Образ Остапа Бендера в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев. Лучший Остап Бендер. Актеры, сыгравшие Бендера: Сергей Юрский, Фрэнк Ланджелла, Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов


Когда заходит разговор об экранизациях бессмертных романов Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой телёнок" сразу разгорается спор - какой актёр лучше всего представил образ Остапа Бендера на экране. При этом вспоминают только трёх актёров - Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и Сергея Юрского. А ведь образ Великого Комбинатора воплотили не только они. Про остальных даже и не вспоминают (а может и не знают). Так давайте устраним эту несправедливость и вспомних всех актёров, сыгравших Остапа Бендера (Рисунок Елены Мальва)


Первой адаптацией романа "12 сульев" в кино стала чешско-польская постановка 1933 года. Фильм был адаптирован под европейские реалии и Великого Комбинатора там переименовали в Владислава Клепку в исполнении Адольфа Дымша

В 1936 году вышел английский фильм "Пожалуйста сидите". Это ещё одна адаптация по мотивам романа. Здесь Джордж Формби сыграл Комбинатора под именем George Withers

В 1938 году был снят адаптированный под немецкие реалии фильм "Тринадцать стульев". Ганс Мозер сыграл помощника охотящегося за наследством парикмахера

В 1957 в Бразилии снял ремейк немецкого фильма. Вот только помощника парикмахера сделали дамой в исполнении Ренаты Фронци

Ещё один ремейк про парикмахера был снят в 1969 году. Это итальяно-французская комедия "Один из тринадцати" ("12+1"), в котором опять наследнику помогает очаровательная девушка в исполнении Шэрон Тейт

В 1962 году вышел Кубинский фильм "12 стульев". Действие фильма происходит на Кубе, вскоре после Кубинской революции. Главных героев зовут Оскар и дон Иполито. В этом фильме кубинского Великого Комбинатора сыграл Рейнальдо Миравальес

Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. Правда не в кино, а в театре. В 1956 году он сыграл его в постановке "Золотого телёнка" Эммануила Краснянского. А затем и в "12 стульях" Эраста Гарина

В общей сложности, по воспоминаниям самого Евгения Весника, он сыграл "великого комбинатора" шестьсот раз

Первым же экранным воплощением Остапа стал Игорь Горбачёв. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения "12 стульев"

Следующим Комбминатором стал Сергей Юрский в знаменитой постановке "Золотого телёнка" Михаила Швейцера в 1968 году

Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского составлял 33 года, в полном соответствии с романом: "Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.."

В 1970 году в американской экранизации "12 стульев" Бендера сыграл Фрэнк Ланджелла

Ну а в следующем, 1971 году на экраны вышли "12 стульев" Леонида Гайдая, где Остапом стал Арчил Гомиашвили

Кстати Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в "12 стульях" Леонида Гайдая и в фильме "Комедия давно минувших дней" Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году

Следующим Комбинатором стал Андрей Миронов в четырёхсерийном фильме-мюзикле "12 стульев" Марка Захарова

В 1993 году вышел фильм Василия Пичула "Мечты идиота", снятый по мотивам "Золотого телёнка". В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов

Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер - в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер "Двенадцать стульев" главную роль сыграл одессит Георгий Делиев

В музыкальной новогодней постановке "12 стульев" 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен - Николай Фоменко

Ну и последним (или крайним, как сейчас модно выражаться) Остапом Бендером стал Олег Меньшиков в восьмисерийнам сериале "Золотой телёнок" в 2006 году

Было ещё несколько зарубежных постановок по мотивам романа "12 стульев", например иранский фильм "12 сидений", австрийский "Мой дедушка и 13 стульев" или шведский "Семь чёрных бюстгальтеров". Но информация по ним крайне скудная.

Так всё-таки, кто по вашему лучше всего сыграл Остапа Бендера?

Голосуйте за вашего любимого актёра в этой роли. Понимаю, что зарубежные адаптации видели единицы, поэтому они в опросе не участвуют. Ну а для тех кто не может сам для себя выбрать "кто же лучше" - голосовать можно за нескольких актёров

Кто лучше сыграл Остапа Бендера

Игорь Горбачёв

6 (0.3 % )

Сергей Юрский

863 (36.0 % )

Арчил Гомиашвили

746 (31.1 % )

Андрей Миронов

730 (30.4 % )

Сергей Крылов

3 (0.1 % )

Имя: Остап Бендер (Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей)

Страна: СССР

Создатель:

Деятельность: авантюрист, «великий комбинатор»

Семейное положение: не женат

Остап Бендер: история персонажа

«Идейный борец за денежные знаки», мечтающий прогуляться по знойному Рио-де-Жанейро в белых штанах, украсил российскую литературу. Остап Бендер подкупает жаждой жизни, умением с юмором относиться к поражениям и железобетонным упорством в достижении желанной цели.

История

Ранней весной 1927 года сотрудники газеты «Гудок» и получили должность «литературных негров» – писатель , тоже работавший в издании, поручил парочке начинающих репортеров облечь в литературную форму идею о спрятанных в стульях драгоценностях. Журналисты с энтузиазмом взялись за дело.


Оглядевшись вокруг, выбрали героев для нового произведения из ближайшего окружения и просто знакомых. Среди эпизодических персонажей появился авантюрист и мошенник Остап Бендер. Но с самого начала он оказался настолько ярким и харизматичным, что постоянно норовил выйти на первый план. Авторы смирились и решили дать герою право полностью реализоваться.

На написание будущей легендарной книги ушло чуть больше четырех месяцев. Получив первые рукописи, Валентин Катаев удивился – от задумки почти не осталось следа. Однако признал, что ребята блестяще справились с работой и вправе считать себя сформировавшимися литераторами. В начале 1928 года в романе поставили точку, и его одобрил для печати редактор журнала «30 дней».


Книгу «12 стульев», состоящую из трех частей, ждало триумфальное будущее. Еще бы! Плутовской роман не только увлекает приключениями Остапа Бендера с (он же Киса Воробьянинов), которые отправились на поиски хранящихся в мебели сокровищ. Он привлекает искрометным юмором – книгу тут же растащили на цитаты, годные на любой случай жизни.

