Изложение на тему смерть базарова. Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика. Понимание истинных ценностей


“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
И.С. Тургенев

  • Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
  • Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
  • Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
  • Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
  • Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.

Оформление. На доске записать тему урока: "Социальная обреченность Базарова".

  • Базаров и Кирсановы (борьба идей).
  • Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).
  • Базаров и родители (разное воспитание, мировоззрение).
  • Базаров и Кукшина (пошлость).
  • Базаров и народ (непонимание).

Ход урока

1. Сообщение темы урока

.

2. Работа с текстом

.

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.

Первая группа.

Базаров и братья Кирсановы (разрыв по идеологическим соображениям).

Глава 10, 6 : – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.

– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

– Я не понимаю, как можно не признавать принципов!

– В теперешнее время полезнее всего отрицание.

Вторая группа.

Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;

Третья группа.

Кукшина и Ситников – Базаров (пошлость и ничтожество).

Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”

Четвертая группа.

Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).

Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”

Пятая группа.

Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).

Глава 21:

“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”
“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”

– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).

– Так ли это на самом деле?

3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.

(Индивидуальное домашнее задание)

Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.

Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.

– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)

– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.

4. Выразительное чтение эпизода.

5. Беседа. Анализ эпизода.

6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Глава 27:

  • Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  • Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  • Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  • Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  • Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
  • Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова?
    Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.
    Афористичность.
    Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.
    Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
    А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
  • Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание)
    “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.
    “Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
    Д.И. Писарёв

Вывод:

Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.

Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Домашнее задание.

Написать творческую работу.

I вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”

II вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”

Анализ эпизода.

Алгоритм работы на уроке.

Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.

Тургенева “Отцы и дети”.

Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
  1. Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
  2. Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
  4. Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.

Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.

Урок литературы в 10 классе

«Смерть Базарова»

Цель : - проанализировать сцену смерти Базарова

Показать духовное богатство и силу духа Базарова

Ход урока :

    Орг. момент .

    Подготовленный ученик выразительно читает последний абзац романа.

Учитель: Такими печальными словами заканчивает Тургенев свой роман. И сегодня на уроке речь пойдет о последних днях жизни Базарова и его смерти.

Запись на доске темы урока : Смерть Базарова.

Эпиграф: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий

подвиг» Д. И. Писарев.

    Мы с вами говорили о том, что на протяжении всего романа автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамен во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах – и Базаров последовательно проваливается всюду.

Единственное испытание, которое он выдержал с честью, - это испытание смертью. Именно в момент смерти мы видим настоящего Базарова. (Мы рассматривали отношения Базарова с народом, с Кирсановыми, с Одинцовой, с родителями. А сейчас перед нами другой, настоящий Базаров.)

- Докажите это.

(1) Изменилось его отношение к родителям. С. 189 – о родителях.

2) Изменилось его отношение к Одинцовой. Раньше он скрывал свою любовь. А если пытался что-то сказать, то даже своим видом, поведением и взглядом пугал её. И все те нежные слова, которые он хотел и должен был сказать при жизни, он говорит сейчас. С. – 188-189 – об Одинцовой.)

Вывод 1: Итак, мы видим, что Базаров – нежный и любящий сын. Сам находясь при смерти, он утешает отца и во всем с ним соглашается. И оказывается, Базаров умеет любить искренне и преданно Именно поэтому перед смертью он хочет видеть любимую женщину и сказать ей все то, что не решался сказать раньше.

4. Учитель : В сцене смерти показана и несостоятельность теории Базарова, его нигилистических взглядов. Это осознает и сам Базаров. И в этом тоже проявляется его настоящая суть.

- Докажите это. Если раньше вы отвечали на вопрос и подтверждали свое мнение цитатой, то сейчас найдите цитаты, подтверждающие крушение теории Базарова, и прокомментируйте их. (с. – 184 – крушение отрицания смерти.)

(Помните, раньше на вопрос Павла Петровича Кирсанова: «Как, вы все отрицаете?» Базаров безапелляционно отвечает «Все!» А оказывается, что есть вещи, которые мы не в состоянии изменить, которые существуют объективно вне нас. Порядок жизни и смерти не нами заведен, и мы не можем на него повлиять).

Цитата с. – 185! У Тургенева нет ни одного лишнего слова.

