Литературный турнир по произведению И. Тургенева «Муму. Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева "Муму" Задания для детей по произведению муму


Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Цель: Обобщение изученного. Проверить знание текста произведения, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы, умение высказывать собственное мнение по вопросу.

Игра состоит из трёх агонов (состязаний), в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Все остальные ребята – теоретики. В случае, если участник затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к «теоретикам». После отборочного тура каждый участник выбирает дорожку. За правильные ответы получают жетоны. « У »

Красная дорожка – 2 вопроса. Нельзя ошибиться ни разу.

Жёлтая дорожка - 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз. (1 штрафное очко)

Зелёная дорожка - 4 вопроса. Можно ошибиться 2 раза. (2 штрафных очка).

1-ый отборочный тур.

Вопросы:

  1. Как называется верхний этаж с низкими потолками в старинных дворянских домах (антресоль).
  2. Каким старинным словом называлась окружающая местность, окрестность (околоток).
  3. Кто такой «шорник»? (мастер, изготовляющий сёдла, уздечки и другую ременную упряжь).

2-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Как называлась женщина, ведавшая барским бельём (кастелянша).
  2. Каким старинным словом назывались комнаты в барском доме (покои).
  3. Кто такой «тягловый мужик» (крепостной крестьянин, который был обязан или работать на барщине, или платить помещику оброк.

3-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Как называется оглобля, прикрепляемая к середине передней оси коляски, телеги (обычно при парной упряжке) (дышло).
  2. Каким старинным словом назывался серебряный рубль (целковый).
  3. Кто такой «хожалый» (рассыльный при полиции).

Дополнительные вопросы.

  1. Что значит «неистомная работа» (работа без устали).
  2. Старинная мужская одежда (кафтан).
  3. Как называли крупного упитанного человека (тучный).
  4. Кто такой «ключник»? (слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов).
  5. Что означает слово «глумиться»? (издеваться).
  6. Как назывался платок из хлопчатобумажной ткани (бумажный платок).
  7. Что значит слово «превратности»? (неожиданные несчастья, неприятности).
  8. Что значит «дюжий мужик» (очень сильный, крепкий, здоровый).
  9. Как называлась скамья в виде длинного ящика с крышкой (коник).

1-й агон.

Зелёная дорожка . Она была вдова, окружённая многочисленной дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж. (барыня).

Жёлтая дорожка . Этот человек был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок. (Герасим).

Красная дорожка . У этого человека жёлтые глазки и утиный нос. Его должность – главный дворецкий (Гаврила Андреич).

Зелёная: В одной из отдалённых улиц Москвы… (в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня…)

Жёлтая: Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всём следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у неё находились…(не только прачки, швеи, столяры портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей. Был домашний лекарь для госпожи, был, наконец один башмачник…)

Красная: Ему отвели над кухней каморку; он устроил её сам, по своему вкусу:…(соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было бы положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся).

Зелёная: Как отнёсся Герасим к своему новому житью? (Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства он привык к полевым работам. К деревенскому быту.)

Жёлтая: Что входило в обязанности Герасима в доме барыни? (Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; …. Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить).

Зелёная.

Как складывались отношения Герасима с челядью? (Г. Находился в отношениях не то, чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице).

2-й агон.

1.задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная дорожка. Она была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. (Татьяна)

Жёлтая дорожка. Это был мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём… и глухонемой от рождения. (Герасим)

Красная дорожка. Он башмачник. Пьяница горький, почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству. (Капитон Климов).

2. задание. Продолжи описание .

Зелёная. Татьяна не могла похвалится своей участью…(С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно, что не было….).

Жёлтая. Когда-то она (Татьяна) слыла красавицей, но…(красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить…)

Красная. Первая встреча Татьяны с Герасимом. Когда Герасима привезли из деревни, она….чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него…).

3 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная. Как складываются дальнейшие отношения Герасима с Татьяной? (Г. сперва не обращал на неё особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на неё начал, наконец, и вовсе глаз с неё не спускал…)

Жёлтая. Какая мысль пришла в голову барыне? Передайте своими словами диалог барыни с Гаврилой. (-А что, Гаврила,- заговорила вдруг она, - не женить ли нам его, как ты думаешь? Может он остепенится.

Отчего же не женить-с! Можно-с, - ответил Гаврила, - и очень даже будет хорошо-с….).

