Что значит модельная библиотека. Модельные сельские библиотеки. Социальная значимость Проекта


Модель современной публичной библиотеки, которая отвечает требованиям информационного общества и соответствует запросам сегодняшних пользователей, к которой должна стремится каждая библиотека, представлена в «Модельном стандарте деятельности публичных библиотек», утвержденном в мае 2001 года на VI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. В новой редакции документа, принятой на XIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (Ульяновск, 2008 г.), акцент переносится на модернизацию библиотечного обслуживания на основе внедрения информационных технологий в библиотечную практику.

В Псковской области разработан «Модельный стандарт деятельности муниципальной библиотеки Псковской области».
Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».
В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» к настоящему времени создано 70 модельных сельских библиотек.
В нашей области модернизация публичных библиотек началась в 2006 году, когда при поддержке Межрегиональной ассоциации деловых библиотек в Великолукском и Печорских районах были созданы компьютерные сельские библиотеки. В рамках федеральной целевой программы «Культура России» в Пушкиногорском районе открыты модельный читальный зал в центральной районной библиотеке и Полянская модельная библиотека. Проекты модернизации сельских библиотек разрабатываются в Гдовском, Островском, Псковском, Себежском и др. районах области.
Модельная публичная библиотека представляет собой современное универсальное информационно-культурное учреждение, способное эффективно выполнять информационную, образовательную, культурную и просветительскую функции. Для решения этой задачи необходимо увеличить и разнообразить библиотечные фонды, включив в них кроме печатных изданий электронную и аудиовизуальную продукцию. Необходимо провести кардинальное техническое переоснащение самих библиотек и обучить библиотекарей работе с современными информационными технологиями
Главная цель - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда. Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные.
Практика показала, что модельная библиотека может быть успешно создана только при следующих условиях:
наличия в штате творческих работников;
сильного профессионального сообщества района;
устойчивых традиций поддержки библиотек местными органами самоуправления;
соответствующих нормативам помещений и библиотечного оборудования;
развитой инфраструктуры села.

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.
Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.
В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Настоящие рекомендации содержат вопросы по созданию модельной библиотеки в муниципальном образовании: условия открытия, порядок создания, минимальные требования к техническому оснащению и информационным ресурсам, персоналу и услугам модельной библиотеки. В приложениях даны советы по организации презентации модельной библиотеки и предложения НФ «Пушкинская библиотека» по комплектованию фондов библиотек на 2008 год.

Модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.
Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются:

  • предоставление всем гражданам равного доступа к информации;
  • доступность различного вида услуг;
  • обеспечение свободы чтения;
  • предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;
  • доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие компоненты:
Организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
Благоустройство прилегающей территории;
Обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов областного модельного стандарта;
Текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
Подписка на периодические издания;
Автоматизация библиотечных процессов;
Доступ к информационным ресурсам Интернет и региональных библиотек;
Обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей.

Выбор базы для создания модельных библиотек.

Сельское поселение, в котором может быть создана модельная библиотека, должно отвечать следующим требованиям:
В населенном пункте должно проживать примерно от 0,5 до 1,5 тыс. человек.
Развернутая социальная структура: средняя школа, детский сад, почта, фельдшерский пункт и т.д.
Наличие развитой системы транспортных коммуникаций между районным центром и сельским населенным пунктом
Принцип доступности библиотечного обслуживания населения реализуется путем размещения модельной библиотеки с учетом максимальной пространственной доступности (расстояние от библиотеки до места жительства обслуживаемого населения не должно превышать 3 км или 20 минут пути), а также удобством ее месторасположения (на пересечении пешеходный путей, вблизи транспортных сообщений).
Библиотека должна размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или блок-пристройке к жилому или общественному зданию, или в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.
Площадь помещения библиотеки должна быть достаточна для размещения технического оборудования и информационных материалов на отдельных столах и стеллажах, не менее 70-100 кв. м.
Библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной защиты (1 огнетушитель на 50 кв.м. пола, но не менее 1-го на каждое помещение, пожарная сигнализация).
Также необходимо добиться устойчивого электроснабжения 220 В/ 50 Гц и отлаженной системы послеаварийного восстановления электропитания и надежного отопления помещения на весь отопительный период для поддержания температуры для нормальной работы технических средств.
Библиотека должна иметь не менее одного телефонного номера.
Обеспечение сохранности оборудования и фондов достигается путем установки решеток на окнах, металлических дверей с надежными замками, сигнализации непосредственно в помещении библиотеки или на пульте охранной структуры.
Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной библиотеки должны быть:

  • привлекательное внутреннее и внешнее оформление;
  • поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);
  • обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала).

Ежедневный режим работы модельной публичной библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения и не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.

Требования к персоналу: наличие двух штатных единиц, главного библиотечного менеджера (заведующего), ответственного в целом за библиотеку и ведущего одновременно постоянные курсы обучения компьютерным технологиям для всех категорий жителей села. Второе лицо библиотеки - администратор, который реализует функции обслуживания электронной почты, регистрирует и контролирует доступ к Интернету читателей и одновременно выполняет традиционные библиотечные услуги. Базовая профессиональная подготовка библиотечных сотрудников должна быть достаточной для освоения работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами.

