Анализ фрагмента главы «Княжна Мери


Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнил преподаватель русского языка и литературы

Гавришев Павел Александрович

Тверь

2013

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий учебным отделом

И.Моряков

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ : Использование элементов технологии критического мышления при анализе повести М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери».

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Дать представление о психологическом романе, о понятии «диалектика души».

    Проанализировать содержание повести «Княжна Мери».

    Познакомить с философскими концепциями, необходимыми для понимания замысла романа.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ :

    Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное в художественном произведении.

    Развивать умения грамотного и свободного владения речью.

    Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу мышления читателя.

    Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

    Повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.

    Развивать творческие способности и образное мышление c уворовцев.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ :

    Воспитывать гуманное отношение к человеческой личности.

    Содействовать осознанию специфической особенности литературы, отражающей мировоззрение автора и особенностей исторической эпохи.

    Содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.

    Воспитывать умение работать в группе, дисциплину и собранность.

    Формировать культуру общения на уроке.

    Воспитывать интерес к русской литературе.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний, умений, навыков

ВИД УРОКА: комбинированный.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

демонстрационно-компьютерный комплекс, тексты романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация к уроку.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ :

    Особенности психологического романа.

    «Система» Печорина».

    Оценка «системы» Печорина.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ : 2 урок (9 40 – 10 25 ).

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : кабинет русского языка и литературы № 121.

Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература)

Гавришев П.

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

Компетенции

Технология критического мышления

1.Организационный этап Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение преподавателя. Подготовка взвода к работе.

2.Рефлексия деятельности

Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные: самоопределение; смыслообразование;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия

ИКТ + технология развивающего обучения

1.Актуализация знаний

Актуализация темы урока через познавательную деятельность обучающихся..

2.Формирование знаний, умений и навыков

Учебно-познавательные: межпредметная связь (русский язык, литература, история, МХК);

коммуникативные: выступать с устным сообщением;

общекультурные: знакомство сособенностями национальной и общечеловеческой культуры; информационные: владеть навыками работы с учебниками, словарями

Технология проблемного обучения

Организация закрепления знаний

Формирование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Со Содержание урока

Время

Работа суворовцев

Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока

1 учебный вопрос. Особенности психологического романа.

Слово преподавателя.

Герой нашего времени” - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде всего, в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

Запись в тетради :

Психологический роман - разновидность романа, в котором автор ставит за цель изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу.

Слово преподавателя .

Сведения из биографии Лермонтова говорят о том, что он еще со времен обучения в Благородном пансионе и вплоть до окончания обучения в Московском университете изучал философию, как и все образованные люди своего времени.

В частности, критики признают, что на его творчество оказал огромное влияние журнал «Московский вестник» - философско-эстетический журнал с повышенным интересом к немецкому романтическому движению, к немецкой философии.

Э.Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель и др. – наиболее известные и популярные философы-современники М.Ю. Лермонтова.

Вопрос. Откуда у писателя в столь молодые годы такое знание психологии человека, его слабостей и особенностей характера, продемонстрированные в романе «Герой нашего времени»?

Ответ. Личный жизненный опыт и умение использовать знания, почерпнутые из книг известных современников. Наиболее ярким оказывается совпадение высказываний героя романа и цитат из философского труда А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819 г.)

Анализируя повесть, мы возьмем лишь одну линию сюжета, связанную со взаимоотношениями Печорина и женских персонажей, воссозданных Лермонтовым на страницах «Княжны Мери». Отношение к женщинам в 19 веке очень сильно отличалось от современного, поэтому не удивляйтесь тем высказываниям, с которыми нам придется познакомиться.

Задание взводу:

По стилю определить, какому из двух авторов принадлежат высказывания, выявить смысловые сходства и различия.

    Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной. Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины.

    Женщины более мужчин оказывают к несчастным сострадания, а потому и более человеколюбия и участия, зато уступают им в деле справедливости и добросовестности.

    С тех пор как поэты пишут и женщины их читают, их столько раз называли ангелами, что они, в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплементу…

    Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный рассудок мужчины…

    Между мужчинами существует от природы простое равнодушие, между женщинами уже природная враждебность… уже при встрече на улицах они смотрят друг на друга, как гвельфы и гибеллины.

    Что женщина не сделает, чтобы огорчить соперницу? … нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-либо, надо довести их до того, чтоб они убедили себя сами…

Ответ. 1, 3, 6 высказывания принадлежат перу М. Лермонтова (роман «Герой нашего времени»). В этих высказываниях прослеживается желание показать различие между типичными психологическими портретами мужчин и женщин.

