теме, он знает ответ практически на любой вопрос по специальности. А если и не знает, то потратит всё своё свободное время, чтобы его найти, а также возьмёт полную ответственность на себя, так как на кону стоит его репутация.

Эксперту никогда не надо говорить, как и что делать, его не нужно контролировать, он сам распределяет своё время и силы. Лучше подкидывать ему сложные задачи, особенно что-то уникальное, будоражащее его ум. Он может не обращать большого внимания на свой характер, свои недостатки или свою социальную составляющую. Он живёт в другом мире - мире интересных фактов и тонкостей, специфических знаний, уникальных профессиональных навыков, который многие не могут понять.

А что выбрали вы: путь эксперта или руководителя?

» - продвижение вперед в определенной сфере деятельности, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа и т.д. Под словосочетанием «сделать карьеру» понимается также достижение престижного положения в обществе и высокого уровня дохода.

Для каждого человека решение строить карьеру - это серьезный и ответственный шаг. Встав на этот путь, человек стремиться к накоплению знаний, практического опыта и навыков. Потребность в самоутверждении будет расти и появится желание достигнуть более высокого статуса, еще большей независимости. Без планирования здесь не обойтись.

И в подобной ситуации необходимо грамотно оценивать свои потребности и социально-эконом ические условия, в которых находится человек. Ведь если специалист выбрал путь, который слишком тяжел для него или ему не подходит, то постепенно его желание работать снизиться и повышение квалификации теряет для него всякий смысл.

Поэтому очень важным для сотрудника является понимание того, как он будет продвигаться в системе должностей и рабочих мест. А чтобы не оказаться в плену собственных заблуждений и неведения на помощь приходят такие понятия, как «вертикаль и горизонталь». Что же это такое?

Вертикаль и горизонталь

Часто кандидаты на вопрос рекрутера «Почему Вы хотите работать именно в нашей компании?» отвечают: «У Вас есть,необходимая мне, перспектива карьерного роста». Аналогичный ответ можно услышать и на вопрос, касающийся причин ухода кандидата с предыдущего места работы: «отсутствие карьерных перспектив». Далее следует вполне логичный вопрос: «Каким образом Вы планируете ?». И вот тут многие соискатели начинают теряться и не могут дать четкого ответа. Конечно же есть шаблонные ответы, такие как «хочу руководить отделом», «хочу быть директором». Здесь важно помнить, что «карьера» подразумевает самые разнообразные варианты профессиональног о роста и продвижения по службе.

Горизонтальная карьера

Далеко не всем интересна должность руководителя, многие люди хотят просто совершенствовать ся в выбранной специальности. Горизонтальная карьера (карьера вширь) — как раз для таких людей. ГК-это определение более широкого круга обязанностей и полномочий на своем месте работы. Умение делать то, чего другие не умеют. Именно поэтому обязанности работника при горизонтальном перемещении чаще всего меняются, а занимаемая должность остается на прежнем уровне.

Чаще всего карьера вширь характерна для экспертов, научных сотрудников, консультантов, профильных специалистов, которые являются лучшими в своей области. Нередко они совмещают такую свою деятельность с работой в другой компании или в последующем открывают свои собственные фирмы.

«Активно зарекомендовали себя» в горизонтальной карьере и дизайнеры, программисты, журналисты, копирайтеры и др. Эти специалисты профессионально совершенствуется в рамках своей должности, но кресло начальника в ближайшем будущем они, как правило, занимать не собираются.

Плюсы горизонтального развития карьеры

    возможность по совместительству руководить проектом или преподавать

    вхождение в круг собственников фирмы

    Горизонтальная карьера подразумевает и расширение полномочий, ответственности, повышение статуса, увеличение бонусов и прямой оплаты труда

Вертикальная карьера движение вверх по служебной лестнице

Вертикальная карьера - это повышение в должности с повышением уровня оплаты труда. Подобная схема вида карьеры достаточно проста, но таит в себе ряд нюансов. Среди самых распространённых трудностей стоит отметить: готовность «идти по головам», пренебрежение к личной жизни, явное и тайное подхалимство перед вышестоящим руководителем и т.д. Именно вертикальная карьера неразделима с понятием «карьерная лестница».

Пример вертикальной карьеры финансиста

    Выпускник финансового института работает некоторое время помощником бухгалтера

    Бухгалтер

    главным бухгалтером

    финансовым директором заместителем генерального директора

    генеральным директором

Для вертикальной карьеры обязательными являются следующие качества :

Энергичность
- Способность быстро ориентироваться в новой информационной среде;
- Умение учитывать мелочи;
- Умение выделять главное;
- Заинтересованнос ть в развитии коллег и компании;
- Умение принимать решения и нести за них ответственность;
- Коммуникабельнос ть;
- Лидерские и управленческие способности.

Стремящийся к вертикальной карьере работник должен наращивать как профессиональные, так и управленческие навыки. Его цель — стать лучшим, а в идеале единственным.

Стоит отметить что, эти два понятия индифферентны по отношению друг к другу, и созданы для помощи более четкого осознания, чем именно вы хотите заниматься в жизни. Важно четко осознать профессиональные способности, личные качества и амбиции. И каждый тут решает для себя самостоятельно «вширь» или «ввысь»?

Однако хотелось добавить, что что горизонтальная карьера на определенном этапе Вашей профессиональной деятельности может послужить отличным «трамплином» к восхождению по вертикале. Ведь опыт, умения, знания приобретаются и совершенствуются не количеством «повышений», а качеством работы по данной специальности.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...