Дипломатическая служба сша. Современная публичная дипломатия сша


В последнее время риторика американских представителей на различных международных площадках поражает своей антироссийской тональностью, причем достаточно агрессивной.

28 августа 2014 года постоянный представитель США при ОБСЕ Дэниел Баер обвинил правительство России в организации конфликта на Востоке Украины, военном вмешательстве и создании причин для гумантираной катастрофы. Кроме того, Баер назвал гуманитарную помощь, оказанную Россией, "потемкинским конвоем" с целью отвлечь внимание международного сообщества от военного вторжения России на Украину.

При этом следует подчеркнуть, что постпред США вел себя совсем не дипломатично, делал голословные заявления, не подтверждая их фактами. Интересно, осознает ли господин Баер, что ОБСЕ считается серъезной международной площадкой, на которой собираются серьезные дипломаты, а не песочницей, где дерутся дети?!

Неудивительно, что американская дипломатия переживает острый кризис. Заболеванием агрессии в адрес России страдает и постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр. Лауреат Пулитцеровской премии 2003 года, похоже, забывает о нормах приличия и культуре общения во время своих выступлений на заседаниях ООН. Всем известны скандалы, связанные с заявлениями Пауэр в отношении арабо-израильского конфликта, сирийского кризиса и ситуации на Украине. Нельзя не отметить ее поведения во время обсуждения в ООН крымского референдума, когда она перешла границы дозволенного и накинулась на постпреда России Виталия Чуркина.

Ежедневно, международные политологи и аналитики возмущаются заявлениями официального представителя госдепартамента США Джен Псаки, демонстрирующей свою некомпетентность в различных вопросах. Псаки также бездоказательно обвиняет Россию во всех бедах, что творятся сейчас на Украине. Например, 10 апреля этого года Псаки оговорилась, что природный газ поставляется из Западной Европы в Россию, 13 июня она заявила о том, что Россия применила в Славянске фосфорные бомбы, запрещенные международными конвенциями, не предоставив никакой подтверждающей информации. Поражает и тот факт, что 16 июня Псаки встала на защиту тогдашнего министра иностранных дел Украины Андрея Дещицы, позволившего себе оскорбительные высказывания в адрес российского президента Владимира Путина. А ее выражение про "белорусские берега" обошло уже весь мир и стало анекдотом. Смешно, но только плакать хочется от такого уровня американских дипломатических работников.

Конечно, можно сделать скидку на то, что Джен Псаки непрофессиональный дипломат, она не заканчивала профильный ВУЗ, и даже не является регионоведом. Правда, становится непонятно, как Псаки вообще смогла занять должность официального представителя госдепартамента США в столь неспокойное время.

Однако, такой скидки нельзя удостоить Дэниэла Баера и Саманту Пауэр. Все же постпред США при ОБСЕ профессиональный дипломат и должен не понаслышке знать правила поведения в дипломатическом кругу. То, что Баер позволил себе агрессивные бездоказательные обвинения в адрес другой страны, употребив при этом сравнение правительства РФ с "жуликами-наперсточниками", показывает его невежество и недостаток воспитания.

Как заявил Андрей Келин, постоянный представитель России при ОБСЕ, Дэниэл Баер – "еще молодой человек, которому, видимо, надо еще политического опыта набраться". Несомненно, еще надо набраться опыта и Джен Псаки, и десяткам других американских дипломатов, работающих на передовой линии международной арены. В свою очередь, Саманте Пауэр, имеющей достаточно богатый опыт в сфере международных отношений, хорошо было бы вспомнить о правилах, на которых зиждется дипломатия.

К сожалению, являясь одной из самых развитых стран мира, США испытывают настоящий кадровый голод и колоссальную нехватку специалистов, особенно тех, кто разбирается в Восточной Европе. Современные американские дипломаты работают по принципу: "когда не хватает слов, в руки идут кулаки", что является недопустимым и просто неприемлимым для серьезных международных политических площадок, таких как ООН и ОБСЕ.

Американская дипломатия November 8th, 2015

Статья, написанная Джеймсом Бруно (он сам бывший дипломат), и называвшаяся "Russian Diplomats Are Eating Americas Lunch " ("Российские дипломаты едят ланч Америки"), появилась в Politico 16 апреля 2014 года.

