Егие Капай — памятник архитектуры и синагога в Евпатории. Купеческая (Торговая синагога) в Евпатории


Март 27th, 2011 admin

В прошлом веке в Евпатории было две синагоги: старая Торговая (купеческая) синагога, построенная 1895 года на деньги купцов первой и второй гильдии и Ремесленная синагога («Егия-Капай»), построенная на средства, выделенные Евпаторийской Городской Думой в 1912 году. Обе синагоги спроектированыархитектором А.Л. Генрихом.

В апреле 1911 года было принято решение разобрать старое здание Торговой синагоги, так как она находилась в ветхом состоянии и была слишком мала и уже не могла вместить всех прихожан еврейской общины. Прихожане решили на её месте возвести новую, по проекту городского архитектора Генриха Адама Людвиговича.

В июле 1912 года главная городская еврейская Купеческая синагога была построена и торжественно освещена.

Это было двухэтажное здание из Мамайского камня, с тремя входами, левый вход вёл на второй этаж, на хоры, где молились женщины. По фасаду здание синагоги было украшено полуколоннами и стрельчатыми окнами, двускатная крыша была покрыта красной черепицей. Над входом в центральную часть здания находились каменные скрижали, их фрагменты были обнаружены при археологических исследованиях в 2003году. Внутренний интерьер синагоги был прост: он делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживали настил галереи, шедшей по трём сторонам храма, на уровне второго этажа. Эта галерея была предназначена для женщин еврейской общины. Главное украшение синагоги – алтарь (гехал), где хранились Святые Свитки. Алтарь был украшен резными колоннами располагался на восточной стене зала. Над алтарём светилось круглое окно с рамой в виде шестиугольной звезды Давида.

Перед входом в синагогу был выстроен бассейн (миква) для ритуальных омовений и очищенияи две торговые лавки. Купеческая (или торговая) синагога располагалась вблизи главных крепостных ворот города, где всегда шла бойкая торговля, было множество лавок и базарная площадь.

16 мая 1916 года российский император Николай 2 посетил Евпаторию и был торжественно встречен на вокзале представителями городских властей и депутаций национальных общин города. От имени еврейской общины императора приветствовал Элькинд Шлема Иосифович. Царский кортеж останавливался у стен еврейской синагоги, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью». «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской улице,
мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”»

После гражданской войны главная синагога была действующим храмом в Евпатории, а 12 декабря 1922 года она была официально передана по договору с Исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов « в бесплатное пользование» еврейской общине города. По описи имущества, кроме каменного двухэтажного здания в комплекс синагоги входили миква, сарай для топлива и двор. В самой синагоге находилось 98 деревянных скамей, шкаф с книгами религиозного содержания, два стола для чтения Торы, деревянный амвон и киот, шойфор из бараньего рога и никелевый подсвечник (минора) для ханукальных свечей.

После крымского землетрясения 1927г. по стенам синагоги были замечены трещины и решено было провести ремонт. В 1929 году синагога была закрыта, и её здание изъято из пользования еврейской общины и передано клубу кустарей. В тридцатых годах здание передают Евпаторийскому пивному заводу, который полностью перестраивает его под складские помещения и использует его как склад до начала 90-х годов. Так здание Купеческой синагоги окончательно потеряло свой первоначальный облик и считается не сохранившимся.

Сейчас проводятся работы по возрождению евпаторийской старины по экскурсионному маршруту «Малый Иерусалим». Городские власти планируют отреставрировать это замечательное творение архитектора Генриха А. Л. Архитектурным управлением города Евпатории разработан и утверждён «Проект перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской»

Сейчас в городе остаётся действующей только Синагога «Егие Капай», принадлежащая городской Еврейской общине прогрессивного иудаизма. Над входом расположено круглое окно с иудейской шестиконечной звездой. Выше окна вырезаны в камне библейские символы: стилизованное изображение Ковчега и скрижалей с десятью библейскими заповедями. Синагога «Егие Капай» (ремесленная синагога) является архитектурным историческим памятником культуры двадцатого века.

Общественная организация «Сохнут» находится по адресу ул. 60-лет ВЛКСМ, 30. тел. 5-66-80.