Создание и финансирование модельной библиотеки.
Модельные библиотеки создаются на базе муниципальных библиотек по решению органа местного самоуправления. Финансирование модельных библиотек осуществляется за счет муниципальных властей, вкладывающих средства в: обновление, ремонт здания, обеспечение условий безопасности и сохранности фондов и оборудования; формирование и дальнейшее развитие информационных ресурсов: телефонизацию, подключение библиотеки к Интернет, комплектование фондов библиотек на всех видах носителей; приобретение лицензионного программного обеспечения; приобретение видео-аудиоаппаратуры, множительной техники; организацию библиотечного пространства (создание комфортной среды для сотрудников и пользователей): приобретение мебели и оборудования, предметов дизайна и т.д.
Выделяют средства на обучение кадров работе с компьютером, методике выполнения «виртуальной справки», формированию и распространению информационных ресурсов.

Информационные ресурсы модельной библиотеки.
Политика формирования фонда модельной библиотеки ориентирована на стратегию доступа ко всей имеющейся в библиотечно-информационном пространстве России информации, а не только к ее собственным ресурсам.
Модельная публичная библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет, озвученные книги и др.), представленных в достаточном количестве.
Основными характеристиками фонда модельной публичной библиотеки являются:

  • разумный объем;
  • информативность;
  • постоянная обновляемость.

Профиль комплектования модельной публичной библиотеки учитывает реальные потребности местного сообщества. Основу фонда составляют современные энциклопедии, словари, справочники, новые издания отечественной и зарубежной классики, детская литература, современные издания по истории, психологии, философии, экономике, праву, искусству, технике и сельскому хозяйству, медицине, организации досуга.
Книжный фонд модельной библиотеки должен быть очищен от устаревшей и ветхой литературы, особенно в его отраслевой части.
Разовое (первоначальное) приобретение новых документов должно составлять в объеме не менее 10 % от имеющегося фонда.
Для актуализации содержания фонда модельной публичной библиотеки необходимо поддерживать его обновление на уровне не менее 5% от общего объема фонда в год или из расчета 250 книг на 1000 жителей.
Подписка на периодические и продолжающиеся издания - не менее 10-16 наименований газет и журналов.
Формирование фонда видеоизданий осуществляется видеофильмами познавательной тематики, экранизациями произведений отечественной и зарубежной классики, мультфильмами, записями лучших отечественных театральных постановок.
Фонд аудиодокументов включает записи классической отечественной и зарубежной музыки, популярные джазовые композиции, записи популярных современных исполнителей.
Содержательный состав фонда электронных изданий модельной библиотеки:
обучающие диски по основным предметам школьной программы;
обучающие диски по компьютерным технологиям;
обучающие диски по изучению иностранных языков с учетом специфики преподавания в школе;
мультимедийные издания по истории России;
мультимедийные издания по истории религий основных конфессий России;
познавательные мультимедийные издания для детей и юношества;
универсальные и отраслевые мультимедийный энциклопедии;
мультимедийные издания по отечественному и зарубежному искусству, знаменитым музеям России и зарубежных стран;
электронные книги с собраниями сочинений классиков отечественной и зарубежной литературы;
электронные книги с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников
В модельных библиотеках для обслуживания населения правовой информацией открываются центры правовой информации. В библиотеке для обеспечения доступа населения к правовой информации должны быть установлены информационно-правовые системы.

Требования к минимальному техническому оснащению и оборудованию
модельной библиотеки

Предметы библиотечной мебели (стеллажи, кафедры выдачи, стулья и т.д.) должны соответствовать требованиям долговечности, быть удобными и функциональными.
Техническое оснащение включает:
2 комплекта компьютерного оборудования;
1 ксерокс;
1 сканер;
1 принтер;
1 комплект аудио-видеотехники (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр; мультимедиапроектор);
подключение к сети Интернет
средства связи (телефон, факс, модем или выделенный канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет)
Программное обеспечение:
лицензионное офисное программное обеспечение, включая пакет MS Office 2000 c набором программ MS Word, MS Excel, MS Power point и MS Photo Editor ABBYY Fine Reader, подписку на антивирусный комплект;
правовая база данных, выпускаемая на CD-ROMе и включающая все необходимые для населения документы Российского законодательства
Конфигурация компьютерного комплекса должна отвечать современным требованиям качества и надежности, а также характеристикам, предъявляемым к нему современными программными продуктами.

Услуги модельной библиотеки

Модельная библиотека предоставляет гражданам наиболее полный набор услуг, которые должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.
Модельная библиотека имеет возможность предлагать пользователям различные по видам и целям услуги, в том числе документные, справочно-библиографические, информационные, образовательные, коммуникативные, досуговые, сервисные.
Специализацию своей деятельности модельная сельская библиотека выбирает самостоятельно с учетом потребностей жителей села. Это может быть информационно-правовой или информационно-досуговый центр, информационно-национальный центр, библиотека-музей и т.д.
К обязательным бесплатным услугам модельной библиотеки относятся:

  • предоставление информации о наличии в фондах конкретного документа;
  • получение полной информации о составе фонда через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
  • оказание консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
  • предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек;
  • выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с Правилами пользования библиотекой;

Модельная библиотека осуществляет широкий диапазон справочных и информационных услуг, включая:

  • составление тематических библиографических списков и пособий, выдачу адресных и фактографических справок, в том числе по телефону и электронной почте;
  • подготовку и предоставление проблемно-аналитических обзоров, информационно-аналитических и тематических пакетов;
  • консультационное обслуживание по различным вопросам.

