Автор учения о доминанте. Учение Ухтомского о доминанте. Свойства доминанты, ее возрастные особенности и значение в познавательной деятельности


«ДОМИНАНТА» УХТОМСКОГО

Физиолог, психолог, богослов, энциклопедист, лектор, публицист, художник, иконописец, поэт, церковный и общественный деятель; профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных Санкт-Петербургского университета, заведующий биологическим отделением Ленинградского университета; профессор физиологии в Институте Лесгафта и в Психоневрологическом институте; академик АН СССР; староста Никольской старообрядческой церкви в Петербурге, епископ Охтенский Алипий (посвящен тайно в 1931 г.), «монах в миру»; основатель и директор Научно-исследовательского физиологического института (ФНИИ); директор электрофизиологической лаборатории АН СССР; организатор рабочего факультета в Ленинградском университете и там же – первой в СССР лаборатории физиологии труда; президент Ленинградского общества естествоиспытателей; депутат Петроградского совета; лауреат премии им. В.И. Ленина (1932), князь Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) исследовал процессы возбуждения, торможения и механизм лабильности (подвижности, неустойчивости психики). Ухтомский создал учение о доминанте – универсальном принципе головного мозга, позволившем объяснить фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека.

Начать разговор о научных достижениях А.А. Ухтомского лучше всего с его слов: «Относительно религии надо сказать, что ею улавливается одна из сторон действительности, недоступных до сих пор научному настроению». Ухтомскому-физиологу помог Ухтомский-богослов понять непостижимую другими учеными связь психоанализа с физиологической теорией поведения человека. А еще подсказал Ухтомский-поэт: «В духовной жизни много поразительно непонятного, переходы душевных состояний, неуловимые для рефлексирующего разума, но лишь понятные для поэтического духа… Понятно, насколько завлекательно в научных целях принять все это бесконечное разнообразие феноменов – за прямую функцию материальной жизни».

Результаты первых экспериментов ученого по вопросу о доминанте можно найти в его докторской диссертации «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний» (1911).

Полностью теорию Ухтомский изложил в фундаментальном труде «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» (1923). Позднее дополнил его учением об усвоении ритма – «Усвоение ритма в свете учения о парабиозе» (1926). В 1928 г. увидела свет книга «Психоанализ и физиологическая теория поведения», в которой ученый увязал психоанализ с физиологией нервной системы. Свои теории Ухтомский распространил на природу утомления – «Возбуждение, утомление, торможение. Современное состояние проблемы утомления» (1934).

В конце 1930-х гг. ученый стал исследовать проблему нарушения у биологических систем биологического равновесия. Главный вывод физиолога заключался в том, что при восстановлении равновесия системы могут приходить в зависимости от скорости этого восстановления либо к старому равновесию, либо репродуцировать новое.

В основу принципа доминанты легли многочисленные эксперименты, которые Ухтомский, как и И.П. Павлов, проводил на собаках, о влиянии внешних раздражений на рецепторы организма в соответствующих частях центральной нервной системы. Рассматривая стойкий очаг возбуждения (доминанту), определяющий поведение организма в данный момент, ученый изучал одновременное побочное влияние этого очага на рецепторное торможение во всех прочих частях нервной системы, выяснял, как происходит блокирование выполнения всех других рефлекторных реакций.

А.А. Ухтомский

К идее доминанты физиолог пришел в 1904 г. В опытах Ухтомский случайно заметил, как собака перестает реагировать на раздражающее действие электрического тока на двигательные точки коры головного мозга перед тем, как у нее опорожнится кишечник. Более того, любой внешний раздражитель в этот момент только «подстегивал» животное к акту дефекации, после которого реакция на раздражение вновь приходила в норму. Это наблюдение и стало первым шагом к грандиозному открытию в физиологии.

Термин «доминанта» Ухтомский позаимствовал у немецкого философа Р. Авенариуса. Говоря по-простому, доминанта побуждает человека к труду, подвигу, творчеству, проявлению необычайной выдержки и воли. Она может быть мгновенной вспышкой, а может вести человека всю жизнь к некоей цели.

