Этапы жизни Григория. Типическое и индивидуальное. Сочинение на тему: Путь исканий Григория Мелихова в романе Тихий Дон, Шолохов Жизненный путь григория мелихова


Михаил Шолохов... Он знает самые за-

таенные движения человеческих душ и с

большим мастерством умеет показывать

это. Даже самые случайные его герои,

жизнь которых началась и закончилась на

одной и той же странице, надолго остают-

ся в вашей памяти.

В.Я. Шишков

М. Шолохова мы по праву можем назвать летописцем советской эпохи, ее исследователем, ее певцом. Он создал целую галерею образов, которые по силе своей выразительности и художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами передовой литературы.

«Тихий Дон» - роман о судьбах народа в переломную эпоху. Это и принципиальная авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелихова, главного героя романа, складываются у Шолохова в единство исторической правды народа на пути строительства новой жизни. Проследив тернистую тропу жизненных исканий Григория, можно понять, как самому Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего главного героя.

В начале повествования молодой Григорий- настоящий казак, блестящий наездник, охотник, рыболов и усердный сельский труженик- вполне счастлив и беззаботен. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его в первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году. Отличаясь исключительной храбростью, Григорий быстро привыкает к кровопролитным сражениям. Однако от братьев по оружию его отличает чувствительность ко всякому проявлению жестокости. К любому насилию над слабыми и беззащитными, а по мере развития событий - еще и протест против ужасов и нелепостей войны. По сути дела, он всю свою жизнь проводит в чужой для него среде ненависти и страха, ожесточаясь й с отвращением обнаруживая, как весь его талант, все его существо уходит в опасное мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть дома, в семье, среди любящих его людей.

Вся эта жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому взглянуть на жизнь: в госпитале, где он находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды появляются сомнения в преданности царю, отечеству и воинскому долгу.

В семнадцатом году мы видим Григория в беспорядочных и мучительных попытках хоть каким-то образом определиться в это «смутное время». Он ищет политическую истину в мире стремительно меняющихся ценностей, руководствуясь чаще внешними признаками событий, чем их сутью.

Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят на его любимый Дон, творя грабежи и насилие, он борется с ними с холодной яростью. И опять поиски Григорием истины не находят ответа. Они превращаются в величайшую драму человека, совершенно потерявшегося в круговороте событий.

Глубинные силы души Григория отталкивают его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И когда он узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он может бороться за то, что ему дорого, за то, что он любил и лелеял всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы подогреться всякий, и до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В последнем томе романа разжалование как следствие неподчинения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение белой армии доводят Григория до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и героически воюет с поляками, желая очиститься этим от своей вины перед большевиками. Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что он завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...»

Однажды ночью под угрозой ареста, а следовательно и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. Аксинья обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели и рыдает: «Лучше убей, но не бросай опять!» Упросив сестру взять детей, он и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу этой женщины при мысли, что она снова рядом с Григорием. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Когда они находят укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.

Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено...»

Скрываясь неделями в лесной чаще, Григорий испытывает все более сильное желание «походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать...». Он возвращается в родной хутор.

Трогательно описав встречу Григория с сыном, Шолохов заканчивает свой роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Григорию недолго оставалось наслаждаться этой радостью. Очевидно, что он вернулся, чтобы погибнуть. Погибнуть от коммунистической необходимости в лице Михаила Кошевого. В романе, полном жестокости, казней и убийств, Шолохов мудро опускает занавес над этим последним эпизодом. А между тем перед нами промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая, целая человеческая жизнь. Жизнеописание Григория у Шолохова довольно объемно. Григорий жил, в полном смысле этого слова, когда его жизненная идиллия ничем не нарушалась.

