Авария bp в мексиканском. Семь самых страшных аварий на буровых платформах


Фото-отчет об аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в 2010 году . 22 апреля 2010 года, управляемая нефтегазовой компанией "Бритиш Петролеум" (Вritish Petroleum, BP) платформа Deepwater Horizon затонула около побережья штата Луизиана после 36-часового пожара . Началась утечка нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. Американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе. На момент аварии ею управляла BP. Результатом аварии стала гибель 11 человек, в воды Мексиканского залива вылилось более 5 млн. баррелей сырой нефти . Ежедневно в воды залива вытекало до 40 тысяч баррелей нефти (более 6 млн. литров). ВР предпринимала многочисленные и большей частью безуспешные попытки устранить утечку. К марту 2011 г., по сообщению официального представителя Объединенного центра по ликвидации последствий аварии на нефтяной платформе Майка Хвозда, неочищенными остались 530 миль. Полностью очищено побережье Флориды, практически полностью – побережье Алабамы и Миссисипи. Неочищенные участки остались в Луизиане, в том числе часть береговой линии и многочисленные болота. Химическое загрязнение в результате этой катастрофы может повлечь колоссальные последствия, которые уже сегодня могут быть причиной климатического аттракциона , происходящего на планете. Сайт "Выживание" предлагает к просмотру фото последствий аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе :

Взрыв нефтяной платформы Deepwater HorizonАвария, произошедшая 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в
Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizonна месторождении Макондо.
Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в
одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку.
В момент взрыва на установке Deepwater Horizon погибло 11 человек и пострадало 17 из 126
человек, находившихся на борту. В конце июня 2010 года появились сообщения о гибели ещё 2
человек при ликвидации последствий катастрофы.
Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня
вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч
квадратных километров.

Причины и виновники трагедии

Согласно внутреннему расследованию, проведённому сотрудниками
безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки
рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции
самой нефтяной платформы. В подготовленном отчёте говорилось о том, что
сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений
давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток
углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу
через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков
платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который
должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

Разлив нефти

С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем
временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка
5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей
в сутки, о чём в мае 2010 года заявил министр внутренних дел США.К концу
апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года
нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того,
подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем
1000 метров.За 152 дня в воды Мексиканского залива через повреждённые
трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного
пятна составила 75 тысяч км².

Последствия для экологии

Бурый пеликан, покрытый толстым слоем
нефти, плавает в морском прибое у
побережья острова Ист-Гранд-Терр, штат
Луизиана.
Мертвая рыба на пляже острова Гранд-Айл, штат Луизиана.
Компания «British Petroleum» использует химические реагенты –
т.н. диспергаторы, которые расщепляют нефть. Однако их
использование приводит к отравлению воды. Диспергаторы
разрушают кровеносную систему рыб, и они умирают от
обильного кровотечения.

Покрытое нефтью тело мертвого дельфина лежит на
земле в Венеции, штат Луизиана. Этого дельфина
заметили и подобрали во время облета над югозападной областью на реке Миссисипи.
Американский бурый пеликан (слева), стоит рядом со
своими чистыми собратьями на одном из островов в
заливе Баратария. На этом острове гнездятся
многочисленные колонии птиц.

Покрытая нефтью мертвая рыба плавает у побережья
острова Ист-Гранд-Терр 4 июня 2010 близ Ист-ГрандТерр острова, штат Луизиана. Рыба поедает
зараженный из-за применения диспергаторов
планктон, и по пищевой цепочке токсины
распространяются повсюду.
Покрытый нефтью трупик северной олуши на
пляже острова Гранд-Айл, штат Луизиана.
Побережье штата первым встретило нефтяную
плёнку и больше всего пострадало от этой
катастрофы.