Учение о доминанте позволяет практикующим врачам и клиницистам трактовать поведенческие патологии, функциональные расстройства деятельности мозга, объяснять многие психосоматические и вегетативные заболевания. Принципом доминанты воспользовались специалисты, изучающие психологические проблемы поведения человека, социальные проблемы общения, воспитания, обучения.

По мнению биологов, Ухтомский рассматривал созданный им принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании наиболее сложной живой системы – человека. «По сути, А.А. Ухтомским была разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения. Знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция А.А. Ухтомского было построена на стыке различных научных понятий: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики» (доктор биологических наук Л.В. Соколова).

Из воспоминаний доктора биологических наук. С.В. Могаевой, участницы блокады Ленинграда.

«Алексей Алексеевич остался в блокадном городе, как ни уговаривали его власти эвакуироваться на Большую землю. Его хотели сохранить как достояние нации. Ведь это был ученый с мировым именем и к тому же пожилой человек. Но он решительно отказался уехать из города. Должно быть, считал ниже своего духовного и княжеского достоинства покинуть город святого Петра в лютой беде… В то время мы не знали, что Алексей Алексеевич был епископом Алипием. Должно быть, и как высокое духовное лицо он не мог покинуть людей, обреченных врагом на мученичество и уничтожение.

С начала войны академик Ухтомский стал заниматься организацией исследований травматического шока и изучением других проблем, связанных с войной… На вопрос, почему он не уезжает, академик ответил: “Я должен закончить работу. Жить мне уже недолго, умру здесь”. Алексей Алексеевич много работал и держался на ногах, сколько мог».

Ученый подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», с которым собирался выступить на сессии, посвященной годовщине со дня рождения И.П. Павлова, но не успел. 31 августа 1942 г. Ухтомский «погиб от голода… По рассказам, соседи нашли его тело лежащим на давно нетопленной плите, одетым в лиловый подрясник, с Евангелием в руках».


| |

Года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в году:

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации , электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», ]

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до года, когда он выступил с докладом о доминанте. В он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».

Принцип доминанты

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки , изолированной от самцов в период течки . Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах..

Учение о доминанте и констелляции нервных центров

Доминанта , по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме - и в мышцах , и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности . Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе». Констелляция нервных центров - взаимодействие нервных центров с постоянно динамически меняющимся состоянием.

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма . «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы . Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» - возникающие в коре головного мозга - составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления ».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия . Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука , подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924]

Свойства доминантного центра

  • Повышенная возбудимость
  • Способность к суммации
  • Возбуждение характеризуется высокой стойкостью
  • Возбуждение характеризуется высокой инертностью

Библиография

  • Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00067-3

См. также

  • Нервный центр

Ссылки

  • В. П. Зинченко, «Гипотеза о происхождении учения А. А. Ухтомского о доминанте»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцип доминанты" в других словарях:

    НЕРВНАЯ СИСТЕМА - НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Содержание: I. Эмбриогенез, гистогенез и филогенез Н.с. . 518 II. Анатомия Н. с................. 524 III. Физиология Н. с................ 525 IV. Патология Н.с................. 54? I. Эмбриогенез, гистогенез и филогенез Н. е.… … Большая медицинская энциклопедия

    Доминанта устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.… … Википедия

    Доминанта устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Содержание 1… … Википедия

    Алексей Алексеевич Ухтомский Физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте Дата рождения: 13 (25) июля 1875(18750725) Дата смерти: 31 августа 1942 Научная … Википедия

    Алексей Алексеевич Ухтомский Физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте Дата рождения: 13 (25) июля 1875(18750725) Дата смерти: 31 августа 1942 Научная … Википедия

    Алексей Алексеевич Ухтомский Физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте Дата рождения: 13 (25) июля 1875(18750725) Дата смерти: 31 августа 1942 Научная … Википедия

    доминанта - Этот принцип (доминанты) поясняет нам, откуда берется цельность и единство в человеческом поведении. ... (принцип доминанты по Ухтомскому): Нормальное отправление органа в организме есть не предопределенное, раз навсегда неизменное… … Словарь Л.С. Выготского

Книги

  • Семантика противительности: опыт структурно-семантического анализа. Монография , Милованова Мария Станиславовна. В работе определяется объем и содержание понятия противительность - расширяется представление о противительности как явлении не только сугубо синтаксическом: противительность - семантика,…

История вопросы и практические выводы теории доминанты .

