Горький биография кратко самое важное презентация. Презентация на тему "максим горький". Горький между двух революций
Слайд 2
МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ, русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма
Слайд 3
Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.
Слайд 4
- Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры.
- Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Слайд 5
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Попытка поступить в Казанский университет оказалась неудачной. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Слайд 6
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Слайд 7
РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО
РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого
Слайд 8
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом
Слайд 9
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай 2 распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.
Слайд 10
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.)
В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
Слайд 11
ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ (1905-1917)
ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ
После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Слайд 12
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.
Слайд 13
ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО
ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ
МАКСИМА ГОРЬКОГО
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)
Слайд 14
Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).
Слайд 15
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРЬКОГО
В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать.
Слайд 16
Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Слайд 17
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
Слайд 18
БИБЛИОГРАФИЯ М.ГОРЬКОГО
- 1899 - «Фома Гордеев»
- 1900-1901 - «Трое»
- 1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907)
- 1925 - «Дело Артамоновых»
- 1925-1936- «Жизнь Клима Самгина»
- 1908 - «Жизнь ненужного человека».
- 1908 - «Исповедь»
- 1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
- 1913-1914- «Детство»
- 1915-1916- «В людях»
- 1923 - «Мои университеты»
Слайд 19
Рассказы, очерки:
- 1892 - «Макар Чудра»
- 1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль».
- 1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
- 1898 - «Очерки и рассказы» (сборник)
- 1899 - «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»
- 1901 - «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)
- 1903 - «Человек» (поэма в прозе)
- 1913 - «Сказки об Италии».
- 1912-1917- «По Руси» (цикл рассказов)
- 1924 - «Рассказы 1922-1924 годов»
- 1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
Слайд 20
Пьесы:
- 1901 - «Мещане»
- 1902 - «На дне»
- 1904 - «Дачники»
- 1905 - «Дети солнца», «Варвары»
- 1906 - «Враги»
- 1910 - «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го)
- 1930-1931 - «Сомов и другие»
- 1932 - «Егор Булычёв и другие»
- 1933 - «Достигаев и другие»
Публицистика:
- 1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
- 1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)
- 1922 - «О русском крестьянстве»
Посмотреть все слайды
Максим Горький литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал - демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму. Годы жизни 1868 – 1936 гг.
Алексей Максимович Пешков родился в городе Канавино Нижегородской губернии (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода). Детство Отец Максим Савватиевич Пешков () Мать - Варвара Васильевна Каширина ()
« В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов ». Некой наставницей же в литературе стала его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии. Он написал о ней кратко, но с большой нежностью: « В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов ».
С 11 лет вынужден был идти « в люди »: работал « мальчиком » при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и др. Летом 1884 г. Горький приезжает в Казань, чтобы получить образование, однако затея поступить в университет провалилась, поэтому он вынужден был и дальше тяжело работать. " Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде ". Позже Горький напишет: " Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде ".
Прошёл Горький через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда через Крым и Северный Кавказ в Тифлис, где провёл год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках.
В 1921 г. Горький уезжает за границу. Согласно широко распространённой версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). Между тем более глубинной причиной могло стать нарастание идейных противоречий в позициях Горького, вождя мирового пролетариата и других лидеров советского государства.
Первый всесоюзный съезд советских писателей г.
Жена в гг. Екатерина Павловна Пешкова (урождённая Волжина) (). Развод официально не оформлялся. Екатерина Павловна Пешкова Сын Максим Алексеевич Пешков (), его жена Введенская, Надежда Алексеевна Внучка Пешкова, Марфа Максимовна Правнучки Нина и Надежда Правнук Сергей (носили фамилию « Пешков) Внучка Пешкова, Дарья Максимовна Правнук Максим Правнучка Екатерина (носят фамилию Пешковы) Праправнук Алексей Пешков, сын Екатерины Дочь Екатерина Алексеевна Пешкова () Приёмный и крёстный сын Пешков, Зиновий Алексеевич, брат Якова Свердлова, крестник Горького, взявший его фамилию. Фактическая жена в г. г. Мария Фёдоровна Андреева () актриса, революционерка, советский государственный и партийный деятель Мария Фёдоровна Андреева Приёмная дочь Екатерина Андреевна Желябужская Приёмный сын Желябужский, Юрий Андреевич Семья и личная жизнь
В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максим Горький скончался на своей даче в Горках. Дело в том, что, 27 мая 1936 года после посещения могилы сына, Горький простудился на холодной ветреной погоде и заболел. Проболел три недели, и 18 июня скончался. Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются « подозрительными », ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения.
