Джордж гершвин факты из жизни. Джордж Гершвин: биография, интересные факты, творчество. Путь к музыке


(1899-1937) американский композитор и пианист

Джордж Гершвин считается основоположником американской оперы. Но он не меньше известен как автор многочисленных музыкальных комедий, оперетт, джазовой музыки. В его творчестве удачно соединились не только различные жанры и направления музыкального искусства, но и разные музыкальные традиции, представленные в американском обществе, которые он впитывал с детства.

Гершвин родился в рабочем районе Нью-Йорка в семье еврейских эмигрантов из России. Мальчик не очень хорошо учился в школе, там ему было скучно, но в 10 лет, впервые услышав игру на виолончели, он увлекся музыкой, и как оказалось, на всю жизнь. Он стал учиться играть на пианино и быстро достиг больших успехов. Однако настоящего музыкального образования Гершвин не получил. У семьи просто не было денег оплачивать его уроки, и пришлось до всего доходить самому.

С шестнадцати лет он начинает работать пианистом-продавцом в музыкальном салоне на Бродвее и вместе со своим старшим братом Ароном (1896-1983) пишет эстрадные песни. По некоторым данным, они написали вместе около 300 песен. Среди них - «Кто-то любит меня», «Фантастический ритм», «Туманный денек».

Уже в восемнадцать лет Гершвин создает свою первую оперетту, за которой последуют десятки новых. Он работает очень много и плодотворно. Его привлекают различные направления музыкального искусства. Кроме эстрадной музыки и оперетт, он пишет ревю, лирические и сатирические музыкальные комедии, музыку к кинофильмам. В 1922 году появилась его одноактная опера «135-я стрит».

Вместе с известными американскими исполнителями и композиторами Роджером, Берлином и Портером он пишет для бродвейских театров вначале куплеты для исполнения одновременно с танцем, а затем и мюзиклы.

Расцвет творчества Гершвина пришелся на период становления джаза, создания в начале XX века особой джазовой традиции, в которой гармонично соединялись текст и музыка, ритм и мелодия. Большое значение придавалось также импровизации: мелодия должна была звучать так, как будто она рождалась на глазах у зрителей.

Одновременно Гершвин начинает работать в инструментальных жанрах. Его «Рапсодия в блюзовых тонах» (1924) для фортепиано с оркестром считается одной из знаменитых джазовых оркестровок. Под впечатлением поездки в Европу в 1928 году была написана симфоническая сюита «Американец в Париже».

В творчестве Гершвина все было новым и необычным. Его произведения привлекали прежде всего тем, что в них соединялись традиции европейской музыкальной классики и афро-американского фольклора. Мелодическая изобретательность, острота ритмов придавала его музыке необычайную выразительность. К тому же, обладая высокой исполнительской культурой, Гершвин и в своей музыке сохранил характер импровизации.

Вершиной творчества композитора считается опера «Порги и Бесс» (1935). Либретто написали Д.Хейуард и брат композитора - поэт А.Гершвин на основе одноименной пьесы Д.Хейуарда и его жены. В свою очередь пьеса была создана по роману Д.Хейуарда, который использовал реальное происшествие, случившееся в штате Южная Каролина, о чем сообщалось во многих американских газетах. Бездомный калека-негр застрелил жену, за что его посадили в тюрьму. Правда, в опере Гершвина эта история не заканчивается трагедией. Бесс просто уезжает, а Порги отправляется на ее поиски.

Для того чтобы лучше и точнее изобразить быт и психологию своих героев, Гершвин уехал из Нью-Йорка в Южную Каролину и почти год жил в негритянском рыбачьем поселке Фолли-Айленд недалеко от Чарлстона. Здесь он изучал местный фольклор, особенности произношения, слушал и записывал песни. Он даже сам пел в негритянском хоре.

Сочинение оперы заняло 11 месяцев, а еще 9 месяцев - оркестровка. Премьера «Порги и Бесс» состоялась 30 сентября 1935 года в Бостоне и имела огромный успех. Реальная драма предстала перед слушателями в новой, необычной трактовке. К тому же сама опера отличалась от традиционных не только новизной композиции, но и совершенно новыми для данного жанра мелодиями и использованием непривычных музыкальных инструментов - банджо, африканского барабана. Сам композитор называл свое произведение народной оперой, поскольку в нем представлено все богатство негритянского фольклора, в том числе спиричуэле, псалмы, трудовые песни, регтаймы, блюзы, вместе с эстрадным бродвейским джазом.

Работа над многоактной оперой потребовала от I ершви-на более глубокого проникновения в тайны музыкальной классики. Он начинает серьезно изучать контрапункт и гармонию, упражняться в сочинении фуг. Все это, а также его богатый опыт сочинителя легкой музыки нашло свое выражение в опере «Порги и Бесс» и отразилось в ее структуре, где свободно сочетаются хор и соло, пение, речитатив и резкие возгласы. Кроме того, Гершвин первым из американских композиторов создал оперу-драму, где партии героев органически вплетены в занимательную музыкальную канву. Особое значение приобретают здесь и массовые сцены, различные по характеру (трагические и лирические) и способу исполнения (хоровые и танцевальные).

В своей ставшей знаменитой опере, других музыкальных произведениях Гершвин проявил себя как композитор-новатор, сумевший создать собственный стиль и обогативший мелодику, казалось бы, давно устоявшихся жанров.

К сожалению, Гершвин умер от опухоли мозга, когда ему было всего 38 лет.

Опубликовано 23.09.2012 14:43 (George Gershwin) - американский композитор и пианист, известный своими композициями как популярного, так и классического жанров. Среди наиболее известных его работ является оркестровая композиции Rhapsody in Blue и An American in Paris, а также опера Porgy and Bess.

Биография

Джордж Гершвин , названный вначале Иаковом , родился в Бруклине, Нью-Йорк, 26 сентября 1898 года. Его родители были евреями из Одессы (Украина). Его отец, Моррис (Моше) Гершовитц (Gershowitz) изменил свою фамилию на «Гершвин» через некоторое время после иммиграции в Соединенные Штаты из Санкт-Петербурга, Россия, в начале 1890-х годов. Мать Гершвина Роза Брускин ранее эмигрировала из России. Она встретила Гершвина в Нью-Йорке, и они поженились 21 июля 1895. Джордж изменил написание фамилии на Гершвин после того как он стал профессиональным музыкантом. Другие члены его семьи последовали его примеру.

Ранние годы

Джордж Гершвин был вторым из четырех детей, другими были Айра (1896-1983), Артур (1900-1981) и Фрэнсис (1906-1999). Он впервые проявил интерес к музыке в возрасте десяти лет, когда он был заинтригован тем, что он услышал концерт на скрипке своего друга Макси Розенцвейга. Звуки и способ игры друга захватили его. Родители Гершвина купили пианино для его старшего брата Айры, но, к удивлению родителей и облегчению для Айры, играть стал Джордж. Хотя его младшая сестра Фрэнсис Гершвин первой в семье начала зарабатывать деньги на своём музыкальном таланте, она вскоре вышла замуж и стала матерью и домохозяйкой. Она отказалась от своей исполнительской карьеры, но увлеклась живописью. Картины были также хобби Джорджа Гершвина.

Гершвин пробовал различных учителей фортепиано в течение двух лет, а затем был представлен Джеком Миллером Чарльзу Гамбитцеру, пианисту Beethoven Symphony Orchestra. До самой смерти в 1918 году Hambitzer выступал в качестве наставника Гершвина. Он учил Гершвина традиционной методике фортепиано, познакомил его с музыкой европейской классической традиции, и призвал его принять участие в концертах оркестра. В доме, после таких концертов, молодой Гершвин будет пытаться воспроизвести на фортепиано музыку, которую он слышал. Позже он учился у композитора-классика Рубина Голдмарка и авангардного композитора-теоретика Генри Коуэлла.