Хотя статье полтора года, но её содержание полностью соответствует реалиям сегодняшнего дня, и, в частности, содержанию сообщения Saker’а рассказывающего об ужасном поражении США в Вене и других провалах американской дипломатии. Это (статья Джеймса Бруно) - настоящее исследование американской дипломатической некомпетентности.

Основная проблема для американцев состоит в том, что они просто не относятся к дипломатии серьезно. Послы назначаются как попало, в ранг посла возводятся люди, которые провели успешную кампанию по сбору средств на выборах того или иного политического деятеля, а то и просто - личные друзья, а вовсе не специалисты с опытом и способностями.


В России всё происходит с точностью до наоборот. Бруно пишет:

"Россия всегда серьёзно относилась к дипломатии и своим дипломатам. Америка - нет. В 28 дипломатических миссиях США в столицах НАТО (из 26 руководимых послами или и.о. послов ожидающих утверждения), 16 глав миссий являются или будут являться политическими назначенцами; только один посол - в крупном союзнике по НАТО, Турции, является профессиональным дипломатом. Четырнадцать послов получили должности в благодарность за сбор значительных денежных сумм для избирательных кампаний президента Обамы или работали его помощниками. Осторожная оценка их личных или связанных с этими людьми пожертвований [на избирательные кампании] составляет 20 миллионов долларов (основываясь на цифрах от New York Times, Федеральной избирательной комиссии и правительственного портала AllGov). Например американский посол в Бельгии, бывший руководитель Мicrosoft, пожертвовал более 4.3 миллиона долларов".

Бруно продолжает:
"В отличие от США, все (за исключением двоих) послы Москвы в столицах стран НАТО - профессиональные дипломаты. Да и у тех двоих российских эквивалентов политических назначенцев (в Латвии и Словакии) есть 6 и 17 лет дипломатического опыта соответственно. Общее количество лет дипломатического стажа 28 послов России в странах НАТО составляет 960 лет, составляя в среднем 34 года на каждое должностное лицо. Сумма лет дипломатического стажа соответствующих послов Америки равна 331 году, составляя в среднем 12 лет за человека. У России - 26 послов в странах НАТО имеют 20+ лет дипломатической службы; у Соединенных Штатов - 10 таких послов. Кроме того, у 16 американских посланников стаж работы - пять или меньше лет дипломатической службы. Число таких посланников у России - ноль. В пяти странах НАТО американского посла, в настоящее время, нет. У России вакантных постов посла нет. С отъездом Майкла Макфола в феврале, посла США в Москве в данный момент нет".

В прошлом году, Макфола, в качестве посла, сменил Джон Теффт. Читатели здесь, вероятно, знают, что Теффт – давний и печально известный махинатор от Государственного департамента и Национального военного колледжа, имеющий длинный послужной список организации революций с целью установления дружестенных Соединенным Штатам режимов (Майдан и ранее).

Таким образом, картина совершенно ясная: 960 лет дипломатического опыта против 331 - это как бы немножко несоответствует.

Это не тайна - почему русские смогли легко перехитрить американцев в Сирии и на Украине. Это не тайна - почему иранцы смогли поставить Джона Керри раком по ядерному соглашению. Керри не дипломат. Это, со всей трагичностью проявилось в истории с Венской декларацией, где Россия получила все, что это хотела, а американцы не получили ничего.

Это также предвещает результат предстоящих переговоров. Когда Джон Керри, с его двумя годами официального дипломатического опыта (работа в комитете Сената по иностранным делам не делает вас дипломатом), садится за стол с министрами иностранных дел Лавровым и Зарифом (оба уже ставили Госсекретаря в неловкое положение на мировой арене), катастрофа для США – это практически предрешенный результат.

Если или пока США не проснутся и не поймут, что их дипломатический корпус не может состоять из труппы сборщиков пожертвований, знаменитых рэкетиров и странствующих коммивояжеров, когда они противостоят 1000 лет полноценного дипломатического опыта и знаний их российских коллег (в одних только странах-членах НАТО), если США не поймут этого, то они так и будут терпеть те же самые неудачи и провалы, которые преследовали их вплоть до сегодняшнего дня.

