Стихи о войне. Испытание временем. А музы не молчали… Когда бьют пушки музы не молчат


«Когда бьют пушки, музы не молчат»

4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения стихотворений о войне, посвящённый 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне на тему «Когда бьют пушки, музы не молчат».

В конкурсе приняли участие учащиеся групп бР9/1, бР10/1,бР11/1 ОЗФО отделения «Русский язык. Культура речи». Нежно и проникновенно ребята прочитали стихотворения поэтов-фронтовиков, поэтов-современников о трагических, героических страницах нашей истории.

Никого не оставили равнодушными выступления конкурсантов. Со слезами на глазах дети и взрослые слушали выступавших. Ребята подготовили информацию об авторах, об истории создания поэтических произведений. Стихотворения были представлены в сопровождении гитары, классической музыки, видеосюжетов.

Жюри очень трудно было выбрать победителей. Ими стали:

1 место - Будякова Виктория и Цикужиева Заира;

2 место - Лапотентова Татьяна, Шаповалов Антон, Качанов Михаил;

3 место - Ермакова Анастасия, Карамян Виктория, Чапля Оксана.

Участников переполняли эмоции и яркие впечатления. Вот некоторые из них:

«Получила сильные впечатления! Считаю, что такие мероприятия помогают поколениям, выросшим после войны, приблизиться к тем страшным событиям, прочувствовать ту боль и ужас» (Чапля Оксана);

«Мероприятие, посвященное победе нашего народа в Великой Отечественной Войне, вызвало шквал эмоций и аплодисментов. Слезы, восторг, радость, разочарование. Благодаря таким мероприятиям мы никогда не забудем великий подвиг наших предков» (Забудская Виктория);

«Мне безумно все понравилось, эмоции переполняли меня. Спасибо всем, кто организовал это мероприятие» (Циркунов Игорь);

«Конкурс произвёл на меня огромное впечатление. Погрузившись в эту атмосферу, я чувствовала, как каждый из ребят старался передать свои эмоции. Стихотворения были прочитаны так эмоционально и выразительно, что их нельзя было слушать без слез. Слезы скорби, боли и сопереживания были на глазах, и взрослых, и детей. Спасибо большое за мероприятие!» (Будякова Виктория).

Существует изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». Но во время Великой Отечественной войны музы в нашей стране не молчали. Литература, кино, живопись, музыка помогали защищать Родину, вселяли уверенность в победу.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Популярности этих стихов способствовала прекрасная музыка А. Александрова, родственная гимнам и маршам.

Годы Великой Отечественной войны ознаменовались взлётом поэзии. Она быстрее и эмоциональнее откликалась на события каждого военного дня. Замечательные поэты-песенники в содружестве с композиторами создали такие песни, которые и сейчас любимы нашим народов. Это «Огонёк», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои» Исаковского, «Смуглянка»» Шведова, «Дороги» Ошанина и многие другие. Особенно любима была песня «Орлёнок» композитора Белого на стихи поэта Шведова. Одним из прославленных ее исполнителей был певец Александр Окаёмов. В 1945 году он попал в плен, и, когда после пыток его повели на расстрел, он запел «Орлёнка» и погиб с этой песней на устах.

Говоря о композиторах военного времени, нельзя не сказать о Д. Шостаковиче, создавшем 7-ю Ленинградскую симфонию в дни блокады. Это была симфония всепобеждающего мужества. Становится понятной мысль композитора: «от мрака к свету, через борьбу – к победе».

Не менее весом был вклад в дело победы и советской прозы. Свыше четверти членов Союза писателей в самом начале войны добровольно ушли на фронт солдатами, военными корреспондентами, политработниками. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений. Погибли известные писатели Аркадий Гайдар, Юрий Крымов, Евгений Петров и другие. В фашистских застенках был замучен талантливый поэт Муса Джалиль. Посмертно Джалиль был удостоен звания Героя Советского Союза, а его книга «Маобитская тетрадь» - Ленинской премии.

В годы войны были написаны и замечательные поэмы: «Зоя» М. Алигер, «Киров с нами» Н. Тихонова, «Сын» Антокольского. Особой популярностью пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Она была и летописью войны и вдохновляющим словом. В непринужденной, порой шуточной форме автор рассказывает о военном быте. Василий Тёркин, герой поэмы, воплощает в себе черты русского национального характера.