(Одна фраза перечеркивает все то, о чем говорил Базаров, и все то, что он отрицает. Эти слова героя звучат как насмешка. «И вы мне верили?» Ведь на протяжении всего романа Базаров не подтверждает свои слова конкретными делами.

Удивительное дело, как человек еще верит словам.)

Вывод 2 : Вся теория Базарова рассыпалась как карточный домик. Вся бравада, споры, непримиримость и нетерпимость Базарова к некоторым людям – были всего лишь маской.

На доске – схема :

Базаров захотел изменить существующий порядок, за это он платит жизнью. Герой терпит поражение по одной и той же причине – он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная комета, и сгорает. Убила Базарова не царапина, а сама природа (против чего выступал и что отрицал). Он вторгся своим грубым ланцетом преобразователя в заведенный порядок жизни и смерти и пал его жертвой.

Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя голое неустройство.

    Сцена смерти Базарова – самая сильная в романе. В ней проявились самые лучшие качества героя. Заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, используя то, о чем мы сегодня уже сказали.

Борец

Именно в схватке со смертью проявляются качества Б. как борца.

Сила духа, сила воли.

Нежность и любовь к родителям

Любовь к Одинцовой

Стойкость

Умение признавать свое поражение

Вывод 3. Мы видим эти качества Базарова. И не случайно русский критик Дмитрий Иванович Писарев сказал о смерти Базарова (обращение к эпиграфу): «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

    Возвращаемся к эпизоду смерти. Прочитаем последний абзац 27 главы. Он состоит всего из 1 предложения. (читает учитель).

«Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым…»

О чем это? (о том месте, где все когда-то найдут свое убежище.)

Случайно ли именно эти слова использовал Тургенев в конце 27 главы?

Чем так измучен и от чего устал Базаров?

(Притворяться? Но он не притворялся. Мы выяснили, каким мы видели Базарова, и каков он настоящий.

Устал казаться, а не быть; устал соответствовать принципам, им же придуманным.)

    Обратимся к тому абзацу, с которого мы начали наш урок. Мы не можем пройти мимо последних строк. (читает учитель)

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, говорят о вечном примирении и жизни бесконечной…»

С кем же примирила Базарова смерть?

(Со всеми, кто его окружал, но в первую очередь она примирила героя с самим собой.)

Вывод 4: «Я не ожидал, что так скоро умру…» - говорит Базаров. Но и умирая, он продолжает жить. И те, кто знал его, кто с ним общался, не скоро его забудут.

«…Базаров пришел, и явление его огромно, и ничто не может лишить его права жить!» И. С. Тургенев.

8. Я предлагаю посмотреть отрывок из уже знакомого нам фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети» и подумать над вопросами, которые лежат у каждого на столе. Письменный ответ на эти вопросы и будет вашим домашним заданием.

Смерть Базарова


Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его "шутом гороховым", чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: "...Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет - ну, а дальше?"

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление - дело напрасное. Главное теперь - умереть достойно. А это значит - не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: "Все равно: вилять хвостом не стану", - произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: "Эдакая сила у Евгения!" Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: "Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!" Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. "Обломаю дел много" - эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: "славная", "такая красивая", "великодушная", "молодая, свежая, чистая". Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому "романтизму", который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм - все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о "собственном ничтожестве". Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, "умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг". И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Базаров перед лицом смерти - один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении "Отцы и дети". Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.

Роман Тургенева

Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом. В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.

Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову - пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать. На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение - девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка - мать внебрачного сына отца Аркадия. Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой - Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.

Судьбы героев

Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле - лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.

Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов - на ее сестре, Одинцовой Кате.

Проблемы романа

В романе Тургенева "Отцы и дети" оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает. Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа. Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.

Образ Евгений Базарова

Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.

У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы. Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией. При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.

Нигилизм

Базаров - сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг - не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.

Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, - это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.

Встреча с Одинцовой

Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.

Крах идеалов

Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь - это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя. Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека. Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.

Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной. Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим. Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.

Смерть Базарова

При этом автор не дает нам забыть, что Базаров - это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый. Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем. Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.