Модельная библиотека использует новейшие информационные технологии для предоставления пользователям доступа к корпоративным и глобальным информационным сетям, расширяя спектр услуг и обслуживая пользователей в режиме локального и удаленного доступа.
Став модельной, сельская библиотека становится творческой лабораторией для последующего обучения на ее базе библиотекарей области, руководителей сельских администраций.
Сельские модельные библиотеки следует рассматривать как неотъемлемую часть общей библиотечной системы страны. Первая и основная ее характеристика - это интегрированность в Интернет-технологии. Модельные библиотеки, создаваемые в одном организационно-технологическом формате, имеют «собственное лицо», как правило, отличаются своим содержанием, стилистикой, дизайном, что помогает им поддерживать высокий статус в местном сообществе. Модельная библиотека - это непросто смена вывески и интерьера: это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества, совершенно новые направления работы, которые качественно изменяют жизнь сельского населения, их психологию.

Приложение 1.

Несколько методических советов по организации презентации модельной сельской библиотеки.

Организационные вопросы
Администрации библиотеки:
Инициировать рассмотрение и проведения открытия модельной библиотеки на уровне администрации муниципального образования с принятием постановления (распоряжения, обращения) главы администрации об открытии модельной библиотеки на территории района.
Разработать и утвердить в органах местного самоуправления положения о модельной библиотеки.
Пригласить на церемонию открытия главу администрации района, главу сельской администрации, представителей государственной универсальной научной библиотеки, областных и местных средств массовой информации, творческую интеллигенцию, знаменитых земляков, читательский актив, широкую публику.
Изыскать финансовые средства (местный бюджет, спонсорская помощь) для проведения презентации.

Работникам ЦБС совместно с заинтересованными организациями, учреждениями, частными лицами рекомендуется организовать широкую рекламу предстоящей церемонии открытия, с этой целью:
Оформить и разместить во всех библиотеках, организациях, учреждениях, общественно значимых местах (клубах, школах) рекламные плакаты, объявления; распространить средства малой рекламы: буклеты, листовки, закладки с информацией о порядке проведения церемонии, месте и времени.
Подготовить и распространить пригласительные билеты на церемонию открытия.
Дать информацию о предстоящей церемонии в местную прессу, на радио.
Оформить наружную вывеску модельной библиотеки.
Разработать фирменный стиль (логотип и другую символику) модельной библиотеки.

Несколько советов по составлению сценария.

В сценарий включить:
Развернутую информацию о концепции модельной библиотеки, целях, задачах, которые будет решать библиотека в новом статусе;
Демонстрацию возможностей технического оборудования, установленного в библиотеке - использование электронных ресурсов (правовая, деловая, образовательная информация, электронные книги и т.д.), Интернет-ресурсов;
Устный обзор выставки приобретенных документов, аудио-видеокассет, мультимедийных компакт-дисков;
Выступление местных жителей и читателей о значении модельной библиотеки в жизни села;
Церемонию торжественной записи новых пользователей в библиотеку с вручением читательского билета, памятного подарка;
Благодарственное обращение от имени местных жителей в адрес организаторов модельной библиотеки;
Участие в мероприятии творческих людей района (артистов, музыкантов).

Приложение 2.

Для формирования фонда модельной библиотеки очень важны книжные комплекты, помощь в приобретении которых оказывает НФ «Пушкинская библиотека».

«Пушкинская библиотека» представляет: предложения на 2008 год
по комплектованию фондов библиотек