Общественная организация «Хэсэд Шолом» находится по адресу ул. 9 Мая, 53, 1 этаж. тел. 4-24-07 , тел. 4-24-06

Как позвонить в Евпаторию?

Если вы звоните из Украины , то набираете 8-06569 — и номер телефона

Если вы звоните из Другой страны, то набираете 8-10-38-06569- и номер телефона.

July 8th, 2014 , 10:33 pm

Продолжаем рассказ о Евпатории. В этой записи покажу синагогу Егия-Капай и просто ряд симпатичных евпаторийских улочек.

Вход в старый город - крепостные ворота Одун-Базар Къапусы. Они были построены в 15-ом веке, однако в сентябре 1959 года были полностью разрушены. То, что мы видим сейчас - это восстановленная имитация, возведённая в 2003 году. Рядом с воротами располагается небольшой крымскотатарский культурно-развлекательный комплекс (в воскресенье, когда мы возвращались, я посетил ресторан «Джеваль» и попробовал местные чебуреки, ещё расскажу); видимо, именно поэтому слева можно увидеть крымскотатарский флаг.
-1-

В старой части Евпатории на относительно небольшой площади соседствуют религиозные памятники/комплексы совершенно разных религий: тут и синагоги, и караимские кенассы, и мечеть, и православные храмы, и армянская церковь. Недаром экскурсионный маршрут, знакомящий с центром Евпатории, называется «Малый Иерусалим ». Разумеется, посетить всё за пару часов не было никакой возможности, но нужно ж было и оставить что-нибудь на другие визиты...

На фотографии - улица Караимская. В отличие от одноимённой улицы Симферополя, здесь она является пешеходной.
-2-

Здание т. н. «Купеческой синагоги» (недействующей).
-3-

Одна из улочек старого города.
-4-

Ещё раз Караимская улица.
-5-

А вот и вид сбоку на действующую синагогу Егия-Капай. Так сразу и не скажешь, что это синагога...
-6-

Здание было построено в 1911-12 годах.
-7-

Главный вход. Центральная дверь предназначена для мужчин; женщины заходят через боковые двери.
-8-

Несколько фотографий интерьера синагоги.
-9-

Рядом с синагогой располагается кафе-музей еврейской кухни «Йоськин кот». Не проверял, но пишут, что вай-фай здесь бесплатный:).
-15-

Ещё одно фото синагоги.
-16-

Теперь просто несколько улочек.
-17-

Красивое здание - Дом Дувана (Семён Эзрович Дуван - городской голова Евпатории в предреволюционные годы), построенный в 1908 году.
-19-

«Сердце» самого детского крымского курорта, где проходят экскурсии – Малый Иерусалим, место с расположенными религиозными святынями разных народностей, населяющих Крым. Одна из них – синагога Егия Капай. В Евпатории – это центр религиозной жизни здешних евреев и своеобразное архитектурное строение, привлекающие путешественников.

Где находится Егия Капай на карте Евпатории?

История становления синагоги

Приток евреев в Крым произошел после окончания , когда во многих городах полуострова начались постройки школ для детей еврейских общин и синагог. В Евпатории до 1911 г. не было уголка, где они собирались бы для совместной молитвы. Местные ремесленники, исповедующие иудаизм, начали жертвовать средства на возведение сакрального здания. Городская дума также оказала финансовую поддержку строительства. Через год, в 1912 г., появилась в городе Евпатория синагога Егия Капай. Тогда же совершилось ее торжественное открытие.

Существует версия, что наименование «Егия Капай» произошло от названия общества ремесленников, которые жертвовали средства на возведение и непосредственно участвовали в нем. А в народе говорят, что это «ремесленная» синагога.

До 1930-х гг. еврейское сообщество Евпатории жило спокойно, в будни каждый занимался каким-то ремеслом, а в субботу и праздники собирались на общественный молебен. Но с приходом большевиков настали тяжелые времена – коллективизация, борьба с религией. События эти повлекли за собой ликвидацию еврейских учреждений и организаций. В это время закрыли и описываемое в нашей статье учреждение. В дальнейшем оно использовалось как продовольственный склад.