Механизм функционирования доминанты рассматривался множеством ученых еще до Ухтомского. Среди них были И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов. Каждый из данных ученых в свое время отметил, что при наличии устойчивого очага возбуждения в коре, к нему будут стекаться импульсы из близлежащих областей, таким образам, порождая в этих самых областях обратный процесс, т.е. торможение. Данный очаг, который стягивает к себе импульсы близлежащих областей и является доминантой. Однако, подробно разработать понятие доминанты и объяснить ее психологический смысл впервые удалось именно

Явление доминанты было обнаружено ученым в изначально, казалось бы, неудачном эксперименте по изучение рефлексов. Как и в других подобных экспериментах того времени, ожидалось, что при стимуляции животного будет получен тот или иной двигательный ответ, соответствующий данному рефлексу. Однако, этого не произошло…

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

А эксперимент выглядел следующим образом. Собака, в момент подготовки к дефекации подвергалась раздражению электрическим током, с целью проявления двигательного акта, но данное раздражение не привело к ожидаемому поведению организма, а лишь усилило процесс дефекации и, соответственно, способствовало завершению данного акта. Когда процесс дефекации закончился, повторное раздражение тех же областей начинает вызывать ожидаемые изначально движения.

Отсюда, ученый делает гениальное заключение: реакция нервного центра не является его постоянно заданным свойством, но выступает результатом его состояния. Это значит, что при стимуляции того или иного центра в коре стабильность связи между стимулом и реакцией можно наблюдать лишь в условиях полнейшего бездействия живого существа, которые могут быть созданы только искусственным образом.

Получается, что данный стимул может вызвать разные реакции и, наоборот, данная реакция может продуцироваться в разных нервных центрах. Отсюда возникает вопрос о детерминанте реакции нервного центра, а, соответственно, и детерминанте поведения.

По Ухтомскому, такой детерминантой выступают центры и участки близкие к данному, а в конечном итоге - целостный организм. В каждую единицу времени присутствует центр, работа которого обладает наибольшей значимостью. Это и называется доминантой.

Доминанта предстаёт перед нами как совокупность различных симптомов, проявляющихся в мышцах, работе эндокринной системы и других системах всего организма. Она выступает не в виде точки возбуждения в нервной системе, но как определённая конфигурация центров повышенной возбудимости на разных уровнях нервной системы.

Отсюда выводятся определяющие доминанту свойства.

  1. Доминирующий участок стягивает к себе возбуждение из рядом расположенных областей поддерживая свою деятельность.
  2. С ростом возбуждения, доминирующий участок тормозит сторонние рефлексы, возникающие в процессе текущей деятельности.

Возникновение доминанты связано с задачей, на решение которой направлена текущая деятельность. В итоге, если та или иная деятельность становиться доминирующей, то сторонние влияния не в состоянии ей помешать, но, напротив, они даже подкрепляют ее своей энергией. Здесь часто приводится пример, когда раненый в момент боя солдат не ощущает боли, находясь в процессе сражения.

Свойства доминанты и ее инерция

Переход того или иного центра в состояние, называемое доминантой определяется следующими его свойствами.

  1. Повышенная возбудимость . Порог возбудимости данного центра, должен, как минимум, быть равным силе воздействия стимула.
  2. Стойкость возбуждения . Данный параметр определяет продолжительность процесса возбуждения, чем он дольше, тем больше и стойкость возбуждения.
  3. Суммация возбуждений. Это возможность суммировать приходящие возбуждения.
  4. Инерция , предполагающая, что волны внешнего возбуждения проявляется в стимуляции доминантной реакции к ее конечному разрешению.

