Экономическая политика красных и белых. план-конспект урока по истории (9 класс) на тему Экономическая политика белых


Урок 3: Экономическая политика красных и белых.

Цель урока: повторить основные события Гражданской войны;

Изучить содержание экономической политики красных и белых.

Ключевые знания: основные мероприятия и суть политики военного коммунизма; экономические программы белого движения.

Внутрипредметные и межпредметные связи : курс всеобщей истории

Ключевые понятия: военный коммунизм, продразвёрстка.

Характеристика основных видов деятельности: объяснять значение понятия политики военного коммунизма. Характеризовать эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства; сравнивать политику красных и белых.

Формируемые УУД : регулятивные, познавательные.

Работа с историческими источниками:

Чтение и комментирование отрывков:

  • из Декрета СНК «О порядке всеобщей трудовой повинности», учебник стр.119;
  • из письма Н.К.Крупской наркому Внутренних дел Г.И.Петровскому, учебник стр.120
  • Сообщения по земельному вопросу правительства Врангеля, учебник стр.122

Образовательная среда:

  1. Учебник для 9 класса А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI вв. – М.: Просвещение, 2014;
  2. карта “Гражданская война и интервенция в России”.

Учащиеся заранее разделены на группы и получали задание подготовить исторические портреты А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе.

Ключевые вопросы:

  1. Политика военного коммунизма.
  2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма.
  3. Экономическая политика белых.
  4. Реформаторская деятельность Врангеля.

Подготовка урока: класс предварительно делится на группы.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводно-мотивационная беседа.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами выяснили причины, дали характеристику основным этапам гражданской войны.

  • Изучили основные события на фронтах гражданской войны, рассмотрели альтернативы развития России;

Цель урока :

Повторить основные события Гражданской войны;

  • проанализировать и сравнить экономические программы основных участников Гражданской войны;
  • раскрыть причины поражения белых и победы красных.
  1. Повторение изученного материала.

Учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу.

Карточка № 1 “Восточный фронт”.

1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба “верховного правителя России”?

2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте.

Карточка № 2. “Южный фронт. Разгром Врангеля”.

1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле.

2. Составьте хронологию событий на Южном фронте.

Карточка №3. “Поход на Петроград. Война с Польшей”.

1. Расскажите Н.Н. Юдениче.

2. Составьте хронологию событий.

Чем закончились выступления Н.Н. Юденича и война с Польшей?

Карточка № 4. “Красные”.

1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском.

2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны.

Сделайте общий вывод : Каковы итоги военных действий на фронтах гражданской войны? История не любит сослагательных наклонений, тем не менее предположите, как развивалась Россия, если бы победили “белые”

1. Изучение нового материала.

Задание классу : по ходу объяснения нового материала заполнить схемы.

  1. “Экономическая политика: красные”

Заполнить схему: “Политика военного коммунизма”.

Любыми путями стремились добиться власти и полного уничтожения противника. Противостояние было не только на фронтах, но и во многих других аспектах, в том числе и в экономическом секторе. Прежде чем будет проанализирована экономическая политика белых и красных в годы Гражданской войны, необходимо изучить основные отличия двух идеологий, противоборство которых привело к братоубийственной войне.

Основные аспекты экономики красных

Красные не признавали частной собственности, отстаивали убеждение того, что все люди должны быть равными как в правовом, так и социальном плане. Для красных царь был не авторитет, богатство и интеллигенцию они презирали, а рабочий класс, по их мнению, должен был стать ведущей Религию красные считали опиумом для народа. Церкви разрушались, верующие беспощадно истреблялись, атеисты были в почете.

Убеждения белых

Для белых государь-батюшка, безусловно, был авторитет, имперская власть - основа правопорядка в государстве. Они не только признавали но и считали ее основной вехой благосостояния страны. Интеллигенция, наука и образование были в почете.

Белые не представляли себе Россию без веры. Православие - основа основ. Именно на нем базировались культура, самосознание и процветание нации.

