Финно-угры. Финно-угорские народы (племена) в истории России. Финно-угорская семья языков История финно угров


). На этот раз речь пойдет о финно-уграх, т.е. народах, говорящих на финно-угорских языках. Эта ветвь языков входит в уральскую языковую семью, другой ветвью которой являются самодийские языки (на которых в настоящее время говорят ненцы, энцы, нганасаны и селькупы).
Финно-угорские языки делятся на 2 группы: финно-пермскую и угорскую.К финно-пермской группе относятся следующие народы: финны (иногда финны-ингерманландцы считаются самостоятельным этносом), эстонцы, карелы, вепсы, ижорцы, ливы, водь, саамы, мордва (этот народ фактически предствляет собой два разных народа: эрзяне и мокшане), марийцы, удмурты, коми-зыряне, коми-пермяки. К угорской группе относятся венгры, ханты и манси.
В настоящее время существуют 3 независимых финно-угорских государства: Венгрия, Финляндия и Эстония. В России существуют несколько финно-угорских национальных автономий, однако во всех из них финно-угорские нации уступают по численности русским.
Общая численность финно-угорских народов составляет 25 миллионов человек, из которых более половины приходится на венгров (14,5 млн). Второе место по численности занимают финны (6,5 млн), третье - эстонцы (1 млн). Самым многочисленным финно-угорским народом России является мордва (744 тыс).
Прародиной финно-угров является Западная Сибирь, откуда предки современных финно-угорских народов расселились по восточной Европе и Скандинавскому полуострову. Финно-угры оказали влияние на этногенез русского народа, особенно велико это влияние на северных русских (территория Архангельской и Вологодской областей). Русский историк В.О. Ключевский писал: "Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако замечают и некоторую стороннюю примесь: именно, скулистость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большой вероятностью ставят на счет финского влияния" .

Самая красивая финка - модель Emilia Järvelä . Известна как лицо финской косметической компании Lumene. Рост 180 см, параметры фигуры 86-60-87.


Самая красивая ингерманландка - российская актриса, Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Кондулайнен (род. 9 апреля 1958, п. Токсово, Ленинградская область).

Самая красивая саамка - Berit-Anne Juuso . В 2012 году победила на конкурсе Hymytyttö (Девичья улыбка), ежегодно проводимом финским интернет-порталом hymy.fi. Родилась и живет в финской провинции Лапландия. Её отец - саам, мать - финка.

Самая красивая венгерка - Кэтрин Шелл / Catherine Schell (род. 17 июля 1944, Будапешт) - британская актриса венгерского происхождения. Настоящее имя - Катерина Фреиин Шелл фон Баушлотт / Katherina Freiin Schell von Bauschlott . Несмотря на немецкую фамилию (доставшуюся ей от немецкого прадеда), по крови Кэтрин Шелл почти полностью венгерка, её родители принадлежали к венгерскому дворянству: отец носил титул барона, а мать - графини.

Наиболее известные фильмы с её участием: 6-й фильм Бондианы "На секретной службе Её Величества" (1969, роль Нэнси), "Луна 02" (1969, роль Клементайн), "Возвращение Розовой пантеры" (1975, роль леди Клодин Литтон). В Великобритании актриса наиболее известна по роли Майи в научно-фантастическом сериале 70-х годов "Космос: 1999".

Кэтрин Шелл в фильме "Луна 02" (1969):

Самая красивая эстонка - певица (род. 24 сентября 1988, Кохила, Эстония). Представляла Эстонию на конкурсе Евровидение 2013.

Самая красивая мокшанка - Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. В интервью называет себя мордовкой: "Родители у меня мордва, и поскольку во мне их кровь течет, я считаю себя чистокровной мордовкой".

Самая красивая эрзянка - Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.

Самая красивая коми-пермячка - Татьяна Тотьмянина (род. 2 ноября 1981, Пермь) - фигуристка, олимпийская чемпионка Турина в паре с Максимом Марининым. Эта же пара дважды выигрывала чемпионат мира и 5 раз - чемпионат Европы.

Самая красивая удмуртка - певица Светлана (Свети) Ручкина (род. 25 сентября 1988). Является вокалисткой удмуртоязычной рок-группы Silent Woo Goore.

Самая красивая карелка - Мария Калинина . Победительница конкурса "Мисс студенчества Финно-Угрии 2015".

