Черты характера


Том Сойер - энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцатилетнего возраста, сирота которого воспитывает тетя Полли. Тетя Полли - в общем то, добрая, но при этом строгая и чопорная женщина, которая считает, что ее христианский долг - наказывать ребенка для его же блага: "...Ибо сказано в Писании, что кто жалеет розг - тот портит ребенка". Кроме Тома, тетя Полли воспитывает Сводного брата Тома Сидди, паиньку и ябеду, и кузину Тома Мэри, добрую и терпеливую девушку. Том и Сидди испытывают взаимную неприязнь из-за различий в характерах и взглядах на жизнь и ее правила, вследствие которых Сидди любит наябедничать тете на Тома.

В романе описываются разнообразные приключения Тома и его друзей на протяжении нескольких месяцев. В ходе этих приключений он успевает стать свидетелем убийства и разоблачить убийцу, обручиться с девочкой-одноклассницей, убежать из дома и пожить на необитаемом острове, присутствовать на собственных похоронах, заблудиться в пещере и благополучно выбраться из неё, а также найти драгоценный клад.

Том олицетворяет собой беспечность и замечательный мир детства середины XIX века. Его лучшие друзья - Джо Гарпер и Гекльберри Финн. Когда-то был влюблен в Эмми Лоренс, но позже её место в сердце Тома заняла Ребекка Тэтчер (Бекки).

Характер Тома как нельзя лучше раскрыт в первой главе, в которой Том, в наказание за то, что накануне вместо посещения школы ходил купаться в реке, осужден тетей Полли на побелку длинного забора в субботу - выходной день, на который у остальных мальчиков намечены веселые игры. С тоской подумав о том, как остальные ребята будут издеваться над тем, что он вынужден работать, Том стал изобретать план того, как избавиться от обязанности хоть ненадолго. Он рассчитал, что за "сокровища" из недр его кармана, вроде дохлой крысы на веревочке (чтобы удобно было ее крутить) или ничего не открывающего ключа он может купить лишь малую толику свободы. Печально размышляя, Том заметил приближающегося Бена, задираний которого Том никак не желал терпеть. Единственный способ для Тома сохранить свою честь был притвориться, что он работает по собственному желанию. Когда Бен попытался дразнить Тома, тот в высшей степени удивленно поинтересовался, что именно Бен считает работой и заявил, что чуть ли не упрашивал тетю доверить ему такое ответственное задание. Хитрость привела к тому, что Бен, а за ним и другие мальчишки, стали просить о возможности побелить, и Том с удивлением вывел некую формулу из области человеческой психики: если дело, какое бы трудное, не оплачивается, то оно интересно, потому что оно - хобби. Стоит же предложить за это дело плату - как оно становится работой и теряет свою заманчивость.

«Годы жизни Марка Твена» - Коннектикут) американский писатель. Марк Твен (30.11.1835, Флорида, шт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Псевдоним «Марк Твен» (англ. Новый удар нанесла смерть дочери. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. Твен был прекрасным оратором.

«Восковая персона» - Что означает «пустота» для болезненного сознания Петра? Многое. Петр умирает, окруженный «наследниками» - Екатериной, Меншиковым, Ягужинским. Масштабы беззаконий, хищений, развращения нравов огромны. Но и тут «посредником» между Тыняновым и эпохой оказался, разумеется, Пушкин. И не один лишь Данилыч вор.

«Сетон-Томпсон о животных» - «Снап». Автор: Казакова Елена Вадимовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 21 г. Костромы. «Посылаю тебе замечательного щенка. Цель исследования: Ход исследования: Из текстов рассказов выбрали цитаты, характеризующие главных героев – животных. «Лобо». Взяли рассказы Э. Сетона-Томпсона «Лобо», «Снап (История бультерьера)».

«Марк Твен Том Сойер» - Тетя Полли вдруг почувствовала угрызения совести» (гл.12). Марк Твен. Внешний облик. Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках. В повседневной жизни. Я был озорным мальчуганом и доставлял моей матери немало хлопот. Дуралей! Том Сойер и Гекльберри Финн Скульптор Ф.Хиббард г. Ганнибал (США).

«Писатель Марк Твен» - «Путевые заметки». Смерть писателя. В России имя Твена узнали в 1872 году. Первого успеха как писатель Твен добился в путешествии. Увлечения писателя. В 1870 Твен женился на Оли?вии Лэ?нгдон. «Самый большой вклад Твена в литературу». Дом-музей Марка Твена в Хартфорде. Сам Твен умер 21 апреля 1910г. от грудной жабы.