О последствиях

В результате разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья, был введён запрет на
рыбную ловлю, для промысла были закрыты более трети всей акватории Мексиканского залива. От
нефти пострадали все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу, сильнее всего
пострадали штаты Луизиана, Алабама, Миссисипи и Флорида.
По данным на 25 мая 2010 года на побережье Мексиканского залива было обнаружено 189 мёртвых
морских черепах, много птиц и других животных, на тот момент разлив нефти угрожал более 400
видам животных, в том числе китам и дельфинам.
По состоянию на 2 ноября 2010 года было собрано 6814 мёртвых животных, в том числе 6104 птицы,
609 морских черепах, 100 дельфинов и других млекопитающих, и одна рептилия другого вида.
По данным Управления особо охраняемых ресурсов и Национального управления океанических и
атмосферных управлений в 2010-2011 годы зафиксировано повышение смертности китообразных
на севере Мексиканского залива в несколько раз по сравнению с предыдущими годами (2002-2009
годы).

Борьба с последствиями

Работу по ликвидации разлива нефти координировала специальная группа под
руководством Службы береговой охраны США, в состав которой входили
представители различных федеральных ведомств.
В спасательной операции по состоянию на 29 апреля 2010 года участвовала флотилия
BP, состоящая из 49 буксиров, барж, спасательных катеров и других судов, также
использовались 4 подводных лодки. 2 мая 2010 года в операции уже участвовали 76
судов, 5 самолётов, около 1100 человек, также были привлечены 6000
военнослужащих Национальной гвардии США, военнослужащие и техника Военноморских сил США и Военно-воздушных сил США.

Нефть - жидкое сырье, продукты которого повсеместно используются в мире в качестве топлива, смазок, масел и т.д. Переоценить значение «черного золота» достаточно сложно. Ежедневно с помощью трубопроводов, вагонов и танкеров миллионы баррелей нефти отправляются из нефтедобывающих стран к конечным потребителям. К сожалению, этому сопутствуют аварии, которые случаются из-за износа оборудования, человеческого фактор или стечения неблагоприятных обстоятельств. года - крупнейшая катастрофа, которая нанесла значительный ущерб экологии региона.

Катастрофа в мексиканском заливе

22 апреля 2010 года считается черным днем для североамериканских экологов. В этот день потерпела крушение нефтяная платформа у побережья США. Причиной затопления стал взрыв газа и последовавший за ним пожар. В результате аварии 24 пропал без вести и не был найден до сих пор. 117 других сотрудников успешно эвакуировались, часть из них имела ранения средней тяжести. 36 часов спасатели потратили на то, чтобы потушить возникший пожар, однако все мероприятия не возымели действия. Платформа была затоплена.

Взрыв также повредил промысловый трубопровод, по которому нефть поступала от морского дна к платформе. Из-за повреждения произошел крупнейший за всю историю США разлив нефти. Утечка нефти была обнаружена лишь 24 апреля. С этого момента компания Вritish Petroleum при поддержке федеральных служб США начали осуществлять работы по ликвидации разлива сырья.

Разлив нефти в мексиканском заливе 2010

Разлив нефти в мексиканском заливе 2010

Из-за катастрофы в воды Мексиканского залива попало около 5 миллионов баррелей нефти. Каждый день в воду поступало несколько десятков тысяч баррелей сырья (что равноценно шести миллионом литров). С первых же дней после обнаружения утечки были предприняты меры по ее ликвидации. Однако успеха они не имели. Работы проводились 86 дней, и лишь 3 июня был достигнут благоприятный результат. С помощью специальной робототехники, способной работать на глубине, удалось удалить буровую трубу. При этом на ее месте был размещен специальный защитный экран. Оставшиеся потоки нефти были направлены в специально отведенные резервуары.

Несмотря на это, огромное количество нефти уже успело попасть в воды. Из-за действия ветра и течений нефтяное пятно расширилось на значительную акваторию. В начале августа утечка была устранена полностью. Скважина была зацементирована. Дополнительно была создана специальная разгрузочная скважина, которая позволила уменьшить давление жидкости. Обе скважины соединились на глубине в пять с половиной километров.

Последствия

Авария нанесла колоссальный урон для экологии региона. Более двух тысяч километров североамериканского побережья были загрязнены нефтью. Учеными была отмечена гибель всех беспозвоночных животных, находящихся в радиусе утечки. В несколько раз выросла смертность дельфинов и китообразных. При этом экологи заявляют, что реальные цифры гораздо страшнее тех, что были приведены в официальных отчетах. Из-за аварии в акватории была полностью запрещена рыбная ловля.

