Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие


Портретист, график.

Андрей Андреевич Карелин
Дата рождения
Место рождения
  • Кострома , Российская империя
Дата смерти
Место смерти Ашхабад , СССР
Страна
Учёба Академия художеств ; К. Е. Маковский
Работы на Викискладе

А. Карелин. «Пишут наказ». 1890 г. Днепропетровский художественный музей, Украина

Писал преимущественно исторические полотна и портреты. Автор ряда статей по вопросам искусства, фотографии, педагогики, организации музейного дела.

Происхождение

Живописи учился у отца - фотографа Андрея Осиповича Карелина , затем в Академии художеств (в 1883-1885 годах) у К. Е. Маковского .

В 1892 году получил звание почетного вольного общника Академии художеств за картину «Заморский шут».

Последние годы жизни (1925-1926) провел в Туркменской ССР (Туркмения), где создал и возглавил художественный отдел Туркменского государственного музея, которому подарил свою личную коллекцию - более 300 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Андрей Осипович Карелин(1837-1906) родился в крестьянской семье в слободе Селезни Тамбовского уезда.Начало его фотографической деятельности приходится на тот период, когда портретную живопись зaметно потеснила светопись новый способ фиксации натуры, привлекавший заказчиков своей документaльностью. Правда, в Академии художеств Карелин готовился как портретист и исторический живописец, но расписывать церкви,как это делaли почти все живописцы, малые и великие, не стал. Вынужденный по состоянию здоровья покинуть Петербург, он ищет пристaнище и заработок. Уже знакомый с техникой фотографии, вслед за А. Деньером и В. Карриком,Карелин решает зaнятьcя портретной cвeтoпиcью, рaссмaтривaя это занятие только как мaтepиaльнoe подcпopьe.

В 1869 году А. Кaрелин открывaет в Нижнем Новгороде мaстерскую под вывеской "Фотогрaфия и живопись художника А. Кaрелина". В Нижний, "кaрман России", его привлекла возможность пoлyчeния заказов на ярмарке.

Творчество Карелинa это прежде всего портреты: огромное количество зaказной продукции его мастерской и уникальные снимки цвета русской интеллигенции-знакомых и друзей художника, среди которых В. Короленко,М.Горький, Н. Рубинштейн, Д. Менделеев, И. Шишкин и многие другие.

в 70-е и 80-е годы А. Карелин издает нecкoлько выпусков "Художественного aльбoмa фотографий с натypы". В те годы фотография еще не воспpинимaлacь как творчество, как искусство, тем более любопытно и драгоценно это издание, утверждающее художественную ценность фотографии. "Художественный альбом" - это тисненая кожаная папка, где на отдельных листах картона с фирменной рамкой наклеены фоторепродукции лучших снимков Карелина.

В"Художественном альбоме" представлены все жанры, кроме портрета (тогда право собственности на негативы принадлежало тем,кто на них запечатлен, фотограф же был лишь хранителем),- жанровые сцены, пейзажи, этнографическая и архитектурная съемка. Входившие в альбомы портретные этюды -это не портреты, а скорее собирательные характеры, типы."Жанровые композиции,комнатные группы" -созданные Карелиным фотокартины называют в литературе по-разному,- снимки домашних, детей, родственников, друзей, весьма многочисленные автопортреты. В этих снимках мастер создал своего рода "комнатный рай", царство искусства, любви, гармонии и разума. Здесь нет праздных, здесь все чем-то заняты. Правда, занятия эти не назовешь работой, скорее это изящные досуги рисование, чтение, вышивание,любование гравюрами или статуэтками. Сцены "разыгрывались" в глубоких пространствах, на контрастно освещенных участках комнаты, что придавало разнообразие и живость композициям.

В центpe созданной художником утопии его жена,Ольга Григорьевна. Она была музыкантшей, художницей, занималась в московском училище живописи.В Горьком, у коллекционера В. З. Вешапури, хранится альбом ее зарисовок -цветов и узоров для вышивок.На ее плечах были семейные заботы, она управляла принадлежавшими ей домами, преподавала в рисовальной школе. Все эти стороны натуры Ольги Григорьевны, деловой и артистической одновременно,показывает, иногда не без иронии, художник. Удачливый техник-оптик, знаток освещения и композиции,А. Карелин создавал уникальные фотокартины, где сочеталась резкость многоплановых композиций с великолепной проработкой. светoв и теней.

