Евгения лоцманова почему на костылях. "Маленькое сказочное путешествие" Евгении Лоцмановой


25 марта, в День работника культуры, в Москве была вручена премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Лауреатами премии стали всего три человека: музыкант В.М. Лаврик, дизайнер Е.А. Чебурашкина и коломенская художница Е.Н. Лоцманова. Премии в Кремле вручил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Евгения получила звание лауреата за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации. Талантливая художница является автором рисунков к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н. Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х. Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н. Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Она участница многочисленных выставок, в том числе трёх персональных в 2012, 2013 и 2015 годах. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке в Перми (2013). Член Московского союза художников.

Евгения работает в очень сложной технике - цветной литографии, с использованием тяжёлого литографского камня, что требует большого терпения и физической силы. Вопреки трудоёмкости технологического процесса, рисунки получаются лёгкими, будто бы сделанными на одном дыхании. Являясь достойным продолжателем традиций отечественной книжной иллюстрации, Е.Н. Лоцманова создала собственный стиль, её работы отличает удивительная притягательность, доброе и светлое отношение к героям, внимательное отношение к тексту.










В настоящий момент Евгения Лоцманова работает над книгой своих стихов, иллюстрации к которой художница создает сама.
В заключение весёлое стихотворение для детей от Евгении Лоцмановой.
«Весёлое мычание»
Весёлое мычание,
Ленивое молчание
И сочно-изумрудное
жевание травы,
Тропинок убегание,
Ромашек расцветание,
Барашковое облачко,
безбрежность синевы.

Пятнистое мычание,
Шмелиное ворчание,
Молочное сверкание
берёзовой коры,
Мышиное метание,
И пчёлок бормотание,
И хвостиков качание
под пенье мошкары.

Протяжное мычание,
И птичек совещание,
И сонное журчание
лесного родничка
И радужно-стрекозное
цветное трепетание
И бабочково-знойное
порханье ветерка.

Весёлое мычание
И листков шуршание,
Пушинок пролетание
над сетью паучка,
Кукушкино кричание,
И щавеля щипание,
И важное жужжание
спешащего жучка.

Счастливое мычание,
Кузнечиков трещание,
Душистое встречание
предсумрачной зари,
Медово-ароматное
земли благоухание,
Ты спи сегодня, солнышко,
а завтра вновь гори!

Алексей Николаевич Толстой написал «Сорочьи сказки» век назад. Это была его первая прозаическая книга. Счастливому автору только исполнилось 24 года. И книжка его дышала счастьем, что в тогдашней декадентской литературе считалось дурным тоном.

Один Максимилиан Волошин приветствовал ее появление в журнале «Аполлон»: «О “Сорочьих сказках” Алексея Толстого не хочется - трудно говорить. И это самая большая похвала, которую можно сделать книге. Она так непосредственна, так подлинна, что ее не хочется пересказывать - ее хочется процитировать всю с начала и до конца. Эта одна из тех книг, которые будут много читаться, но о них не будут говорить…»

Так и вышло: о «Сорочьих сказках» нет ни отдельных исследований, ни обстоятельной критики. Для читателей и литературоведов они остались в тени громадного «Петра Первого», эпических «Хождений по мукам» и блистательного «Золотого ключика», хотя именно «Сорочьи сказки» - исконно авторские, толстовские, а не переводные или пересказанные. В них ожили те таинственные герои, что населяли деревенское детство впечатлительного мальчика Алеши Толстого.

Ближе всего «Сорочьи сказки», конечно, к «Детству Никиты». Их бы и издать стоило бы однажды вместе, да никто пока не догадался. Там ведь и герои перебегают из одной книжки в другую. Тот же Мишка Коряшонок, кончанские мальчишки и Аверьянова изба - все это перенеслось в «Детство Никиты» из сказки «Снежный дом».

В «Сорочьих сказках» угадывается то веселое, цветистое как лоскутное одеяло, направление русской литературы для детей, которое приведет к появлению Степана Писахова и Бориса Шергина, а через много лет - Юрия Коваля, Геннадия Новожилова, Бориса Сергуненкова...

Но первым сел за шитье этого чудесного одеяла непоседливый юный граф Алексей Николаевич Толстой. Читаешь его сказки и дивишься: как же это, оказывается, вкусно - говорить и читать вслух по-русски! Вон у порога «заурлыкал кот», вдали «заугрюмились деревья», мальчишки схватили санки и побежали «скувыркиваться с ометов». Набегаются, накатаются, и тут: «Кто меня звал? - шибыршнул Угомон под печкой», и рухнет ребятня в глубокий сон. А на другой день протрут глаза и увидят: «в окошке брезжил, словно молоко снятое, утренник…».

