Игры по народным сказкам. Игра "путешествие по русским народным сказкам"


Литературная игра для учащихся 3 класса «Дорогами русских народных сказок»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание: Данная игра предназначена для проведения уроков литературного чтения или внеклассных мероприятий с обучающимися 3 класса.
Цель: закрепление и обобщение знаний по изученным русским народным сказкам.
Задачи:
- закрепить знания детей по прочитанным сказкам;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор, логическое мышление, память;
- прививать интерес к чтению.
Работа с презентацией:
На первом слайде презентации – филворд. Дети находят слово, при нажатии на буквы в слове цвет фигур изменяется. При нажатии на последнюю букву происходит переход на слайд со сказкой. Выполнив все задания по сказке, нужно перейти на слайд с филвордом, нажав на управляющую кнопку «филворд». Переход на следующий слайд с заданием выполняется по управляющей кнопке «следующий слайд».
При работе со слайдами презентации обращайте внимание на Заметки к слайду , в которых записаны подсказки.

Ход игры:

Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну сказок. А в каких сказках вы сегодня побываете, вы узнаете, разгадав филворд. В нем записаны герои сказок. Найдите этих героев и угадайте, из каких они сказок. (ребята находят героев сказок в филворде, угадывают сказку и отправляются в путешествие).

В ходе нашей игры мы выясним, кто из вас является лучшим знатоком изученных нами русских народных сказок.
Филворд.


Слова-отгадки: Радивая, семилетка, лесной дед.


Сказки: «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Самое дорогое».

Русская народная сказка «Самое дорогое»


1. Мини-викторина:

Какую работу выполняли старик со старухой? (Старик плел корзинки из ивовых прутьев, старуха ткала лен.)
- С какой целью старик отправился в лес? (Он отправился в лес, чтобы срубить деревце и сделать новую прялку старухе да ручку к ножу.)
- О чем Лесной Дед попросил старика? (Он попросил старика не рубить деревья, потому что все деревья живые и хотят жить.)
- Почему старик со старухой долго не могли придумать, что у Лесного Деда попросить? (Всё, что нужно, у них было, а чего не было, они своими трудами всегда заработать могли.)
2. Соответствия.
Соедини правильно слова первого и второго столбика и вспомни, каким был Лесной Дед.


Ответ:
Лесной Дед был в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
3. Найди лишнюю картинку.
Вспомни, что предлагал старик попросить у Лесного Деда и найди лишнюю картинку:


(деньги, стадо коров и овец, курочки, прялка и ножик )

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»


1. Узнай героя.
- Этот герой жил на дне колодца. Лицо, глаза, борода, да и весь он был одного цвета. (Зеленый старик)
- Как звали героиню сказки, которая без дела не сидела, всегда работала и любое дело выполняла старательно. (Радивая)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Век бы с такой хозяйкой жить да радоваться! Заботливая, ласковая!» (козы)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Давай скорее подарок! Я домой тороплюсь.» (Ленивая)
2. Подарки из шкатулки.


В данном задании нужно определить, что Зеленый старик подарил старшей сестре, а что младшей и какой предмет лишний.
Подарки: угли; душегрея парчовая, соболями отороченная; кошелёк с золотом; сарафан атласный; сундук с серебром; башмаки с серебряными пряжками; зола; жемчуг.
Старшей: душегрея парчовая, соболями отороченная; сарафан атласный; башмаки с серебряными пряжками; жемчуг; кошелёк с золотом.
Младшей: угли, зола.
Лишний предмет: сундук с серебром.

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»


1. Чей ответ?
Какие ответы на загадку дали героини сказки? Соедините правильно.


Ответы:


2. Что потом?
Восстановите последовательность заданий царя, которые выполняла дочь-семилетка.
Явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка; соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню.
Ответ: соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню; явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка.
3. Кто внимательный?
Прочитайте названия животных и определите, о каких животных не говорится в сказке:
Лиса, заяц, кобыла, перепелка, медведь, жеребенок, боров, утята, цыплята.
Ответ: лиса, медведь, утята.
Подведение итогов игры.