Сегодня из Нью-Йорка поступила информация о том, что Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по кибербезопасности, которую разрабатывала и внесла на обсуждение Россия.

Документ называется "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности", и он посвящен регламентированию международных отношений в сфере информационной безопасности и кибератак. Резолюция разрабатывалась группой международных экспертов в течение нескольких лет и сегодня получила беспрецедентную поддержку – более 80 государств поставили свои подписи под документом. Нас поддержали как наши союзники - БРИКС, ШОС, СНГ, латиноамериканские и азиатские государства, так и те страны, отношения с которыми в последнее время не очень складываются - США, Япония и многие члены ЕС, включая Великобританию, Германию, Испанию, Нидерланды и Францию.

Что конкретно провозглашает резолюция по вопросам, связанным с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)? Процитирую официальное сообщение МИД РФ: – эти технологии должны использоваться исключительно в мирных целях, а международное сотрудничество необходимо нацелить на предотвращение конфликтов в информационном пространстве; – в цифровой сфере действуют такие общепризнанные международно-правовые принципы, как неприменение силы или угрозы силой, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела государств; – государства обладают суверенитетом над информационно-коммуникационной инфраструктурой на своей территории; – любые обвинения в адрес государств в причастности к кибератакам должны быть подкреплены доказательствами; – государства не должны использовать посредников для осуществления кибератак и не допускать того, чтобы их территории использовались в этих целях; – государства должны бороться с использованием скрытых вредоносных функций – так называемых "закладок" – в ИТ-продукции.

Что этот документ дает на практике? Возьмем для примера совсем недавние американо-китайские разногласия: несмотря на то, что Барак Обама и Си Цзиньпин подписали 25 сентября Соглашение о кибербезопасности, разведсообщество Америки по-прежнему обвиняет китайцев в промышленном шпионаже. Теперь, с принятием этой резолюции, просто так молоть языком Пентагон не сможет: американская разведка обязана будет подкрепить свои обвинения доказательствами. Непривычно для них, но они сами поставили свою подпись под документом, так что назвался груздем – полезай в кузов! Принятие резолюции – очередной штрих к портрету. Внешнеполитические инициативы России находят все больше и больше поддержки во всем мире: к нам прислушиваются, нас уважают и не потому, что мы громко заявляем о своей исключительности, а потому что предлагаем действительно нужные и важные вещи, стремимся гармонизировать международные отношения, смотрим вдаль, а не как некоторые – на кончик своего носа.

О американскую дипломатию можно писать очень много, хотя она относительно молода: насчитывает более полутора веков. На ней лежит отпечаток английского, а собственное лицо начала приобретать лишь накануне. Первой мировой войны, окончательно сформировавшись в ходе. Второй мировой войны и после нее. Один из английских исследователей сказал:"американские дипломаты стремятся создать представление об их дружеское от ношения в другие страны, но обязательно выиграть в соревновании с ними"Немецкий журналист, находящийся в. Токио, более отчетливо охарактеризовал американскую дипломатию:"Великодержавная американская дипл оматия стала стандартным инструментом содействия американской экономике. В 127 представительствах. США помогают дипломатам советом и делом квалифицированные специалисты американского министерства торговли. Под держка американских коммерсантов и крупного американского бизнеса не имеет себе равныхесу не має собі рівних".

С. Кертес, генеральный секретарь венгерской делегации, на. Парижской мирной конференции 1946 года, писал:"Самая сложная задача для дипломатии. США - понять, как другие страны представляют себе мир, понять ты физиологию других наций. Они не понимают такой простой вещи, что конституция. США , размеры, ресурсы, индустриальные возможности страны наряду с другими факторами - динамичностью американского общества - все это вряд ли может свободно применяться и быть образцом для других наций, небольших по размеру, менее развитых . Высокомерие американской дипломатии часто исходит из идеи: что д обре для. Соединенных. Штатов - хорошо для всего мира, что хорошо для американского гражданина - хорошо для любого иностранца им трудно понять, что американский стиль жизни вызывает у некоторых наций ро здратування, они не желают применять этот способ жизни (яркий пример последнего времени -. Ираксу - Ірак).