Tin Pan Alley

По окончании школы в возрасте 15 лет, Гершвин нашел свою первую работу в качестве "Песня плаггер" для Jerome H. Remick и компании, издательской фирмы на аллее Tin Pan Нью-Йорке, где он заработал $15 в неделю. Его первой опубликованной песней стала "When You Want "Em, You Can"t Get "Em, When You"ve Got "Em, You Don"t Want "Em.". Она была опубликована в 1916 году, когда Гершвина было всего 17 лет, и принесла ему $ 5. Его новинка 1917 года - рэг "Rialto Ripples" имела коммерческий успех, а в 1919 году Гершвин добился своего первого большого национального хита с песней "Swanee" на слова Ирвинга Цезаря. Эл Джонсон (Al Jolson), известный бродвейский певец, услышал как Джордж исполнять "Swanee" в гостях и решил спеть ее в одном из своих шоу. В 1916 году Гершвин начал работать на Aeolian Company и Standard Music Rolls в Нью-Йорке, делая записи и аранжировки. Он создал десятки, если не сотни записей под своим и чужими именами. (Псевдонимы Гершвина включали Фред Мерта (Fred Murtha) и Берт Уинн (Bert Wynn)). Он также записал свои композиции на ролики для механических пианино Duo-Art и Welte-Mignon. Между записями фортепианных рулонов, Гершвин делал краткие набеги в водевили, аккомпанируя Норе Байес (Nora Bayes) и Луизе Дрессер (Louise Dresser) на пианино.

В начале 1920-х Джордж Гершвин часто работал с поэтом Бадди ДеСильва (Buddy DeSylva). Вместе они создали экспериментальную джазовую одноактную оперу Blue Monday в Гарлеме, которую можно считать предтечей новаторской Porgy and Bess.

В 1924 году Джордж и Айра Гершвин создали музыкальную комедию Lady Be Good , в который вошли такие будущие стандарты, как "Fascinating Rhythm" и "Oh, Lady Be Good!".

За этим последовали Oh, Kay! (1926); Funny Face (1927); Strike Up the Band (1927 и 1930); песня футболистов "Strike Up The Band for UCLA", Show Girl (1929), Girl Crazy (1930), которая ввела стандарт" I Got Rhythm ", и Of Thee I Sing (1931) - первая музыкальная комедия, выигравшая Пулитцеровскую премию (для драмы).

Европа и классическая музыка

В 1924 году Гершвин написал свою первую основную классическую работу Rhapsody in Blue для оркестра и фортепиано. Она была оркестрована Фердом Грофе (Ferde Grofé), а премьера прошла на концерте группы Пола Уайтмена (Paul Whiteman) в Нью-Йорке. Rhapsody in Blue оказалась самой популярной работой Гершвина.

Гершвин перебрался в Париж, где в течение короткого периода времени изучал композицию с известным инструктором Надей Буланже (Nadia Boulanger), которая вместе с несколькими другими потенциальными наставниками, такими как Морис Равель (Maurice Ravel), отвергли его, боясь, что строгое классическое исследование разрушит его джазовый стиль. В то время Гершвин написал An American in Paris. Эта работа получила смешанные отзывы после его первого выступления в Карнеги-холле 13 декабря 1928 года, но, тем не менее, стала частью стандартного репертуара в Европе и Соединенных Штатах. Устав от парижской музыкальной сцены, Гершвин вернулся в Соединенные Штаты.

В 1929-м Джордж Гершвин заключил контракт с Fox Film Corporation, чтобы сочинять музыку к кинокартине Delicious. Только две композиции были использованы в финале фильма, пять минут "Dream Sequence" и шесть минут "Manhattan Rhapsody". Гершвина обуяла ярость, когда остальные композиции были отклонены Fox Film Corporation.

Опера

Наиболее амбициозной композицией Гершвина была Porgy and Bess (1935). Сам Гершвин назвал её "народной оперой", и она в настоящее время считается одной из самых важных американских опер ХХ века. "С самого начала лучшей считалась лучшей другая - "Rhapsody in Blue. Даже критики не могли понять, как оценить, была ли это опера, или это был просто амбициозный бродвейский мюзикл? Он пересек все барьеры ", - говорит историк театра Robert Kimball.«Это не было музыкальное произведение как таковое, и не было драмы как таковой - она была вне категории».

Основанный на романе Porgy by DuBose Хейворда, действие которого происходит в вымышленном месте, где проживают только чернокожие в Catfish Row в Чарльстоне, Южная Каролина. За исключением нескольких незначительных ролей, все артисты чернокожие. Музыка сочетает в себе элементы популярной музыки, с сильным влиянием африканской музыки, с типичными методами оперы, такие как речитатив, композиция и разветвленная система лейтмотивов. Порги и Бесс содержит некоторые из наиболее сложных элементов в музыке Гершвина, в том числе фуга, пассакалия, использование атональности, политональности и полиритмии, и рада тонов. Даже набор номеров (из которых "Summertime", "I Got Plenty O "Nuttin" и "It Ain"t Necessarily So" - хорошо известные примеры) являются одними из самых изысканных и гениальных произведений Джорджа Гершвина. Для спектаклей Гершвин сотрудничал с Евой Джесси (Eva Jessye), которую он выбрал в качестве музыкального директора. Одна из выдающихся музыкальных выпускниц Западного Университета в Канзасе, она создала свой собственный хор в Нью-Йорке и выступала с ним. Эта работа была впервые исполнена в 1935 году, но не дала кассовой выручки.

Последние годы

После провала Porgy and Bess Джордж Гершвин переехал в Голливуд, штат Калифорния. Он был заказан RKO Pictures в 1936 году, чтобы написать музыку к фильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в ролях: Фред Астер и Джинджер Роджерс. Расширенные композиции Гершвина, который «поженил» балет с джазом, занимают более часа в фильме. Гершвину потребовалось несколько месяцев, чтобы написать и аранжировать их.

В начале 1937 года Гершвин начал жаловаться на головные боли и ослепительные повторяющееся впечатления, что он пахнет сожженной резиной. Врачи обнаружили у него разросшуюся кистозного типа злокачественную опухоль мозга.

В январе 1937-го, Джордж Гершвин исполнил специальный концерт своей музыки с симфоническим оркестром Сан-Франциско под руководством французского маэстро Пьера Монте (Pierre Monteux). Гершвин страдал "музыкальными отключениями" во время своего последнего выступления. В начале июня Гершвина рухнул во время работы в Goldwyn Follies в Голливуде и был доставлен в больницу. Он умер 11 июля в возрасте 38 лет в больнице после операции на опухоли. Джордж Гершвин был похоронен на кладбище Westchester Hills в Гастингс-на-Гудзоне, Нью-Йорк. Мемориальный концерт состоялся в Голливуд Боул 8 сентября 1937 года, в котором Отто Клемперер (Otto Klemperer) дирижировал своей собственной оркестровкой второй из Трёх прелюдии для фортепиано (Three Piano Preludes) Гершвина.

Гершвин получил свой единственную номинацию на премию Оскар за лучшую песню в 1937 году за "They Can"t Take That Away from Me", написанную вместе с братом Айрой для фильма Shall We Dance. Номинации была посмертная; Гершвин умер через два месяца после выхода фильма на экраны.

У Гершвина был десятилетний роман с композитором Кей Свифт (Kay Swift), с которой он часто консультировался о своей музыке. Они никогда не поженились, хотя Кей в конце концов развелась со своим мужем Джеймсом Уорбургом для того, чтобы сделать это возможным. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер предположила, что пара не поженилась, потому что мать Гершвина, Роуз, была «недовольна тем, что Кей Свифт не был еврейкой». Композиция Oh, Kay была названа в ее честь. После смерти Гершвина Кей Свифт аранжировала некоторые из его произведений, записана несколько своих записей, и сотрудничал с его братом Айрой в нескольких проектах.