Он любил и был любим, он жил необыкновенной мирской жизнью на родном хуторе и был доволен. Он всегда старался (поступать правильно, а если нет- что ж, каждый человек имеет право на ошибку Многие моменты жизни Григория в романе - это своеобразные «уходы» от событий, которые непосильны его разуму. Страстность исканий Григория сменяется чаще всего возвратом к себе, к естественной жизни, к своему домашнему очагу. Но в то же время нельзя сказать, что жизненные искания Григория зашли в тупик, нет. У него была настоящая любовь, и судьба не обделила его возможностью быть счастливым отцом. Но Григорий был вынужден постоянно искать выход из создавшихся трудных положений. Говоря о нравственном выборе Григория в жизни, нельзя однозначно сказать, всегда ли его выбор был действительно единственно верным и правильным. Но он почти всегда руководствался своими собственными принципами и убеждениями, пытаясь найти лучшую долю в жизни, и это его стремление не было простым желанием «жить лучше всех». Оно было искренним и затрагивало интересы не только его самого, но и многих близких ему людей, в частности любимой женщины. Несмотря на бесплодные устремления в жизни, Григорий был счастлив, хотя и очень недолго. Но и этих недолгих минут так необходимого счастья было достаточно. Они не пропали зря, как не зря прожил свою жизнь Григорий Мелехов.

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.

Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова многомерен. Эта многомерность сказывается:

1. в композиции – переплетении различных сюжетных пластов повествования: судьба мастера и история его романа, сюжет о любви мастера и Маргариты, судьба Ивана Бездомного, действия Воланда и его команды в Москве, библейский сюжет, сатирические зарисовки Москвы 20-х – 30-х годов;

2. в многотемье – переплетении тем творца и власти, любви и верности, бессилия жестокости и силы прощения, совести и долга, света и покоя, борьбы и смирения, истинного и фальшивого, преступления и наказания, добра и зла и т.д.;

Герои М.Булгакова парадоксальны: они – бунтари, стремящиеся обрести покой. Иешуа одержим идеей нравственного спасения, торжества правды и добра, счастья людей и бунтует против несвободы, грубой власти; Воланд, обязанный в качестве Сатаны вершить зло, последовательно творит справедливость, смешивая понятия добра и зла, света и тьмы, что подчёркивает порочность общества и земной жизни людей; Маргарита бунтует против обыденной реальности, своей верностью и любовью разрушая и преодолевая стыд, условности, предубеждения, страх, расстояния и времена.

Кажется, что дальше всех от бунта мастер, ведь он смиряется и не борется ни за роман, ни за Маргариту. Но именно потому он и не борется, что он – мастер; его дело – творить, и он сотворил свой честный роман вне всякой корысти, карьерной выгоды и здравого смысла. Его роман и есть его бунт против «здравого» представления о творце. Мастер творит векам, вечности, «хвалу и клевету приемлет равнодушно», точно по А.С.Пушкину; ему важен сам факт творчества, а не чья-то реакция на роман. И всё же мастер заслужил покой, но не свет. Почему? Наверное, не за то, что отказался от борьбы за роман. Возможно, за то, что отказался от борьбы за любовь (?). Параллельный ему герой Ершалаимских глав Иешуа боролся за любовь к людям до конца, до смерти. Мастер – не Бог, а всего лишь человек, и как всякий человек – в чём-то слаб, грешен… Лишь Бог достоин света. А может быть, покой – именно то, что больше всего необходимо творцу?..

Ещё роман М.Булгакова – о бегстве от обыденной реальности или о преодолении её. Обыденная реальность – это и жестокий в своей неправедности режим Кесаря, попирающий совесть Пилата, воспроизводящий доносчиков и палачей; это и фальшивый мир Берлиозов и окололитературных кругов в Москве 30-х годов; это и пошлый мир московских обывателей, живущих выгодой, корыстью и сенсациями.

Бегство Иешуа – это обращение к душам людей. Мастер ищет ответы на повседневные вопросы в далёком прошлом, тесно связанном, как оказалось, с настоящим. Маргарита поднимается над бытом и условностями с помощью любви и чудес Воланда. Воланд разделывается с реальностью с помощью своей дьявольской силы. А Наташа и вообще не хочет возвращаться в реальность из потустороннего мира.

Ещё этот роман – о свободе. Не случайно герои, освободившиеся от всяческих условностей и зависимостей, получают покой, а несвободный в своих действиях Пилат терпит постоянную пытку беспокойством и бессонницей.

В основе романа – мысль М.Булгакова о том, что мир во всей своей многогранности един, целостен и вечен, и частная судьба любого человека любого времени неотрывна в нём от судеб вечности и человечества. Этим и объясняется многомерность художественной ткани романа, объединившей все пласты повествования одной идеей в монолитное цельное произведение.