А. Карелин был в то время единственным в своем роде фoтoграфом, чья оптика пoзволяла снимать персонажи на расстоянии до семи метрoв со стабильной резкостью.Поэтому запечатленные им на один негатив мнoгoфигурные группы вызывали пoвсюду и недоверие, и вoстoрг. В 1876 гoду за "важное усовершенствование худoжника Карелина", кoтoрое "вoзвoдит фотографию в действительное, важное и вполне полезное пособие для xудожественных работ", ему было даровано звание фотографа императорской Академии художеств. Очевидна связь фoтoкартин А.Карелина с гoлландскoй живописью XVII века.Еще более наглядна преемственность от русской живописи начала XIX века (интерьеры школы Венецианова, например), лубка, кoтoрый начали собирать и изучать во времена Карелина. В его работах oщутима также орнаментальная стихия народного прикладного искусства, знатоком и собирателем которого он был.А.Карелнн создал значнтельное количество фoтoкартин пейзажного жанра. Неизвестно, делал ли худoжник какие-либo эскизы своих снимков, но в пейзаже, как и в "кoмнатных группах", ощущается стрoгая продуманность, значительная подготовительная работа.Совершенствование фoтoтехники,появление сухих желатиновых пластинок, пoртативных камер изменило сферу творчества А. Карелина.В последние годы он много работал на вoздухе, снимал различные тoржественные события жизни Нижнегo- освящения храмoв. отплытие парохода для наблюдения солнечного затмения, открытие Всероссийской выставки, очень интересные зарисовки быта простого народа художник работал до последних дней,не повторяя себя.

В его некрологе было сказанo: "Д.О.Карелин одним из первых доказал всему свету своими фoтoграфическими этюдами-кoмпoзициями, что художество и фотография стоят в самой тесной связи, и что худoжник-фoтoграф вполне в сoстоянии создать истинные произведення искусства".


1. Фотография девушки. А. О. Карелин, XIX век.


2. За вышиванием.


3. Три девицы.



4. Крестьянская девушка. Фото А.О. Карелина. 1870 - 1880-е.



5. Подруги. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


6. Девушка с бусами. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


7. Девушка с полотенцем. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


8. Внучка и бабушка. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


9. За столом. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


10. Дети с книжкой. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


11. Подаяние. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


12. Угощение II. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


13. Девушка в пореченском костюме. Фото А.О. Карелина. 1870 - 1880-е.


14. Покупка ягод. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.

17. Крестьяне Боровского уезда Тульской губ. Фото А.О. Карелина 1870г.


18. Гимназистки. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.


Книга посвящена творческому наследию русского художника и фотографа Андрея Осиповича Карелина. Представлено более 250 фотографий, исполненных Карелиным. "В становлении реалистической эстетики фотографии и фотографической композиции большое значение имело творчество нижегородского светописца Андрея Осиповича Карелина. Его судьба художника-разночинца крайне характерна для того времени. Он был, как и В. Г. Перов, внебрачным сыном крестьянки. Подобно И.Н.Крамскому и И.Е.Репину, проявив склонность к рисованию, попал в обучение к иконописцам. Как и В.И.Сурикову, ему повезло: нашелся помещик-меценат, который отправил талантливого юношу учиться в Петербургскую Академию художеств. Уже в годы обучения в академии, которую Карелин окончил в 1864 году, он начал заниматься фотографией и увлекся ею. С тех пор на всю жизнь фотография и живопись равно вдохновляли его."

Год: 1990
Семенов А.А., Хорев М.М. (составители)
Жанр: Фотоальбом фотографий XIX-го века.
Издательство: Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство
ISBN: 5-7420-0263-7
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 300

Первым русским фотохудожником, ярко проявившим себя в области жанра, был Андрей Осипович Карелин (1837–1906). Придя в фотографию от живописи, он проявил свежее восприятие натуры и внес в исполнение богатое разнообразие творческих приемов. Карелин удивительно тонко умел придавать инсценированным сюжетам жизненную правдивость.

Карелин родился в 1837 году в Тамбовской губернии в семье крестьянина, в десять лет был отдан в обучение к иконописцу. В девятнадцатилетнем возрасте юноша поступил в Петербургскую Академию художеств. Именно там он приобщается к искусству фотографии, кропотливо и настойчиво изучает тонкости фотографической науки. В те времена воплощать свои идеи и образы лишь с ее помощью было довольно сложно из-за весьма несовершенной техники. Однако тайна волшебного искусства привлекала мастеров живописи.