«Троепольский» - Одна из улиц г.Воронежа названа в честь писателя. Прочитайте книгу Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Через четыре года повесть удостоена Государственной премии СССР. До самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. Троепольский Гавриил Николаевич.

Всего в теме 22 презентации

1. Марк Твен как создатель неповторимого образа.
2. Достоинства и недостатки героя.
3. Том Сойер — один из самых любимых героев в мировой литературе.

Пожалуй, нет в мире мало-мальски грамотного человека, который не читал бы романа знаменитого американского прозаика М. Твена. Он создал немало замечательных произведений, таких как «Приключение Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Жанна Д`Арк» и другие. Но именно «Приключения Тома Сойера» лучше всего знают и любят взрослые и юные читатели во всем мире. В чем же секрет такой большой и длительной популярности? Мне кажется, что он заключается в огромной обаянии, которым талантливое перо автора наделило образ этого беспокойного неугомонного мальчишку.

В мировой литературе существует великое множество образов мальчишек — искателей приключений, но герой Твена — неповторим и своеобразен. На первый взгляд это совершенно обычный мальчишка из маленького провинциального американского городка. Подобно тысячам и миллионам своих соседей Том не любит выполнять домашние обязанности, терпеть не может посещать школу, предпочитает нарядному костюму потертую одежду, а что до обуви, то и вовсе старается обходиться без нее. Посещение же церкви и в особенности воскресной школы являются для него настоящей пыткой. У Тома масса друзей — таких же шалопаев, как и он сам. Его неглупая голова постоянно забита всевозможными фантазиями и выдумками. Скорее всего, если бы родители мальчика были живы, он рос бы более послушным и менее своенравным. Старой деве — тетушке Полли — при всем ее старании никак не удавалось совладать с непоседливым племянником, вверенным ее заботам. Но именно эта свобода позволила Тому оставаться искренним, непосредственным, органичным существом. Разумеется, ему присуще лукавство, он безо всяких угрызений совести может солгать, «стянуть» лакомство без разрешения, но при всем этом, на него почти невозможно рассердиться.

На первый взгляд, Том Сойер — такой же рядовой мальчуган, как и большинство его сверстников. И все же — особенный герой, поскольку Твен наделил его всеми самыми замечательными качествами, которые только могут быть присущи подростку.

Том нежно любит тетушку Полли. Не умея усмирять свои наклонности мальчик тем не менее переживает, если видит, что доставляет тете беспокойство и огорчение. Тому свойственно чувство справедливости. От не терпит притворства, ханжества, неискренности. Именно поэтому послушный братец Сид часто становится объектом неприязни Тома. Порой на мальчика находит желание стать хорошим, «правильным» ребенком, не его вина, что ему чаще всего не удается обуздать свой неуемный нрав. Со всеми мальчишками на свете Тома Сойера роднит то, что он не терпит скуки, рутины, однообразия. Зубрежке, унылому нахождению на церковной службе он всегда предпочтет порку или другое физическое наказание. Это живая, впечатлительная натура с богатым воображением.

Далеко не всякий взрослый человек способен признавать свою неправоту, Тому же это под силу. Раскаявшись в своем побеге из дома, мальчик убеждает друзей вернуться в город.

У Тома Сойера множество незаурядных, черт характера. Одна из них — его предприимчивость. Эпизод с забором недаром стал хрестоматийным. Здесь мальчик проявляет недюжинные способности психолога, организатора. Лидерские качества вообще присущи Тому. Ему без труда удается вдохновлять на рискованные поступки своих менее изобретательных и храбрых приятелей. Том способен от всего сердца сочувствовать тем, кто незаслуженно терпит обиду, несправедливость. Несмотря на свой страх перед индейцем Джо, Том вместе со своим закадычным другом Гекльберри Финном, рискуя жизнью, выручает незадачливого Мэффа Поттера, дав показания в суде. На такой смелый поступок, совершенный сочувствующим мальчиком, способен далеко не каждый взрослый человек. Это, на мой взгляд, настоящий героизм.

Другой эпизод, показывающий нам Тома с самой лучшей стороны, — страницы о том, как он заблудился в пещере с Бекки Тэтчер. Мальчику удалось сохранить хладнокровие, найти выход, при этом еще постоянно поддерживая, утешая и подбадривая девочку. В финале Том и помогает обезвредить шайку бандитов, спасти жизнь добропорядочной горожанки.

Автор вознаграждает своего героя — Том становится богачом, героической личностью, заслуживает уважение самых видных горожан. Однако даже это, последнее, испытание мальчик проходит с блеском. Он не становится заносчивым, не кичится своим героизмом и богатством. Это по-прежнему непосредственный, полный обаяния подросток.