Для ликвидации нефтяного пятна активно применялась технология контролируемого сжигания. Побережье и дно очищались с помощью механических методов очистки. Уникальная природа региона, сочетание микроорганизмов, рельефа и благоприятного режима морских течений сыграли на руку спасателям. Несмотря на то, что полностью акватория была очищена лишь спустя полтора года, отсроченные негативные последствия катастрофы проявляются и по сей день.

Катастрофа на трубопроводе компании Petrobras в 2000 году. Взрыв на французском химическом комбинате AZF в 2001 году. Взрыв на нефтяной платформе компании Pemex у берегов Мексики в апреле нынешнего года. История нефтедобычи богата на катастрофы. Но самая крупная авария с самыми тяжелыми на сегодняшний день экологическими последствиями произошла в 2010 году. У берегов американского штата Луизиана взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, которую эксплуатировала британская компания ВР в Мексиканском заливе.

Она утонула

20 апреля 2010 года на Глубоководном горизонте (Deepwater Horizon) прогремел мощный взрыв, повлекший за собой сильный пожар. Всего на момент происшествия на буровой платформе размером в два футбольных поля находились 126 человек и хранилось около 2,6 миллионов литров нефтепродуктов. Уже одна только эта цифра дает представление о масштабах катастрофы.

Можно представить себе последствия, зная, что пожар длился 36 часов, после чего платформа затонула, а из скважины на глубине 1500 метров непрерывным потоком вытекала нефть. По одним данным, эта утечка составляла 5 тысяч баррелей в сутки (т.е. 700 тонн нефти), по другим – до 100 тысяч (около 14 тысяч тонн).

Бороться с убегающей нефтью пробовали по-разному: ограждали, выжигали, собирали с помощью сорбентов, накрывали скважину огромным защитным куполом. ВР даже организовала кампанию сбора человеческих волос и шерсти животных, которые набивали в нейлоновые мешочки и использовали как промокашки для сбора нефти. Кампания развернулась масштабная: по данным благотворительной организации Matter of Trust, в акции участвовало 370 тысяч салонов во всем мире, ежедневно в сборные пункты поступало 200 тонн волос и шерсти.

В кампании по сбору волос ВР вполне преуспела. А вот кампанию по сбору нефти провалила. Как объясняют эксперты, технология «разлилось - тут же собрали» спустя сутки после аварии не годится — она опускается на дно и ставить ограждения бесполезно. Ни микроорганизмы, расщепляющие нефть, ни сорбенты просто не могли справиться с такими объемами нефти. И не справились. По оценкам экологов, в почве вокруг скважины Макондо скрывается около 37 тысяч тонн нефти, что составляет от 5 до 14% от общего объема выброшенной нефти. Как отмечают исследователи, эта нефть пока покоится на дне, однако она постепенно будет просачиваться обратно в воду. Это приведет к серьезным экологическим последствиям, так как нефть в придонных слоях моря распадается очень медленно из-за недостатка кислорода.

В чем причина?


Авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon признана одной из самых масштабных катастроф в истории человечества. Ее сравнивают с крушением Чернобыльской АЭС и даже называют «нефтяным Чернобылем». Обе катастрофы объединяет одно обстоятельство - с последствиями крушений долгое время не могли справиться, потому что такой сценарий не был предусмотрен в проекте.

По мнению руководителя экологической компании «Гринпис России» Владимира Чупрова, сегодня в нефтяной отрасли вообще нет технологий, которые на 100% исключают возможность возникновения таких катастроф. А когда они все-таки происходят, оказывается, что нет и технологий для ликвидации последствий аварий такого масштаба.

И все же у ВР был шанс «подготовиться», ведь специалисты еще до крушения платформы утверждали, что гибель Deepwater Horizon – это лишь вопрос времени.