Сам ритм толстовского повествования завораживает. Это ритм мальчишеский, удалой и абсолютно безунывный.

Кажется, я слишком медленно приближаюсь к тому поводу, который дал мне возможность перечитать «Сорочьи сказки» и напомнить о них вам. А повод этот - выход толстовских сказок в издательстве «Мир детства» с иллюстрациями Евгении Лоцмановой.

Этого издания долго и терпеливо ждала не только художница, но и все, кто видел ее иллюстрации к сказкам А.Н. Толстого на выставках. Забыть их невозможно. Описать то чувство радости, уюта, возвращенного детства, которое возникает при взгляде на работы Евгении Лоцмановой, очень трудно. И хочется повторить слова, написанные Максимилианом Волошиным сто лет назад по поводу «Сорочьих сказок»: «Подлинная поэзия, как и подлинная живопись, как и подлинная женственная прелесть, не доступны словам и определениям, потому, что они сами по себе уже являются окончательными определениями сложных систем чувств и состояний...».

«Сорочьи сказки» и раньше, конечно, иллюстрировались, но шедевров не было. Что-то не ладилось в отношениях художников с этими с виду такими простыми сказками, что-то главное в изображении ускользало. А Евгения Лоцманова счастливо совпала по мироощущению с писателем, наверное, потому, что принялась за свои иллюстрации в том же возрасте, в каком Алексей Толстой принялся за написание своих сказок. Ей не пришлось придумывать детство, лезть за ним на заброшенный чердак памяти. Оно у нее рядом, только руку протяни. (По секрету скажу: Женя ведь еще в куклы играет - в том смысле, что она мастерит игрушки, и на выставках их можно увидеть.)

Издательство «Мир детства» выпустило книгу с удивительным для наших дней почтением к молодой художнице, еще не имеющей званий и наград. Это почтение выражается и в безукоризненном полиграфическом исполнении, и в том, что ей посвящено предисловие «От издателя». Там о ней сказаны не просто добрые, но и очень высокие слова: «Художница этой книги совершила подвиг… Зовут ее Евгения Николаевна Лоцманова. Запомните это имя». В иллюстрациях Лоцмановой (а исполнены они в труднейшей технике цветной литографии) искусствоведы найдут перекличку с великими мастерами - с деревенскими пасторалями Ефима Честнякова и легендарными «Ладушками» Юрия Васнецова. И, конечно, с работами Жениного учителя, руководителя мастерской книжной иллюстрации в Московском университете печати, народным художником России Борисом Диодоровым.

Евгения Лоцманова создала свой укромный мир, густо населенный детьми и игрушками, насекомышами и зверушками. Там Жар-птица каждый вечер светит как настольная лампа, да еще и сказки сказывает. Там самый сильный зверь - добрый ёжик. Там толстая нянька выводит носом сонные песни. Там бесстрашные дети долгими зимними вечерами играют «в представленыши».

А бесстрашные они, потому что никого не боятся и всех спасают. Так в сказке «Великан» великаном оказывается мельников внучонок Петька, спасший целый городок маленьких человечков и их царя. Запросто так спас. В городке от радости во все колокола зазвонили, а Петька поскреб стриженый затылок и пошел рыбу доуживать.

Вот и Женя Лоцманова подарила нам такую книгу, которую мы будто всегда искали под подушкой и не находили. Подарила, и пошла домой - картинки к Андерсену дорисовывать.

Будем ждать, когда дорисует.

Дмитрий Шеваров

Выставка работ студентов Московского государственного университета печати «Дорога к Пушкину.
27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати Евгении Лоцмановой. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, всяких зайчиков и мышек, которых много в русских народных сказках.

Хотя трудиться над созданием рисунков к этим сказкам художница начала давно, ещё в 2004 году, результат появился только сейчас, через восемь лет, потому что техника исполнения очень сложная и трудоёмкая – литография. На создание одной картинки, по признанию самой Е. Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглой, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом.)

Сейчас Евгения живёт в Москве, но родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики. Так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации.




Евгения:
"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

"– Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".

25 марта, в День работника культуры, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вручил выпускнице МГУП имени Ивана Федорова Евгении Николаевне Лоцмановой премию за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации.

Описать то чувство радости, уюта, возвращенного детства, которое возникает при взгляде на работы Евгении, очень трудно. "В них пахнет полевым ветром и сырой землёй, и звери говорят на своих языках, всё в них весело, нелепо и сильно; как в настоящей звериной игре, всё проникнуто здоровым звериным юмором". Ей не пришлось придумывать детство, лезть за ним на заброшенный чердак памяти. Оно у нее рядом, только руку протяни. (По секрету скажу: Женя ведь еще в куклы играет - в том смысле, что она мастерит игрушки, и на выставках их можно увидеть.)