Последнее качество оказывается особенно важным. Доминанта инертна, она склонна к сохранению и повторению в независимости от изменений внешней среды. Доминанта часто остается неизгладимым отпечатком в нервной системе.

Таким образом, ученый приходит к одному из важнейших своих выводов, что состояния нервного центра, которые предопределяют реакцию организма, в свою очередь обусловлены опытом организма, совокупностью прошлых связей и способов реагирования.

Этапы функционирования доминанты

Ученый обозначил ряд стадий функционирования доминанты.

  1. Стимуляция . Возникновение доминанты обусловлено наличием, либо внешних, либо внутренних (физиологических) раздражителей. Доминанта начинает привлекать к себе все больше разнообразных стимулов для подпитки.
  2. Условный рефлекс . Эта стадия характеризуется образованием условного рефлекса, когда из огромного числа приходящих возбуждений доминанта выделяет наиболее значимую для нее группу.
  3. Опредмечивание . Эта стадия характеризуется созданием прочной связи между доминантой и стимулом. Теперь данный стимул будет вызывать и подкреплять ее. На этом этапе, вся внешняя среда делится на различные предметы, на которые доминанта будет реагировать и на которые не будет.

Мы можем добавить к классификации Ухтомского еще и четвертый пункт.

  1. Разрешение доминанты . Как и любой другой рефлекс, доминанта предполагает реализацию в поведенческом акте. Это и выступает главным механизмом разрешения доминанты.

Доминанта в качестве детерминанты психической деятельности

Ученый выступил с мыслью, что доминанта способна преобразовываться во всякое содержание психики. Но она не является лишь атрибутом коры мозга, а выступает как общее проявление всей нервной системы.

Однако, ученый разделял разные уровни функционирования доминанты.

  1. Низший уровень. Такая доминанта отвечает уровню физиологии.
  2. Высший уровень. Доминанта этого уровня возникает в коре и является физиологической основой функций внимания и мышления.

Для ученого доминанта была и механизмом, направляющим наше восприятия. Все аспекты нашего опыта находятся под контролем доминант. С их помощью, нами из внешней среды отбираются впечатления, образы, представления и убеждения. В результате, доминанта предопределяет информацию, которую мы пропускаем в свое сознание.

Однако, Ухтомский рассматривал и негативную роль доминанты, утверждая, что именно из-за уже сформированных у нас доминант, мы бездумно подчиняемся стереотипам и не можем понять других людей. Из-за того, что в результате прошлого опыта взаимодействия у нас сформирована та или иная доминанта, наше восприятие становится стереотипным и мы не можем воспринять другого человека незамыленным взглядом.

Таким образом, в качестве доминант могут выступать не только наши мысли, идеи, но и убеждения, которые активируются при предъявлении уже закрепленного раздражителя и, далее, определяют наше восприятие.

В связи с данной проблемой, ученый дал конкретные рекомендации по разрешению доминанты.

Способы устранения и разрешения доминанты

Учёный определили ряд механизмов устранения и трансформации доминанты.

  1. Естественное разрешение доминанты. Суть данного механизма состоит в реализации события или идеи, на которую направленна доминанта. Многие знают, что ожидание драки страшнее самой драки. Ожидание создает доминанту, а, следовательно, напряжение, но как только это самое событие наступает страх исчезает, доминанта разрешается. Возможно разрешение доминанты путем поведенческой реализации намерения. Если человек разозлился на кого-то, то агрессию он сможет снять лишь, реализовав ее в действиях. Но не все так плохо и вам необаятельно каждый раз бить других людей. В реализации ваших чувств вам могут помочь механизмы катарсиса. Вы можете написать, как ненавидите вашего друга в стихотворной форме и успокоиться.
  2. Прямой запрет . Данный метод ученый считал самым неэффективным. Здесь мы просто запрещаем себе думать или делать что-то. Однако, длительное применение такого приема может привести к конфликту между желанием («хочу») и требованием («надо»), т.е. к явлению, называемому сшибкой нервных процессов и, соответственно к неврозам.
  3. Автоматизация действий. Такой механизм часто используют в авторитарных структурах, когда человека заставляют, например, автоматически отдавать честь и подчиняться. Бегущий солдат нарабатывает «полезный автоматизм» для вооруженных сил – умение исполнять чужую волю, лишний раз не думая. Это же касается и различных студенческих ритуалов. Они помогают сбросить напряжение и настроится на определенную деятельность.
  4. Замена доминанты на новую. Это способ довольно прост, и часто применяется в гуманистическом направлении и в позитивным психологии. Не думать о плохом очень просто, для этого вам достаточно думать о хорошем. Чтобы не мучить себя мыслями о проблеме стоит думать о решении. Здесь все сводится к тому на что направлено ваше внимания. Вы сидели за компьютером работали, у вас была одна доминанта. Вам захотелось в туалет, возникла другая. Однако конечно, такая частная доминанта не может изменить более общего мировоззрения и более глубинных проблем.