В годы войны были созданы и замечательные прозаические и драматические произведения: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

Вернейшим спутником советских людей стало самодеятельное искусство. Когда ненадолго стихали бои, солдаты тянулись к песне, создавали множество стихов, поговорок, частушек. Художественным творчеством прославилось и партизанское движение: песни, анекдоты, пословицы типа: «Немец бойкий, а партизан стойкий», «Чем глубже в лес, тем хуже для СС» и др.

Не стояла в стороне и живопись. В годы войны возродилась традиция «Окон РОСТА». Были созданы «Окна ТАСС», в которых работали С. Маршак, В. Лебедев-Кумач и другие поэты. Стихотворные тексты сопровождались выразительными рисунками художников-сатириков Кукрыниксов. Уже в июне 1941 года Кукрыниксы поехали в редакцию газеты «Правда» и получили задание по созданию военных плакатов. Работали оперативно: уже вскоре на улицах городов были расклеены их плакаты, например: «Клещи в клещи», «Превращение фрицев» и др. Сюжеты для работы художники черпали из сводок новостей, а также из многочисленных писем фронтовиков.

Тема войны нашла своё отражение и в творчестве А. Дейнеки: «Окраины Москвы», «Осенние хляби», «В оккупации», «Сбитый ас».

Картина «Оборона Севастополя» (1942) – самая известная их них. Батальную сцену, легшую в основу холста, мастер увидел на линии фронта, куда приехал специально, желая запечатлеть моменты сражения и дым, клубящийся над морем. На фоне зарева пожарищ матросы в светлой форме сражаются, погибают, но не сдаются под натиском немцев, одетых в черную форму. Центральная фигура картины – легко раненный советский матрос. Широко расставив крепкие ноги и развернув торс, он бросает связку гранат в приближающихся немцев. Картина изображает схватку жизни и смерти, добра и зла.

Больших успехов добилось в годы войны и советское кино. «Она защищает Родину», « Два бойца», «Жди меня», «Парень из нашего города», «Машенька», «Воздушный извозчик» - вот лучшие фильмы военных лет.

Тема войны вдохновляла советских писателей и после ее окончания. Были написаны прекрасные произведения М. Шолохова, Ю. Бондарева, В. Астафьева. Сняты замечательные фильмы о войне: «Офицеры», «Чистое небо», «Летят журавли» и другие.

Хотелось бы, чтобы достояние советской культуры, в том числе и созданной во время той войны, стало средством воспитания современной молодежи, а не только пошлость и цинизм, ставшие сегодня нормой.

Тип урока: урок-композиция.

  • дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;
  • показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;
  • произвести анализ лирического произведения.

Оборудование урока: мультимедийная презентация по теме урока, включающая в себя слайд-шоу, музыкальное сопровождение (песни военных лет), грамзаписи стихов поэтов-фронтовиков.

Примечание:

  1. По техническим требованиям условий участия в фестивале презентация была упрощена и уменьшена до 9 слайдов (для урока использовалось 17 плюс три звуковых файла).
  2. Материал можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.

Ход урока

На рассвете 22 июня 1941 года, когда вся страна ещё спала, гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война.

Подвиг Советского народа в годы войны стал также и подвигом литературы. Поэзия воюющего народа опровергла известную поговорку: “Когда говорят пушки, музы молчат”.

В первые дни войны число писателей-фронтовиков достигло двух тыс. Более трёхсот из них не вернулось с полей сражения (Аркадий Гайдар, Мусса Джалиль). Фашизм занёс руку и на будущее советской литературы: на войне погибли десятки молодых талантливых писателей – Николай Майоров, Григорий Суворов, Павел Коган и мн. др.

И не случайно то, что мы литературу военных лет выделяем отдельно, отводим ей особое место.

Для самых первых стихов о войне характерна грозная речь, суровость интонаций. Отчётливо выступает плакатная образность стихов, жанр стихотворения-листовки. Наглядным примером может служить “Священная война” В.Лебедева-Кумача. (Звучит песня)

Сила этого произведения рождена временем, героическим порывом страны, вставшей на бой с фашизмом. В этом стихотворении голос души народа.

