Исторические события в произведении тарас бульба. " Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. Тарас Бульба - истинный патриот своей земли


Работе Гоголя над "Тарасом Бульбой" предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать "Описание Украины" Боплана, "Историю о казаках запорожских" Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а "тогда, когда память уступила место забвению", напоминают ему "хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены" (X, 299) .

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над "Тарасом Бульбой", был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих "выпытать дух минувшего века" и постигнуть "историю народа". Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему "Тараса Бульбы", на язык повести.

Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор - все эти приемы усиливали пасенное звучание стиля повести. "Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? " (II, 105) . Или: "Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев" (II, 143) . Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.

"Тарас Бульба" имеет. большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике "Миргород". В 1842 году во втором томе своих "Сочинений" Гоголь поместил "Тараса Бульбу" в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями "Тараса Бульбы" был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Я ИДУ НА УРОК

Анна ПОПОВА,
г. Белогорск,
Амурская обл.

Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Главный герой повести - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени

Цели урока. Дать учащимся понятие об исторических особенностях эпохи, о нравах, обычаях и традициях Запорожской Сечи. Проанализировать образ главного героя, опираясь на 1-ю и 2-ю главы.

Оформление. Карта, схема, иллюстрации к повести, декорация около доски: плетень, около него подсолнухи, ветка яблони с плодами.

Ход урока

Под музыку «Славянского танца № 2» А.Дворжака звучит текст повести со слов “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век на полукочующем углу Европы…” до слов “...его вышибло из народной груди огниво бед”.

Учитель литературы. Прежде чем ступить на тропу познания, вслушаемся в одно русское слово, само по себе излучающее поэзию: Родина - это и твой род, родные, родители, прародители - твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.В. Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли - России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории Родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими? Почему так важно знать и любить своё прошлое? Этот проблемный вопрос предстоит решить на уроке. (Читается эпиграф.) А теперь в путь познания.

Учитель истории. Никто точно не знает, откуда пошло слово “казак”. Большинство учёных считают, что оно тюркского происхождения и означает “вольный человек”. Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зак” - “межа”, “граница”, “рубеж”, то есть “казак” - “защитник границы”.

Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году.

Появление же вольного казачества учёные относят к XVI веку.

Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до Дона и Волги, в XVI веке обезлюдели. На Руси и в соседнем Польско-Литовском государстве эта территория была названа Диким полем. Постепенно на его окраинах начинают селиться русские люди. (Работа с картой.) Лесостепные земли, богатые травами, зверьём, реки с несметными запасами рыбы манили к себе людей. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укреплённых городках, построенных по берегам рек и на островах. Опасность набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно появились на Днепре, Дону и Волге.

В 40-е годы XVI века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь.

(Театральная заставка. Инсценирование эпизода встречи Тараса Бульбы с сыновьями.)

Учитель литературы. Узнали героев повести? Давайте понаблюдаем, какими средствами писатель создаёт образ далёкой эпохи. (Учащиеся зачитывают описание светлицы, костюмов, обычаев и нравов того времени.) Как описание светлицы помогает понять характер главного героя, его привычки, привязанности? (Ответы учащихся.)

Учитель истории. Вы, наверное, обратили внимание на своеобразный наряд героев? Прослушайте небольшое сообщение из истории костюма.

Сообщение ученика. Казаки носили широкие шаровары на учкуре, то есть на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень - приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха -“трухменка”, суконный верх которой свисал в виде клина.

Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос - чуб.

Вооружение казаков было разным, ружья и пистолеты применялись в бою наряду с луками и стрелами.

Учитель истории. В начале XVI века западные и юго-западные земли Руси - Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой. Началось насильственное ополячивание этих земель, некогда входивших в Киевское государство. Повсеместно насаждались польские законы, польский язык, нравы и обычаи. Дворяне размежевались на богатых “магнатов” и мелкопоместную “шляхту”.

Поляки-католики во главе с королём Сигизмундом III в 1596 году силой навязали православной Украине “унию” - соединение Православной и Католической Церквей под властью Римского папы. После этого началось открытое преследование православных.

Работа со схемой

Казак

Казаки делились на городовых и низовых. Запорожские казаки жили вольной, но вместе с тем довольно суровой жизнью. Большую часть времени они проводили в походах. Военная добыча, которую они захватывали, являлась одним из источников их существования. Казаки действовали из засад, атаковали лавой. Каждого казака с детства обучали верховой езде, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука. Главным идеалом юношей становилась свобода родной земли.

Учитель литературы. В центре повествования главный герой - Тарас Бульба. На доске записана лишь часть темы: «Главный герой повести - Тарас Бульба». Но в чём видит он смысл жизни? Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках? Это предстоит выяснить и сформулировать краткое выражение основного вывода, доформулировать тему урока.

Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.

Заполнение таблицы

Работа с иллюстрациями

  • Что вы видите на иллюстрациях?
  • Что главное в герое подчёркивает художник?
  • Как относится к нему автор?