Слово преподавателя. В 18 – 19 веке равенства между мужчиной и женщиной не мыслилось, женщине отказывали и в уме, и в порядочности, и даже в красоте, наделяя ее коварством, хитростью, лицемерием. Женщина – существо «низшего ранга». Поэтому Печорин среди дам не ищет друга. Это стыдно!

    Учебный вопрос. «Система Печорина».

Слово преподавателя.

Сегодня мы попытаемся проанализировать повесть, исходя из понимания того, что в ней больше психологизма, чем острого сюжета. Мы попытаемся разобраться в чувствах героев и в мотивах их поступков.

Исходя из личного опыта, Печорин приходит к выводу, что женщинами можно манипулировать, управлять их чувствами, чтобы покорять их сердце, одерживать верх в любовной игре (чем сильно напоминает Евгения Онегина). Играя чувствами женщин, как клавишами музыкального инструмента, он добивается необходимой ему «мелодии».

Отношение Печорина к дамам, к сожалению, не единично, в этом он скорее похож на современное ему большинство, которому внешне противостоит.

Необходимо проанализировать отношения главного героя и княжны, в рамках которых и действует печоринская «система» - система, благодаря которой в течение одного месяца он смог добиться пылкой любви неопытной девушки. Поняв суть этой системы, мы сможем попытаться разобраться в психологии главного героя, её противоречивости.

Ведь именно противоречия внутри самого героя (конфликт Печорина с самим собою) являются яркими признаками жанра психологического романа. Без подобного конфликта психологический роман не мыслим.

Задание взводу:

Проанализировать поступки Печорина по отношению к княжне, рассмотреть «систему» в действии, попытаться объяснить ее суть (подтвердить текстом).

Ответ .

Первое правило «системы» - стать центром внимания людей, дать повод для разговора, стать интересным для окружающих, но не входить в круг общения обольщаемой дамы, дабы разжечь искру интереса в ее сердце (чтение отрывка из романа).

Втрое правило – вызвать в сердце дамы чувство досады, заставить думать о себе, может быть, даже причинив какую-либо неприятность, исходя из принципа, что даже ненависть ближе к любви, чем равнодушие (чтение отрывка из романа).

Третье правило – проявить интерес, вдруг выделить даму среди всех. Если возможно, оказать какую-либо услугу, требующую от мужчины мужества и т.д. И не искать благодарности, вызвав удивление резкой сменой отношения (чтение отрывка из романа).

Четвертое правило – смеяться над всем на свете, особенно над чувствами. Добиться женского изумления, испуга (чтение отрывка из романа).

Пятое правило – лишить избранницу своего внимания, избегать ее общества, заставить женщину засомневаться в своих чарах (чтение отрывка из романа).

Шестое правило – рассчитывать на женское сострадание, чувство, которому так легко поддаются все женщины (чтение отрывка из романа).

Седьмое правило – рассчитывать на первое прикосновение, которое решает дело – это начало страсти (чтение отрывка из романа).

Восьмое правило – добиться того, чтобы женщина была недовольна собой, обвиняла себя в холодности. «Это первое и главное торжество», «Завтра она захочет вознаградить вас. Я все это уже знаю наизусть – вот, что скучно».

Вопрос взводу. Рад ли Печорин тому, что «система» в очередной раз «сработала»?

Ответ. Разочарован.

Читатель убеждается в том, что Печорин – знаток души человеческой. Он способен вызывать в людях нужные ему эмоции. Печорин, говоря современным языком, психолог. Нам как читателям дана возможность следить за зарождением страсти в души молоденькой княжны, дана возможность разобраться в мотивах, которыми руководствовался Печорин, ухаживавший за неопытной девушкой.

Вопрос взводу. Ради какого весьма опасного чувства всего этого добивается Печорин?

Ответ. Ради удовлетворенной, насыщенной гордости.

Печорин сам анализирует свои поступки и обозначает их причины и мотивы. Подобный анализ свойственен жанру психологического романа, поскольку на обозрение выставляется «жизнь души человеческой», «внутренний мир человека». Более тщательно описывается не то, что сделал главный герой, а то, что его подвинуло к подобным действиям.

Вопрос взводу. Зачем Печорин столько времени и труда тратит на столь неблаговидное дело, в чем причина его поступка?

