Игра воздушный шар психология. Классный час экспресс-тренинг "путешествие"


Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ" В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 14. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ"

Продолжительность игры: 35 - 40 минут. Количество участников: группа, которую можно поделить на подгруппы (6 - 16 человек). Условия проведения: свободное помещение, классный кабинет, кабинет психолога.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу. Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛ-ВО

1 Канат 50 м
2 Аптечка с медикаментами 5 кг
3 Компас гидравлический 6 кг
4 Консервы мясные и рыбные 20 кг
5 Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
7 Конфеты разные 20 кг
8 Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
10 Палатка 10 - местная 20 кг
11 Баллон с кислородом 50 кг
12 Комплект географических карт 25 кг
13 Канистра с питьевой водой 20 л
14 Собака 5 кг
15 Лодка резиновая надувная 25 кг
Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последова-тельности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:
"На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д."
При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1. Высказать своё мнение может любой член экипажа
2. Количество высказываний одного человека не ограничивается
3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения.
4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход
5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете, что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению. Правила ведения дискуссии:
  • Соблюдайте очередность, не перебивайте говорящего.
  • Воздержитесь от критики.
  • Контролируйте эмоции, не переходите на личности.
  • Четко аргументируйте свои утверждения.
  • Сохраняйте доброжелательную, открытую атмосферу в группе.
  • Фиксируйте каждый момент, по которому удалось договориться.

Инструкция участникам

Тренер выдает каждому участнику тренинга индивидуальную карточку и просит всех до его специального сигнала не смотреть на нее. На карточке перечислен ряд предметов:
Я Группа
1 Компас
2 Фляга со спиртом (5 л)
3 Плащ-палатка (1 шт.)
4 Упаковка шоколада
5 Боеприпасы
6 Собака
7 Рюкзак с сухим пайком (1 шт.)
8 Аптечка
9 Зеркало
10 Прибор ночного видения
11 Оружие
12 Вода (10 л.)
13 Библия
14 Рыболовная снасть
15 Сундук с вещами из дома
16 Коробка сигарет

Далее тренер дает вводную инструкцию: «Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Шар получил повреждение и стал падать. Впереди вы видите необитаемый остров. Вам надо долететь до него и выжить. Неизвестно, придет ли когда-нибудь помощь и сколько вам придется прожить на этом острове. Единственный способ – выбрасывать из воздушного шара вещи, чтобы долететь. Вы не можете знать, сколько вам придется выбросить, чтобы долететь, возможно, все, возможно, будет достаточно 2-3 вещей. Сейчас вы перевернете свои карточки и увидите то, что взяла ваша команда с собой. Ваша задача – отметить в этом списке очередность вещей, как вы их будете выбрасывать (1 – то, что вы выбросите первым, 2 – вторым и т.д.).

Тренер определяет время для индивидуальной работы (5-10 минут обычно хватает для любой группы). В случае если участники тренинга начинают переговариваться друг с другом, тренер пресекает переговоры и запрещает обсуждать список вещей. Тренер контролирует, что все участники заполнили свои индивидуальные списки, просит участников дождаться остальных, если кто-то задерживается, и запрещает переговариваться друг с другом.

Когда все участники проделали индивидуальную работу, тренер объявляет начало групповой дискуссии: «А сейчас вам надо будет договориться между собой, в каком порядке вы будете выбрасывать вещи. Ведь вы же все летите на одном шаре, и ваша задача долететь и выжить. После того, как вы будете готовы, вы должны будете объявить мне порядок, в котором вы будете выбрасывать вещи».

Тренер хранит полное молчание во время групповой дискуссии и не вмешивается в нее. Во время групповой дискуссии тренер фиксирует все свои наблюдения за участниками, записывает их фразы, фиксирует ход дискуссии, чтобы иметь материал для дальнейшего анализа.

После того, как группа договорилась о порядке очередности, тренер выслушивает и фиксирует этот порядок. Затем тренер организует обсуждение этой игры и подводит группу к намеченным выводам и целям, ради которых она проводилась.

Необходимые материалы

  • Бланк с перечнем предметов.
  • Видеокамера.

Вопросы для обсуждения

  • Что помешало вам договориться быстрее?
  • У кого были стратегии поведения, отличающиеся от общего мнения?
  • О каких вещах спор был особенно острым?

Разбивка на команды идет по следующим признакам: 1-кто в группе самый Глубокий - Мудрый? 2-кто самый Добрый - Сердечный - Сострадательный?, 3 ---самый Трудяга - Работяга?, 4---самый Дикий Варвар? (выбрать этих лидеров)

Образуется 4 КОМАНДЫ: МУДРЕЦЫ - ТРУДЯ ГИ - ГУМАНИСТЫ - ВАРВАРЫ.

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта тачка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из вашего поля зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипенье. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет на удачу – и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей – и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие - то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а, сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего неизвестно: сейчас там тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут выкидывать вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решите выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, 17 – то, что будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу дается 10 минут. После того, как свой выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, -- погибнете. Выкинуть сразу все равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом вы теряете время: можете погибнуть, у вас 20 - 30 минут. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, подведите итоги, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других». Командная работа идет в течение 30 минут.

