Женские образы в произведениях А. Островского "Гроза" и "Бесприданница" (Школьные сочинения). Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница Женские образы в грозе и бесприданнице


Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

1. Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — купеческие жены.
2. Образ Катерины Измайловой.
3. Образ Катерины Кабановой.
4. Сходство и отличия героинь.

А. Н. Островский в своих произведениях изображал жизнь русского купечества. Благодаря этим произведениям мы задумываемся о том, насколько трагичной могла быть жизнь женщины в атмосфере патриархальной купеческой среды. Н. С. Лесков в своих произведениях так же обращался к купеческому сословию. И очень интересным для нас является рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Главную героиню этого произведения зовут Катерина, она теска главной героини пьесы Островского «Гроза». И обе они купеческие жены. Но сходство Измайловой и Кабановой на этом заканчивается. Катерина из рассказа Лескова и Катерина из пьесы Островского отличаются друг от друга так сильно, насколько это вообще возможно. Лескова по праву называют писателем-реалистом. Он на самом деле изображает реальную жизнь, рисует объективно человеческие характеры. Но характеры обычных, на первый взгляд, людей оказываются такими, что у читателя возникает множество вопросов. Каким чудовищем может оказаться человек! Именно такие мысли возникают после прочтения рассказа, главной героиней которого является Катерина Измайлова. В начале рассказа читатель узнает, что Измайлова — обыкновенная купеческая жена, молодая, красивая женщина. Муж ее стар и не привлекателен. Катерина скучает, жизнь ее бедна событиями, однообразна. Катерина Кабанова, героиня пьесы Островского, также скучает. Так же уныла и однообразна ее жизнь.

Патриархальное купеческое общество не приветствует развлечений и забав. И, конечно, никто не думает о том, как тоскливо и скучно может быть молодым женщинам. Две Катерины пытаются, как могут, скрасить свое серое существование. Спасением от убогости, пошлости и серости становится любовь. Любовь, словно яркая вспышка, освещает жизнь Катерины Кабановой. То же самое происходит с Катериной Измайловой.

Молодые женщины забывают обо всем на свете, полностью отдаются всепоглощающему чувству. Однако Катерина Измайлова ради своего счастья идет на злодейства. Она убивает несколько человек — своего мужа, свекра и даже маленького племянника. Измайлова стремится к свободе, готова ради нее на все. Женщину не мучает совесть, она не задумывается о том, что за свои злодеяния ей придется расплатиться либо на этом, либо на том свете. Катерина просто не задумывается о последствиях своих поступков. Ее импульсивная натура способна прежде всего действовать, а не размышлять. Катерина Кабанова совершенно иная. Это впечатлительная, легкоранимая натура. Она вспоминает свое детство, которое было счастливым, помнит мельчайшие подробности своего прошлого. Измайлова о прошлом не вспоминает, она живет только настоящим.

Любовь для Измайловой, прежде всего страсть, ради которой она способна уничтожить всех, кто только оказался на ее пути. Кабанова более романтична, она идеализирует свого возлюбленного, считает его добрым, умным, хорошим. Героиня Лескова не задумывается, насколько хорош ее возлюбленный. Ей достаточно, что он красив и молод. Она полюбила его именно за это, она устала жить со старым и непривлекательным мужем. Катерина Кабанова страдает, осознавая греховность своего чувства. Она верит, что непременно последует расплата. Катерина чувствует себя несчастной, раскаивается в своем грехе. Катерина Измайлова не осуждает себя, она движима инстинктом самосохранения и желанием получить то, что хочет. Катерина Измайлова забывает о порядочности, долге, благородстве. Безусловно, она обладает сильным и неординарным характером. Но вся сила ее натуры направлена на зло. Когда она убивает мужа и свекра, отношение к ней со стороны читателя, уже не может быть хорошим. Героиня рассказа не вызывает симпатию и жалость в отличие от героини пьесы Островского. Катерина Кабанова — беззащитное, наивное существо. К ней невозможно не проникнутся симпатией. Она не способна причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе. Катерина Кабанова беспощадна к себе, проклинает себя за минутную слабость. Катерине Измайловой чуждо подобное поведение. Даже на каторге она не раскаялась. Показательно и то, что Измайлова совершенно равнодушна к своему ребенку, рожденному от любимого человека. Сам Лесков говорит, что такие страстные натуры, как Катерина, полностью отдаются любви, но дети оставляют их равнодушными. Равнодушие к своему ребенку еще можно было бы простить, учитывая, что Катерина больше никогда его не увидит. Но тот факт, что она убила маленького племянника, думая исключительно об обогащении, вообще лишает героиню Островского права на какое-либо сочувствие. Племянник Измайловых никоим образом не мешал Катерине. Она решает его убить исключительно ради обогащения, ведь мальчик был прямым наследником ее мужа. Катерина Кабанова вообще никогда не думала об обогащении. На протяжении всего произведения Катерина Кабанова даже не подумала о деньгах. Этого не скажешь о Катерине Измайловой.

