Что такое частицы как часть речи. Группы частиц по значению. Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ
Служебная. Она предназначена для обозначения различных эмоциональных и смысловых оттенков. Также с ее помощью образуются совершенно новые слова, их формы.
Все частицы в русском языке делятся на два больших разряда:
1) те, которые выражают оттенки разнообразных смыслов и эмоций (модальные);
2) формообразующие и словообразующие.
Такое деление основывается на том, какое значение и какую роль выполняет эта часть речи в предложении.
Модальные частицы в русском языке
В зависимости от выражаемых ими оттенков смыслов и эмоций, частицы в свою очередь подразделяются на такие группы:
1) побудительные: пусть, ну, -ка, а ну, давайте, давай;
2) отрицательные и утвердительные: нет, да, не, точно, отнюдь не;
3) восклицательно-оценочные частицы: ну и, еще бы, что за, ишь как, ишь какой;
4) вопросительные: а что, неужели, разве, ли;
5) усилительные частицы: да и, и, же, даже;
6) уступительные хотя бы, все-таки, все же;
7) сравнительные: как, будто, как будто, точно, словно;
8) выделительно-ограничительные частицы: только, единственно, лишь, исключительно, почти;
9) уточняющие: как раз, именно, ровно, точно;
10) указательные: вот и, вон и, вот, это, вон, то.
Формообразующие и словообразующие частицы в русском языке
В качестве последних выступают:
1) частицы ни и не, если они используются в роли приставок для образования имен прилагательных, существительных, наречий, а также местоимений (неопределенных и отрицательных): неправда, некто, ничто и др.;
2) частицы -либо, -нибудь, -то, кое-. Они употребляются в роли аффиксов. Образуются с их помощью неопределенные местоимения и наречия: что-нибудь, где-либо, кое-где и др.
Формообразующая частица - бы. С ее помощью наклонение глагола можно изменить на сослагательное: помог бы, победил бы.
Частицы в русском языке. Классификация по происхождению
В русском языке одни частицы берут начало от разнообразных частей речи, другие же - нет. На этом основании и производится следующая их классификация на:
1. Производные. Они могут происходить от наречий: едва, прямо, только и др.; от глаголов: давай, пускай, вишь и др.; от местоимений: -кое, всё, -то, что, оно и др.; от союзов: и, да, же, а, ли, -либо и др.
2. Непроизводные частицы. Их происхождение не связано с какими бы то ни было частями речи: -ка, вон, вот и др.
Частицы в русском языке. Правописание "не" слитно со словами
Безударная частица не употребляется, когда намереваются выразить отрицание. Она пишется слитно со словами только в следующих случаях:
а) если служит приставкой для существительных, наречий и прилагательных: неласковый, невесело, неудача;
б) если слово без неё в употреблении не встречается: нелепый, невпопад, неряха;
в) если формы неопределенных и отрицательных местоимений беспредложные: некому, некто, нечем, некий;
г) если при полном причастии нет зависимых слов: негреющее солнце, неисправленная ошибка.
Частицы в русском языке. Правописание "ни" слитно со словами
Эта безударная частица используется для выражения усиления. Она пишется слитно со словами в тех случаях, когда выступает в роли приставки:
а) в отрицательных наречиях: никак, ниоткуда, нигде, нимало, нисколько, ничуть, никуда;
б) в отрицательных местоимениях (в их беспредложных формах): не довелось никого провести в дорогу.
По значению в лингвистической литературе нет.
Виноградов В. В. выделил 8 разрядов частиц:
- Усилительно-ограничительные, или выделительные частицы: только , лишь , хоть .
- Присоединительные частицы: тоже , также .
- Определительные частицы: именно , подлинно , как раз .
- Указательные частицы: вот , вон , это .
- Неопределённые частицы: -то , -либо , -нибудь , кое- .
- Количественные частицы: почти , ровно , точно .
- Отрицательные частицы: не и ни .
- Модально-глагольные частицы: бы , да , хоть бы , лишь бы .
Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. выделяют четыре разряда частиц по значению: смысловые, модальные, эмоционально-экспрессивные, формообразующие.
Смысловые частицы
Смысловые частицы выражают различные смысловые оттенки значений .
Подразделяются на несколько подгрупп:
1. Указательные частицы. Указывают на предметы и явления внешнего мира: вот , вон , это , оно , во .
- Вот парадный подъезд.
- (Н. А. Некрасов)
- Кто это пришёл?
- Оно , конечно, говорить легко.
2. Определительно-уточняющие, или определительные частицы. Уточняют отдельные знаменательные слова в предложении: точно , именно , ровно , почти , подлинно , как раз .