  1. Январь 2008 - Каталог «Университетская книга». Выпуск 7 с приложениями издательства «БХВ», специализирующегося на компьютерной литературе и издательства «Омега - Л». В 28 тематических рубриках каталога представлено более 1 500 изданий;
  2. Март 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 19. Каталог будет содержать более 2000 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге будет представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п;
  3. Март 2008 - Тематический комплект «Библиотека семейного чтения», порядка 80 - 85 названий книг, отобранных экспертами специально для чтения взрослыми детям и обсуждения всей семьей;
  4. Май 2008 - Каталог мемуарной литературы. Более 150 лучших книг различных издательств;
  5. Июль - август 2008 - Каталог «Пушкинская библиотека» Выпуск 20. Каталог будет содержать более 2500 наименований книг и мультимедийных изданий, а также приложение одного из ведущих российских издательств. В каталоге представлено 28 тематических рубрик, включая учебную, деловую, справочную литературу по общественным и научно-техническим наукам, детскую художественную и познавательную литературу, художественную литературу для взрослых и т.п.;
  6. Июль - август 2008 - Каталог «Лучшие книги для детей и подростков» - более 1000 наименований книг с приложением издательств, специализирующихся на выпуске литературы для детей и юношества;
  7. Август 2008 - Электронный каталог мультимедийной продукции будет содержать более 700 наименований электронных энциклопедий, справочников, образовательных и обучающих программ, аудио-книг и научно-популярных фильмов;
  8. Октябрь 2008 - Тематические комплекты «Литературные премии» для взрослых и детей 2008 года;
  9. С февраля по ноябрь 2008 - Специальные предложения по тематическим рубрикам изданий 2006-2007 годов выпуска для подготовки и проведения конкурсных процедур. Более 25 000 актуальных наименований, представленных на книжном рынке для текущего комплектования. фондов различных типов библиотек. Информация будет предоставляться по запросам библиотек в электронной форме.
Список использованной литературы.
  1. Антоненко С. Всем миром создавались модельные библиотеки в Рязанской области/С.Антоненко // Библиополе. - 2006. - № 2. - С. 16-20.
  2. Афанасьева М. Бессновская модельная библиотека: четыре года после начала проекта/ М.Афанасьева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб.- 2006. - Вып. 2(32). - С. 18-21.
  3. Благодарная Г.И. Алексеевская модельная библиотека/ Г.И.Благодарная// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 2(36). - С. 38-44.
  4. Голик Л.В. Прялка, книга и компьютер.../ Л.В.Голик// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.
  5. Информационное письмо НФ «Пушкинская библиотека» о реализации мегапроекта «Модельные сельские библиотеки» в рамках Федеральной Целевой программы «культура России» (2006-2010 гг.) № 118 от 20.07.07.
  6. Карнаухова В.И. Яковлевская модельная библиотека/ В.И.Яковлева// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 27-29.
  7. Кононова Е.А. Модельные библиотеки: концепция, сущность деятельности/ Е.А. Кононова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2006. - Вып. 3 (33). - С. 6-17.
  8. Куликова О.Ю. Хроника проекта «Модельные компьютерные сельские библиотеки»/ О.Ю.Куликова// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 31-33.
  9. Логвинов Н.Л. Новая реальность Рябчинской библиотеки/ Н.Л.Логвинов// Сельские библиотеки Брянщины в новом тысячелетии: альманах. - Брянск, 2007. - С. 49-51.
  10. Новикова М.В., Матлина С.Г. «Сельская библиотека» - партнерская программа фонда «Пушкинская библиотека»/ М.В.Новикова, С.Г.Матлина// Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. статей. - СПб., 2005. - С. 85-92.
  11. Павлова В.И. Модельные библиотеки - сердце информационного общества/ В.И.Павлова// Библиотечная жизнь Псковщины:информ. сб. - 2005. - Вып. 4(16). - С. 19-26.
  12. Попова В.Н. Николаевская модельная публичная библиотека/ В.Н. Попова// Библиотечная жизнь Белгородчины: информ.-метод. сб. - 2007. - Вып. 1(35). - С. 30-34.
  13. Электронные версии материалов Алтайской краевой, Белгородской, Карагандинской, Красноярской, Ростовской, Свердловской, Челябинской и др. областных универсальных библиотек Российской Федерации.

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете

Этой осенью Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», призванный превратить не слишком посещаемые хранилища книг в современные социальные пространства. Каких конкретно перемен стоит ждать и в каком направлении движутся современные библиотеки - об этом The Village поговорил с дизайнером бюро KIDZ Егором Богомоловым, превратившим районную библиотеку им. Н. В. Гоголя в самый обсуждаемый читальный зал Петербурга, и одним из кураторов проектов в ней Анатолием Бузинским.

анатолий бузинский

куратор проектов в библиотеке, коммуникационное агентство «Код города»

Егор Богомолов

дизайнер бюро KIDZ

Библиотеки будущего?

Егор: С новым «модельным стандартом библиотек» история очень простая. Сотрудничать нам предложила Академия переподготовки работников искусства , культуры и туризма (АПРИКТ) и Министерство культуры. Смысловое наполнение шло не от нас: они сами разработали методологию, а мы должны были раскрыть её с помощью дизайнерского языка, создать что-то в духе библиотеки Гоголя. Ключевая идея - отталкиваться не от нужды расставить где-то книги, а от самого человека.

В итоге получилось три модели для разных масштабов помещений: 400, 700 и 1 100 метров квадратных. В этих пространствах ставятся акценты: в одном - на организацию мероприятий, в другом значительную роль сыграет коворкинг, в третьем маленькое пространство расширится за счёт гиперфункциональной мебели.

АНАТОЛИЙ: Даже если модель не будет реализована полностью, каждый библиотекарь может использовать какую-то идею. Например, подоконник может быть рабочим столом, а ярусная посадка - и местом для чтения, и релакс-зоной. Каким образом библиотекари о проекте узнают? Я скептически к этому отношусь, но надежда умирает последней: Министерство культуры должно выстроить коммуникацию со всеми библиотеками региона. В первую очередь этот проект - пример для местных властей: вот модели, которые рекомендуется реализовать. Но мы не смотрим так глобально, наша задача - преобразовать петербургские библиотеки.