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Что сдерживало Герасима отправиться к барыне с просьбой жениться на Татьяне? (Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней).

3-ий агон.

1.задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная. Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой не красива…(Муму).

Жёлтая. Дюжий парень, состоящий в должности лакея. (Степан).

Красная. На нём испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги…(Капитон).

2. задание.

Красная дорожка. Продолжи описание .

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения…(Барыня взяла его из деревни, глее он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой. Он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой…)

Зеленая дорожка. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

В чём была причина смущения, которая овладела дворецким Гаврилой после предложения барыни женить Капитона на Татьяне. (Не доложить же госпоже, что вот Герасим за Татьяной ухаживает… стоит этому лешему узнать, что Т.выдают за Капитона, ведь он всё в доме переломает…).

Жёлтая дорожка. Как встретил Капитон известие о своей женитьбе на Татьяне? (К. вытаращил глаза….Ведь он меня убьёт, ей-богу, как муху какую-нибудь прихлопнет…). . .

3 задание.

Зеленая дорожка. Что придумали дворовые, чтобы отворотить Герасима от Татьяны и почему именно это? (Чтобы она притворилась хмельной и прошла бы, пошатываясь и покачиваясь, мимо Герасима. Г. не любил пьяных людей.)

Жёлтая дорожка. Как отнеслась Татьяна к известию о своём замужестве? О чём это свидетельствует.? (Дворецкий пристально посмотрел на неё (Татьяну).

- Ну,- промолвил он, - Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.

- Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают?- прибавила она с нерешительностью.

- Капитона, башмачника.

Слушаю-с.

- Он легкомысленный человек- это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.

Слушаю-с).

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Как отреагировал Герасим на хитрость, придуманную дворовыми, чтобы отворотить Герасима от Татьяны? (Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Т., он сперва по обыкновении, с ласковым мычанием закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошёл к ней, придвинул своё лицо к самому её лицу…Она от страха ещё более зашаталась и закрыла глаза,…Он схватил её за руку, помчался через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул её прямо к Капитону).

Финал.

1.задание . Ответить на вопросы.

Зелёная дорожка . Поскольку Герасим ничего о себе рассказать на может, представление о нём складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? (Он настоящий богатырь, он работает за четверых: пашет, косит, молотит….и т.д.).

Жёлтая дорожка . Автор называет его работу «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это понятие? (Герасим не знает усталости, хотя работает с утра до вечера. Крестьянский труд ему по сердцу, он занимает всё его свободное время и не даёт скучать).

Красная дорожка . Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни…).

2задание.

Зелёная дорожка . Какай же волшебной силой обладает одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырём? (Дело не в сказочной силе, просто она помещица а Герасим- крепостной, который полностью находится в её власти).

Жёлтая дорожка . Чем был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни? (повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской).

Красная дорожка . Барыня очень много говорит о своих волнениях и тревогах. Почему же присутствующим становится неловко от этих разговоров? (Все понимают, что она притворяется больной. Вся её жизнь – сплошное притворство, поэтому Тургенев и назвал её причудливой старухой).

3 задание.

Зелёная дорожка . Изменился ли Герасим после появления в его жизни Муму? (Стал внимательным, нежным, заботливым даже счастливым).

Жёлтая дорожка . Почему Герасим принимает решение самому «уничтожить собаку»? (Ослушаться барыню он не может, но он понимает, что «людишки» не пощадят собаки, в его силах оградить её от мучений).

4задание.

Зелёная дорожка . В чём выразился протест Герасима? Против чего он протестует? (Герасим уходит в деревню).

Дополнительный вопрос.

1. Молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…В моих глазах этот враг имел определённый образ, носил известное имя. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…Враг этот был (крепостное право)».

Выводы. Подведение итогов. Выявление победителя игры.


