Историческая справка о эрзя и мокша народах. Упрямая и мудрая мордва


К числу коренных финно-угорских народов России относятся эрзя и мокша, которых русские традиционно объединяют понятием "мордва", несмотря на то, что эрзянский и мокшанский являются самостоятельными языками. Первоначально мордвой называли только эрзян, которые в конце 14 века попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и стали принимать православие (которое сейчас является основной религией эрзян и мокшан).
В ходе переписи населения России 2010 года мордвой назвали себя более 744 тысяч человек (9 место среди ), из них 57 тысяч причислили себя к эрзянам (мордва-эрзя), а 4 тысячи 767 человек - к мокшанам (мордва-мокша). При этом мордовские корни имеют около 20 миллионов человек (информация с официального сайта Республики Мордовия - e-mordovia.ru), например, у известной модели Натальи Водяновой бабушка по отцу была из эрзян.
Женщина / девушка из мордвы в русском языке называется мордовка или мордвинка. Также употребляются названия "эрзянка" и "мокшанка".
Далее представлены самые красивые, на мой взгляд, эрзянки и мокшанки. В список попали только известные, на региональном и общероссийском уровне, девушки и женщины: спортсменки, финалистки конкурсов красоты, радиоведущая, поэтесса и певица.

8 место. Дарья Учватова - представительница Мордовии на международном конкурсе красоты среди девушек финно-угорских народов "Звезда Севера 2011". Дарья, которая является мокшанкой, выиграла в номинации "Голос Севера". Страница Дарьи Учватовой в соцсети "ВКонтакте" - https://vk.com/id65524177

7 место. Надежда Кадышева (род. 1 июня 1959, Горки, Лениногорский район, Татарстан) - певица, солистка ансамбля "Золотое кольцо", народная артистка России, народная артистка Мордовии. Надежда Кадышева - эрзянка, по-эрзянски её фамилии пишется "Кадышень".

6 место. Людмила Батяйкина - победительница конкурса Мисс Мордовия 2010. Эрзянка.

5 место. Татьяна Дудникова - победительница конкурсов "Мисс студентка Финно-Угрии 2012" и "Татьяна Поволжья 2013" (студенческий конкурс среди девушек с именем Татьяна). Работает артисткой балета в Государственном музыкальном театре оперы и балета им. И.М. Яушева, танцевала в балетах: «Жизель», «Лебединое озеро», «Корабль дураков», «Щелкунчик», «Волшебное дерево или сказка о заколдованном принце». Солистка ансамбля танца «Мордовочка» в Институте национальной культуры. Эрзянка. Страница Татьяны ВКонтакте - https://vk.com/dtp.aferistka

4 место. Алина Подгорнова - эрзянская поэтесса. Родилась 19 октября 1991 года в селе Кабаево Дубёнского района Республики Мордовия. Страница на сайте "Эрзянь Вайгель" (Голос эрзи) - http://www.goloserzi.ru/ru/tvorchestvo/literatura/alina-podgornova.html Страница ВК - https://vk.com/id70074719

3 место. Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. Мокшанка, но в интервью называет себя мордовкой: "Родители у меня мордва, и поскольку во мне их кровь течет, я считаю себя чистокровной мордовкой".

2 место. Наталья Эрзяйкина - ведущая передач на эрзянском языке на национальном радио "Вайгель". Страница Натальи ВКонтакте - https://vk.com/id10604257

1 место. Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России. Эрзянка.

Большая и многонациональна наша страна, наша Великая Родина, и главной силой в любом историческом отрезке был народ, который «творил» историю! Если посмотреть на карту расселения народностей в Поволжье, среди чувашей и мари жили племена эрзя и мокша. Я думаю, многим будет интересно узнать о финно-угорских народах Поволжья - Мокша и Эрзя. BR> Эти народы является одним из крупных народов волжской подгруппы финно-угорской языковой группы уральской семьи (В финно-угорскую языковую семью, кроме мокшы, эрзи, шокшы, каратев, входят: венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты, коми, саамы, карелы, ханты, манси, вепсы, ливы, ижорцы).