Тема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Цели: Обучающие 1. Выявить специфику эпизода как объекта анализа на материале 27 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2. Подготовить учащихся к сочинению по анализу эпизода: обозначение места эпизода с точки зрения объёмно- прагматического мнения и идейно- композиционного единства. 3. Формировать умения характеризовать содержательную сторону эпизода, используя т.н. пересказ- анализ. 4. Формировать навыка анализа художественных средств (диалог, двойной эпитет), через которые с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир героя. Развивающие: 1. Развитие творческих и литературных способностей, умения логически мыслить, сопоставлять и делать выводы. Воспитательные: Оборудование: текст романа «Отцы и дети», схема анализа- эпизода, опорная таблица лексики и синтаксических конструкций для творческих работ учащихся, опорная таблица «Сюжетные и внесюжетные элементы», опора для резюме, иллюстрация, выполненная самостоятельно ученицей данного класса, компьютерная презентация. Содержание урока соответствует программе 10 класса и календарно- тематическому планированию, которое предусматривает 2 часа на обучение анализу эпизода как итоговую работу, позволяющую подвести детей к ответу на вопрос: почему Тургенев завершает роман сценой смерти главного героя. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры - но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутою дверью: «Впусти меня! - Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Федор Тютчев. «Наш век» Ход урока. 1. Постановка проблемной ситуации: В системе уроков по данному роману этой работе отводится два часа, которые должны стать итоговыми. Оба урока будут построены вокруг 2 суждений литературных критиков: 1) «Умереть так, как умер Базаров- всё равно, что сделать великий подвиг» (Д.И. Писарев, 1862г.). 2) «Базаров побеждён не лицами, не случайностями жизни, но самою идеей этой жизни». (Н.Н. Стахов. И.С. Тургенев «Отцы и дети». 1862 г.) Думаю, вы обратили внимание, что обе статьи написаны сразу после опубликования романа, практически одновременно; обратили внимание и на то, что оба литературных критика давали диаметрально противоположную оценку финальной сцене романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Неизбежно возникает вопрос: смерть Базарова - это сила или слабость героя? Неизбежно, что пытаясь сегодня ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя, мы вновь и вновь возвращаемся к истории творческого замысла Тургенева и к неоднозначности оценки образа Базарова - как современниками Тургенева, так и исследователями творчества Тургенева в 20- 21 веке. Поэтому дома к следующему уроку предлагаю рассмотреть точку зрения Ф.М. Достоевского, оценку Д.И. Писарева и общечеловеческое значение романа в книге Г. Фридлендера в статье «К спорам об «Отцах и детях», рассмотреть, как идея жизни восторжествовала в смерти Базарова. Наша с вами совместная сегодня задача: 1, Выявить значение эпизода для осмысления общей идеи романа; 2. Выяснить и мотивировать связи данной части произведения с другими (с точки зрения тематического и композиционного единства); 3. Подготовиться к сочинению по анализу эпизода (пользуясь памяткой, по которой мы сегодня будем работать), во-первых, потому что анализ эпизода - один из жанров школьных сочинений, который активно внедряется в школьную практику, во-вторых, позволяет вам проявить свои творческие и литературные способности, умение мыслить и анализировать. 4. Эта тема представляется мне достаточно трудной, поэтому одна из наших задач - выявить специфику эпизода как объекта анализа. 2. Актуализация знаний, умений, навыков а) Определение понятия «эпизод». В «Словаре лексических трудностей русского языка», изданном в 1994 году слово «эпизод» определяется как «сцена, отрывок, фрагмент какого- либо художественного произведения, обладающий относительной самостоятельностью и законченностью». - Необходимо выяснить, как вы понимаете, что такое « относительная самостоятельность и законченность»? б) Реализация индивидуального домашнего задания (примерное сообщение ученика). Исходя из лексического значения слова «относительный»: 1. относящийся к чему-либо, связанный с чем-либо, 2. устанавливаемый в сравнении, в сопоставлении, оцениваемый в зависимости от каких- либо условий, явлений; относительная самостоятельность эпизода означает, что эпизод может рассматриваться в «некотором отрыве от произведения», но при этом, являясь неотъемлемой частью целого текста, вплетён в художественную ткань произведения и незримыми, бесчисленными нитями связан как с предшествующим, так и последующим содержанием. в) Необходимо вспомнить роль эпизода в тексте. Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какойлибо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте (работа с опорй, подготовленной учеником). Роль эпизода в тексте 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события. г) Эпизод как часть сюжета. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов. Сюжетные элементы Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Падение действия Развязка Эпилог Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор. Внесюжетные элементы 1. Описание: пейзаж, портрет, интерьер 2. Авторские отступления. 3. Вставные эпизоды. Учитель: Сейчас прозвучал тезис о множественных незримых связях эпизода, которые по-иному можно назвать подтекстовой информацией. 3. Начиная работу над анализом эпизода необходимо: 1.обозначить его место с точки зрения объёмно- прагматического членения произведения. Что это значит? (в какой главе, части, в каком действии находится данный эпизод). 2.выявить связи эпизода с основной идеей и проблематикой. 3. проанализировать средства художественной выразительности, которые использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (групповая работа по плану анализа эпизода, представление группового продукта исследования). 1-ая группа. Характеристика места эпизода «Смерть Базарова». Заключительный эпизод «Смерть Базарова» находится в последней 27 главе романа, он показывает нам не просто то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось им; то, то было продиктовано не его симпатиями, как мы знаем из истории возникновения и развития творческого замысла, а в результате обобщающей силы художника. Этот эпизод позволяет нам проследить заключительное преломление взглядов Базарова. В конце романа автор заставил произнести героя фразу «Я нужен России… нет видно не нужен. Сапожник нужен, портной нужен. Да и кто нужен?». Такой пессимистический финал показывает, что Тургенев не верил в перспективность деятельности Базарова (как мы знаем - по личным причинам), но он не иронизирует над поверженным, ибо тургеневский герой обнаруживает лишь отдельные черты, присущие революционерам- демократам того времени: отрицание старых принципов, критика барства и аристократизма либералов- дворян, стремление «рассчитать будущее». Базаров - лишь предтеча будущих революционеров. Поэтому автор не иронизирует над ним, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, вызывает у читателя симпатию к трагической судьбе своего героя. 2-ая группа. Связи эпизода с основной идеей и проблематикой романа.. Автор показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми основными героями: Кирсановым, Одинцовой, своими родителями, отчасти с народом. Везде выяснилось объективное превосходство Базарова над основными героями. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться 2-ой цикл: странствия героя. Базаров сначала попадает к Кирсановым, затем к Одинцовой и ещё раз к родителям. - Как вы думаете, для чего это делал автор? Автор показывает, что 2-ой круг странствий Базаров совершает уже изменившимся Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию. Ни в Марьине, ни в Никольском не узнаем мы прежнего Базарова; затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцена смерти Базарова вспыхнет ярким пламенем его тревожная, но любящая жизнь душа, чтобы угаснуть навек. Учитель: Итак, возникает очень интересный вопрос: смерть Базарова - случайность или собственное роковое решение? 2) если это собственное решение - то, что это слабость его или сила? Для выяснения, что нового даёт нам данный эпизод в понимании взглядов Базарова на жизнь, искусство, природу, мы попытаемся исследовать, какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (Смотрите пункт 3 в плане анализа эпизода) 3-я группа. Различные исследователи творчества Тургенева (П.Г. Пустовойт, И.А. Фогельсон) отмечают, что для характеристики литературных героев автор предпочитает диалог, потому что в социально-психологическом романе (а именно так определил жанр романа сам Тургенев) диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с различных точек зрения; наконец, в диалоге раскрывается, обнаруживается характер героев. Например, обратимся к тексту: однажды мужичок соседней деревни привёз Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Три дня спустя Базаров спросил у отца, нет ли у него адского камня: нужно «ранку» прижечь. В этом слове «ранку», в самом внешне беззаботном тоне Базарова ярко проявляется его забота об отце, «вновь обретённая» человечность, которые теоретически герой отвергал ранее. «Это бы раньше надо делать, а теперь по-настоящему и адский камень не нужен»,- произносит Базаров. И у читателя