Биография тургенева конспект. Краткая биография тургенева самое главное


Тема И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои.

Цели урока :

Образовательная:

познакомить с детством И.С. Тургенева, с историей создания рассказа «Муму».

Развивающие:

    формировать умение анализировать текст художественного произведения

    развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    воспитание общечеловеческих ценностей.

    начать ализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима);.

    учить излагать и комментировать повествовательный текст;

    обогащать словарный запас.

    уважать мнение высказывающего.

Ход урока

    Орг . момент.

    Актуализа ция знаний

Конэрс

Ребята, посмотрите наш класс разделен условно на 4 угла- Пушкин, Жуковский, Гоголь, Тургенев. Подойдите к части аудитории с нужным вам словом. Найдите партнера из вашей команды. В парах в течение 30 с объясните своему партнеру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнер, у которого больше букв в имени.

Выслушаем команды. Расскажите, что рассказал вам ваш партнер.

    Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.

III . Сообщение учителя о крепостном праве

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.

Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами героев рассказа стали реальные люди

Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Физминутка

Микс Фриз Груп.

    Сколько видов сказок вы знаете?

    Сколько участников в басне Крылова «Квартет»?

    Сколько братьев в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»?

    Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

    Эй-ар-гайд.

Поставьте знак «+» или «-« в графе «до»

После

В рассказе «Му-му» речь идет о собаке

Герасим - это хороший человек, любящий собаку

Барыня- хорошая женщина, которая уважает своих крепостных

    Чтение 1 главы

    Беседа

Что мы узнали о барыне? В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
- Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость - совсем мрачной.

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Нарисуйте словесный портрет барыни.

Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889) - Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

- Сравните двух помещиц.

-- Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)

Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими. Найдите портрет Герасима.

- Что главное отмечает в портрете Герасима автор? («… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).

Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь .)

Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком .)

Чем занимался Герасим городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили его дворником .)

Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
- С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? («Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)

Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает. Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)

Каморка Герасима. (Зачитываем описание жилища Герасима).

Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)

Как относился он к дворне? «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых

Эй - ар – гайд.

- Поставьте знаки в графе «после». Изменились ли ваши мнения?

VI . Выводы

Коннект-экстенд-челендж

3.Что нового узнали?

2.Над чем ещё нужно поработать?

1.Вопрос, который возник у вас во время урока?

Почему же Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

VII . Домашнее задание.

инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30

2. "Записки охотника"

3. Роман "Накануне"

4. Роман "Отцы и дети"

1. Характеристика творчества И.С. Тургенева

Перу И.С. Тургенева (1818-1883) принадлежит множество романов и повестей, в которых отражен богатый жизненный опыт писателя, включающий период раннего детства с его крепостным бытом, прекрасное домашнее образование и учебу на словесном отделении Петербургского университета, первые литературные принципы и идеи, служба чиновником, тесное общение с Белинским, сотрудничество с журналом "Современник", которым руководил Некрасов, трехлетнее пребывание в Париже, дружба с певицей Полиной Виардо, общение с крестьянством. Все это нашло отражение в творчестве Тургенева, в частности в таких его произведениях, как:

Ранние поэмы "Параша", "Помещик";

Ранние повести "Андрей Колосов", "Три портрета";

Драматические произведения "Безденежье", "Месяц в деревне", "Нахлебник";

Повести о любви "Ася", "Первая любовь", "Переписка";

✓ Рассказ " Му-му";

Сборник рассказов "Записки охотника";

романы "Рудин" (1855), "Дворянское гнездо" (1858), "Накануне" (1860);

роман "Отцы и дети".

2. "Записки охотника"

Книга "Записки охотника" представляет собой сборник рассказов на охотничью тематику, над которым Тургенев работал довольно долгое время, создав в итоге 25 рассказов, и его работу можно разделить на следующие этапы:

первый этап (40-е гг. XIX в.), в котором в журнале "Современник" был напечатан рассказ "Хорь и Калиныч", и после его успеха Тургенев напечатал ряд небольших произведений, которые можно охарактеризовать следующим образом:

Рассматривается проблема жестокости и уродства крепостного права и помещиков и драма русского народа;

Преобладают традиции "натуральной школы": детальное описание быта, этнографии, бессюжетность, интерес к отдельным простым характерам, выхваченным из действительности;