В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего эрзянского и мокшанского населения - 313420 человек. Компактными группами эрзя расселена в Самарской (116475 человек), Пензенской (86370 человек), Оренбургской (68879 человек), Ульяновской (61061 человек), Нижегородской (36709 человек), Саратовской (23381 человек) областях, а также в республиках Башкортостан (31932 человека), Татарстан (28859 человек) и Чувашии (18686 человек). Также значительное количество проживает также на Урале (42548 человек), в Сибири (65850 человек), на Дальнем Востоке и Сахалине (29265 человек). Кроме России заметные группы живут в Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914 человек).

Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы ее находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.

Мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях, где она проживает как отдельными ареалами, так и вперемешку с эрзей. В других регионах ее численность незначительна.

Группа эрзи, которую в научной литературе принято называть шокша, проживает в западной части Мордовии, то есть в мокшанской зоне: это 15 селений Теньгушевского и 5 селений Торбеевского района. Находясь длительное время в окружении мокшанского населения, указанная группа эрзян подверглась значительному ее влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но это не привело к утрате эрзянского самосознания.

В Камско-Устьинском районе Татарстана в трех деревнях Мордовские Каратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан проживает небольшая группа каратаев. В результате длительного проживания среди татар они восприняли их язык, некоторые элементы культуры и быта, но не утратили финно-угорского самосознания. В наши дни так называемая, «каратайская эрзя» все более сближается с русскими, чему способствует их тесное общение, смешанные браки и др.

В литературе также часто упоминаются терюхане. Эта группа эрзи живщая в Терюшевской волости Нижегородской губернии - ныне Дальнеконстантиновский район Нижегородской области. Терюшевская эрзя очень рано вступила в тесные контакты с русскими, поэтому уже в середине XVIII века она перешла на русский язык, хотя еще прочно сохраняла свое самосознание, дохристианские верования и обряды. К началу XX века эта группа полностью обрусела, и практически утратила свое этническое самосознание.

Одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя – «арису» дошло до нас в послании кагана Хазарии (Хазарский каганат - государство, существовавшее до IX века в Прикаспийских степях. Каган - правитель этого государства) Иосифа, датированного Х веком. Вероятнее всего он восходит в своей основе к иранской лексике, иранское - arsan означает мужчина, герой.

Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша - Moxel содержатся в записках фламандского путешественника XIII века Гильома Рубрука. Он связан с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские, германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки) гидронимом (Гидроним - название, связанное с водным источником: рекой, ручьем, озером и т.п.) Мокша: сравните в санскрите проливание, утекание.
Как мы видим из этой исторической справки «мордвой» принято называть несколько народов, отличающихся между собой языком, культурой и бытом. Так правильно ли, обзывать народы таким плохим словом «морда»? Ведь, сами этносы себя «мордами» никогда не называют. При встрече на базаре, к примеру, они всегда акцентировали: «мы эрзя из села Кочкурово», «а мы мокшане из села Угрюм».

Возрождению старинных традиций и укреплению языковых позиций во многом способствовала деятельность фольклорного коллектива "Торама". Участники коллектива смогли восстановить ряд древних музыкальных инструментов, возродили стариные музыкальные и песенные традиции. Желающих услышать музыку 500-летней (!) давности находилось всё больше. Благодаря их усилиям традиционная музыка волжских финнов нашла своих слушателей в Европе. В последнее время в музыке всё более популярными становятся джазовые и поп-проекты на родном языке.
Молодёжь проявляет большой интерес к изучению обычаев и традиций своих предков. Клуб ратоборств, созданный в Мордовии молодёжным движением «Од вий», скоро отметит свой пятилетний юбилей. В рамках фольклорных фестивалей всё чаще проводятся традиционные дохристианские праздники и моления,к примеру, Раськень Озкс, - об этом празднике я ранее писал , привлекающие зрителей и участников из других регионов России и из Европы. Всё больше людей узнают о языке волжских финнов, об их национальном герое Соловье и о том, что русским так называемый этнонимом «мордва» называют два различных народа, традиционно живших по соседству: мокша и эрзя.
Если вы захотите узнать больше о языке, истории, традициях и культуре мокшан, обратитесь к информации, размещённой на сайте Ансамбль "Торама" .
Кроме этого хотелось бы напомнить, что очень научнои поучительно написал про так называемую кличку "мордва" Кастень Серьгу. Читайте его материал здесь

© Андю Петрянь, 2004

Эрзя и мокша. Становление народностей

В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себя "эрзя", другие - "мокша", но для многих соседних племен они всё еще оставались одним народом - мордва. Внешность, быт, культура и традиции у эрзян и мокшан тоже стали отличаться. Антропологические признаки, украшения костюма, погребальные обряды за долгое время приобрели у мордовских народов настолько специфические черты, что современные археологи, исследуя мордовские археологические памятники, могут точно определить, к эрзянским или мокшанским относились те или иные захоронения.