Гершвин умер без завещания и его усадьба перешла к его матери. Наследники продолжали собирать значительные отчисления от лицензирования авторских прав на его работы. Авторские права на все сольные работы Гершвина истекли в конце 2007 года в Европейском Союзе, через 70 лет после его смерти.

В 2005 году The Guardian определила с помощью "оценки доходов, начисленных при жизни композитора", что Джордж Гершвин был самый богатый композитор всех времен и народов.

Бесчисленные певцы и музыканты записали песни Гершвина, в том числе Фред Астер (Fred Astaire), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Дин Мартин (Dean Martin), Эл Джонсон (Al Jolson), Бобби Дарин (Bobby Darin), Перси Грейнджер (Percy Grainger), Арт Тэйтум (Art Tatum), Иегуди Менухин (Yehudi Menuhin), Бинг Кросби (Bing Crosby), The Moody Blues, Дженис Джоплин (Janis Joplin), Джон Колтрейн (John Coltrane), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), Мел Торм (Mel Tormé), Билли Холидей (Billie Holiday), Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Сэм Кук (Sam Cooke), Дайана Росс (Diana Ross), Майлз Дэвис (Miles Davis), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Хироми Уехара (Hiromi Uehara), Мадонна (Madonna), Джуди Гарланд (Judy Garland), Джули Эндрюс (Julie Andrews), Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand), Мэрни Никсон (Marni Nixon), Натали Коул (Natalie Cole), Пэтти Остин (Patti Austin), Нина Симон (Nina Simone), Морин МакГоверн (Maureen McGovern), Джон Фэйхи (John Fahey), The Residents, Кейт Буш (Kate Bush), Sublime, Стинг (Sting), Эмми Уэйнхауз (Amy Winehouse) и Liquid Tension Experiment.

Работы Гершвина

Классические работы

Note: All orchestral/operatic pieces are orchestrated by Gershwin unless otherwise specified.

Lullaby (1919), a meditative piece for string quartet. Originally, a class assignment from his music theory teacher.

Blue Monday, a one-act opera featured in George White"s Scandals of 1922 at the Globe Theatre, Paul Whiteman conducting, orchestrated by Will Vodery.

A Suite from Blue Monday for piano was later arranged by Pianist and Gershwin Scholar Alicia Zizzo and has been recorded.

Reorchestrated by Ferde Grofé and retitled 135th Street in 1925 for a performance at Carnegie Hall.

Rhapsody in Blue, (1924), his most famous work, a symphonic jazz composition for Paul Whiteman"s jazz band & piano, premiered at Aeolian Hall, New York, better known in the form orchestrated for full symphonic orchestra. Both versions were orchestrated by Ferde Grofé. Featured in numerous films and commercials.

Short Story, (1925), for violin and piano, an arrangement of two other short pieces originally intended to be included with the Three Preludes. Premiered by Samuel Dushkin at The University Club of New York in New York City.

Concerto in F, (1925), three movements, for piano and orchestra, premiered in Carnegie Hall by the New York Symphony Orchestra, Walter Damrosch conducting.

II. Adagio - Andante con moto - Adagio

III. Allegro agitato

An American in Paris (1928), a symphonic tone poem with elements of jazz and realistic Parisian sound effects, premiered in Carnegie Hall by the New York Philharmonic, Walter Damrosch conducting.

Dream Sequence (1929) A five minute instrumental interlude, meant to portray a mind reeling into the dream state. Different music than the "Rhapsody in Rivets" sequence, which later was expanded and rescored into the Second Rhapsody. Other musical sequences went unused that Gershwin created for Delicious (film), Fox Film Corporation declined to use the rest of his score.

Second Rhapsody (1931), for piano and orchestra, based on the score for a musical sequence from Delicious (film). Working title for the work was Rhapsody in Rivets. Premiered at the Boston Symphony Hall by the Boston Symphony Orchestra, Serge Koussevitzky conducting.

Cuban Overture (1932), originally titled Rumba, a tone poem featuring elements of native Cuban dance and folk music; score specifies usage of native Cuban instruments, premiered at the Lewisohn Stadium of the City University of New York, Gershwin conducting.

Overture to Strike Up the Band (1934), the longest and most complex of the overtures for Gershwin"s broadway shows, several sections are polytonal/atonal

March from Strike Up the Band (1934) is a very popular musical interlude from the 1927 stage musical of the same title.

Variations on "I Got Rhythm" (1934), a set of interesting variations on his famous song, for piano and orchestra. Premiered at the Boston Symphony Hall by the Leo Reisman Orchestra, conducted by Charles Previn.

Includes a waltz, an atonal fugue, and experimentation with Asian and jazz influences

Porgy and Bess, a folk opera (1935) (from the book by DuBose Heyward) about African-American life, now considered a definitive work of the American theater, premiered at Boston"s Colonial Theater, Alexander Smallens conducting.

Contains the famous aria "Summertime", in addition to hits like "I Got Plenty o" Nuttin"" and "It Ain"t Necessarily So".

Porgy and Bess has also been frequently heard in the concert hall, one suite fashioned by Robert Russell Bennett, Porgy and Bess: A Symphonic Picture is relatively popular.

Catfish Row (1936), a five movement suite based on material cut from Porgy and Bess before its Broadway premiere.

V. Good Morning, Brother

Score to Shall We Dance (1937 film), (1937) ENTIRE SCORE: This was the first full movie score composed and orchestrated by Gershwin, excluding the score for Delicious (film) which was almost completely rejected by Fox Studios. This massive score includes a final extended 8-minute orchestral passage based on the title song with an intruiging coda hinting at Gershwin forging a new musical path.

Hoctor"s Ballet, this piece features glissandos, rapid shifts in key, and the most extensive parts Gershwin wrote for the harp; written by Gershwin specifically for the ballerina Harriet Hoctor

Premiere live concert performance of Hoctor"s Ballet occurred on July 28, 2007 at the Severance Hall Pavilion in Cleveland, Ohio; Loras John Schissel conducting the Blossom Festival Orchestra.

Walking the Dog, a humorous piece for chamber orchestra featuring the clarinet and the piano. Besides Hoctor"s Ballet, this is the only published musical sequence from the movie Shall We Dance. Originally entitled "Promenade."

Other purely orchestral pieces from the score that remain unpublished include:

Overture to Shall We Dance, a propulsive, frenetic movement in Gershwin"s urban music mode

Waltz of the Red Balloons, a waltz with unusual tonalities

Rehearsal Fragments

Rumba Sequence, completely different music than the Cuban Overture

(I"ve Got) Beginner"s Luck (dance), written to accompany a scene of Astaire"s rehearsing to a "record" which eventually skips

They Can"t Take That Away from Me: this sequence is in the form of a foxtrot, one of Gershwin"s favorites from the score

Slap that Bass, a sparse musical sequence focusing on the rhythm sections of the orchestra

They All Laughed

Dance of the Waves, a barcarole

Graceful and Elegant, a pas de deux

French Ballet Class (for two pianos), a galop, only about 20 seconds of this was used for the film

Shall We Dance/Finale & Coda, technically a continuation of the Hoctor"s Ballet scene, but often noted as a separate musical number

Unknown Spanish Sequence, Gershwin composed a movement for the finale that went unused after he played it for the director, only exists in short score

The score is over 1 hour in length, the longest of all of Gershwin"s orchestral works. Other musical numbers not listed here have vocals, but these can be omitted for live performance as vocal lines are doubled on other instruments. All other vocal/orchestral arrangements in the rest of the numbers were by Gershwin, with Robert Russell Bennett and Nat Shilkret acting under Gershwin"s direction as assistants in the orchestration process of a few scenes in order to meet deadlines. It is unknown why none of these compositions have seen the light of day in the concert hall.

Most of the musicals Gershwin wrote are also known for their instrumental music, especially the overtures to many of his later shows.

Сольные работы для фортепиано

Tango, (1915) for solo piano. Written when he was 15.

Rialto Ripples, (1917) a short ragtime piece for piano.