По мнению Тараса, мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою: “В тогдашний век было стыдно и бесчестно думать о женщине, о любви, не изведав битвы”. Тарас - символ Малороссии. Все качества, которыми Гоголь наделяет своего героя, присущи и товарищам Тараса. Они присутствуют во всём русском народе, они типичны.

Сделайте вывод: каких людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Ответы учащихся.)

Допишем тему урока: «Тарас Бульба - выразитель чувств и взглядов трудного и бранного времени».

Учитель истории. Своеобразие повести в широком изображении Запорожской Сечи, в создании героических характеров, в показе народа как активной силы, определившей исход битвы против панской Польши.

Учитель литературы. Вернёмся к проблемному вопросу, который мы ставили в начале урока.

Почему так важно знать и любить своё прошлое? (Ответы учащихся.)

Подтверждением могут служить слова замечательного человека, талантливого литератора и историка и государственного деятеля Н.М. Карамзина (открывается вторая половина доски) : “История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.)

Одним из показателей человеческой духовности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.

Подведение итогов урока. Мотивированное выставление оценок.

Домашнее задание. Дать нравственную оценку главного героя повести.

Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

Доклад 7 класс.

Литературный критик А.И. Герцен говорил: «...Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных веселости, изящест­ва, живости и любви. Повесть «Тарас Бульба» входит в гого­левский сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую возможность народного героиз­ма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литератур­ный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Буль­ба» близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал докумен- тально-исторические материалы (летописи, мемуары, иссле­дования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует все же от­дать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально- освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных.

Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Ук­раине. В те далекие времена Украина была захвачена поль­скими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жи­тели Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был соз­дан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый харак­тер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрос­лых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.

Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ре­месла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить те­легу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропало, - все это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукра­шивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суро­вости и фубости войны. Историзм мышления Гоголя, сказав­шийся в отмеченном Белинским умении художника сжато, в рамках небольшой по размеру повести выразить содержание целой эпохи, проявляется и в том, что автор «Тараса Бульбы» стремится объяснить все стороны изображаемой им эпохи ею самою, ее особенностями и условиями. Тут сказывается га вы­сокая объективность художника-историка, только при наличии которой он и имеет право на свое, субъективное отношение к людям и событиям излюбленной им эпохи. Гоголь рисует все величие и героику народной освободительной войны и цели­ком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский оха- растеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «ис­черпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный об­раз: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...». Гоголь взял историю украинского на­рода в момент ее высокого подъема, в такую минуту, когда, по­добно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни чело­века, проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

Повесть проникнута высокой поэзией нерасторжимого братства русского и украинского народов. Сам главный герой представляет собою живое воплощение этого братства. Явля­ясь эпическим образом широкого обобщающего историческо­го значения, Тарас Бульба вбирает в себя многие лучшие чер­ты исторических деятелей национально-освободительных движений разных периодов украинской истории- доблест­ных воинов, умных политиков, страстных патриотов, ведших украинский народ по единственно возможному для него пути спасения своей национальности: по пути неразрывного союза с Россией и русским народом. Только в этом союзе украин­ский народ и мог надеяться на сохранение национальной са­мобытности. Речь Богдана Хмельницкого, обращенная к каза­кам, дала материал Гоголю для речи Тараса Бульбы, которую тот произносит перед боем. Перед Украиной стояла тогда ис­торическая дилемма - либо быть покоренной шляхетской Польшей и султанской Турцией, либо перейти под власть Рос­сии. Польша была в государственном отношении феодально отсталой, королевская власть не смогла преодолеть разброд, преобладали центробежные силы. Польская шляхта являлась жестоким врагом украинского народа. Московское государст­во достигло к тому времени централизации. Исторический пафос «Тараса Бульбы» заключается в утверждении союза Украины с Москвой как единственного пути, возможного для украинского народа. Патриотизм Тараса, любовь его к Украи­не неотделимы от его сознания братства с народом русским, великим заступником украинского народа.

Сам народ Украины, крестьянин, угнетаемый барами, тер­пящий двойной гнет - от польских и «своих» панов, возму­щенный низким предательством верхушки отечественной шляхты, шедшей на «полонизацию», подобострастничавшей перед польскими магнатами в угоду своекорыстным классовым интересам, - сам народ Украины всей душой стремился к сою­зу с русским народом. И Тарас Бульба выражает это народное стремление. Запорожское казачество славно сражалось и за не­зависимость и честь украинского народа, и за целостность и мо­гущество русского государства. Это усиливает мотив братства русского и украинского народов в «Тарасе Бульбе». Характер борющегося народа - главное, что влечет автора. Историче­ское действие, совершаемое народом, основательно, глубоко, и характеры людей, участвующих в этом историческом действии, глубоки и основательны. «...Стой, стой!..» прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорож­цы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли гроз­ную силу негодования............... Тут уже не было волнений легко­мысленного народа: волновались все характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упор­но и долго хранили в себе внутренний жар...».