В финале романа все герои и темы сходятся на лунной дороге, ведущей к вечному свету, и спор о жизни, продолжаясь, переходит в бесконечность.

Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).

В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Как позднее поймёт читатель, это один из фрагментов книги мастера, которую клянёт Массолит, но хорошо знает Воланд, пересказавший этот эпизод. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами», и будет прав. В Евангелиях есть лишь лёгкий намёк на мучения и колебания Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу, а в книге мастера допрос Иешуа представляет собой сложный психологический поединок не только нравственного добра и власти, но и двух людей, двух индивидуальностей.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит негромко, хотя автор и называет его голос «тусклым, больным».

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.

Глаза Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё больше и больше блестят прежними искрами. В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот, Иешуа судит Пилата. Он избавляет прокуратора от головной боли, советует ему отвлечься от дел и погулять (словно врач), журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет на свете».

Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей из неё ласточки. Ласточка – символ жизни, не зависимой от власти кесаря, не спрашивающей у прокуратора, где ей вить, а где не вить гнездо. Ласточка, как и солнце, - союзник Иешуа. Она смягчительно действует на Пилата. С этого момента Иешуа спокоен и уверен, а Пилат тревожен, раздражён от мучительного раздвоения. Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного ему Иешуа: то думает заключить его в крепость, то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит, что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками, недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для спасения слова; «с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял, что Иешуа абсолютно бескомпромиссен, он в бессилии спрашивает у арестанта: «Жены нет?» - словно надеясь, что она бы смогла помочь вправить мозги этому наивному и чистому человеку.

Тема урока : Путь исканий Григория Мелехова.

(по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)

Тип урока – конференция (урок обобщения и систематизации знаний).

Технология: коммуникативная (на этапе подготовки урока – исследовательская).

Цели:

Образовательная: рассмотреть панораму жизни донского народа в трагические моменты истории и отметить, как исторические события отразились на жизни людей на примере героя Григория Мелехова.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой и умение высказывать свои мысли о прочитанном.

Воспитательная : воспитывать любовь к Родине, родному краю и историческому наследию своего народа.

Оборудование: художественные тексты, портреты писателя и главного героя, карта Ростовской области, схема «Путь исканий Григория Мелехова», мультимедийные средства.

Этапы урока :

    Организационный момент: Приветствие, представление специалистов (литературоведы, историки, географы, творческая группа),

    Вступление:

Слово учителя о путешествии;

Стих. «Человеку надо мало» Р. Рождественского.

    Основная часть:

Слово о писателе;

Х. Татарский - собирательный населённый пункт;

О мелеховской семье;

О главном герое;

Воинская служба;

В Первую мировую войну;

В революцию;

Гражданская война;

Участие в Верхнедонском восстании;

У Красных;

В банде Фомина;

Душевная пустота, возвращение домой;

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок - путешествие. Любите ли вы путешествовать? А что происходит с человеком во время путешествия?

Ответ : Встречи интересные, незабываемые; узнавание чего-либо нового, полезного; испытание чувств радости, удивления, восхищения.

Мы совершим виртуальное путешествие, и будут его проводить специалисты. Вы, ребята, попробуете себя в новой роли, в роли историков, литературоведов, географов. Есть у нас и творческая группа: Кабаргин Сергей, Чеботарев Евгений, которые подготовили слайды, видео. Всё для работы начинающих специалистов у нас есть.

Необычность путешествия заключается в том, что это путешествие по замечательной книге и литературным местам. Мы совершим его по жизненному пути и судьбе не только главного героя, но и всего донского казачества, потомками которого мы и являемся.

У нас есть тайный вопрос, на который мы должны будем ответить в конце путешествия: что скрывается под этим кругом? Может, кто-то уже догадался?(ответы учащихся) Этот вопрос будет загадкой, на которую мы ответим в конце урока.

Итак, ребята, а что самое главное в путешествии?

Ответ : Возвращение домой.

Учитель : Конечно же, главное – это дорога домой.

Начинаем работу: слово – литературоведам.

Стихотворение «Человеку надо мало» Р.Рождественский .

