Сочинение по литературе с анализом повести Распутина "Прощание с Матёрой" «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нём жить» (В.Швебель). В.астафьев царь-рыба Текст научной работы на тему «Философская концепция мира и человека в повести Виктора Астафь


«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нём жить» (В.Швебель)

Человек – часть природы, её творение. Он пользуется щедрыми дарами природы, наслаждается красотой её пейзажей. Но, к сожалению, не всегда разумно и бережно относится к ней. В чистые реки сбрасывают отходы различных производств, вырубают вековые леса, осушают озёра с рыбой, пускают реки по другому руслу. Человек деловито подрубает сук, на котором сидит, не осознавая этого. А ведь без чистой воды и воздуха, без плодородной, живой земли человечество обречено на медленную и мучительную смерть. И природа, вынужденная защищаться от агрессии человека, начинает ему мстить. Она мстит наводнениями, землетрясениями и другими, не менее страшными, бедствиями.

Русскую литературу всегда интересовала проблема взаимоотношений человека и природы. Писатели восхищались красотой родной природы, показывали тесную взаимосвязь между человеком и природой. С 20 века внимание писателей направлено также на экологические проблемы. Особенно острое и пристальное внимание к проблеме экологического бедствия, варварскому отношению человека к природе, к “братьям нашим меньшим” уделял в своем творчестве замечательный писатель Валентин Григорьевич Распутин. В повести «Прощание с Матёрой» он показал, как жесток и безжалостен может быть человек ко всему живому на пути к осуществлению своих целей.

Триста лет стояла деревня Матера, а сколько лет острову, на котором она стоит, никто не знает. И вот люди решают, что проблему обеспечения района электроэнергией можно решить, только затопив ее, как в свое время были затоплены сотни больших и малых сел, деревень, станиц, хуторов, городов. Уничтожению деревни противятся не только люди, сама природа как бы отдаляет последний срок затопления Матеры, продляет ей на несколько дней жизнь - посылает в дни последних полевых работ проливные дожди, дает возможность Дарье и ее односельчанам проститься с родной землей, где похоронены их родители, где остаются их корни.

Распутин с огромной любовью и уважением рисует гармоничный мир Матёры, где люди многие годы жили в единстве с природой, не нарушая её покоя, не причиняя ей вреда. Природа кормила не одно поколение жителей Матёры, а теперь её убивают. Плачет природа, символизирует которую маленький потешный зверёк по кличке Хозяин.

Жители Матёры, старики и старухи, тоже часть Матёры. Их жизни тоже будут разрушены и брошены под ноги прогрессу, призванному преобразить природу на благо человеку. Но возведение ГЭС, в результате которого будет затоплен остров Матёра, разорение кладбища, сожжение домов и леса – всё это больше похоже на войну с миром природы, а не на его преображение.

Не случайно у Распутина и название острова – Матёра. В этом слове слышится слово «мать». Матёра-мать символизирует в произведении природу. Значит, и отношение человека к природе должно быть, как к матери, бережное и заботливое. К сожалнию, молодое поколение в повести утратило чувство родства не только с родной землёй, но и с близкими людьми.

Повесть Распутина заканчивается трагически. Люди разрушили прекрасный, поэтичный мир Матёры. Люди без души и без Бога, разрушая гармоничный мир природы, обречены и на разрушение самих себя. И, как это ни горько, слова Вильгельма Швебеля оказываются пророческими: «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нём жить».

Глыба, Исполин, Джомолунгма, Везувий и просто мой земляк - Виктор Петрович Астафьев! Прости, Виктор Петрович, что не читал тебя раньше по глупости своей и ограниченности. Но всему свой час и пришёл тот момент, когда я взял в руки книгу Красноярского книжного издательства 1978 года "Царь-рыба" - повествование в рассказах. Книга порядка 400 страниц, не самой лучшей бумаги, но как же я с ней сроднился! При достаточно обычном темпе чтения "Царь-рыбу" можно прочитать за 2, максимум за 3 дня. Я же растянул это удовольствие на, что-то в районе 10 дней и не потому что был слишком занят, а по причине упоения каждым рассказом, каждой строчкой! Временами приходилось не просто, поскольку рыбалка и охота не моя тематика, но тем ценнее книга, когда писатель обращает тебя в свою веру.