Американские дипломаты сравнению с представителями других стран относительно самостоятельные в принятии решений, большого внимания предоставляют решению различных вопросов, есть пакетным решением

О том, какой является американская дипломатия и дипломаты , лучше дает понять система обучения молодых американских дипломатов в. Вашингтоне. Американцы цитируют ученого. Е. Плишке, который говорил, что"настоящие нэ искусство дипломатической работы состоит в том, чтобы соединять старое с новым. Это лучшее средство получить более эффективные результаты"На первое место в"технике дипломатической работы"американцы ставят во доверительные контакты, конфиденциальные встречи и работу с так называемыми. Конфидент - правящей элитой государства пребывания, с теми, кто действительно знает состояние дел в стране, ее внешнюю политику, кому довиряют ь лидеры страны (это не обязательно должны быть министры, могут быть и руководители департаментов, их заместители, через чьи руки проходят все решения). Как правило, американцы налаживают контакты лег ше, чем англичане, без особых соблюдаемых правил этикетотримувань правил етикету.

На что обращают внимание при подготовке дипломатов?

1. Аналитический часть должна доминировать над справочной, информационной

2. Необходимо при анализе использовать все доступные источники

3 документа должен быть короткий (1-2 страницы)

4 документа должен быть образцом"дипломатического искусства"

Строгие требования существуют в редакцию документа - он должен быть тщательно отредактированным и подготовленным

Особые требования предъявляются к точности документа, его практической важности и необходимости

Фото дипломатов-профессионалов - высококвалифицированные. Однако этого нельзя сказать о некоторых послов-призна-монахов из числа главным образом богатых людей, бизнесменов, финансистов, вложили большие сме шти в избирательную программу президента. Известно, что каждое назначение американского посла, согласно. Конституции, должно быть утвержденным. Сенатом, а также комитетом. Сенатту.

Следует отметить, что некоторые такого рода"назначенцы", некарьерни дипломаты, не всегда понимают, что они представляют правительство, а не самих себя. Они допускают свободные высказывания, даже критику своего правительства с из важных, принципиальных вопросов конце 70-х годов XX века постоянным представителем. США при. ООН был назначен чернокожий. Е. Янг. Он сразу стал вести себя достаточно свободно, выходил за рамки дипломатично й этики. В то время у президента. Картера возникли существенные разногласия с американскими монополиями. Беседуя с группой послов,. Янг сказал:"Если так будет продолжаться, президента могут убить"Один из дипломатов быстро отреагировал:"Что вы говоритеи"Янг ответил:"Что вы хотите, такая моя страна"Позже в неофициальной обстановке он встретился с представителем. Организации освобождения. Палестины, не визн анои сена. Про-израильские организации сена подняли большой шум. Президент предложил. Янгу подать в отставку, что он и сделал. На этом его дипломатическая карьера закончиласьробив.. На цьому його дипломатична кар’єра закінчилася.

В 70-х годах XX века группа сотрудников. Массачусет-ского технологического института попыталась создать обобщенный политический портрет американского дипломата. В результате опроса выяснилось, что в из большинства внешнеполитических вопросов американские дипломаты придерживаются консервативных взглядов, чем работники других государственных учреждений, за исключением. Пентагона. Хотя большинство дипломатов заявила, что"война не является законным инструментом национальной политики", но 71% сотрудников зарубежной службы одобрили применение военной силы в. Карибском бассейне, а 64,8% оправдывали интервенций ию. СПИА в. Юго-Восточной. Азии .

На переговорах американцы часто занимают жесткую позицию, используя метод позиционного торга, при возникновении трудностей прибегают к использованию заранее подготовленного пакета

Американцы, участвующих в переговорах, имеют гораздо больше свободы при принятии окончательного решения, чем, например, члены китайской делегации

Говорят американцы очень громко. Британская манера говорить приглушенным голосом у них считается"шепот"и вызывает неприязнь и подозрение

В. США правила этикета и протокола проще, чем в. Англии. Смокинг надевают реже, чем в других странах (больше в артистических кругах), фраки еще реже. Слова"mister"и"mistress"на конвертах и??в письмах не е пишутся. Написанные полностью они имеют другой, неприятный содержание. Полностью пишут только"мисс", пишите Ms или Mr. В. Америке распространены рекомендательные письма, их следует прислать по почте, предоставив инициативу зап. ИТУ письма адресату. Если вы звоните,. Представьтесьесату.. Якщо ви телефонуєте, назвіться.