Создаются следующие рассказы: "Бурмистр", "Бирюк", "Контора", "Льгов", "Малиновая вода", "Ермолай и мельничиха", "Петр Петрович Каратаев";

второй этап (начало 50-х гг.) характеризуется следующим образом:

Рисуются новые, более сложные образы героев, которые отличаются чувством собственного достоинства, появляется психологизм в описании натуры;

Изображается развитие у крестьян народного самосознания;

Расширяется жанровый состав рассказов, среди которых появляются:

Лирические этюды ("Певцы");

Психологические новеллы ("Свидание");

Философские размышления ("Касьян с Красивой Мечи");

Пейзажи ("Лес и степь"), соединенные с зарисовками детских характеров ("Бежин луг");

Психологические портреты ("Однодворец Овсянников", "Гамлет Щигровского уезда");

Социальные зарисовки, свойственные первому этапу ("Два помещика");

третий этап (70-е гг.), характеризуется следующим образом:

Возрождаются элементы романтизма;

Возникают мотивы ощущения трагизма жизни;

Создаются рассказы "Конец Чертопханова", "Стучит!", "Живые мощи".

Сборник "Записки охотника" имеет следующее значение :

является значительным шагом в творчестве самого Тургенева, так как рассказы, включенные в этот сборник, показывают эволюцию Тургенева как писателя и формирование у него основных литературных традиций и приемов;

повлиял на творчество последующих поколений писателей второй половины XIX в., таких, как Некрасов и его народные поэмы, Салтыков-Щедрин и развиваемый им прием сатирической зарисовки, Толстой и созданный им в романе "Война и мир" народный эпос, а также на творчество писателей XX в., например М. Пришвина, К. Паустовского, М. Казакова.

3. Роман "Накануне"

Роман И.С. Тургенева "Накануне" (1860) имеет тесную связь с тем необычным временем, в которое он создавался, и эта связь в первую очередь проявилась в политическом и социальном развитии страны, которая стояла на пороге отмены крепостного права (1860) и "накануне" многих изменений — веяний новой жизни, что во многом определило название романа. Герои романа Елена и Инсаров, по замыслу автора, явились как бы вестниками этих новых веяний и изменений. Роман "Накануне" можно охарактеризовать следующим образом :

своеобразие тематики романа, которое заключается в следующем:

Преобладание не только русской (Россия на пороге изменений), но и болгарской темы (главный герой имеет болгарское происхождение), и это было связано с внешней политической ситуацией и войной России на Балканах с Турцией;

Актуальность итальянской темы, что связано с усилением национально-освободительного движения под предводительством Гарибальди в Италии против австрийского господства, которое вызвало восторженный отклик самого Тургенева;

своеобразие композиции, которое заключается в сосредоточении всего действия вокруг темы любви, которая связана с центральной героиней Еленой Стаховой, имеющей четырех поклонников: Андрея Берсенева, Павла Шубина, Егора Курнатовского и Инсарова, который оказывается в результате ее избранником;

своеобразие в построении образа Инсарова, которое заключается в следующем:

Отличается от остальных героев рядом личностных качеств (действенностью, стремлением отдать всего себя служению общественному благу, отсутствием эгоизма);

Является обобщающим и включает в себя черты многих реальных людей, с которыми общался автор;

реалистичное, а не идеалистичное отношение автора к герою Инсарова, которого он всячески "проверяет", перенося в определенные сложные ситуации;

присутствие признаков "донкихотского типа" героя в образах Елены и Инсарова, и суть этих образов заключается в посвящении всего себя общественному и полном отсутствии эгоизма;

своеобразие образа главной героини Елены Стаховой, которое выражается в таких чертах как:

Сходство с другими тургеневскими женскими образами (Наталья Ласунская, Лиза Калитина) в таких качествах, как самостоятельность, нравственная чистота, решимость, романтическая настроенность, женственность;

Отличие и индивидуальность образа Стаховой в таких чертах, как смелость и предрасположенность к подвигу, который она смогла осуществить в реальной жизни;

тонкий психологизм, соединение героики с поэтичностью и проникновенным лиризмом;

наличие тонко выписанных индивидуальных характеристик, портретов, пейзажей.