Ценность произведения также в россыпи персонажей, причем один колоритнее другого. Чего только стоит супруга инженера Щукина , которая легко расстается со стулом в обмен на ситечко для чая. Лексикон героини ограничивается 30 словами. Эти фразы и выражения авторы насобирали из своих заметок в блокнотах и сняли с языков знакомых. Эллочка, символизирующая потребительское общество, не стареет. И сегодня можно встретить немало женщин недалекого ума, стремящихся жить в свое удовольствие за пазухой у мужчины.

История похождений Остапа Бендера просила продолжения. Ильф и Петров приступили к работе над очередным романом в 1929 году, и спустя пару лет в том же журнале «30 дней» стартовали публикации глав «Золотого теленка». Любопытно, что отдельным изданием книга сначала вышла в США, русские же читатели заполучили ее годом позже.

В черновиках репортеров «Гудка», которые собирались в папке с надписью «Дело №2», какое только название произведение не носило: «Телята», «Буренушка», «Телушка-полушка» и даже «Великий комбинатор». Авторы признавались:

«Писать было трудно, денег было мало. Мы вспоминали о том, как легко писались «12 стульев», и завидовали собственной молодости. Когда садились писать, в голове не было сюжета. Его выдумывали медленно, упорно».

Мучения оказались не напрасными – второй роман получился даже лучше, чем дебютная работа. В «Золотом теленке» Остап Бендер в компании с «детьми лейтенанта Шмидта» Шурой Балагановым и Паниковским и с владельцем собственного авто Адамом Козлевичем охотится за деньгами «настоящего советского миллионера» Александра Корейко.


С неприметным и скромным, но очень богатым служащим счетно-финансового отдела Остапа связывают две страсти – любовь к деньгам и нежные чувства к девушке Зосе Синицкой. На сей раз удача улыбнулась Бендеру, или, как он точно заметил: «Сбылись мечты идиота!» Герою удалось заполучить накопления подпольного махинатора Корейко, правда, мечты о Рио-де-Жанейро все равно не сбылись…

По слухам, Ильф и Петров собирались писать третью книгу о «великом комбинаторе», в прессу даже просочился анонс романа под рабочим названием «Подлец», однако авторы так и не порадовали поклонников.

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста , здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.


Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».


Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.


Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Фильмы

По мотивам книг Ильфа и Петрова российские и иностранные режиссеры сняли несколько картин. Кому-то удалось блестяще передать характер авантюриста, а часть фильмов считаются откровенно неудачными. В роли Остапа представали актеры венгр Иван Дарваш, одессит , и даже певец . Эксперимент на бендеровскую тему не удался Ульяне Шилкиной: герой в исполнении получил низкие оценки ценителей кинематографа.


Некоторые режиссеры позволили себе фантазии по поводу дальнейших похождений обаятельного мошенника. Юрий Кушнерев в ленте 1980 года «Комедия давно минувших дней» объединил в поисках сокровищ Остапа () и Кису Воробьянинова () с героями гайдаевских комедий Трусом () и Бывалым ().

В список знаковых фильмов по мотивам произведений Ильфа и Петрова критики включают следующие постановки:

«12 стульев» (1966)


Впервые на телеэкране в Остапа Бендера перевоплотился советский актер Игорь Горбачев. Спектакль Ленинградского телевидения режиссировал Александр Белинский.


«Золотой телёнок» (1968)

А это дебютная экранизация второго романа о приключениях одесского пройдохи под руководством Михаила Швейцера. Примерил образ главного героя , возраст которого совпадал с возрастом книжного Бендера.


«12 стульев» (1970)

Американская интерпретация произведения журналистов «Гудка» полностью соответствует авторским характеристикам персонажа: актер Фрэнк Ланджелла молод, красив, с выправкой военного.


«12 стульев» (1971)

Цитаты

Цитаты, выдуманные тандемом репортеров «Гудка», прочно укоренились в лексиконе советских граждан, перейдя по наследству современному поколению. Одна из самых знаменитых:

«Остапа несло. Дело как будто налаживалось…».

Даже те, кто не знаком с произведениями, используют гениальные фразы «великого комбинатора»:

«Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница»
«Знойная женщина - мечта поэта»
«Командовать парадом буду я!»
«Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
«Почём опиум для народа?»
«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения»
«Вы произошли не от обезьяны, как все остальные граждане, а от коровы. Вы соображаете очень туго, совсем как парнокопытное млекопитающее. Это я говорю вам как специалист по рогам и копытам»
«Рио-де-Жанейро - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь её своими лапами»
«Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих»
«Утром деньги - вечером стулья!»
«Нет, это не Рио-де-Жанейро! Это гораздо хуже!»
  • Автор повести «Сын полка» Валентин Катаев – родной брат Евгения Петрова. Евгений Петрович взял псевдоним, решив, что «Боливар словесности» двух Катаевых не потянет.
  • Имя Катаева как идейного вдохновителя «12 стульев» должно было красоваться в списке авторов, однако писатель отказался от такой чести, ведь задумку значительно перекроили. Потребовал лишь посвящения. Первый гонорар Ильф и Петров потратили на подарок наставнику – вручили ему золотой портсигар.

  • Имя персонажа плутовских романов увековечено в памятниках – скульптуры авантюристу воздвигнуты в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Харькове и других городах. А в Одессе внимание жителей и гостей города привлекает стул Остапа Бендера внушительных размеров – в диаметре составляет метр.
  • Спустя треть века после выхода в свет романа «12 стульев» в жизни Осипа Шора случилось удивительное событие – возможный прототип Остапа женился на даме, которая по внешности и чертам характера была вылитая мадам Грицацуева.

Памятник Ильфу и Петрову в Одессе "Двенадцатый стул"
  • В фильме Гайдая Бендер исполняет для мадам Грицацуевой грустную песню о страданиях влюбленного пирата. По сценарию в картину должны были войти две композиции, но одну, под названием «Полосатая жизнь», по приказу «сверху» убрали. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева пояснила, что стране хватило песни «А нам все равно», звучащей с каждого угла, а «Полосатую жизнь» ждет та же участь.

