Гончаров и а обломов анализ. Презентация к уроку по литературе на тему: Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"


В романе И.А.Гончарова мы также имеем дело с конструктивным принципом двойственности, однако двойственности не сатирической. Эстетический объект художественного восприятия в данном случае двоится не на высокую заданность и низкую данность в поле единой ценностной позиции — в нем совмещены взаимоисключающие ценностные интенции.

По этой причине нескончаемый спор о том, «плох» или «хорош» герой романа — этот сонный ленивец с голубиной душой, в каких бы категориях и с каких бы позиций он ни велся, не разрешим в принципе, ибо весь романный мир, как и его герой, не совпадает с самим собой, предстает в двойном ракурсе видения. Такова эстетическая «оптика» данного художественного целого.

Дело в том, что последняя фраза текста (И он рассказал ему, что здесь написано) содержит некоторое принципиально важное откровение. Оказывается, мы познакомились не с жизнью, характером и личностью Обломова в их авторской сотворенности и поэтому неоспоримости для нас, читателей (как это обстоит с кроями Толстого, например), а только с одной из возможных внутрироманных версий этой жизни — с версией Штольца. Однако внимательный читатель заметит тот факт, что далеко не все, известное теперь ему, могло быть известно Штольцу. Из какого же сточника оно пришло в текст? Надо полагать, эта информация была привнесена литератором, записавшим рассказ Штольца.

Об этом неожиданно возникшем в заключительной главе персонаже мы знаем крайне мало. В нашем распоряжении имеется лишь его портрет: полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами, интересуется человеческими судьбами, но говорит, лениво зевая. Да ведь это портрет самого Обломова или, по крайней мере, человека обломовского типа, противоположного Штольцу. Значит, роман Гончарова являет собой версию жизни главного персонажа, принадлежащую деятельному человеку, не приемлющему «обломовщины», но пересказанную и дополненную другим лицом — по-обломовски созерцательным.

Этим взаимоналожением двух версий и создается «оптический эффект» своего рода эстетической «близорукости», вынуждающей интерпретаторов вновь и вновь пристально вглядываться в расплывающийся облик.

В первой главе романа о двойственности точки зрения, организующей процесс его чтения, читателю еще ничего не известно. Однако начальные страницы текста уже содержат ряд глубоких оппозиций, на пересечении которых оказывается Обломов, и предстают своего рода увертюрой к сложному и органично противоречивому художественному целому. Выявляющиеся с самого начала оппозиции конструируют неоднозначную, амбивалентную систему ценностей занимающего нас романного мира.

Прежде всего отметим двоящийся хронотоп дома. Из самой первой фразы текста мы узнаем, что Илья Ильич проживает в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город. Однако в этом чужом доме непатриархального уклада он лишь квартирант, да и снимаемая им квартира лишена живых следов человеческого присутствия. В репликах Волкова из второй главы появляются такие новомодные веселые дома, где полгорода бывает (уже столичного), что неприятно поражает Обломова.

Тема собственного (патриархального, фамильного) дома 06ломовых также возникает в первой главе. Это объект исторических преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род <...> дорожа ею, как святынею. Но Илья Ильич более не обитает в своем доме, покинув навсегда средоточие отжившего величия.

По присущему ему образу жизни Обломов — очень домашний человек. Домашний человек без дома — такова изначальная парадоксальность двоящегося образа главного героя.

Своеобразную оппозицию начальной главы, как и последующего текста, составляет несовпадение идеи и мысли, оказывающихся вдруг окказиональными антонимами. Лицо Ильи Ильича характеризуется отсутствием всякой определенной идеи. Зато мысль гуляла вольной птицей по этому лицу. Впрочем, идея в качестве плана разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением составляет существенный мотив первой главы. Впоследствии сам герой станет объектом подобной идеи: ведь основное действие романа сводится к неудачной реализации плана Штольца и Ольги — плана переделки Обломова.

На пересечении внутренней борьбы между тревогой, которая изредка застывала в форме определенной идеи, и свободной мыслью — пока ум еще не являлся на помощь — обнаруживается душа героя, которая открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. Это, пожалуй, единственное, что не двоится, что составляет основу идентичности Обломова. В конце романа персонажей связывает одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника.