4. Роман "Отцы и дети"

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" является важнейшим произведением автора и имеет три редакции:

первая редакция (1860-1861), в которой творческий замысел автора обретает реальные черты и впервые на суд публики выводится "русский Инсаров";

вторая редакция (1862), созданная в Париже, и причинами ее появления были требования редактора — издателя "Русского вестника" Каткова, в результате которых роман предстает в урезанном, искаженном виде, а автора критикуют и "правые" и "левые";

третья редакция (сентябрь 1862 г.), которая имеет следующие особенности:

Роман посвящается Белинскому, что указывает на его демократическую направленность;

Усиливается критика "отцов".

Своеобразие романа Тургенева "Отцы и дети" заключается в следующем :

строгая ограниченность времени действия произведения двумя месяцами, но при этом все события вместе с эпилогом освещают период двух лет, и это имело следующее значение:

Возможность сосредоточить внимание читателя на анализе психологии и характера главного героя и раскрытии сути его конфликта и противостояния с антагонистами;

Отражение многих черт и примет современной автору эпохи — начала 60-х гг. XIX в., среди которых борьба за отмену крепостного права, борьба между поборниками старых архаических устоев и представителями молодого поколения, несущими новые веяния и новые взгляды на жизнь, и это столкновение художественно выражено в романе в противостоянии "отцов" и "детей";

отражение в романе следующих важных общественных тем:

Политические и общественные споры разных поколений;

Увлечения молодежи естественными дисциплинами;

Полемика по вопросам искусства, науки, эстетики, литературы,

Идейные искания накануне отмены крепостного права и крестьянской реформы;

Ломка политических и социальных форм жизни;

отражение русской действительности в композиции романа, своеобразие которой заключается в следующем:

Построение определяется борьбой двух исторических тенденций того времени;

Базаров выдвигается на первый план как герой времени;

С главным героем соотносятся все остальные персонажи романа, и они находятся по отношению к нему в антитезе;

В построении романа используется принцип контрастности;

Используется строгая хронологичность повествования, приверженцем которой является сам Тургенев;

Хронология нарушается введением предысторий отдельных персонажей, но эти отступления еще более помогают выражению авторской идеи о необратимости времени;

Воспроизводятся два круга путешествий Базарова, когда и в первой и во второй части книги герой посещает сначала усадьбу своего друга, затем усадьбу Одинцовой (возлюбленной Базарова) и в конце свою собственную родительскую усадьбу, и это имеет следующее значение:

Является своеобразием композиции романа;

Отсылает к гоголевским традициям кольцевой композиции;

Своеобразие, новаторство в построении образа главного героя Базарова, которое заключается в следующем:

Создание нового героя - преобразователя, которого ждала русская литература, и его отличие от Рудиных и Печориных заключается в целостности его натуры, в которой соединены воедино знание, воля, мысль и дело и все это подчинено одной задаче — служению обществу;

Собирательность образа Базарова, наличие черт ряда реальных русских деятелей: Белинского, Добролюбова, Бакунина, Спешнева;

реалистичное отношение автора к своему главному герою и его убеждениям, не восхваление, не "романтизация" его идей, а трезвая оценка и развенчание нигилизма Базарова как несущего хаос;

важность названия романа, которое отражает суть конфликта и главную идею автора — противостояние отцов и детей, их противопоставление друг другу, что сразу же настраивает читателя на восприятие и осознание этой антитезы, но при этом имеется в виду не столько возрастная разница этих двух групп, сколько разница в социальном положении и мировоззрении.

На вопрос Нужен конспект по биографии Тургенева! СРОЧНО!!! заданный автором Невроз лучший ответ это Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из достаточно обеспеченной дворянской семьи. До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотёке ими был куплен дом.
Иван сначала учился в пансионе Вейденгаммера, затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, после того, как старший брат Ивана поступил в гвардейскую артиллерию, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван Тургенев тогда же перешёл в Петербургский университет.
В 1836 году Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 году отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Иван взялся за учёбу. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков.
В 1841 году Тургенев вернулся на родину. В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность. В 1846 году вышли повести «Бреттер» и «Три портрета». Позднее он пишет такие произведения, как «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Провинциалка» , «Месяц в деревне» , «Завтрак у предводителя» (1856), «Муму» (1854), «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855) и т. д.
В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника». В дальнейшем Тургенев пишет четыре крупнейших произведения: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и Дети» (1862).
С начала 1860-х годов он поселяется в Баден-Бадене. В результате жизни за границей получился самый крупный по объёму из романов Тургенева - «Новь» (1877).
Писатель скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября по новому стилю) 1883 года. Тело Тургенева было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище при большом стечении народа.
Памятник И. С. Тургеневу на Манежной площади в Санкт-Петербурге
[править] Адреса в Санкт-Петербурге