Презентация на тему: Литературная игра «Дорогами русских народных сказок»

Интересные познавательные игры, игры-викторины и конкурсы для младших школьников на знание сказок.

Игра «Сказки. Сказки. Сказки»

Дополни имя . Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Ведущий называет первое слово имени сказочного героя, а дети хором продолжают. Чей хор дружнее и без ошибок, та команда побеждает.

Кощей — Бессмертный

Елена — Прекрасная

Василиса — Прекрасная

Сестрица — Аленушка

Мальчик — с-пальчик

Финист — Ясный Сокол

Иван — царевич

Братец — Иванушка

Змей — Горыныч

Андрей — стрелок

Никита — Кожемяка

Крошечка — Хаврошечка

Отвечай одним словом . Каждому игроку или команде быстро задаются вопросы. Время на обдумывание — 1-2. секунды. Кто больше даст правильных ответов, тот победил.

Способ передвижения Бабы-Яги. (Ступа)

Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)

Любимая книга Буратино. (Азбука)

Гордость Марьи-красы. (Коса)

Сестрица Иванушки. (Аленушка)

Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)

Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка)

Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)

Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)

У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)

В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко)

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)

Кто помог вытащить репку? (Мышка)

Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)

Куда летал Незнайка? (На Луну)

Игра «Русские сказки»

Игроки разбиваются на три команды (по числу вариантов), которым ведущий по очереди задает вопросы. Ответы записываются на листке в столбик. Команда, первой прочитавшая зашифрованное слово по начальным буквам ответов, становится победителем.

Вопросы

Вариант 1

Этим предметом Иван пытался разбудить своих братьев.

Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку.

На какой реке Иван бился с Чудом-Юдом?

Кличка сказочного коня.

Без этого домашнего животного не обходится большинство сказок.

Жилище Бабы-Яги.

Имя сказочного героя.

Вариант 2

Имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.

Сестра Иванушки.

Пресмыкающееся с тремя и более головами.

Сказочный герой, смерть которого в яйце.

Мужское имя в сказках.

Вариант 3

Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену.

В чем нес медведь девочку вместе с пирогами?

Имя героя, нашедшего «то, не знаю что».

Этим подавился петушок.

Посуда, из которой журавль кормил лису.

На ее кончике смерть одного сказочного героя.

Ответы

Вариант 1

Р укавица

У точка

С мородина

С ивка

К онь

И збушка

Е меля

Вариант 2

С инеглазка

К олобок

А ленушка

З мей

К ощей

И ван

Вариант 3

С трела

К ороб

А ндрей

З ернышко

К увшин

И гла

Игра «Удивительные превращения»

Команда или игроки отвечают на вопрос ведущего «В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?» за определенное время.

Князь Гвидон из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (В комара, муху, шмеля)

Великан-людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». (В льва, мышь)

Красивый мальчик Якоб из сказки В. Гауфа «Карлик Нос». (В кролика)

Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». (В лебедей)

Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». (В принца)

Коротышка Листик из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В ослика)

Багдадский калиф Хасид из сказки В. Гауфа «Калиф-аист». (В аиста)

Два брата из книги Е. Шварца «Два клена». (В клены)

Женя Богорад из повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (В старика)

Ослы Брыкун, Пегасик и Калигула из повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В коротышек)

Игра «Необыкновенные путешествия»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «На чем или на ком сказочные герои совершили необыкновенное путешествие?».

В волшебную страну Элли и дядюшка Чарли из книги А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». (На сухопутном корабле)

Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». (На яхте «Беда»)

В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька из сказочной повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (На ковре-самолете)

За медом Винни-Пух из сказочной повести А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». (На воздушном шарике)

В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен из книги Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». (На ядре)

На Луну Незнайка и Пончик из книги Н. Носова «Незнайка на Луне». (На ракете)

Из норы крота в теплые края Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». (На ласточке)

В Африку доктор Айболит и его друзья из книги К. Чуковского «Доктор Айболит». (На корабле)

С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». (На тракторе)

На крышу Малыш из сказочной повести А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». (На Карлсоне)

Игра «Сказочные заклинания»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто говорил такие волшебные слова?».