Наглядное сравнение идеологий

Не могла не привести к противостоянию полярная политика красных и белых. Таблица наглядно демонстрирует основные различия:

Социальная, культурная и экономическая политика белых и красных имела своих сторонников и ярых врагов. Страна разделилась. Половина поддерживала красных, другая - белых.

Политика белых в годы Гражданской войны

Деникин мечтал о том дне, когда Россия вновь станет великой и неделимой. Генерал считал, что с большевиками нужно бороться до конца и в итоге полностью их уничтожить. При нём была принята «Декларация», которая сохраняла за собственниками право на землю, а также предусматривала обеспечение интересов трудового народа. Деникин отменил указ о хлебной монополии, а также разработал план «Земельного закона», согласно которому крестьянин мог выкупить землю у помещика.

Приоритетным направлением в экономической политике Колчака было наделение землей малоземельных крестьян и тех крестьян, у которых вовсе нет земли. Колчак считал, что захват красными собственности - это произвол и мародерство. Все награбленное необходимо вернуть владельцам - фабрикантам, помещикам.

Врангель создал политическую реформу, согласно которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, увеличивались земельные наделы для крестьян-середняков, а также предусматривалось обеспечение крестьян промышленными товарами.

И Деникин, и Врангель, и Колчак отменили большевистский «Декрет о земле», но, как показывает история, не смогли придумать достойную альтернативу. Нежизнеспособность экономических реформ белых режимов заключалась в недолговечности этих правительств. Если бы не экономическая и военная помощь Антанты, белые режимы пали бы гораздо раньше.

Политика красных в годы Гражданской войны

Красные в период Гражданской войны приняли «Декрет о земле», который отменял на землю, что, мягко говоря, не понравилось помещикам, но стало радостным известием для простого народа. Естественно, для безземельных крестьян и рабочих ни реформа Деникина, ни новаторства Врангеля и Колчака не были столь желанными и многообещающими, как декрет большевиков.

Большевики активно проводили политику «военного коммунизма», согласно которой советским правительством был взят курс на полную национализацию экономики. Национализация представляет собой переход экономики из частных рук в государственные. Также была введена монополия на Был национализирован флот. Товарищества, крупные предприниматели в одночасье потеряли собственность. Большевики стремились максимально централизовать управление народным хозяйством России.

Многие нововведения не понравились простому народу. Одним из таких неприятных новшеств стало принудительное введение трудовой повинности, согласно которой запрещался самовольный переход на новую работу, а также прогулы. Были введены «субботники» и «воскресники» - система неоплачиваемого труда, обязательная для всех.

Продовольственная диктатура большевиков

Большевики воплотили в жизнь монополию на хлеб, которую в своё время предложило еще Временное правительство. Был введён контроль со стороны советского правительства за деревенской буржуазией, которая укрывала хлебные запасы. Многие историки подчеркивают, что это была вынужденная временная мера, поскольку после революции страна лежала в руинах, и такое перераспределение могло помочь выжить в голодные годы. Однако серьезные перегибы на местах стали причиной массовой экспроприации всех продовольственных запасов на селе, что привело к сильнейшему голоду и чрезвычайно высокой смертности.

Таким образом, серьезные противоречия имела экономическая политика белых и красных. Сравнение основных аспектов приведено в таблице:

Как видно из таблицы, экономическая политика белых и красных была прямо противоположной.

Минусы обоих направлений

Политика белых и красных в Гражданской войне радикально отличалась. Тем не менее ни одна из них не была на 100% эффективной. Каждое стратегическое направление имело свои минусы.

«Военный коммунизм» критиковали даже сами коммунисты. После принятия этой политики большевики ожидали небывалый рост экономики, но на деле всё оказалось по-другому. Все решения были экономически безграмотными, в результате сократилась люди голодали, а многие крестьяне не видели стимула перерабатывать. Уменьшился выпуск промышленной продукции, наметился спад в сельском хозяйстве. В финансовом секторе создалась гиперинфляция, которой не было даже при царе и Временном правительстве. Людей косил голод.