Ответ.

1. Зависть.

«Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться; и вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нем отличившую другого, … который бы не был этим поражен неприятно».

2. Желание показать княжне Мери и Грушницкому истинное положение вещей.

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно…»

3. Желание борьбы, страдание от скуки, поиск развлечений.

3 Учебный вопрос. Оценка «Системы» Печорина.

Мы смогли понять причины, подтолкнувшие Печорина к решительным действиям, смогли понять его психологию, но не вынесли оценки его поступкам.

Вопрос взводу. Как мы должны оценить «систему» Печорина с точки зрения морали, если в результате своего «подвига» Печорин высказывает следующую мысль?

(«И княгиня внутренне радовалась, глядя на свою дочку; а у дочки просто нервический припадок: она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъяснимое наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого звания»)

Ответ. Система Печорина превращает людей в механизмы, омертвляя, убивая чувства в нем самом. Главный герой полон противоречий, раздирающих его душу. Он сам готов броситься к ногам княжны и просить у нее прощения, но не делает этого. И для читателя все равно остаются тайной причины многих поступков Печорина.

Слово преподавателя. И вроде бы здесь надо поставить точку, выяснив, что Печорин – это собранье пороков в полном их развитии, но что-то при чтении романа заставляет сочувствовать герою, и в момент дуэли мы переживаем за Печорина, не желая ему смерти. Значит, герой не совсем понят нами. Остается желание разобраться в сути характера, представленного на обозрение читателям.

Вопрос взводу. Почему Печорин, зная, что принесет страдания княжне Мери, продолжал свои действия, не испытывая особенных угрызений совести?

Ответ. Как один из вариантов ответа вспоминаются слова Печорина о будущей собственной смерти от злой жены. Речь идет о предсказании, услышанном главным героем в детстве. Но вряд ли это является истинным объяснением причины. Возможно, главный герой видел перед собою девушку, кавалером которой быть никогда не хотел (считал ее избалованной излишним вниманием, пустой и напыщенной светской красавицей). Возможно, Печорин намеренно причинил ей страдание.

Слово преподавателя. Мы и современники Лермонтова по-разному относимся к такому понятию, как «страдание». В чем же разница?

А. Шопенгауэр называет страдание «ближайшей и непосредственной целью нашей жизни». Для современников Лермонтова страдание – чувство наиболее глубокое, чем радость, радоваться жизни немодно, глупо, пошло. Печорин уверен, исходя из этого, что запоминается женщинам именно потому, что причинил им страдание.

«Может быть, - подумал я, - ты оттого именно меня и полюбила: радости забываются, а печали никогда…

Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего не дал мне, кроме страданий» (разговор с Верой).

Слово преподавателя . Напрашивается сам собою странный вывод. Печорин хочет, чтобы его любили, и видит единственный путь – приносить страдания любимому человеку. Современники Лермонтова считали, что страдания очищают душу человека, делают его лучше, возвышеннее.

Подобные парадоксы свойственны жанру психологического романа (то, что, на первый взгляд, кажется скверным и злым, может оказаться справедливым и человечным, и наоборот…)

Вопрос взводу . Верно ли, что княжна Мери после «истории» с Печориным стала другой, стала лучше? Опишите, какой она была до знакомства с Печориным.

Ответ . Да. Ее душа, испытав страдания, стала способна к глубоким чувствам. Она смотрит на мир другими глазами.

Вопрос взводу . В чем истинная причина такого состояния души, такого мировоззрения главного героя и многих его современников?

Вывод (записывается в тетради).

Созданная обществом прослойка дворян, не знающих, чем себя занять, искусственна. Лишения и нужды их не коснулись, единственный путь для жизни души – страдания. Скука гнетет их.

Приведем в пример слова известного немецкого философа А. Шопенгауэра:

«Работа, беспокойство, труд и нужда есть, во всяком случае, доля почти всех людей в течение всей жизни. Но если бы все желания исполнялись, едва успев возникнуть, - чем тогда наполнить человеческую жизнь, чем убить время? Если бы человеческий род переселить в ту благодатную страну, где в кисельных берегах текут медовые и молочные реки, … то люди частью перемерли бы со скуки… частью воевали бы друг с другом, и резали, и душили бы друг друга, и причиняли бы себе гораздо больше страданий, чем возлагает на них природа».