4 849 000
3 146 000—3 712 000
1 888 000
1 433 000
930 000
520 500
345 500
315 500
293 300
156 600
40 000
250—400

Финно - угорские народы -

После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России . Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России . У нас они представлены 16 народами, пять из которых имеют свои национально-государственные , а два - национально-территориальные образования. Остальные дисперсно расселены по всей территории страны .

По данным переписи 1989 г., в России насчитывалось 3184317 представителей финно-угорских народов. Из них численность мордвы составляла 1072939 человек, удмуртов - 714833, марийцев - 643698, коми - 336309, коми - пермяков - 147269, карел - 124921, хантов - 22283, вепсов - 12142, манси - 8279, ижорцев - 449. Кроме того, здесь проживало 46390 эстонцев, 47102 финна, 1835 саамов, 5742 венгра, других представителей малочисленных финно-угорских народов и этнических групп, таких, как сету, ливы, водь и др.

Значительная часть финно-угров живет в "титульных" субъектах Федерации : республиках Карелия , Коми, Марий Эл, Мордовия , Удмуртской Республике, Коми-Пермяцком автономном округе, Ханты- Мансийском автономном округе. Диаспоры их имеются в Вологодской, Кировской , Ленинградской , Мурманской , Нижегородской, Оренбургской , Пензенской, Пермской, Псковской , Самарской, Саратовской , Свердловской , Тверской, Томской , Ульяновской областях, а также в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в республиках Башкортостан , Татарстан , Чувашии .

Российские финно-угорские народы , кроме коми-пермяков, имеют одну общую черту: проживание в национально-смешанной среде, где они составляют меньшинство. Для их этнокультурного, языкового и социального развития важное значение имеют и такие факторы, как компактность расселения и удельный вес в национально-административных образованиях.

Субъекты Федерации, в которых представлены финно-угорские народы , федеральные органы власти , уделяют немало внимания развитию культур, языков этих народов. Разработаны и приняты законы о культуре , в ряде республик - о языках (республики Коми, Марий Эл), в других республиках законопроекты о языках на стадии подготовки. Подготовлены и действуют региональные программы национально-культурного развития народов, в которых значительное место занимают конкретные мероприятия по вопросам национальной культуры, образования, языков.

История финно-угорских народов и языков насчитывает много тысячелетий. Процесс формирования современных финских, угорских и самодийских народов был весьма сложен. Настоящее название финно-угорской или угро-финской семьи языков было заменено на уральскую, поскольку была обнаружена и доказана принадлежность к этой семье самодийских языков.

Уральская языковая семья делится на угорскую ветвь, в состав которой входит венгерский, хантыйский и мансийский языки (при этом последние два объединяются под общим названием «обско-угорские языки»), на финно-пермскую ветвь, которая объединяет пермские языки (коми, коми-пермяцкий и удмуртский), волжские языки (марийский и мордовский), прибалтийско-финскую языковую группу (карельский, финский, эстонский языки, а также языки вепсов, води, ижоры, ливов), саамов и самодийские языки, внутри которых вычленяются северная ветвь (нганасанский, ненецкий, энецкий языки) и южная ветвь (селькупский).

Численность народов, говорящих на уральских языках, составляет около 23 - 24 миллионов человек. Уральские народы занимают обширную территорию, которая тянется от Скандинавии до полуострова Таймыр, за исключением венгров, которые волею судьбы оказались в стороне от других уральских народов - в Карпато-Дунайской области.

Большинство уральских народов проживает на территории России, за исключением венгров, финнов и эстонцев. Наиболее многочисленными являются венгры (более 15 миллионов человек). Вторым по численности народом предстают финны (около 5 миллионов человек). Эстонцев насчитывается около миллиона. На территории России (по данным переписи 2002 года) живут мордва (843350 человек), удмурты (636906 человек), марийцы (604298 человек), коми-зыряне (293406 человек), коми-пермяки (125235 человек), карелы (93344 человек), вепсы (8240 человек), ханты (28678 человек), манси (11432 человека), ижора (327 человек), водь (73 человека), а также финны, венгры, эстонцы, саамы. В настоящее время мордва, марийцы, удмурты, коми-зыряне, карелы имеют свои национально-государственные образования, которые являются республиками в составе Российской Федерации.