Нефтяная платформа была спущена на воду в феврале 2001 года. В том же году она была сдана в аренду компании ВР, которая и привезла Deepwater Horizon в Мексиканский залив и спустя 9 лет, в феврале 2010 года, начала бурение скважины на месторождении Макондо. Тогда и начались проблемы: работы по бурению производились в спешке. И понятно, ведь платформа ежедневно обходилась ВР в полмиллиона долларов, а значит, компании нужно было поскорее начать добывать и зарабатывать. Не учли одного – в случае катастрофы ВР ждут огромные финансовые затраты и ответственность за ликвидацию последствий крушения. Но, как уже говорилось, такой сценарий в проект не входил.

Расследованием причин аварии занималось сразу несколько организаций: Министерство внутренней безопасности США и внутренних дел США, Конгресс США и Министерство юстиции США. ВР посчитал своим долгом провести собственное расследование причин аварии. 50 специалистов во главе с Марком Блаем, руководителем ВР по безопасности операций, занимались выяснением причин катастрофы. В результате компания ВР опубликовала доклад, согласно которому главной причиной крушения платформы стал… человеческий фактор. Да и причин для «беспокойства» названо всего-ничего - шесть. Более основательный доклад был сделан Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраной США. Из 35 причин катастрофы в 21 причине единственным виновником является ВР, а в 8 вина компании была признана частичной.

Возможно, в ВР были правы, и человеческий фактор действительно стал одной из причин гибели Deepwater Horizon - в погоне за прибылью и в попытке сократить расходы по разработке скважины компания пренебрегла элементарными нормами безопасности. Кроме того, среди причин неудачная конструкция скважины с недостаточным количеством барьеров для нефти и газа, неудачное цементирование, изменения, внесенные в проект по разработке скважины в последний момент.

Частичная вина признается за собственниками нефтяной платформы, компанией Transocean Ltd., и компанией Halliburton, занимавшейся подводным цементированием скважины.

Из-за чего страдает Мексиканский залив?

Итак, «человеческий фактор» деятельности ВР на нефтяной платформе Deepwater Horizon обернулся, в первую очередь, глобальной экологической катастрофой. Настолько глобальной, что по своим масштабам эта катастрофа затмила крушение танкера Exxon Valdez на Аляске, судна Prestige в Испании, да и большинство прочих аварий, ранее признававшихся самыми крупными по масштабам разлива нефти.

В нескольких словах последствия крушения платформы выглядят следующим образом.

За 152 дня, которые нефть непрерывно вытекала из поврежденной скважины, в воды залива попало более 5 миллионов баррелей.


Воды Мексиканского залива, как известно, богаты промысловой рыбой, устрицами и креветками, по берегам залива гнездятся редкие виды птиц, а на пляжи залива приезжают отдыхать многочисленные туристы. Но разлившаяся нефть достигла даже территорий прибрежных заповедников и болот, были загрязнены побережья нескольких штатов от Флориды до Луизианы. В последнем был введен почти полный запрет на рыбную ловлю. А пляжи остальных штатов не несколько месяцев закрыты для отдыхающих. Кроме того, было обнаружено мертвыми почти 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и еще в течение нескольких следующих лет сохранялась повышенная смертность среди китов и дельфинов

Но наибольшее опасение в среде ученых вызвало влияние последствий аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. По некоторым подсчетам температура течения снизилась на 10 градусов. Течение стало разбиваться на отдельные подводные потоки. Были замечены некоторые погодные аномалии. И все это как раз во время разлива нефти после гибели Deepwater Horizon. Конечно, это может быть лишь совпадением, да и специалисты не пришли к единому заключению по данному вопросу. Однако этот факт до сих пор беспокоит некоторых ученых.

Кто виноват и что было сделано?

После аварии в суды были поданы тысячи исков, главными ответчиками по которым выступали BP и Transocean. Первыми в суды обратились местные рыбаки, собственники жилья в прибрежной зоне, агентства недвижимости и рестораторы. В начале 2012 года к ним присоединились иски от владельцев бизнеса и от правительственных организаций, чьи дела понесли убытки из-за разлива нефти. С исками против ВР выступили акционеры компаний, где основными истцами были пенсионные фонды штатов Нью-Йорк и Огайо. Причина исков – «предоставление не соответствующей действительности информации о безопасности бурения в Мексиканском заливе».