По щучьему велению, по моему хотению. — Емепя (Русская народная сказка «По щучьему велению»)

Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. — Иванушка-дурачок (Русская народная сказка «Сивка-бурка»)

Сим-сим, открой дверь! — Али-Баба (Арабская сказка «Али- Баба и 40 разбойников»)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели. —Женя (В. Катаев «Цветик-семицветик»)

Раз, два, три. Горшочек, вари! — Девочка (Братья Гримм «Горшок каши»)

Кара-барас. — Мойдодыр (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Мутабор. — Калиф (В. Гауф «Калиф-аист»)

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, мо- рики. -— Бастинда (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Крекс, пеке, фекс. — Буратино (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты-балты. Кто ты? Кто я? Был — я, стал — ты. —Нильс (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дики ми гусями»)

Игра «Кто есть кто?»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто есть кто из литературных персонажей?».

Мойдодыр. — Умывальник (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Дядя Федор. — Мальчик (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

Тяни-Толкай. — «Конь» с двумя головами (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Куинбус-Флестрин — Человек Гора. — Гулливер (Дж. Свифт «Путешествие Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»)

Рикки-Тикки-Тави. — Мангуста (Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»)

Господин Нильсон. — Обезьянка (А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»)

Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. —Джинн (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

Каа. — Удав (Р. Киплинг «Маугли»)

Страшила. — Соломенное чучело (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Тилли-Вилли. — Железный великан (А. Волков «Желтый туман»)

Игра «Разноцветные ответы»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Какое слово надо поставить вместо многоточия?».

Сказка Ш. Перро «Красная...» (Шапочка)

Сказка Ш. Перро «Синяя...» (Борода)

Сказка М. Метерлинга «Синяя...» (Птица)

Рассказ В. Осеевой «Синие...» (Листья)

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

Рассказ А. Куприна «Белый...» (Пудель)

Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (Туман)

Рассказ В. Бианки «Серая...» (Шейка)

Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (Горлышко)

Игра «Друзья и подруги...»

Карточки с пустыми столбцами для ответов копируют по количеству команд. За определенное время заполните таблицу.

Кто из литературных персонажей были друзьями...

Ответы

1. Багира, Балу, Каа (Р. Киплинг «Маугли»)

2. Вишенка, Редиска (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

3. Карлсон (А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

4. Пятачок, Иа-Иа, Кролик (А. Милн. «Винни-Пух и все- все-все»)

5. Кай (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

6. Чебурашка, Галя (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

7. Кот в сапогах (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

8. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

9. Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сироп- чик, Торопыжка, Гусля (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

10. Яло (В. Губарев «Королевство кривых зеркал»)

Игра «С подсказкой и без...»

Ведущий задает вопросы с подсказками. За правильный ответ после вопроса игрок получает 3 балла, с одной подсказкой — 2, с двумя — 1 балл. Кто первым отгадает персонажей и наберет большее количество очков, тот и выигрывает.

Вопросы

1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, в очках и под одеялом узнать его было трудно.

Девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки.

3. Мелкие торговцы-врунишки заявили, что их товар — волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них — лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр — это обидно.

5. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот поэтому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

6. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину настоящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

7. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Но оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эту хрустальную вещь обронила ее хозяйка, когда убегала домой.

8. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

9. Эта обманщица придумала притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

10. Две сестрички желали третьей только добра. И поэтому перевели часы на час назад.

Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища.

А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не нашла бы своего принца.

11. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение.

Сам-то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории.

Потом уже все узнали, что воздушный шар изобрел совсем не он.

