Инструмент типа флейты. Флейта - это древнейший музыкальный инструмент. Классический и романтический период


Поперечная флейта - музыкальный инструмент, изготовленный из дерева. Он относится к духовым и принадлежит к сопрановому регистру. меняется посредством передувания. Также во время игры происходит открывание и закрывание отверстий клапанами.

Общая информация

Бамбуковая поперечная флейта - это достаточно редкое явление на сегодняшний день, так как современные музыкальные инструменты такого типа, как правило, делаются из металла (платины, золота, серебра, никеля), иногда также из стекла, пластика либо прочих композитных материалов. Диапазон - свыше трёх октав. Ноты для поперечной флейты записываются в исходя из действительного звучания. Тембр прозрачный и ясный на среднем регистре, в нижнем - глухой, в верхнем - несколько резкий. Флейте доступна разнообразная техника. Часто ею исполняется оркестровое соло. Применяется в духовом и симфоническом оркестрах. Также используется в камерных ансамблях. В симфонических оркестрах задействуют от 1 до 5 флейт. Чаще их количество составляет от двух до трех.

История инструмента

Поперечная флейта известна человечеству давно. Самое раннее ее изображение обнаружено на этруском рельефе. Он создан в 100 или 200 годах до нашей эры. Тогда инструмент направляли влево. Лишь на иллюстрации к стихотворению 16 века его держат вправо.

Средние века

Поперечная флейта встречается и при археологических раскопках. Первые подобные находки в Западной Европе относятся к XII—XIV вв. нашей эры. Одно из наиболее ранних изображений, относящихся к тому времени содержится на страницах энциклопедии под названием Hortus Deliciarum. Исследователи предполагают, что инструмент временно вышел из употребления в Европе, а затем вернулся туда, придя из Азии, сквозь Византийскую империю. В Средние века конструкция состояла из единой составной части, иногда их было две. Инструмент обладал цилиндрической формой, а также шестью отверстиями одинакового диаметра.

Ренессанс и барокко

Поперечная флейта не слишком изменила конструкцию и в последующий период. Инструмент обладал диапазоном в 2.5 октавы. Он позволял брать весь перечень нот хроматического звукоряда при хорошем владении аппликатурой. Последняя была весьма сложной. Лучше всего звучал средний регистр. Известные оригинальные инструменты такого типа хранятся в Вероне в музее под названием Castel Vecchio. Наступила Первые значительные перемены в конструкцию инструмента были внесены семьей Оттетеров. Ее представитель Жак Мартин разделил флейту на 3 части. Впоследствии их стало 4. Тело инструмента, как правило, делилось пополам. Оттетер изменил сверление на коническое. Таким образом была улучшена интонация между октавами.

В XVIII веке к инструменту прибавляют большое количество клапанов. Как правило, их 4 - 6. Важные нововведения были внесли Иоганном Иоахимом Кванцом и Георгом Тромлицом. При жизни Моцарта наиболее часто использовалась поперечная флейта, имеющая один клапан. К началу XIX века число этих элементов стало стремительно увеличиваться. Музыка для данного инструмента виртуознее. Дополнительные клапаны, в свою очередь облегчали исполнение наиболее трудных пассажей.

Существовало множество вариантов конструкции. Во Франции популярна была флейта с пятью клапанами. В Англии их было 7 или 8. В Италии, Австрии и Германии существовало множество различных систем. Здесь количество клапанов могло достигать 14 и даже больше. Инструменты получали имена изобретателей: Циглера, Шведлера, Мейера. Существовали системы клапанов, сделанные специально, чтобы облегчить тот или иной пассаж. В XIX веке были созданы также флейты венского типа, они включали звук соль в малой октаве.

Флейта - по-настоящему удивительный духовой музыкальный инструмент, незаменимый в любом оркестре. Он имеет многовековую историю, восходящую к глубокой древности. Первое упоминание об этом инструменте появилось еще в греческой мифологии, а ее изобретателем, согласно мифу, считается сын Гефеста Ардал. Сегодня, спустя столетия, она не теряет своих позиций, а игра на ней - это целое искусство.