Limehouse Nights (unknown date, early) a short ragtime piece for piano.

Three-Quarter Blues, (1923) also known as the Irish Waltz.

Prelude (unnumbered), (1923) - Rubato - Gershwin originally intended this prelude to be included with the Three Preludes. Unpublished.

Novelette in Fourths, (1924) another piece originally intended to be included with the Three Preludes. Some of the music was rearranged and used as part of Short Story, a piece written for piano and solo violin.

Romantic, (1925) Short piano fragment. Also known as Melody #55. Unpublished.

Melody No. 17 (1925–1926) Another piece originally intended to be included with the Piano Preludes.

Three Preludes, (1926) first performed by Gershwin at the Roosevelt Hotel in New York City.

I. Allegro ben ritmato e deciso

II. Andante con moto e poco rubato

III. Allegro ben ritmato e deciso

Swiss Miss, (1926) arrangement of a song from Lady Be Good

Machinery Gone Mad, (1927) unpublished

Blue Monday, (1927) a piano suite based on Gershwin"s one-act opera of the same name

Merry Andrew, (1928) arrangement of a dance piece from Rosalie

Three-Note Waltz, (1931) Also known as Melody #36. Unpublished.

Piano Transcriptions of Eight Songs (1932)

For Lily Pons, (1934) unpublished piece originally intended as accompaniment to an unwritten operatic solo.

George Gershwin’s Song-Book (1934), complex arrangements of eighteen Gershwin songs

French Ballet Class (for two pianos) (1937), for two pianos, unpublished music from the film score for Shall We Dance

Impromptu in Two Keys, published posthumously in (1973), for piano

Two Waltzes in C, published posthumously in (1975), for piano

Originally a two-piano interlude in Pardon My English on Broadway.

Sleepless Night, unpublished

Sutton Place, unpublished (Melody #59)

Работы для музыкального театра

Note: All works are musicals produced on Broadway unless specified otherwise.

1919 - La La Lucille (lyrics by Arthur Jackson, B. G. DeSylva and Irving Caesar)

1919 - Morris Gest"s "Midnight Whirl" (lyrics by B. G. DeSylva and John Henry Mears)

1920 - George White"s Scandals of 1920 (lyrics by Arthur Jackson)

1921 - A Dangerous Maid (lyrics by Ira Gershwin). Premiered in Atlantic City.

1921 - The Broadway Whirl (co-composed with Harry Tierney, lyrics by Buddy DeSylva, Joseph McCarthy, Richard Carle and John Henry Mears)

1921 - George White"s Scandals of 1921 (lyrics by Arthur Jackson, features the song South Sea Isles)

1922 - George White"s Scandals of 1922 (lyrics by E. Ray Goetz, Ira Gershwin and B. G. DeSylva)

The premiere performance featured the one-act opera Blue Monday with libretto and lyrics by B. G. DeSylva, set in Harlem in a jazz idiom. However, after only one performance, the opera was withdrawn from the show. Gershwin also wrote seven other songs for the show.

1922 - Our Nell (co-composed with William Daly, lyrics co-written by Gershwin and Daly)

1922 - By and By (lyrics by Brian Hooker)

1923 - Innocent Ingenue Baby (co-composed with William Daly, lyrics by Brian Hooker)

1923 - Walking Home with Angeline (lyrics by Brian Hooker)

1923 - The Rainbow (lyrics by Clifford Grey and Brian Hooker). Premiered in London.

1923 - George White"s Scandals of 1923 (lyrics by E. Ray Goetz, B. G. DeSylva and Ballard MacDonald)

1924 - Sweet Little Devil (lyrics by B. G. DeSylva)

1924 - George White"s Scandals of 1924 (lyrics by B. G. DeSylva and Ballard MacDonald)

1924 - Primrose (lyrics by Desmond Carter and Ira Gershwin). Premiered in London.

1924 - Lady, Be Good! (lyrics by Ira Gershwin)

1925 - Tell Me More! (lyrics by Ira Gershwin and B. G. DeSylva)

1925 - Tip-Toes (lyrics by Ira Gershwin)

1925 - Song of the Flame (operetta, lyrics by Otto Harbach and Oscar Hammerstein II, and musical collaboration by Herbert Stothart)

1926 - Oh, Kay! (lyrics by Ira Gershwin and Howard Dietz)

Includes the famous song, "Someone to Watch Over Me"

Revived in 1928 and 1990 (the latter with an all-Black cast)

1927 - Strike Up the Band (lyrics by Ira Gershwin). Premiered in Philadelphia.

Revised and produced on Broadway in 1930

1927 - Funny Face (lyrics by Ira Gershwin)

1928 - Rosalie (lyrics by Ira Gershwin and P. G. Wodehouse, co-composed with Sigmund Romberg)

1928 - Treasure Girl (lyrics by Ira Gershwin)

1929 - Show Girl (lyrics by Ira Gershwin and Gus Kahn)

1930 - Girl Crazy (lyrics by Ira Gershwin)

1931 - Of Thee I Sing (lyrics by Ira Gershwin)

Awarded the Pulitzer Prize for Drama for 1932 and was the first musical to win that award, although only Ira Gershwin and the bookwriters were awarded the Prize and not George Gershwin

Revived in 1933 and 1952

1933 - Pardon My English (lyrics by Ira Gershwin)

1933 - Let "Em Eat Cake (lyrics by Ira Gershwin), sequel to Of Thee I Sing

1935 - Porgy and Bess (lyrics by Ira Gershwin and DuBose Heyward)

Revived on Broadway in 1942, 1943, 1953, 1976 (Houston Grand Opera winner of the Tony Award for Most Innovative Revival of a Musical), and 1983

Оригинальные песни Гершвина для шоу других композиторов

1916 - The Passing Show of 1916 - "The Making of a Girl" (co-composed with Sigmund Romberg, lyrics by Harold Atteridge); "My Runaway Girl" (lyrics by Murray Roth)

1918 - Hitchy-Koo of 1918 - "You-oo Just You" (lyrics by Irving Caesar)

1918 - Ladies First - "The Real American Folk Song (is a Rag)" (lyrics by Ira Gershwin); "Some Wonderful Sort of Someone" (lyrics by Schuyler Greene)

1918 - Half-Past Eight - "There"s Magic in the Air" (lyrics by Ira Gershwin); "The Ten Commandments of Love", "Cupid" and "Hong Kong" (lyrics by Edward B. Perkins)

1919 - Good Morning, Judge - "I Was So Young (You Were So Beautiful)" (lyrics by Irving Caesar and Alfred Bryan); "There’s More to the Kiss than the X-X-X" (lyrics by Irving Caesar)

1919 - The Lady in Red - "Some Wonderful Sort of Someone" (lyrics by Schyler Greene); "Something about Love" (lyrics by Lou Paley)

1919 - Capitol Revue - "Come to the Moon" (lyrics by Lou Paley and Ned Wayburn); "Swanee" (lyrics by Irving Caesar)

1920 - Dere Mabel - "We’re Pals" (lyrics by Irving Caesar), first performed in Baltimore; "Back Home" and "I Don"t Know Why (When I Dance with You)" (lyrics by Irving Caesar)

1920 - Ed Wynn"s Carnival - "Oo, How I Love You To Be Loved by You" (lyrics by Lou Paley)

1920 - The Sweetheart Shop - "Waiting for the Sun to Come Out" (lyrics by Ira Gershwin)

1920 - Sinbad - "Swanee" (lyrics by Irving Caesar). As performed by Al Jolson

1920 - Broadway Brevities of 1920 - "Lu Lu" and "Snowflakes" (lyrics by Arthur Jackson); "Spanish Love" (lyrics by Irving Caesar)

1920 - Piccadilly to Broadway (songs unpublished)

1921 - Blue Eyes (songs unpublished)

1921 - Selwyn"s Snapshots of 1921 - "On the Brim of Her Old-Fashioned Bonnet", "The Baby Blues" and "Futuristic Melody" (lyrics by E. Ray Goetz, songs unpublished)