Если в группах идет препирательство, то необходимо вмешаться: "все закрыли глаза. Время остановилось. Вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернуться в корзине, а большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А корзине идут разговоры, и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина. Интересно, смогут ли выжить эти люди? И от кого зависит? Время включается снова. Работаем

Те группы, что выработали решение раньше, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список, и есть список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности. Если по пункту 1 у кого-то ранжир 3, а группа поставила это на 5 место, то по этому пункту разница равна 2 .Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение одного оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Можно обсудить с группой: что на их взгляд важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы Важно обсудить вклад каждого в обсуждение: кто из нас спасал и наоборот (с кем бы ты не полетел).

Список вещей

1. Миски, кружки, ложки………………………….9 кг

2. Ракетница с сигнальными ракетами…………..6 кг

3. Географические карты и компас.....................2 кг

4. Консервы мясные...........................................20 кг

5. 5.Топоры, ножи, лопаты...............................12 кг

6. Канистра с питьевой водой...........................20 л

7. Вата, бинты, перекись водорода, зеленка......7 кг

8. Винтовка с запасом патронов.......................30кг

9. Шоколад.......................................................10 кг

10. Золото, бриллианты......................................25 кг

11. Большая собака.............................................55 кг

12. Рыболовные снасти........................................1 кг

13. Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь...3 кг

14. Соль, сахар, набор витаминов........................9 кг

15. Медицинский спирт.......................................10 л

Тренинговое занятие для старшеклассников «Поучимся общаться»

Цель тренинга : развитие компетентности в общении, тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

План тренинга

1. Упражнение - активатор «Да, нет не говорим»

2. Приветствие. Вступительная беседа.

3. Упражнение «Автобус»

4.Упражнение «Вижу разницу»

5.Упражнение «Спусти пар»

6. Упражнение «Испорченный телефон»

7.Упражнение "Воздушный шар"

8.Рефлексия.

Упражнение «Да - нет не говорим»

Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

К коммуникативным умениям относятся:
Описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов.
Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами.
Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.
Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Помимо описанных коммуникативных умений, вам в дальнейшей работе будут необходимы навыки делового общения, такие, как:
Установление контакта;
Ориентация в проблеме;
Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
Навыки принятия решений, нахождения компромисса.

Установление контакта.
Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства.
Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция)…
Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода).

Ход занятия:
Упражнение «АВТОБУС»
Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга.
Ситуация: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора.

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Описание поведения
«Описание поведения» означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания. Это умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
Например: «Лена, ты неряха» - это оскорбление, оценка.
«Лена, ты не убрала свою постель» - описание поведения.

Упражнение «ВИЖУ РАЗНИЦУ»
Один доброволец какое-то время побудет за дверью. Остальные участники тренинга делятся на две группы по какому-то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, цвет верхней одежды). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

Коммуникация чувств
Чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное поведение. Поэтому требуется доверие человека.

Упражнение «СПУСТИТЬ ПАР»
Инструкция: «Сейчас у вас будет такая возможность. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Иван Иванович, мне обидно, когда вы говорите, что женщины не могут освоить работу на компьютере» или «Мария Петровна, я выхожу из себя, когда вы при всех делаете мне замечания по дежурству моего класса». Не оправдывайтесь те, на кого будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар».
Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар».

Активное слушание
Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели. Часто люди стремятся переговорить других, а не выслушать и понять другого. Такая позиция мешает им договориться.

Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Первый вариант игры.
Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели.
Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:
«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, и ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр
в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».
После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.

Второй вариант игры.
Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории.

Упражнение "Воздушный шар"
Инструкция : "Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

Наименование

Кол-во

Канат

50м

Аптечка с медикаментами

5 кг

Компас гидравлический

6 кг

Консервы мясные и рыбные

20кг

Секстант для определения местонахождения по звездам

5 кг

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

25 кг

Конфеты разные

20 кг

Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

Ракетница с комплектом сигнальных ракет

8 кг

Палатка 10-местная

20кг

Баллон с кислородом

50кг

Комплект географических карт

25 кг

Канистра с питьевой водой

20л

Транзисторный радиоприемник

3 кг

Лодка резиновая надувная

25 кг

Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.

Рефлексия.
Участники отвечают на вопросы:
1. Что нового для себя узнали во время тренинга.
2. Какие полученные навыки можно использовать в своей педагогической деятельности.
3. Что нового педагоги хотели бы услышать от психолога на следующем тренинге.

(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)

Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.

Список вещей:

Золото, драгоценности 100гр.

Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.

Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.

Полезные книги про все 12 кг.

Консервы 10 кг.

Топоры, ножи, лопаты 15 кг.

Питьевая вода 10 л.

Аптечка 3 кг.

Винтовка с запасом патронов 10 кг.

Шоколад 7 кг.

Очень большая собака 50 кг.