Безусловно задаёт тон и является своего рода трамплином к последующему чтению, первый рассказ "Бойе". Бойе - это имя собаки. Такое вот редкое имя, как впрочем и имя человека Аким, который не будет сторонним наблюдателем в других не менее значимых рассказах "Царя-рыбы". Думаю тех кто читал, особенно в юном возрасте, этот рассказ "Бойе", равнодушным уж точно не оставил, а возможно кого-то и пробрал до печёнок, до косточек! И правда, рассказ не только очень выразительный в художественном смысле, но и мощный по своей сути. Одним словом - один натянутый нерв. А ведь потом, чтобы как-то немного успокоить нервную систему читателя, последует рассказ "Капля" и то будет настоящее произведение искусства, сродни лучшим рассказам Константина Паустовского и Михаила Пришвина.

Капля ещё не родилась, ещё не успел увидеть её Астафьев, но он уже подобрался вплотную к этому мгновению. Об этом свидетельствуют следующие мысли из книги:
"...Все мы, русские люди, до старости остаёмся ребятишками, вечно ждём подарков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в серёдке незащищённую, которая и в изношенном, истерзанном старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе". Но это пока только ощущения и житейско-философские наблюдения писателя, когда он сидит у костра в лесу или в городской квартире. Однако жажда жизни, жажда сохранить в памяти прекрасное, дарованное матушкой природой, вкупе с талантом, уже тихой сапой подбираются к тому, чтобы передать людям знание о земле, о лесе, о цветке и, наконец, о...капле...

"...я почувствовал вершину тишины, младенчески пульсирующее темечко нарождающегося дня - настал тот краткий миг, когда над миром парил лишь божий дух един, как рекли в старину. На заострённом конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением. И я замер..."

И уже набрав некоторую высоту, хотя рассказ по своему сюжету уже близится к концу, Виктор Петрович, вновь не позволяет сознанию, мозгу, душе уснуть убаюканный неспешным повествованием.

"...Звёзды всегда вызывают во мне чувство сосущего, тоскливого успокоения, своим лампадным светом, неотгаданностью, недоступностью. Если мне говорят: "тот свет", - я не загробье, не темноту воображаю, а эти вот мелконькие удалённо помаргивающие звёздочки..."

Это уже второй рассказ, который подобно волне Анисея, как говаривали в старину и как писал Виктор Астафьев, подхватывает тебя бурным и стремительным течением, чтобы ты не закрыл книгу, а в полной мере смог насладиться русским прекрасным языком, мастерством писателя и пониманием основ жизни и бытия. А в том, что Виктор Петрович знал то, о чём писал, сомневаться не приходится.

"Царь-рыба" состоит из 2-х частей. Про первую я уже мало-мальски сказал, что же до второй, то меня более других затронул рассказ "Сон о белых горах". В нём уже незримым взглядом можно увидеть Астафьева романтика. Рассказ о двух людях, Акиме и Эле. Трогательный и суровый одновременно. И это просто здорово!

А разве плох рассказ "Уха на Боганиде" ? Рассказ о девочке Касьянке, её матери и братьях. Касьянка, которая в свои младые лета, чуть ли была не за главную в семье. Правильная и не по возрасту мудрая, надёжная и верная, тонко чувствующая, как быт, так и мужскую психологию. Вместе с тем, девчушка Касьянка иной раз выдавала такие перлы, от которых градус настроения в виде улыбки и доброго смеха, резко поднимался вверх. А говорю я об одной песенке, которую она частенько певала, не ведая сызмальства о чём идёт речь: "Далеко-о-о-о из КалЫмског краю, шлю, маруха, тИбе я привет". Разве она не чудо?

Что сказать в итоге? Монолитное и монументальное произведение. Отечественное наследие русской литературы и культуры.

P.S. В конце книги ряд философских мыслей, многие из которых общеизвестны и стали избитыми истинами. Но вот одна такая мысль, явно не страдает термином под которым понимают, набившую оскомину: "Время обнимать и время избегать объятий".