Ассимиляция мордвы

Становление этих двух народностей прошло долгий и нелегкий путь.

На протяжении долгого времени они контактировали с татарами, волжскими булгарами, хазарами и прочими многочисленными соседями. Все это в конечном итоге и повлияло на происхождение мордвы. Ее культура, традиции, быт складывались под влиянием соседей. Очень многое у чужих народов заимствовала тогда мордва. Внешность мордовского населения может многое сказать об ассимиляции с соседними племенами, межэтнические браки не только разрешались, но и приветствовались. В XI-XII веках среднюю полосу России стали заселять славянские племена, неся с собой христианскую религию. Вскоре территория вошла в состав России, а население подверглось христианизации. Ассимиляция с русским населением происходит и по сей день. Оказывают влияние друг на друга русский народ и мордва. Внешность эрзян отличается значительным присутствием светлокожих сероглазых блондинов и блондинок, в то время как среди мокшан преобладают черноглазые и черноволосые мужчины и женщины со смуглой или желтоватого цвета кожей, что говорит об их родстве с татарами и чувашами.

Современные проблемы мордвы

Сейчас много говорят об объединении этнических народностей эрзя и мокша. Одна территория, одни предки, да и жили все время бок о бок. Многие из жителей Мордовии и близлежащих регионов уже давно называют себя "мордва". Внешность и характер, культура и традиции всё чаще теряют уникальность и самобытность, сливаясь с чертами других народностей. Но есть одна вещь, один барьер, который преодолеть сторонникам объединения никак не удастся. Это - национальный язык. На протяжении веков формировались эрзянский и мокшанский языки. В них - история народа, история своих предков. При разделении на две ветви в какой-то момент общий язык стал практически неузнаваемым. Сейчас мокшанин не поймёт ни слова по-эрзянски, а эрзянин - по-мокшански, но обе народности всеми силами стараются сохранить и передать потомкам особенности своего национального языка. Наверное, в наличии такого могучего оружия и заключается сила единства народа.

Мордва - это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордвины делятся на два основных племени - эрзя (эрзят) и мокша (мокшет).

Многие историки интересуются происхождением народа мордва. Внешность их в большинстве случаев не отличается от внешности их славяноязычных соседей, однако говорят они на языке совершенно другой группы. Их культура отличается от русской, но не радикально. Происхождение мордвы многие историки видят в древнем народе так называемой «городецкой культуры». В давних русских источниках этот народ упоминается с одиннадцатого века. В конце двенадцатого столетия у мордвы исчезает первобытный строй. На ее землях образуется держава, известная славянам как «Пургасова волость». Затем эти территории вошли в состав Руси. По вероисповеданию в большинстве являются православными, однако все же в последние десятилетия проявляют интерес к древней религии своих предков.

Старинные традиции сохранила до наших дней мордва. Внешность человека из этого

Народа, одетого в традиционный костюм, кажется весьма самобытной и красочной. Существенно различается стиль женского и мужского костюма. Традиционная кухня напоминает русскую: каши, квашеная капуста, кислый хлеб, вареное мясо. Из напитков популярен квас.

Неоднородным, бинарным народом является мордва. Внешность их имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях - явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону Запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена языка людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Так образовался народ мордва. Внешность его представителей в целом - сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.

Численность данного народа в наше время сокращается. В немалой степени это связано с процессами ассимиляции. Значительная часть этого народа использует русский в качестве языка повседневного общения. Ассимиляция началась еще во времена Руси. С тех пор темпы ассимиляции мордвы постоянно возрастали. Некоторые ее этнографические группы давно обрусели и растворились в массе русских.