Память В 2013 году имя Горького носят 2110 улиц, проспектов и переулков в России, а ещё 395 носят имя Максима Горького Город Горький название Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы. Горьковское направление Московской железной дороги Посёлок Горьковское в Ленинградской области. Посёлок Горьковский (Волгоградская область) (бывший Воропоново). Станции метро в Санкт - Петербурге и Нижнем Новгороде, а также ранее в Москве с 1979 по 1990 гг. (ныне « Тверская »). Киностудия имени М. Горького (Москва). Государственная премия РСФСР имени М. Горького. Самолёт АНТ -20 « Максим Горький » В Нижнем Новгороде Центральная районная детская библиотека, академический драматический театр, государственный педагогический университет, улица, а также площадь, в центре которой установлен памятник писателю носят имя М. Горького. Но самой важной достопримечательностью является музей - квартира М. Горького.
Cлайд 1
Cлайд 2
МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализмаCлайд 3
Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.Cлайд 4
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).Cлайд 5
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Попытка поступить в Казанский университет оказалась неудачной. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».Cлайд 6
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.Cлайд 7
РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и ТолстогоCлайд 8
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистомCлайд 9
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай 2 распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07. Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.Cлайд 10
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.Cлайд 11
ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ (1905-1917) После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».Cлайд 12
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.Cлайд 13
ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ МАКСИМА ГОРЬКОГО Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)Cлайд 14
Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).Cлайд 15
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРЬКОГО В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать.
1 из 14
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
№ слайда 4
Описание слайда:
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
№ слайда 5
Описание слайда:
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и - парадоксальным образом - породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).
№ слайда 6
Описание слайда:
Ранние произведения Горького (1892-1905) Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
№ слайда 7
Описание слайда:
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 - начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
№ слайда 8
Описание слайда:
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др. Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
№ слайда 9
Описание слайда:
Горький между двух революций (1905-1917) После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
№ слайда 10
Описание слайда:
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки:
№ слайда 11
Описание слайда:
Годы эмиграции Максима Горького (1917-28) Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
№ слайда 12
Описание слайда:
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.
№ слайда 13
Описание слайда:
Возвращение Горького в Советский Союз В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
№ слайда 14
Описание слайда:
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКÓВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма
3 слайд
Описание слайда:
Детские годы Родился в Нижнем Новгороде. Отец - Максим Савватиевич Пешкóв (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик, умер от холеры. Мать - Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи, умерла от холеры.
4 слайд
Описание слайда:
Детские годы Воспитывался в семье деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать. С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д. Настоящего образования не получил, окончил ремесленное училище.
5 слайд
Описание слайда:
Начало литературной деятельности Начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М.Горький появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого.
6 слайд
Описание слайда:
Годы эмиграции С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), на острове Капри, не прерывая связей с молодой советской литературой. С 1906 по 1913 также проживал в Италии (по состоянию здоровья)
7 слайд
Описание слайда:
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве. Памятник М.Горькому в Санкт-Петербурге около станции метро «Горьковская».