Коми-пермяки проживают на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края, ханты и манси - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области. Вепсы живут в Карелии, на северо-востоке Ленинградской области и в северо-западной части Вологодской областей, саамы - в Мурманской области, в городе Санкт-Петербург, Архангельской области и Карелии, ижора - в Ленинградской области, городе Санкт-Петербург, Республике Карелия. Водь - в Ленинградской области, в городах Москва и Санкт-Петербург.

финно-угорские народы россии

Финно-угорские народы россии

Финно-угорские народы

Документы Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европейского парламента:

Положение финно-угорских и самодийских народов. Отчет. Комитет по культуре, науке и образованию. Докладчик: Катрин Сакс, Эстония, социалистическая группа (Док. 11087, 26 октября 2006):

В подписанном сотрудником Института прав человека, языковедом, профессором Мартом Раннутом заявлении института отмечается, что разнообразие национальностей и культур является всемирным богатством, и поэтому необходимо прекратить проводимую чиновниками и образовательно-административной системой России принудительную ассимиляцию говорящих на финно-угорских языках нацменьшинств.

«До сих пор участие финно-угров в общественной жизни ограничивается народным творчеством, государственное финансирование которого производится по не совсем ясным критериям, что дает российским чиновникам проводить все по собственному желанию, без учета потребностей самих нацменьшинств», - сообщает институт.

Институт обращает внимание на то, что в 2009 году была ликвидирована возможность сдавать государственный экзамен на финно-угорских языках; кроме того, нацменьшинства не имеют возможности принимать участие в принятии решений, касающихся их самих; также отсутствует законодательная база для изучения языков нацменьшинств и использования их в общественной жизни.

«Очень редко на финно-угорских территориях используются местные топонимы, кроме того, в городах не созданы условия развития и жизнеспособности языковой среды нацменьшинств. Доля теле- и радиопередач на языках нацменьшинств уменьшается, что приводит к вынужденной смене языка во многих сферах жизни.

Российская Федерация до сих пор последовательно препятствовала нацменьшинствам использовать отличные от кириллицы алфавиты, хотя это одно из основных прав национальных меньшинств», - отмечается в заявлении.

Институт подчеркивает, что в течение последних десяти лет финно-угорское население России уменьшилось почти на треть. Продолжается дискриминация национальных меньшинств и их языков, разжигается межнациональная рознь и нетерпимость.

«Вышеуказанные прямые нарушения прав человека задокументированы многими международными организациями по правам человека, в том числе в рапорте Совета Европы», - отмечается в заявлении.

Институт прав человека призывает Российскую Федерацию уважать права национальных меньшинств, в том числе права финно-угорских народов, и соблюдать взятые на себя обязательства по международным договорам в этой сфере.

===========================================================================

Я рассказал вам 3 фантастических истории, причём это - не научная фантастика, а фэнтези(от англ. fantasy — «фантазия»), саейнс фикшн [англ. science fiction < science - наука, fiction> - беллетристика; вымысел, фантазия] . Никто из названных стран не только не в вводил свои войска на территорию РФ, но даже не планировал этого делать, хотя у них есть ровно такие же основания для это, как у России для ввода войск на территорию суверенной Украины.

Хочу задать вопросы русскоязычным читателям "7х7 коми", не относящимся, как и я сам, к коренной национальности нашей Республики, давно, а многие и всю жизнь, в ней живущим: Многие ли из нас знают коми язык? Есть ли у нас желание знать язык народа, на земле которого мы живём, его обычаи и культуру? Почему? Почему в любой из национальных республик РФ, знание русского языка является обязательным для всех жителей этой республики, в том числе и для коренного населения, а знание языка коренного населения не является обязательным для не коренного населения её? Разве это не проявление русского имперского мышления?Почему любой "гастарбайтер", приехавший в любое место РФ, постарается худо - бедно освоить русский (но не местный) язык? Почему русскоязычное население Крыма, 60 лет находящееся в составе Украины, считает нарушением своих прав обязанность знать её государственный язык, а население Западной Украины после вхождения её в СССР (напомню, что это "вхождение" происходило, когда СССР был союзником Гитлеровской Германии) было обязано изучить и знать русский язык? Почему любой россиянин, переехавший на ПМЖ в любую страну на непостсоветском пространстве, считает естественным освоить в первую очередь язык этой страны, но живя в бывших советских республиках так не считает? Почему Россия по-прежнему считает их, в том числе и Украину, своей вотчиной, которой может диктовать свои условия с позиции силы?