Данные способы Ухтомский предложил с целью избавить людей от застарелых доминант, которые не позволяют нам адекватно оценивать реальность.

Творческий поиск

Обратную сторону стереотипного восприятия, А.А. Ухтомский обозвал творческим поиском, который предполагает взаимное изменение внешней среды и личности в их общем взаимодействии. Прежде чем реализовывать творческий поиск надо скорректировать прежние доминанты (полностью их затормозить не представляется возможным)

  1. Приобретение множества различных доминант , т.е. по сути наработка различного жизненного опыта.
  2. Осознание своих доминант , что позволяет ими управлять. Вполне возможно, что именно на этом эффекте основан механизм работы психоанализа.
  3. Подпитка доминант, связанных с творческим процессом . Вы можете разбавлять свою основную деятельность дополнительными раздражителями, которые будут ее подпитывать. Например, можно влиять на себя с помощью музыки, выполняя ту или иную работу.

Применение в гипнозе

Наконец, коснемся с вами значения доминанты и в процессе гипнотерапии. Мы уже обозначили одно из важных свойств доминанты - подавление и подчинение соседних зон мозга, а, следовательно, и подчинение психики в соответствии со содержанием доминанты.

В случае же гипноза данное содержание определяется информацией, которую гипнотерапевт передает пациенту. Таким же образом понимается и внушение. Внушение – это та же доминанта, на реализацию которой направлена психическая деятельность субъекта.

Но доминантой определяется не только сущность внушения, но и сам процесс гипнотизации. Ведь гипноз так или иначе основан на фиксации внимания либо на сверхсильном раздражителе, либо на слабом. Задача гипнотизера приковать к чему-либо внимание пациента с помощью любых возможных средств: стеклянного шарика, громкого звука, собственной привлекательности, или эмоционального состояния самого пациента. Таким образом, у пациента сужается фокус внимания (образуется устойчивый очаг возбуждения на фоне общего торможения), и гипнотизер может свободно делать внушения.

Гипноз: отзыв медсестры о лечении клаустрофобии, боязни туннелей, лифтов.

Отзыв предпринимателя о лечении гипнозом: иррациональная часть в поведении & аллергия

Отзыв о лечении гипнозом от IT-специалиста: запрос иррациональные эмоции в общении

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации , электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей.

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до 1922 года , когда он выступил с докладом о доминанте. В он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта» .

Принцип доминанты

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки , изолированной от самцов в период течки . Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах.

Учение о доминанте и констелляции нервных центров

Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме - и в мышцах , и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности . Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе» .

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма . «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга , это общее свойство всей центральной нервной системы . Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» - возникающие в коре головного мозга - составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления ».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия . Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука , подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих.

Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. - 1924.

Свойства доминантного центра

  • повышенная возбудимость ;
  • способность к суммации ;
  • возбуждение характеризуется высокой стойкостью (инертностью);
  • способность растормаживаться.

См. также

Напишите отзыв о статье "Учение о доминанте"

Примечания

Литература

  • Зуева Е. Ю., Ефимов Г. Б. : [рус. ] // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. - 2010. - № 14. - P. 32.
  • Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. - СПб. : Питер, 2002. - 448 с. - ISBN 5-318-00067-3.