Какие бывают флейты

На сегодняшний день в музыкальном мире существует большое количество различных видов этого удивительного музыкального инструмента. Больше того, у многих народов есть своя разновидность, а иногда и не одна. Однако если собрать и структурировать все виды, можно выделить два основных вида - продольные и поперечные. Первые из них - продольные - музыкант обычно держит прямо перед собой. Продольные флейты могут быть открытыми или свистковыми . В первом случае воздух по косой вдувают в открытое отверстие сверху. Во втором случае во входное отверстие дополнительно устанавливается свистковое устройство.
Пожалуй, более привычные для нас - это поперечные флейты . Именно они используются в классических оркестрах. По традиции они относятся к деревянным духовым инструментам, потому что изначально делали их именно из дерева. Безусловно, в наше время они изготавливаются преимущественно из металла, а в некоторых случаях из керамики или стекла. Клапаны, появившиеся на поперечной флейте еще в 1832 году, помогают управлять высотой звука. Поперечная ценится еще и благодаря своим большим возможностям виртуозного исполнения даже самых сложных произведений в быстром темпе: трели, арпеджио и т.д. Многогранная игра достигается благодаря богатству тембра, большому диапазону и разнообразным оттенкам звучания.

На каких флейтах играют профессионалы и новички

Как же разобраться во всем многообразии флейт и сделать для себя правильный выбор? Здесь все зависит от ваших навыков и музыкального стиля, для исполнения которого вам нужен будет этот инструмент. Так, например, простая и легкая классическая музыка отлично звучит на , одной из самых простых разновидностей этого музыкального инструмента. Тембр её достаточно простой, диапазон - около двух . Именно поэтому она - отличный выбор для начинающих исполнителей. Оркестровая флейта с диапазоном от первой до четвертой октавы - инструмент уже более сложный и прекрасно справляется как с классической музыкой, так и с современными стилями - рок или джаз. На характеристики звука влияет также и материал, из которого изготовлен инструмент. Так, металлические модификации обладают более звонким, пронзительным и чистым звучанием, в то время, как модели, сделанные, например, из тростника, характеризует более «пустое» и низкое звучание, бедное обертонами.

Важно знать и то, как определяется диапазон флейты. Он, прежде всего, зависит от длины и диаметра инструмента: чем больше эти показатели, тем больше расход воздуха при исполнении и тем ниже извлекаемый звук.
На сегодняшний день на рынке музыкальных инструментов существует несколько ведущих производителей флейт. Среди них BRAHNER, Maxtone, Flight, Yamaha и HOHNER. Этим брендам можно доверять и быть уверенным в качестве производимых музыкальных инструментов. Более подробно смотрите тут -

(ит.- flauto, фр.- flute, нем.- Flote, англ.- flute)

Флейта - один из самых древних духовых инструментов. Ее предшественники появились еще в период первобытного общества. Изготавливались инструменты из раковин, костяных или тростниковых трубок. Бытовали как продольные, так и поперечные (косые) флейты.

В продольных флейтах воздух посылался непосредственно в открытую часть ствола, поперечные же имели специальное отверстие для посыла воздуха, которое располагалось сбоку, что обуславливало горизонтальное положение инструмента в процессе исполнения.

Важным шагом в эволюции флейты явилось изобретение игровых отверстий. Вначале отверстия появились в нижней части инструмента, у раструба, затем по мере увеличения их количества они располагались по трубке вверх. Среди древнейших инструментов уже имелись флейты с 4 и даже 5 игровыми отверстиями. Постепенно усовершенствовался и механизм звукоизвлечения. На продольных флейтах появился заостренный край ствола, затем возникло свистковое устройство. Значительно облегчил извлечение звука клювообразный наконечник: более удобный для губ, он вместе с тем образовывал узкую щель, которая позволяла точно направлять воздух на грань поперечного среза внешней стороны инструмента.

Флейта получила наибольшее распространение в Европе в Средние века. Продольная прямая флейта с клювообразным наконечником явилась предшественницей немецких Schnabelflote (Blockflote), швегеля (Schwegel) и руспфейфе (Ruspfeif). Популярна была и двойная продольная флейта (Doppel-Blockflote), состоящая из двух параллельных стволов с единым механизмом звукоизвлечения - свистковым устройством. В народной музыкальной практике использовалась флейта Пана.

Европейской родиной флейты стала Германия, благодаря чему она получила название немецкой. Инструмент представлял собой цилиндрическую трубку из бука с отверстием для посыла воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровыми отверстиями. Узкое сверление канала ствола облегчало звукоизвлечение и придавало яркость тембру инструмента. Поперечная флейта использовалась в народном музицировании, позднее она становится одним из любимых инструментов миннезингеров (немецких средневековых поэтов-певцов) и военных музыкантов.

В конце XVI в. стволу поперечной флейты была придана коническая форма для достижения более чистой интонации и легкости звукоизвлечения. Головку флейты стали делать подвижной, что дало возможность регулировать строй инструмента.