РОССИЯ - ДЛЯ РУССКИХ

РАСКОЛ.



Народ, проживающий в бассейне Чепцы (приток Вятки) в пределах Балезинского, Глазовского, Юкаменского, Ярского районов Удмуртской Республики, а также в сопредельных районах Кировской области Российской Федерации. Язык бесермян — наречие удмуртского языка.

  • Народ, говорящий на венгерском языке угорской группы финно-угорской (уральской) языковой семьи. Письменность основана на латинской графике (с X в.). Венгры — основное население Венгерской Республики (10,2 млн чел.). Они проживают также в Румынии (1,7 млн), Словакии (580 тыс.), Сербии (430 тыс.), Украине (150 тыс.), США (600 тыс.), Канаде (120 тыс.) и других странах. Общая численность — около 15 млн чел. В РФ венгров 4 тыс. (2002 г.).
  • Народ, проживающий в юго-восточной части территории, расположенной между тремя крупнейшими северными озерами — Онежским, Ладожским и Белым (область Межозерья) чересполосно с русскими на стыке Ленинградской, Вологодской областей и Республики Карелия РФ. Численность — 8 тыс. (2002 г.).
  • Один из самых малочисленных народов РФ (по переписи 2002 г., 100 чел.), проживающий в основном в Кингисеппском районе Ленинградской области. Наряду с ижорцами водь — изначальное население Ингерманландии. Численность води стремительно сокращается.
  • Народ, проживающий в настоящее время в Кингисеппском и Ломоносовском районах Ленинградской области РФ. Численность — 400 чел., по переписи 2002 г. (в 1926 г. — 16,1 тыс., в 1959 — 1,1 тыс., в 1989 г. — 820 чел., из них в РСФСР — 449, в ЭССР — 306). Принадлежат к беломорско-балтийской расе.
  • Народ в РФ, коренной, государствообразующий, титульный народ Республики Карелия. Численность в РФ в 2002 г. — 93 тыс., в 1989 г. в СССР — 131 тыс., РСФСР — 125 тыс., в 1959 г. — соответственно 167 и 164 тыс. Этноним «карелы» восходит к garia, что у древних летто-литовцев означало «горная или лесная земля».
  • Народ в РФ численностью 307 тыс. чел. (перепись 2002 г.), в бывшем СССР — 345 тыс. (1989 г.), коренной, государствообразующий, титульный народ Республики Коми (столица — г. Сыктывкар, бывший Усть-Сысольск). Небольшое число коми проживает в низовьях Печоры и Оби, в некоторых других местах Сибири, на Карельском полуострове (в Мурманской области РФ) и в Финляндии.
  • Народ в РФ численностью 125тыс. чел. (2002 г.), 147,3 тыс. (1989 г.). До XX в. назывались пермяками. Термин «пермь» («пермяне»), по-видимому, вепсского происхождения (пере маа — «земля, лежащая за рубежом»). В древнерусских источниках название «Пермь» впервые упоминается в 1187 г.
  • Наряду с каламиад — «рыбаки», рандалист — «жители побережья»), этническая общность Латвии, коренное население приморской части Талсинского и Вентспилского районов, так называемого берега ливов — северного побережья Курляндии.
  • народ в РФ, коренное население Ханты—Мансийского (с 1930 по 1940 г. — Остяко—Вогульского) автономного округа Тюменской области (окружной центр — г. Ханты—Мансийск). Численность в РФ — 12 тыс. (2002 г.), 8,5 тыс. (1989 г.). Мансийский язык, составляющий вместе с хантыйским и венгерским угорскую группу (ветвь) финно-угорской языковой семьи.
  • Народ в РФ численностью 605 тыс. чел. (2002 г.), коренной, государствообразующий и титульный народ Республики Марий Эл (столица — г. Йошкар-Ола). Значительная часть марийцев живет в соседних республиках и областях. В царской России их официально называли черемисами, под этим этнонимом они фигурируют и в западноевропейских (Иордан, VI в.) и древнерусских письменных источниках, в том числе в «Повести временных лет» (XII в.).
  • Народ в РФ, по численности самый крупный из ее финно-угорских народов (845 тыс. чел. в 2002 г.), не только коренной, но и государствообразующий, титульный народ Республики Мордовия (столица — г. Саранск). В настоящее время в Мордовии проживает треть общей численности мордвы, остальные две трети — в других субъектах РФ, а также в Казахстане, Украине, Узбекистане, Таджикистане, Эстонии и др.
  • Народ в РФ, в дореволюционной литературе — «самоеды-тавгийцы» или просто «тавгийцы» (от ненецкого наименования нганасан — «тавыс»). Численность в 2002 г. — 100 чел., в 1989 — 1,3 тыс., в 1959 г. — 748. Живут по преимуществу в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края.
  • Народ в РФ, коренное население Европейского Севера и севера Западной Сибири. Их численность в 2002 г. — 41 тыс. чел., в 1989 г. — 35 тыс., в 1959 — 23 тыс., в 1926 г. — 18 тыс. Северной границей расселения ненцев является побережье Северного Ледовитого океана, южной — граница лесов, восточной — нижнее течение Енисея, западной — восточное побережье Белого моря.
  • Народ в Норвегии (40 тыс.), Швеции (18 тыс.), Финляндии (4 тыс.), РФ (на Кольском полуострове, по переписи 2002 г., 2 тыс.). Саамский язык, распадающийся на ряд сильно разошедшихся диалектов, составляет отдельную группу финно-угорской языковой семьи. В антропологическом отношении среди всех саамов преобладает лапоноидный тип, образовавшийся в результате контакта европеоидной и монголоидной больших рас.
  • Народ в РФ численностью 400 чел. (2002 г.), 3,6 тыс. (1989 г.), 3,8 тыс. (1959 г.). Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в некоторых других районах этой же и Томской области, в Туруханском районе Красноярского края, в основном в междуречье среднего течения Оби и Енисея и по притокам этих рек.