Второе открытие синагоги

В 1998 г. при синагоге вновь собралась община. Восстановительные работы начались в 1999 г. при поддержке Всемирного Союза Прогрессивного Иудаизма.

Сначала занялись внешним обликом – ремонтом крыши, вставлением окон, тогда на главном фасаде появилось окошко с древним символом – звездой Давида. К юбилею (2500-летию) открыли главный входной портал, а на дверном косяке укрепили мезузу (свиток с молитвой, к которой при входе прикасаются – дань уважения этому месту). Несмотря на открытие, внутренние работы продолжались – покраска полов, стен и потолков, восстановление балюстрады балконов.

В 2008 г. установили специальное хранилище для свитков Торы – Арон Кодеш. Его изготовили согласно и традициям евреев. Сегодня в синагоге Егия Капай укреплены памятные таблички, где записаны имена людей и названия организаций, помогающих в восстановлении святыни.

Архитектура храма и внутреннее устройство

Посетив Малый Иерусалим, туристы восхищаются архитектурой синагоги Егия Капай, возведенной в виде базилики, состоящей из трех ярусов. Кладка стен выполнена из желтого известняка, а швы выполнены в технике «пустошовки», благодаря которой образуются резкие линии тени. Высота строения – 14 метров. В синагогу ведут несколько входов – один центральный и два боковых. Через последние проходят представительницы прекрасного пола на балконы (в иудаизме женщины и мужчины молятся отдельно).

При строительстве синагог соблюдают традицию размещения синагогального ковчега со стороны, обращенной к Израилю. В Егие Капай он представляет собой многометровую конструкцию в виде шкафа (упомянутый выше Арон Кодеш, установленный в 2008 г.), размещенный на возвышении (биме). Проектом конструкции и установкой занимался Ф. Шаповалов – человек, приложивший много усилий в восстановлении и благоустройстве объекта.

В центре здания в два ряда стоят скамейки, поэтому большую часть времени иудеи молятся сидя, а встают лишь в определенные моменты чтения священных книг.
Перед Ароном Кодешем, на биме, размещен стол для прочтения Торы, Танаха и других изданий. Для удобства верхняя часть столика немного наклонена.

В Егие Капай есть миква – бассейн, похожий на баптистерий в православном храме и служащий для ритуального омовения. Она имеет важное значение для евреев, это своего рода атрибут, без которого община не представляет свое существование. Здесь происходит важное событие – очищение от ритуальной нечистоты.

Наши дни

Проходят века, Егие Капай в Евпатории все так же принимает гостей. Сюда едут отдохнуть, посетить местные достопримечательности, сделать фото, в том числе и на фоне синагоги в . Сейчас реставрация завершена, территория облагорожена. «Костяк» тут состоит из 70 человек.

Здесь в 2012 г. открылся еврейский культурно-этнографический центр, где проводятся мастер-классы по таким направлениям ремесла, как гончарство, мыловарение и чеканка. Для посетителей на территории открыто кафе-музей кошерной кухни с интересным названием «Йоськин кот». Повара его готовят традиционные блюда израильтян.

Как добраться (доехать)?

Добираются сюда от остановок «Центральный рынок», «ул. Больничная», «улица Караева» или «Пансионат Орбита». Городской транспорт, ходящий тут – трамваи, маршрутки и автобусы.

На машине самостоятельно доехать до этой нетрудно так:

Адрес, официальный сайт, график работы

  • Адрес: улица Просмушкиных, 34, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.198556, 33.376449.
  • Телефон: +7-978-090-34-44.
  • Официальный сайт: https://vk.com/egiya_kapaj
  • Режим работы (время): с 11:00 до 19:00, суббота – выходной.

В Егие Капай, как говорят отзывы туристов Евпатории и , нет суеты, везде чисто, много цветов. Те, кого интересует культура и быт разных национальностей, с удовольствием посещают музей, где хранятся реликвии далекого прошлого. Тут же можно купить Красную нить, в сувенирном ларьке. Для желающих предоставляется экскурсовод, проводящий и рассказывающий подробно о вере и традициях этого многострадального народа. В заключение, как обычно, вашему вниманию видео-ролик, приятного просмотра!