Вслед за “Священной войной” появляется “Песня смелых” Алексея Суркова. Её ритм совсем иной – напряжённый, торопящий человека в бой, зовущий в поход:

Песня – крылатая птица –
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

“Песня-птица” - это сравнение подтвердилось жизнью. Песню, а точнее стихи, только что написанные, пели на всех фронтах, облетая войска, она оставалась в сердцах, а затем, в письмах, возвращалась в тыл. Но, можно сказать, уже иная, выстраданная, прошедшая через солдатскую душу. Именно она – “солдатская душа” - стала героем лирики Алексея Суркова.

В этом особенность его поэзии.

Поэт с первого дня войны (с 26 июня) уже на фронте. Официально А.Сурков – военный корреспондент газеты западного фронта “Красноармейская правда”. Он, как участник всех сражений, перенёс и горечь отступлений, и тяжесть оборонительных боёв. Эти слова можно отнести ко всем поэтам-фронтовикам (Константину Симонову, Александру Твардовскому, Юлии Друниной). Поэты видят страдания народа и призывают (чаще в открытой форме) бить врага – это “Бей врага” Веры Инбер, “Убей его!” К. Симонова. Та же тема трактовалась, и более глубоко, в творчестве А.Суркова. Наиболее характерным является стихотворение “Человек склонился над водой”, написанное в 1941 году. Поэт рисует человека, не уточняя, кто он:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он бою жесток? (пауза)

Но не только призывы к защите родины, к уничтожению врага были темой военной поэзии. Именно в те годы появляются нежные, искренние стихи о любви, о верности, о счастье. Именно любовь бережёт солдата от пули, от смерти, она согревает в “холодной землянке”. Эта тема выявляется в стихотворении Суркова “Землянка” 1941гг.

Алексей Сурков говорил о своей песне: “А родилась эта песня случайно… Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “чего-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…”

(Звучит песня)

Тема “заплутавшего” среди войны счастья не оставила поэзию, тема ожидания “всем смертям назло”. Именно так она трактуется у Константина Симонова (например, стихотворение “Жди меня”).

В его творчестве периода войны широко освещена тема Родины, русской матери. Наглядным примером является стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”, написанное в том же 1941 году. Автор выбирает форму стихотворения-посвящения А.Суркову. Повтор заглавной строки даёт возможность воссоздать картину народной трагедии путём воспоминаний, связанных с отступлением войск. Именно тогда автор впервые узнал “дорожную тоску”. Отступление тяжело переживается всеми. Но русская душа великодушна к своим воинам, поэтому и появляются слова старухи “покуда идите, мы вас подождём”…

Поэзия укрепляла душу человека, и стихи создавались не только на фронте. Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц.

Позже она вспоминала:

“Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, ели живые ленинградцы”. Поистине – величие русского духа – способность людей, испытывающих такие физические и нравственные терзания, отзываться на поэзию, на искусство.

Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, ставшие известными всему миру, высеченные на граните мемориального Пискарёвского кладбища в Петербурге:

Никто не забыт, и ничто не забыто!

Уходили на войну и ваши сверстники. И сегодня мы вспомним имя ещё одного поэта-фронтовика, вернее поэтессы, Юлии Друниной.

Стихи: “Бинты”, “И откуда вдруг берутся силы…”

Слова А.Твардовского.

Фон – вечный огонь. Минута молчания.

Соловьева Ксения, Скращук Евгений

Итог ученического проекта по литературному краеведению - сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству ковровских поэтов и писателей фронтовиков. «Когда бьют пушки, музы не молчат».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной

композиции,

посвященной творчеству ковровских поэтов и писателей фронтовиков.

«Когда бьют пушки, музы не молчат».

Учитель русского

языка и литературы

Антипова Н.В.

МУ ООШ №2

2011 год

(Звучит запись песни «Священная война».)

В.1. Родина! Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и безымянных героев.

В.2.Враги! Они напали, как нападают трусы – ночью. Это случилось в воскресенье, 22 июня 1941 года…

(Запись песни нарастает.)

В.1. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле.