Данный материал представляет из себя викторину по типу "Своей игры" по рассказу Ивана Сергеевича Тургенева "Муму". Презентация позволяет организовать как викторину после изучения произведения, так и проверить знание изученного у чащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«По следам прочитанных произведений» Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

Объяснялки Узнай героя Портрет героя Иллюстрации Кто из героев? Кто сказал Детали 10 20 30 40 50 60 10 20 10 20 10 20 10 20 10 20 20 10 60 50 60 50 60 50 60 50 60 40 30 40 50 60 50 40 30 30 40 30 40 30 40 30

Объясните значение слова: ПРИЖИВАЛКА ответ Объяснялки …10 бедная женщина, живущая из милости в богатом доме

Объяснялки …20 Объясните значение слова: КАСТЕЛЯНША ответ женщина, владевшая барским бельем

Объяснялки… 30 Объясните значение слова: ДВОРЕЦКИЙ ответ управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве

Объясните значение слова: КЛЮЧНИК ответ ОБЪЯСНЯЛКИ… 4 0 слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

ответ Объясните значение слова: КОМПАНЬОНКА ОБЪЯСНЯЛКИ… 50 женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Объясните значение слова: ФОРЕЙТОР ответ ОБЪЯСНЯЛКИ… 60 кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Узнайте, о каком герое идёт речь ответ УЗНАЙ ГЕРОЯ… 1 0 "...День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи..." о барыне

«…любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться..." . ответ Герасим УЗНАЙ ГЕРОЯ… 20 Узнайте, о каком герое идёт речь

ответ « С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала, одевали её плохо…» Татьяна УЗНАЙ ГЕРОЯ… 3 0 Узнайте, о каком герое идёт речь

« … почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным…» ответ УЗНАЙ ГЕРОЯ… 40 Узнайте, о каком герое идёт речь Капитон Климов

«…до самого вечера была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела» ответ УЗНАЙ ГЕРОЯ… 50 Узнайте, о каком герое идёт речь барыня

ответ Муму УЗНАЙ ГЕРОЯ… 6 0 Узнайте, о каком герое идёт речь «…было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась»

Чей портрет? «Прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провел рукой по своим белесоватым волосам, которые так и ерошились во все стороны..." "...окинул спокойным взором свой истасканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием посмотрел на свои дырявые сапоги, особенно тот, об носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка..." » ответ Башмачник Капитон Портрет ГЕРОЯ… 10

Муму Чей портрет? "...Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива...«; "...месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами..." ответ Портрет ГЕРОЯ… 2 0

Прачка Татьяна Чей портрет? "...женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Когда‑то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила..." ответ Портрет ГЕРОЯ… 30

Дворецкий Гаврила ответ Портрет ГЕРОЯ… 4 0 Чей портрет? "...судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом..."

Степан Чей портрет? « .. Дюжий парень, состоявший в должности лакея…» ответ Портрет ГЕРОЯ… 50

пёс Волчок ответ Портрет ГЕРОЯ… 6 0 Чей портрет? « .. Старый пёс жёлтого цвета, с бурыми крапинами, никогда не спускали его с цепи, лежал себе свернувшись в своей конуре и изредка издавал сиплый, почти беззвучный лай…»

«Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога» Какой эпизод из произведения иллюстрирует данная картинка? ответ Иллюстрации… 10

Капитон и Гаврила ответ Какой эпизод из произведения иллюстрирует данная картинка? Иллюстрации… 2 0

Герасим с бочкой Какой эпизод из произведения демонстрирует данная иллюстрация? ответ Иллюстрации… 30

«Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками» ответ Назовите эпизод из произведения по иллюстрации. Иллюстрации… 4 0

Герасим и дворня ответ Назовите эпизод, изображённый на иллюстрации. Иллюстрации… 50

Барыня, приживалки, Муму. ответ Назовите героев, изображённых на иллюстрации. Иллюстрации… 6 0

Татьяна ответ Кто из героев: « Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, когда ей случалось пробегать мимо него..» Кто из героев… 10

Герасим и барыня ответ Кто из героев изображён на этой иллюстрации? Кто из героев… 2 0

Герасим и Муму ответ Кто из героев изображён на и ллюстрации? Кто из героев… 30

кастелянша ответ Кто из героев: « … как только прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни грубый поступок Герасима» Кто из героев… 4 0

«Он бросил вёсла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке » ответ Какой эпизод изображён на иллюстрации? Кто из героев… 50

Форейтор Антипка ответ Кто из героев сказывал, что «он сквозь щёлку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни» Кто из героев… 6 0

Капитон ответ «Жениться для человека дело хорошее» Кто сказал… 1 0

Барыня ответ Кто сказал… 2 0 «Скверная собачонка! Какая она злая!»