(работы кликабельны)

Хрупкая девушка работает с тяжеленными литографскими плитами, десятки раз улучшая то, что в результате стало совсем невесомым - подлинным искусством классической книжной иллюстрации. Получаются шедевры - мерцающие, волшебные картинки, которые можно разглядывать часами и читать-перечитывать, как самые настоящие сказки.

Волшебница эта - "птица из гнезда Диодорова". Зовут её Евгения Николаевна Лоцманова. Я думаю, вы запомните это имя."

Очень тепло Евгения говорит о своём любимом учителе Борисе Аркадьевиче Диодорове: "Он помог мне поверить в себя, помог сделать жизненный выбор в пользу искреннего искусства, искреннего творчества - такого творчества, которого просит душа".

Бабочки. "Волшебный холм" Г.Х.Андерсен

Маленький Водяной. "Волшебный холм"

Евгения Лоцманова родилась 14 января 1985 года в Коломне Московской области. Окончила детскую художественную школу и выбрала профессию художника-иллюстратора. Рисование было любимым занятием с раннего детства неслучайно, родственники Евгении по материнской линии были иконописцами в Егорьевском уезде Московской губернии. В 2007 году Евгения окончила Московский государственный университет печати. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке (Пермь, 2013). Член Московского союза художников.

Автор иллюстраций к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н.Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х.Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н.Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Участница многочисленных выставок иллюстраций, в том числе трёх персональных.

Бал. "Волшебный холм" (кликабельно, а лучше рассматривать по частям)

(кликабельно)

Жар - Птица. "Волшебный холм"

Лесные девы. "Волшебный холм"

Пир. "Волшебный холм" Снежный дом. Волшебный холм"

Мышка. "Волшебный холм"

Тучка. "Волшебный холм" Эльфы. "Волшебный холм"

Арфа. "Волшебный холм"

Максимилиан Волошин сто лет назад так сказал по поводу "Сорочьих сказок": «Подлинная поэзия, как и подлинная живопись, как и подлинная женственная прелесть, не доступны словам и определениям, потому, что они сами по себе уже являются окончательными определениями сложных систем чувств и состояний...»

Нас иногда упрекают: у вас одни переиздания, а сейчас никто не хочет издавать современных молодых художников. Если честно, читать это обидно: наше издательство издает довольно много таких книг (много, учитывая, что мы маленькое частное издательство). Книги - разные, что-то дань эскперименту, что-то попроще. За последние пару лет у нас были изданы книги с иллюстрациями: Виктории Кирдий, Ксении Лавровой, Галины Зинько, Ольги Фадеевой, Лины Эйтмантите-Валужене, Елены Базановой, Лизы Бухаловой, Ольги Ионайтис, Галины Лавренко, Людмилы Пипченко, Екатерины Плаксиной, Полины Яковлевой. Если кто чего упустил - милости просим изучать на сайт
Возможно такое ощущение складывается потому, что я довольно редко рассказываю про эти книги в данном ЖЖ, но это из серии однобокости информации:) - с этими книгами работает наша питерская редакция, это их специализация, а я просто обычно "не в курсе".

Сейчас мы активно работаем с новой серией "Образ Речи". По нашему замыслу в эту серию будут входить книги современных художников, как признанных мэтров, так и совсем молодых; как совсем новые проекты, так и переработанные художником специально для этой серии. Так уже вышли "Невский проспект" с Михаилом Бычковым, "Путешествие на Тандадрику" и "Про то, чего не может быть" с Игорем Олейниковым, "Ёжка идёт в школу" с Евгением Антоненковым.
Сейчас у нас готовятся две книги: "Девочка-свеча" Юлии Гуковой и "Волшебный холм" Евгении Лоцмановой .

Для молодой художницы Евгении Лоцмановой это будет всего лишь вторая изданная книга.
первая была вот эта (думаю, многие ее заметили)

Итак, редкая сказка Г.Х. Андерсена "Волшебный холм".
В основе иллюстраций - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания.
Рисунки в редкой на сегодняшний день технике - литографии.






Это пока просто иллюстрации, вне макета.
Больше ничего не знаю, это книга нашей питерской редакции, ближе к выходу информация будет на сайте.

Ну, а о художнице можно немножечко прочитать здесь
Дом для слов и персонажей
Интервью Евгении Лоцмановой
"Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь..."

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...