Во второй половине XVII в. канал ствола поперечной флейты получил обратноконическую форму, что значительно улучшило тембр инструмента. Ствол флейты стали составлять из трех частей. Это дало возможность корректировать составные детали при регулировании строя.

Вследствие усовершенствований поперечная флейта в конце XVII в. стала вытеснять и в конце XVIII в. окончательно вытеснила из оркестра продольную. Преимущество поперечной флейты обуславливалось еще и тем, что она обладала разным характером звучания в различных регистрах. Продольная же флейта имела нежное, но однообразное звучание.

В начале XVIII в. продолжается конструктивное усовершенствование поперечной флейты. Для достижения точности подстройки, а также для удобства сверления канала среднее колено инструмента было разделено на две части. К середине века введены клапаны фа, соль-диез, си-бемоль и до, что дало возможность извлекать на инструменте полный хроматический звукоряд без применения сложных аппликатурных комбинаций. Диапазон флейты составил две с половиной октавы (ре первой - ля третьей). К этому же времени относится изобретение кольцевого приспособления, которое давало возможность вместе с кольцом закрывать дополнительное подстраивающее отверстие. На этом заканчивается развитие простой (немецкой) флейты.

С 1847 г. широкое распространение в Европе получила флейта конструкции немецкого флейтиста-виртуоза и композитора Теобальда Бёма, который начал изготовлять инструменты из металла (часто из серебра). Флейта его конструкции имеет цилиндрическое сверление ствола и более удлиненную по сравнению с простой флейтой головку. Точное определение мензуры инструмента и значительное расширение игровых отверстий привело к возникновению уникальной системы клапанов, расположенных под пальцами настолько удобно, что исполнитель мог легко справиться с труднейшими техническими пассажами. Эти усовершенствования дали возможность извлекать на флейте сильный и интонационно чистый звук, а также свободно воспроизводить звуки третьей октавы. В таком виде флейта существует и в настоящее время.

Большая флейта , или просто - флейта представляет собой цилиндрическую трубку длиной около 700 мм, диаметром около 15-20 мм, изготовленную из металла или черного дерева. Инструмент состоит из трех частей - головки, средней и нижней части, или из двух - головки и корпуса. В головке находится амбушюрное отверстие, в нижней части - винт с пробкой для подстраивания инструмента. Звукоизвлечение на флейте происходит посредством посыла струи воздуха на край амбушюрного отверстия.

Звуки си малой, до и ре-бемоль первой октавы извлекаются посредством включения дополнительных клапанов. Хроматический звукоряд от ре первой до до-диез второй октавы воспроизводится путем поочередного открывания игровых отверстий, начиная от устья. Хроматический звукоряд от ре второй до до-диез третьей октавы получается посредством октавного передувания. Звуки выше до-диез третьей октавы извлекаются с помощью сложной аппликатуры. Флейта - инструмент нетранспонирующий. Диапазон и характеристика регистров (см. пример).

По техническим возможностям флейта превосходит все другие деревянные духовые инструменты. На ней легко исполняются диатонические и хроматические гаммы, арпеджио, скачки и трели, различные пассажи в разных штрихах. На флейте без труда удается мелкая стаккатная техника, исполнение двойной и тройной атаки звука. Возможен также специфический прием frullato. Несколько ограничивают беглость пальцев тональности с большим количеством ключевых знаков. Трудноисполнимы трели на самых высоких звуках, а на трех крайних звуках нижнего регистра вообще неисполнимы.

Разновидности флейты.

Малая флейта (флейта-пикколо, ит.- flauto piccolo, фр.- petite fluto, нем.- Kleine Flote, англ.- piccolo). Получила распространение во второй половине XVIII в. Размер ее вдвое меньше по сравнению с большой. Состоит из двух частей - головки и корпуса. По звучанию это самый высокий духовой инструмент. Нотируется малая флейта в скрипичном ключе, звучит октавой выше написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример).

Технические данные у малой флейты те же, что у большой, но по художественным возможностям она уступает основному инструменту. В оркестре флейта- пикколо чаще всего используется для продления вверх звукоряда других деревянных духовых инструментов и придания блеска общей звучности. Нередко она используется и в качестве солирующего инструмента.

Альтовая флейта (ит.- flauto contralto, фр.- fluto alto, нем.- Altflote, англ.- alto flute). Отличается от основного инструмента лишь несколько большими длиной и диаметром трубки. Аппликатура альтовой флейты идентична большой флейте. Альтовая флейта - инструмент транспонирующий (в строе соль), звучит чистой квартой ниже написанного. Изредка встречается альтовая флейта строя фа, которая звучит чистой квинтой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример).