"Царь-рыба" (1972-1975) определено самим автором как "повествование в рассказах". Написано от первого лица, сам автор повествует о своих поездках в родные края, на берега Енисея. Картины сибирской природы. Рассказывается о судьбе семьи автора-повествователя: его от­це, человеке легкомысленном и беспутном, о брате Коле. Судьба брата была трагичной: отправившись зимой на охоту за песцами, он и два его друга оказываются в заваленной снегом избушке. Коля после жестокой простуды заболел - "посадил" сердце, рано умер.

Картины жизни людей в сибирском поселке Чуш. Браконьерство, варварское истребление природы. Герой рассказа "Дамка" - беспут­ный и бездельный мужик, прозванный так местными жителями. В рас­сказе "У Золотой карги" повествуется об одном из жителей поселка Чуш, Утробине, которого все зовут Командором. Он лихой браконьер, подробно рассказывается один из эпизодов его жизни: Командор на мо­торной лодке уходит с уловом от преследующего его рыбнадзора. Про­исходит это в знаменательный для героя день: в этот день должна полу­чить школьный аттестат его любимая дочь Тайка. К ней у отца особое отношение. В Тайке для него - вся жизнь, все надежды на будущее. Удачно уйдя от рыбнадзора, Командор высаживается на берег и узна­ет, что его дочь задавил пьяный водитель. Горе Командора. Пьяного шофера он называет про себя "сухопутным браконьером".

Герой рассказа "Царь-рыба" - Игнатьич, старший брат Коман­дора. Это человек солидный, почти не пьющий, вызывающий к себе всеобщее уважение. Как и другие жители поселка, Зиновий Игнатьевич браконьерствует на реке. Во время одной из таких поездок за рыбой ему на крючок попадается небывалых размеров осетр - "царь-рыба". Рыба опрокидывает лодку, ловец вместе с ней едва не пошел ко дну. Проис­ходит их поединок, Игнатьичу начинает казаться, что это оборотень, герой вспоминает свою прежнюю жизнь, осуждает себя за жадность, жестокость к природе, вспоминает, как когда-то, молодым парнем, оби­дел девушку, Глаху Куклину. Раскаяние героя. Он отпускает рыбу на волю.

Герой второй части "Царь-рыбы" - Аким. Он родился в поселке Боганида на берегу Енисея. Мать родила его очень рано, позднее Аким, его сестра Касьянка, другие братья и сестры растут при рыбацкой артели, на артельной ухе. Все артельщики относятся к детям тепло и сердечно, в рассказе "Уха на Боганиде" показана яркая картина общего застолья, где никто не обижен, где еще с войны сохранился обычай кормить всех ребят без разбора бригадной ухой.



После смерти матери ребят отдали в детский дом, а Аким, уже под­росший, работает в разных местах - на Енисее бакенщиком, в гео­логическом отряде. В поселке судьба столкнула его с Гогой Герцевым. Гога Герцев - человек не местный, городской, выросший в культурной семье. Он закончил университет, геолог. Герцев считает себя сверхче­ловеком, с презрением относится к людям, в том числе и к Акиму. Гога один бродит по тайге в надежде найти ценное месторождение и про­славиться. В одном из своих странствий Герцев знакомится с молодой девушкой, москвичкой Элей, они вдвоем уходят в тайгу. Эля тяжело за­болела, а ее спутник во время рыбалки погиб, упав и захлебнувшись в воде. Больную и беспомощную Элю находит в своей охотничьей избуш­ке отправившийся на пушной промысел Аким. Он очень заботливо и самоотверженно ухаживает за больной, спасает ее, забросив свои охот­ничьи дела. Поправившуюся Элю удается на самолете отправить домой, в Москву. Аким прощается с ней в аэропорту, на прощание дает ей по­следние деньги, чтобы она могла доехать на такси, не простудиться, не заболеть снова. Эту историю положил автор в основу сюжета рассказа "Сон о белых горах" во второй части "Царь-рыбы". Последний рассказ книги называется "Нет мне ответа" - это лирическое размышление автора о прошлом, настоящем и будущем своего родного края, о чело­веке и природе, о памяти.