Единого, общего не существует - есть эрзянский и Различаются они незначительно, и общего между ними больше, чем отличий. Когда-то они были всего лишь диалектами единого языка, на котором говорила мордва. Происхождение его - угро-финнское, с некоторыми заимствованиями из языка соседних народов, в частности, из татарского и русского.


На данной карте представлены точные территории этногенеза эрзи и мокши, с той лишь разницей, что для эрзянских земель определены границы земель в которых происходил этногенез народа до вхождения его в состав Московского государства в 16 веке.
Это не придуманные и не выдуманные территории, это официальная позиция учёных и исследователей, а именно эрзя это междуречье рек Волга, Ока, Сура, Мокша; мокша это бассейн р. Цна, Мокша и верховья р.Суры.
Помимо этого отображены и территории современной национальной автономии народов эрзя и мокша, это республика Мордовия(зелёным цветом). Почему эрзя и мокша а не мордва, откуда появилась Мордовия, и почему её территории значительно уступают историческим землям этногенеза этих народов? Итак по прядку.
Всем наверное приходилось слышать о таком народе "мордва", а кто-то наверное и поговорки о мордве слышал: "упрямый как мордвин", "поперечная мордва", "мордовский гвоздь - сучок" ну и подобные. Многие слышали о таком субъекте федерации как республика Мордовия(РМ) или ранее Мордовская автономная советская социалистическая республика (МАССР) и её столица - Саранск, кто-то наверное даже знает, что в 2018 году там будут проводиться матчи, не много не мало, а ЧМ по футболу. И вроде бы нет вопросов, мордва - Мордовия, и всё это где-то непонятно где. Но давайте разберёмся откуда пошло это название(мордва).
Итак, мордва это экзоэтноним, т.е внешнее название народов, которые именуют себя(на родных языках) эрзя и мокша. Внешнее, означает то, что мордвой народы эрзя и мокша называли их соседи, а не они сами. Сама форма слова "мордва" русскоязычная и в таком виде распространилась из русского языка т.е с запада(стоит заметить что восточные соседи этого слова никогда не применяли, они применяли наши этнонимы: чуваши называли нас - irse, татары - мухша.) Но корень слова имеет более древнее происхождение, а именно иранское от mard, murd - мужчина или человек. Так каким-же образом это слово из ираснких языков попало в русский? Для этого необходимо обратиться к древней истории народов Восточной Европы. Приведём первое упоминание "мордвы": Оно относится к 6 веку н.э, готским историком Иорданом упоминается некий народ "морденс", который числится в списке покорённых в 4 веке народов, готским королём Германарихом: thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas ” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins ” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе - весь, в Абронкасе (?) - мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.
Википедия (Мещера)

Если речь идёт действительно о "мордве", то можно заметить, что корень слова тот-же "mord" добавляется окончание "ens" из германских языков. Исходя из того что готы и ранние славяне в те времена находились чуть-ли не вперемешку(это эпоха переселения народов), то скорее всего именно от готов славяне приняли обозначение наших народов, которое стало иметь славянскую форму "мордъва". Но как из иранских языков данный экзоэтноним попал к готам? Здесь уже поможет такая наука как археология. В начале 1 тысячилетия н.э на обширных территориях Европейской части России учёными выделены родственные археологические культуры Дьяковская и Городецкая. Кто не знает что это, но хочет узнать - в общих чертах описано в википедии, в том числе и территории, на которых располагались данные археологические культуры. Они определяются как финно-угорские, т.е народы оставившие артефакты данных культур говорили на финно-угорских языках, и родственных эрзянскому.
Кстати вот фрагмент этнической карты Европы, которая показывает расселение этносов в 1-2 в. н.э:(полный вид см. тут: http://www.roman-glory.com/images/img050101-05.jpg)