1921 - The Perfect Fool - "My Log-Cabin Home" (lyrics by Irving Caesar and Buddy De Sylva); "No One Else but that Girl of Mine" (lyrics by Irving Caesar)

1922 - The French Doll - "Do It Again" (lyrics by Buddy De Sylva)

1922 - For Goodness Sake - "Someone" and "Tra-la-la" (lyrics by Ira Gershwin)

1922 - Spice of 1922 - "The Yankee Doodle Blues" (lyrics by Irving Caesar and Buddy De Sylva)

1922 - The Dancing Girl - "That American Boy of Mine" (lyrics by Irving Caesar)

1923 - Little Miss Bluebeard - "I Won’t Say I Will, But I Won’t Say I Won’t" (lyrics by Ira Gershwin and Buddy De Sylva)

1923 - Nifties of 1923 - "At Half-Past Seven" (lyrics by Buddy De Sylva); "Nashville Nightingale" (lyrics by Irving Caesar)

1926 - Americana - "That Lost Barber Shop Chord" (lyrics by Ira Gershwin)

1930 - Nine-Fifteen Revue - "Toddlin" Along" (lyrics by Ira Gershwin)

1936 - The Show is On - "By Strauss" (lyrics by Ira Gershwin). Revived in 1937

Посмертные интерполяции песен Гершвина

1953 - At Home With Ethel Waters - "Oh, Lady be Good!"

1956 - Mr. Wonderful, starring Sammy Davis Jr.

1967 - "I Got Rhythm" a hit single for pop vocal group The Happenings

1983 - My One And Only - an adaptation of the music from Funny Face

1986 - Uptown...It"s Hot! - "Oh, Lady be Good!"

1992 - Crazy for You - musical adapting George and Ira Gershwin Tin Pan Alley and Broadway songs

Awarded the Tony Award for Best Musical

1999 - The Gershwins" Fascinating Rhythm - revue with songs by George and Ira Gershwin

2001 - George Gershwin Alone - one-man play by Hershey Felder, who portrayed Gershwin, incorporating "Swanee" from Sinbad (lyrics by Irving Caesar), "Embraceable You" from Girl Crazy (lyrics by Ira Gershwin), "Someone to Watch Over Me" from Oh, Kay! (lyrics by Ira Gershwin), "Bess, You is My Woman Now" from Porgy and Bess (lyrics by DuBose Heyward and Ira Gershwin), An American in Paris and Rhapsody in Blue.

2002 - Elaine Stritch at Liberty - But Not For Me

2002 - Back From Broadway - one-time concert featuring songs by George Gershwin

2010 - Brian Wilson Reimagines Gershwin - two incomplete pieces by Gershwin finished by Brian Wilson and 12 other reimagined Gershwin classics

Разные песни

1916 - When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em (When You’ve Got ’Em, You Don’t Want ’Em) (lyrics by Murray Roth)

1917 - Beautiful Bird (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

1917 - When There"s a Chance To Dance (lyrics by Ira Gershwin)

1918 - Gush-Gush-Gushing (lyrics by Ira Gershwin)

1918 - When the Armies Disband (lyrics by Irving Caesar)

1918 - Good Little Tune (lyrics by Irving Caesar)

1919 - The Love of a Wife (lyrics by Arthur Jackson and B. G. DeSylva)

1919 - O Land of Mine, America (lyrics by Michael E. Rourke). A national anthem submission for a New York American competition offering five thousand dollars to the winner. Gershwin received the lowest prize of fifty dollars.

1920 - Yan-Kee (lyrics by Irving Caesar)

1921 - Phoebe (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

1921 - Something Peculiar (lyrics by Ira Gershwin and Lou Paley)

1921 - Dixie Rose (lyrics by Irving Caesar and B. G. DeSylva)

1921 - In the Heart of a Geisha (lyrics by Fred Fisher)

1921 - Swanee Rose (lyrics by Irving Caesar and B. G. DeSylva)

1921 - Tomale (I’m Hot for You) (lyrics by B. G. DeSylva)

c.1921 - Molly-on-the-Shore (lyrics by Ira Gershwin)

c.1921 - Mischa, Yascha, Toscha, Sascha (lyrics by Ira Gershwin)

This is Gershwin"s only finished work based on a Jewish theme, and the title is a reference to the first names of four Jewish-Russian violinists, Mischa Elman, Jascha Heifetz, Toscha Seidel and Sascha Jacobsen.

1922 - The Flapper (co-composed with William Daly, lyrics by B. G. DeSylva)

1925 - Harlem River Chanty and It’s a great little world! (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for Tip-Toes on Broadway but not used)

1925 - Murderous Monty (and Light-Fingered Jane) (lyrics by Desmond Carter, composed for London production of Tell Me More.)

1926 - I’d rather charleston (lyrics by Desmond Carter, composed for London production of Lady Be Good.)

1928 - Beautiful gypsy and Rosalie (originally composed for Rosalie on Broadway, but not used)

1929 - Feeling Sentimental (originally composed for Show Girl on Broadway, but not used)

1929 - In the Mandarin’s Orchid Garden

1932 - You’ve got what gets me (composed for the first film version of Girl Crazy.

1933 - Till Then

1936 - King of Swing (lyrics by Al Stillman)

1936 - Strike Up the Band for U.C.L.A (to the same music as the song "Strike Up the Band")

1937 - Hi-Ho! (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for Shall We Dance, but not used)

1938 - Just Another Rhumba (lyrics by Ira Gershwin, originally composed for The Goldwyn Follies, but not used)

1938 - Dawn of a New Day

Музыкальные фильмы

1923 - The Sunshine Trail - theme song of same title (lyrics by Ira Gershwin), as well as accompaniment music for silent film

1931 - Delicious (lyrics by Ira Gershwin)

1937 - Shall We Dance (lyrics by Ira Gershwin)

1937 - A Damsel in Distress (lyrics by Ira Gershwin)

1938 - Goldwyn Follies (lyrics by Ira Gershwin)

Gershwin died during the filming. Vernon Duke completed and adapted Gerhwin"s songs, and composed some additional ones.

1947 - The Shocking Miss Pilgrim (Kay Swift adapted a number of unpublished Gershwin melodies and Ira Gershwin wrote the lyrics.)

1951 - An American In Paris - theme song of the same title

1964 - Kiss Me, Stupid (adaptations of unpublished Gershwin songs with lyrics by Ira Gershwin.)

». Творческий взлет музыканта выпал на 20-30 годы прошлого столетия, то время в Америке называли «джазовой эпохой». Этот музыкальный стиль оказал огромное влияние на Гершвина, который пытался выразить при помощи музыки дух современности и жизненный уклад простых американцев. Композитор не раз заявлял, что джаз – это музыка народа, в которой он слышит национальный жизненный импульс и кипящую реку жизни США. Музыкально-общественный деятель В. Дамрош писал, что множество композиторов завораживал, но одновременно и пугал джаз, поэтому они не решались работать в этом стиле. Джордж Гершвин совершил настоящий музыкальный переворот. Критик сравнил мужчину с принцем, который взял за руку Золушку и на весь мир заявил, что теперь она настоящая принцесса. Биография маэстро насчитывает множество потрясающих взлетов и не менее грандиозных падений, вся его жизнь словно воплощает американскую мечту. Гершвин добился всего усердным трудом, нашел свое призвание и при жизни достиг непостижимых высот и мировой славы.

Краткую биографию Джорджа Гершвина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гершвина

Будущий виртуозный американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин. Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США. Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился на обувной фабрике. Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж. Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.