Прощаясь с ним, читатель остается убежден, что Том Сойер сохранит все свои лучшие качества, станет прекрасным человеком и превратившись в взрослого мужчину, совершит еще немало замечательных поступков.

Тема. «Марк Твен. “Приключения Тома Сойера”».

Цели. Познакомить с отрывком из романа М. Твена, учить анализировать поступки героев; развивать навык осознанного чтения, речь учащихся, внимание, воображение; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности к курению.

Статья опубликована при поддержке ОП МРЭО-3. С 2006 года ОП МРЭО-3 предоставляет высококачественные услуги в сфере обслуживания автолюбителей. Регистрация транспортного средства , получение прав европейского образца и техническое обслуживание. Все это выполняется с максимальным удобством для клиента на качественном и современном оборудовании. Будь то оплата госпошлины или прохождение технического осмотра. Посетите официальный сайт компании http://MREO3.ru и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. С отрывком из какого произведения мы познакомились на прошлом уроке? Кто его автор? Как настоящее имя этого писателя? Что вы знаете о его детстве? Как зовут главного героя? С кого был написан его образ Марком Твеном? Каким вы представляете себе Тома Сойера? Опишите его. Как вы к нему относитесь? Докажите свое мнение. Каков, по-вашему мнению, данный герой? Можно ли назвать его положительным или все-таки он отрицательный персонаж? А кто в этом произведении является отрицательным героем? Почему?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

III. Актуализация темы урока

У. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним отрывком из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Но сначала вопрос: о чем идет речь в высказывании, записанном на доске?

На доске:

Дети. О привычке.

У. Итак, это привычка. Именно о привычках мы поговорим сегодня на уроке. А поможет нам в этом Марк Твен.

IV. Беседа по теме урока

У. Как вы понимаете выражения: вошло в привычку , сила привычки , вредная привычка ? Какие вредные привычки вы знаете?

Дети отвечают.

– А вот о какой из них пойдет речь сегодня на уроке, вы мне скажете, посмотрев фрагмент известного мультфильма «Ну, погоди!».

Учитель показывает отрывок из мультфильма.

– Итак, о какой же вредной привычке мы будем говорить сегодня на уроке?

Д. О курении.

У. К концу урока мы должны будем с вами объяснить не только Волку, но и всем окружающим, а также самим себе, почему есть такая поговорка: «Курить – здоровью вредить». Послушайте рассказ о том, почему табак так называется и откуда он взялся.

Заранее подготовленные ученики рассказывают о табаке.

Ученик 1. Слово табак происходит от названия провинции Табаго острова Гаити. В ХV веке Христофор Колумб завез семена табака в Испанию. К концу ХVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию.
В Италии табак был объявлен забавой дьявола. Пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указанию королевы Елизаветы I в ХVI веке курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
Яков Стюарт, преемник Елизаветы I, объявил курение вредным, неблагочестивым и не подходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «...привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких...» Это была первая популярная книга о вреде курения.

Ученик 2. В России в правление царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном Уложении от 1649 года было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».
Известный французский писатель Оноре де Бальзак написал про курение так: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».

V. Знакомство с текстами

У. Многие известные писатели не только обращались к теме борьбы с курением, но и высказывали предостережение подрастающему поколению. Одним из них являлся американский писатель Марк Твен. Давайте прочитаем отрывок из его романа.

Чтение отрывка по цепочке сильными учениками.

ПЕРВЫЕ ТРУБКИ

После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!
– Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: «Вот бы и мне научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу», – сказал Том.
– И я тоже. Правда, Гек? Ведь ты слышал это от меня? Вот пусть Гек скажет.
– Да-да, сколько раз, – сказал Гек.
– Ну, и я тоже ему говорил сотни раз. Однажды это было возле бойни. Помнишь, Гек? Там были еще Боб Таннер, Джонни Миллер и Джефф Тэчер. Ты помнишь, Гек, что я сказал?
– Еще бы, – ответил Гек. – Это было в тот день, как я потерял белый шарик... Нет, не в тот день, а накануне.
– Ага, я говорил! – сказал Том. – Гек помнит.
– Я думаю, что я мог бы курить такую трубку весь день, но держу пари, что Джефф Тэчер не мог бы.
– Джефф Тэчер! Куда ему! Он от двух затяжек свалится. Пусть только попробует! Увидит, что это такое!
– Само собой, не сумеет, и Джонни Миллер тоже. Хотелось бы мне посмотреть, как Джонни Миллер справится со всей этой штукой!
– Куда ему! – сказал Джо. – Он, бедняга, ни на что не способен. Одна затяжка – и он свалится с ног.
– Верно, Джо. Слушай-ка: если бы наши ребята могли увидеть нас теперь!
– Вот было бы здорово!
– Но, чур, никому ни слова! А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: «Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота», – а ты ответишь, как ни в чем не бывало: «Да, есть моя старая трубка, и другая есть, только табак у меня не очень хорош». А я скажу: «Ну, это все равно, был бы крепок». И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!
– Вот здорово, Том! Я бы хотел, чтобы это было сейчас.
– И я! Мы им скажем, что научились курить, когда были пиратами, – то-то будут завидовать нам!
– Еще бы! Наверняка позавидуют!