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 13-05-2013 (2119 дней) - )
  • Айрапетянц Э. Ш. 1965 г.

Отрывок, характеризующий Учение о доминанте

На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?
– Хотите ли увидеть ещё что-либо? – мягко спросил Север. – Не будет ли лучше вас оставить вдвоём на время?
– О, пожалуйста, Север, расскажи нам ещё про Магдалину!.. И расскажи, как погиб Радомир? – Восторженно попросила Анна. И тут же спохватившись, повернулась ко мне: – Ты ведь не возражаешь, мама?..
Конечно же, я не возражала!.. Наоборот, я была готова на всё, только бы отвлечь её от мыслей о нашем ближайшем будущем.
– Пожалуйста, расскажи нам, Север! Это поможет нам справиться и придаст нам сил. Расскажи, что знаешь, мой друг...
Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.
Ни один из девяти друзей, верных рыцарей его Духовного Храма, не поддержал его. Ни один не желал отдавать его в руки палачей. Они не хотели его терять. Они слишком сильно его любили...
Но вот пришёл тот день, когда, подчиняясь железной воле Радомира, его друзья и его жена (против своей воли) поклялись не встревать в происходящее... Не пытаться его спасти, что бы ни происходило. Радомир горячо надеялся, что, видя явную возможность его гибели, люди наконец-то поймут, прозреют и захотят спасти его сами, несмотря на различия их веры, несмотря на нехватку понимания.
Но Магдалина знала – этого не случится. Она знала, этот вечер станет для них последним.
Сердце рвалось на части, слыша его ровное дыхание, чувствуя тепло его рук, видя его сосредоточенное лицо, не омрачённое ни малейшим сомнением. Он был уверен в своей правоте. И она ничего не могла поделать, как бы сильно его ни любила, как бы яростно ни пыталась его убедить, что те, за кого он шёл на верную смерть, были его недостойны.
– Обещай мне, светлая моя, если они всё же меня уничтожат, ты пойдёшь Домой, – вдруг очень настойчиво потребовал Радомир. – Там ты будешь в безопасности. Там ты сможешь учить. Рыцари Храма пойдут с тобой, они поклялись мне. Ты увезёшь с собою Весту, вы будете вместе. И я буду приходить к вам, ты знаешь это. Знаешь ведь?
И тут Магдалину, наконец, прорвало... Она не могла выдержать более... Да, она была сильнейшим Магом. Но в этот страшный момент она являлась всего лишь хрупкой, любящей женщиной, теряющей самого дорогого на свете человека...
Её верная, чистая душа не понимала, КАК могла Земля отдавать на растерзание самого одарённого своего сына?.. Был ли в этой жертве хоть какой-то смысл? Она думала – смысла не было. Привыкшая с малых лет к бесконечной (а иногда и безнадёжной!) борьбе, Магдалина не в состоянии была понять эту абсурдную, дикую жертву!.. Ни умом, ни сердцем не принимала она слепое повиновение судьбе, ни пустую надежду на чьё-то возможное «прозрение»! Эти люди (иудеи) жили в своём обособленном и наглухо закрытом для остальных мире. Их не волновала судьба «чужака». И Мария знала наверняка – они не помогут. Так же, как знала – Радомир погибнет бессмысленно и напрасно. И никто не сможет вернуть его обратно. Даже если захочет. Менять что-либо будет поздно...
– Как ты не можешь понять меня? – вдруг, подслушав её печальные мысли, заговорил Радомир. – Если я не попробую разбудить их, они уничтожат грядущее. Помнишь, Отец говорил нам? Я должен помочь им! Или хотя бы уж обязан попытаться.

Размышления о месте человечества в космосе отнюдь не заслоняли вопроса о микрокосмосе самого человека. Интерес к философской антропологии стимулировался прежде всего русской классической литературой, которая служила главной опорой духовности в советский период.

Особенно ярко в советский период естественно-научный и литературный подходы к обоснованию антропологической философии выразились в творчестве физиолога А.А. Ухтомского и литературоведа М.М. Бахтина .