Наиболее очевидной с первых страниц произведения предстает оппозиция покоя и житейской суеты.

Покой изначально явлен нам лежанием героя, которое не было ни необходимостью <...> ни случайностью <...> ни наслаждением <...> это было его нормальным состоянием. За этим лежанием кроется образ широкого и покойного быта в глуши деревни. Суета же первоначально предстает фантомом громадной возни в доме (уборки), мысль о которой приводила барина в ужас. С последующим приливом житейских забот образ суеты вырастает в образ самой жизни: Ах, Боже мой! Трогает жизнь, везде достает.

Уже в следующей главе устанавливается исходная для Ильи Ильича и ключевая для романа в целом диспозиция суеты и покоя: В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! <...> Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? <...> несчастный! — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.

В контексте данного рассуждения, где понятие человеческой жизни начинает двоиться, покой оказывается альтернативным суете образом жизни, а не уклонением от нее. Еще в первой главе Захар утверждал: Стараюсь, жизни не жалею! (т.е. не жалеет собственного покоя).

Все последующее действие романа заключается в том, что герой этот принципиальный для него покой утрачивает, а затем обретает его вновь.

Впрочем, на протяжении романа жизненная ценность покоя также двоится: она позитивна в противостоянии суете, но как противоположность делу оказывается ценностью внежизненной и в этом смысле негативной. На фоне деловой активности Штольца (Ах, если б прожить лет двести-триста! сколько бы можно было дела переделать!) обломовский покой выступает синонимом смерти: Трогает жизнь, нет покоя!Лег бы и заснул... навсегда... Одной из наиболее существенных оппозиций романного универсума, «ценностно уплотненного» (Бахтин) вокруг героя, следует, конечно, признать оппозицию Востока и Европы.

Знаменитый халат Ильи Ильича — настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, сшитый по неизменной азиатской моде, сохраняющий яркость восточной краски и прочность ткани, покоряющийся своему хозяину как послушный раб. В то же время комната Обломова казалась прекрасно убранною в европейском вкусе, выдавая желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий. А когда в следующей главе Волков предлагает привезти на пробу пару новых перчаток (Это только что из Парижа), Обломов не колеблясь соглашается.

Однако герой внутренне настолько отстранен от соблюденного им «декорума», что как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» Впоследствии он будет думать о людях иного, чем он сам, склада: Они не в своей шапке ходят, забивая себе голову деятельной Европой.

Противостояние Европы и Азии, исподволь заданное с самого начала, говорит нам о том, что судьба и глубинные характеристики главного героя, по-видимому, имеют самое непосредственное отношение к евразийскому феномену самой России.

Если фигура Обломова действительно может быть интерпретирована как некое олицетворение российской ментальности, то в системе персонажей, актуализирующих различные стороны этой фигуры, весьма значимой представляется оппозиция «русскости» (восточности) Захара и Пшеницыной (характерна ее похвала: так шьют... что никакой француженке не сделать), с одной стороны, и «немецкости» (западности) Штольца и Ольги — с другой.

В первой главе Штольц еще не появился, но его мелодия в увертюре уже звучит — в словах обличителя немецкой скаредности Захара: А где немцы сору возьмут? <...> У них нет этого вот, как у нас, чтобы в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму.

Русскость самого Захара двоится, лишена восточной или западной определенности. Он в своей полуформенной одежде никак не восточный послушный раб (пререкается, демонстрирует барину свое неблаговоление), однако наделен голосом цепной собаки и является врагом европейских усовершенствований: Сапоги сами снимают с себя: какую-то машинку выдумали! <...> Срам, стыд, пропадает барство! В отличие от русского мужика Захар бороду бреет, но бакенбарды его таковы, что одной стало бы на три бороды.