Чтобы примерно было понятно какие территории занимали Городецкая и Дьяковская культуры(на карте "финно-угорские племена") нанёс точки расположения некоторых нынешних российских городов. Как видно они занимали основную часть восточно-европейской равнины. В начале нашей эры начинается так называемое великое переселение народов, на север вторгаются группы южных соседей тиссагетов(так Геродот называет племена Городецкой культуры) - сарматы-аорсы. Опытные воины-аорсы жестоко подавляют сопротивление местных лесных охотников - тиссагетов, подчинаяют их себе, и образуют что-то вроде фактории на средней Оке, которая впоследствии обособляется. Именно тогда по всей видимости и приходит слово"mord", происходившее от ираноязычных аорсов на территорию Мещеры. Позднее до Оки дотягивается и империя готского короля Германариха не задолго до её крушения в результате вторжения гуннов. Готы берут под контроль среднюю Оку, после чего начинают формироваться Рязано-Окские племена(3 век). Именно тогда готам становятся известны племена на Оке под названием "mordens". Позже Рязано-Окские племена независимы и начинают развиваться самостоятельно, готская верхушка ассимилируется среди местного населения. Именно тогда они начинают движение на земли восточнее от Оки в Оксо-Сурское междуречье и участвуют в этногенезе народа Эрзя, другая часть оседает на Цне и верхвьях Суры, формируюя Мокшанский этнос, с самого начала имевший отличия от эрзянского в ориентации грунтовых могильников, мокшанские были ориентированны головой на юг, юго-восток, эрзянские-же - на север, на северо-запад. Уже это говорит о различиях в религиозно-мифологических представлениях народов(обряд погребения целиком связан с религиозно-мифологическими представлениями народов). Однако, не смотря на то, что эрзя и мокша народы разные, на западе, среди славянских племён всё-таки сохраняется общее название этих народов со времён сарматского властвования над их предками - "мордъ" с собирательным окончанием "ва". Именно по-этому много веков спустя, летописец Руси - Нестор упоминает «А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык» . Стоит заметить финно-угорский народ мурома(дорусское население Мурома), так-же формируется под влиянием Рязано-Окцев, но летописец пишет о разности языка "мордъвы"(в данном случае эрзи) и "муромы".
Итак, мы разобрались с тем откуда к нам пришло название "мордва". Очевидно это иноэтническое название, а не народ, народы-же эрзя и мокша не определяли себя таким образом. Т.е определение мордвы как народ - ошибочное, но при этом оно достаточно широко муссируется властями и официальной наукой. На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою» . Очевидно оба этноса имели и меют собственное самосознание(эрзянское или мокшанское).
Часто со стороны сторонников мордвинизации можно услышать упрёк, в котором сравнивается "мордва" и марийцы. Сущность упрека заключается в том, что марийцы делятся по языку на луговых и горных, но при этом остаются марийцами. А мы, мол, несправедливо делим мордву по языкам на эрзя и мокша. Часто они это объясняют населению, опираясь на его неподкованность в знаниях о своём народе, тем самым убеждая их в своей правоте. Однако они несколько лукавят и многого не договаривают.
Во-первых, до революции марийцы определялись экзоэтнонимом "черемис"(Нестор их упоминает, см. выше). После революции черемисы добились того, что-бы их народ определялся их собственным этнонимом(названием на своём языке) - мары, мари. С этого момента они становятся широко известны под названием мари, а так-же возникает их автономия - Марий-Эл со столицей Йошкар-Ола(красный город), до этого было русское название - Царевококшайск. Очевидно это стало возможно благодаря тому, что как луговые, так и горные черемисы - это мари, у них родной этноним един, что говорит о единстве марийского народа. У "мордвы" этого нет. Нет родного этнонима у эрзи и мокши, который бы объединял их, исторически так сложилось, что нет. По-этому сегодня власти, чтобы усидеться на креслах начинают приставлять к инородному слову "мордва" окончание "сь", в итоге получается кошмар под названием "мордвась", ещё "вась-вась" не хватает подставить...
Вообще можно собрать целый список различий, по которому видно, что эрзя и мокша два народа, а не субэтносы одного.
1)Эрзянский и Мокшанский языки - разные языки.(как известно нет языка - нет народа) Общая лексика в эрзянских и мокшанских сёлах отдалённых р-онов Мордовии - 73%, для примера: русского и украинского - 86%, Что касается литературных языков, то власти подогнали общую лексику до 90%, но на чистом литературном никто не общается. По-этому такая цифра -лишь на бумаге.
2) Эрзя и Мокша - этнонимы двух народов, общего этнонима нет, есть только инороднический экзоэтноним.
3) Отличались в религиозно-мифологическом плане(выше описывал), так-же дохристианские божества имели разные названия (Инешки паз, Чам паз - эрзя; Вярде шкай, Шкабавас - мокша) - верховне боги. Тоже касается и других божеств.
4) Национальный костюм и орнамент различаются.
5) Зодчество
6) Антропологический тип