1. Афористичность языка романа.
2. Образ Остапа Бендера.
3. Закономерный финал произведения.

По языку, а также влиянию произведения на культуру детище двух величайших юмористов XX столетия И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» можно сравнить с комедиями А. С. Грибоедова, где половина стихов, по мнению А. С. Пушкина, стали пословицами. Многие фразы, придуманные авторами, прочно вошли в повседневную речь. Не задумываясь, откуда это, люди произносят: «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши». Это еще раз доказывает, что остроумие и меткие фразы никогда не теряют своей актуальности и очень популярны во все времена. Многие словосочетания так же обрели вполне самостоятельную жизнь. Так, к примеру, когда речь заходит о конторе «Рога и Копыта», то едва ли кто вспомнит Остапа Бендера, зато сразу же встает образ чего-то несуществующего, мнимого. Роман «12 стульев» и по сей день вызывает улыбку у новых поколений читателей. Многие явления, описанные в произведении, кажется, взяты из современной жизни, хотя со времени создания романа прошло уже около восьмидесяти лет.

По мнению многих литературоведов, Остап Бендер является главным художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова. Впервые читатель знакомится с этим человеком только в шестой главе части первой, когда история Ипполита Матвеевича уже известна. Однако она никогда бы не стала развиваться так стремительно и увлекательно, не появись на сцене новый персонаж, поражающий своей обаятельностью и остроумием. Молодой человек «лет двадцати восьми» не обременен каким-либо имуществом: «...у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы квартиру отпереть». Однако он был оптимистично настроен и своей импозантной внешностью мог бы произвести впечатление на местных барышень: «В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было». Б. М. Сарнов называет Остапа Бендера «гимном духа свободного предпринимательства». С первого знакомства видно, что новый герой — это личность неординарная: «Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу. Постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег». Не успев появиться в городе, молодой человек незамедлительно начинает действовать. Для начала он продает имеющийся у него прибор астролябия. После чего заводит знакомство с местным дворником, спрашивая у него, есть ли в городе невесты. Находясь на данный момент в незавидном положении, Остап Бендер не смиряется со своей участью, а активно ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Пока у него только два не совсем подходящих варианта: стать многоженцем, обольстив и обобрав нескольких девиц, или написать и заняться распространением картины «Большевики пишут письмо Чемберлену».

Первый путь отвергается Бендером ввиду отсутствия «серого в яблоках костюма» и десяти рублей, без которых соблазнение в силу щепетильности главного героя выглядело бы, как «низкий сорт». Второй тоже мог преподнести чисто технические затруднения. Здесь Остап резко отличается от своих собратьев-жуликов по классической литературе. Он выглядит более жизненно и полнокровно на фоне гончаровского Штольца. С другой стороны, Бендер, в отличие от Чичикова, являясь жуликом по несчастью, сохраняет в себе черты некоторого благородства и даже чести. Возможно, в другую эпоху и при других обстоятельствах главный герой никогда бы не стал аферистом. Его жульничество явилось прямым порождением социализма, который пресекал всякую инициативность и творчество. Несмотря на то что Остап всеми фибрами души стремится заполучить кругленькую сумму, тем не менее он не стяжатель, а свободный художник. Ему больше интересен не результат, а сам процесс. Именно поэтому он словно шахматист тщательно продумывает ходы, разрабатывает тактику и стратегию в каждой новой ситуации. Увлекательная и хитроумная игра привлекает его тем сильнее, чем больше возможностей он создает для появления искрометных идей и замыслов. Следует отметить, что Бендер на ходу справляется с, казалось бы, на первый взгляд невероятно трудными задачами.

Главный герой превосходный психолог. Его талант убеждения ярко проявляется и в разговоре со старым дворником, и с бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым: «...решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встречному им проходимцу, все, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тещи». Умение общаться с различными людьми помогает главному герою добиваться своих целей в различных ситуациях. Так, к примеру, он смог найти общий язык даже с Людочкой-людоедкой с ее тридцатисловным запасом, обменяв обычное чайное ситечко на вожделенный стул. Нельзя обвинить Остапа Бендера и в трусости. Он с головой бросается в самые сложные обстоятельства, иногда даже не думая о последствиях: «Об этом не думайте. Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь! Учитесь торговать!». Достаточно вспомнить шахматный турнир, который устроил великий комбинатор в городе Васюки, оставшись без средств к существованию. Представившись гроссмейстером, Бендер настолько красочно расписал шахматное будущее васюкинцев, что без труда получил аванс в размере двадцати рублей и возможность заработать еще больше на самом турнире. В результате Остапу приходится спасаться бегством, однако и здесь фортуна благосклонна к бесстрашному счастливчику, поскольку баржа с преследователями переворачивается, и афера остается без возмездия. Таким образом, перед читателями встает довольно привлекательная и обаятельная фигура, удачно преодолевающая препятствия и не теряющая природного оптимизма.

Смерть Остапа Бендера в какой-то мере была предопределена. Слишком свободолюбив и удачен был этот человек, чтобы не раздражать окружающих только лишь своим присутствием. Остался всего лишь один стул из коллекции, в котором могли бы находиться бриллианты мадам Петуховой. Остап пребывал в превосходном состоянии духа: энергия и веселость его были неисчерпаемы. Этого же нельзя было сказать о Воробьянинове, изрядно вымотавшегося в этой гонке за сокровищами: «И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и отросший ус торчал уже не параллельно земной поверхности... В характере появились несвойственные ему раньше черты решительности и жестокости... Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть». Безусловно, Воробьянинов не мог бы долго сдерживать свои негативные чувства к компаньону. Когда Бендер рассказал Ипполитом Матвеевичу о последнем стуле, да еще подшутил над ним, это было последней каплей. Бывший предводитель дворянства дождался, пока Остап уснул и достал бритву: «Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил». Бендер на самом деле просто придумал себе это счастье, поскольку найди он бриллианты, они не принесли бы ему радости, ведь воплощенная мечта уже перестает быть мечтой, а человека тянет все к новым и новым вершинам. Ильф и Петров разработали и эту версию, но уже в другом своем романе «Золотой теленок».