8 слайд
Описание слайда:
Библиография М.Горького Романы 1899 - «Фома Гордеев» 1900-1901 - «Трое» 1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907) 1925 - «Дело Артамоновых» 1925-1936- «Жизнь Клима Самгина» Повести 1908 - «Жизнь ненужного человека». 1908 - «Исповедь» 1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913-1914- «Детство» 1915-1916- «В людях» 1923 - «Мои университеты»
9 слайд
Описание слайда:
Библиография М.Горького Рассказы, очерки 1892 - «Макар Чудра» 1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль». 1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». 1898 - «Очерки и рассказы» (сборник) 1899 - «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна» 1901 - «Песня о буревестнике» (поэма в прозе) 1903 - «Человек» (поэма в прозе) 1913 - «Сказки об Италии». 1912-1917- «По Руси» (цикл рассказов) 1924 - «Рассказы 1922-1924 годов» 1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
10 слайд
Описание слайда:
Библиография М.Горького Пьесы 1901 - «Мещане» 1902 - «На дне» 1904 - «Дачники» 1905 - «Дети солнца», «Варвары» 1906 - «Враги» 1910 - «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го) 1930-1931 - «Сомов и другие» 1932 - «Егор Булычёв и другие» 1933 - «Достигаев и другие» Публицистика 1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты) 1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием) 1922 - «О русском крестьянстве»
11 слайд
Описание слайда:
Роль М.Горького в создании советской детской литературы 1918 - докладная записка правительству «Об издании русской классической и зарубежной литературы и УНТ» 1919 - издано 72 наименования книг из списка 1919 - организация издательства «Всемирная литература» 1919 - в Петрограде выходит первый детский журнал «Северное сияние» (просуществовал 1 год) 1922 - создание Пионерской организации 1923 - в Петрограде издается журнал «Воробей» 1924 - журнал «Воробей» переименован в «Новый Робинзон» 1924 - начинает выходить журнал «Пионер» 1924 - создается журнал «Мурзилка» 1925 - в Москве начинает выходить газета «Пионерская правда» 1927 - газета становится всесоюзной, вводится рубрика «Горький отвечает детям»
12 слайд
Описание слайда:
Роль М.Горького в создании советской детской литературы 1930 - в Ленинграде выходит журнал «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал), выходил до 1947 года 1931 - Постановление правительства о создании издательства «Молодая гвардия» 1933 - создание издательства «Детгиз» 1933 - продолжение выпуска серии книг ЖЗЛ, основанной русским просветителем Ф. Павленковым (выходила 1890-1915 гг.) 1934 - создание Союза писателей СССР 1934 - проведение Первого съезда Союза писателей СССР, выступление с основным докладом; по вопросу детской литературы выступление С.Я.Маршака – «О большой литературе для маленьких детей» 1920-1930-е годы - активная борьба за сказку (Горький, Маяковский, Чуковский, Маршак) 1930-е годы - статьи по вопросам детской литературы
13 слайд
Описание слайда:
«О сказках» (1929) «Человек, уши которого заткнуты ватой»(1930) «О безответственных людях и о детской книге наших дней» (1930) «Литературу детям» (1933) «О темах» (1933) Основные статьи по вопросам детской литературы
14 слайд
Описание слайда:
1. Учет возрастных особенностей и интересов детей к действительности. 2. Энциклопедичность, широкий охват явлений. 3. Ведущей темой должна стать тема современности, яркое и необычное особенно привлекает детей. Книги о романтике труда, романтике борьбы человека с природой. 4. Требование художественности: «Наша книга не должна быть дидактической, грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов». Основные требования к детской книге
15 слайд
Описание слайда:
5. Герой: «Перед новыми талантами встает задача изобразить в литературе героя – чудесного, небывалого даже в сказке, героя, который хочет перестроить мир… показать героя, собрав в одном человеке все достоинства коллектива». 6. Необходимость юмора, сатиры – «забавного» в книге для детей. Дети от природы жизнерадостны, смешливы. 7. Детское мышление наглядно. Непременным требованием к детской книге должны стать красочные иллюстрации. Основные требования к детской книге
16 слайд
Описание слайда:
«Утро» (1910) «Воробьишко» (1912) «Случай с Евсейкой» (1912) «Самовар» (1913) «Про Иванушку-дурачка» (1918) «Миша» (1919) Сказки для детей
- Домашние рогалики с яблоками: пошагово с фото
- Лапландская уха. Уха по-фински. Традиционный рецепт. С плавленым сыром
- Багет с сыром и с чесноком рецепт в духовке Чесночный соус для багета рецепт
- Как приготовить вкусные сочные медальоны: инструкция к применению Рецепт медальонов из телятины от эктора
- Гораздо вкуснее обычных…
- Гороскоп на конец февраля скорпион
- Интересные факты о наручных часах: спорим, вы этого не знали?
- Интересные факты о наручных часах: спорим, вы этого не знали?
- Новый год огненного петуха гороскоп
- Любовный гороскоп на июль женщина скорпион
- Чем заменить колбасу при правильном питании Мясо запеченное в духовке на бутерброды
- Презентация на тему поволжье
- Экономико -географическое положение поволжья
- Штурм Познани Красной армией
- Быт и обычаи Быт и обычаи 19 века
- Экологические проблемы современности - презентация Проект презентация по биологии экологические проблемы человечества
- Страна бисероплетения Презентация на тему бисероплетение
- план-конспект урока по истории (9 класс) на тему Экономическая политика белых
- Лимонный напиток Как варить лимонад из лимонов без цедры
- Салаты из морепродуктов Салат из морепродуктов в духовке