Слуга, несомненно, воплощает одну из сторон двоящегося образа барина, что раскрывается в их молчаливом обмене предполагаемыми репликами. Однако он несет в себе не только лень и восточный фатализм (о спинке дивана: не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться), но и непоколебимую религиозность: ритуальные уборки к Святой неделе и перед Рождеством нежелание изменять данного ему Богом образа. Последнее явственно противостоит плану разных перемен и улучшений, вынашиваемому Ильей Ильичем. Но Обломову всякое реформирование в отличие от Штольца совершенно чуждо.

Тюпа В.И. — Анализ художественного текста — М., 2009 г.

Иван Гончаров написал роман "Обломов" в 1858 году, а через год журнал "Отечественные записки" напечатал текст произведения. Однако построение сюжетной линии романа было сделано намного раньше, когда Гончаров написал первую часть романа "Сон Обломова". Сделаем общий анализ романа "Обломов" Гончарова, обсудим характеристику главных героев "Обломова". Надо сказать, что Гончаров создал трилогию, куда помимо "Обломова" вошли произведения "Обыкновенная история" и "Обрыв".

Какие вопросы затрагивает Гончаров в романе "Обломов"? В основном это вопросы острого социального значения, характерные для той эпохи, когда жил автор. Например, Гончаров говорит о становлении нового поколения в России, о том, какое противостояние идет между европейским мышлением и русской ментальностью. И обязательно в романе "Обломов" Гончаров пишет о смысле и судьбе человека, о настоящей любви и счастье. Продолжим анализ "Обломова" Гончарова, рассмотрев конкретных персонажей произведения.

Характеристика героев романа "Обломов"

Как и в любом другом гениальном литературном шедевре 19 века, каким, собственно, является и роман "Обломов", все персонажи имеют важное значение для раскрытия идей автора и сюжетной линии. Например, Гончаров противопоставляет мужские образы женским: Обломов и Штольц, Ильинская и Пшеницына.

Если рассмотреть характеристику героев, то Обломов и Пшеницына выступили представителями слоев общества, которым присущи архаичные, устаревшие идеи, то что преобладало в русском мещанстве. Они находятся в отрешенном состоянии, бездеятельны и спокойны. Этой паре героев Гончаров противопоставляет Штольца и Ольгу, которые стремятся к новым веяниям, европейским нормам и устоям, новой ментальности общества.

Делая анализ романа "Обломов" Гончарова, обязательно нужно принимать во внимание это противопоставление главных героев, на основе которого автор строит главную идею романа.

Проблематика романа "Обломов"

Какие еще вопросы затронул Гончаров в "Обломове"? Тема романа связана с многими историческими, общественными и философскими вопросами, которые актульны по сей день. Центральная проблематика произведения - проблема "обломовщины", которая так ярко проявилась у русских мещан, став историческо-социальным явлением общества. Такие люди не хотели перенимать новые идеи, меняться и двигаться вперед.

И не только общество находилось в таком состоянии. По мнению Гончарова "обломовщина" стала характерной и для отдельных людей, по сути, непосредственно человека, который поддался деградации.

Сделав анализ романа "Обломов" видно, что классические русские типажи, которые отразились в главных персонажах, имеют первостепенное значение для ментальности русского общества. Такие типажи, как: помещик, предприниматель, девушка-невеста, жена, слуги, жулики, чиновники и др. ярко раскрывают русский характер и ставят его в противопоставление европейской ментальности. Это опять же хорошо видно на примере Обломова и Штольца.

Роман «Обломов» является одним из лучших произведений, написанных в стиле критического реализма. Автор умело изобразил кризис русского общества в XIX столетии. С начала романа читатель видит двух совершенно разных героев — Обломова и Штольца. У них совершенно разные характеры, различное восприятие мира. Говоря о главных героях, Гончаров подводит черту под целой эпохой в жизни страны. Не смотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, уже в начале столетия было понятно, что этот период себя изжил, он завершен.

Произведение на примере главного героя Обломова изображает несостоятельность того строя и саму невозможность нормального развития человека в тот период. Обломов с самого детства был воспитан так, что ему доставалось все без усилий. При этом в нем не было развито ни одно стремления, которое руководило бы им в жизни. Обломов не понимал необходимости человеческой «пустой» суеты. Ему было не понятно назначение документов, с которыми он столкнулся на службе и он ушел в отставку. Он не мог понять, что ему даст образование, а потому не брал в руки книг. Обломов не видел смысла в приемах гостей и перестал выходить в свет. Ему только тридцать два года, но вся его жизнь проводится на диване. Он не участвует ни в каких делах и постоянно задается вопросом о том, как жить ему дальше.