Здесь главный герой добивается своей заветной цели и становится счастливым обладателем целого миллиона, однако его душа не насыщается этим. Ведь с одной стороны, в условиях социалистического общества он не может его истратить, не будучи членом хоть какого-нибудь государственного учреждения. А с другой, что самое главное, заканчивается увлекательная игра.

Когда заходит разговор об экранизациях бессмертных романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок» сразу разгорается спор - какой актёр лучше всего представил образ Остапа Бендера на экране. При этом вспоминают только трёх актёров - Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и Сергея Юрского. А ведь образ Великого Комбинатора воплотили не только они.

Про остальных даже и не вспоминают (а может и не знают). Так давайте устраним эту несправедливость и вспомних всех актёров, сыгравших Остапа Бендера

Первой адаптацией романа «12 сульев» в кино стала чешско-польская постановка 1933 года. Фильм был адаптирован под европейские реалии и Великого Комбинатора там переименовали в Владислава Клепку в исполнении Адольфа Дымша

В 1936 году вышел английский фильм «Пожалуйста сидите». Это ещё одна адаптация по мотивам романа. Здесь Джордж Формби сыграл Комбинатора под именем George Withers

В 1938 году был снят адаптированный под немецкие реалии фильм «Тринадцать стульев». Ганс Мозер сыграл помощника охотящегося за наследством парикмахера

В 1957 в Бразилии снял ремейк немецкого фильма. Вот только помощника парикмахера сделали дамой в исполнении Ренаты Фронци

Ещё один ремейк про парикмахера был снят в 1969 году. Это итальяно-французская комедия «Один из тринадцати» («12+1»), в котором опять наследнику помогает очаровательная девушка в исполнении Шэрон Тейт

В 1962 году вышел Кубинский фильм «12 стульев». Действие фильма происходит на Кубе, вскоре после Кубинской революции. Главных героев зовут Оскар и дон Иполито. В этом фильме кубинского Великого Комбинатора сыграл Рейнальдо Миравальес

Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. Правда не в кино, а в театре. В 1956 году он сыграл его в постановке «Золотого телёнка» Эммануила Краснянского. А затем и в «12 стульях» Эраста Гарина

В общей сложности, по воспоминаниям самого Евгения Весника, он сыграл «великого комбинатора» шестьсот раз

Первым же экранным воплощением Остапа стал Игорь Горбачёв. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев»

Следующим Комбминатором стал Сергей Юрский в знаменитой постановке «Золотого телёнка» Михаила Швейцера в 1968 году

Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»

В 1970 году в американской экранизации «12 стульев» Бендера сыграл Фрэнк Ланджелла

Ну а в следующем, 1971 году на экраны вышли «12 стульев» Леонида Гайдая, где Остапом стал Арчил Гомиашвили

Кстати Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в «12 стульях» Леонида Гайдая и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году

Следующим Комбинатором стал Андрей Миронов в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» Марка Захарова

В 1993 году вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого телёнка». В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов

Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер - в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев

В музыкальной новогодней постановке «12 стульев» 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен - Николай Фоменко

Ну и последним (или крайним, как сейчас модно выражаться) Остапом Бендером стал Олег Меньшиков в восьмисерийнам сериале «Золотой телёнок» в 2006 году

Было ещё несколько зарубежных постановок по мотивам романа «12 стульев», например иранский фильм «12 сидений», австрийский «Мой дедушка и 13 стульев» или шведский «Семь чёрных бюстгальтеров». Но информация по ним крайне скудная.

Ну, а кто ещё пробовал примерить на себя роль Остап,а вы можете посмотреть ниже под заголовокм «Фотопробы на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая „12 стульев“»

Так всё-таки, кто по вашему лучше всего сыграл Остапа Бендера?

Рисунок Елены Мальва

Использованы кадры из фильмов:

«Dvanáct křesel» Режиссёры Мартин Фрич и Михал Вашиньский 1933 год
«Keep Your Seats, Please» Режиссёр Монти Бэнкс 1936 год
«13 Stühle» Режиссёр Эмерих Йозеф Войтек 1938 год
«Las doce sillas» Режиссёр Томас Гутьеррес Алеа 1962 год
«12 стульев» режиссёр Александр Белинский 1966 год
«Золотой телёнок» режиссёр Михаил Швейцер 1968 год
«The Twelve Chairs» режиссёр Мэл Брукс 1970 год (США)
«12 стульев» режиссёр Леонид Гайдай 1971 год
«12 стульев» режиссёр Марк Захаров 1976 год
«Комедия давно минувших дней» режиссёр Юрий Кушнерёв 1980 год
«Мечты идиота» режиссёр Василий Пичул 1993 год
«12 стульев» режиссёр Ульрике Оттингер 2003 год
«12 стульев» режиссёр Максим Паперник 2005 год
«Золотой телёнок» режиссёр Михаил Швейцер 2006 год

Интересно: Фанатам «Игры престолов» придется мириться с неизвестностью

Фотопробы на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая «12 стульев»

Во время подготовки к съёмкам фильма «12 стульев» самая большая проблема возникла с исполнителем главной роли - Остапом Бендером. Весь январь и практически весь февраль Гайдай и его ассистенты безуспешно пытались найти актера, который сумел бы воплотить на экране этого героя. Гайдаю был необходим актер, который оказался бы полной антитезой Сергею Юрскому, сыгравшему великого комбинатора в фильме «Золотой теленок». В этих поисках Гайдай пересмотрел чуть ли не всех советских звезд мужского пола, кто по своему возрасту, внешним данным и таланту подходил на эту роль. Были просмотрены более ста актеров, прошли 23.