  • 1. Название

    Угро-финны были автохтонным населением междуречья Оки и Волги , их племена эсты , все , меря , мордва , черемис входили в готского королевства Германариха в IV в. Летописец Нестор в Ипатьевской летописи указывает около двадцати племен уральской группы (угрофинив): чудь, ливы, воды, ямь (Ӕмь), весь (таже Сѣверо ѿ них на Бѣлѣ ѡзерѣ сѣдѧть Вѣсь), карелы, Югры, пещеры, самоеды, пермяки (Пѣрмь), черемис, литья, зимѣгола, корсь, нером, мордва, меря (а на Ростовѣ ѡзерѣ Мерѧ а на Клещинѣ и ѡзерѣ сѣдѧть мѣрѧ же), мурома (а Ѡцѣ рѣцѣ кде втечеть въ Волгу ӕзыкъ Свои Мурома) и мещеры. Московиты все местные племена назвали чудью от коренного чудь , и сопровождали это название иронией, объясняя ее через московское чудить, чудак, странно. Сейчас эти народы полностью ассимилированы русскими, они исчезли с этнической карты современной России навсегда, пополнив собой число русских и оставив разве что широкий спектр своих этнических географических названий .

    Таковы все названия рек с окончанием-ва: Москва , Протва, Косьва, Силва, Сосьва, Изьва и др.. Река Кама имеет около 20 притоков, названия которых заканчиваются на-ва, по-фински означает "вода". Московитским племена с самого начала почувствовали свое превосходство над местными угро-финскими народами. Однако финно-угорские топонимы встречаются не только там, где эти народы сегодня составляют значительную часть населения, образуют автономные республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно больше, например, Москва .

    Согласно археологическим данным, ареал расселения чудских племен в Восточной Европе оставался неизменным на протяжении 2 тысяч лет. Начиная с 9 века финно-угорские племена европейской части нынешней России постепенно ассимилировались славянскими колонистами, выходцами из Киевской Руси . Этот процесс составил основу формирования современной российской нации.

    Финно-угорские племена принадлежат к урало-алтайской группы и тысячу лет назад были близки к печенегов , половцев и хазар , но находились на значительно более низком, чем остальные, уровне общественного развития, фактически, предки русских были теми же печенегами , только лесными. На то время это были примитивные и самые отсталые в культурном отношении племена Европы . Не только в далеком прошлом, но еще на рубеже 1 и 2 тысячелетий они были каннибалами . Греческий историк Геродот (5 в. до н.э.) называл их андрофаги (пожирателями людей), а Нестор-летописец уже в период Русского государства - самоеды (Самоѣдь) .