Человеку надо мало:

Чтоб искал и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг один и враг один…

Человеку надо мало…

Чтоб тропинка вдоль вела.

Чтоб жила на свете мама.

Сколько нужно ей – жила…

Человеку надо мало:

После грома – тишину,

Голубой клочок тумана,

Жизнь одну. И смерть одну…

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто – то ждал.

Учитель : Ребята вы уже поняли, что путешествие мы совершим с главным героем романа «Тихий Дон» Григорием Мелеховым, а написал это гениальное произведение М.А.Шолохов. И мы отправляемся в путь из родного дома Михаила Александровича, замечательного донского казака, известного писателя и просто человека, влюбленного в свой край! И чем талантливее писатель, тем правдивее его путь.

Географ: Итак, хутор Кружилин. (показ на карте)

Историки: Родился М.А. Шолохов в 1905г. в х. Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа (теперь это Шолоховский район Ростовской области). Детство его прошло в ст. Каргинской: здесь он учился, здесь начал писать свои первые литературные произведения. Отсюда ушел добровольцем на Гражданскую войну.

Потом в мирное время была работа в Москве. В 1926г. Михаил Александрович начинает работать над романом « Тихий Дон», часто приезжая в родные места: х. Кружилин, ст. Базковскую, Вешенскую. В Базках он порою ночи напролет беседовал с Харлампием Ермаковым – прототипом Григория Мелехова, нашего проводника в сегодняшнем путешествии.

Как много общего в судьбе реального казака, Харлампия Ермакова, и литературного героя, Григория Мелехова. Даже в происхождении: у Ермакова бабушка - турчанка, привезенная из Турции дедом - участником войны 1877-1878гг. И поэтому внук – Харлампий был по-восточному смугл, горбонос, станичники прозвали его «цыганом». Это описание в романе соответствует и нашему герою.

Учитель: Следующая остановка нашего путешествия в литературном месте.

Литературоведы: Действие романа начинается в х.Татарском. Это чисто литературный хутор, но он существует в произведении среди реальных хуторов и станиц. Попробуем определить его местонахождение. По Шолохову, х. Татарский – у самого Дона, на берегу «воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону». Дон находится к северу только по отношению к правобережным хуторам. Значит, х. Татарский на правом берегу. Жители старинных хуторов давно спорят о том, какой хутор описан в романе М.А. Шолоховым. Одни говорят, что х. Татарский – это х. Калининский, другие утверждают, что это х. Базковский. И всё же х. Татарский – это собирательный населенный пункт.

Учитель: очень поэтично начало книги.

Литературоведы: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки, и дальше – перекипающее под ветрами воронёной рябью стремя Дона» - вот запевные строки великого романа. Мелеховский курень, стоявший на краю хутора Татарского оказался в самом центре событий мировой и русской истории, так как волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему.

Литературоведы : Среди волн бушующего моря народной жизни писатель выбрал семью Мелеховых. Она не лучше других, но она - из самой глубины, подлинная наследница того, что накоплено было веками, она заключает в себе человеческие духовные богатства. Оттого хорошо в кругу Мелеховской семьи: с ними просто, надёжно, уверенно и интересно, хотя и работать надо с утра до ночи, и неожиданностей немало, и взрывы обжигающие бывают. И в то же время, какое отрадное чувство защищённости, чувство дома!

Литературоведы: Здесь прошли детство и юность главного героя романа. Здесь он рос, мужал, научился растить хлеб, косить сено, стал добрым казаком. Здесь встретил свою первую любовь – замужнюю Аксинью. В этом хуторе завел свою семью, по воле отца, Пантелея Прокофьевича, женился на доброй и порядочной Наталье Коршуновой. Уже перед свадьбой Григорий осознал, что судьба его – Аксинья, и понял, что Наталья – нелюбимая. Поэтому немного прожив с женой, он уходит с Аксиньей в имение Ягодное, что недалеко от х. Татарского. Здесь они нанимаются в работники к богатому помещику Листницкому.

Учитель: А помогите, пожалуйста, историки-географы.

Географы : Имение Ягодное – это тоже вымышленное литературное название, но историки нам говорят, что под этим вымышленным названием подразумевается х. Ясеновка.

Географы: Путешествуем дальше: самое яркое и любимое место казаков – станица Вешенская .