Роман «Герой нашего времени» не может быть полностью понят читателем, если тот не почерпнул определенных (необходимых) знаний из психологии и философии, если читатель сам не способен глубоко чувствовать.

Особенностью жанра психологического романа является то, что писатель рассчитывает на подготовленную читательскую аудиторию, на ее познавательный интерес, на её стремление разобраться не только в сути характеров главных героев, но и, прежде всего, в себе самих.

4.Подведение итогов урока . Выставление оценок.

5. Задание на самоподготовку

Письменно ответить на вопрос: «Почему Печорин во время дуэли не пощадил Грушницкого?»

2 мин

3 мин

10 мин.

15 мин.

10 мин.

3 мин.

2 мин.

Рапорт ЗКВ.

Приветствие взвода.

Анализируют иллюстрации, отвечают на вопросы, формулируют цели урока

Анализируют слайды презентации, делают выводы, обобщают.

Осмысляют, сопоставляют, анализируют, делают выводы

Работают в тетрадях

Слушают. Делают записи в тетрадях

Слушают, анализируют, делают записи в тетрадях

Отвечают на вопросы

Выполняют задания преподавателя, реализуют творческое задание

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Записывают в тетради.


Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература) П.Гавришев

Печорин – незаурядная личность. Он умен, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой произведения Лермонтова энергичен, активен, “бешено гоняется за жизнью”. Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он растрачивает свою могучую натуру “по пустякам”. Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. Но во имя чего он живет? Была ли цель в его жизни. Нет. В этом его трагедия. Таким героя сделала та среда, в которой он живет, светское воспитание убило в нем все лучшие качества. Он герой произведения своего времени. Он, как и Онегин, не находит смысла жизни. Каков же Печорин в сцене последнего объяснения с Мери?
Мери – светская девушка, она воспитана в этом обществе. У нее много положительных качеств: она обаятельна, проста, непосредственна, благородна в поступках и чувствах. Но самолюбива, горда, иногда заносчива. Она полюбила Печорина, но не поняла его мятежную душу.
Печорин узнает от Вернера, что после его дуэли с Грушницким Мери заболела. Ее мать и она решают, что он стрелялся из-за любви к ней. Печорин перед отъездом зашел проститься с княгиней, которая говорит о болезни дочери и о том, что Печорин любит княжну и может жениться.
Теперь он должен поговорить с Мери, потому что его неправильно поняли. “Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны”. И хотя сердце Печорина сильно билось, но “мысли были спокойны, голова холодна”. Он не любил ее. Ему жаль княжну, когда он видит, как она больна и слаба. Печорин объясняется с ней, говорит о том, что он смеялся над ней, и она должна презирать его. “Еще минута, и я бы упал к ее ногам”, – думает Печорин, когда видит, что она любит его. Но он говорит твердым голосом и с принужденной усмешкой. Он признается в своих недостатках, низости, и княжна “бледная, как мрамор, отвечает: ” Я вас ненавижу”. Впоследствии Печорин спрашивает себя, почему “тихие радости и спокойствие душевное” не для него. И отвечает: ” Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами…”. Одна Вера понимала Печорина. Он не мог бы жениться на Мери, потому что не любил ее и не хотел потерять свою свободу и независимость.
Но в этой сцене снова раскрывается противоречивый характер героя. Он переживает, когда видит, как больна Мери, как она его любит, готов “упасть к ее ногам”. Но ему жаль ее, и все. Рассудок и холодность побеждают. Печорин самокритичен. Он всегда осуждает свои неблаговидные поступки, он прямо говорит об этом. Но надо признать, что герой произведения и эгоистичен. У него нет друзей. Даже с Вернером он холоден. Даже Веру он не смог полюбить. “Во мне душа испорчена светом”. Да, это так. Жаль, что недюжинная натура Печорина не принесла ему счастья. Он не нашел смысла жизни.
Для меня литературное произведение М. Ю. Лермонтова “Герой произведения нашего времени” – это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою.
Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: “Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна”…
А это строки из дневника Печорина: “Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…”
Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой произведения очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.
Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее “глубокая нежность” не зависит “ни от каких условий” и ей ничего не нужно, кроме его любви. Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но “то была надежда напрасная”. К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!
Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: “…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла”.
Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: “… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…” Так героиня формулирует одно из главных качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.
Вера отмечает также огромную жажду любви Григория: “…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым”. Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его “зла” и обещание “блаженства” во взоре, умение прекрасно “пользоваться своими преимуществами” и поразительное при этом ощущение собственной “несчастливости”. Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно “играет” и уже не осознает, где жизнь, а где “театр”. Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которую тоже жаль.
Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что, болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.
Послание Веры Печорину автор произведения создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, “изъявлением сомнительной уверенности”, что Григорий “не любит Мери и не женится на ней”. Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от “счастья” с Мери.
Таким образом, послание Веры – один из важных фрагментов литературное произведениеа “Герой произведения нашего времени”, потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени” (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической Read More ......
  2. Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий Read More ......
  3. Мери, княжна – героиня одноименной повести. Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны М. в романе обрисован подробно и выписан тщательно. М. в романе – страдательное лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент Read More ......
  4. Белинский справедливо указывал на повесть “Княжна Мери”, как на главную в романе. Дело не в том только, ЧТО она занимает центральное место в композиции произведения. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. И недаром в предисловии Read More ......
  5. В “Княжне Мери” принципиальная программа жизненного поведения доводится Печориным до логического конца – личная воля, не сдерживаемая вне ее лежащими критериями, становится абсолютно произвольной и разит с неотвратимой силой. И все это – несмотря на то, что нравственное чувство в Read More ......
  6. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. Печорин – человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, не понятый окружающими и не понимающий их. Лермонтов дает очень подробное описание внешности Read More ......
  7. Повесть “Княжна Мэри” можно назвать одной из главных частей романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Именно здесь в наибольшей степени, на мой взгляд, раскрывается внутренний мир основного героя романа – молодого дворянина Печорина. Повествование в этой повести ведется от первого лица, Read More ......
  8. Самая объемная повесть большого сложного во всех смыслах романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” – “Княжна Мери”. Самая объемная и по умещающемуся в ней смысле, и физически, и по значению для всего романа. Она очень сложная, ровно как и Read More ......
Анализ фрагмента главы “Княжна Мери”