Степан о Герасиме ответ « ..он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда» Кто сказал… 3 0

т олстая прачка ответ Кто сказал… 4 0 « - Экой чудной этот Герасим! – пропищала…, - можно ли эдак из-за собаки проклажаться!.. Право!..»

Капитон о Татьяне ответ - Какое не по нраву, Гаврила Андреич! Девка она ничего, работница, смирная девка… Кто сказал… 5 0

Дворецкий Гаврила о Татьяне ответ « Безответная ты душа!» - Ну, хорошо, - прибавил он, - мы ещё поговорим с тобой, а теперь ступай,..; я вижу, ты точно смиренница» . Кто сказал… 6 0

в Москве ответ В каком городе жила барыня, героиня рассказа И.С. Тургенева «Муму » ? Детали… 1 0

Татьяне ответ Кому Герасим подарил пряничного петушка, ленту, красный бумажный платок? Детали… 2 0

ответ Однажды Герасим потерял свою питомицу Муму, поэтому «обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал её руками…». Какого роста была Муму? Детали… 3 0 п римерно 25 см

ответ Герасим был одарён необычайной силой. За скольких человек он мог работать? з а четверых Детали… 4 0

Устинья Фёдоровна ответ Как звали жену дворецкого Гаврилы Андреевича? Детали… 5 0

Сравнение ответ Какое средство использовано в отрывке: « видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро»? Детали… 6 0


Проблема матери и сына в повести И.С.Тургенева "Муму"

Литературный турнир по произведению И. Тургенева «Муму»

для учащихся 5-х классов

Оформление: Выставка произведений И. Тургенева (особое внимание уделено на выставке повести И. Тургенева "Муму"); карточки с цифрами от 0 до 6 (для каждого участника); карточки с заданиями; стенд, на котором помещаются карточки с заданиями; портрет И. Тургенева

Ведущий: Ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя И. Тургенева, 180-летний юбилей которого отмечается в этом году. И.С. Тургенев родился в 1818 году в городе Орле, в дворянской семье. Отец его Сергей Тургенев - офицер, участник Отечественной войны 1918 года и мать его Тургенева - Лутовинова были дворянами. Детство писателя прошло в имении матери в с. Спасское - Лутовиново Орловской губернии.Учился в Петербургском Университете на словесном отделении. Первые стихотворные опыты И. Тургенева относятся к середине 30-х годов 19 века.С 1838 -1840 годы И. Тургенев продолжает образование за границей в Берлинском университете.Расцвет творчества И. Тургенева относится к 50 - 60 годам 19 века. Самыми знаменитыми его произведениями являются романы "Дворянское гнездо", "Рудин", "Ведшие воды" и другие. Заметное место в творчестве И. Тургенева занимают и произведения для детей, такие как "Записки охотника", "Бежин луг", повесть "Муму" и многие другие.
Сегодня мы поговорим о повести "Муму". Эта повесть по своей идейной направленности очень близка к "Запискам охотника". В ней не только еще раз писатель высказывает свое отрицательное отношение к крепостному праву, но и выражает веру в несокрушимое духовное величие человека из народа. Рассмотрим содержание этого произведения более подробно.

1 ТУР "Даты"

Перед вами следующие даты:

1) 1818г 2) 1852г 3) 1860г. 4) 1850г. 5) 1813г. 6) 1834г.

Вопросы:

1) Когда была написана повесть И. Тургенева "Муму"? (1852г.)

2) Когда родился И. Тургенев? (1818г.)

3) Назовите в каком году было написано первое произведение писателя? (1834г. Это поэма "Стене", написанная в модном в то время романтическом стиле.)

2 ТУР"Населенные пункты".

1) Петербург.

2) Москва.

4) Дальняя деревня.

5) Спасское - Лутовиново.

6) Ниж. - Новгород.

Вопросы:

1. Где происходит действие повести "Муму"? (г. Москва.)

2. Где служат сыновья барыни? (г. Петербург.)

3. Куда были отправлены барыни супруги Климовы? (Дальняя деревня)

ЗТУР "Женские персонажи повести".

1)Татьяна.

2) Варвара Петровна.

3) Устинья Федоровна.

4) Барыня.

5) Любовь Любимовка.

6) Дарья Тиховна.

О ком говорится в тексте?

1) " Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей... всем людям в доме тогда становилось неловко..." (Барыня)

2) " Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке". (Татьяна)

3) Как звали старую приживалку в доме барыни? (Любовь Любимовна)

4) Кто был прототипом барыни? (Варвара Петровна)

Ведущий: В образе барыни изображена Варвара Петровна Тургенева -Лутовинова, родная мать писателя. С нее списаны все черточки и повадки барыни. Варвара Петровна, например, была недовольна, что ее сын, родовитый дворянин, посвятил себя литературе. Ему постоянно приходилось выслушивать упреки: "Какая тебе охота быть писателем? Дворянское ли это дело?" Конфликт между матерью и сыном назревал давно. В молодые годы И. Тургенев горячо и преданно любил свою мать. И он для нее был любимым сыном, о котором она писала в дневнике, когда он уезжал куда-нибудь: " Сыну моему Ивану. Иван - мое солнышко, я вижу его одного, и когда он уходит, я уже больше ничего не вижу". На письменном столе ее всегда стоял портрет любимого сына. Но настал день, когда нежно любящая мать подошла к письменному столу и швырнула на пол "свою драгоценность". Так пролежал портрет на полу несколько недель. После этого Варвара Петровна больше не хотела видеть сына никогда. Причина разрыва между ними - крепостное право. Разные подходы к этому вопросу и привели к разрыву между матерью и сыном. Не дав имени барыне в повести, И. Тургенев, как бы указывает на то, что этот персонаж невымышленный, а списан с натуры. Варвара Петровна (как и образ барыни) воплощает в себе, если не самые худшие черты помещичьего класса (помещики были и более зверского нрава), но самые его типичные, отталкивающие свойства. Прежде всего, взгляд на крепостного не как на человека. Это постоянное изо дня в день унижение человеческого достоинства терзало и мучило И. Тургенева в крепостном строе.

4 ТУР. "Мужские персонажи повести"

1. Капитон.

2. Степан.

3. Харитон.

4. Андрей немой.

5. Гаврила Андреевич.

6. Герасим.

О ком говориться в тексте?

1) "Горький пьяница, башмачник, почитавший себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, а также человеком образованным и столичным". (Капитон Климов)

2) " Дюжий парень, состоящий в должности лакея..." (Степан)

3) Главный дворецкий, человек которому судя по одним его желтым глазам и утиному носу, сама судьба, казалась определила быть начальствующим лицом". (Гаврила Андреевич)

4) Мужчина двенадцати вершков роста сложенный богатырем и глухонемому от рождения. (Герасим)

5) Кто был прототипом дворника Герасима? (Андрей Немой)

Ведущий (комментарий): Андрей Немой был крепостным Варвары Петровны. Он по описанию схож с Герасимом. Был очень трудолюбивым трезвым мужиком, работящим и необыкновенно исправным, и немым от рождения.

5тур "Жилища"

1)Каморка.

2) Комната во флигеле.

3) Избушка.

4) Чуланчик.

5) Серый дом с белыми колоннами.

6) Барские покои.

Вопросы:

1) Где жил главный дворецкий барыни Гаврила? (Комната находилась во флигеле и была почти вся заставлена кованными сундуками.)

2) Где жила барыня с прислугой? (В сером доме с белыми колоннами, антресолью, покосившемся балконом.)

3) Куда спрятали Капитона Климова от Герасима в целях безопасности? (Чуланчик)

4) Куда принесли Муму, когда барыня пожелала ее увидеть? (Барские покои)

5) Где обитал Герасим? (Каморка под кухней; он устроил ее по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурках; 100 пудов на нее можно было положить - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял крепкого свойства столик..."

6 тур "Подарки"

1) Целковый
2) Бумажный платок
3) Сарафан
4) Гривенник
5) Пряничный петушок
6) Кафтан

Вопросы:

1) Что подарила барыня Герасиму однажды за его дерзкий поступок? (Целковый)

2) Что получила в подарок горничная от барыни за вкусный чай? (Гривенник. Чай барыне показался особенно вкусным, за что горничная получила похвалу на словах и деньгами гривенник).

3) Что подарил Герасим Татьяне, когда она уезжала из Москвы с мужем Капитоном? (Красный бумажный платок)

4) Что преподнес Герасим Татьяне, когда выражал ей свою симпатию? {Пряничный петушок)

Ведущий: А сейчас подведем итоги нашего конкурса. Определим финалистов и и продолжим с ними игру.

Финальная игра.