    Финно-угорские племена примитивной собирательно-охотничьей культуры были предками русских . Ученые утверждают, что московский народ получил наибольшее примесь монголоидной расы через ассимиляцию угро-финнов, пришедших в Европу из Азии и частично вобрали в себя европеоидной примеси еще до прихода славян . Смесь финно-угорских, монгольских и татарских этнических компонентов увийщла к этногенеза русских, который сформировался при участии славянских племен радимичей и вятичей . Вследствие этнического смешения с угрофинамы, а позже татарами и частично с монголами , россияне имеют антропологический тип, отличный от киево-русского (украинского). Украинскому диаспора шутит по этому поводу: "Глаз узкий, нос плюску - совсём русский". Под влиянием финно-угорского языковой среды произошли формирования фонетической системы русских (аканье, гэканья, тиканье) . Согодня "уральские" черты присущи в той или иной степени всем народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", негустая борода. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза так называемой монгольской складкой - эпикантус, у них очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается у эстонцев и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с взрослеют, они темноволосые и раскосы, другие скорее напоминают скандинавов, но с чуть более широким лицом.

    Согласно исследованиям меряниста Ореста Ткаченко , "В русского народа , по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские произошли от финно-угров ". Следует отметить, что согласно современным исследованиям галотипив Y-хромосомы на самом деле ситуация была обратной - мужчины славяне женились с женщинами местного финно-угорского населения. По мнению Михаила Покровского, россияне являются этнической смесью, в которой финнам принадлежит 4/5, а славянам -1 / 5. Пережитки финно-угорской культуры в культуре русской прослеживаются в таких особенностях, которые не встречаются среди других славянских народов: женские кокошник и сарафан , мужская рубашка-косоворотка, лапти (лапти) в национальном костюме, пельмени в блюдах, стиль народной архитектуры (шатровые постройки, крыльцо), русская баня, священное животное - медведь , 5-ти тоновая гамма пения, а-касания и редукция гласных , парные слова типа стежки-дорожки, руки-ноги, жив-здоров, такой-сякой, оборот у меня есть (вместо я, характерного для других славян) сказочный зачин "жил-был", отсутствие русальной цикла, колядок , культа Перуна , наличие культа березы , а не дуба .

    Далеко не все знают, что в фамилиях Шукшин, Веденяпина, Пияшева ничего славянского нет, а происходят они от названия племени шукша, имени богини войны Ведено Ала, дохристианского имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована славянами, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Поэтому сегодня угрофины не составляют большинства населения даже в республиках, которым дали свое имя. Но, растворившись в массе россиян (рус. русских ), Угрофины сохранили свой антропологический тип, который теперь воспринимается как типично русский (рус. русский ) .

    По мнению подавляющего большинства историков, финские племена имели чрезвычайно мирной и кроткий нрав . Этим сами московиты объясняют и мирный характер колонизации, заявляя, что военных столкновений не было, потому что письменные источники ничего такого не вспоминают. Однако, как отмечает тот же В.О.Ключевский , "в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, которая вспыхивала в некоторых местах".


    3. Топонимика

    Топонимы меряно-ерзянсього происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московской областях составляют 70-80% (Векса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, лехт, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукс, Нукша, Паленьга, Пеленг, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, иначе, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80%), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (мерцают), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понг, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100%), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакш, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и др.. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшмы, Шуя и др.. (Вологодская обл.),"" Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сышко, Талалга, Удомля, Урдома, Шомушка, Шоша, Яхрома и др.. (Тверская обл.), Арсемакы, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др.. (Владимирская обл.), Верея, Воря, Волгуша, Лама,

    40 000
    250-400

    Археологическая культура Язык Религия

    Фи́нно-уго́рские наро́ды (фи́нно-у́гры ) - языковая общность народов , говорящих на финно-угорских языках , живущих в Западной Сибири , Центральной , Северной и Восточной Европе .

    Классификация и численность

    Финно-угорские народы разделены на две группы: финскую и угорскую.

    Общую численность финно-угорских народов оценивают в 25 миллионов человек. Из них венгров около 14 миллионов, финнов 5 миллионов, эстонцев около 1 миллиона, мордвы 843 тысячи, удмуртов 637 тысяч, марийцев 614 тысяч.