Историки: Ст. Вешенская по праву считается одной из самых старейших и красивых казачьих станиц, берега которой омываются чистыми водами батюшки – Дона. Перенесена она с места разорённой при Петре 1 Чигонацкой станицы и переименована в Вешенскую. Здесь перед службой на верность царю и Отечеству давал присягу Григорий Мелехов.

А перед этим старый казак даёт наставления (заповеди казака): « Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти – надо человеческую правду блюсти. Чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси Бог трогать, и ещё молитву такую знать».

В этих заветах старины есть и гуманные слова об отношении к женщине, и о том, что армия не должна заниматься грабежами и насилием.

Литературоведы : Достойно проводить служивого в армию было делом чести всей семьи, поэтому Пантелей Прокофьевич, проглотив обиду, приезжает в Ягодное к Григорию и привозит справу: две шинели, седло, шаровары, а Григорий очень волнуется: «подходит Рождество, а у него ничего не было готово».

Историки-географы : В канун Первой Мировой войны призвали Григория в императорскую армию. «Со станции Чертково (это старинная станция названа в честь Войскового атамана Михаила Ивановича Черткова и находится на границе Ростовской области и Украины) казаков срочной службы вёз состав, груженный казаками, лошадьми и фуражом на Воронеж, а дальше Западная Украина, где и началась его военная служба. А в скором времени здесь же застала главного героя и начавшаяся Первая мировая война.

(чтение эпизода романа)

Литературоведы : В небольшом западноукраинском городке – Лешнёве суждено было Григорию участвовать в первом бою и впервые убить человека, солдата-австрийца: «Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки…Григорий встретился с австрийцем взглядом - на него мёртво глядели залитые смертельным ужасом глаза. Австриец, медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы».

Это была первая боевая атака, в которой принял участие Мелехов, первый бой и первый убитый им человек – безымянный австрийский солдат.

Литературоведы: Впервые Григорий ощутил всей душой дикую, ужасную нелепость бойни, необходимость убивать людей, которые не принесли ему ни малейшего зла, таких же, как он, вчерашних земледельцев или рабочих. Нелегко было забыть ему тот августовский день…Григорий Мелехов…тяжело перемалывал в себе внутреннюю боль, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дрёме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решётки.

Это была «тяжелая наука войны», после которой герой мужает и становится храбрым воином, защитником Отечества.

Литературоведы : Война продолжается. В одном из боев раненый Григорий спасает жизнь офицера-командира, за что и был он представлен к награде – Георгиевскому Кресту.

Историки:

Здесь же, на войне, впервые он услышал о несправедливости существующего строя. Всё чаще звучала мысль о свержении царского правительства. И хотя Область Войска Донского жила автономно, а казаки были свободными людьми, но у Григория появились первые сомнения. Вспомнил он и беседу с пулеметчиком Гаранжой, который говорил о неизвестных «доселе истинах, разоблачая подлинные причины возникновения войны, едко высмеивая самодержавную власть».

Литературовед - географ : После второго ранения Григория отправляют на лечение в станицу Каменскую. Сейчас это современный город Каменск – Шахтинский. После госпиталя – короткий отпуск домой в х. Татарский. Здесь его с любовью и уважением встречают не только родные и близкие, но и казаки-станичники. И мысли о новой власти большевиков, о новой жизни рассеиваются в голове Григория. Он возвращается снова на фронт. В конце 1916 года Григорий Мелехов за боевые отличия был произведён в хорунжие и назначен взводным офицером.

Историки: Но вот наступает трагический, для нашего героя да и для всего донского казачества, 1917 год. Свершился октябрьский переворот (именуемый ранее как Великая Октябрьская социалистическая революция).