Ведущий: Повесть И. Тургенева называется "Муму", а мы до сих пор ничего не говорили об этой собачке.

Вопросы:

1) Где Герасим впервые повстречался с собачонкой Муму:
а) На дороге;
б)в кустах;
в) в тине у самого берега.

2) Какого возраста была собачка, найденная Герасимом?

а) 1 месяц;
б) 3 недели;
в)полгода.

Ответ: "Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что-то бархатистое в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались неровно: один глаз был немного больше другого".
3) Какой породы была Муму?
а) Спаниель;
б) дворняжка;
в} испанская порода.
Муму превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
Ведущий: Давайте подведем окончательные итоги нашего соревнования.(Жюри выясняет сколько очков надрано.)
Ведущий; Далее следует финальный конкурс в котором принимают участие 2 человека. Им предлагается такое задание: дать характеристику Герасима, как человека (т.е. перечислить черты его характера). Варианты ответов:
преданный справедливый сильный
верный исполнительный заботливый
честный внимательный умеет постоять за
трезвый нелюдимый других в т. д. Ведущий: Вот и определился наш победитель, который доказал, что он много знает о повести И. Тургенева "Муму". А помните ли вы, чем закончилась эта повесть? (Зрители дают ответ.) А мог ли Герасим простить барыне ее утонченную жестокость? (Зрители дают ответ.) Этим поступком Герасима (уходом из барской усадьбы) Тургенев показал, возмущение крепостных против помещиков в целом, и против данной барыни, в частности.
Так и И.Тургенев, выступавший против крепостного права, представителем которого была его мать, ушел из семьи, обрек себя на одиночество, жизнь без близкого ему человека - матери, но не захотел покориться ее воле, ее силе, не мог смотреть на те ее издевательства, которые терпели крепостные от своих помещиков.
Задания: 1. Где Герасим впервые повстречался с собачонкой Муму?
а) На дороге;
б) в кустах;
в) в тине у самого берега.

2. Какого возраста была собачка, найденная Герасимом?
а) 1 месяц;
б) 3 недели;
в)полгода. 3. Какой породы была Муму?
а) Спаниель;
б) дворняжка;
в) испанская порода.

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель: проверить, как усвоили ученики содержание рассказа

Задачи:

  • произвести углублённый анализ произведения посредством художественной детали;
  • развивать быстрое художественное мышление;
  • воспитывать чувство прекрасного к русской классической литературе через художественные образы;

Правила игры: игра состоит из 5-х туров; 1-й тур «Отборочный» . Цель его – выбрать 6 игроков для дальнейшей игры. Задаются ведущим (учителем) вопросы по содержанию, кто правильно отвечает на вопросы, получает звёздочку. Во второй тур выходят игроки, набравшие большее количество звёздочек. 2-й тур «Назови героя». Цель его – по описанию правильно выбрать героя данного художественного произведения. Кто больше угадает, тот выходит в 3-й тур, а выходят всего 4 участника игры. 3-й тур «Составь слово» . Цель его – составить слово из букв, которые оказались на верхней грани кубиков, выпавших из трубы-грамотейки. У кого самое короткое слово, тот выбывает, а в следующий тур выходят 3 участника. 4-й тур «Реши логическую задачу» . Цель его – правильно переставить местами таблички со словами : в том порядке, как говорится о них в тексте. Кто меньше дал правильных ответов, выбывает из игры, так как в 5-й тур (финальный) выходят только 2 игрока. 5-й тур «Словесная дуэль». Цель его – кто больше составит коротких слов из одного длинного слова. Примечание: чтобы не получилось одинаковое количество звёздочек, нужно смотреть за тем, кто первый поднимает табличку с правильной цифрой. Только этот игрок (ученик) получает звёздочку; в финале каждая лишняя звёздочка может заменять слово; в финале составлять только имена существительные в именительном падеже; во 2-м туре игроки поднимают одну табличку, а в 4-м – две; для игры нужны: а) пронумерованные таблички (сигнальные карточки можно использовать) от 0 до 8; б) ярко разрисованная «труба» из листа ватмана с задвижкой как в печной трубе; в) 8 кубиков, на гранях которых изображены все буквы алфавита; г) листочки и ручки;

Ход урока: 1. Просмотр мультфильма режиссёра В. Караваева по повести И. С. Тургенева «Муму». (Студия «Союзмультфильм» , 1987 год. Композитор А. Раскатов.)