возникает вопрос: а почему раньше он не удосужился прижечь ранку? ведь разве он сам не врач?! Продолжим анализ диалога. Василий Иванович, давший ему слово не беспокоиться, на третий день за обедом не выдержал. «Отчего ты не ешь? <… > Простудился, должно быть?» - Что становится совершенно очевидно читателю из этого диалога? (Что заражение стало неминуемым и смерть неотвратима) На следующий день он говорит отцу (выразительное чтение фрагмента) «Старина…. Дело моё дрянное. Я заражён, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». - Обратите внимание на двойной эпитет «сиплый и медленный голос», который характеризует предмет с различных сторон: состояние больного - «дело дрянь»; при этом читателю бросается в глаза подчёркнутая лаконичность фраз Базарова. Показательно в этом отношении продолжение диалога с отцом «Все признаки заражения, ты сам знаешь»… (Следует вновь обратить внимание учащихся на двойной эпитет: зловещие красные пятна, которые подтверждают только что им сказанное; на характеристику глаголов речи: сурово и отчётливо повторил Базаров) - Читая диалог дальше, отмечаем нарочитое использование автором латинских терминов. Неслучайно в разговоре с отцом Базаров прибегает к латинским терминам, почему? (Пиэмия (греч.)- заражение крови, для Базарова медицинские термины - необходимая принадлежность языка научного, языка естественника - медика. Это характерная особенность языка Базарова). Учитель. При этом Базаров пытается убедить своего отца, что всё произошедшее с ним - это случайность: «Я не ожидал, что так скоро умру, это случайность, по правде сказать, неприятная». «Случайность», - сказал Базаров отцу, и едва ли не все пишущие о Базарове повторили: случайность, Базаров умер случайно. -Один из исследователей творчества Тургенева пишет: «Базаров умер вследствие случайности. Это случайность была преднамеренно придумана автором, который осознал невозможность описывать мощность общественного деятеля в то время». (М.В. Авдеев. Наше общество в героях и героинях литературы). какого мнения придерживаетесь вы? Ответы учеников: - Я думаю, что Базаров лишь пытается утешить отца, тем более что следом он произносит: «Вы оба с матерью теперь должны воспользоваться тем, что в вас религия сильна» . А дальше Базаров - атеист неизменно верен себе: « Вот вам случай поставить его на пробу». - Да, верно. Но Тургенев неизменно теперь наделяет своего героя непривычной для читателя теплотой, чуткостью, заботой, удалив неуместное теперь фиглярство. Учитель. Показателен в этом отношении диалог с доктором (чтение «сила-то, сила…) Не случайно ведь Базаров говорит об отрицании? Почему? - Что видим мы за этим «удивительным борщом» матери, про который говорит прежде не склонный к сентиментам Базаров? (Базаров стал человечнее и добрее) Учитель. Общеизвестно, что материалом высших человеческих ценностей, по Тургеневу, было отношение к женщине, способность к истинной любви. В 25 главе романа встреча Базарова и Одинцовой подводит итог их взаимоотношениям. (реализация индивидуального домашнего задания - чтение наизусть фрагмента « Анна Сергеевна пожелала повидаться с Базаровым….Ей все-таки было неловко с Базаровым, хотя и сама себя уверила, что всё позабыто») Правда, автор не очень верит словам своих героев, именно поэтому в 27 главе он пишет: «лихорадка работы соскочила с него и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка, стремительная и твёрдая, изменилась». И всё-таки они опять встречаются, хотя и при трагических для Базарова обстоятельствах. Как бы ни храбрился Базаров прежде, как бы ни обвинял себя, что «рассыропился при виде этой женщины, он - скрывающий своё смущение под маской иронии и развязности, он - высказывающий своё презрение ко всему романтическому, в конце концов, попав в плен отрицаемой им ранее любви, накануне смерти просит отца известить Одинцову: «Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает». Сколько бы Базаров ни пытался сопротивляться своим чувствам, тем не менее его слова накануне смерти, обращённые к Одинцовой, - это последний романтический аккорд героя. И мы видим, Тургенев выполнил свой замысел: он заставил отступить героя перед любовью, перед презираемой им романтикой. 