Чтобы было ясно, каким тщательным был отбор, давайте посмотрим удавшиеся найти фотопробы этих актёров

Олег Борисов

Александр Лазарев

Андрей Миронов

Анатолий Кузнецов

Николай Губенко

Спартак Мишулин

Евгений Евстигнеев

Фрунзик Мкртчян

Никита Михалков

Владимир Басов

Валентин Гафт

Поскольку время поджимало, а главного исполнителя все не было, Гайдай решил пойти самым простым путем: он предложил эту роль актеру, который из их числа выглядел наиболее выигрышно - Владимиру Высоцкому.

Тот, не избалованный чрезмерным вниманием к своей персоне киношных режиссеров (за 10 лет сыграл в кино всего лишь две главные роли, причем, один фильм «Интервенция» - до зрителей при его жизни так и не дошел), согласился. Но в начале марта, когда пришло время сниматься, Высоцкий внезапно сорвался в очередное «пике» - то есть попросту запил. И Гайдаю пришлось срочно искать ему замену, причем опять из того же списка. Новым кандидатом на роль Бендера стал Александр Белявский

Именно с ним 10 марта 1970 года начались съемки фильма в 6-м павильоне «Мосфильма». Однако начались они неудачно. Почему? Перед началом работы, по давно заведенному обычаю, Гайдай должен был разбить бутылку шампанского. Так сказать, на удачу. Но она не разбилась. По всем приметам это был плохой знак. Гайдай очень сильно расстроился и на все заверения своих коллег, что все обойдется, ответил: «Нет, я чувствую, что это неспроста. Мы еще хлебнем горя на съемках». Как в воду глядел.

Спустя девять дней после начала съемок, они были остановлены: Сергей Филиппов оказался по актерской фактуре рельефнее Белявского, чего не должно было быть. Поскольку другого исполнителя на роль Бендера на тот момент больше не было руководство студии продлило срок начала съемок аж на целый месяц - до 16 апреля. До этого дня кровь из носу требовалось найти подходящего актера. Но где его искать, если до этого был перелопачен чуть ли не весь Советский Союз?

И тут кто-то рассказал ему, что в где-то уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гайдай срочно пригласил его на пробы. 23 марта состоялась кинопроба с Арчилом Гомиашвили, которая вполне удовлетворила худсовет

Но нужна была еще виза Госкино.

В один из дней Гомиашвили повезли в Комитет, чтобы показать самому зампреду Баскакову. Тот же, нахмурив брови, спросил: «Почему в роли Бендера должен сниматься грузин?» На что присутствовавший на встрече Григорий Чухрай ответил: «А почему бы и нет? Папа у Остапа действительно был турецкоподданный, но мама вполне могла быть грузинкой». Зампред посмеялся над находчивостью Чухрая и утвердил на роль доселе мало кому известного Гомиашвили...

Я уже хотел было написать возмущённое письмо тренеру моей новой/старой команды Сорренто - почему, дескать, до сих пор нет превью и вообще никакой реакции на сегодняшний матч, но тут, к изумлению своему:-), обнаружил, что у нас в игре образовалась пауза аж до субботы. А то и до воскресенья.

И чтобы здешние мозги не прокисали, решил предложить вашему вниманию своеобразный тест. На большого любителя, разумеется. Кто такими вещами не увлекается или вообще читать не любит - пожалуйста, не напрягайтесь, проходите мимо и занимайтесь своими делами:-). Но я надеюсь, что среди почти 400 подписантов нашего блога найдётся хотя бы человек 20-30 таких, кому это будет интересно, кто воспримет это как вызов и как возможность проявить свою эрудицию. Ну а если кто-то под такую тему еще раз перечитает роман (или вообще впервые прочитает этот безусловный литературный шедевр), то будет просто замечательно.

Тестовые вопросы по «12 стульям» я начал составлять давно, но всё никак не мог довести до ума - то их было мало, то они были слишком простыми. И вот буквально пару недель назад я под настроение оформил их окончательно.

Всего получилось 35 вопросов - 30 основных, которые основаны исключительно на знании текста и умении его анализировать, и 5 дополнительных, общего свойства (история и экранизация). Вопросы разные. Есть такие, на которые можно и должно ответить сразу, почти без раздумья. Есть такие, для ответа на которые придётся прошерстить весь роман. Отвечайте на них прямо здесь, в комментах. Можете при этом спорить или не спорить, совещаться или не совещаться, ругаться или приходить к согласию.

Ответы (если ничто этому не помешает) я дам в пятницу вечером. Тогда же подведу и итоги теста/конкурса. За правильный ответ - ПЕРВЫЙ ПО ВРЕМЕНИ - участник получит 3 балла. За просто правильный ответ - 1 балл. За точную цитату или достоверный факт, подтверждающие ответ, можно заработать еще по 1 баллу в каждом вопросе. Вот и все правила. Но я куда больше рассчитываю на ваш интерес, а не на желание непременно выиграть… (Чуть не забыл… Убедительно прошу Эндрю Томпсона не участвовать в конкурсе. Андрей, Вы эти вопросы увидели дней 10 назад, поэтому обладаете серьезной форой по сравнению с остальными.)

Готовы?.. Поехали!..