В 1866 году Карелин приезжает в Нижний Новгород, где три года спустя открывает мастерскую «Фотография и живопись». Все желающие могли заказать здесь живописные и фотографические портреты. Художник изучает физику, оптику, приемы освещения. В 1873 году он переводит свою мастерскую в дом В. Н. Николаевой. На улице Осыпной по специальному проекту строится фотопавильон.

Великолепный мастер композиции и света, Андрей Осипович создавал чудесные художественные снимки, которые обладали особой мягкостью, пластичностью, объемностью. Его изящные комнатные группы и жанровые сценки приводили всех в восхищение. «Карелин первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией», - писал библиограф, историк литературы, археограф, палеограф, член-корреспондент АН В. И. Срезневский.

В 70-х годах XIX века Андрей Осипович участвует в фотографических выставках в Вене, Париже, Филадельфии, Эдинбурге; его работы награждаются самыми престижными премиями. Изучив связь между фокусным расстоянием, степенью диафрагмирования и глубиной резкости, Карелин получает необходимую четкость изображения и нужную резкость во всех планах. Впервые в Европе он применяет добавочные линзы.

«Со стороны технической Карелин достиг высокой степени совершенства и при тех скудных средствах, которые в то время были в распоряжении фотографа, с мокроколлодионным, чрезвычайно малочувствительным способом и объективами с весьма малою глубиною фокуса...».

С. М. Прокудин-Горский, журнал «Фотограф-любитель», 1906 год

Сохранились воспоминания В. И. Немировича-Данченко о снимке принца Альфреда, герцога Эдинбургского, выполненного А. Карелиным 15 августа 1875 года на балконе Главного ярмарочного дома. Принц Альфред путешествовал по Волге. Он сам был фотографом-любителем и много слышал о мастерстве Карелина, однако недоверчиво относился к рассказам о его изобретении. Конечно же, принц посетил фотосалон нижегородской знаменитости, но, фотографируясь, намеренно сел так, что при съемке любым фотоаппаратом его фигура вышла бы искаженной, непропорциональной. Ноги получились бы громадными, так как находились на переднем плане; находящиеся на второй плоскости руки были бы значительно крупнее его лица, расположенного в третьей плоскости. Как же был удивлен герцог, когда он получил «...художественный портрет с полной соразмерностью всех деталей...»! В конце 70-х годов XIX века при съемке портретов и портретных групп фотографы еще не достигали такого совершенства на столь большом пространстве - до 7 метров в глубину.

В 1876 году Карелину присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии». По словам современников, на Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге он буквально затмил всех знаменитых иностранцев и по единогласному решению жюри получил высшую награду - золотую медаль «За открытие нового пути и приемов при снятии фотографии, а также за особые труды и полезную деятельность». В 1878 году мастера принимают в члены Французской национальной Академии искусств. Имя Карелина получает всемирную известность. В 70–80-е годы выходит несколько выпусков его художественного альбома «Фотографии с натуры».

В 1880 году Андрей Осипович Карелин становится действительным членом V отдела Императорского русского технического общества по светописи и ее применениям. В состав этого отдела входили тогда самые известные российские ученые и фотографы: Е. П. Вишняков, П. И. Деньер, Л. С. Левицкий, В. А. Каррик, Д. И. Менделеев, В. И. Якоби, граф Ностиц... На заседаниях общества они рассматривали вопросы развития фотографии и фотопромышленности в России и часто приглашали на них Андрея Осиповича как одного из лучших знатоков фотографического дела.

В ежемесячном журнале «Фотограф», целью которого было знакомить фотомастеров самых отдаленных уголков России «со всеми усовершенствованиями в области фотографии, ее применением и способствовать ее успехам в России», публиковал свои статьи и Карелин. Для повышения уровня фотографов V отдел организовывал специальные курсы и фотовыставки, чтобы начинающие фотографы могли увидеть работы мастеров и поучиться у них. Например, на ХV Всероссийской выставке 1882 года в Москве всю правую сторону громадного здания занимали литография, хромолитография, типография, фотолитография, фототипия, фотогравюра, гелиография и, наконец, фотография.