ВР и Transocean нарушили закон об охране чистой воды, что позволило Министерству юстиции США направить иск в Федеральный суд американского города Новый Орлеан (штат Луизиана). Американское правительство требовало взыскать с компаний штраф в размере от 1,1 до 4,3 тысяч долларов за каждый баррель вытекшей нефти. И если Transocean признала себя виновной и выплатила почти 1,5 млрд долларов штрафа, то представители ВР решили «переложить с больной головы на здоровую» и подали иск к Transocean в федеральный суд Нового Орлеана, обвиняя компанию-подрядчика в некачественно выполненных работах и нарушении техники безопасности, что и послужило главной причиной аварии. А раз так, то, по мнению ВР, Transocean и обязаны понести материальную ответственность за ликвидацию последствий катастрофы.

Кстати, Transocean не единственная организация, попавшая под «горячую руку» ВР. Компания обвинила Cameron Internetional в ответственности за сбои в работе противовыбросового устройства, установленного на скважине. А на Halliburton обрушился иск о «мошенничестве, халатности и сокрытии фактов об использованных материалах». Однако как постановил федеральный судья Карл Барбье, 67% вины за происшедшую аварию лежит на самой ВР и только 30% и 3% на компаниях Transocean и Halliburton соответственно. В 2012 году федеральный суд Нового Орлеана вынес решение, налагающий на ВР штраф в размере 7,8 млрд долларов США. Это сумма компенсации, которую суд обязал ВР выплатить 100 000 истцам, пострадавшим от разлива нефти. Однако по заявлениям представителей компании, выплата данной суммы не является признанием своей вины в произошедшей аварии.

В феврале 2013 года в суде Нового Орлеана началось новое слушание по делу об аварии в Мексиканском заливе. Действующие лица все те же – британская ВР, ее партнеры и представители американского правительства, требующие выплаты максимального штрафа, т.е. 4,3 тысячи доллара за каждый баррель попавшей в воду нефти. Британская компания попыталась оспорить этот иск и снизить штраф до 3 тысяч за баррель. Но ход расследования сыграл не на руку ВР: оказалось, что один из инженеров компании, Курт Микс, попытался уничтожить переписку, в которой шла речь о важной внутренней информации ВР. В частности, о попытках специалистов законсервировать скважину после аварии. Также выяснилось, что нефтедобывающей компанией были представлены сведения, преуменьшающие количество вытекшей нефти.

В 2014 году в дело решило вмешаться британское правительство. В своем заявлении оно призвало суд пересмотреть некоторые свое решения в отношении компании ВР, а именно – снизить штраф, наложенный на ВР. И все же суд Нового Орлеана оказался неумолим и постановил, что «небрежные или умышленные действия британской компании привели к разливу 5 миллионов баррелей нефти в заливе», а значит и ответственность за такие действия должна быть максимальной.


Гражданский протест в GRAND ISLE, LOUISIANA. Символическое «кладбище», посвященное видам флоры и фауны, погибшим в результате нефтеразлива.
Фото: Katherine Welles

13,7 млрд долларов – цена, которую суд обязал ВР выплатить за жизнь 11 человек, погибших в результате аварии, за крупнейшую в истории человечества экологическую катастрофу и за огромный материальный ущерб, который понесли бизнесмены и частные лица.

Кристина Кузнецова

Год назад произошел взрыв глубоководной буровой установки в Мексиканском заливе. Американский эколог Карл Сафина суммирует последствия катастрофы для экосистем этой акватории. По его мнению, в целом последствия не такие трагические, как предсказывали панически настроенные обозреватели вскоре после самого события. Но эта относительная безнаказанность явилась скорее результатом счастливого стечения обстоятельств, чем признаком закономерной неуязвимости природной системы. Человеческая технология, психологическая и профессиональная подготовка пока не способны справиться с теми рисками, которые неизменно возникают при глубоководном нефтяном бурении. Катастрофы при этом обязательны и неизбежны. Карл Сафина убежден, что правительственные вложения в глубоководное бурение - это недальновидная и тупиковая линия экономики. Необходимо вкладывать как можно больше ресурсов, материальных и творческих, в развитие альтернативных энергетических производств.