В.2.Путь к победе был долгим и трудным…Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев…

В.1. Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

В.2. Свыше тысячи писателей, а если считать тех, кто пришел в литературу после Победы, принеся в нее свой фронтовой опыт, то и все полторы тысячи воевали. День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях.

В.1. Слово на войне часто стоило жизни, зато звучало оно, как никогда, громко. Мы очень гордимся тем, что в нашем городе жили и живут поэты и писатели-фронтовики, в творчестве которых отражена суровая правда войны.

В.2. Вспомним их поименно.

Пашинский Анатолий Никандрович.

Родился в 1921 году в селе Малиново, недалеко от Великого Устюга. Окончил Ленинградское художественное училище, Рязанское пехотно-пулеметное училище.

Фронтовик, имеет два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 1 степени. Работал учителем рисования в школах г.Коврова. Все свободное время посвящал живописи и поэзии. Его стихи о войне, участником которой он был, емки по содержанию, несмотря на их краткость. Умер в 1991г.

(Стихотворение «Шли в бой…».)

Станислав Александрович Штраус- Федоров.

Родился в 1928г. во Владимире. Из 6 класса убежал на фронт. Служил юнгой на боевых кораблях Краснознаменного Черноморского флота. Был демобилизован в мае1945 года из-за непризывного возраста. Награжден медалями. После войны жил и трудился в Коврове.

(Стихотворение С.А. Штрауса-Федорова «Малоземельцам.»)

Шаров Владимир Васильевич.

25 октября 1917г. родился в Московской обл. Участник ВОВ. Имел немало ранений. Кавалер трех орденов. В 1938г. призван в армию на тихоокеанский фронт. Летом 1942 г. в числе военно-морских бригад был отправлен на фронт. Прошел от Москвы до Кенигсберга. Был командиром взвода разведки. После войны работал на заводах г. Коврова.

Шабалин Александр Павлович.

Родился в 1922г. в деревне Фелисова Слободка Владимирской области. Работал на инструментальном заводе слесарем-техником по приборам. Без отрыва от производства окончил техникум и аэроклуб. В июле 1941г. ушел добровольцем на фронт. Учился в военно-авиационном училище. Воевал на четвертом Украинском фронте, участвовал в освобождении Крыма и Севастополя. В мае 1944г. был тяжело ранен.

(Стихотворение Шабалина А.П.«Кукушка». «Четвертый день…»).

Хорошев Борис Алексеевич.

Родился в апреле 1919г. в Коврове. Писать стихи начал в 6-м классе, а в 7-м написал свой первый рассказ. В 1939г. окончил Ивановское художественно-педагогическое училище. Затем были годы учебы в Московском военно-патриотическом училище, где Борис Алексеевич овладел специальностью инструктора-литератора. В этой должности прошел всю Великую Отечественную войну.

(Стихотворение Хорошева Б.А.«Хутор Веселый»).

В.1. Да., у каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого есть стихи – самые искренние, а потому они продолжают жить.

В.2. Много прекрасных строк посвятили поэты суровой солдатской жизни. Они и сегодня звучат как призыв к пробуждению добрых человеческих чувств, состраданию, душевной отзывчивости и солдатской дружбы.

Звучит песня «Вставай, страна огромная…».

В.1. Песни военных лет… От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом строю.

В.2. Песни военных лет! Сколько их прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, рассказы о боевых подвигах.

В.1. Каждому из нас дороги эти песни, ведь они связывают два полюса: мирную жизнь и военные будни.

Звучит песня «До свидания, мальчики…».

В.2.Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

Звучит песня «Землянка».

В.1.Война не заглушила исконной поэтической темы – темы любви. Поколение 40-х прошло страшную войну: пришлось видеть страдания и смерть, но они не перестали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить! Они любили, верили и ждали.

Звучит песня «На солнечной поляночке».

В.2. Победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям. Сколько жен не дождалось мужей, павших на поле битвы.

(Фонограмма «Помните..», МИНУТА МОЛЧАНИЯ).

В.1. Давно сняли гимнастерки поэты-фронтовики, оставшиеся в живых, с каждым годом их становится все меньше и меньше. Но в веках будут сиять бессмертные подвиги наших воинов, подвиг поэзии годов Великой Отечественной войны. Стихи остаются в строю как завещание, как совесть «не вернувшихся с войны».