Большим минусом белых режимов являлась их неспособность провести вразумительную земельную политику. Ни Врангель, ни Деникин, ни Колчак так и не выработали закон, который бы поддержали массы в лице рабочих и крестьян. Кроме того, недолговечность власти белых не позволила им в полной мере реализовать свои планы развития экономики государства.

Методическая разработка урока

по истории в 9 классе

на тему: «Экономическая политика красных и белых»

2015 г.

Аттестуемый педагог: Тормина Александра Вячеславовна

Учебный предмет : история

Учебник : «История России. XX – начало XXI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю. Брандт, 2013 г.

Класс: 9 «А»

Тип урока : комбинированный урок с элементами ТРКМ

Тема урока : «Экономическая политика красных и белых».

Место урока в теме «Россия в годы революции и Гражданской войны» - пятый

Цели урока:

Образовательные:

    Дать определения основным понятиям темы.

    Охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве.

    Изучить экономическую политику белых.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к изучаемому предмету

    Воспитывать у учащихся чувство справедливость и патриотизма

Развивающие:

    Сформировать умение логически правильно излагать материал.

    Развивать умение работать с историческими источниками.

    Развивать умение анализировать полученный материал и выявлять причинно-следственные связи явлений.

Оборудование : компьютерная презентация, раздаточный материал (программы красных и белых), учебник.

План изучения нового материала.

    Политика «военного коммунизма»

    Сельское хозяйство в период «военного коммунизма»

    Реформаторская деятельность П.Н. Врангеля

Основные понятия : «военный коммунизм», продразверстка, трудовая повинность.

Ход урока.

    Организационный момент.

Цель: актуализация полученных знаний, формирование мотивации к изучению нового материала.

«Верно ли что…»

Если утверждение верно, ставим знак «+», если неверно – знак «-».

    Верно ли, что власть большевиков устанавливалась преимущественно военным путем?

    Верно ли, что большевики создали абсолютно новое государство?

    Верно ли, что население в большинстве случаев поддерживало политику белых?

    Верно ли, что политика белых была установлена в центральных районах страны?

    Верно ли, что красные проводили свою экономическую политику в годы гражданской войны?

    Верно ли, что экономическая политика красных получила название «военный коммунизм»?

Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

Вопрос: Какие понятия темы вам не знакомы?

Цель: повторение изученного материала. Выполнение первого задания.

Ответы учащихся, и выделение нового, неизученного материала.

Ответы учащихся.

    Стадия: осмысление

Цель : изучить основные понятия темы, охарактеризовать сущность политики «военного коммунизма».

Прием: кластер

Учащимся предлагается поработать с учебником: §16, п. 1 и ответить на вопросы:

    Что такое политика «военного коммунизма»?

    В чем заключается цель политики «военного коммунизма»?

Мероприятия «военного коммунизма»

Составление кластера поможет учащимся изучить первые два вопроса новой темы.

Термин: продразверстка – система заготовок сельскохозяйственной продукции, заключающаяся в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды)

Экономическая политика белых.

По ходу рассказа учителя учащиеся составляют концептуальную таблицу.

Линии сравнения

А.В. Колчак

А.И.Деникин

П.Н. Врангель

Аграрный вопрос

Наделить землей безземельных и малоземельных крестьян

Ограничение крупного помещичьего землевладения, увеличение земельных наделов середняков

Отношение к Декрету о земле СНК

Аннулирование земельных приобретений крестьян на основе данного Декрета

Итоги аграрной политики

Произошедшее перераспределение земли между крестьянами не закреплялось

Земля возвращалась помещикам, а решение аграрного вопроса откладывалось до окончания войны

Создание волостных и сельских общин, автономия казачьих земель


Для составления таблицы предлагается заслушать рассказ учителя и изучить документ на стр. 124: фрагмент «из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля»

Цель: выявить новые понятия, выделить мероприятия политики «военного коммунизма».