Географ: Город Новочеркасск был центром Области Войска Донского, а в 1918 году стал и центром притяжения всех бежавших от большевистской революции. Сюда, на Дон, где главнокомандующим был Алексей Максимович Каледин, приезжают оставшиеся в живых белогвардейские генералы и офицеры. Они решают, что необходимо защитить свободолюбивый и независимый Дон от новой власти большевиков. И казачество разделилось надвое. Началась Гражданская братоубийственная война. Своим пламенем она охватила всю Область Войска Донского. Особенно ожесточенные бои были под Каменском, в районе пос. Глубокого, Чертково, Миллерово, под Ростовом, Новочеркасском и, конечно же, на Верхнем Дону. (показать по карте)

Историки : Вернувшись с войны «крестовым кавалером», Григорий после революции принимает сторону красных, участвует в свержении Областного правительства генерала А.М. Каледина. И только безвинная кровь убитых Подтёлковым пленных офицеров-чернецовцев заставила Григория отойти от активной борьбы за Советскую власть на Дону. Весной 1919 года вспыхнуло Верхнедонское восстание, Григорий с неохотой принимает в нем участие, но постепенно эта борьба превращается для него в жестокую борьбу за Родину, за Дон. Безжалостно Григорий расправляется с красноармейцами, мстит за убитого брата. Страшное потрясение переживает герой после одной из атак, где зарубил четырех матросов. В истерике кричит он: «Братцы, нет мне прощения! Кого же рубил!» Не находит Григорий оправдания себе за слепую ненависть к красным.

Литературоведы: Почему такое потрясение переживает герой? Может, потому, что «со своими ли работаешь аль с чужими – одинаково тяжело, ежели работа не в совесть». А братоубийственная война – это и есть «работа не в совесть». Много думал Григорий о несправедливости, с которой сталкивался в это время, о бессмысленности и безнадежности этой вооруженной борьбы, в которую был втянут. И то, что зрело, что постепенно накапливалось в сознании, в его душе – прорвалось в решение: добровольно сдаться Красной армии и перейти в её ряды. Он стал бойцом 14-й дивизии, входившей в состав конной армии под командованием Будённого. Они рейдом прошли по Украине, воевали в Крыму, освобождали Симферополь и Севастополь.

Литературоведы : Последняя часть романа – осень двадцатого года. Григорий, демобилизованный красный командир, приехал в х. Татарский. Здесь суждено было Григорию Мелехову до дна испить горькую чашу страданий (из всей большой мелеховской семьи остались только Дуняшка, сестра, и дети, Полюшка и Мишатка, так ласково называет их Григорий), горькую чашу трагических заблуждений и ошибок. Он бежал из родного хутора, вступил в банду Фомина, рыскал с ней по придонским землям, спасаясь от отрядов Красной конницы. Здесь, на Дону, герой осознаёт: навоевался, устал, не страшна смерть, никого не боится, а мысль одна: домой. Он понимает, что самое ценное - дом, семья, любовь. Григорий оставил остатки разгромленной банды, тайно пробрался в х. Татарский, чтобы бежать с Аксиньей, хоть на край света.

Учитель: Последуем мысленно за двумя беглецами.

Литературоведы: На привале Аксинья спрашивает Григория:

Куда ж мы поедем отсюда?

На Морозовскую,- отвечает Григорий.- Доедем до Платова, а оттуда пойдем пеши.

Географы : Морозовская – это наша железнодорожная станция, а х. Платов существует и сейчас, сохранив своё старинное название.

Литературоведы: Первой же ночью Григорий и Аксинья добрались до Сухого Лога: вёрст восемь от Татарского. Провели день в лесу и, когда наступила ночь, снова в путь.

Через два часа пути спустились с бугра к Чиру. (Географ показывает реку Чир).

Здесь и разыгралась последняя трагедия: ночные путники натолкнулись на заставу продотряда, пытались скрыться, но шальная пуля нашла во тьме Аксинью. Хоронил он её при ярком утреннем свете. Григорий попрощался с нею, твёрдо веря, что расстаются они ненадолго… Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь ему незачем было торопиться. Всё кончено.

Учитель: Начало и конец книги перекликаются .

Литературоведы:

«Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветрами вороненой рябью стремя Дона».

На этом самом спуске к Дону через десять лет (а нам кажется – спустя целую жизнь) встречает Григорий своего сына Мишатку. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома и держал на руках сына…

Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал.

Учитель : Ребята, перед вами помимо географической карты висит ещё и схема. Читая роман, мы составляли её на предыдущих уроках. А теперь давайте внимательно на неё посмотрим и попытаемся её озаглавить, определить тему нашей схемы да и тему нашего урока .

- Путь исканий Григория Мелехова. (отвечают дети).