Овладев к тому времени фотографической техникой в совершенстве, А. О. Карелин представил зрителям ряд своих совершенно новых работ. В них мастер отступил от прежних приемов, придавая изображениям художественную мягкость контуров, как будто сдваивая их. Он заявлял, что фотография, снятая общеупотребительным способом, - неверна и уродлива. Как живописец Карелин стремился приблизить свои фотографические работы к произведениям лучших художников. Он старался передать предметы так, как мы их видим, уходя при этом от резкости, жесткого контраста, стремясь к пластичности изображения. Для достижения этой цели мастер применял принцип работы стереоскопа, то есть «сливал» два изображения в одно; при этом Карелин использовал способ копирования с двух негативов, придуманный петербургским фотографом-портретистом А. И.Деньером. Но Деньер делал подобные портреты только малого формата и считал, что художественный эффект достижим лишь при употреблении негативов коллодионных, но не желатинных; к тому же своего способа он не опубликовывал.

Карелин опровергает утверждение Деньера, делает высокохудожественные снимки большого формата и обнародует способ изготовления «при снимании на коллодии и при употреблении сухих пластинок», подробно рассказывая о применяемом им способе печатания: «...при снимании на коллодии последний должен быть вдвое жиже обыкновенного. Проявление обеих пластинок надобно вести так, чтобы сумма силы обоих негативов была равна силе одного обыкновенного негатива, причем лучше, если один из этих негативов слабее другого. При употреблении сухих пластинок проявление ведется так, чтобы соотношение уменьшенной силы каждого негатива было таким же, как при коллодии. Оба высушенных негатива налагаются один на другой так, чтобы более сильный пленкою лежал наружу, а более слабый находился пленкою на стекле первого. Затем негативы защемляют щипчиками и склеивают по углам бумажками. В таком двойном негативе нижний, сильнейший заменяет глаз более зоркий или отчетливее видящий, между тем как верхний, более слабый, копирует без резких границ, смягчает контуры... Для получения хорошего отпечатка с двойного негатива при копировании, - отмечает Карелин, - важно положение рамки относительно источника света, потому что при его неправильности мягкость может быть преувеличена и доведена до двоения контуров... Если появляется художественная потребность в спокойном тоне изображения некоторых предметов, то она удовлетворяется легко - процарапыванием».

Процесс этот был крайне сложным. Ученик Карелина Ф. А. Фомин вспоминал: «Делать в мягкой тональности снимки крупного размера Андрею Осиповичу стоило большого труда и терпения, а также умения занимать модель разговорами во время двойной фотосъемки, между которыми происходила замена одной кассеты с отснятой пластинкой на неотснятую. Тогда он эту процедуру старался производить как можно тише и не торопясь, так как иначе могло произойти изменение положения либо камеры, либо одного из снимаемых... Малейшее шевеление - и пропадал большой труд».

«На Осыпной улице помещается фотография художника А. О. Карелина, приобретшего европейскую известность своими усовершенствованиями в фотографии. Изобретенным им аппаратом он делает снимки посредством двух негативов, причем получается необыкновенное изящество, нежность, а главное - живость рисунка».

«Иллюстрированный спутник по Волге», Казань, 1884 год

В 1885 году Карелин был награжден медалью Императорского русского технического общества «За отличное и художественное исполнение фотографических снимков и за прогрессивное усовершенствование своего дела». На публичной лекции в Историческом музее сын Андрея Осиповича, Почетный вольный общник Императорской Академии художеств Андрей Андреевич Карелин позднее скажет: «Применение в более широких размерах этого способа, стесняемого только размерами фотографий, могло явиться лишь у фотографа, обладающего, экстренным глубоким фокусом, который мог бы брать с абсолютной резкостью первый план и тушевал бы предметы, уходящие вглубь лишь настолько, насколько этого требует воздушная перспектива. Художник Императорской Академии художеств А. О. Карелин, имея изобретенный им глубокий фокус своих объективов, явился первым преемником Деньера по истечении срока данной ему привилегии и, доведя способ Деньера до возможного совершенства, работает и доныне, не стесняясь размерами фотографических листов...».

Творчество Андрея Осиповича Карелина весьма многообразно. Среди его работ можно было встретить не только прекрасные комнатные группы, но и «роскошные снимки детей, разных животных, птиц, их полеты, снимки видов, процессий... Кроме того, эти снимки сделаны множеством способов: сухих, мокрых, устарелых и самых новейших, дневного и лунного света, снимки покоя и движения». Иными словами, по снимкам Карелина можно было проследить целую эпоху развития фотографии. Как это часто бывает, о мастере смело можно сказать «талантливый человек талантлив во всем». Его интересы были разнообразны и многочисленны. Он выпускал открытки с видами Нижнего Новгорода и фотографировал солнечное затмение, увлекался живописью, иконописью и музыкой, был активным общественным деятелем и просто умным, добрым и обаятельным человеком.