Рыболовные снасти 0,5 кг.

Мыло, шампунь, зеркало 2кг.

Теплая одежда и спальники 50 кг.

Соль, сахар, витамины 4 кг.

Канаты, веревки 10 кг.

Спирт 10 л.

В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.

5.Упр. «Умей сказать «нет»

(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)

Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу, пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.

6.Упр. «Связующая нить» (сплочение коллектива)

С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.

7.Рефлексия.

Занятие № 8 «Лидер и доверие»

Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых дляуверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

    Приветствие.

Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»

    Упражнение-разминка «Фью-фью»

Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.

    Информирование. Название закона – Лидер должен быть в доверии.

Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому лидеру необходимо быть в доверии.

Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)

Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.

Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)

Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.

Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом. Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.

Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания. Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.

Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.

Лидер должен изучать людей и понимать их.

Для чего это нужно? (ответы детей)

Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.

Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.

По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.

Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.

Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.

«Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.

Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.

Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».

Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:

    Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.

    Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.

    Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.

Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)

    Работа в группах.

Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.

    Мозговой штурм.

Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.

    Упражнение «Травинка»

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.

    Рефлексия.

Занятие № 9 «Ключи к успеху»

Цель занятия - стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!».

    Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».

Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.

    Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя .

Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.

Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.

Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной , которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.

Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.

Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.

Советы относительно саморазвития:

Сохраняйте уверенность.

Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.

Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.

Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.

Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.

Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.

Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.

Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.

Граф Найтингел

    Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.

    Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.

Настройтесь на успех.

Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.

    Задание – составление портрета лидера.

Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.

    Упражнение «Я-это-Я».

Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.

    Рефлексия.

Занятие № 10 «Выбор будущего»

Цель занятия - закрепление приобретенных ЗУН, ориентация на их использование в повседневной жизни.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!»

    Упражнение-разминка «Сантики-фантики»

Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого - определить, кто в кругу является ведущим.

    Информирование :

X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.

Ребята, что означают выражения «без тебя как без рук», «ты моя правая рука»? А как вы думаете, какой палец на правой руке самый нужный и важный? Конечно, все! Точно так же и у лидера нет наиболее или наименее важных качеств, есть 5 основных, которые обязательно должны присутствовать у лидера: (по ходу объяснения этих качеств на доске составляется рука, где ладонь - X закон лидера, а пальцы – те самые качества)

    Лидер знает куда идет

Все двери открываются перед человеком, который знает куда идет.

    Лидер обладает энтузиазмом

Энтузиазм подобен пузырькам в лимонаде.

    Лидер проявляет решимость.

Лидер никогда не отступает, пока не добьется успеха, не достигнет цели (как почтовая марка, которая держится на письме до тех пор, пока оно не достигнет адресата).

    Лидер умеет работать с людьми.

Если лидер проявляет заботу, внимание и любовь к людям, они с легкостью будут прощать вам недостатки. Но если люди поймут, что они для вас безразличны, то будут с осуждением относиться к любым вашим действиям.

    Лидер стремится в будущее.

О чем вы чаще всего думаете - о прошлом, настоящем, будущем?

Если вы живете прошлым, то будете склонны к грусти, унынию. Живете настоящем – постоянно будете пребывать в критическом настроении. Думаете о будущем – ваш уровень энергии повышается, отношение к жизни позитивное.

Стержень лидерства – это энергия, а энергия, как правило, порождает энергию. Но лидер не энергетический вампир, а энергетический излучатель и преобразователь.

Но жизнь есть жизнь. И даже самая совершенная машина имеет свойство ломаться. Лидер не вечный двигатель, а человек и порой его энергия иссякает. Тогда на выручку приходят артистические способности: нельзя показывать виду, впадать в уныние. Показывай оптимизм, и он снова вернется.

В заключении можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:

Если вы можете держать голову

высоко, когда вокруг теряют

головы, и обвиняют в этом вас…

Если вы можете справиться

с успехом и провалом…

Если вы умеете молниеносно

действовать, и умеете ждать и не

уставать от ожидания…

Если вы можете поставить на

карту все свои победы, и

проиграть, а и начать все сначала,

и никогда не промолвить слова

о своем поражении…

Если вы можете заставить сердце,

мускулы и нервы служить вам долго…

Если вы можете заполнить одну

быстролетящую минуту

шестьюдесятью секундами смысла…

Тогда земля и все на ней – ваше!!!

    Упражнение «Самопрезентация» (самораскрытие)

Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…».

    Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений)

В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, каким-то образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение.

6. Упражнение «Лодка» (сплоченность, принятие группового решения)

Ребятам предлагается покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом, они сами должны решить как на ней поместиться, кто будет рулевым, пассажиром, на веслах. Обсуждение.

7. Упражнение «Свеча» (рефлексия, самоанализ)

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывает свое мнение о прошедших занятиях: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д.

По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.

Выбор редакции
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...

Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...

Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...

Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...
Лидирующее место среди горячих закусок по праву занимают фаршированные грибы. Они оригинально сочетаются как с алкогольными напитками,...
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...
Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...
Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...