Ответ от свежепросольный [гуру]


Ответ от Ёаша Горностаев [новичек]
Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.
В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т. д.
В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т. д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».
Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге


Ответ от Денис Борисов [новичек]
Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.
В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
Расцвет творчества
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургенева много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известных писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева - «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым» (1867) и «Новь» (1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
Последние годы
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и фр


Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.

Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.

Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.

Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:

  1. 1836 – 1847.
  2. 1848 – 1861.
  3. 1862 – 1883.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности.

1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии. В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер. В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».

Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.

К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:

  1. Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
  2. Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
  3. Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».

Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.

2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева. Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч». Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.

Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:

— во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;

— во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;

— в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.

Творческое наследие:

  1. Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
  2. Повести – «Ася» и «Фауст».
  3. Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».

3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.

Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам. Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений. Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.

Произведения этого периода:

  1. Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
  2. Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
  3. Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».

В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.

Скачать данный материал:

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Цели урока:

Знакомство:

а) с личностью писателя;

б) с произведениями, созданными писателем в Спасском – Лутовинове.

Воспитание:

а) чувства любви и уважения к родине;

б)уважения к культурному и историческому наследию своей страны.

Задачи урока:

а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;

б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;

в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;

в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа.

Эпиграф:

Вся моя биография
в моих сочинениях…
И.С.Тургенев

Оборудование: портреты И.С.Тургенева, фотоальбом о Спасском-Лутовинове, различные издания произведений писателя, созданных им в родовом поместье, видеозапись художественно - документального фильма о Тургеневе, презентация «Мир русской усадьбы в жизни и творчестве И.С.Тургенева».

1. Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

2. Беседа с учащимися о жизни и творчестве И.С.Тургенева.

Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о писателе, вспомнить произведения И.С.Тургенева, прочитанные ими раньше.

3. Заочная экскурсия в родовое поместье И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново.

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, которая предваряет чтение и анализ романа «Отцы и дети», поможет ученикам войти в атмосферу тургеневской мысли, развернет перед ними жизнь, из впечатлений которой рождалась эта мысль. В воображаемом путешествии, возможном при очень конкретном, словесно-изобразительном рассказе учителя, в отдельных звеньях поддержанном зрительным рядом (фотографии, иллюстрации, картины), помогут детям пройти по аллеям парка, посетить любимые писателем уголки природы, почувствовать прелесть серо-золотистых бликов на земле, оцепенение замерших прудов, увидеть простор полей, окружающих Спасское, легкие разбеги рощ, взлетевших на холмы…

Показ презентации:

а) «Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная» (история родового поместья).

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в родовое поместье Тургеневых. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» – это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, - это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, это с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство. Здесь - малая родина писателя, здесь – «на тысячу верст кругом Россия, родной край». С этими местами Тургенев связан генетически».

В одном из писем, обращаясь к Полине Виардо, Тургенев писал: «Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути – немного севернее Орла – Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная».

На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас еще виден сглаженный временем земляной вал – неправильный четырехугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начинали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди. С незапамятных времен стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце 16 века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову. С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.

б) «Вам хотелось бы представить себе вид моего жилища?» (знакомство с усадьбой):

Прямо у входа в усадьбу высятся могучие ясени с замшелой корой у корней и грачиными гнездами в переплетениях ветвей. Сквозь них, в отдалении, просматривается светло-лиловый деревянный дом. В одном из своих писем Тургенев писал: «Вам хотелось бы представить себе вид моего жилища? Это деревянный дом, очень старый, обшитый тесом, выкрашенный клеевой краской в светло-лиловый цвет; спереди к дому пристроена веранда, увитая плющом; обе крыши железные и выкрашены в зеленый цвет…»

Центром усадьбы является двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом, с портиком, украшенным колоннами, пятиаршинными светлыми окнами, залом в «два света» и широко распахнутыми каменными галереями по обеим сторонам. Перед фасадом дома разбиты цветники с фигурными клумбами, засаженными пионами, лилиями, левкоями и маргаритками.