Катерина Кабанова очень религиозна, Катерина Измайлова вообще лишена веры в Бога. И отсутствие нравственного начала во многом связано с этим. Измайлова живет, руководствуясь исключительно своими желаниями. А они, то есть желания, пугают своей звериной простотой. Катерина Измайлова сильна и решительна. В ее образе нет ничего светлого, это коренным образом отличает ее от поэтической натуры Катерины Кабановой.

Катерина Измайлова заканчивает жизнь самоубийством, при этом она губит еще одну жизнь — уносит с собой в волны ту, на которую обратил внимание ее возлюбленный. И перед смертью она «хочет припомнить молитву и шевелит губами». Но ей вспоминается не молитва, а пошлая и страшная песня.

Две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же, наоборот, светла и поэтична. Столь разные люди воспитывались в одной и той же среде. О нравах патриархального купечества мы знаем благодаря произведениям Островского. И можем с уверенностью сказать, что в купеческой среде не было принято относиться с уважением и вниманием друг к другу. Значит, в атмосфере жестокости, лицемерия и ханжества могут появляться такие люди, как Катерина Измайлова. Жестокость порождает жестокость. Катерина Кабанова была скорее исключением. К тому же мы знаем, что детство Катерины Кабановой было светлым и радостным. Каким было детство Измайловой, нам неизвестно. Возможно, она не видела ничего хорошего в жизни, поэтому темные стороны натуры и взяли над ней верх.

Безусловно, Катерину Кабанову и Катерину Измайлову нельзя назвать типичными представительницами русского купечества. Они скорее исключение, редкое и поразительное. И именно поэтому произведения, главными героинями которых они являются, продолжают интересовать читателей.

Сравните между собой произведения А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза». Что у них общего?

1. Вступление.

Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие.

2. Сходства и различия.

2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам.

2.2. По времени написания "Гроза" – это главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы постреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; "Бесприданница" является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура народа в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален.

2.3. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.

2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтична одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина - купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекровью.

Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.

О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.

Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.

2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.

Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.

Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни.

2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские.

2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.

2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.

Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”).

Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).

Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик - птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото.

Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий - “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.

Ну и наконец, Харита - мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер - одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).

3.1. «Гроза» и «Бесприданница» - лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.

Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

3.3. Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле слова.

Опасность пробуждения в народном сознании языческой первоосновы острее многих почувствовал Лесков. В повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), следуя за «Грозой» Островского, он дал своё прочтение аналогичной трагической коллизии.

Тематически повесть Лескова перекликается с драмой «Гроза»: и там и тут — судьба молодой купчихи из бедной семьи, отданной в богатую за немилого человека.

Перекликаются даже имена: у Островского Катерина Кабанова, у Лескова — Катерина Измайлова. Но если в «Грозе» — трагический раскол двух религиозных культур, то в «Леди Макбет … » — драма губительной языческой страсти.

В любви Катерины Львовны Измайловой к молодому приказчику Сергею отсутствует духовный мотив. В отличие от христианского райского сада, в котором молилась юная Катерина Островского, «райский» сад Катерины Измайловой прельщает языческой красотой.

В нём переживает она не воздушные мечты, не духовные окрыления: тут «дышало чем-то томящим, располагающим к лени и к тёмным желаниям». «Посмотри, Сережа, рай-то какой!» — восклицает Катерина «золотой ночью» под «полным погожим месяцем», когда она плещется в лунном свете и, покатываясь по мягкому ковру, резвится и играет с молодым мужниным приказчиком. Неспроста её «рай» сопровождают образы хищных, сладострастных животных».

Своеволие безрассудной страсти, развернувшейся в Катерине Львовне «во всю ширь» её натуры, оборачивается двумя убийствами — свёкра и мужа, совершающимися с какой-то хладнокровной жестокостью. Кульминации эта страсть достигает в сцене убийства ребёнка, где языческий мир сталкивается с миром христианским, от которого душа героини бесконечно далека. В дом, где Катерина Измайлова чувствует себя полновластной хозяйкой, бабушка привозит маленького Федю, племянника убитого мужа и, как оказалось, его наследника. Преступление совершается в повечерии к великому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Свидетелями его оказываются прихожане, возвращающиеся от всенощной и заглянувшие в окна дома Измайловых. Их крики и стук подобны Божьей каре за свершённое:
« … Стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались, цепочки висячих лампад вздрагивали и блуждали по стенам фантастическими тенями … Казалось, неземные силы колыхали грешный дом до основания».

С этого момента наступает возмездие, происходит перелом в развитии сюжета. Сперва Катерина Львовна и Сергей судятся земным судом, терпят тяжкое физическое наказание и отправляются по этапу на каторгу. А потом приходит суд иной: те бесовские силы, которым отдавалась и служила Катерина Измайлова, восстают против неё же (как Бирнамский лес в трагедии Шекспира, движущийся на Макбета, чтобы поглотитьего). Служба страстному идолу приводит к тому, что этот идол карает Катерину Львовну. Её страсть, жуткая и губительная, столь же гнусно втаптывается в грязь ногами «девочки» Сонетки, новой полюбовницы Сергея.