Е: В 2016 году должна завершиться реконструкция библиотеки «Ржевской». Там появится гиперфункциональная мебель, которая делит пространство на зоны; закрытые пространства (где можно провести, например, урок иностранного языка) будут варьироваться с полуоткрытыми. Большая часть поверхностей, насколько это возможно, превратится в книжные полки. Есть привязки к контексту, к истории места. «Ржевская» занимается в основном краеведческой темой, и это будет отражено в дизайне.



А: В случае с «Ржевской» мы решили работать не только с внутренним наполнением, но и с внешней составляющей: рядом есть большая аллея и парк, в том же здании находится детская библиотека. Важно показать прохожим, что внутри библиотеки что-то происходит.

О библиотеке Гоголя в Петербурге

А: Первый шаг сделала сама библиотека, а точнее сказать новый директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района Марина Швец. Её инициативу поддержала администрация района. Финансирование проекта было самым обычным - то, что заложено в районный бюджет. Причём до нас уже была потрачена половина средств - на покраску стен и так далее. Всё дело в эффективном распределении денег и мотивации сотрудников.

Е: Мы отталкивались от того, что кругом всё такое серое и мрачное. Возможно, кое-где мы переборщили с цветастостью, но на тот момент мы всё сделали правильно. Даже пожилые посетители говорили: «Как у вас здорово!» Они не жаловались, что, мол, превратили библиотеку в Диснейленд, хотя, по идее, именно они должны быть самыми суровыми критиками.




Важно делать пространство, которое приспособлено к изменениям. Когда задаётся очень жёсткая функция, она со временем может просто отмирать. И всё - больше ничего не будет происходить. Есть несколько вещей в библиотеке Гоголя, которые используются не так, как мы планировали, но всё равно это удобно. Например, арт-холл, задуманный как площадка для творчества, сейчас воспринимается больше как детская зона, и это классно. Мы делаем пространство как можно более мобильным. Мы не можем предугадать, что в помещении будет через год, когда наполнение меняется даже в течение дня.

Книги - не главное

А: Когда мы открывали детскую библиотеку «Город», у нас был круглый стол, и кто-то из библиотекарей сказал: «Ой, а представляете, есть библиотеки, где нету книг! Это так ужасно!» Будучи модератором, я не мог оппонировать, но заметил, что всё зависит от потребностей аудитории. Если есть электронные базы и людям хочется не читать бумажную книгу, а делать в библиотеке что-то другое, то в этом нет ничего ужасного.

Е: Для меня библиотеки - это место коммуникации. Книгу ты можешь и дома почитать, в интернете много чего доступно. Речь идёт скорее о взаимодействии людей: не хватает мест, где они могут собраться, что-то обсудить, устроить своё событие - превратиться из потребителей пространства в его создателей. В Хельсинки, например, находится музыкальная библиотека, где очень мало книг, зато есть своя звукозаписывающая студия.

А: Могу сказать на примере библиотеки Гоголя, где я администрирую социальные сети. . Ко мне через день кто-то обращается: Филармония, Кирхе, экофестиваль, сейчас ещё хотят снимать телевизионную программу про книгу - и так постоянно. То есть запрос очень большой. Мне кажется, что библиотеки для Петербурга имеют особое значение. В Москве процесс городских трансформаций легче запустился в парках, а у нас из-за климатических и интеллектуальных условий, мне кажется, движущей силой должны быть библиотеки.

А: Со следующего года мы хотим запустить проект с главными книжными магазинами - чтобы в библиотеку поступали лучшие новинки. Недавно у нас была встреча с Татьяной Москвиной, и мы дополнительно закупали её книги, чтобы она подписала их. Вдвойне приятно читать книги, подписанные автором.

Е: Вместить абсолютно все книги невозможно в принципе, каким бы пространство ни было, - нужно как-то выбирать. У районных библиотек должна быть своя специфика. На этом нужно сделать и визуальный акцент. Получилось бы, что каждая библиотека отвечает за какую-то часть информации.



А: В Красногвардейском районе логично, чтобы у Библиотеки Гоголя были хорошие книжные фонды по урбанистике и дизайну. Раз так совпало, что она стала жутко стильной и молодёжной. В прошлом году мы получили премию «Открытие года» The Village, в этом «Собака.ру» дала премию за лучший дизайн-проект. Да, дизайн взял на себя очень большую часть, но меняются и сами библиотекари. Мы делаем много социальных проектов, люди сюда приходят и для своих нужд. Например, сидит шестиклассница и делает домашнее задание. Говорит: «Здесь же круто».

23 ноября была годовщина реконструкции - время подводить итоги. Около 60 % - это новая аудитория, а 40 % - ядро, которое уже было: бабушки и дедушки, приходящие за детективами и романами. Изначально нам важно было донести идею, что библиотеки меняются, что читать - это модно, интересно. Сейчас мы хотим увеличить посещаемость, в первую очередь за счёт мероприятий.