Учащиеся работают с учебником. Изучают текст §16 (п.) и отвечают на вопросы учителя.

Ответы учащихся:

    «Военный коммунизм» - социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны.

    Цель – сконцентрировать все силы для победы над противником (белыми).

Учащиеся с помощью учителя составляют кластер для систематизации нового материала.

Стр. 120 фрагмент «Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 года»

(Приложение 1)

Составляют концептуальную таблицу и изучают фрагмент документа на стр. 124 «Из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля»

(Приложение 2)

    Рефлексия

Цель: подвести итог урока.

Учащимся предлагается выполнить задание.

О причинах поражения белых и победы красных спорили современники событий, спорят и историки. Называют, в частности, следующие факторы. Белые не смогли предложить народу привлекательной программы; преодолеть внутренние противоречия; остановить моральное разложение армии и тыла; удержаться от жестокого обращения с населением, террора. Красные имели признанного лидера; занимали выгодное военно-стратегическое положение; смогли в конечном счете привлечь на свою сторону крестьянство; превратили страну, в том числе методом террора, в единый военный лагерь.

Задание : расставьте эти факторы в порядке их значимости. Объясните мотивы вашего решения.

Цель: осознание своей деятельности, закрепление изученного материала.

Выполнение поставленного задания

    Домашнее задание

§16, вопросы на стр. 124 – 125

Стр. 125, задание №2 - устно

И/з: сообщение «П.Н. Врангель – лидер белого движения»

Приложение 1.

Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 г. ( учебник стр.120)

1. В порядке трудовой повинности осуществить... привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению - независимо от постоянной работы по роду занятий - различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п. ...

5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности...

Вопросы и задания к документу:

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали ее выполнение?

Приложение 2.

Из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля (учебник стр. 124)

Сущность земельной реформы... проста… Земля – трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль… опирается на два основных стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли. Казенные и частновладельческие.

За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее… Плата за отчуждаемую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас… Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних ее владельцев, расчет с которыми Правительство признает обязательным.

Вопросы и задания к документу.

    Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля?

    Чем она отличается от аграрных преобразований, проведенных большевиками?

Великая Октябрьская революция отнюдь не является последним этапом становления большевистского режима в России. Участники Белого движения, даже будучи разбитыми на Родине, продолжали бороться с большевиками из-за рубежа. Борьба красных и белых длилась вплоть до 30х годов XX века, и у сторонников монархии были бы все шансы победить, будь идеология белогвардейского движения хоть немного более четкой, а сама Белая гвардия - более сплоченной.

Значительный вклад в успех большевиков внесли политики - Ленин, Троцкий и другие - тщательно проработавшие идеологический фундамент, на котором и был возведен Советский союз. Четко прописанные, качественные лозунги, умелые ораторы, отлично организованная пропаганда оказали на население влияние, обеспечившее победу революции. Белые же, будучи в большинстве своем представителями военной интеллигенции, не были хорошими политиками. Разобщенность и отсутствие ясной идеологической платформы сыграли свою роль - медленно, но верно белое движение сдало свои позиции.

Экономическая политика белых и красных

Однако, если в качестве примера проанализировать ту же экономическую политику, проводимую красными и белыми, становится ясно, что действия большевиков полностью расходились с их словами. И, как это ни парадоксально, именно экономическая политика белых была основана на раздаче земель и хлеба малоимущим слоям населения. Так, в 1919г. по инициативе Деникина была принята "Декларация о земле", защищавшая интересы трудящихся и сохранявшая право собственников на их землю. Он же отменил хлебную монополию Временного правительства и подготовил проект "Земельного закона" по которому крестьяне могли выкупать некоторое количество земли у помещиков.