Альтовая флейта обладает полным широким звуком. Наиболее красивым и ценным является нижний регистр инструмента, который в сравнении с тем же регистром большой флейты имеет более густую окраску. Технические возможности те же, что у большой флейты.

Флейта д’амур строя ля. Звучала малой терцией ниже большой флейты и отличалась от последней лишь несколько большими размерами. Пользовалась большой популярностью с середины XVIII до начала XIX в.

Басовая флейта (альбизифон, ит.- flauto basso, фр.- flute basse, нем.- Bassflote, англ.- Basso flute). Изобретена в начале XX в., но до настоящего времени почти не получила применения. Инструмент был сконструирован в двух видах - продольной и поперечной флейты. Трубка басовой флейты в два раза длиннее большой. По способу звукоизвлечения и аппликатуре инструмент сходен с большой флейтой. Нотируется в скрипичном ключе, звучит октавой ниже написанного (см. пример).

ФЛЕЙТА

Флейта - духовой музыкальный инструмент из группы деревяных (поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева). В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Д
ревнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток . Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus - «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. В греческой мифологии изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардал. Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется ста или двухстами годами до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры, впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону. Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII-XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю. В средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра.

Что же касается продольной или просто флейты, то еще среди духовых инструментов Древней Греции были распространены сиринга и авлос.

Авлос – древнегреческий язычковый духовой инструмент. Представлял собой пару отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости позднее из металла с 3-5 (позднее более) пальцевыми отверстиями.

Длина авлоса различна, обычно около 50 см. Применялся профессиональными исполнителями для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время похоронных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре. Правый авлос издавал высокие звуки, а левый – низкие. Этот инструмент был снабжен мундштуком и отдаленно напоминал гобой. Играть на нем было нелегко, ведь в оба авлоса нужно было дуть одновременно. Авлос считался инструментом, чей звук и тягучий мелос больше других волнует человека, побуждает в нём страстные чувства. Известны различные виды авлоса (бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, элим), сиринги (одно-, двух и многотрубчатые) и труб (сальпинга, керас и другие).

Сиринга или сиринкс (греч. συριγξ) имеет два значения - общее название древнегреческих духовых инструментов (тросниковаых, деревянных, типа флейты (продольная), а также древнегреческая пастушечья многоствольная флейта или флейта Пана.

Флейта Пана - это многоствольчатая флейта. Инструмент состоит из набора открытых с верхнего конца тростниковых, бамбуковых и других трубочек разной длины, скрепленных тростниковыми планками и жгутом. Каждая трубка издает 1 основной звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра. состоящая из нескольких (3 и больше) бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических Трубки бывают длиной от 10 до 120 см. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём. Название флейты Пана происходит от имени древнегреческого бога Пана, – покровителя пастухов, который обычно изображается играющим на многоствольной флейте. Пан известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Однажды козлоногий Пан влюбился в нимфу по имени Сиринга (буквально "свирель").

Погнался Пан за ней с целью овладеть,

Артур Вардл Флейта Пана а может просто признаться в любви. Нимфа Сиринга бежала в страхе перед Паном и бросилась к реке Ладон. Обратилась Сиринга к своему отцу - речному богу с просьбой спасти ее от посягательств, и превратил отец ее в тростник, который от дуновения ветра издавал жалобный звук. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него свирель, носящую имя нимфы, а инструмент потом назвали флейтой. Пан ценитель и судья пастушечьих состязаний в игре на свирели. Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса – судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. Правда, у соперника Аполлона по другой легенде было и другое имя. Существует также легенда о Марсии - сатире, подобравшем флейту, изобретенную и брошенную Афиной. В игре на флейте Марсий достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил Марсия, но и ободрал с несчастного кожу.

Разновидностей панфлейты много: сампоньа (сампоньо, она же сампони, индейская флейта- однорядная или двухрядная); молдавский нэй (най, мускал); русские кугиклы (от «куга» - камыш), они же кувиклы, кувички; грузинская ларчеми (соинари); литовский скучудай; чипсан и пoлянъяс народа коми, в Великобритании - panpipes или pan-flute и т. д. Некоторые называют флейту Пана свирелью. Популяризации флейты Пана в современной европейской музыкальной культуре способствовали, главным образом, румынские музыканты - прежде всего, широко гастролирующий начиная с середины 1970-х гг. Георге Замфир.