Анализ главы «Княжна Мери» Урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Цель урока: проанализировать главу, объяснить её кульминационное значение Ход урока История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа М.Ю.Лермонтов №п.п. 1 Деятельность учителя, Вступительное слово учителя: Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формирует характер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традицию Пушкина, но если Онегин изображён со стороны, о нём рассказывает автор, то Григорий Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова, показан с разных точек зрения, что намного усиливает глубину раскрытия его сложного характера. В этом смысле Лермонтов был новатором. Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно Деятельность учеников. поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. 2 портрет Григория Александровича с некоторыми психологическими замечаниями. Автор рисует фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые «не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Портрет настолько красноречив, что перед нами встаёт зримый образ человека, много пережившего и опустошённого. Анализ восприятия прочитанного. Вновь ворошить давно -Почему, прекрасно зная, что штабспрожитое, вспоминать капитан ждёт его на ужин, жизнь в крепости, Бэлу, Печорин не пришёл? он не -Почему он сухо подал руку старику, когда тот хотел. Дружеских чувств к готов был броситься ему на шею? старику (как, впрочем, и к - Почему даже не поговорил с бывшим кому-нибудь другому) не приятелем? испытывал. - Но зачем ему это?. - Так зачем же? Повесть эта разжигает Однако ответа на наше любопытство к эти вопросы здесь мы найти не можем. главному герою, Познакомившись с Григорием порождает вопросы о Александровичем Печориным из причинах формирования рассказов других людей, мы понимаем, что такого характера. имеем больше вопросов, чем ответов. Проверка домашнего задания: Во второй повес ти, где действие происходит уже через пять лет, мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нём рассказывает странствующий офицер, человек, безусловно, образованный и относящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольно подробный портрет. - Какую портретную характеристику даёт повествователь герою? 3. 4 Анализ главы «Княжна Мэри».(комментированное чтение) Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя большую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку, - любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?»- задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа. Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. 5 Чтение и анализ главы « Княжна Мэри» -почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его? Печорин баёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина? На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья? -почему Печорина раздражает Грушницкий? 6. -Почему, на ваш взгляд, Печорин сошелся с Вернером? молодой человек в душе поэт характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях Да, он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит. В докторе его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. - можно ли эти отношения назвать дружбой? 7 Дневник Печорина мне не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк К добру и злу постыдно равнодушны... ...И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. 8 Способен ли Печорин на настоящую любовь? если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери? Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач. Оказывается, нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны). Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы. А Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её. 16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания 9 Анализ эпизода дуэли. -каким предстаёт перед читателями Печорин в эпизоде дуэли?. 10 -Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина? развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим. Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. 11. Вывод. «Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», 12 Дом.задание.: 1.ответить письм. На вопросы: -Способен ли Печорин на настоящую любовь? -какие черты характера проявляет Печорин во время дуэли? Читать главу «Фаталист».