Повесть "Прощание с Матерой" (1976 г.) начинается описанием весны в сибирском селе Матера, стоящем на острове посреди Ангары. Для Матеры это последняя весна - остров должен пойти под затоп­ление в связи со строительством ГЭС на Ангаре, для жителей дерев­ни строится новый поселок. Немногие оставшиеся на острове должны покинуть его. Старухи говорят о предстоящем отъезде с Дарьей, она самая старшая из них. Во время чаепития у Дарьи житель Матеры Богодул сообщает, что разоряют деревенское кладбище. Дарья идет ту­да и решительно прогоняет пришлых. Они объясняют, что действуют по указанию санэпидстанции, что остров нужно подготовить к затоп­лению. Старые женщины решительно отстаивают кладбище, вновь на­водят там порядок. Дарья рассуждает о том, что на свете творится неладное, что все куда-то бегут, сами не зная, куда. Вспоминает роди­телей, их мудрую неторопливую жизнь. Говорит, что раньше жили по совести, вспоминает прежнюю Матеру. К Дарье приезжает сын Павел, живущий в новом поселке, она просит его перевезти прах родителей. Павел говорит, что забот и без того много. Деревня готовится к переез­ду. Изба Петрухи, сына Катерины, объявлена памятником деревянного зодчества, прибита табличка и обещаны за дом деньги. Петруха снача­ла гордится этим, но потом угрожает не дождаться окончательного с ним расчета.

Ночью, когда все спят, выходит на свет ни на кого не похожий зве­рек - Хозяин острова. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть Хозяин. Он обходит остров, наблюдает за всем происходящим, ду­мает, что остров мог бы еще жить долго.

Уезжает с острова Настасья, подруга Дарьи. Ее тяжелое прощание с родным домом. Дарья провожает ее. Загорелась изба Петрухи. Мать его и другие старухи считают, что сам Петруха поджег свой дом, про­клинают его за это.

В последний раз всплеснулась жизнь на Матере в пору сенокоса. Ее бывшие жители съехались, работали дружно, радостно, и грустно было ехать обратно, не пожив вволю в Матере.

К Дарье приехал погостить внук, сын Павла. Их разговоры, Дарье стало известно, что внук едет на строительство ГЭС. Ее это огорчает, их споры. Андрей говорит газетными фразами, бабушка говорит о душе, о том, что если жить не по совести, то можно и себя растерять по дороге.

На Матере наступают последние дни. Оставшиеся жители собира­ются у Дарьи, говорят о своем житье. Павел говорит Дарье, что могилы перевезти не удастся. После этого Дарья идет на кладбище, прощает­ся с могилами отца и матери, просит у них прощения. Решение Дарьи прибрать избу перед ее проводами. Мысли ее, что правда в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни.

Дерево посреди острова, которое все называют "царский листвень". Он необычайно могуч, с ним связано много местных легенд. Считается, что "царским лиственем" остров крепится к речному дну, и пока он будет стоять, будет жива Матера. Пожогщики пытаются его спилить, сжечь, но ничего не получается. Дерево продолжает стоять, но вокруг него все уже пусто.

Дарья прибирает свою избу, белит стены, украшает избу ветками пихты, потом уходит из дома. За последними жителями Матеры плывут на катере. Пал сильный туман, кругом только вода и туман, ничего кро­ме воды и тумана. Последние жители острова в бараке Богодула ждут решения своей судьбы. В открытую дверь понесло туман, послышался тоскливый вой - то был прощальный вой Хозяина.

Сочинение

Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой — от Ясной Поляны.

Отношение человека к природе — одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать, что человек — царь природы. Покорение природы обернулось для нас уничтожением ее богатств, борьба с ней — нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни.

В семидесятые годы Виктор Астафьев написал «Последний поклон» и «Царь-рыбу». Речь в рассказах «Царь-рыбы» идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: «Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру». Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: «Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались».

В главе «Царь-рыба» образ царь-рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек. Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея.