Ответы

1. Волк (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

2. Медведь (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

3. Торговцы «невидимой тканью» (Г.-Х. Андерсен «Голый король»)

4. Лиса (Басня И. Крылова «Ворона и лисица»)

5. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)

6. Кот (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

7. Дочка мачехи (Ш. Перро «Золушка»)

8. Волк (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

9. Лиса (Русская народная сказка «Колобок»)

10. Старшие сестры (К. Аксаков «Аленький цветочек»)

11. Незнайка (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

Загадки сказочных героев

Игроки делятся на две команды. Ведущий зачитывает рассказы сказочных героев о себе, о своих ощущениях, чувствах и т. п. Задача — узнать героя. Побеждает команда, давшая больше верных ответов.

Вопросы

1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые...»

2. «Всю жизнь боялась кошек. А она в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая Мышка, могу помочь Кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна...»

3. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...»

4. «Ну и хвост у этой Мышки! Не сравнится он ни с кулаком Деда, ни с кулаком Бабы. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежало бы я на самом видном месте...»

5. «Мне приятно быть на голове этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности...»

6. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь...»

7. «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать...»

8. «Для меня очень вредно столько находиться в воде... Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..»

9. «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя — что тебе можно, а что нельзя. Я вот Горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?..»

10. «Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта...»

11. «Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда (а может, и не беда) в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю. И из-за этого мне достается: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно, что я говорю, она поглаживает мою ручку и долго-долго смотрится в меня...»

12. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!..»

Ответы

1. Колобок.

2. Мышка («Репка»).

3. Теремок.

4. Яйцо («Курочка Ряба»),

5. Красная Шапочка.

6. Сапоги («Кот в сапогах»).

7. Часы («Золушка»),

8. Золотой ключик («Буратино»),

9. Костер («Снегурочка»).

10. Золотая рыбка («сказка о рыбаке и рыбке»).

11. Зеркальце («сказка о мертвой царевне и семи богатырях»),

12. Ласточка («Дюймовочка»),

Блицконкурс «вопросы с подвохом»

Главное в конкурсе — отвечать как можно быстрее. Большее количество ответов за минуту гарантирует большее количество баллов.

Вопросы

1. Золушкин башмачок простой Или золотой?

2. Сколько человек тянули репку?

3. У колобка на шее был бантик или галстук?

4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

5. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу...». Куда же она залезла: на высокое дерево или на крышу дома?

6. По какому поводу Муха-Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба?

7. Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву?

8. Мальвина — брюнетка или блондинка?

9. Что просил старик у Золотой рыбки, когда выловил ее в первый раз?

10. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?

11. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?

12. Что показывают часы, когда бьют 13 раз?

13. Что Муха-Цокотуха нашла, когда по полю пошла: самовар или чайник?

14. Сколько зернышек в день ела Дюймовочка, когда жила у Крота?

15. Котенок Гав гавкает или тявкает?

16. Чью дочку Морозко одарил приданым — старикову или старухину?

17. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать?

18. Как Емеля возил на печке дрова: вязанками или врассыпную?

19. Кого водила на веревочке Шапокляк — кошку или собачку?

20. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?

Ответы

1. Не простой и не золотой, а хрустальный.

2. Трое, остальные животные.

3. Ничего не было, так как у него нет шеи.

4. Шесть, а седьмой спрятался и все рассказал маме.

5. Она сидела в коробе за спиной у медведя.

6. Именины. Свадьба тоже состоялась, но позже.

7. В тыкву.

8. Мальвина — девочка с голубыми волосами.

9. В первый раз — ничего.

10. Она носила только красную шапочку.

11. Он был похож на зеленую тряпочку.

12. Что им пора в ремонт.

13. Нашла денежку, а самовар потом на базаре купила.

14. Нисколько: она совсем не стала у него жить, а улетела с ласточкой.

15. Он мяукает.

16. Старикову.

17. Нет, так как он совсем из другой сказки, а за ключиком охотился Карабас-Барабас.

18. Дрова ходили сами, а на печке не ездили.

19. Крыску Лариску.

20. По лбу («шишка отскочила прямо мишке в лоб...»).

Игра «Ящик-загадка»

В ящике (коробке) находится сказочный предмет(ы), который необходимо узнать по вопросу-подсказке. За название сказки и автора участники получают дополнительные очки.