Государственные учреждения не открыты к инициативам. Попробуй прийти в какую-нибудь библиотеку и проведи там что-нибудь. Это то же самое, что прийти в ЖКХ и сказать: «А давайте мы сейчас лавочки поставим новые». А у библиотеки Гоголя другие принципы - мы абсолютно открыты. Мы понимаем, что это стратегически важно: чем больше будет у нас мероприятий, тем больше интересных и разных людей придёт и станет читателями. Сейчас, например, в библиотеке любой желающий может посетить художественную выставку о котах. Я не фанат котов, но они собирают 100 человек на открытии. Кроме этого, у нас были громкие международные события - например, турнир по дебатам или мероприятие в рамках Urban Week. Есть и наши инициативы, которые нам симпатичны, например «Урок литературы» с участием известных писателей.

О смелых библиотекарях

А: Библиотеки районов почти не взаимодействуют между собой. Единый читательский билет - это формальность. Конечно, это хорошо, что ты взял книгу в одном районе, а сдал в другом. Но библиотекам не хватает циркуляции информации, в первую очередь, о тех интересных и актуальных событиях, которые бывают в книжных залах. В этом библиотеки не отличаются от других пространств города, но им объединиться легче, чем каким-нибудь креативным коворкингам. Наше главное преимущество - то, что мы государственные, бюджетные и бесплатные для посетителей. Мне кажется, что библиотекари - самые смелые и инициативные из бюджетников. Взять, например, мелкие музеи - их не видно, не слышно. Про библиотеки же если и говорят, то, например, в связи юбилеем президентской библиотеки им. Н.Б.Ельцина. Но для кого она? Просто так с улицы туда не зайдёшь. Зато районные библиотеки не стоят на месте.




Сейчас к нам пришло осознание того, что вместе с культурными деятелями нужно брать библиотечную тему и поднимать её на новый уровень. К сожалению, пока это идёт на уровне администрации района или по инициативе снизу. В этом есть свои преимущества, потому что мы абсолютно открыты и свободны, но с другой стороны, если бы была поддержка города - как в Москве, - то многие задачи решались бы в семь раз быстрее. Для нас важно, что многие библиотекари на низовом уровне к нам обращаются за советом. В следующем году мы собираемся организовать обучение для всех сотрудников библиотек Красногвардейского района. Основные направления - связи с общественностью, организация событий и дизайн.

Текст: Александра Боровикова

Библиотека в стиле А R Т

(креатив-территория « S ТА R Т»)

«Путь к успеху - через библиотеку!»

Описание Проекта

Молодежь - самый подвижный отряд человечества, жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. Именно ей предстоит не только жить в новом обществе, но и строить его. И в этом активно помогают библиотеки.

В современной библиотеке реализуются успешные проекты, касающиеся самых разных сфер нашей жизни. Сегодня мы позиционируем библиотеку как территорию новых возможностей, а эта территория как раз для молодежи.

Библиотека - открытый институт, ориентированный на удовлетворение культурных и информационных ожиданий населения. Что мы можем сегодня сделать для того, чтобы библиотека для молодых людей стала интересной и популярной? Искать новые динамичные формы работы, пополняя их содержанием, соответствующим духу времени.

От досуга других возрастных групп досуг молодежи существенно отличается в силу специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Молодых людей интересует все новое, необычное. Для них характерно преобладание поисковой активности, их привлекают развлечения, зрелища, легкая музыка, танцы, игры. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определить способы влияния на досуговую сферу жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. И здесь заметную роль способна сыграть библиотека. Она открыта для молодых людей, является площадкой для их непосредственного общения, взаимодействия друг с другом, с обществом, для обмена мнениями и идеями.

В МАУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район количество молодых людей от 15 до 24 лет составляют 30% от общего числа пользователей. В Городской модельной библиотеке № 4, которая является базой для реализации данного проекта, число молодежи составляет 39%. В основном это учащиеся, студенты, молодые специалисты, рабочие. Работа с учащимися, студентами - как наиболее творческой, живой и отзывчивой аудиторией, всегда активна и последовательна.

Ни для кого не является секретом, что у современной молодёжи не так много свободного - от учёбы и работы - времени, как, очевидно, хотелось бы. Поэтому вопрос досуга этой категории читателей библиотеки стоит довольно остро. Разумеется, библиотека в данном случае далеко не единственный и не первый охотник за досуговым временем молодёжи. Это могут быть кафе, кинотеатры, клубы, дискотеки и пр., где молодые люди предпочитают собираться компаниями сверстников и единомышленников.

Для того, чтобы достойно соперничать со столь серьёзными конкурентами, библиотека могла бы заинтересовать молодёжь предоставлением интегрированных услуг: не только информационных, но и услуг с погружением в культуру, в творчество.

В ходе реализации проекта мы надеемся выявить особую категорию молодежи, обладающую творческим потенциалом и креативным мышлением и сформировать у них привычку систематического посещения библиотеки, чтобы превратить их досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Библиотека сегодня готова к откровенному разговору с молодёжью, мы жаждем изменений и перемен, хотим работать для молодых и вместе с молодыми.

Цель проекта:

Создание на базе Городской модельной библиотеки № 4 «Креатив-территории SТАRТ».