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Сколько лет было Кисе Воробьянинову?
  • 2. Сколько лет было Остапу Бендеру?
  • 3. Назовите точную дату и день кончины тёщи Воробьянинова Клавдии Ивановны Петуховой.
  • 4. На сколько лет старше Ипполита Матвеевича была его тёща?
  • 5. На протяжении какого времени (указать максимально точно) на спине бюстика поэта Жуковского, установленного на Старопанской площади уездного города N, появлялось написанное мелом ругательство?
  • 6. Священник церкви Фрола и Лавра отец Фёдор в молодости учился в университете на юридическом факультете. В каком году он поступил в университет?
  • 7. Сколько золотых десяток сумел скопить отец Фёдор благодаря своим коммерческим начинаниям?
  • 8. За сколько Остап Бендер продал хитрый прибор астролябию, которая «сама меряет, было бы что мерять»?
  • 9. Назовите точную дату знакомства Воробьянинова и Бендера.
  • 10. Каким был основной вид деятельности старгородских предприятий «Одесская бубличная артель «Московские баранки» и «Быстроупак»?
  • 11. В чём заключалась главная ошибка отца Фёдора при посещении им Варфоломея Коробейникова, после которой и начались все злоключения священника, приведшие его в итоге в психиатрическую лечебницу?
  • 12. Какие номера были присвоены первым вагонам старгородского трамвая?
  • 13. Какую сумму пожертвовала Елена Станиславовна Боур в пользу «Союза меча и орала» на первом заседании этой организации?
  • 14. На какой московский вокзал в конце 20-х годов приезжали из Киева и Одессы?
  • 15. Назовите полные имя, отчество и фамилию жены «вегетарианца» Коли, от которого неудачливый ловелас Воробьянинов получил по морде.
  • 16. Где скрыта ошибка в объявлении, которое вдова Грицацуева дала в «Старгородскую правду»: «Умоляю лиц, знающих местопребывание. Ушёл из дому т. Бендер, лет 25 - 30. Одет в зелёный костюм, жёлтые ботинки и голубой жилет. Брюнет. Указавш. прошу сообщ. за приличн. вознагражд. Ул. Плеханова, 15, Грицацуевой»?
  • 17. Как известно, на главном перроне вокзала в Харькове установлен памятник отцу Фёдору с чайником в руке. В чем заключается вольная трактовка текста романа авторами памятника, если не считать того, что лицу отца Фёдора приданы черты игравшего его Михаила Пуговкина?
  • 18. На какую сумму был подан счёт Воробьянинову в «образцовой столовой МСПО «Праге», куда он пригласил Лизу?
  • 19. Как на самом деле звали жену инженера Щукина Эллочку-«людоедку»?
  • 20. Укажите фактический авторский «прокол» во фразе: «Маэстро Судейкин уже не боролся за прелестный этюд Неунывако. Он тщился сохранить хотя бы решения задач. После борьбы, более напряжённой, чем борьба его с Ласкером на сан-себастьянском турнире, маэстро отвоевал себе местечко за счёт «Суда и быта»…» (Глава 24, «Клуб автомобилистов»).
  • 21. Еще один «прокол» скрыт во фразе «Репортёр Персицкий деятельно готовился к двухсотлетнему юбилею великого математика Исаака Ньютона» (Глава 28, «Курочка и тихоокеанский петушок»). Где именно?
  • 22. Где и когда Остап Бендер сидел в тюрьме?
  • 23. Сколько лет было гамбсовскому гостиному гарнитуру, за которым охотились Бендер и Воробьянинов?
  • 24. Сколько гвоздей требовалось на обивку сиденья одного гамбсовского стула?
  • 25. Как известно, в Васюках Остап Бендер дал сеанс одновременной игры на 30 досках. Какие дебюты и в каком количестве были разыграны?
  • 26. И еще один авторский «прокол». В главе 36 («Вид на малахитовую лужу») сказано: «На шестой день Остапу удалось свести знакомство с монтёром Мечниковым, заведующим гидропрессом…» Что здесь не так?
  • 27. Какую последнюю сумму предложил инженеру Брунсу за гарнитур генеральши Поповой отец Фёдор, после чего торг с его стороны был прекращен?
  • 28. Как долго отец Фёдор просидел на утёсе напротив замка царицы Тамары?
  • 29. Сколько денег в общей сложности выкачал Остап Бендер из председателя «Одесской бубличной артели» (а также биржевого комитета Старгорода:-)) гражданина Кислярского?
  • 30. А какую сумму самостоятельно заработал Воробьянинов за всё время его приключений в компании Остапа Бендера?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 31. Как в действительности звали Ильфа и Петрова?
  • 32. Каким способом была решена авторами судьба Остапа Бендера перед написанием последней главы «Двенадцати стульев»?
  • 33. Какие известные актёры читали текст от автора в советских экранизациях «12 стульев» 1971 и 1976 гг.? (Подсказка: их фамилии состоят из пяти букв и заканчиваются на «т».)
  • 34. Что оказалось главной (но все-таки преодолённой) помехой на пути Михаила Пуговкина к тому, чтобы сыграть роль отца Фёдора?
  • 35. В чём заключается сходство между: а) одноглазым шахматистом и слесарем Полесовым; б) монтёром Мечниковым и гробовщиком Безенчуком; в) «голубым воришкой» Альхеном и редактором газеты «Станок»?

Увы, конкурс явно не удался, поэтому итоги подводить ни к чему. Только ответы.

ОТВЕТЫ.