На современном этапе сосуществование государств невозможно без международных отношений, являющихся фундаментом дипломатии. Без этого средства осуществления государственной внешней политики невозможна политическая, экономическая и культурная интеграция. Содействовать сотрудничеству стран помогают дипломаты - официальные лица, представляющие интересы конкретного государства или международной организации. Профессиональные требования к этим политикам существенно различались в разных эпохах и государствах. Но именно молодая американская дипломатия на сегодняшний день является ведущей в мире, следовательно, изучение ее особенностей - популярно, современно и необходимо, что и определяет актуальность изучения данного вопроса.

Ключевая цель статьи: выявить актуальные особенности дипломатии США.

Слово "дипломатия" происходит от слова "диплома" - так в древней Греции называли дощечки с написанными на них текстами, выдававшиеся послам для засвидетельствования их полномочий. Данный способ реализации внешней политики, как область общественной жизни, существует с древних времен, однако для обозначения государственной деятельности это слово начинает использоваться в Западной Европе лишь с конца XVIII века.

Различные исследователи и дипломатические работники определяли дипломатическую деятельность по-разному. Как утверждает английский дипломат Эрнест Сатоу в своей работе «Руководство по дипломатической практике», дипломатия - это применение ума и такта к ведению официальных сношений. Немецкий дипломат и юрист Георг Мартенс считал, что дипломатия - это наука о внешних сношениях или иностранных делах государства. По мнению большинства исследователей, переговоры - важнейший, но не единственный значимый прием в дипломатии. В своей работе мы придерживаемся мнения, что каждая страна ведет свою собственную внешнюю политику и осуществляет дипломатическую деятельность. В России и множестве государств дипломатические ведомства называются министерствами иностранных дел. Однако в некоторых странах эти ведомства называются иначе. Например, Государственный департамент в США. Конечно, это не меняет их одинаковой сущности .

Американская дипломатическая деятельность насчитывает всего около полутора веков. Сначала дипломатия США возникла благодаря английской модели, впрочем, после Первой мировой войны, начала приобретать собственные черты, и окончательно сформировалась после Второй мировой войны. Мы согласны с мнением ряда исследователей о том, что США стремятся не только показать дружеское отношение ко всем государствам, но и победить их в противостоянии. Неоспорим тот факт, что американцы - как никто самостоятельны в принятии решений, а их дипломатическая тактика - смешение старых и новых традиций. Американские дипломаты ценят доверительные контакты, конфиденциальные встречи и работу с правящей элитой страны. При этом этикет не является главным приемом дипломатической деятельности. В настоящее время политики редко носят фраки и смокинги. На переговорах американцы нередко придерживаются жесткой позиции. Они достаточно свободны в принятии окончательных решений. Их речь также громка и раскована. Одним из главных требований Госдепартамента к дипломатам является умение анализировать, в основном документы. Они, несомненно, должны быть аналитическими, должны опираться на большое число источников. Важнейшим предписанием также является краткость, соответствие документа всем дипломатическим правилам, детальное редактирование и точность. Политики, а особенно послы - высококвалифицированные кадры. Каждое назначение посла США, согласно конституции, должно быть одобрено Сенатом и его комитетом. Тем не менее, мы не всегда так можем сказать о финансистах и бизнесменах, ведущих дипломатическую деятельность. Зачастую, американцы не понимают, что представляют собой государственную власть, тем самым, позволяя себе вольные высказывания. Так в 70-е годы XX в. постпред при ООН Е. Янг был вынужден подать в отставку из-за неосторожности в высказываниях .

Однако чтобы понять актуальные особенности дипломатии США, мы должны проследить всю историю дипломатической практики государства. Совершенствование дипломатических связей привело к созданию различных форм дипломатии, активно использовавшихся в США. 2 декабря 1823 года 5-й американский президент Джеймс Монро в своем ежегодном послании к Конгрессу говорил об угрозе интервенции стран Священного союза (Австрия, Пруссия, Россия) в бывшие испанские колонии. В добавление было сделано спорное заявление о том, что США, является территорией фундаментально отличной от Европы и не подлежит колонизации последней. Любая попытка расширения европейского влияния на территорию США считалась угрозой безопасности и миру. В свою очередь, США также провозгласили политику невмешательства в европейские дела. Эта доктрина была интерпретирована 26-м американским президентом Т. Рузвельтом как основа для вмешательства США в дела других американских государств («дипломатия большой дубинки» или «Big Stick Diplomacy»). Так в 1904 году США поддержали Панаму в борьбе за независимость от Колумбии, в результате чего получили от Панамы канал шириной в 16 км в вечное пользование .