Семья не обладала большим достатком и ютилась в маленькой деревянной квартирке. Джордж, в отличие от своих братьев и сестры, был очень своенравным и обладал сложным характером. В школе не отличался особым стремлениям к учебе, чем очень огорчал Розу, которая мечтала, чтобы ее дети хорошо учились и стали преподавателями. Зато Джордж делал успехи в катании на коньках и даже завоевал «титул» уличного чемпиона. Друзья мальчика с детства замечали, что он мог на какое-то время полностью уйти в себя и не обращать внимания на окружающий мир. Причиной всему стала музыка. Когда будущий композитор слышал красивые напевы, он замирал и забывал обо всем на свете.


Биография Гершвина гласит, что в 8 лет Джордж попал на школьный концерт, на котором выступал музыкант Марк Розенцвейг с музыкальной пьесой «Юмореска». Мальчик был так впечатлен выступлением скрипача, что полтора часа ждал его под проливным дождем. А когда узнал, что Марк вышел через запасной вход, направился прямо к нему домой. Гершвин нашел общий язык с Розенцвейгом и часто ходил к нему в гости. Дома у скрипача стояло фортепиано, которое словно манило мальчика. Именно Марк показал маленькому Джорджу удивительный мир искусства и знакомил с гениальными музыкальными произведениями. Будущий композитор стал брать первые профессиональные уроки, и пытался на слух воспроизводить знакомые мелодии. Уже тогда старший брат Джорджа Айра мечтал стать музыкантом и занимался в специализированной школе, родителей сильно удивил тот факт, что их младший сын без посторонней помощи овладел фортепиано и обогнал своего брата. Моррис и Роза поняли, что мальчика тоже нужно отдать в руки профессионалам.

Начало музыкальной карьеры


С музыкальной школой дела у юного Джорджа как-то не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску. Гершвин проходил обучение в нескольких местах – сначала с ним занимались пожилые преподавательницы, а один из педагогов даже имел особую технику обучения, и мальчик почти не играл на фортепиано. Ни одно из музыкальных учебных заведений Джордж так и не закончил. Родители видели своего сына коммерсантом, но жизнь выбрала для него совсем другую дорогу.

В 1915 году произошло одно из самых важных событий в жизни молодого человека – он познакомился с музыкантом Чарльзом Хамбицером, с которым моментально подружился. Маэстро давал ему множество бесценных советов и идей, а также предложил отличных учителей. К семнадцати годам Джордж прекрасно разбирался в музыкальном искусстве, блестяще владел фортепиано и писал свои первые произведения. Он усердно изучал классические мотивы, но особенно ему нравился популярный стиль в музыке. Несмотря на свой юный возраст, Гершвин получил работу в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где имел должность пианист-популяризатор. Молодой музыкант подрабатывал, выступая в ресторанах, и писал большое количество сочинений. В 1926 году Джордж представил на суд публики одно из своих первых «музыкальных детищ» под названием «Когда вы захотите». Несмотря на то что композиция не стала сильно популярной, с ее помощью Гершвин смог обратить на себя внимание режиссеров с Бродвея. Песня очень понравилась известной в те времена певице – Софи Такер. После ее блестящего исполнения, Джордж получил признание на Бродвее. Его имя стало часто появляться в прессе, а венгерский композитор Зигмунд Ромберг взял его композиции в свое ревю. Затем режиссеры Бродвея поставили несколько мюзиклов с музыкой Гершвина, а один из известнейших американских композиторов сказал, что Джордж обладает искрой гениальности.

Творческий путь

С 1918 года мужчина перестал брать подработки и давать индивидуальные уроки - теперь он мог всецело заниматься любимым делом и получать за это кругленькие суммы. Джордж писал композиции для сценических выступлений на Бродвее и работал автором в джазовой группе Пола Уайтмена. Только за год он «оживил» своей музыкой 10 мюзиклов, которые прогремели на всю Америку. На премьеру «Рапсодия в блюзовых тонах» в 1924 году пришло большое количество именитых гостей – в первом ряду сидели гениальные музыканты Рахманинов, Годовский и Стравинский. Мюзикл стал очень успешным, а Джордж получил настоящее признание публики. Вслед за собой слава принесла материальное благосостояние. Композитор приобрел пятиэтажный дом и уехал путешествовать по Европе на целых три года. Мужчина лично составил маршрут, который начинался с Англии и Франции, а закончился в Австрии. Когда Гершвин вернулся в Америку, он представил на суд публики симфоническую поэму «Американец в Париже». Успех произведения был ошеломительный, после чего его стали исполнять многие коллективы. Музыка Джорджа Гершвина представляла собой смесь абсолютно разных музыкальных жанров. В ней была и классика, новейшие негритянские ритмы, фольклорные мотивы,

экстравагантные мелодии. Все это было приправлено невероятной экспрессией и смелыми ритмами.

Когда Джордж получил большую популярность, он стал сотрудничать со своим родным братом Айре. Мужчина в последующем называл себя Артуром Френсисом (имена их младших брата и сестры), ведь он был уверен, что в мире музыки фамилия Гершвин должна быть единственной и уникальной. Творческий союз двух братьев имел большой успех, вместе они создали несколько десятков композиций для бродвейских представлений и кинофильмов. В те времена это был по-настоящему востребованный дуэт. Самым триумфальным сочинением Джорджа и Артура стал мюзикл «Lady, Be Good». Одна из его песен была признана лучшей балладой о любви прошлого века.

Последние годы жизни

Согласно биографии Гершвина в 1936 году композитор уехал в Голливуд, чтобы заняться написанием музыки к кинофильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в котором сыграли популярные актеры того времени. Сочинения музыканта, которые объединили балет и джаз, занимают около часа киноленты. Чтобы создать идеальный союз абсолютно разных стилей, Джордж писал и аранжировал композиции несколько месяцев. В начале рокового 1937 года Гершвин выступил с уникальным музыкальным концертом совместно с симфоническим оркестром, которым руководил маэстро из Франции Пьер Монте. Прямо на сцене мужчину стали преследовать «музыкальные отключения». В июне Гершвин упал во время очередного выступления, и его уже не смогли спасти. Слаженная работа двух братьев Джорджа и Айры, благосостояние, слава – все рухнуло в один момент, трагичным и неожиданным образом. Джордж так усердно трудился над своей легендарной оперой, что получил сильнейший нервный срыв и был полностью истощен. В итоге его покинули аппетит и нормальный сон. Медики настаивали, чтобы композитор переехал в более благоприятные климатические условия и на время забыл про работу. Гершвин воспользовался первым советом, но вот оставить музыку так и не смог.

Внешне мужчина практически не изменился, но морально он очень устал и был сильно подавлен. В 1937 году врачи нашли у композитора симптомы, которые бывают при онкологических заболеваниях. После медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга. Специалисты делали все, чтобы спасти жизнь популярного музыканта, в одной из лучших американских клиник злокачественное образование было удалено. К сожалению, все усилия докторов были напрасны, и Джордж скончался 11 июля 1937 года, прямо на операционном столе. Гершвин немного не дожил до 39 лет, а ведь у него было столько масштабных планов и идей, которые он так и не успел воплотить в жизнь.



Интересные факты

  • Музыкант был захоронен на кладбище Westchester Hills, которое находится в пригороде Нью-Йорка.
  • Гершвин ни разу не был женат, детьми он тоже не обзавелся. Завещание Джордж писать не стал, поэтому его недвижимость досталась матери. Наследники долгое время собирали прибыль от авторских прав на его музыкальные произведения. Однако они утратили свою силу в 2007 году, когда прошло 70 лет со дня смерти музыканта. В 2005 году журналисты провели расследование и пришли к выводу, что Гершвин был одним из богатейших композиторов в мире.
  • Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию "They Can"t Take That Away from Me" (Этого у меня не отнимут), которую он написал вместе с родным братом для кинокартины Shall We Dance (Давайте потанцуем). Легендарная статуэтка была вручена посмертно, Джорджа не стало через пару месяцев после премьеры фильма.
  • Музыкальный язык Гершвина можно описать, как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере заняли мюзиклы, которые он очень любил, и в которые вкладывал всю свою душу.
  • Во всех музыкальных шедеврах композитора есть своеобразная форма, реальность сценических ситуаций и противостояний, энергичность развития сценария, дуэт трагических и комедийных картин.
  • В 1918-1919 года на бродвейских подмостках уже вовсю гремела музыка Гершвина. Композиция «Swanee», которую взял в свое шоу «Sinbad» Эл Джонсон, имела настоящий успех. В итоге певец несколько раз записывал её на пластинках и неоднократно пел в кинофильмах.