В своих произведениях Валентин Распутин пишет о защите природы. В повести «Прощание с Матерой» он показывает страдания людей, которые покидают свою родину. Мне кажется, что вместе с людьми плачет, страдает и природа. На острове есть дерево, его пытались срубить, спилить, поджечь. Люди ничего не могут сделать с ним. Природа тоже противостоит людям. Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы боремся с природой, мы уничтожаем самих себя.

В повести «Пожар» поднимается та же проблема. «Лес вырубать — не хлеб сеять», — говорит главный герой повести «А лес выбрали — до нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в годы. А потом что? Потом голод, нищета». Ведь вместе с природой гибнет и человек.

Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину».

Другие сочинения по этому произведению

"Царь-рыба" Астафьева Анализ рассказа "Царь-рыба" Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев. «Царь-рыба».) РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА "ЦАРЬ-РЫБА" Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П.Астафьев "Царь-рыба") Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева "Царь рыба" Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба») Природа (по произведению В.П.Астафьева "Царь-рыба") Образ Игнатьича в новелле «Царь-рыба» Трагедия человека и природы в произведении Астафьева "Царь-рыба" Характеристика рассказа "Царь-рыба" Экологические и нравственные проблемы Главная тема книги Астафьева «Царь рыба» РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА "ЦАРЬ-РЫБА" - вариант 2 Мои размышления над страницами повести Астафьева «Царь-рыба» История написания произведения Астафьева "Царь-рыба" Человек и природа, их единство Нравственность и экология по произведению Виктора Астафьева "Царь рыба" Реальное и фантастическое в произведении Астафьева Царь рыба Сочинение по новеллистическому циклу Астафьева "Царь-рыба" Раздумья о роли человека на земле о вечных духовных ценностях в повести Астафьева «Царь рыба»

(366 слов) «Прощание с Матерой» — повесть, написанная В. Распутиным в 1976 году и не теряющая своей актуальности до сих пор: в ней обсуждаются отношения человека с природой, проблема исторической памяти и традиционный конфликт деревни с городом. И в каждой из этих содержательных основ важнейшим звеном является окружающий мир.

Природа в произведении раскрывается в нескольких аспектах, в первую очередь, в понятии родины. Большинство жителей Матеры не хотят покидать остров, потому что для них он является единственным пристанищем в большом мире, которое строилось несколько столетий. Они любят и берегут родную землю, которая дала им жизнь. Молодое поколение, которое еще не трудилось на полях, спокойно покидает Матеру, в отличие от «старух», возделавших угодья несколько десятилетий.

Кроме этого, для них остров – это память: здесь жили их предки, здесь они покоятся в могилах, которые собираются сжечь и затопить из-за строительства ГЭС, здесь сохраняются традиции, объединяющие людей. Это – своеобразный корень, который произрастает в жителях Матеры. Недаром автор отмечает, что символ острова «царский листвень» санитары не смогли ни срубить, ни сжечь. Дерево олицетворяет духовность, оставшуюся в стариках, которую нельзя убить прогрессом.

Правда в памяти. – Пишет Распутин. – У кого нет памяти, у того нет жизни.

Главная героиня Дарья остро чувствует приближающуюся гибель Матеры. Ей больно видеть, как отсюда сбегают молодые, тем самым предавая память предков. Они верят в лучшую жизнь в городе и абсолютно не ценят малую родину. Дарья замечает неопределенного мелкого зверька – это Хозяин острова, который каждую ночь обходит свои владения и охраняет покой жителей. Он понимает, что Матера обречена на гибель – не только потому что ее затопят ради ГЭС, но и потому что молодежь оставляет остров ради городской жизни. Хозяин принимает свою судьбу – именно его вой слышится в конце повести.

Туман, окутавший осиротевший кусочек земли, символизирует неопределенность будущего: что ждет жителей Матеры, которых принудили покинуть родную землю? Что будет с людьми, жертвующими своей памятью и историей ради благ цивилизации? Что станет с человечеством, ставящим свои интересы над природой и разрывающим с ней связь? На это Распутин дает неутешительный ответ:

– Человек – царь природы, – подсказал Андрей.
– Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет… [ответила Дарья]

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...