Журнал Печорина

Тамань

Рассказ идет от лица Печорина. Он прибывает в Тамань в позднее время. Поскольку казенной квартиры для него не приготовили, главный герой селится в деревенском домике у моря, где без родителей живет слепой ребенок. Ночью Печорин видит, как мальчик с узелком не спеша приближается к морю. Он начинает за ним наблюдать. Вдруг к ребенку подходит молодая девушка и говорит, что Янко сегодня не придет. Но, парень ей не верит, так как считает Янко смелым и решительным. Через непродолжительное время к берегу приплывает нагруженное суденышко с человеком, на котором надета баранья шапка. Главный герой возвращается в дом, где встречает девушку, которая разговаривала на берегу со слепым мальчиком. Печорин интересуется ее именем, но она не отвечает ему на вопрос, после чего главный герой начинает угрожать ей тем, что расскажет коменданту, что девушка ходила в ночное время по берегу.

Как-то раз девушка пришла в дом, где жил Печорин и поцеловала его, после чего назначила свидание этой ночью на берегу. Главный герой вооружается пистолетом и идет на встречу с девушкой. Он встречает ее на берегу, и они вместе идут к лодке. После того, как они отплывают на какое-то расстояние, девушка выбрасывает пистолет в воду и старается сбросить туда же Печорина, но происходит все наоборот. Молодой человек сбрасывает девушку за борт. Она удачно доплывает до берега, а через время туда приходит мальчик вместе с Янко. Девушка садится с ним в лодку, и они уплывают, оставив слепого на берегу. Парень плачет, а до Печорина доходит, что он встретился с людьми, промышляющими контрабандой. Когда главный герой зашел в дом, то нашел в мешке мальчика свои вещи, среди которых была шкатулка, шашка с серебряной оправой и кинжал. Утром Печорин уезжает в Геленджик.

Княжна Мери

Печорин прибывает в Пятигорск, где наблюдает множество скучающих особей, среди которых есть отцы семейств, барышни и целый ряд других персонажей. Подойдя к источнику, главный герой увидел своего старого знакомого Грушницкого, который описан, как храбрец и самолюбивый франт. В свое время два молодых человека были знакомы по службе в одном отряде, и вот теперь Грушницкий сияет в окружении самого обыденного общества. Его новые знакомые — довольно скучные и примитивные люди, среди которых можно разве что выделить княгиню Лиговскую и ее дочь Мери. Когда Грушницкий рассказывал о них Печорину, мама с дочерью проходили мимо. Главный герой про себя отметил, что его старый знакомый симпатизирует молодой девушке. У Мери были прекрасные удлиненные ресницы, «бархатные глаза» и, вообще, ее можно было назвать красавицей. Кроме того, Печорин отметил ее отличный вкус в одежде.

Через некоторое время к главному герою в гости приехал доктор Вернер, человек с материалистическим взглядом на жизнь, но с душой лирика. Как выяснилось по ходу повествования, у доктора одна нога была несколько короче другой, а в целом это был мужчина небольшого роста с крупной головой. Между Печориным и Вернером существует какая-то взаимосвязь на грани подсознания, так как они понимают друг друга с полуслова. Доктор рассказал своему товарищу о Мери, которая думает, что Грушницкий оказался в солдатах в результате дуэли. Этот молодой человек вызывает живой интерес у княжны. У ее матери в данный момент гостит родственница, которая оказывается бывшей дамой сердца Печорина по имени Вера.

Главный герой встречает Мери с матушкой в окружении другой молодежи и рассказывает офицерам, которые стоят поблизости, смешные истории, после чего вся находящаяся рядом публика подходит к рассказчику. Мери немного злится на Печорина, так как он лишил ее общества кавалеров. Во время своего дальнейшего пребывания в этом городе главный герой ведет себя подобным образом. Он, то покупает красивый ковер, который понравился княжне, то делает еще какие-то опрометчивые и не поддающиеся объяснению поступки. В это время Грушницкий пытается найти подход к Мери и мечтает, чтобы она его заметила. Печорин объясняет своему знакомому, что это лишено смысла, так Мери из тех девушек, что могут вскружить мужчине голову, а потом выйти замуж за богача. Но, Грушницкий не хочет его слушать и покупает себе кольцо, на котором выгравирует имя своей возлюбленной.