- Мне как раз сюда и надо.
- Это точно тот дом?
3. Выделительно-ограничительные частицы. С их помощью происходит логическое выделение слов или словосочетаний: только , лишь , только лишь , разве лишь , хотя , хотя бы , хоть бы , всего , исключительно , единственно .
- Это только начало.
- Ты хотя бы позвони.
К смысловым частицам, по мнению Шанского Н. М. и Тихонова А. Н., примыкают ещё усилительные частицы, выступающие в функции выделений: даже , (даже и ), же , ведь , уже (уж ), ну , ни , ещё , то , просто , прямо , положительно , определённо , решительно .
- Всё это просто мелочи, быть может...
- (Дж. Гордон Байрон)
- Даже и не думай!
Модальные частицы
Модальные частицы выражают отношение к достоверности высказывания .
Выделяют несколько подгрупп:
1. Утвердительные частицы: да , так , точно , ага , угу , определённо , как же .
- Мне определённо нравится ход его мыслей.
2. Отрицательные частицы: не , ни , нет , вовсе не , отнюдь не .
- На небе ни облачка.
3. Вопросительные частицы: ли , разве , неужели , как , что , что ли , а , да .
- Разве так можно поступать?
- Неужели всё позади?
4. Сравнительные частицы: будто , как будто , точно , словно , вроде , как бы , будто бы .
- Она вроде изменилась.
- Точно ты не знала.
5. Частицы, употребляющиеся для передачи чужой речи: дескать (др.-русск. дѢеть «говорит» + съказати ), мол (молвил), -де , якобы .
- А коль увижу-де , что казнь ему мала,
- Повешу тут же всех судей вокруг стола.
- (И. А. Крылов)
- Отлучиться разрешите,
- Дескать , случай дорогой,
- Мол, поскольку местный житель,
- До двора - подать рукой.
- (А. Т. Твардовский)
- Так-таки и передайте: Аркадий, дескать , Иванович Свидригайлов кланяется.
- (Ф. М. Достоевский)
Эмоционально-экспрессивные частицы
Эмоционально-экспрессивные частицы усиливают выразительность эмоционального высказывания : что за , ну и , где там , как , вот так , куда , куда там , что там , то-то , вот .
- Ну что за шейка, что за глазки!
- (И. А. Крылов)
- Где тебе тягаться со мною,
- Со мною, с самим Балдою?
- (А. С. Пушкин)
Формообразующие частицы
Формообразующие частицы используются для образования ирреальных (частица бы ) и : да , пусть , пускай , да , давайте .
- Давайте говорить друг другу комплименты.
- (Б. Окуджава)
- Я хотел бы жить и умереть в Париже,
- Если б не было такой земли - Москва.
- (В. В. Маяковский)
Бабайцева В. В. и Чеснокова Л. Д. включают сюда слова самый , более и менее , которые используются для образования аналитических форм степеней сравнения прилагательных. Кроме того, вслед за Виноградовым В. В. к формообразующим частицам они относят -то , -либо , -нибудь , кое- .
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.
Данный материал будет посвящен служебной части речи - частице. Будут рассмотрены разряды, приведены примеры, показаны отличия от омонимичных слов.
Знакомимся: частица!
Разберем с вами, что же такое частица. Вы только что могли заметить: в предыдущем предложении ею является слово «же». Итак, частица является служебной частью речи, вносящей в предложения новые смысловые эмоционально окрашенные оттенки, и служит для образования новых форм слова. Приводим сразу пример.
Он пришел. Простое, можно сказать, безликое предложение. Добавим в это предложение различные частицы.
Он лишь пришел.
Он только пришел.
Разве он пришел?
Он едва лишь пришел.
Обратите внимание, насколько изменился смысл и появился эмоциональный окрас в предложениях, стоило всего лишь добавить маленькие элементы. Кстати, «всего лишь» - тоже частица.
Стоит заметить, что русский язык настолько богат такими компонентами речи, что даже нет определенных требований к их заучиванию. Необходимо научиться находить, видеть в тексте, а также уметь отличать их от других слов в предложениях. Об этом мы расскажем в нашей статье.
Основные разряды частиц
Из всего многообразия данных элементов можно выделить четыре разряда.
- Формообразующие частицы (давайте, пускай, пусть) предназначены для образования формы слова, могут образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
- Отрицательные (нет, далеко не, вовсе не, отнюдь не).
- Частицы, которые могут характеризовать признак (это может быть состояние или действие), протекающий во времени, по результативности или по полноте осуществления, или наоборот - бесплодности, неполноте.