Задачи проекта:

  • Обеспечить единство и доступность культурного пространства для молодёжи с учётом их культурных интересов и информационных потребностей.
  • Всестороннее раскрыть литературно-творческие, исследовательские, коммуникативные, культурологические способности молодежи.
  • Стимулировать интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры.
  • Повысить уровень интеллектуального и духовного развития молодёжи.
  • Создать в библиотеке условия для творческой самореализации молодёжи.
  • Организовать работу библиотеки на новом уровне, тем самым увеличить количество пользователей молодежной категории.
  • Повысить имидж библиотеки как культурного, образовательного и досугового центра.
  • Поиск, разработка и внедрение новых форм и направлений в организации работы с молодёжью.

База для реализации Проекта:

Городская модельная библиотека № 4 - крупнейшее структурное подразделение МАУК «МЦБ» муниципального района Туймазинский район. Общая площадь библиотеки - 324 кв.м. Библиотечный фонд - более 36 000 экз. изданий. Библиотека ежегодно обслуживает 4050 пользователей, которым выдается более 100 000 изданий. Число посадочных мест - 70. Число персональных компьютеров - 2, есть подключение к сети Интернет. Для пользователей имеется правовая система "КонсультантПлюс".

Библиотека расположена в центре города, что удобно для пользователей. В зоне обслуживания ГМБ № 4 - 2 общеобразовательные школы, средне-специальное учебное заведение, ряд предприятий и организаций. Отсутствие в данном районе города доступных культурно-досуговых учреждений дает возможность библиотеке реализовать данный Проект.

В ГМБ № 4 создана комфортная обстановка и благоприятная информационная среда, способствующая самореализации молодых пользователей, развитию их творческих способностей.

Сотрудники ГМБ № 4 - в основном молодые творческие библиотекари, имеющие определенный опыт работы с молодежной аудиторией, они умеют работать ярко, хотят общаться, проявлять себя, что позволяет легко устанавливать контакты в молодежной среде. Библиотечная молодежь - мобильна, быстро и результативно подхватывает инновационные, креативные идеи и успешно их реализует.

Социальная значимость Проекта:

Проект создаст условия для проведения культурного досуга молодежи и реализации их творческого потенциала, а также поддержит дальнейшее устойчивое инновационное развитие библиотечного обслуживания населения Туймазинского района, скоординирует деятельность всех организаций и учреждений, работающих с молодежью.

Сроки реализации проекта:

Апрель 2012 г. - апрель 2013 г.

Партнёры проекта:

Комитет по молодёжной политик и спорту Администрации МР Туймазинский район; - Отдел образования Администрации МР Туймазинский район;

Комиссия по делам несовершеннолетних;

Подростковые клубы;

Литературное объединение «Алтын башак»;

Детская художественная школа;

Туймазинская детская музыкальная школа;

Танцевальные коллективы;

Татарский государственный драматический театр;

Туймазинская студия телевидения;

Редакция газеты «Туймазинский вестник»;

Радио «Хит-ФМ Туймазы».

Этапы реализации Проекта:

I.Выявление и создание инициативной группы участников из числа молодых пользователей библиотеки.

II. Подготовка помещения библиотеки для проведения проектных

мероприятий.

III. Организация проектных мероприятий.

Перечень проектных мероприятий:

Название мероприятия

Срок проведения

Участники

Арт-площадка «Выход»

Апрель 2012 г.

Исполнители рэпа

А.Дружков, А.Асмандияров,

фотограф И.Тухватуллин,

художник А.Габдрахманов

Хэнд-мейд-класс «Креатив-технологии» (декоративно-прикладное искусство)

Художественная школа, самодеятельные мастера

Фотовернисаж «Город и люди»

Август 2012 г.

Молодые фотографы

Молодёжная площадка Воок-аrt» (открытый просмотр фильма с последующим обсуждением по книге Паоло Коэльо «Вероника решает умереть»)

Сентябрь

Авто проекта и пользователи библиотеки

Творческая студия «Театральный сезон» (основы актёрского мастерства, грима, костюмирования)

Октябрь 2012 г.

Татарский драматический театр

Имидж-студия «Создай свой стиль»

Ноябрь 2012 г.

Парикмахер-визажист, мастер по маникюру

Творческая лаборатория «Живое искусство ТV» (телевизионная журналистика)

Январь 2013 г.

Туймазинская студия телевидения

Школа художественного мастерства«АRТиК 0 » (обучение основам различных стилей и техник рисования)

Художественная школа, самодеятельные художники

Мастерская писателей «Проба пера» (советы, консультации, обсуждение произведений молодых авторов)

Март 2013 г.

Литературное объединение «Алтын башак» («Золотой колос»)

Библиотечная тусовка «Есть контакт!» (заключительное мероприятие проекта)

Апрель 2013 г.

Ожидаемые результаты проекта:

Обеспечение доступности культурного пространства для молодёжи с учётом их культурных интересов и информационных потребностей.

Всестороннее раскрытие литературно-творческих, коммуникативных, культурологических способностей молодежи.

Стимулирование интерес у молодого поколения к духовному и культурному наследию отечественной и мировой культуры.

Повышение уровня интеллектуального и духовного развития молодёжи.

Создание в библиотеке условий для творческой самореализации молодёжи.

Организация работы библиотеки на новом уровне, что приведет к увеличению количества пользователей молодежной категории.

Внедрение новых форм и направлений в организацию работы с молодёжью.