Роман постигает психологию, глубокие изъяны, которые были нанесены нормальному с рождения человеку нравами общества и воспитанием. Гончаров ввел особый термин — «обломовщина». Это та самая болезнь, которая состоит из поощрения недостатков и пренебрежением достоинствами. Это явление довело Обломова до такого существования, которые мы видим с первых страниц повествования.

Автор неторопливо описывает всевозможные детали, рассказывает подробно и точно. Эта... эпическая манера изложения прекрасно передает причины, по которым герой оказался в таком положении. То, что Обломов все дни проводит лежа на диване, символически отображает его духовную слабость. Раньше герой всерьез думал о том, чтобы делать что-то полезное для общества, но все оказалось не более чем рассуждениями. Более того, Обломов спокойно относится к такому неподвижному образу своей жизни, а диван становится символом остановки жизни героя произведения.

Илья Ильич Обломов любит мечтать, он апатичен и мягок. Никогда никого не стеснив, он и сам не считает необходимым оказывать кому либо помощь и даже заботиться о себе. Дела в его поместье пущены на самотек. Как противовес, подчеркивающий деградацию Обломова, выступает Штольц — очень активный человек, который видит смысл жизни в борьбе за свои ценности, идеалы и мечты. Он не равнодушен к проблемам окружающих, равно как и полон участия к своему другу Обломову.

Последним шансом освободиться из-под гнета «обломовщины» становится для героя Ольга Ильинская. Девушка полюбила героя и она отдает много сил и времени на то, чтобы преобразить его и вызвать в нем интерес к окружающему миру. Но Обломов не приспособлен к жизни и боится ее, он не способен принимать решения и действовать. «Обломовщина» побеждает.

Гончаров изобразил Обломова и «обломовщину» не для того, чтобы показать судьбу отдельного человека, а для того, чтобы указать на то, что, таких как его герой очень много. Автор судит само общество, которое губит хороших людей. Гончаров обличает лень и бездеятельность помещиков, и их деградацию в такой среде. Это наследие способно привести страну к разрухе, а потому автор поднимает вопрос обновления общества людьми, которые будут не просто мечтать об искоренении зла, а действовать в этом направлении.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

". В нем впервые был представлен образ "окаменелого царства", являющегося одной из главных российских проблем.

Введенный Гончаровым термин "обломовщина" стал нарицательным. Еще Добролюбов отметил, что Обломов - "это коренной, народный наш тип".

Главный герой романа - не какое-то исключение из правил. Он является прямым порождением того неспешного образа жизни, который на протяжении веков ведет русская провинция. Дело даже не в том, что Обломов - барин.

Вся Российская империя находится в таком же беспробудном сне. Роман действительно ударил по одному из самых больных мест русского человека. Прирожденное стремление к лени и неприятие активной деятельности - характерная черта, которую каждый может заметить у себя.

Гончаров ярко указал на отрицательные последствия "обломовщины" и наметил пути для выходя из состояния вечного покоя и безмятежности.

2. История создания . Роман "Обломов" был начат Гончаровым в 1846 г., практически сразу после сдачи в печать "Обыкновенной истории". Вскоре был издан фрагмент нового произведения - "Сон Обломова", вызвавший массу положительных откликов. Написав первую часть романа, Гончаров отправился в кругосветное путешествие и надолго отложил работу.

Лишь в 1857 г. писатель в письме к Ю. Д. Ефремовой с радостью отмечал, что вскоре новый роман будет закончен. В течение года Гончаров тщательно "отделывал" свое произведение, а в 1859 г. "Обломов" был напечатан в четырех номерах "Отечественных записок".