    Финно-пермская группа

    Прибалтийско-финская подгруппа

    • Финны (суоми) - 6 000 000: 4 800 000 - в Финляндии , 300 000 - в Швеции , 300 000 чел - в США , 50 чел - в Казахстане.
      • Ингерманландцы - 32 231: 20 300 - в России , 10 639 - в Эстонии .
      • Квены - 10 000 - 60 000 - в Норвегии .
    • Эстонцы - 1 050 000: 920 000 - в Эстонии (), 39 763 - в Финляндии (), 28 113 - в России (2002), 25 509 - в Швеции (), 25 000 - США ().
      • Выру - 74 000 в Эстонии .
      • Сету - 10 000: 10 000 - в Эстонии , 214 - в России (2010).
    • Карелы - 120 000: 93 344 - в России (2002), 20 000 - в Финляндии .
    • Вепсы - 8 240 человек в России (2002).
    • Ижорцы - 700 человек: 327 человек - в России (2002).
    • Ливы - 250-400 человек (в Латвии).
    • Водь - 100 человек: 73 - в России (2002).

    Саамская подгруппа

    • Саамы - 30 000-70 000: 40 000 - в Норвегии , 20 000 - в Швеции , 6 500 - в Финляндии , 1,8 тысяч человек - в России (2010).

    Волжско-финская подгруппа

    • Мордва - 744 237 в России (2010)
      • Мокшане - 49 624 в России (2002)
      • Эрзяне - 84 407 в России (2002)
    • Марийцы - 547 605 в России (2010)

    Пермская подгруппа

    • Удмурты - 636 906 в России (2002).
      • Бесермяне - 3 122 в России (2002).
    • Коми-зыряне - 293 406 в России (2002).
      • Коми-ижемцы - 15 607 в России (2002).
    • Коми-пермяки - 125 235 в России (2002).
      • Коми-язьвинцы - 5 000 в России.

    Угорская группа

    Дунайская подгруппа

    • Венгры - 14 500 000: 9 416 015 - в Венгрии (), 1 563 081 - в США (), 1 433 073 - в Румынии (), 520 528 - в Словакии (), 315 510 - в Канаде (), 293 299 - в Сербии (), 156 600 - на Украине ().
      • Ясы (средневековый аланский народ , ассимилированный венграми)

    Обская подгруппа

    • Ханты - 28 678 человек в России (2002).
    • Манси - 11 432 человек в России (2002).

    Классификация государственно-территориальных образований

    Современные независимые финно-угорские государства

    Современные финно-угорские национальные автономии

    Румыния Россия

    Археология

    • Черкаскульская культура - культура бронзового века на юге Урала и Западной Сибири
    • Межовская культура - культура бронзового века в Зауралье и Западной Сибири
    • Ананьинская культура - культура железного века в Среднем Поволжье
    • Пьяноборская культура - культура железного века в Поволжье и Приуралье
    • Бахмутинская культура и Прикамье
    • Дьяковская культура - культура железного века в Центральной России
    • Городецкая культура - культура железного века в Южной России и Поволжье
    • Караякуповская культура - культура железного века на Южном Урале
    • Кушнаренковская культура - культура железного века на Южном Урале
    • Мазунинская культура - культура железного века в Прикамье и на нижнем течении реки Белой
    • Саргатская культура - культура железного века в Западной Сибири

    История

    Языковедческий анализ показывает наличие непосредственных контактов населения индоиранской группы с населением финно-угорской языковой группы . В. Н. Чернецов указывают на наличие многих иранских черт в языке, фольклоре и обрядах более позднего угорского населения Западной Сибири (хантов и манси).

    Генетика

    Согласно новейшим генетическим данным, племена, распространившие гаплогруппу N , мигрировали из Южной Сибири .

    Напишите отзыв о статье "Финно-угорские народы"

    Примечания

    Литература

    • Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 2000.
    • Бернштам Т. А. Христианизация в этнокультурных процессах финно-угорских народов Европейского Севера и Поволжья (сравнительное обобщение) // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Сборник научных трудов Гос. музея этнографии народов СССР. - Л., 1990. - С. 133-140.
    • Мировоззрение финно-угорских народов. М., 1990.
    • Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997.
    • Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.
    • Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997.
    • Хелимский Е. А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М .: Языки русской культуры, 2000.
    • Федянович Т. Л. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Поволжья. М., 1997.

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Финно-угорские народы

    Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
    Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.
    Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.
    Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.
    В 1806 м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». [Ведь я же говорил, что все дело пойдет к черту (нем.) ] Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории.
    Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это.
    Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.

    Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить:
    – Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, [Что же касается того, кто присоветовал Дрисский лагерь,] – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо.

    Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...