Вопросы

1. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с ее дочкой.

2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил.

3. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея — персонажа русских сказок.

4. С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована.

5. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?

6. В этом ящике есть то, что указывает путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции.

Ответы

1. Подснежники (С. Маршак «12 месяцев»)

2. Мочалка (К. Чуковский «Мойдодыр»)

3. Игла (Сказка «Царевна-лягушка»)

4. Стрела (Сказка «Царевна-лягушка»)

5. Чебурашка (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

6. Клубок ниток и нить Ариадны (Сказка «Царевна-лягушка» и миф о Минотавре)

Литературная игра-викторина

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

Задачи:

Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

Создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

Способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;

Развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

1. «Заюшкина избушка».
2. «Репка».
3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
4. «Курочка ряба».
5. «Гуси-лебеди».

6. «Морозко»

7. «По щучьему велению»

8. «Снегурочка»

9. «Царевна-лягушка»

10. «Колобок»

11. «Теремок»

12. «Волк и семеро козлят»

13. «Лиса и Журавль»

14. «Маша и медведь»

15. «Три медведя»

Оформление:

выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации

Оборудование:

телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, силуэты героев сказок из цветной бумаги

Место проведения: актовый зал.

Время проведения : 40 минут.

    Организационный момент.

Звучит песня «В гостях у сказки»муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)

2. Вступительное слово.

Ведущая 1: - Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, неуставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

Ведущая 2: - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду.

Вед. 1. Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

Вед.2 Бродят сказки по белому свету,

Людям дарят тепло и добро.

Как раскроешь ты дивную книгу,

Так возьмет тебя в плен волшебство.

Вот, как витязь, стоишь на распутье,

Ищешь к счастью дорогу свою;

Вот в волшебном саду у Кощея

Птицы-жар тебе песню поют.

Вед 1. Море синее плещет о скалы,

Буреломы встают на пути,

Машут в небе высоком крылами

Гуси-лебеди - слуги Яги.

Много в Сказочном царстве историй,

И какую ни выберешь ты -

Тебе сказка поможет, расскажет

Всё о жизни, добре и любви.

Читают уч-ся

СКАЗКИ СЛУШАТЬ Я ЛЮБЛЮ.

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
- Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем
Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

3. Конкурс «Назови сказку!»

Ведущая 2: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Презентация. Слайды 2-32

Тянут дед, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко
Догадался? Это … (Репка)

Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им голубая речка
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали. (Гуси-лебеди)

Не послушал брат сестрёнку
Превратился он в козлёнка!
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал,
И печалилась баба.
Только кудахтала … (Курочка ряба)

Старухина дочь сидит
Зубами стучит.
А он по лесу потрескивает,
С елки на елку поскакивает,

Пощелкивает, на старухину дочь поглядывает. (Морозко)

На печи лежит Емеля,
Долго мучался бездельем.
А потом пошло везенье
Всё … (По щучьему велению)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

Если сбрасывает кожу,
На красавицу похожа. (Царевна-лягушка)

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам,
Румяный бок,
А зовётся … (Колобок)

В этом доме - вот так да! -
Поместились без труда
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайка серенький, косой.
Мишка втиснулся, как мог,-
Развалился... (Теремок)

Зайку выгнала лиса...
Плачет зайчик: Вот беда!
Волк, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот!
Догадались вы, друзья,
Что за сказка эта? Да? (Заюшкина избушка)

Отворили дверь козлята,
И… пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)

Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом... (Лиса и Журавль)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь скорей ответь!
Названье этой сказки… (Маша и медведь)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

4. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая 1:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

(Жу­равль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Еме­ля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Мед­ведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

5. Конкурс «Филфорд»

Ведущая 2: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.

Презентация. Слайды 33-44

Ответы: медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза.

6. Конкурс «Ассоциации»

Ведущая 1: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообра­зительность.

Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попро­буйте отгадать сказки по ассоциации со словами:

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

7. Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)

8. Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

7. Конкурс «Исправь ошибки»

Ведущая 2: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Пять медведей» - «Три медведя»
«Домик» - «Теремок»
«Морковка» - «Репка»

8. Конкурс «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Ведущая 1:

9. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая 2: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может...

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

Ведущая 1:

    …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
    Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
    А что дальше? («Речка, спрячь нас!» просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

Ведущая 2:

3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

Ведущая 1:

4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

Ведущая 2:

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

Ведущая 1:

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. 

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.  Щука его спрашивает:

Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь? 

Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... 

Щука ему говорит:

Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только…

(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).

10. Конкурс «Вопрос-ответ»

Ведущая 2:

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один малень­кий домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9.Кем была в русской народной сказке заколдован­ная лягушка?(Царевна)

10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скре­бен».(«Колобок»)

11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пе­нек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12.В этой сказке птицы налетели, подхватили маль­чика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, деви­ца?»(«Морозко»)

14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной.(Василиса)

15.«...А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки?(Сестрой)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

18. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль) .

11. Конкурс «Танграмма. Собери героя сказки»

Ведущая 1:

Учащимся предлагается выбрать по два человека из команды. На столах лежат танграммы, вырезанные из цветного картона. Задача участников: собрать из геометрических фигур по образцу героев сказок и назвать их.

Ведущая: - Танграм – самая древняя китайская игра. Правила игры исключительно просты. Из семи исходных геометрических фигур нужно сложить силуэт заданной фигуры. Во время составления заданной фигуры обязательно используются все семь исходных фигурок. При этом их нельзя накладывать одну на другую. Они должны плотно прилегать друг к другу.

12. Подведение итогов.

Выступление школьного кукольного театра

Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги.

Ведущая 2: - Подошла к концу наша литературная игра-виктори­на. Завершая ее, мы желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Егорова Е.Н.

Г.О.ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

«Теремок»

Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки:

мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.

Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова:

«Вот стоит теремок

Он не низок, не высок.

Как войдет в него зверек,

Так захлопнется замок»

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.

На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.

Игра проводится, пока не останется самый ловкий.

«Волк и козлята»

Выбирается волк, остальные дети - козлята.

Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:

«Мы веселые козлята

Озорные все ребята,

Не боимся никого

Кроме волка одного.

(подходят к волку)

Серый волк, не зевай

Нас скорее догоняй»

На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил), тот приседает.

Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.

Затем выбирается новый « волк»

«Красная Шапочка»

Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.

Дети идут вокруг Красной Шапочки и говорят:

«Маленькая девочка

Красненькая Шапочка

К бабушке с корзинкой шла

И ребяток здесь нашла.

Шапочку ты не снимай,

Кто позвал тебя, узнай?»

Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет: -«Красная Шапочка»

Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.

Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.

«Бармалей»

Выбирается ребенок – Бармалей, ему одевается маска героя.

Он подходит к детям со словами:

«Я добрейший Бармалей

Очень я люблю детей.

Кто пойдет со мной гулять:

Бегать, прыгать и скакать?»

Дети отходят от Бармалея, приговаривая:

«Не хотим с тобой идти,

Лучше нас ты догони!»

Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик»

Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.

«Муха- Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре - ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи.

Дети идут по кругу, проговаривая слова:

«Муха, Муха - Цокотуха

Позолоченное брюхо

В гости мы к тебе идем

Кого хочешь, приведем?

Может пчелок полосатых?

Или гусениц мохнатых?

Кровопийцев - комаров?

Или толстых червяков?»

Ребенок в центре (Муха - Цокотуха) выбирает.

Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;

если гусениц - идут мелкими шагами;

если комариков - летят, произнося «з-з-з»;

если червяков - идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.

После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.

« Зайцы и лиса»

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.

Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:

«Ох, растаял домик мой

Как же мне идти домой.

Надо к зайчику бежать

Его домик отобрать»

Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:

«Тук- тук- тук….

Серый зайка, выбегай

И со мною поиграй»

«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик.

Кто проиграл - тот становится «лисой»

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...