Прежде чем стать знаменитым физиологом, создателем доминантной теории, Ухтомский (1875–1942) изучал богословие на словесном отделении Московской духовной академии. Тема его кандидатского сочинения – «Космологическое доказательство бытия Божия». В нем он, вопреки церковной традиции, выдвигал тезис о неограниченных возможностях человеческого разума, об уникальности и неповторимости каждой отдельной личности. «Автономия науки – принцип, который я должен освободить от нападений богословствующего разума», – записывает юноша в своем студенческом дневнике. Именно в духовной академии у него рождается замысел – выявить естественно-научные основы нравственного поведения людей, найти те физиологические механизмы, которые создают все разнообразие человеческих типов. В процессе идейно-мировоззренческого самоопределения Ухтомский в конечном счете перешел на позиции русского естественно-научного материализма.

Важнейшее достижение Ухтомского – учение о доминанте как основе поведения и миросозерцания человека. В этом отношении рефлекторная теория, восходящая к картезианству и отчасти поддерживаемая И.П. Павловым, явно оказывалась недостаточной. Путь к решению проблемы открывали исследования Н.Е. Введенского. Последним впервые в физиологии было установлено, что нормальное отправление органа (например, нервного центра) в организме представляет собой не простой рефлекторный акт, характеризующийся постоянством и однородностью, а выступает в качестве функции от его состояния. Опираясь на идеи своего учителя, Ухтомский разработал теорию доминанты, которая переросла рамки физиологии и стала целым направлением в русской философской антропологии.

Что такое доминанта? Этим понятием, заимствованным из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта», Ухтомский обозначал тот господствующий очаг возбуждения, который в любой данный момент преимущественно определяет специфику и содержание текущих реакций организма. Способность формирования доминанты не относится к исключительной прерогативе коры головного мозга; это в равной степени общее свойство всей центральной нервной системы. Вместе с тем имеется существенная разница между «низшими» и «высшими» доминантами: первые, будучи продуктом чисто внутрисекреторной деятельности организма, носят в основном «телесный», физиологический характер, вторые, поскольку они возникают в коре головного мозга, составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления». Предметное мышление в своем развитии проходит три фазы. Первая фаза обусловливается тем, что наметившаяся в организме доминанта «привлекает к себе в качестве поводов к возбуждению самые разнообразные рецепции», т.е. раздражители. Данную закономерность Ухтомский формулировал так: «Я узнаю вновь внешние предметы, насколько воспроизвожу в себе прежние доминанты, и воспроизвожу мои доминанты, насколько узнаю соответствующие предметы среды». Речь идет о принципиальном единстве, соотнесенности доминанты и среды, хотя доминанта и может поддерживаться и повторяться в душе, даже если внешняя среда изменилась и прежние поводы к реакции исчезли. Эта самостоятельность доминанты находит свое выражение в том, что она способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание», т.е. в понятия и представления, которые не только определяют «рабочую позу организма» в данный момент, но и содействуют его временным изменениям. Отсюда следовало, что человек таков, каковы его доминанты.

С проблемой доминанты вплотную связана проблема выбора – в жизни, в творчестве, в общественной сфере. Доминанты не должны подавлять человека, брать верх над ним. Человека должно воспитывать, а это предполагает вмешательство принуждения, дисциплины, нарочитой установки на внутреннее самосовершенствование.

Доминанта на другого, меняя в корне старые схемы философской антропологии с их ориентацией на индивидуализм, автономность личности, превращалась у Ухтомского в краеугольный камень этики коллективизма. «Только там, – отмечал он, – где доминанта ставится на лицо другого как на самое дорогое, впервые преодолевается проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки. Ибо только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого. И с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице». Другой дает человеку жизнь, и через другого же он становится социальным существом, личностью.