Проходит некоторое время, и Печорин случайно встречается с Верой, которая уже успела два раза выйти замуж и сейчас живет с состоятельным мужчиной значительно старше ее. Через мужа она находится в родственных связях с княжной Мери. Печорин принимает решение оказать княжне знаки мужского внимания. Делает он это для того, чтобы чаще видеться со своей бывшей возлюбленной в доме Лиговских. Однажды в горах он встречает Грушницкого и Мери. Именно в этот момент главный герой принимает решение влюбить в себя княжну.

Как раз случается подходящая ситуация в виде бала, на котором Печорин приглашает Мери на танец, затем уводит ее от пьяного посетителя и извиняется за свое настойчивое поведение. Девушка становится мягче по отношению к своему новому ухажеру. Прибыв в гости к Мери Печорин уделяет много внимания Вере, на это княжна сильно обижается. Тогда в отместку главному герою она начинает любезничать с Грушницким, но он ей уже давно перестал быть интересен. Печорин чувствует что «рыбка попалась на крючок» и решает употребить все влияние на Мери в своих интересах, а потом цинично ее бросить.

Грушницкому возвращают офицерский чин, и он решает покорить сердце княжны своей новой формой. Во время прогулки с Мери Печорин ей жалуется, что люди часто наводят на него напраслину и называют его бездушным. Княжна рассказывает своей новой родственнице Вере, что любит Печорина. Вера ее ревнует к главному герою. Печорин встречается с ней и обещает последовать за Верой в Кисловодск, куда она собирается уехать со своим супругом. Грушницкий в новой форме приходит к княжне, но это не дает решительно никакого результата. После этого с его подачи по городу разлетаются слухи о скорой женитьбе Мери и Печорина, который в это время уже находится в Кисловодске, где ждет свидания с Верой. Следом за ним отправляется и Мери со своей матерью. Во время поездки с княжной случается обморок, и она оказывается в объятиях Печорина, который целует ее в губы. Мери признается ему в любви, но судя по реакции главного героя, на него эти слова никак не действуют. Главный герой продолжает вести себя расчетливо и цинично. Грушницкий собирается вызвать Печорина на дуэль, в результате все закончится тем, что секундант даст дуэлянтам незаряженные пистолеты.

Мери еще раз открывает свои чувства главному герою, но тот отказывается от нее и говорит, что не готов к любви, так как ему предсказано гадалкой, умереть от рук своей супруги.

В город прибывает фокусник и все персонажи собираются на его представлении. Печорин проводит ночь с Верой, о чем узнает Грушницкий и на следующий день об этом распространяются слухи по городу. В этот раз Печорин вызывает обидчика на дуэль, а своим секундантом просит стать доктора Вернера, по предположениям которого заряженным будет только пистолет Грушницкого.

Перед днем дуэли Печорина одолевают мысли о смерти. Ему наскучила жизнь. Она его совсем не радует. Печорин считает, что его никто не понимает. На утро он говорит своему секунданту, что не страшится смерти и готов принять ее достойно. Местом дуэли решили выбрать скалу. Это связано с тем, что когда убитый упадет с нее ни у кого не возникнет мысли о дуэли. По жребию первым должен стрелять Грушницкий. Печорин почему-то уверен, что соперник не убьет его. Так и происходит, главный герой оказывается только слегка раненным. Он предлагает Грушницкому извиниться и прекратить дуэль, но тот в истерике кричит, что ненавидит Печорина. В результате пуля сражает его наповал.

Вернувшись домой, главный герой обнаруживает у себя записку от Веры, где женщина пишет, что сообщила своему супругу об отношениях с Печориным и вынуждена покинуть любимого навсегда. Молодой человек бросается за ними в погоню, но загоняет коня и не настигает цели. В расстроенных чувствах он возвращается в Кисловодск. На следующий день Печорину сообщают о его переводе на новое место службы. Он приходит к Мери, чтобы попрощаться. Они обмениваются злыми «комплиментами» и расстаются.