3. Смысл названия. Роман лаконично назван по фамилии главного героя. Обломов - не просто основное действующее лицо произведения. Это собирательный образ, отражающий в себе все отрицательные черты той среды, которая его породила. Бездеятельность Ильи Ильича красной нитью проходит через весь роман и парадоксальным образом оказывает влияние на всех остальных героев.

4. Жанр . Роман

5. Основная тема произведения - "обломовщина". Этот ставший нарицательным термин лучше всего отражает главную мысль автора. Обломовщина - очень опасное явление, складывающееся на протяжении веков. За Ильей Ильичем стоит множество поколений предков, проживших свои жизни в состоянии полного покоя и бездействия.

В сне Обломова очень ярко продемонстрирован ограниченный взгляд на мир провинциальных помещиков и подвластных им крестьян. Эти люди испытывают огромную тревогу и волнение, обнаружив незнакомого человека или получив раз в сто лет письмо. Они добровольно законсервировали себя и опасаются любого вмешательства в свою жизнь. Вся жизненная философия обломовцев сводится к одной фразе: "Надо Богу больше молится, да не думать ни о чем!".

Деревни, подобные Обломовке, были разбросаны по всей России и, по сути, ничем не отличались друг от друга. Во всех царил "беспробудный сон", начавшийся еще во времена Древней Руси. Опасность обломовщины заключается в ее устойчивости. Даже переехав в Петербург, Илья Ильич вместе с Захаром словно бы создают в петербургской квартире небольшой аналог Обломовки.

Ни энергичные усилия Штольца, ни любовь Ольги не могут побороть всеобъемлющей лени главного героя. В минуты духовного подъема Ильи Ильич понимает, что он медленно, но неуклонно деградирует. Однако такие моменты просветления случаются у него все реже и реже, да и не имеют никакого практического результата. Становится очевидно, что русский барин является главным виновником всероссийского застоя. Он упорно сопротивляется любым изменениям привычного уклада жизни, не видит пользы в нововведениях.

6. Проблематика. В основе главных проблем романа лежит все та же обломовщина. Почему даже в XIX веке в России до сих пор сохранились многочисленные обломовки, выглядящие анахронизмом? Главная причина - крепостное право. У русских помещиков, живущих исключительно за счет своих крестьян, нет никакого стимула к деятельности. Илья Ильич быстро выходит в отставку, так как знает, что будет полностью обеспечен благодаря доходам со своей деревни.

О полной зависимости барина от своих слуг ярко свидетельствует замечание Захара на желание Ильи Ильича ехать за границу: "Кто вам там будет сапоги снимать?". Свою роль играет и необозримая территория Российской империи. Обломовки настолько затеряны в полях и лесах, что влияние цивилизации их практически не затрагивает.

Проблема искоренения всероссийской лени решается автором в образе Штольца. В обрусевшем немце сливаются воедино западная энергичность и русская душа. Штольц выступает идеальным примером нового русского человека, которому суждено вступить в борьбу и одержать победу над "беспробудным сном".

Большое место в романе занимает проблема любовных отношений. Любовь к поначалу выглядела единственным спасительным средством для Обломова, но даже она не смогла пробудить его ото сна. Ольга, в свою очередь, думала, что действительно по-настоящему полюбила Илью Ильича, но оказалось, что в основе ее чувства лежала жалость к медленно погибающему человеку. В финале главные герои находят свой идеал. Штольц и Ольга составляют прекрасную пару. Илья Ильич тоже счастлив с Агафьей Матвеевной, но соединив с ней свою судьбу, он фактически подписал себе смертный приговор.

7. Герои . Илья Ильич Обломов, Захар, Ольга Ильинская, А .

8. Композиция . Роман представляет собой последовательную историю жизни и трагической смерти Ильи Ильича Обломова. Большое внимание уделяется его взаимоотношениям с детских другом Штольцом, недолгому роману с Ольгой и достижению "идеала" с Агафьей Матвеевной.

9. Чему учит автор . Гончаров решительно осуждает обломовщину в любом ее проявлении. На примере Ильи Ильича он показывает, насколько это явление гибельно даже для человека с честной и благородной душой. Образ Штольца, в противовес Обломову, воплощает в себе самые лучшие человеческие качества, к которым нужно стремиться.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...