Трагический финал повести не несёт в себе христианского просветления. Перед тем как увлечь свою обидчицу-соперницу в холодную, свинцовую Волгу, Катерина Измайлова хочет припомнить молитву, но вместо молитвы шепчет слова: «Как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали».

Повинуясь им, как языческим заклинаниям, «она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с тёмной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома. А когда Сонетка, вынырнув, вскинула руками, «из другой волны почти по пояс поднялась над водой Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкопёрую плотицу, и обе более уже не показались».

Катерине Измайловой не откажешь в шекспировском масштабе характера, в природной мощи натуры. Лесков пишет: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета».

Но волевое начало в характере Катерины Измайловой имеет разрушительную направленность. Преступления свои она совершает с каким-то наивным бесстыдством. Языческий разгул страстей пугает Лескова: таким страстям в эпоху становления русской буржуазности даётся полный простор. Даже революционеры, зовущие Русь к топору, уповают на эти же тёмные народные инстинкты.

Отчего люди не летают так, как птицы?
А. Островский
Александр Николаевич Островский — драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Пестрая, полная драматизма жизнь открылась читателям и зрителям Александра Николаевича.
Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.
В пьесах Островского создана прекрасная

Галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки Болыновой из пьесы «Свои люди — сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огу-даловой из «Бесприданницы». На мой взгляд, лучшими пьесами Островского являются «Гроза» и «Бесприданница». Подробно посмотрим характеры героинь этих пьес.
Катерина Кабанова противоречивая и своеобразная натура. Она богобоязненна и в то же время мятежна.
Вспоминая детство в родном доме, Катерина понимает, что надежда на счастье не оправдалась. Жизнь в семье мужа она воспринимает как неволю. В этом доме царят ханжество, лицемерие и обман. Варвара, выросшая в этой среде, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Катерина внешне принимает образ жизни семьи, но в душе протестует. Полюбив Бориса, она не скрывает этого от окружающих. «Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»-говорит она любимому. Разразившуюся грозу Катерина воспринимает как предупреждение о каре Божьей. Но пока героиня любит и любима, ей ничего не страшно. И Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастье Катерине. Поняв это, героиня решает умереть. «Да уж измучилась я! Ничего мне не надо, ничего мне не мило! А смерть не приходит». Истинная христианка, Катерина воспринимает самоубийство не как грех, а освобождение от мук и страданий.
«Мне так будет легче. А об жизни и думать не хочется. Опять жить. Нет, нет, не надо…»
Совершенно иной характер у Ларисы Огудаловой. Она довольно культурная, образованная девушка. Ларисе чужд мир, окружающий ее. Она стремится вырваться из этого окружения, где царят алчность и дух стяжательства. Полюбив Сергея Сергеевича Паратова, Лариса не видит за блестящей оболочкой циничную и жестокую натуру. Она любит свой идеал, а не реального героя. Жизнь сложнее, чем мы о ней думаем. Ларисе приходится поступаться своими идеалами. Она готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на «цыганский табор» или ярмарку, где все продается и покупается. «Вещь… да, вещь… Я вещь, а не человек…» — говорит Лариса. И теперь уже она хочет продать себя подороже. «Каждой вещи своя цена есть… Я слишком, слишком дорога для вас»,- отвечает она Карандышеву. Лариса искала любви, но на нее все смотрят как на забаву. Хотела уйти из «цыганского табора», но не смогла. Она не способна на самоубийство, поэтому выстрел Карандышева героиня воспринимает как избавление от морального падения, от тягот жизни. Умирая, героиня прощает всех: «Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».
Такое всепрощение от слабого человека хуже любой кары, и более эффектно завершить пьесу было невозможно.
Островский еще раз доказал, что он настоящий мастер, прекрасно знающий законы драматургии.



  1. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Кулигин сидит на скамье...
  2. Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 — 1878 годах. Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года. Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе....
  3. А. Н. Островский Бесприданница Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов...
  4. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров и Вожеватов, заказав шампанское в чайном приборе,...
  5. Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма «Бесприданница». Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году...
  6. Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути...
  7. «Я любви искала и не нашла» (А. Н. Островский). Любовь Она как птица, свободная и непредсказуемая. Она парит высоко в чистом, безоблачном небе. Ты будто...
  8. Любовь — Она как птица, свободная и непредсказуемая. Она парит высоко в чистом, безоблачном небе. Ты будто ощущаешь ее присутствие над собой, протягиваешь к ней...
  9. Александр Николаевич Островский явился создателем репертуара русского национального театра. Его пьесы: «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница»-не...
  10. Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» —...
  11. Действие 1 Общественный сад на берегу Волги. Явление 1 Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой...
  12. Все действие «Бесприданницы» сконцентрировано вокруг одного персонажа — Ларисы — и носит целенаправленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична,...
  13. Я вещь, а не человек! А. Н. Островский Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она...
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...