  • Первый учитель Гершвина, Иосиф Шиллингер славился своим уникальным подходом к сочинению музыки – композитор воспринимал творческий процесс с математической точки зрения и пытался найти универсальный музыкальный алгоритм.
  • Гершвин очень увлекался живописью и литературой.
  • Старший брат и соавтор Джорджа – Айра Гершвин взял себе сценическое имя Артур Френсис, которое было составлено из имен их брата и сестры.
  • В 1945 году на экраны вышла картина, посвященная композитору. Фильм назывался «Рапсодия в блюзовых тонах».


  • Прообраз Гершвина был также использован в популярном сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Композитора сыграл актер Том Беккет.
  • Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Автор литературного первоисточника лично принимал участие в процессе написания шедевра.
  • В Нью-Йорке есть театр, который назвали в честь потрясающего творческого союза двух братьев - Джорджа Гершвина и Френсиса Артура.

Личная жизнь


Несмотря на мировое признание, Джордж очень переживал, что не смог получить нормальное музыкальное образование. Он несколько раз в неделю усердно занимался на фортепиано, чтобы восполнить этот постыдный, по его мнению, пробел в своей жизни. Также известно, что Джорджа часто мучили нервные срывы и болезни желудка. Музыкант постоянно сидел на строгой диете, которая была построена на сбалансированном питании. Помимо этого, мужчина часто посещал сеансы психоаналитика, который помогал ему разобраться с личными переживаниями.

Несмотря на болезнь и регулярные депрессии, композитор не всегда был угрюм. Он любил веселые посиделки и моментально хватался за новые идеи, которые привлекли его внимание. Его жизнь всегда бурлила и била ключом. Гершвин просто купался в женском внимании, ведь он был богат, обладал красивой наружностью и хорошей фигурой. Зачастую ему не хватало тех дам, которые сами вешались на него, и тогда он приходил в публичные дома. Однажды Джордж не постеснялся спросить у своего друга, сколько денег нужно отдать, чтобы взять женщину на содержание. Однако, услышав в ответ шокирующую сумму, больше никогда не задавался подобными вопросами.

При жизни композитор славился своими любовными похождениями, ему приписывали романы с самыми красивыми женщинами той эпохи. Особенно сильно Джордж был влюблен в свою ученицу Александру Белых. Также широко известны десятилетние отношения Гершвина с композитором Кей Свифт, которая давала ему ценные советы по поводу музыки. К сожалению, они так и не стали законными супругами, хотя ради возлюбленного Кей ушла от своего мужа Джеймса Уорбурга. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер, считает, что инициатором их разрыва стала мать Гершвина, которая хотела видеть в качестве невестки еврейку. Мужчина посвятил бывшей избраннице песню «Oh, Kay», которую назвал в ее честь. После смерти композитора, Свифт написала аранжировки к нескольким его песням и неоднократно работала вместе с его братом Айром. Джордж слыл настоящим ловеласом и сердцеедом. В его жизни было много ярких влюбленностей и громких романов. Однако, ни одну из своих прекрасных избранниц Гершвин не смог полюбить также сильно, как музыку.

Зарождение легенды. «Порги и Бесс» история создания

Одной ночью 1926 года, когда Джордж никак не мог уснуть, он решил прочесть роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Произведение так поразило мужчину, что он моментально стал придумывать в голове музыкальные мелодии. Композитор позабыл о сне и не мог оторваться от книги до самого рассвета, а потом отправил писателю письмо, в котором признался, что мечтает написать оперу по его произведению. Дюбоз Хейуорд любезно согласился на предложение музыканта, однако музыку оперы «Порги и Бесс » Гершвин начал писать только в 1934 году, так как был сильно занят созданием других композиций и работой дирижёра.

Из биографии Гершвина мы узнаём, что Джордж покинул Нью-Йорк и поселился в глухом посёлке штата Южная Каролина, чтобы всецело погрузиться в работу над грандиозным произведением. В целом музыкант потратил на создание оперы почти 2 года. Долгий труд оправдал себя и произведение «Порги и Бесс» стало по-настоящему значимой и известной работой маэстро. Джордж смог создать потрясающий шедевр, в котором безупречно сошлись джазовые фантазии, фольклорные мотивы и оркестровые партии. Американцы впервые услышали оперу в Бостонском «Колониел-театре» в 1935 году. Зрителям так понравилась премьера, что они аплодировали и выкрикивали восторженные слова 15 минут. «Порги и Бесс» вошла в историю Америки, как первое представление, на которое могли прийти люди разной расовой принадлежности. В начале 1963 года опера отправилась с гастролями по США, а в Европе появилась только после 1945 года.

Джордж Гершвин (1898-1937) – американский пианист и композитор.

Детство

Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.

Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.

Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.

Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.

В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.

Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.

К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.

Начало творческого пути

Но с музыкальными школами у юного Гершвина дружба не ладилась. Все эти гаммы и сольфеджио, нудные систематические занятия ему совсем не нравились. Джордж сменил несколько школ, сначала его педагогами были престарелые дамочки, следующий учитель имел свою собственную систему обучения, при которой совсем не уделял внимания технике игре на фортепиано, а ученика воспитывал на оперных попурри. Ни одну из музыкальных школ Гершвин так и не окончил.

Тогда в 1914 году родители записали сына в коммерческую школу, но коммерсанта из него тоже не получилось. Судьбою юноше был уготован совершенно иной путь.

В 1915 году произошло значимое для Джорджа знакомство с музыкантом Чарльзом Хамбицером. На удивление Чарльз быстро нашёл общий язык с юным Гершвином. Он давал ему уроки игры на фортепиано, а также порекомендовал хороших педагогов по гармони и оркестровке.

В семнадцатилетнем возрасте Джордж уже в совершенстве владел музыкальной грамотностью, очень хорошо играл на фортепиано и сочинял свою музыку. Он с усердием изучал классику, но больше всё-таки его увлекала популярная музыка. В таком юном возрасте он уже был представлен в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где получил работу пианиста-популяризатора и зарплату 15 долларов еженедельно.

Гершвин аккомпанировал, подрабатывал в ресторанах и писал музыку. Уже в 1916 году вышло в свет одно из его первых музыкальных произведений «Когда вы захотите». Особенно популярной эта композиция не стала, но обратила внимание на молодого талантливого композитора многих продюсеров и режиссёров с Бродвея.

Песня Джорджа заинтересовала одну из модных в то время певиц ─ Софи Такер. Она её исполнила, причём довольно успешно, и постепенно к Гершвину в музыкальных кругах Бродвея начала приходить популярность. Его имя стало мелькать в газетах и журналах, а музыку Гершвина включил в своё ревью Зигмунд Ромберг. Вскоре многие бродвейские мюзиклы ставились на сочинениях Джорджа, а один известный в Америке композитор сказал о нём: «Молодой человек имеет искру гениальности. Когда-нибудь Америка будет им гордиться».

Творчество

С 1918 года Гершвин больше не нуждался в ресторанных подработках, отпала нужда в частных уроках, он занимался тем, что ему нравилось, и получал за это деньги – Джордж писал музыку для бродвейских мюзиклов. Он работал в качестве композитора с джаз-бэндом Пола Уайтмена. За год он писал до 10 мюзиклов, многие из песен приобретали огромную популярность.

Так появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». В феврале 1924 года на премьеру пришла слишком разномастная публика, в первом ряду сидели именитые люди в мире музыки: Рахманинов, Годовский, Стравинский. Успех был ошеломительный, рапсодия нокаутировала зрителей, а к Гершвину пришла настоящая слава.