2. Запись музыки телевизионной игры «Звёздный час»

I-й тур «Отборочный», содержащий вопросы для выбора игроков: 1. Какого роста (скольких вершков) был Герасим? (двенадцати); 2. В какой должности работала у барыни Татьяна? (прачкой); 3. Что прежде всего делала барыня по утрам? (гадала на картах и пила чай); 4. Как называлась комната, в которой жил Герасим? (каморка); 5. Как ласково окликали собачку Герасима дворовые люди? (Мумуней); 6. Назовите должность слуги в трактире по старому времени? (половой); 7. Что держала в руках Татьяна, когда двором шла, и вдруг кто-то схватил её за локоть? (накрахмаленную барынину кофту); 8. Дворецкий, проходя через гостиную, что-то переставил с одного стола на другой. Что именно? (колокольчик); 9. Сколько успел обежать Герасим, когда искал Муму? (пол-Москвы); 10. Кто такой хожалый? (рассыльный при полиции); 11. Что подарил Герасим Татьяне в день её отъезда? (красный бумажный платок); 12. Что значит целковый? (золотой или серебряный рубль); 13. Что было в руках у Герасима, когда он уходил из Москвы? (длинная палка); 14. Чем угощал Герасим свою собачку в трактире? (щами); 15. Как будила Муму Герасима по утрам? (дёргала за полу одежды); Итог : 6-7 учеников (игроков) выходят в следующий тур.

II-й тур «Назови героя» (всё на экране или интерактивной доске)

  1. «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней разных должностей. Например, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросался выполнять любое приказание сломя голову…». Итак, лакей! Где же он скрывается? Под каким именем? (Степан; табличка №-4).
  2. «Легкомысленный башмачник вошёл, закинул руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. Вот, мол, я. Чего вам потребно?» А потребно нам, чтобы вы вспомнили имя этого башмачника! (Капитон; табличка №-5).
  3. «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения…». Так, где же этот богатырь, как его зовут? (Герасим; табличка №-1)
  4. «Этот человек был приставлен к Герасиму в качестве наблюдателя, когда Герасим сам пообещал уничтожить Муму, хотя в доме у барыни он числился садовником, был бледен, носил жёлтый нанковый казакин…». Как вы считаете, который из них был садовником и «шпионом»? (Ерошка; табличка №-8).
  5. «Как-то раз разговаривала барыня с главным дворецким, человеком, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…». Барыня, кстати, называла его по имени. А вы знаете имя главного дворецкого в доме барыни? (Гаврила; табличка №-2).
  6. «Давным-давно, когда блаженной памяти великая царица Екатерина ездила в Крым, был выбран он в провожатые: целых два дня находился он в этой должности и даже удостоился сидеть на козлах с царицыным кучером. И с той самой поры этот человек выучился важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья…». Кто же из наших героев гордился тем, что был провожатым у самой императрицы? (пан Голова; табличка №-0).
  7. «Этот лекарь, всё искусство которого состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал 14 часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишнёвыми каплями по любому поводу…». Странный лекарь, да? Назовите его имя? (Харитон; табличка №-7).
  8. «Был у барыни в подчинении ещё и форейтор – слуга, сопровождавший её при выездах в коляске. Человек этот очень любопытный и хитрый, одним словом, - услужливый подхалим…». Под каким именем скрывается этот форейтор-подхалим? (Антипка; табличка №-3). Итог: в следующий тур выходят 4-5 игроков.

III-й тур «Составь слово». Труба-грамотейка прикреплена к доске. В ней кубики. Они падают на стол. Какие буквы на гранях окажутся вверху, те и записываются игроками на лист бумаги. За одну минуту нужно составить самое длинное слово из этих букв. По правилам можно использовать одну звёздочку вместо любой буквы. Кто составил самое короткое слово, выбывает. Итог: в следующий тур выходят 3 игрока.

IV-й тур «Реши логическую задачу».