  • 1. 52 года. «…Сказанное при пробуждении «гут морген» обычно значило, что печень пошаливает, что пятьдесят два года не шутка и что погода нынче сырая…» (Глава 1, «Безенчук и «нимфы»). Кроме того, в главе «Бойкий мальчик», которая в окончательную версию романа не вошла и публиковалась отдельным рассказом под названием «Прошлое регистратора загса», прямо написано: «Ипполит Матвеевич Воробьянинов родился в 1875 году в Старгородском уезде в поместье своего отца Матвея Александровича…», а как известно, действие романа начинается в 1927-м.
  • 2. 27 лет. В главе 35 («И др.») Бендер говорит сам о себе так: «…Обо мне написали бы совсем другое. Обо мне написали бы так: «Труп второй принадлежит мужчине двадцати семи лет. Он любил и страдал…»
  • 3. 15 апреля 1927 года, пятница. «…В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого…» (Глава 1, «Безенчук и «нимфы»). Из той же главы следует, что в тот же день с Клавдией Ивановной случился удар и к вечеру она скончалась.
  • 4. На семь лет. «…зарегистрировал собственноручно кончину Клавдии Ивановны Петуховой, пятидесяти девяти лет, домашней хозяйки, беспартийной…» (Глава 4, «Муза дальних странствий»).
  • 5. 29 лет и 10 месяцев. «…Впервые подобная надпись появилась на бюстике 15 июня 1897 года в ночь, наступившую непосредственно после открытия памятника. И как представители полиции, а впоследствии милиции ни старались, хулительная надпись аккуратно возобновлялась каждый день…» (Глава 2, «Кончина мадам Петуховой»). Поскольку, как мы выяснили, события романа начинаются 15 апреля 1927 года, подсчёты произвести несложно.
  • 6. В 1912-м. «…Перейдя из семинарии в университет и проучившись на юридическом факультете три года, Востриков в 1915 году убоялся возможной мобилизации и снова пошёл по духовной…» (Глава 3, «Зерцало грешного»).
  • 7. 20. «…разрывая кружевца и прошвы, вынул из капора тяжёлую полотняную колбаску. Колбаска содержала в себе двадцать золотых десяток - всё, что осталось от коммерческих авантюр отца Фёдора…» (Глава 3, «Зерцало грешного»).
  • 8. За три рубля. «…К обеду астролябия была продана слесарю за три рубля…» (Глава 5, «Великий комбинатор»).
  • 9. 25 апреля 1927 года. В главе 6 («Брильянтовый дым») в первый же день их знакомства, после заключения «небольшого договорчика» на совместные поиски сокровища мадам Петуховой и неудачного допроса пьяного дворника Тихона, Остап Бендер выторговал у компаньона ярко-голубой гарусный жилет за восемь рублей. «…Ипполит Матвеевич покраснел еще больше, вынул маленький блокнотик и каллиграфически записал: «25/ IV 27 г. - выдано т.Бендеру р. - 8…».
  • 10. Спекуляция мануфактурой. «…Несмотря на ощутительную разницу в вывесках и величине оборотного капитала, оба этих разнородных предприятия занимались одним и тем же - спекулировали мануфактурой всех видов…» (Глава 10, «Слесарь, попугай и гадалка»).
  • 11. В главе 11 («Алфавит «Зеркало жизни») облапошенный Бендером Коробейников решил отыграться на следующем посетителе и всучил отцу Фёдору ордера на мебельный гарнитур генеральши Поповой - обратите внимание, на гарнитур из 12 стульев. «…- Все в одном месте?» - воодушевлённо воскликнул покупатель. «- Один к одному. Все там стоят. Гарнитур замечательный. Пальчики оближете…» Коробейников, разумеется, не знал, что накануне отец Фёдор на пару с Воробьяниновым один стул уже выпотрошили, а вот почему об этом факте позабыл или не придал значения тому, что стульев опять стало 12, сам отец Фёдор - непонятно.
  • 12. 701 - 710. «…в котором стояли десять светло-зелёных вагонов, занумерованных от 701 до 710…» (Глава 13, «Дышите глубже - вы взволнованы!»).
  • 13. 12 рублей. «…- Всего, - возгласил Остап, - четыреста восемьдесят восемь рублей. Эх! Двенадцати рублей не хватает для ровного счёта…» Елена Станиславовна, долго крепившаяся, ушла в спальню и вынесла в ридикюле искомые двенадцать рублей…» (Глава 14, «Союз меча и орала»)… Между прочим, число 12 встречается в романе неоднократно. Это и 12 стульев, и 12 рублей Елены Станиславовны, и те же 12 рублей, которые остались у Воробьянинова после «ночи наслаждений и утех» накануне аукциона…
  • 14. Брянский. «…Представители Киева и Одессы проникают в столицу через Брянский вокзал…» (Глава 16, «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца»).
  • 15. Елизавета Петровна Калачова. «…когда он на минуту остался вдвоём с очаровательной гражданкой Калачовой, ему захотелось рассказать ей обо всех горестях и волнениях. «- Да, - сказал он, нежно глядя на собеседницу, - такие дела. Как же вы поживаете, Елизавета…». «- Петровна. А вас как зовут?..» (Глава 18, «Музей мебели»).
  • 16. Цвет обуви. В главе 12 («Знойная женщина - мечта поэта») неоднократно упоминается обновка Остапа Бендера - малиновые башмаки, которые он приобрёл до свадьбы с Грицацуевой . Надо полагать, вдовушка страдала уникальной формой дальтонизма:-).
  • 17. В главе 20 («От Севильи до Гренады») сказано: «…Исчез отец Фёдор. Завертела его нелёгкая. Говорят, что видели его на станции Попасная, Донецких дорог. Бежал он по перрону с чайником кипятку …» Так что Харьков тут слегка притянут за уши, хотя именно с харьковского вокзала отец Фёдор написал жене первое письмо.
  • 18. 9 рублей 20 копеек. «На счёт Ипполит Матвеевич смотрел долго, раскачиваясь на стуле… «- Девять рублей двадцать копеек? - бормотал он. - Может быть, вам еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат?» (Глава 20, «От Севильи до Гренады»).
  • 19. Елена. «…Эрнест Павлович связал свои вещи в большой узел, завернул сапоги в газету и повернулся к дверям… «- У тебя вся спина белая, - сказала Эллочка граммофонным голосом…». «- До свидания, Елена…» (Глава 22 «Людоедка Эллочка»).
  • 20. Безусловно, фамилия Судейкин выдумана, но можно допустить, что под ней скрывается некий действительно живший в те годы шахматный мастер. Авторский прокол заключается в том, что в Сан-Себастьяне прошло два представительных турнира - в 1911 и 1912 гг., но ни в одном из них тогдашний чемпион мира Эмануил Ласкер не участвовал . Так же, впрочем, как и его однофамилец американский шахматист Эдуард Ласкер… К слову сказать, Остап Бендер в отличие от своих создателей:-) обладал более широкими познаниями в этой области. В главе 34 («Междупланетный шахматный конгресс») он спрашивает васюкинцев: «Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир». Удивительно, но человек, который в Васюках «играл в шахматы во второй раз в жизни», прекрасно знает, что в австрийском Земмеринге в марте 1926-го состоялся крупнейший турнир года с участием 18 известнейших шахматистов (призёры - Р.Шпильман, А.Алехин, М.Видмар)…