Согласно учению Ухтомского, Другой, или Собеседник, – необходимое условие самореализации, «раскрытости души к реальности». Другой – «двойник» человека, в нем он узнает самого себя. Это происходит потому, что человек проецирует на другого свои собственные нравственные качества. Оттого и восторгаясь, и осуждая своих знакомых, мы судим о них по аналогии с собой, приписывая им качества, известные так или иначе нам в себе самих. Через другого в нас могут усиливаться либо отрицательные, либо положительные свойства. Очень важно, чтобы представление о другом не заключало никаких деструктивных моментов. Для этого существует только одна возможность – любить другого, ибо «строить и расширять жизнь и общее дело можно лишь с тем, кого любишь». Любовь предполагает идеализацию, т.е. наделение другого лучшими чертами, которые можно почерпнуть в своих собственных нравственных ресурсах. «Идеализация» в понимании Ухтомского несет начало высших стремлений и благородных порывов, ярким светом мечты озаряет будущее. И не надо жалеть о днях и часах идеализации жизни: «Вы были тогда счастливы тою гармониею, которой была для вас действительность, благодаря именно вашей идеализации. Помните, что именно идеализация приближала вас к действительности! А если потом гармония и идеализация нарушились, то это потому, что в себе самих вы носили приземистость и корку, бессилие и слабость, которые не дали вам дотянуться до виденного». Идеализация – это принцип соборной этики: в нем находит свое воплощение единство «Я» и «Ты», а также вырастающее из этого единства коллективистское «Мы». Человеку необходимо перешагнуть за границы своего индивидуализма и солипсизма; в противном случае он останется вечным заложником нравственного застоя и догматизма . Ухтомский открывал совершенно новое направление не только в русской, но и мировой философской антропологии, воплощая заветы и стремления славянофилов и Достоевского .

Алексей Алексеевич был блестящим педагогом. Каждой лекции предшествовала тщательная подготовка. В аудитории, где читал лекцию Ухтомский, можно было увидеть не только студентов, аспирантов, но и прославленных ученых. Впервые в истории высшего образования он вел курс лекций по высшей нервной деятельности и сравнительной физиологии, принимал активное участие в организации рабочего факультета при Петроградском университете (открыт в 1919 г.) и кафедры физиологии труда (работала с 1930 г.).

Одному из учеников А.А. Ухтомского, профессору М.И. Виноградову, принадлежит следующая, достаточно меткая характеристика личности Ухтомского: «Всякий, кому приходилось встречаться с этим глубоким и своеобразным умом, выносил незабываемое впечатление громадной умственной мощи и в то же время чрезвычайной тонкости и проникновенности».

В 1931 г. Алексей Алексеевич Ухтомский был награжден Ленинской премией, в 1935 г. избран действительным членом Академии наук СССР. Умер выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский в 1942 г. в осажденном фашистами Ленинграде.

Невольно напрашивается сравнение Ухтомского с Чернышевским: они оба обусловливали развитие морали физиологией, медициной, химией. Но как разительно далеки они в своих выводах! Один – провозвестник гармонии и любви к ближнему, другой – апологет «разумного эгоизма» и «топора». Воистину трудны и неисповедимы пути русской мысли!

Выбор редакции
Лиана Райманова Люди-Львы самоуверенны, обладают напористым лидерским характером. Но под влиянием знака Козы они становятся совершенно...

Раскапывать могилу во сне – явный признак, что вы переживаете период душевных терзаний и переживаний. Сонник уверен, что вы испытываете...

Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам...

Море и волны в ночных грезах - признак изменений как внутри человека, так и вокруг него. Такое сновидение может говорить о личностном...
Есть люди, которые очень сильно увлекаются толкованиями сновидений по современным сонникам. Такие люди убеждены в том, что это играет...
Одни любят горох в плове, другие нет. Последним деваться некуда. В большинстве обеденных заведений Ташкента плов непременно готовится с...
Копчёный кальмар сам по себе очень вкусный продукт, его хорошо есть с картошкой, отварными овощами или с рисом. Но к праздничному столу...
Сушка грибов выгодно отличается от других видов их заготовки своей простотой, доступностью и удобством в хранении конечного продукта: 10...
Сборник сонников К чему снится Богатство во сне по 28 сонникам? Ниже вы можете бесплатно узнать толкование символа «Богатство» по 28...