Следующим ключевым понятием для нашего исследования является «дипломатия доллара» (dollar diplomacy). Принято считать, что данная форма деятельности по осуществлению внешней политики связана с именем 27-го президента США У. Тафта. Согласно этой политике, США обязывались обеспечивать финансовую поддержку тому или иному региону мира в обмен на льготы американским предпринимателям. Обычно долларовая дипломатия применялась к слаборазвитым странам Латинской Америки (Никарагуа, Гаити и др.) В результате, данные государства были не в состоянии отдать долг, а на их территориях находились вооруженные войска США. В 1913 году президент В. Вильсон отказался от долларовой дипломатии, которая ассоциировалась с нечестной международной стратегией для извлечения прибыли.

История термина «превентивная дипломатия» (preventive diplomacy) подробно освещена на страницах современных книг и пособий, например, «Современная внешняя политика России» С. Кортунова. Данное понятие широко стало использоваться вслед за изданием «Повестки дня во имя мира» генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали в 1992 году. Впоследствии это определение вошло в обиход, став основополагающим направлением в области государственной безопасности. В публикации Бутроса Бутроса Гали говорится о том, что превентивная дипломатия - это шаги, которые ориентированы на устранение, а в случае неудачи - на сдерживание противоречий. Данная форма дипломатии также была популярна в США. В основном она была связана со сдерживанием выпуска химического, атомного и других видов оружия. Ярким примером здесь является американская экономическая помощь Пакистану, ровно до того момента, пока у последнего не появилась возможность создания ядерной бомбы. Впоследствии была также остановлена торговля с Пакистаном («поправка Пресслера»). К дипломатическим успехам можно также отнести обоюдные шаги СССР и США, которые были связаны с нераспространением ядерного оружия .

Челночная дипломатия(«shuttle diplomacy»)-следующая форма дипломатии в нашем исследовании. Как пишет Моченов А.В. в словаре современного жаргона российских политиков: «челночная дипломатия это - посредничество между враждующими странами или определенными фракциями, которое осуществляется на высоком дипломатическом уровне третьей стороной». Ранее этот термин относили лишь к инициативе американского государственного секретаря Генри Киссинджера по восстановлению мира во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Однако затем понятие стало обозначать посредничество в урегулировании разногласий. Во времена Вьетнамской войны данную форму дипломатии также называли «тихой» из-за ее конфиденциальности. Основа этой формы дипломатии - переговоры, что противоречило американской военной дипломатии того времени, поэтому секретность была важнейшим условием проведения челночной дипломатии. Но именно данная форма дипломатии смогла доказать, что переговоры имеют огромную мощь в урегулировании разногласий, чего нельзя сказать о войне.

Коммерческая дипломатия (commercial diplomacy) - одна из самых актуальных форм современной дипломатической деятельности. По мнению большинства исследователей, «коммерческая дипломатия это — использование дипломатических приемов в осуществлении внешнеэкономических целей в сфере торговли и инвестирования». Данное средство осуществления внешней политики сфокусировано также и на внутренней политике: трудовые стандарты, охрана окружающей среды, промышленные стандарты, охрана интеллектуальной собственности. США как гегемон имеют большое количество внешне и внутренне экономических целей, лоббируемых в настоящее время. Основные внешнеэкономические цели США: 1) либерализация торговли, 2) содействие международному экономическому прогрессу, 3) увеличение процента частного сектора во всемирной экономике. Но, конечно, у США есть и внутриэкономические цели, основная из них - экономическая прибыль, для ее получения государство вело политику коммерческой дипломатии. В истории найдется немало таких случаев. Например, американская политика «открытых дверей» по отношению к Китаю (1899-1949 гг.), состоявшая в осуществлении свободной торговли и свободном проникновении капиталов на китайский рынок. Бреттон-Вудское соглашение также основано на принципах коммерческой дипломатии, оно имело огромное влияние на всемирную торговлю: создание МВФ и ГАТТ (ВТО) .