7) Что касается шокши - как раз она и есть этнографическая группа эрзи: они так-же себя называют эрзя. Т.е эрзя является общим этнонимом и для эрзи и для эрзи теньгушевского р-она(шокши). По-этому эрзя и шокша - один народ.
8) На исторических землях отсутствует чересполосное проживание эрзя и мокшан, т.е народы эрзя и мокша жили по соседству, но не в перемешку. Только после татар-монгольского нашествия эрзянский и мокшанский народы пришли в движение - эрзянские сёла появились в Пензенской обл. в перемешку с мокшанскими. Но даже при этом они сохраняют свое мокшанское или эрзянское самосознание .(и это спустя много веков!) Существует ещё множество более незначительных различий, не вошедших в список.
Однако не смотря, на то, что мы два народа - остаёмся близкородственными. У нас немало общего, и сформировались на одной "платформе" с обрусевшими народами меря, мурома, мещера.
Когда в 30-х годах 20 века обсуждался вопрос об образовании автономии для эрзян и мокшан, были варианты назвать автономию Эрзянско-Мокшанской, однако по причине, того, что, мол нас мало кто знает под своими названиями, решили назвать автономию в честь нашего экзоэтнонима - Мордовской, мол под этим названием нас точно все знают.(у меня вопрос неужели марийцы, удмурты больше чтят свои корни нежели мы? Почему они этим вопросом не задавались? Почему "черемисы" без вопросов стали марийцами, "вотяки" - удмуртами, а "мордва" как была "мордвой" так и осталась, где гордость-то? Откуда этот пофигизм?
Как видно по самой первой карте РМ сильно уступает в размерах этно-историческим территориям эрзян и мокшан. Причина в общем-то банальная, просто когда создавали МАССР, то в неё включались только те территории, где процент численности эрзян и мокшан был не менее 30%, те территории, где этот процент был ниже - просто включались в состав соседних областей, и в состав МАССР уже не входили, даже если эти территории исконные - эрзянские и мокшанские. Как только сегодня эрзянские земли не называют, то "земля Серафима Саровского", то "Земля Нижегородская" то ещё как нибудь, но только не Эрзянская, всячески скрывая реальную историю края, иначе говоря историю подчинения края.
Кстати пучему важно гнуть свою линию сейчас. Менталитет эрзян и мокшан таков, что когда приходит гость - ему тут-же подают лучший стул, а сами посидят у печки, когда гость - русскоязычный - тут-же все в доме начинают говорить по-русски, ну типа, что-бы ему(гостю) было комфортно. Вот таки дела, несомненно это хорошие качества в плане этики, они говорят о высокой нравственности народа, о заботе о ближнем, но привели они к очень нехорошим последствиям - полное обрусение многих сёл. Свой язык второсортным считался, типа "русский главнее и все понимают, так удобнее", когда телевизор с утра до вечера глаголит лишь по русски, то волей-неволей(см. психология) становишься убеждённым, что говорить надо непременно так-же. Однако крестьянин не тот человек, что-бы осознавать, что там за рекой нет страны Эрзянии, и то, что Эрзяния сохраняется лишь в его доме - ему было не важно, важно осознание того что вся скотина во во дворе накормлена, что корова надоена... Ему было не важно, что эрзянский под угрозой, в то время как русский язык - это более ста миллионов человек, в деревнях, в сёлах, в городах, что русский язык под защитой огромной Российской Империи/Советского Союза/Российской Федерации его все ОБЯЗАНЫ учить. У нашей культуры -защиты нет. По-этому пора осознать, что родная культура по угрозой, пора уважать своё, пора бросить куда подальше губительный фатализм и развиваться, развивать своё. Слишком дорогую цену эрзянский народ отплатил истории, слишком много народа не вернулось с чужих войн, слишком много налогов оплачено за чужие яхты, слишком много родного потерянно.

Выбор редакции
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...

Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...

Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...

Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...
Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...