Звучит песня «День Победы».

чал очень рано. В должности инструктора-литератора прошел всю Великую

Отечественную войну в составе Третьей воздушно-десантной бригады. Награж-

ден двумя орденами «Отечественной войны 2степени» и несколькими медалями.

В войну на фронте выпускал многотиражку «На штурм врага».

После войны работал учителем рисования и черчения, рисовал картины и пи-

сал стихи. Выпустил несколько сборников стихов.

  1. «Напевной лиры нежное звучанье». 1999г.
  2. «Город у Клязьмы-реки».1999г.
  3. «Строки любви».1999г.
  4. «Крылья Победы».2000г.

Успешно трудится над стихами и сегодня.

Игорь Петрович Монахов (1923-1997) родился в городе Коврове, учился в сред-

ну с дивизией в Порт-Артуре в сентябре 1945 года. Имеет шестнадцать наград.

Работал преподавателем литературы в Мелеховской средней школе, создал му-

зей боевой славы 262 Краснознаменной стрелковой дивизии, который успешно

Работает и сейчас.

Издания:

  1. «По следам дивизии».1981г.
  2. «По следам героев Великой Отечественной войны».1987г.
  3. «Память ищет приюта».1993г.
  4. «Все это было, было».1995г.
  5. «Шли мальчишки на войну».1995г.

Пашинский Анатолий Никандрович (1921-1991). Родился в селе Малиново, недалеко

от Великого Устюга. Окончил Ленинградское художественное училище. Фронтовик,

награжден двумя орденами «Отечественной войны 1 степени» и орденом «Красной

звезды. Все свободное время после войны посвящал поэзии и живописи.

Публикации в сборниках:

  1. «Венок сонетов».(1992г.)
  2. «Сорванец». (1996г.)
  3. «Пехота». (2000г.)

Абрам Семенович Плоткин родился 3 мая 1923 года в Коврове. Юрист по образованию, автор многих книг, целый ряд из которых он подарил с автографом нашему музею. Окончил среднюю школу №1 в 1941 году, тут же ушел на фронт добровольцем. Награжден орденами и медалями Великой Отечественной войны. Почетный гражданин города, лучший писатель года («Богема 1997г.)

Книги:

  1. «Воспоминание о Никитине»(1950г.)
  2. «Приговор»(1991г.)
  3. «Тупик»(1992г.)
  4. «Безумно болит душа»(1994г.)
  5. «Дети века»(1996г.)

6. «Падший ангел»(1999г.)

Мобилизован в армию в июле 1941 года, служил в военно-строительных вой-

сках. Пошел боевой путь от Сталинграда до Берлина. Награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За оборону Москвы» и медалью « За боевые заслуги». С 1960 года до конца жизни он жил в селе Любец (В 6 километрах от Коврова) и становится детским писателем. Написано 18 книг и масса публикаций его и о нем местных, областных и центральных газет. Учащиеся нашей школы много раз бывали в гостях у С.М. Голицина, и сам он неоднократно посещал наш музей. Бывал у нас в гостях его младший сын Михаил Сергеевич и женой- писательницей Ириной Голициной. В музее о жизни и творчестве С. М. Голицина собран богатый материал.

Шаров Владимир Васильевич (1917-1995).

Родился в г. Перово Московской области. Участник Великой Отечественной войне, воевал на Северо-западном, Центральном и Брянском фронтах, кавалер трёх орденов, закончил войну 1945г. Был рабочим на заводе Дегтярёва, художником-оформителем на Ковровском механическом заводе. В газете «Знамя труда» успел опубликовать 80 очерков, его перу принадлежит 50 басен.

Публикации:

  1. Сборник «Приход весны» (3 стих) 1996г.
  2. Отдельные стихи, очерки, басни, фельетоны в газете «Знамя труда» (1976-1992).

Никольский Нил Николаевич (1904-1988).