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Все поры во рту у мальчишек превратились в фонтаны: они едва успевали очищать подвалы у себя под языком, чтобы предотвратить наводнение. Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже. Фонтаны так и били что есть силы, и насосы работали вовсю. Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:
– Я потерял ножик... Пойду поищу...
Том дрожащими губами произнес, запинаясь:
– Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.
Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.
За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», – так как они чувствуют себя очень неважно, – должно быть, съели какую-нибудь дрянь за обедом.

У. Как вы думаете, почему Джо пошел искать ножик, а Том пошел ему помогать? Как говорил Джо? А Том? Прочитайте.

Найдите в тексте и прочитайте, где и в каком состоянии нашел мальчиков Гек?

Дети отвечают.

– Что же произошло в детском организме? Прочитайте об этом в тексте.

На доске:

– Почему Джо и Том решили научиться курить? Докажите словами из текста. Как вы думаете, почему мальчики, а сейчас очень часто и девочки начинают курить?

Выслушиваются ответы детей.

– 70% мужчин и 30% женщин, иначе – 50% взрослого населения нашей планеты, являются курильщиками. По статистике, в некурящих семьях курящими становится не более 25% детей, а вот в курящих семьях число курящих детей превышает 50%. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сынками». Половина школьников, начавших курить, делают это, подражая другим, 42% – из интереса, необычности, таинственности.
Девушки (девочки) начинают курить (60%), аргументируя это тем, что «так красиво», «так модно», «хотят нравиться», «хотят привлечь к себе внимание».
Я хочу предложить вам еще один отрывок, но уже из трилогии русского писателя Льва Николаевича Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Чтение отрывка учителем (учащиеся следят по тексту):

Запах табака был очень приятен, но во рту было горько и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся заполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь и в горле маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось что я умираю. Я серьезно испугался... и со страшной головной болью, расслабленный, долго лежал на диване.

– Как вы думаете, зачем известный писатель включил в свою повесть это описание? С какой целью?

VI. Итог урока

У. Назовите признаки отравления никотином.

Дети отвечают.

– В отрывке есть такие строки: «Мне показалось, что я умираю». По данным статистики, курение сокращает жизнь человека в среднем на 8 лет. Какие заболевания вызывает курение?

На доске:

– Очень вредно так называемое пассивное курение, то есть когда некурящий вынужден находиться в одном помещении или просто рядом с курящим и дышать табачным дымом.
Для предотвращения распространения массового как активного, так и пассивного курения 17 ноября каждого года проходит Международный день отказа от курения.
Активная работа по борьбе с курением привела к тому, что за последние 30 лет процент курящих, например, в США уменьшился с 52% до 30%.
Давайте подумаем вместе, как можно обратиться к школьникам, чтобы они не только не начинали курить, но даже и попыток не делали. Закончите фразу: «Не надо курить, потому что...» А если бы вы обращались ко взрослым? «Бросайте курить, потому что...»

Дети придумывают продолжения фраз.

– Каков же смысл заложен в поговорке: «Курить – здоровью вредить»? Как вы ее понимаете? Отрывки из каких произведений вам в этом помогли? Кто их авторы?
В заключение урока я предлагаю вам прослушать стихотворение, которое сочинила наша библиотекарь Нина Георгиевна Панкратова.

Два ученика читают стихотворение наизусть:

О вреде курения

Вова с Колей захотели
Покурить немножечко.
Покурили, подурили
И в больницу угодили.

После первой сигареты
Стало Коле плохо:
Просто, словно угорелый,
Он кричал и охал.

Вова время не терял –
Поздравляем Вовочку!
Он коробку искурил...
И еще коробочку.

Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый –
Бледный, нет лица на нем,
А все шепчет: «Ну, курнем?»

Неужели это Вова
На кушеточке лежит?
...Неужели это Вова?
И ни с кем не говорит?

Долго доктора его
Приводили в чувство,
Но не вышло ничего
Из этого искусства!

Всем известно – никотин
Убивает лошадь,
И наш Вова угодил
В грязную калошу.

От куренья только вред!
От куренья много бед!
Кто не курит сигарет,
Тот здоров на все сто лет!

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....