Неудивительно, что в исторически многонациональной Евпатории, ранее именовавшейся Гезлёвом, есть своя синагога – Егия-Капай. Построенная в 1912 году, она пережила немало вместе с городом и народом, на общественные деньги построившим храм. И сегодня по праву считается достопримечательностью любимого многими курорта.

От святого места до конюшни: путь длиною в тридцать лет

С инициативой возвести синагогу евпаторийские евреи вышли в 1911 г. Средства на её постройку собирали всей общиной, большую часть которой составлял рабочий люд. Потому позже церковь местные жители будут именовать ремесленной.

Первая служба здесь прошла спустя год после начала строительства. Грянувшая затем революция, казалось, не коснулась Егия-Капай. Атеистические убеждения, господствовавшие в тогдашнем обществе, докатились до её стен лишь в 1930-м, когда синагогу всё-таки закрыли, а внутреннее убранство и предметы культа были разграблены или уничтожены. Во время фашистской оккупации молитвенный дом немцы и вовсе отдали под стойбище лошадей.

Чем порадует туристов дом под звездой Давида?

В архитектурном плане еврейская церковь в Евпатории построена по всем правилам иудаизма – прямоугольная, с чередованием узких и широких ярдов кладки, украшенная, как и положено, шестиконечной звездой в круглом окне над входом.

Во дворе синагоги Егия-Капай работает этнографический музей, где можно познакомиться с культурным наследием нации. С её гастрономическими пристрастиями – в небольшом ресторанчике кошерной кухни. На территории также функционирует сувенирная лавка.

Дополнительно

Крым, г. Евпатория, ул. Просмушкиных, 34

Описание

Здание Главной еврейской синагоги Евпатории находится около Крепостных ворот. Сегодня это серое одноэтажное сооружение. Это и есть синагога - вернее, то, что от неё осталось. Когда-то она была полностью двухэтажной (странная башенка - остаток несохранившегося второго этажа). Красивое строение, возведённое по проекту известного архитектора Адама Генриха, радовало глаз не только членов иудейской общины, но и всех горожан.

Синагога на этом месте располагалась издавна. Но к началу XX века скромное, обветшавшее здание уже перестало отвечать потребностям верующих. Поэтому члены общины решили старую постройку разобрать, а на её месте возвести новую, более удобную и просторную. Прежнее сооружение снесли в апреле 1911 года. Спустя два месяца состоялась закладка нового здания, а всего через год, в июле 1912-го, Главная синагога Евпатории была торжественно освящена. Неофициально её называли ещё Купеческой, иногда - Торговой. Тому были свои причины.

Купеческая - это потому, что её построили на свои деньги местные купцы I и II гильдий (в отличие, например, от Ремесленной синагоги Егия-Капай, которую возвели для своих нужд ремесленники). Конечно, купцы были людьми более состоятельными, чем их единоверцы-ремесленники. Поэтому Купеческая синагога оказалась просторнее, вместительнее, богаче. Ну а Торговой её звали из-за близости к торгу, то есть рынку, который располагался у Крепостных ворот.

В период Гражданской войны и некоторое время по её окончании синагога оставалась во владении еврейской общины и была действующей. Затем советская власть национализировала здание и запретила богослужение. Однако в начале 1920-х годов верующим удалось добиться передачи им храма. Здание вновь начали использовать по его прямому назначению. Но это длилось недолго. В 1929 году Главную синагогу закрыли. В её стенах разместился клуб кустарей. Но и в этом качестве здание просуществовало всего несколько лет. В начале 1930-х его новым собственником стал Евпаторийский пиво-безалкогольный завод. На протяжении шести десятилетий это предприятие использовало здание синагоги в качестве складского помещения. При этом его настолько изуродовали различными переделками и перестройками, что в нём уже трудно узнать когда-то красивый храм.

В рамках проводящихся нынче масштабных работ по возрождению евпаторийской старины, в частности и Малого Иерусалима, планируется отреставрировать замечательное творение архитектора А. Генриха, придать Главной синагоге первоначальный вид. Во всяком случае, уже разработан и утвержден "Проект перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской" - он вывешен на фасаде здания.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...