Осмотр дома начинается с галереи. Раньше здесь размещались кухня, кладовые, чуланы. (Сейчас это – вводный зал музея, с мраморным бюстом И.С.Тургенева работы скульптора В.Н.Домогацкого в центре).

Несколько ступенек из галереи ведут в мемориальную часть дома, где каждая комната имела свое предназначение и наименование. Открываем дверь и попадаем в атмосферу старинного, по тем временам богатого барского дома. По стенам – потемневшие от времени фамильные портреты. (По мнению специалистов, они принадлежат кисти знаменитого художника 18 века Ф.С.Рокотова). В углу гостиной стоят большие английские часы в форме башни. Многое помнят эти стены…

Непосредственно к большой гостиной примыкает небольшая комната, которую в Спасском называли малой гостиной. Это первая комната дома, куда через застекленную дверь веранды попадали гости. Их встречал широкий и просторный диван, который с давних лет получил прозвище «самосон». Его помнили многие гости, о нем не раз вспоминал и сам Иван Сергеевич.

К малой гостиной примыкает большая открытая веранда. В летние месяцы она служила как бы продолжением комнат дома. В свои приезды в Спасское Тургенев после прогулок по парку любил посидеть на ступеньках крыльца веранды.

в) «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!» (жизнь и творчество писателя):

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Дворовые слуги рассказывали ему страшные истории о старом барине Иване Ивановиче, о том, что он и теперь ходит по Варнавицкой плотине и ищет разрыв-траву, чтобы выбраться из могилы; о жестоком управителе, убитом крестьянами в овраге возле Ивановского пруда, и что с тех пор овраг этот зовется Злодеев верх.

Мальчик был одарен. В нем поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Все эти качества крепли и развивались в Спасском-Лутовинове, но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.

Самым привлекательным местом для Вани был парк. Здесь мальчик чувствовал себя на воле, наедине с природой. Крепостные учили его распознавать по голосам птиц, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Иногда ему удавалось тайком поиграть с деревенскими ребятами или убежать на дворню, чтобы послушать песни, посмотреть хороводы. В год своего пятидесятилетия Тургенев писал Полине Виардо из Спасского: «Я увидел себя совсем еще маленьким мальчиком… бегающим по аллеям, прячущимся между грядок и ворующим там землянику. Вот дерево, где я нашел огромный гриб, где я был свидетелем борьбы между ужом и жабой».

Одним из самых сильных впечатлений детства стала для Вани неожиданно завязавшаяся дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Леон был грамотен, пел в церковном хоре и даже пытался сам сочинять стихи. Он приучил мальчика читать книги из домашней библиотеки. Библиотека занимала самую большую комнату дома. Она была расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки были сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты стоял тяжелый домодельный биллиард, крытый зеленым сукном.

Писатель любил и ценил книгу, но никогда не был накопителем, библиоманом. Тургенев охотно дарил книги близким людям, школе, основанной им в Спасском-Лутовинове. Книгами его библиотеки пользовались и гости, и все живущие в доме. Это одна из любимых комнат дома: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день.

Самое значительное и самое прекрасное из всего созданного писателем было написано здесь, в сельской тиши, в глубине России. И.С.Тургенев любил повторять: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей!»

Все чаще в это время начинает задумываться писатель об устройстве личной жизни. Долгих шесть лет он в разлуке с Полиной Виардо, которую любил самоотверженно и преданно. Со смутными надеждами на какой-то новый поворот в их отношениях Тургенев выехал во Францию. Вскоре выяснилось, что никаких перемен не будет. Писатель не стал винить судьбу, людей, не отказался от своей любви, но в то же время как никогда глубоко почувствовал, что родина для него дороже всего на свете. После двухлетних скитаний по Европе он вернулся в Россию, в Спасское. Для Тургенева наступила пора наивысшего творческого подъема. Один за другим, с промежутками немногим более года рождаются романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».