Русский художник и фотограф XIX - XX веков, основоположник жанра художественной фотографии.


Андрей Осипович Карелин родился 4 (16) июля 1837 года в Солдатской слободе (ныне село Селезни) Тамбовской губернии и был внебрачным сыном государственной крестьянки Татьяны Ивановны Карелиной.В 1847 году он был отправлен в Тамбов учиться иконописи. В 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. В это время он начинает заниматься фотографией. В 1863 Карелин получил две малые серебряные медали Академии художеств «За успех в рисовании» за этюд с натуры и рисунок с натуры. В 1864 году он завершил учёбу и был удостоен звания свободного неклассного художника.В 1865 году он с женой Евгенией Никитичной и детьми Людмилой и Аполлоном переехал из Санкт-Петербурга в Кострому. В Костроме он занимался портретной и церковной живописью, давал уроки живописи. В то же самое время он работал в фотомастерской М. П. Настюкова. В 1866 году при родах умирает жена, оставив сына Андрея. Вскоре Карелин с тремя детьми и второй женой Ольгой Григорьевной, урожденной Лермонтовой (родственницей М. Ю. Лермонтова) переехал в Нижний Новгород. В 1892 году семья проживала на Муковской улице в доме Губина. В Нижнем Новгороде у них родилось трое детей: Ольга, Татьяна, Рафаил.Русский художник Карелин Андрей Осипович В Нижнем Новгороде он открыл свою рисовальную школу и преподавал в ней до 1905 года. В 1869 году, Карелин открыл свою фотомастерскую «Фотография и живопись».В 1870 году Карелин вместе с живописцем И. И. Шишкиным создал альбом «Нижний Новгород». На Нижегородской ярмарке он открыл свой павильон и постоянно работал в нём.В 1873 году он принял участие в VI Всемирной выставке художественной фотографии в Вене.В 1876 году за портреты и этюдные фотографии с натуры на Специальной выставке французского фотографического общества в Париже он был награжден Большой серебряной медалью. Кроме того получил бронзовую медаль на Всемирной международной выставке в Филадельфии, посвященной 100-летию освобождения североамериканских Соединенных штатов, а на Специальной выставке Эдинбургского фотографического общества он был награждён дипломом и золотой медалью Королевской академии в Эдинбурге.В 1878 году Карелина приняли в члены Французской национальной академии искусств. Он был награждён дипломом Французского фотографического общества и золотой медалью на VIII Всемирной выставке в Париже.В 1879 году император Александр III пожаловал его золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте «за полезное участие в Парижской Всемирной выставке», кроме того, он был награждён почётным дипломом Национальной Академии сельского хозяйства, мануфактуры и коммерции за ранее полученные награды первой степени в Париже.В дальнейшем он неоднократно удостаивался высоких наград на различныых выставках. В 1886 году выпустил фотоальбом «Виды Нижнего Новгорода». В 1887 году возле Юрьевца он сумел сделать серию фотографий полного солнечного затмения.В 1898 году изготовил диапозитивы для демонстрации в школах с помощью «волшебных фонарей».Карелин был избран членом большого числа различных обществ: от Нижегородского общества любителей художеств до Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.Андрей Осипович Карелин скончался 12 августа 1906 года и был похоронен на кладбище Крестовоздвиженского женского монастыря. В связи с ликвидацией данного некрополя в 50-х гг. 20 века прах А.О. Карелина был перенесен на Бугровское кладбище.

Сегодня каждый первый — фотограф. Снимают все! И практически любой современный гаджет имеет теперь встроенную фотокамеру (исключение составляют, разве что, утюги). «Де-факто» получается, что фотография в наши дни — самое массовое и востребованное из искусств.

Но насколько мы знакомы с историей вопроса? Сколько имен российских или даже недалеко ушедших от нас во времени фоветских фотографов у нас на слуху? Лично я до моего приобщения к миру фотографии знала только Родченко. Еще в памяти засел Аркадий Шайхет, а точнее — его знаменитая «Лампочка ильича» в качестве иллюстрации к параграфу о незабвенном плане ГОЭЛРО в учебнике истории за… какой-то класс (извините, не помню).

А ведь есть что и кого вспомнить и о чем поговорить.

Хотя история фотографии — одна из самых недавних в стории искусств (точкой отсчета считается 1839 г.), но и ей уже 176 лет. История Союза Фотохудожников России и того короче: в декабре «нам стукнет» всего 25. Сколько событий, сколько имен!