В заключении хочется сказать, что все чувства, все переживания, испытанные нами при знакомстве с романом отражены в стихотворении Н. Скрёбова:

По дороге от Базков до Вёшек

Я услышал журавлиный крик.

И сказал меня к парому вёзший

На совхозном газике старик:

Журавлиха делится печалью,

Чует беспокойный перелёт:

Слышишь, точно при смерти Наталья

Деток на прощание зовёт…-

Больше мы не говорим ни слова,

И нужны ли здесь ещё слова,

Если вдруг припоминаешь снова

Эту боль, что с детских лет жива,

Это неприкаянное горе,

Этой жизни скомканный конец…

И молчишь ты, как молчал Григорий,

Вспомнив скорбь обиженных сердец.

И встаёт – страница за страницей -

Эпопея давней той войны.

И притихшей кажется станица

С противоположной стороны.

И смолкают крики журавлихи.

И пересекает наш паром

Тихий Дон, давно уже не тихий

В переносном смысле и прямом.

Заключение. Мы много говорили о герое, его пути, сомнениях и страданиях. Какой же он? Григорий Мелехов - казак, человек.

Ребята, что же означает этот вопрос?

Перед вами напечатаны черты характера нашего героя, а, следовательно, и самого писателя – М.А.Шолохова. Выберите те, которые характерны для Григория Мелехова.

Добрый казак, отчаянная смелость, правдивость, заблуждение, жестокость, уважение к старшим, любовь к дому, детям, трудолюбие.

А теперь переворачиваем круг, и что мы видим? - Я

Как всё просто. Каким всё-таки буду Я ?

Ответы обучающихся…

Д.з. Написать мини-сочинение «Григорий Мелехов – добрый казак».

В заключение хочу поблагодарить всех специалистов, подготовивших наш урок. Всем отличные оценки. И особое спасибо географам, которые так точно обозначили исторические места на карте. Посмотрите, ребята, и как богат наш край литературными местами. Так это только по роману М.А.Шолохова.

Путешествие окончено. Доброго вам пути (путешествия) по жизни с заповедями настоящих казаков.

4. Заключение:

Впечатление о прочитанном романе;

Возвращение к теме;

Какими чертами характера обладал главный герой?

Используемые образовательные ресурсы:

    М.А. Шолохов. «Тихий Дон»

    В. Акимов. «На ветрах времени», 1981 г.

    Правда и ложь о М.А. Шолохове, Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004 г.

    Шолохов в современном мире, изд. Ленинградского университета, 1977 г.

    Интернет-ресурсы: слайды, видео - сайт яндекс.

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Тест по произведению

1892 - 1914 гг.
____________________________________________________________________________________________________________________________

1892 год - конец осени
Григорий Пантелеевич родился на хуторе Татарском Вёшенской станицы Области Войска Донского в казачьей семье. На момент рождения он был вторым сыном и ребёнком в семье отставного старшего урядника Лейб-гвардии Атаманского полка. Старший брат Пётр родился в 1886 году

1899 год - дата приблизительная
Рождение Евдокии, младшей сестры Григория и Петра

1911 год - конец февраля
Масленица
Григорий участвует в драке "стенка на стенку" хуторских женатых с холостыми на стороне последних. Сосед Астахов пожалел Григория когда он убегал и не стал бить его насмерть

1912 год - май
Григорий начинает попытки сблизиться с женой Астахова, который призван на военные сборы

1912 год - июнь
Григорий и Аксинья Астахова становятся любовниками

1912 год - июль
Возвращается домой Степан Астахов. Драка братьев Мелеховых со Степаном из-за Аксиньи

1912 год - 1 августа (по старому стилю)
Григория сводят с сосватанной ему Натальей Коршуновой, назначается день их свадьбы

1912 год - начало августа
Григорий разрывает отношения с Аксиньей

1912 года - 28 сентября (по старому стилю)
Григорий объясняется с Натальей и говорит ей, что не любит её и жить с ней семьёй не будет

1912 год - начало октября
Григорий случайно встречается с Аксиньей и они понимают, что не могут жить друг без друга