Повышение имиджа библиотеки как культурного, образовательного и досугового центра.

Перспективы дальнейшего развития:

Креатив-территория SТАRТ - это начальный пример наиболее востребованных форм организации свободного времени молодёжи. Привлечение внимания к проекту позволит выявить другие направления активного и полезного времяпровождения молодого населения города и вовлечь в эту деятельность как можно больше учреждений культуры, спорта и пр.

Конкурс проводится в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2011 гг.»

  1. Цели конкурса:
    • Выявление новых направлений работы модельных сельских библиотек как центров местного развития;
    • Содействие формированию современной модели сельской библиотеки;
    • Обобщение результатов наиболее эффективных проектов по библиотечному и информационному обслуживанию сельского населения;
    • Развитие социального партнерства и профессиональных связей между организациями, заинтересованными в новых формах работы с социально незащищенными слоями населения;
    • Привлечение общественного внимания к проблемам сельских библиотек
  2. Условия конкурса
    1. К участию в конкурсе приглашаются центральные библиотеки субъектов РФ, осуществляющие методическую помощь сельским библиотекам региона, поселенческие и межпоселенческие библиотеки, расположенные в сельской местности, библиотечные ассоциации и общества, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством.
    2. В конкурсе могут принять участие сельские библиотеки, которые в настоящее время не имеют статуса модельной библиотеки, но осуществляют проекты, направленные на предоставление широкого доступа различных целевых групп населения, проживающего в сельской местности, к социально значимой информации;
    3. К рассмотрению принимаются заявки, содержащие описание реализованных или принятых к реализации культурно-социальных проектов, направленных на предоставление новых форм информационных и библиотечных услуг с учетом потребностей и интересов местного сообщества;
    4. Не принимаются заявки от незарегистрированных и коммерческих организаций, временных творческих коллективов и частных лиц; на проекты, связанные с политической и религиозной пропагандой.
  3. Условия оформления и предоставления заявки
    1. Заявка и описание проекта представляются на конкурс в 2-х экземплярах. Приветствуется предоставление копии заявки в электронном виде на компакт-диске.
    2. На титульном листе заявки указываются:

      Данные об организации, подающей заявку: полное название, почтовый адрес с индексом, телефон (с кодом), факс (с кодом), адрес электронной почты, фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя организации,

      Данные о проекте: название проекта; фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя проекта, телефон (с кодом), адрес электронной почты.

    3. Заявка должна содержать общую информацию о библиотеке, описание ее деятельности в качестве модельной, информацию о населенном пункте, где расположена библиотека, численность и состав населения, учреждения культуры и образования, предприятия, достопримечательности и т.п.(не более 2 страниц)
    4. Основное описание проекта не должно превышать 5-7 страниц, 14-м шрифтом, объем приложений (фотографии, презентации, публикации в СМИ и т.д.) не ограничивается. В описании проекта должны быть обозначены цели и задачи проекта, целевые группы, партнерские организации, содержание деятельности, этапы реализации, общий бюджет проекта, источники финансирования, результаты и оценку эффективности проекта.
    5. Материалы, присланные по факсу или электронной почте, не рассматриваются.
    6. Материалы, представленные на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
  4. Сроки проведения Конкурса
    1. Материалы на конкурс принимаются до 01 октября 2009 года.
    2. Материалы, поступившие по почте, после 01 октября 2009 года, не рассматриваются.
    3. Материалы следует направлять по адресу: 107078. Москва, Б.Козловский пер., 13/17. Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» с пометкой на конверте: «На всероссийский конкурс «Модельная сельская библиотека – центр местного сообщества».
  5. Рассмотрение работ и подведение итогов Конкурса.
    1. Работы рассматриваются членами жюри.
    2. Преимущество будут иметь проекты, которые:
      • Реализуются в партнерстве с другими организациями;
      • Реализуются по заказу и при финансовой поддержке местных органов власти;
      • Учитывают потребности местного сообщества и направлены на его рзвитие;
      • Используют культурные и экономические ресурсы территории;
      • Адресованы различным целевым группам населения: инвалидам, безработным, специалистам и т.п.
    3. Итоги конкурса будут опубликованы 20 октября 2009г. на сайтах:

      Министерства культуры Российской Федерации http://www.mkmk.ru/

      Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» http://www.pbl.ru/

    4. Церемония награждения победителей конкурса состоится в г. Брянске в рамках Всероссийского съезда сельских библиотек. Победителям конкурса будет предоставлена возможность представить свои проекты на Всероссийском съезде сельских библиотек. Командировочные расходы, связанные с участием победителей конкурса в работе Съезда, оргкомитет Конкурса берет на себя.
  6. Оргкомитет и жюри Конкурса.
    1. Организационное сопровождение конкурса осуществляется Фондом «Пушкинская библиотека»;

      Адрес: 107078 г. Москва, Б.Козловский, д13/17, стр.1

    2. Состав жюри конкурса утверждает Министерство культуры Российской Федерации;
    3. Жюри конкурса - это представительный и публичный орган, призванный обеспечить авторитет, статус и доверие к конкурсу. Решение жюри является окончательным и не подлежит изменению
Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...