По всему по этому мы (Союз Фотохудожников России) и решили вести этот блог. В наших планах познакомить любознательного читателя журнала «Дилетант» со многими интересными историями об отечественной фотографии и ее героях.

Итак, мы начинаем. И прямо с выдающегося российского мастера светописи Андрея Карелина (1837−1906), прославившего своим незаурядным талантом Нижний Новгород. Материал любезно предоставлен автором — Татьяной Сабуровой (она не только ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея и хранитель фонда «Фотография XIX — начала XX вв.», но и эксперт фотографии XIXв. Министерства Культуры РФ).

«АНДРЕЙ КАРЕЛИН»

Автопортрет в пледе. 1870−1875

«В 1870-е гг. известный публицист Вас. И.Немирович-Данченко, путешествуя по Волге, познакомился в Нижнем Новгороде с А. О.Карелиным, посетил его фотографическое ателье и осмотрел работы. Впечатления оказались столь сильными, что в написанных чуть позже очерках «По Волге» рассказу об этих событиях было отведено заметное место. (…)

Главу, посвященную творчеству Карелина, он назвал «Фотография, обещающая убить живопись». Разумеется, Андрей Осипович не ставил перед собой подобную задачу. Напротив, отдавая дань уважения традиционному искусству, стремился поднять сетопись на ту же высоту и продемонстрировать неограниченные возможности этого вида художественного творчества. По словам известного фотомастера С. М.Прокудина-Горского, он «первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией «(1). (…)

Первые фотографические опыты Андрея Осиповича относятся к периоду пребывания в Санкт-Петербурге и обучения в стенах Академии Художеств. В 1850-е 1860-е гг. столица являлась центром фотографической жизни России. Интерес к светописи был огромен и со стороны фотографов, и со стороны общества. Здесь работали мастера, которые по образованию являлись профессиональными художниками и которых сегодня мы называем классиками русской фотографии: С. Л.Левицкий, И. Ф.Александровский, Г. И.Деньер, К. Бергамаско, В. А.Каррик, М. Б.Тулинов, М. М.Панов. С фотографами самым тесным образом сотрудничали в качестве ретушеров и акварелистов И. Н.Крамской, А. Куинджи, М. Зичи. (…)

Уже в студенческие годы Андрей Осипович, как и многие его товарищи по Академии, занимался ретушированием и расцвечиванием отпечатков и на опыте убедился в сложности процесса создания произведения светописи. Карелин получал заказы у лучшего петербургского портретиста Деньера. (…)

В 1865 г. после окончания Академии Художеств Карелин некоторое время служил у фотографа М. П.Настюкова в Костроме, а в 1869 г. открыл ателье в Нижнем Новгороде и на практике попытался реализовать свои представления о возможностях и задачах светописи.

Портретирование являлось главным направлением деятельности любого профессионального фотографа XIX столетия. Именно в этом жанре раскрылся подлинный талант Карелина. Состав клиентов его ателье был разнообразен и демократичен. Здесь побывали нижегородский губернатор, представители духовенства, дворянских кругов, купеческой и мещанской среды. Перед карелинской камерой позировали писатели В. Г. Короленко, П. И.Мельников-Печерский, Я. П.Полонский, А. М.Пешков, художники И. И.Шишкин, В. И.Якоби, В. В.Верещагин, А. П.Боголюбов, К. Е.Маковский, музыкант Н. Г. Рубинштейн, ученый Д. И.Менделеев. (…)

Портрет В. В.Верещагина. 1880-е

В 1875—1876 гг. на фотографической выставке в Эдинбурге среди 6 тысяч экспонатов жюри отбрало два — в равной мере достойные золотой медали Королевской академии. Вскрыв конверты с девизами, собравшиеся узнали, что оба произведения выполнены одним автором — Андреем Осиповичем Карелиным. Русская пресса прокоментировала это событие следующими словами: «Всякий старается обратить внимание на нашу русскйю знаменитость, нижегородского А, Карелина, достойного представителя русской фотографии на всемирной специально-фотографической выстаквке в Эдинбурге, где он затмил работы всех знаментых иностранцев» (2).»

(1) Прокудин-Горский С. М. А. О.Карелин// Фотограф-любитель. 1906. № 9. С.2855−286

(2) Срезневский В. И. Фотография на Всероссийской выставке 1882 г. в Москве// Фотограф. 1882. № 7. С. 177

На сегодня это все. Мы продолжим знакомство с Андреем Карелиным в следующих выпусках.

Дежурила по блогу Александра Устинова

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...