Следующим способом реализации внешней политики является публичная дипломатия (public diplomacy) , как никогда актуальная в США в настоящее время. Публичная дипломатия - целенаправленное информирование общества для возникновения благоприятной оценки по отношению к США, кроме того стабилизации связей с другими странами в области культуры и образования. Эта форма деятельности по осуществлению внешней политики известна в США еще с 1940-х гг. Тем не менее, именно в настоящее время государство использует множество методов публичной дипломатии для взаимодействия с зарубежной аудиторией. «Мы не планируем останавливаться на достигнутом! » - заявила К. Райс по случаю ее утверждения на пост Государственного секретаря США. Она также добавила, что Ближний Восток и страны СНГ - это основные цели американского влияния. Как и предполагается, специальное место в публичной дипломатии занимает информационное агентство США (United States Information Agency). Агентство берет начало с комитета по общественной безопасности (Committee on Public Information), основанного во времена Первой мировой войны и послужившего вкладом руководства в зарубежную информационную деятельность. В 1942 году впервые вышла в эфир радиостанция «Голос Америки». А в 1953 году было создано само американское информационное агентство. Также ярким примером использования публичной формы дипломатии является создание программы образовательных грантов Фулбрайт, которая финансируется государственным департаментом США. Данная программа была разработана в 1946 году сенатором Д.У. Фулбрайтом для поддержания культурно - образовательных контактов с другими государствами. На смену публичной дипломатии пришло определение «soft power», обозначающее «мягкую силу» - способность добиваться своих целей с помощью привлекательности, а не принуждения .

На сегодняшний день на международной арене существует множество независимых стран, вынужденных взаимодействовать между собой с помощью дипломатии, являющейся основой всех международных отношений и контактов. Однако в большинстве случаев государства сотрудничают для своего же блага. Культурный, политический и другие виды обмена между странами поддерживают дипломаты. Рассматривая особенности американской дипломатии, стоит отдать должное ее политикам: их знания, навыки и личные качества внесли огромный вклад в мировую дипломатическую деятельность. Следовательно, молодость дипломатии США никак не мешает ей оставаться ведущей в мире. Более того, именно американцы явились основателями многих форм современной дипломатии, рассмотренных нами ранее. На основании всего вышесказанного, мы можем констатировать, что американские дипломаты с успехом используют главный элемент дипломатии - переговоры. Возможно, это связано с тем, что политики всегда имеют открытую и жесткую позицию, при этом их поведение - естественно и непринужденно. Интересно, что по своему складу ума большинство американцев - аналитики. Таким образом, в своей работе они могут полагаться лишь на прецедент. Распространенным является мнение, что документы дипломатов США всегда лаконичны, корректны, детально проверены и юридически верны.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что американские политики предпочитают уделять больше внимания делу, нежели чем всем правилам дипломатического этикета и дресс-коду. Нередко мы можем увидеть американцев не только в смокингах, но и в одежде стиля «casual». Несмотря на разные мнения по поводу дальнейшего развития, очевидно, что основная государственная цель - процветание. В результате проведенного исследования мы выяснили, что дипломатические методы США для этого изменились с течением времени и стали более бесконфликтными.


Научный руководитель:
Кузнецова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, и.о. декана факультета иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.

Главы государств не могут проводить упорядоченную внешнюю политику только на основе личных встреч между ними без помощи профессиональных дипломатов. Дипломатия - это один из важнейших способов осуществления внешней политики. Таким образом, дипломатия относится, в первую очередь, к политическим средствам осуществления политики государства на международной арене.

Дипломатические отношения являются основой официальных межгосударственных отношений, а правовую основу дипломатических отношений между государствами составляет Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.Осуществление внешней политики и дипломатии должны соответствовать нормам действующего международного права. В свою очередь международное право испытывает влияние внешней политики и дипломатии, проводимой государствами.