  • 21. Годы жизни Исаака Ньютона - 1642 - 1727. Стало быть, речь идёт о двухсотлетии со дня его смерти. Допустим, что и такой день может считаться юбилеем, который следует как-то отмечать. Но великий английский физик, математик, механик и астроном умер 31 марта (или 20 марта по старому стилю) . Поскольку действие романа начинается 15 апреля, Персицкий явно запоздал с «деятельными приготовлениями».
  • 22. «…Когда все пропуска были выданы и в фойе уменьшили свет, Яков Менелаевич вспомнил: эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году , когда и сам там сидел по пустяковому делу…» (Глава 30, «В театре Колумба»).
  • 23. 62 года. В стуле, который компаньоны выкрали и вскрыли на пароходе «Скрябин», они нашли медную позеленевшую табличку с надписью «Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую парт і ю мебели. 1865 г. Санктъ-Петербургъ» (Глава 33, «Изгнание из рая).
  • 24. Тоже 62:-). «…Ипполит Матвеевич сел на пол, обхватил стул своими жилистыми ногами и с хладнокровием дантиста стал выдёргивать из стула медные гвозди, не пропуская ни одного. На шестьдесят втором гвозде работа его закончилась… « (Глава 40, «Сокровище»).
  • 25. «…На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати чёрные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора… » (Глава 34, «Междупланетный шахматный конгресс»). Между прочим, защита Филидора определяется уже на втором ходу чёрных (1. е2-е4 е7-е5 2. К g1 - f3 d7-d6 ).
  • 26. В главе 31 («Волшебная ночь на Волге»), то есть пятью главами раньше, сказано следующее: «Остап еще в поезде успел побеседовать с завгидропрессом, монтёром Мечниковым, и узнал от него всё ». Произошло это еще до отплытия компаньонов по Волге на «Скрябине». Таким образом, Бендер задолго до Пятигорска хорошо знал монтёра, и, стало быть, вторично заводить с ним знакомство, в Пятигорске, никакой надобности у Остапа не было.
  • 27. 141 рубль. «…А через минуту голос его приходил со стороны дачи Думбасова. «- Сто сорок один, - предлагал отец Фёдор, - не корысти ради, господин Брунс, а токмо…» Наконец инженер не выдержал, вышел на середину веранды и, вглядываясь в темноту, начал размеренно кричать: «- Чёрт с вами! Двести рублей! Только отвяжитесь…» Послышались шорох потревоженных бамбуков, тихий стон и удаляющиеся шаги…»
  • 28. 10 дней. «…Через десять дней из Владикавказа прибыла пожарная команда с надлежащим обозом и принадлежностями и сняла отца Фёдора…» (Глава 38, «Под облаками»).
  • 29. 800 рублей. 200 - в Старгороде, на первом заседании «Союза меча и орала», 500 в Тифлисе («…Мы дадим вам парабеллум!..») и последние 100 в Ялте.
  • 30. Согласно фактам, которые точно подтверждёны текстом - 10 рублей 07 копеек . 50 копеек Воробьянинову еще в Москве дал «за труды» Авессалом Изнуренков. Прошением подаяния Ипполит Матвеевич заработал 7 рублей 29 копеек в Пятигорске, 2 рубля в МинВодах и 13 копеек во Владикавказе. (Вероятно, во Владикавказе больше, потому что накануне выхода в Тифлис Бендер говорит Воробьянинову: «Нужны деньги на хлеб и любительскую колбасу. Можете прибавить к своему лексикону несколько итальянских фраз, но к вечеру вы должны насбирать не меньше двух рублей!..» Однако дальше не сказано, сумел ли заработать Киса требуемую сумму.) Наконец, еще 15 копеек Воробьянинов получил за танцы перед автобусом на Военно-Грузинской дороге.
  • 31. Илья Арнольдович Файнзильберг (1897-1937) и Евгений Петрович Катаев (1902-1942) . Интересно, что соавторы «12 стульев» и «Золотого телёнка» прожили примерно одинаково: Ильф - 39 лет 5 месяцев и 28 дней (умер от туберкулёза), Петров - 39 лет 5 месяцев и 19 дней (был военным корреспондентом и погиб, возвращаясь с фронта на самолёте).
  • 32. С помощью жребия. В предисловии к «Золотому телёнку» авторы пишут о крупной ссоре, возникшей между ними перед написанием последней главы «12 стульев» по поводу - убить Остапа Бендера или оставить в живых: «…участь героя решалась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп - и через полчаса великого комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой…»
  • 33. Ростислав Плятт (1971 г.) и Зиновий Гердт (1976 г.) . Любопытно, что в первой экранизации Плятт мог бы сыграть Кису Воробьянинова, поскольку у Сергея Филиппова начались сильные головные боли из-за опухоли мозга, которую ему диагностировали еще в 1965 году, и создатели фильма считали, что актёр с ролью не справится. Однако Плятт категорически отказался от роли и настоял на том, чтобы ее оставили за Филипповым. Тот, кстати, сразу после съёмок прошёл курс лечения, после чего прожил еще 20 лет.
  • 34. Мать Михаила Пуговкина была глубоко верующим человеком , и потому Леониду Гайдаю пришлось ждать три недели, пока она даст разрешение сыну сыграть шкодливого священника.
  • 35. В двух советских экранизациях эти роли играл один и тот же актёр : а) Савелий Крамаров; б) Георгий Вицин; в) Григорий Шпигель. Всего, к слову, двойным появлением в фильмах 1971 и 1976 гг. в разных ролях отметились сразу 10 актёров. Помимо указанных это Эдуард Бредун, Юрий Медведев, Анатолий Калабулин, Анатолий Обухов, Вячеслав Войнаровский, Владимир Ферапонтов, а Павел Винник оказался среди них уникумом, поскольку ухитрился дважды с перерывом в пять лет сыграть официанта в ресторане «Прага», где кутили Воробьянинов и Лиза.
Выбор редакции
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...

Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...

Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...

Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...
Лидирующее место среди горячих закусок по праву занимают фаршированные грибы. Они оригинально сочетаются как с алкогольными напитками,...
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...
Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...
Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...