Родился в Польше, недалеко от Варшавы, с семьёй много путешевствовал, остался в России. Закончил Нижегородский медицинский институт. Работал врачом в Ковровском и Камешковском районах. С 1942-1945г. трудился в медсанбатах на фронте Великой Отечественной войны, получил звание «Заслуженный врач СССР», трудился в l горбольнице г. Коврова, затем переведён в областной здравотдел. Награждён двумя орденами «Оечествен-

ной войны» ll степени.

Публикации:

  1. «Записки врача» (1987г.)

О нём писала газета « Призыв» (1973, 1974, 1984г.)

Станислав Александрович Штраус-Федоров родился в 1927г. во Владимире. Участник

Великой Отечественной войны, имеет правительственные награды. Работал в Средней

Азии, на Камчатке, на Сахалине.

Темы его стихотворений война, беспризорные дети, связь поколений, трагедия1937г.

Его стихи сюжетны-это маленький рассказ в стихах, это всегда отношение к рас-

Его стихи -- показатель уходящей в историю темы войны вместе с уходящим поко-

лениением.

Книги:

  1. «Точка соприкосновения». (Повести.1991г.)
  2. «Изгои». (Повести.)
  3. «Необыкновенные приключения корабельной собаки».(Повесть,1992г.)

Стихи:

Сборник «Провинция».(1996г.,2000г.)

Когда бьют пушки, Музы не молчат. Это утверждение проверено временем. Война всегда отзывалась эхом в душах людей, горечь утраты и радость победы требовали эмоционального выплеска, так рождались стихи и песни. Они писались порой на обрывках обожженной бумаги, в землянках и окопах, в перерывах между боями. Переполненные болью строки выводились слабеющей рукой в блокадном Ленинграде. Некоторые передавались из уст в уста. Так было со стихотворением Михаила Светланова «Жди меня». Так было с песней «Вставай, страна огромная», написанной в первые дни войны и моментально облетевшей весь Союз, ставшей гимном сопротивления врагу. Стихи и песни в военное время выполняли не меньшую роль, чем вся советская политическая пропаганда. Они поднимали боевой дух и заставляли идти в бой эффективнее, чем заградотряды. Они были искренними. Но что же с ними сейчас, как сложилась судьба стихов о войне в мирное время?

Достаточно открыть школьный учебник литературы, чтобы понять плачевную участь гражданской лирики. В школьной программе только «Василий Теркин» в весьма сокращенном варианте. В эпоху перемен чиновники от образования не стали разбираться, что из стихов военного времени отнести к литературным произведениям, а что к творениям той же пропаганды, и исключили из программы все, оставив только классику досоветского периода. Результат можно наблюдать уже сейчас – современный школьник с трудом вспоминает слова «Дня Победы», а ведь эта песня была написана спустя много лет после войны и исполняется ежегодно. Казалось бы, всего лишь стихи. Не так уж и важно для современного человека, живущего в мирное время.

Нет, важно. Важно потому, что в стихах живые эмоции, живая боль, живая история. Можно прочитать параграф в учебнике о войне, узнать расстановку сил, цифры и факты. Но почувствовать, что такое война, понять весь ее ужас, трагедию людей, переживших ее, можно только по художественным произведениям. Именно стихи, песни, фильмы заставляют нас чувствовать. Когда звучит «Бухенвальдский набат», перед глазами проносятся картины немецких концлагерей, и невольно хочется встать, потому что сидя слушать набат невозможно. По силе воздействия не сравнить одну-единственную песню и сотни прочитанных о Бухенвальде книг.

Конечно, есть и светлые моменты в сегодняшней судьбе стихов о войне. Они живут благодаря музыкантам, популярным исполнителям, перепевающим старые военные песни и исполняющим их хотя бы ко Дню Победы. Стало доброй традицией устраивать на Красной Площади или Поклонной Горе концерты с участием молодых музыкантов и групп, поющих «фронтовой репертуар». Они глашатаи для новых поколений, к ним молодежь, не признающая авторитетов, прислушивается быстрее и охотнее, чем к учителям и даже ветеранам. Это реальность, пускай не самая обнадеживающая. Но главное, что стихи о войне живут, исполняются, продолжают поражать своей пронзительностью, искренностью, эмоциональностью. А значит, живет и память.

Выбор редакции
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...

«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...

Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...

Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...
История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...
Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...
Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...