1912 год - середина декабря
Григорий принимает военную присягу в станице Вёшенской. На следующий день, после бурного объяснения с отцом, Григорий бросает жену и уходит из родительского дома. Вскоре он нанимается помощником конюха к помещику Листницкому в имении Ягодном. Наталья уходит жить к родителям

1912 год - конец декабря
Григорий через сестру знакомого сообщает Аксинье где он находится и предлагает уйти к нему от мужа. Аксинья бежит из дома

1913 год - 12 апреля (по старому стилю)
Вербное воскресенье
Григорий провалился под лёд при переезде через Дон, из-за простуды на его спине появляются нарывы

1913 год - 19 апреля (по старому стилю)
Светлое Христово Воскресенье
Григорий отвечает отказом на просьбу Натальи вернуться к ней, переданную через записку. Наталья пытается покончить с собой, получает тяжёлые раны и увечье, но остаётся жива

1913 год - май
Григорий по ходатайству сына помещика Листницкого получает освобождение от военных сборов перед призывом на службу

1913 год - июль
У Григория и Аксиньи рождается дочь Таня

1913 год - конец ноября
Наталья поправляется от ран

1913 год - 26 ноября (по старому стилю)
Григория призывают на военную службу. Из-за нарывов на спине и "дикости" черт лица, Григория определяют в 12-й Донской казачий полк, а не в Лейб-гвардии Атаманский полк. Комиссией забракован конь Григория и ему пришлось взять на службу коня брата.

1914 год - начало января
Григорий прибыл в полк, расквартированный в местечке Радзивилов Волынской губернии на границе с Австро-Венгерской империей. С первых дней службы даёт понять вахмистру, что бить себя не позволит

1914 год - февраль
Умирает от болезни ребёнок Петра и Дарьи Мелеховых

1914 год - март
Наталья Коршунова перешла жить к родителям Григория

1914 год - конец июня
Полк Григория передислоцирован на манёвры в район Ровно

1914 год - 21 июля (по старому стилю)
После переброски по железной дороге, полк Григория совершает марш и в полдень переходит границу Австро-Венгрии. В районе городка Лешнюв полк вступает в бой, в котором Григорий убивает двух солдат австрийской армии

1914 год - конец июля, август, начало сентября
Григорий в составе своего полка учавствует в боях и стычках с австрийской армией. В конце августа полк на трое суток выведен с линии боёв на отдых и пополнение

1914 год - 29 августа (по старому стилю)
В бою под Шевелем тяжело ранен сын помещика Листницкого

1914 год - начало сентября
В Ягодном от скарлатины умирает дочь Григория

1914 год - 15 сентября (по старому стилю)
В бою с венгерской кавалерией в районе городка Каменка-Струмилов, Григорий получает ранение в голову и контузию. Он теряет сознание и остаётся на поле боя в окружении. В части его считают погибшим и отсылают извещение родным. Очнувшись ночью, Григорий находит тяжелораненого командира 9-го Драгунского полка, и на себе выносит его в расположение российских частей

1914 год - 18 сентября (по старому стилю)
Григорий самовольно уходит с перевязочного пункта в свою часть. За спасение жизни раненого офицера, его награждают Георгиевским крестом IV степени и производят в приказные*

* - звание в казачьих войсках, соответствует званию ефрейтора

1914 год - 21 сентября (по старому стилю)
При налёте австрийского аэроплана у Григория повреждён глаз и он направлен для излечения в Москву

1914 год - конец сентября
В Ягодное, в отпуск после ранения приезжает сын помещика Листницкого. Евгений Листницкий и Аксинья становятся любовниками

1914 год - конец сентября, октябрь
Григорий лечится в глазной клинике доктора Киселёва (Москва, Колпачный переулок, 1), затем у него открывается рана на голове и его переводят в общевойсковой госпиталь

1914 год - конец октября
Под влиянием разговоров с одним из раненых, Григорий задумывается о причинах идущей войны и о том, кому она выгодна. Он дерзит посетившей госпиталь делегации с членами императорской фамилии и после выписки получает отпуск на родину

1914 год - 4/5 ноября (по старому стилю)
Ночью Григорий приезжает в Ягодное и узнаёт об измене Аксиньи. Утром он избивает Евгения и возвращается к жене в родительский дом

1914 год - конец ноября
Григорий возвращается после отпуска в полк

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...