Публичная дипломатия означает попытку создания международного мнения, которое бы улучшило имидж страны и ее влияние. Публичная дипломатия способствует развитию безопасности, развитию культуры, совершенствованию межнациональных отношений, расширению правовых основ деятельности СМК, дальнейшей разработке норм гуманитарного права, в том числе правил и процедур ответственности за распространение противоправной информации. Г. Шиллер и С. Кара-Мурза предоставляют свой критический подход к концепции «публичной дипломатии» , сравнивая ее с манипуляцией сознанием.

Сравнительная характеристика публичной дипломатии США

Порой исследователь выбирает для рассмотрения лишь несколько отдельных аспектов проблемы, объединяя в рамках одного исследования вопросы, как представляется, разные по своему «масштабу» . Так, известный американский исследователь проблем международной информации У. Дайзард в книге «Цифровая дипломатия. Американская внешняя политика в информационный век» , рассматривает следующие три стороны американской публичной дипломатии:

Новые задачи, встающие перед дипломатами в связи с развитием информационных технологий, использование ИТ в работе внешнеполитических ведомств (на примере государственного департамента США), роль «публичной дипломатии» как одного из инструментов дипломатической деятельности в новых условиях, и, в особенности, использование новых ИТ для влияния на зарубежное общественное мнение.

Второе направление исследований носит, в отличие от только что названного, скорее нормативный, чем описательный, дескриптивный характер (необходимо вновь подчеркнуть, что зачастую несколько выделяемых здесь блоков тем объединяются в рамках одного исследования.

Нормативный компонент в том или ином виде присутствует в подавляющем большинстве работ: на основе анализа тенденций, авторы исследований выдвигают предложения по реформированию внешнеполитических органов государства с тем, чтобы повысить их эффективность в современных условиях. Особенно много таких исследований появилось за последнее десятилетие в США. Эти работы продолжают достаточно долгую (по крайней мере, с конца Второй мировой войны) традицию исследовательских докладов, посвященных возможным способам реорганизации работы американского внешнеполитического аппарата. Основной задачей таких реорганизаций, как указывают исследователи, было создание системы (не обязательно компьютеризированной), которая бы обеспечила «приток нужной информации в нужный момент соответствующим лицам в государственном аппарате, ответственным за принятие внешнеполитических решений» . По сути, эти доклады отвечают на вопросы, аналогичные поставленным чуть выше, но с акцентом на нормативность: как в новых условиях должна осуществляться деятельность государственных внешнеполитических ведомств, их организация, структура, принципы работы таких изменений называется и широкое внедрение современных ИТ.

Вызовы современной международной политики требуют преобразовать организационную культуру Госдепартамента США в открытую и публичную, поскольку дипломат 21-ого столетия должен владеть PR и публичной дипломатии. Если Госдепартамент собирается работать эффективно в информационную эпоху, то должен будет принять культуру большей открытости.

В США реализация этой функции осуществляется через ЮСИА, которое использует возможности радиостанций «Голос Америки», «Свобода», «Свободная Европа», телесеть «Уорлднет». Активно используются независимые средства массовой информации.

С концом «холодной войны» , публичная дипломатия стала значимым инструментом для продвижения американских интересов за рубежом, особенно в обществах, испытывающих радикальные реформы. Кроме того, поскольку частный сектор - важное звено контакта между Соединенными Штатами и другими странами, Госдепартамент должен делать большее усилие, чтобы работать и с американским бизнесом и с неправительственными организациями, работающими за границей, поскольку они - неоценимый источник информации и часто желают поддерживать и помогать правительству США осуществлять внешнюю политику.

Поворот к большей открытости в Госдепартаменте не требует снижения безопасности, передачи секретной информации - частные компании и другие правительственные агентства поддерживают высокий уровень секретности через разнообразные новые процедуры и технологии, которые также очень эффективны в публичной дипломатии. Тем не менее, изменить профессиональную культуру в больших учреждениях всегда нелегко. В Государственном департаменте эти меры могут требовать следующих шагов: правительство США должно придать высший приоритет преобразованию культуры Госдепартамента. Должны быть продолжающиеся консультации среди представителей Госдепартамента, бизнесменов и событий за границей, тенденций в американской внешней и экономической политике, прогнозах и анализе этих проблем, а также предложений как сделать американскую внешнюю политику более эффективной.

Вместе с этим смотрят:
Народная дипломатия
Государственный департамент
Межгосударственное сотрудничество

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...