Во многих произведениях Тургенева при характеристике прошедших эпох отчетливо проступают следы лутовиновской старины. Развернутый рассказ о происхождении Лаврецкого в романе «Дворянское гнездо» в большей части построен на основе семейных преданий. Даже фамилия главного героя романа – подлинная фамилия прабабки писателя Мавры Ивановны Лутовиновой, урожденной Лаврецкой.

Особую полемику вызвали созданные в Спасском «Отцы и дети». Герой романа, разночинец 60-х годов Базаров, видит свою главную задачу в разрушении, уничтожении всего, что задерживает развитие общества. Образ Базарова стал вырисовываться у писателя после встречи с уездным врачом Дмитриевым, поразившим его резкостью и независимостью суждений. Описание в произведении жизни и быта провинциальной России, помещичьих усадеб накануне реформы целиком основано на самых свежих наблюдениях писателя, полученных как в Спасском–Лутовинове, так и в окрестных поместьях. Тургенев с величайшим напряжением работал над романом и сумел закончить его в предельно короткий срок. «Мой труд окончен, наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово. Работал я усердно, долго, добросовестно…» – писал Тургенев В.П.Анненкову в 1861 году.

Жизнь в деревне раскрывала перед Тургеневым не только красоту родной стороны. Во время охотничьих путешествий он многократно сталкивался с картинами ужасающей нищеты и бесправия крепостного крестьянства. Тургенев отмечал, что «Записки охотника» накапливались в нем на протяжении десяти лет. Их основой стали богатейшие наблюдения жизни русской деревни. Бежин луг, река Иста, Малиновая вода, описанные в рассказах, - подлинные названия мест, расположенных в непосредственной близости со Спасским.

В 1847 году, когда Иван Сергеевич Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Рассказ этот произвел огромное впечатление на читателей и впоследствии, составив вместе с остальными первый том его сочинений, пользовался все возрастающим успехом. Пластичность, музыкальность, текучесть тургеневской прозы – лишь одна из причин, принесших ему молниеносную славу, ибо не меньший интерес вызывали сами сюжеты его рассказов. Все они повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ.

Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, наглядно изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени.

О том, как широко использовал писатель личные впечатления, материалы родного края, свидетельствует в своих воспоминаниях уроженец села Спасского-Лутовинова, сельский учитель, лично знавший Ивана Сергеевича, А.И.Замятин: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманы, а списанные с живых людей…» Тесная связь с реальной жизнью дала Тургеневу возможность создать в произведении широкую обобщающую картину всей крепостной России.

4. Приложение «В гостях у писателя».

У главного въезда в усадьбу возвышается каменное строение церкви Спаса Преображения. 16 января 1816 года здесь происходило венчание отца и матери Тургенева. Иван Сергеевич не раз бывал в Спасской церкви, любил слушать там певчих…

После смерти матери при разделе наследства И.С.Тургенев уступил старшему брату Николаю все самые доходные поместья, дом в Москве с тем, чтобы оставить за собой родное гнездо…

Парк в Спасском и сейчас великолепен. Собственно, это не парк в строгом значении слова. В нем нет ни подстриженных деревьев, ни заморских растений, ни мраморных статуй на аллеях. Тургенев всегда называл его садом, но этот сад был для писателя дороже любого из прославленных парков Европы.

Здесь каждый уголок памятен Тургеневу с детства. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены описаниями парка: его тенистых аллей, прихотливо изгибающихся дорожек, цветов на лужайках, щебета птиц. …

В 1881 году Тургенев как обычно вновь приехал в Спасское на целое лето. У писателя все более определенно назревает решение покончить с разъездами и окончательно поселиться в Спасском. Дав друзьям слово, что с будущего года они всегда будут видеть его дома, полный надежд на скорое возвращение, осенью 1881 года он ненадолго уехал во Францию. Весной 1882 года, незадолго до планируемого переезда в Россию, Тургенев смертельно заболел.

Безмерной тоской наполнены слова его последнего привета Спасскому…

22 августа 1883 года Иван Сергеевич Тургенев умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью он просил, чтобы его похоронили в России возле могилы В.Г.Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно». Согласно желанию Ивана Сергеевича, он был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Служению своей стране, своему народу была посвящена каждая строка творческого наследия И.С.Тургенева. На его книгах воспитывались поколения лучших людей нашей страны.

Домашнее задание:

Работа с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети» (чтение 1-5 глав).

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....