Фаталист

В одной из станиц после окончания игры в карты офицеры начинают размышлять о том, что судьба каждого человека предопределена. Поручик Вулич предлагает проверить, можно ли заранее узнать о своей смерти. Печорин затевает с ним спор и говорит, что это невозможно. Вулич делает попытку самоубийства на глазах у присутствующих, но пистолет дает осечку. После выстрела в воздух все понимают, что пистолет был заряжен. Главный герой предрекает Вуличу скорую смерть и уходит восвояси. По пути к месту ночлега Печорин наблюдает мертвую свинью, которая погибла от сабли казака, которого уже ищут его приятели. После чего главный герой узнает, что Вулич погиб от рук этого казака, а теперь тот скрывается в доме на окраине и не хочет оттуда выходить. Печорин пытается повторить смертельный эксперимент Вулича и захватить его убийцу. Есаул начал свой разговор с казаком в качестве отвлекающего маневра, а главный герой незаметно пробрался в дом и захватил убийцу Вулича. После возвращения в крепость, Печорин рассказал эту историю Максиму Максимычу, а тот сделал вывод, что такая у Вулича судьба.























1 из 21

Презентация на тему: Анализ повести «Княжна Мери»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Пейзаж в повестиВчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури» ; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Пейзаж в повести Каким настроением проникнуто описание? (восторженным, лирическим) Как это характеризует Печорина? (Он человек, обладающий чувством прекрасного, владеющий даром слова) Какие стихотворения Лермонтова напоминает вам последнее предложение(риторический вопрос)? (И скучно, и грустно…», «Когда волнуется…») Сделайте вывод о сходстве характеров автора и его героя

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Печорин в системе образов романаМаксим Максимыч называет Печорина «странным», рассказчик замечает противоречивость его характера, отраженную во внешности. Является ли «водяное общество» идеальным для героя, ведь он принадлежит к нему? Сам Печорин отвечает на этот вопрос отрицательно: « Во мне душа испорчена светом…»

№ слайда 7

Описание слайда:

Печорин в системе образов романаОни пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают - Найдите соответствия между этим описанием и стихотворением « Как часто, пестрою толпою окружен»

№ слайда 8

Описание слайда:

Печорин и доктор ВернерМожно ли портрет Вернера считать психологическим? Что в нем привлекает внимание? Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

№ слайда 9

Описание слайда:

Печорин и доктор ВернерСопоставляются или противопоставляются герои? Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Почему они не стали друзьями? Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

№ слайда 10

Описание слайда:

Печорин и ГрушницкийЯ познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия.

№ слайда 11

Описание слайда:

Печорин и Грушницкий Какое впечатление производит Грушницкий? Прав ли Печорин, говоря о нем: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился.» В каких эпизодах раскрывается позерство и подлость Грушницкого?

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Княжна МериУ нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят…

№ слайда 15

Описание слайда:

Почему Печорин решил завоевать Мери?Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.

№ слайда 16

Описание слайда:

Мери и Бэла. Одинаково ли отношение к ним?Послушай, милая, добрая Бэла! – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей? Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. – Или вы меня презираете, или очень любите! – сказала она наконец голосом, в котором были слезы. – Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли, – прибавила она голосом нежной доверенности, – не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение? Ваш дерзкий поступок… я должна, я должна вам его простить, потому что позволила… Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!.. – В последних словах было такое женское нетерпение, что я невольно улыбнулся; к счастию, начинало смеркаться. Я ничего не отвечал. – Вы молчите? – продолжала она, – вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?.. Я молчал…

Описание слайда:

Самоанализ ПечоринаПробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Источники Фильм со страницы Рябизовой В.С http://www.sch1262.ru/lermontov/1121.html http://lermontov.sch1262.ru/1121.html http://www.kino-govno.com/movies/knjazhnameri/gallery/images/15 http://900igr.net/kartinki/literatura/Bela/060-Povest-Knjazhna-Meri.html http://history-life.ru/post64451910/ http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-vkl/Lre304-9.htm http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_8500.html http://il.rsl.ru/html/057/j05637.html http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/1226538/ - шаблон презентации Писаревская Т.А http://artcyclopedia.ru/portret_voennogo_(pechorin_na_divane)_1889-vrubel_mihail.htm http://900igr.net/fotografii/literatura/Bela/028-Pechorin.html- Печорин http://forum-slovo.ru/index.php?PHPSESSID=0i7ko7k5jl6mjgm3k85d8sp016&topic=28746.20- Даль и Миронов http://www.photosight.ru/photos/2195264/- цветок Слайд из презентации http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Bela/027-Povest-Taman.html

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...