Не отставали от него и Колчак с Врангелем. Экономическая программа Колчака включала в себя раздачу земли беднякам, возврат земель их прежним хозяевам и решение земельного вопроса, возникшего вследствие роста населения при Николае II. Политика Врангеля, в свою очередь, была ориентирована на зажиточное крестьянство. Ее основной являлась земельная реформа, целью которой были ограничение земельных наделов крупных помещиков, увеличение земель, принадлежащих средней крестьянской прослойке, и поддержка свободной рыночной торговли.

Красные же, обещавшие землю крестьянам, а фабрики - рабочим, начали свое правление введением "военного коммунизма", продразверсткой (реквизицией зерна у крестьян) и повсеместной национализацией предприятий. За военным коммунизмом последовали НЭП с уничтожением остатков зажиточных слоев общества и коллективизация, в период которой большевики перешли к политике раскулачивания .

Впрочем, не всегда политика большевиков била по благополучию населения страны. Так, например, новое правительство, стремясь поддержать коллективные хозяйства, выделило огромные средства на ссуды и кредиты. К сожалению, такая финансовая политика государства не привела к росту производительности: большая половина средств, выделенных из бюджета, осела в карманах чиновников.

Конечно, утверждать, что в случае победы белых все было бы значительно лучше - заведомо бессмысленно. Неизвестно, как сложилась бы судьба России, если бы белогвардейское движение одержало победу. Ясно одно: в истории, как и в жизни, не бывает ни плохих, ни хороших. Есть проигравшие и победившие - и именно последние историю и пишут.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Тема «Гражданская война»

Да/нет 1. ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ СТАЛО ИГНОРИРОВАНИЕ БОЛЬШЕВИКАМИ НОРМ ДЕМОКРАТИИ И РАЗГОН УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ? 2.В ряды красной армии вошли рабочие, большевики, зажиточные крестьяне? 3. Начало гражданской войны связывают с выступлением чехословацкого корпуса? 4. м.ф.фрунзе, с.м.буденый, м.н.тухачевский были представителями красной армии? 5. С именем м.н.тухачевского связано наступление на петроград в мае 1919 г.? 6. В годы гражданской войны был период интервенции со стороны таких стран как сша, англия, франция, румыния, германия?

7 . ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КРАСНОГО ДВИЖЕНИЯ? А.Ф.КЕРЕНСКИЙ л.г. корнилов М.В.ФРУНЗЕ с.м.буденый

8. С какой исторической личностью был связан город омск в годы гражданской войны?

Ответы: 1. да 2. нет 3. да 4. да 5. нет 6.М.В. ФРУНЗЕ, С.М.БУДЕНЫЙ 7. а.в.колчак

Тема урока: Экономическая политика красных и белых § 16

«военный коммунизм» - экономическая политика Советского государства в условиях хозяйственной разрухи и Гражданской войны 1918 - 1920 гг. - мобилизация всех сил и ресурсов на оборону.

Мероприятия в рамках политики «военного коммунизма»: 1. Национализация всех отраслей промышленности

3. Запрет частной торговли; 4. ОТМЕНА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ, ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5. « Главкизм », т.е. сверхцентрализация управления про­мышленностью. Управление национализированными пред­приятиями осуществлялось Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ)

СТР.120 РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

6. Роспуск комбедов

2. Письма крестьян м. А. Спиридоновой 1918 г. (Извлечения) Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России: «Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делают попытку улизнуть, того принимали в плети». Или из другого письма: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, чтобы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по несколько недель не ложились на спину. Взяли у нас всё дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить.»<...> Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли, – не было достаточно семян, у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии…, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится? Всё сельское общество тебе земно кланяется». Из четвёртого: «Взяли нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность современной экономики, экономический рост....

Методическая разработка учебной темы "Экономические системы" на различных ступенях экономического образования школьников

Презентация....

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Выбор редакции
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...

«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...
Тема: «Чудеса из бисера» Цель : Познакомиться с историей бисера, и различными техниками работы с ним. Изучить понятие «монополия»....
Урок 3: Экономическая политика красных и белых. Цель урока: повторить основные события Гражданской войны; Изучить содержание...
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...
Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...