А там, где слава, там и материальное благосостояние. Семья Гершвинов купила на 103-авеню дом в 5 этажей и отправилась в трёхлетнее путешествие по Европе. Джордж сам продумал весь маршрут, поездка началась с Лондона, потом был Париж, и закончилось путешествие в Вене.

По возвращении из Европы у Гершвина на руках уже была набросана симфоническая поэма «Американец в Париже».

Премьера прошла в филармоническом обществе Нью-Йорка. А через три года «Американец в Париже» звучал в Куинс-холле в Лондоне. Успех был грандиозным, после чего симфоническая поэма вошла в постоянный репертуар многих мировых оркестров.

Музыка и стиль композитора Джорджа Гершвина сочетает в себе сразу многое:

  • симфоническую классику;
  • современные негритянские ритмы;
  • народный фольклор;
  • оригинальную мелодию;
  • экспрессию;
  • резкие ритмы.

С приобретением мировой известности Джордж предложил своему старшему брату Айре стать соавтором его мюзиклов и песен. Айра с удовольствием согласился, но взял себе псевдоним Артур Фрэнсис (это два имени их младшеньких брата и сестры), он считал, что Гершвин в мировой музыке должен быть один – Джордж.

Их творческий союз получился очень плодотворным, братья создали около 20 мюзиклов для Бродвея и кино. Более востребованного дуэта в то время не было. Особенно триумфальным получился мюзикл «Lady, Be Good», одну композицию из него назвали лучшей любовной балладой ХХ века.

«Порги и Бесс»

Однажды ночью, мучаясь от бессонницы, Джордж решил почитать, и ему в руки попался роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Созданные автором поэтические образы настолько увлекли композитора, что у него тут же в голове начались зарождаться мелодии. Джордж уже забыл о сне, читал до самого утра, а потом написал автору произведения письмо, в котором рассказал, что ему очень бы хотелось написать оперу на «Порги». Это был 1926 год.

Автор романа ответил согласием, но так как Гершвин был очень занят другими сочинениями и дирижёрской работой, приступить к созданию оперы «Порги и Бесс» получилось лишь в 1934 году. Композитор уехал из Нью-Йорка в маленький рыбацкий посёлок в Южной Каролине, чтобы полностью проникнуться духом произведения. Он напряжённо работал над оперой 20 месяцев.

Это произведение стало самым значительным и популярным из всех, созданных Джорджем Гершвином. Получился настоящий музыкальный шедевр, в котором переплелись джазовые импровизации, фольклор и симфонические мелодии. В 1935 году состоялась премьера в Америке, произошло это в Бостоне в «Колониел-театре». Успех был головокружительный, четверть часа не стихали аплодисменты и восторженные возгласы публики. В истории США «Порги и Бесс» стало первым представлением, на которое пускали людей разных рас.

С января 1936 года опера поехала в гастрольный тур по американским городам, в Европу добралась лишь после 1945 года, а в 1956 «Порги и Бесс» была показана негритянской труппой в Москве и Ленинграде.

Сотни постановок пережила эта опера и вошла в мировой музыкальный золотой фонд.

Смерть

Великолепный творческий союз братьев Гершвинов, популярность, слава, деньги – всё оборвалось в один миг трагически и неожиданно.

Джордж настолько усиленно работал над «Порги и Бесс», что подвергся колоссальному нервному перенапряжению, его силы были истощены. Дошло до того, что он не мог ни кушать, ни спать. Врачи в один голос утверждали, что композитору необходимо поменять климат и временно оставить музыку. Первый совет Гершвин воспринял с удовольствием, но вот остаться без музыки он не мог ни на один миг.

Внешний вид Джорджа практически не изменился, но внутренне он был крайне раздражён и чувствовал себя невероятно уставшим. В начале 1937 года медики обнаружили у Гершвина симптомы онкологического заболевания, у него была опухоль головного мозга. Назначили лечение, затем в клинике «Седарс Синай» ему удалили опухоль, но композитору уже ничего не могло помочь, он умер 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции. Джордж совсем немного не дожил до 39 лет, самый расцвет сил и множество творческих планов были впереди у музыканта.

При жизни Джордж был настоящим Казановой, очень много на его счету любовных романов с самыми красивыми женщинами того времени. Одной из сильнейших его влюблённостей стал ученица Гершвина Александра Белых. Но семья у него так и не появилась, жены и детей не было. Всё наследие, которое досталось потомкам от композитора Джорджа Гершвина, – это его бесценная музыка.

Джордж Гершвин, непревзойденный мастер исполнения и сочинения джазовой музыки, по праву считается одним из лучших композиторов в истории Соединенных Штатов Америки. В своей музыке, по словам самого композитора, он старался передать дух свободы, бурлящую энергию американцев того времени.

Краткая биография

Как практически все население Америки, состоящее из волн эмиграции разных периодов и их потомков, Джордж Гершвин не является исключением. Он родился 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из России, настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц.

Детство Джордж провел в районе Ист-Сайд в Нью-Йорке. Родители не подозревали, какой музыкальный талант заложен в их озорном малыше, пока не купили пианино, предназначенное для занятий старшего брата Джорджа (всего в семье было четверо детей).

Взяв несколько уроков музыки у разных педагогов, Гершвин посвящает свою юность ежедневным многочасовым импровизациям за инструментом. Игнорируя мнение родителей, шестнадцатилетний будущий композитор устраивается на работу продавцом нот в музыкальный магазин. Он с удовольствием играет для посетителей на пианино, установленном в магазине, и мечтает попробовать себя в сочинении музыки.

Через два года состоялся композиторский дебют Гершвина: его музыка прозвучала на эстраде одного из music-холлов на Бродвее. Дебют вышел удачным, Гершвина заметила не только публика, но и нью-йоркские продюсеры. Одно из , — песня «Swanee», — вошла в мюзикл «Синдбад», прозвучала в одном из фильмов и была многократно издана на пластинках.

Расцвет творчества

В 1919 году состоялась премьера мюзикла «Ла Ла Люсиль», музыка которого была полностью основана на сочинениях Гершвина, а в последующие шесть лет композитор создал музыку к сорока с лишним спектаклям. Слава композитора быстро нашла Гершвина, но тот не собирался останавливаться на достигнутом. По словам самого Джорджа, гениального «самоучки», он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стесняется просить об уроках композиции знаменитых современников: Стравинского, Шенберга, Равеля, оттачивает игру на фортепиано.

С 1920 по 1924 года Гершвин неустанно работает, ежегодно сочиняя десятки произведений, среди которых — опера «Blue Monday». Тяготение композитора к джазовой музыке и блюзу ярко проявляется в совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Именно для этого музыкального коллектива Гершвин сочиняет гениальную «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, прошедшей с оглушительным успехом, присутствовал сам .

Джаз. Блюз

Последующее творчество Гершвина – яркое свидетельство окончательно сложившегося музыкального стиля композитора. Наиболее известные сочинения данного периода творчества:

  • Фортепианный концерт (1925);
  • оркестровое сочинение «Американец в Париже» (1928), навеянное путешествиями в Европу;
  • Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931);
  • Кубинская увертюра (1932).

Все эти произведения объединяет интересное органичное сочетание негритянского джаза, эстрадной музыки и некоторых форм европейской классики.

Помимо сочинения классических произведений, Гершвин с успехом пишет музыку для Голливуда и театральных представлений. В 1932 году композитор получает Пулитцеровскую премию (впервые премию вручили за музыкальную постановку), а в 1935 году проходит премьера самого масштабного произведения Гершвина – опера «Порги и Бесс».

К сожалению, жизнь знаменитого композитора оказалась коротка: в 1932 году у Гершвина проявились симптомы опухоли головного мозга. Проведенная операция оказалась безуспешной, и 11 июля 1937 года Джордж Гершвин, не приходя в сознание скончался.

Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...