Кувиклы (кугиклы) - русская разновидность «флейты Пана». У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в журнале «Московский телеграф» в 1831 году. На протяжении XIX в. в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии. Область распространения кувикл на Руси расположена в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей. Кувиклы представляют собой набор пустотелых 3-5 трубок различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел ствола. В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.

Репертуар ограничивается обычно плясовыми наигрышами. При игре кто-то время от времени поёт, или чаще приговаривает текст. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой. Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить.

Самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этруском рельефе, который датируется ста или двухстами годами до нашей эры. В то время поперечную флейту держали в левую сторону, лишь иллюстрация к стихотворению XI века нашей эры, впервые изображает манеру держать инструмент в правую сторону. Первые археологические находки поперечных флейт Окцидента относятся к XII-XIV векам нашей эры. Одно из самых ранних изображений того времени содержится в энциклопедии Hortus Deliciarum. Кроме одной вышеупомянутой иллюстрации XI века, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону, в то время, как античные европейские изображения показывают флейтистов, держащих инструмент в правую сторону. Поэтому предполагают, что поперечная флейта в Европе временно вышла из употребления, а затем вернулась туда из Азии через Византийскую империю В средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух у «басовых» флейт. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра.

Франсуа Буше Вакханка, играющая на свирели 1760 г.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Известные оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне.

Жозеф Мари Вьен. Аллегория Музыки.

Поперечная флейта использовалась в основном в ансамблевой игре - квартетах флейт, трио для голоса, флейты и лютни, в консортах, ричеркарах и другой музыке композиторов Аурелио Вирджилиано, Клаудио Монтеверди, Иеронима Преториуса и других. В конце XVII века поперечную флейту начали использовать при французском дворе, в основном в составе оперного оркестра (первое употребление в опере Люлли «Исида» 1667), и прошло определённое время, пока поперечная флейта приобрела бóльшую популярность. В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии появлялось всё больше исполнителей на духовых инструментах, вначале в основном гобоистов, затем и флейтистов. В 1718 ― 1719 гг. знаменитый флейтист и композитор Иоахим Кванц жаловался на скудность репертуара для поперечной флейты. С 1700 года во Франции печатались сборники сюит и пьес для флейты соло и с аккомпанементом басо континуо, композиторов Жака Отеттера, Мишеля де ля Барра, Мишель де Монтеклера и других. Начиная с 1725 года, появились сонаты и трио-сонаты, и другие произведения для флейты французских композиторов Жозефа Буамортье, Мишеля Блаве, Жан-Мари Леклера и других. Представители итальянского барочного стиля этого периода, такие как Арканжелло Корелли, Франческо Верачини, Пьетро Локателли, Джованни Платти, писали сонаты, где поперечная флейта могла быть заменена скрипкой или блок-флейтой. В 1728 году Антонио Вивальди стал первым композитором, опубликовавшим концерты для поперечной флейты, за ним последовали- Г. Ф. Телеман, Д. Тартини, а позже Пьер-Габриэль Бюффардэн, Мишель Блаве, Андре Гретри, К. Ф. Э. Бах. Первые серьёзные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце XVII века. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено, на котором, как правило, располагался один или более клапанов.

Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей - тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях. В конце XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов - как правило от 4 до 6, и более. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц. Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией инструмента.

Адольф фон Мензель Концерт для флейты в исполнении Фридриха Великого в Сансусси 1852 г.

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена.

В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где количество клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «система Циглера» и другие.

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя. Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей - для того, чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента. Между 1832 и 1847 Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах.

В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса. Особое место в репертуаре этого времени принадлежит многочисленным произведениям Фридриха Кулау, которого называли флейтовым Бетховеном.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта, Соната «Ундина» Карла Райнеке, а также его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия в преклонном возрасте). Известны также ранние произведения для флейты Фредерика Шопена и Рихарда Штрауса.

Флейтовый репертуар XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов - Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Вильгельма Поппа, Жюля Демерссмана, Франца Допплера, Чезаре Чиарди, Антона Фюрстенау, Теобальда Бёма, Иоахима Андерсена, Эрнесто Кёлера и других - написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром - Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга, Франца Данци, Бернарда Молика и других.

Роберт Штерл Флейтист в Петергофе 1908 г.

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

Willie Was Different

Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позже Жан-Пьер Рампаль, делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи - Эдгар Варез, Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Анри Дютийё, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, Артур Онеггер, Сесиль Шаминад, Лили Буланже, Жорж Ю, Эжен Бозза, Жюль Муке, Джордже Энеску и другие.

Во второй половине XX века снова возник интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном исполнении барочной музыки на оригинальных инструментах.

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...