Прежде всего Сафина напоминает хронологию самой катастрофы.

Однако многие взрослые особи в это время года откочевали в открытое море. После взрыва было зарегистрировано 500 особей этих черепах, но многие, по-видимому, погибли не от нефтяного заражения, а от повреждений орудиями лова местных промысловиков. Многие, предвосхищая скорый запрет на лов в море, постарались загодя наловить побольше, поставив все имеющиеся орудия лова. Службы охраны постарались восполнить потери популяции этого редкого вида и перевезли на побережье Мексиканского залива 70 000 черепашьих яиц. Однако результат этой спасательной операции будет ясен только через полтора десятилетия, так как атлантическая ридлея размножается раз в 12–20 лет.

Что же касается гибели рыбных запасов в водах залива, то тут ситуация совсем не катастрофическая. После введения запрета на лов, запасы неизменно и очень быстро восстанавливаются. Так было после гибели рыбных популяций, произошедшей после катастрофы Exxon Valdez - будет, по всей вероятности, и теперь.

При этом отмечается, что нефтяная пленка, покрывшая донные осадки в некоторых частях залива, послужила причиной гибели донной инфауны и глубоководных морских кораллов.

То гигантское количество нефти, которое вылилось в воды залива, при относительно высокой среднегодовой температуре воды должно быть очень быстро переработано бактериальной микрофлорой и превращено в углекислоту. Так что бактериальные процессы должны сильно уменьшить последствия загрязнения.

Самые серьезные опасения вызывает судьба заливных лугов дельты реки Миссисипи .

Река несет огромное количество осадка, сформировав за 4–5 тысяч лет территорию дельты, выдающуюся в море на десятки километров. Протоки дельты меняют свой маршрут, высокая влажность и продуктивность почв создают благоприятные условия для растительности, биоразнообразие в дельте ошеломляюще высоко. Поэтому загрязнение этих территорий действительно грозит серьезными потерями биоразнообразия.

Цифры же таковы: в результате катастрофы из 18 000 км 2 заливных лугов нефтяными пятнами покрыто 9 км 2 . На этих загрязненных площадях к концу лета уже возобновилась нормальная вегетация. 9 км 2 - много это или мало? Для сравнения приведены данные антропогенного разрушения территории дельты: за время эксплуатации дельтовых земель площади сократились на 5 тыс. км 2 ; ежегодные темпы сокращения площадей оцениваются в 100–200 км 2 . Так что 9 км 2 нефтяных пятен выглядят не слишком впечатляюще на фоне остальных экологически агрессивных факторов.

Основными причинами сокращения территорий дельты считаются зарегулирование стока, нарушающего естественный терригенный снос , который восполняет вымывание дельты морскими водами, и опускание фрагментов суши вследствие добычи нефти на этих территориях.

Поэтому, анализируя последствия, естественно возникает вопрос: была ли эта катастрофа той «самой большой катастрофой в истории», как назвал ее президент США Барак Обама?

Именно эта катастрофа, по всей видимости, не была. Нейтрализуя человеческую нерасторопность и недальновидность, обстоятельства случайно сложились в пользу природы: массовые поселения птиц и млекопитающих находились далеко к северу, большая часть нефти всплыла на поверхность, не достигнув донной фауны, а голодные бактерии переработали нефтяные озера. Всё могло бы быть гораздо, гораздо хуже.

Но, как отмечает автор обзора, хуже всего то, что основной урок из этой катастрофы касается не сиюминутных мер по соблюдению экологической безопасности, а общей политики энергодобычи. Глубоководное бурение, на которое сейчас возлагают серьезные надежды многие топливные компании, а вместе с ними и правительства нефтедобывающих стран, - это чрезвычайно опасное мероприятие. Человеческая техника, человеческая психология и профессиональная подготовка еще не готовы справляться с рисками глубоководной нефтедобычи. И вряд ли в обозримом будущем справятся. Следует переориентировать технологический поиск на альтернативные задачи, творческие и сырьевые. Но Карл Сафина имеет серьезные и обоснованные опасения, что государственные деятели такой дальновидностью не отличаются.

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...