2 молотил

3 действовал косой

2 кикимора

2 пряничный петушок

1 прыгала

2 не давалась

3 увёртывалась

2 жжёные перья

2 хватились

3 обшарили

1. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, как он справлялся с любой, возложенной на него, работой… А в какой последовательности нужно выполнять работу в деревне, чтобы зимой пользоваться результатами летнего тяжёлого труда? Как вы думаете? (…когда он пахал ,… действовал косой,… молотил цепом…; табличка №-2 и №-3). 2. Но вот Герасима привезли в Москву, дали ему в руки метлу и лопату, определили дворником и купили обновы… Вспомните, в каком порядке ему покупали вещи? (…купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп …; табличка №-2 и №-3). 3. Барыня решила выдать замуж Татьяну за пьяницу Капитона. Капитон страшно испугался и говорил, что Герасим убьёт его, ругался, обзывая Герасима разными словами. Посмотрите, звучали такие слова из уст Капитона или нет? (… да вы ведь сами знаете, Гаврила Андреевич, ведь он, Герасим, - леший, кикимора -то степная, Ведь он убьёт меня, ведь это какой-то зверь, идол …; табличка №-0). 4. Мы знаем причину испуга Капитона – Герасим ухаживал за Татьяной, она попала под его покровительство; Герасим даже сделал ей несколько подарков… Не подскажете ли вы нам, а в какой последовательности он дарил Татьяне эти вещи? (сначала он подарил ей пряничного петушка , с сусальным золотом на хвосте и крыльях, потом ленту , затем, при расставании, красный бумажный платок ; табличка №-1 и №-2). 5. Барыня, впервые увидев Муму в палисаднике, на клумбе, велела привести её в гостиную. Степан бросился исполнять приказание, хотел схватить собачонку, но… она слушалась только Герасима. А что же Муму «вытворяла» перед Степаном? (но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась …; табличка №-1 и №-2). 6. Барыня очень рассердилась на Муму, назвав её скверной собачонкой. Она велела Гавриле сегодня же убрать собачонку со двора. Говорила, что та мешает ей спать, что у неё голова болит от лая, что все хотят её смерти…падала при этом в обморок. Домашний лекарь Харитон потчевал барыню разными снадобьями. Посмотрите, пожалуйста, всё ли здесь перечислено? (Харитон в очередной раз поднёс ей лавровишнёвые капли , покурил жжёными перьями , а барыня смазала одеколоном виски и заснула…; табличка №-0). 7. Герасим как мог, знаками, объявил, что он сам берёт на себя уничтожить Муму. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму. По дороге он зашёл в трактир и накормил собачку. Что он попросил для любимой воспитанницы? Не забыли ли мы что-то? (принесли Герасиму щей . Он накрошил туда хлеба , мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть…; табличка №-0).

8. Не выдержал Герасим такого житья в Москве: и женщину любимую сосватали за другого, и собаку любимую пришлось самому утопить. Отправился он домой, в деревню, спешил без оглядки. Он ничего не слышал, но глаза жадно и прямо устремились вдаль и видели перед собой… Что же видел Герасим? (он видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчётные звёзды , светившие его путь, а он, как лев, выступал сильно и бодро, пока не взошло солнце и озарило его своими влажно-красными лучами…; табличка №-2 и №3). 9. Через два дня Герасим был уже дома. А в Москве о нём вспомнили только на другой день, дали знать полиции, доложили барыне. Тот позвал людей, и пошли они к каморке Герасима. Что же они там делали, как искали? (когда хватились его, пошли в его каморку, обшарили её, сказали Гавриле. Тот пришёл, посмотрел, пожал плечами…; табличка №-1 и №-2). Итог: в следующий тур выходят 2 игрока.

V- тур (финал) «Словесная дуэль». Финалисты садятся за стол и составляют слова (имена существительные в Им. падеже) из слова ГЕРАСИМ – главного героя повести. Ар, мир, миг, рис, маг, гам, сиг (рыба), рига, срам, мера, ас, сера, грим…

Музыкальная пауза.

Поздравления победителю, игрокам; награждение.

Выбор редакции
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю.» Ю.К. ЕфремовМБОУ СОШ №162.9 класс.Шубина Ольга Петровна,Учитель...

Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по...

«Колониальные империи» - Во Франции завершился промышленный переворот. Колонии Франции. Создание международных монополистических союзов,...
Слайд 1Экология – глобальная проблема современностиСлайд 2Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и...
Тема: «Чудеса из бисера» Цель : Познакомиться с историей бисера, и различными техниками работы с ним. Изучить понятие «монополия»....
Урок 3: Экономическая политика красных и белых. Цель урока: повторить основные события Гражданской войны; Изучить содержание...
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...
Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...