- Модальные частицы, которые могут быть вопросительными разве), указательными (вот, вон), уточняющими (именно, как раз, точь-в-точь), выделительными и ограничительными (только, лишь), восклицательными (что за, как), усилительными (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё), смягчающими требования, выказывающими сомнения (вряд ли, едва ли) и, наконец, побудительными (пусть, давайте, пускай).
Примеры
Рассмотрим модальную частицу в качестве примера в предложениях:
- Разве мы не поедем сегодня на рыбалку?
- Вот он, настоящий чемпион!
- Как раз это был тот самый момент, который нельзя было упустить.
- Что за музыка!
- Всё-таки пришлось делать работу заново.
- Пусть всегда светит солнце!
Модальные частицы служат для передачи дополнительного значения смысла в тексте или в речи говорящего, усиливают эмоциональную сторону и акцентируют внимание.
Модальные формообразующие частицы
С помощью формообразующих элементов появляется возможность создать новые формы слов. К данной категории модальных формообразующих частиц можно отнести: пусть, бы, да, давай (-те), менее, самый, пускай, более.
Приведем для наглядности примеры.
Слово «бы» можно употребить для образования условного наклонения глагола. Я сделал бы больше, если бы встал раньше.
Повелительную форму наклонения образуют модальные частицы пусть, пускай, давай, да. Приведем такие примеры:
- Пусть придет весна.
- Скажи ему, пускай поторопится.
- «Да будет свет!» - сказал электрик.
- Давай отправимся в путешествие в другую страну.
Для образования сравнительной степени наречий и прилагательных служат формообразующие элементы более, менее. Например:
- Более быстрый подъём на этаж лифтом.
- Менее успешное предприятие.
Формообразующий элемент сам (обращаем внимание на число и род) может служить для образования у прилагательного превосходной формы, например: самый яркий.
Все эти перечисленные формообразующие элементы находятся в составе глагольной формы. При разборе предложения на члены рекомендуют подчеркивать их как один член предложения, даже если они не находятся рядом. Необходимо привести примеры предложения с модальными частицами.
- Я бы не опоздал, если бы не задержался на работе.
- Пускай они придут завтра.
- Сегодня обстоятельства слаживаются менее удачно.
- Сейчас я загадаю более сложную загадку.
- В своей жизни она решила самую трудную задачу.
Стоит отметить, что такие формообразующие элементы можно разделить на условное и повелительное наклонение. К условному наклонению относят модальные частицы бы, б.
К повелительномуотносят такие частицы, как: пусть, пускай, да, давайте, давай.
Отличие от омонимичных слов. Примеры
Давай вспомним, что же такое омонимы. Итак, омонимами называют слова, одинаковые по написанию и звучанию, но различные по смыслу.
Важно не путать, уметь видеть и различать омонимичные слова. Примеры:
- Давай ему по полтаблетки лекарства каждые полчаса. В данном контексте слово давай является не формообразующим элементом, а формой глагола давать.
- А сейчас пускай лодочку вниз по течению. Здесь также слово пускай не может быть частицей, оно является формой глагола пускать.
- Неужели это ты? - Я самый. В этом варианте слово самый является местоимением и с прилагательным никакой связи не имеет.
- Она говорила очень тихо, как бы извиняясь. В этом предложении слово как бы составляет неделимую конструкцию, которую можно заменить синонимами словно или будто.
- Город Улан-Удэ: население
- Масленица в году где будет праздноваться
- Как в башкирии зарождается протест и кто за этим стоитаналитика Заявление РОО «Конгресс Башкирского народа»
- Карельская кухня – калитки, уха на молоке и дары леса Карельская уха
- Татарский речевой этикет Полезные фразы на ты на татарском
- Как будет слово "спасибо" на разных языках мира?
- §4. Липиды. Углеводы. Строение и функции углеводов и липидов Углеводы и липиды у растений
- Физические явления: броуновское движение
- Язык как социальное явление
- Инициативы по благоустройству района Как выяснилось в ходе очередного детского опроса, в лучшем городе есть две беды, обе от изобилия от изобилия ям на дорогах и мусора на улицах
- Комплексно-тематическое планирование «День Победы»
- Российского видеоблогера Jove обвинили в развращении несовершеннолетних Джов новое июль
- Разучивание элементов движения танца «Полька» с детьми старшего дошкольного возраста Рисунок танца полька
- Паспорт логопедического кабинета на учебный год
- Гадание на куриных костях
- Планирование движения средств
- Планирование движения средств
- Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?
- Учет деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход
- Настройка «Учет кредитов и займов» в программах «1С» Начисление процентов по кредиту в 1с