Вопросы по докладу:

1) Какие исторические события легли в основу повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

2) Являются ли главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лицами историческими или это вымышленные персо­нажи? Что важно для писателя?

3) Как в повести «Тарас Бульба» изображен народ?

4) Почему повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» надо счи­тать исторической?

Историческая и фольклорная основы повести.

Тема урока: Историческая и фольклорная основы повести.

Цели урока:

1) обучающая : сформировать у учащихся представление о Гоголе, найти основную идею повести, раскрыть исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса Бульбы и его современников;

2) развивающая : развитие аналитического мышления, умение давать аргументированный ответ на вопрос учителя; формирование навыков анализа эпического произведения;

3) воспитывающая: воспитание любви к Отечеству.

Тип урока : вводный урок

Внутрипредметные связи : с российской историей XVII в.

Оборудование: мультимедийнаяпрезентация

Методы и приемы работы : репродуктивный метод (слово учителя, устный опрос), эвристический метод (фронтальный опрос, аналитическая беседа)

. ХОД УРОКА:

I. Оргмомент (2мин)

II . Объяснение нового материала (15 мин)


  • Слово учителя
Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Россия с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий русские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Часть исконных земель киевской Руси была захвачена Великим княжеством Литовским, а позже Речью Посполитой. Польские власти пытались покорить и ополячить украинский народ. Повсюду насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его веру, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину, «як черни хмари», по словам народной песни. В 1588 году был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на Юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли невольничьей службе». ТАК ВОЗНИКЛО КАЗАЧЕСТВО.

Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. На своих легких «чайках» запорожцы смело пересекали море и «шарпали» берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице - Стамбулу. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

Летописец Грабянка приводит любопытное изречение «солтана туркского»: «Когда окрестные панства на мя восстают, я на обидве уши сплю, а о казаках мушу единым слухати» .

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Гуня, Остраница.

Последнее имя привлекало к себе особое внимание Гоголя. ОСТРАНИЦА упоминается в «Тарасе Бульбе». Он возглавил «несметную казацкую силу» из восьми двенадцатитысячных полков, под знамена которых встали прибывшие от низовья днепровского до его верховий. И в этой могучей рати, пишет Гоголь, отборнейшим полком предводительствовал Тарас Бульба. Остраница должен был стать героем незаконченного исторического романа Гоголя «Гетьман».

С именем Остраницы был связан замечательный период национально-освободительной борьбы Украины. Несколько мощных ударов, которые нанес Остраница Николаю Потоцкому, явились одним из самых страшных поражений, которое от казаков потерпели поляки до Богдана Хмельницкого. Опасаясь полного разгрома, шляхта заговорила о мире, который она же сама впоследствии нарушила, предательски убив гетмана Остраницу и его приближенных.

Борьба продолжалась. Сечь не складывала оружия. Она оставалась, по четкому слову Гоголя, «своевольной Республикой», откуда разливалась «воля и казачество на всю Украину».

«Соединяя с умом хитрым и острым щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих - поляков; в Украине не проходит семи или осьми лет без бунта», - так писал иностранный наблюдатель, проживший более семнадцати лет на Украине, на польской службе, в качестве старшего капитала артиллерии и королевского инженера, француз по национальности Гильом ле Вассер де Боплан. Далеко не беспристрастному свидетелю удалось верно подметить накал той борьбы, которую вел украинский народ против своих угнетателей.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ ЛЕГЛО В ОСНОВУ «ТАРАСА БУЛЬБЫ».

Вопросы:


  • Какие исторические события легли в основу повести?

  • К какому времени относятся события описанные в повести?

  • Какова роль развернутого исторического отступления автора?
III Вопросы к первой главе (20 мин)

  • Найдите в первой главе черты исторического времени, воссозданного автором на основе документальных источников. (Учащиеся читают отрывок со слов «…тяжелый 15 век на кочующем углу России…» до слов «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность»)

  • Какую лексику использует автор для того, чтобы передать атмосферу времени и обстановки, определяющих судьбу русских людей? (Используются глагольные ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д.; эпитеты: первобытная Россия, неукротимая, широкая и т.д.)

  • Обратите внимание на незнакомые слова, определите их значения: уния, рада, магнат, шляхта, сенат, хорунжий, латник, курень, кошевой атаман, есаул, жупан, свита, казакин и т.д.

  • Почему на ваш взгляд автор допускает распространенное отвлечение на историческую тему? (Для писателя важно подчеркнуть, что борьба казачества ведется за национальную независимость, за утверждение православной церкви, против того, чтобы уводились в плен и продавались в рабство мужчины, женщины, дети.)

  • Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем они проявляются?В чем вы видите различия?

  • Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы изображаются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.
IV Информация о домашнем задании (3 мин) 1. Прочитать повесть до конца.
Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...