4. Анализ прощального диалога Базарова и Одинцовой (фронтальная беседа): 1) Роль художественных средств в диалоге Базарова и Одинцовой. - В момент последней встречи в глаза бросается использование излюбленных Тургеневым двойных эпитетов: «воспалённое и мертвенное лицо Базарова», «устремлённые на неё мутные его глаза», всё это вызвало у неё «холодный и томительный испуг» - эти эпитеты показывают нам своеобразие психологического анализа в романе: они позволяют автору показать не только внешнюю, но и внутреннюю стороны изображаемого предмета. Базаров обращается к Одинцовой: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится…» - чтение). Особенно знаменательны последние слова Базарова: «Я нужен России… нет не нужен…» Почему возникает столь странный образный ряд: сапожник, портной, мясник. Почему они, а не базаровы нужны России? Обращаем внимание на последние слова Базарова: «Теперь темнота…» (едва ли можно сомневаться, что Тургенев хотел напомнить читателям последние слова Гамлета, чуть не ставшего самоубийцей: «Дальнейшее молчание…». Гамлета удержала неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался… Гамлета от дьявольского соблазна помогла удержать молитва, Базаров же атеист: ему хорошо известно, что «лопух расти будет». «О жизни бесконечной» - это последняя фраза романа. «Жизнь бесконечная» примиряет спорящих. Теперь уже нет смысла противопоставлять отцов и детей, либералов и демократов. И союз «и», выступающий на определенном этапе, как противительный, вновь становится соединительным. Человек не должен быть исключительным, не должен бунтовать против жизни. Не смириться, а примириться со всем, что послано тебе, прожить, честно выполняя свое дело, - вот предназначение человека. По мысли Тургенева, природа, для которой равны и человек, и самое мелкое насекомое, не прощает гордыни, попытки отрицания законов жизни. - Скажите, сколько раз в этом отрывке употребляется имя? С чем же это связано? Ответ. Один- единственный раз употребляется имя. А потом лишь слова, указывающие на родственные отношения: муж, жена, родители, сын. И это говорит о том, семья и есть главное в жизни человека, а в ней - любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной. 5. Подведение итогов. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. (реализация индивидуальных домашних заданий- см. приложения к уроку). Наше занятие было посвящено исследованию эпизода смерти Базарова, наши наблюдения над текстом я предлагаю обобщить в виде реконструкции (моделирования) так называемых смысловых мостиков между основными героями, которые помогут мотивировать связи данного эпизода с другими. 1) Линия Базаров и Аркадий с точки зрения тематического единства. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнёс «есть, Аркадий, есть…») - всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив «произнёс спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актёрства и самообладания Базарова, хотя за эти «есть, есть другие слова» - многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться Базаров себе самому и которые с такой очевидностью показала нам сцена его смерти. 2) Линия Базаров и родители. Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в разрыве с Аркадием, но и в его общении с родителями, т.к. он не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Но вряд ли при этом можно говорить о бесчувственности Базарова. Сдержанное восклицание Базарова, даже, несмотря на внешнюю черствость Базарова в отношениях с родителями, оно звучит как возглас сыновней любви. А на прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий.» . Базаров, попытавшийся разорвать связь поколений был наказан. Может, не так ясно и отчетливо приводит эту мысль Тургенев, но она здесь есть. По-настоящему культурного интеллигентного человека у нас, в России, отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Базаров же к этим «пепелищам», «гробам» испытывает скуку. 3) Линия Базаров - Одинцова. Если проследить эволюцию главного героя по каноническому тексту и рукописи, то в результате сопоставления можно заметить, что Тургенев большое значение придавал взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. Целью этого «перепахивания» было желание художника показать столкновение «временных» идеалов с «вечными законами» неумолимой жизни, непостижимыми и «вечными» тайнами любви и ненависти. Слов («И мать приласкайте …), обращённых к Одинцовой, не было в рукописи, они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда писатель стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению Тургенева). Базаров в в любви и смерти значительно выше Одинцовой: он её превосходит глубиной и серьёзностью своего чувства. В своё время он признаётся Одинцовой: «Я люблю вас глупо и безумно…». В ответ слышит: «Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Когда она приезжает проститься с Базаровым, она ловит себя на мысли: « не то бы она чувствовала, если бы его любила». Всё это заставляет задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь, жалость? 4) Линия Базаров и природа, Базаров и искусство, Базаров - человек. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. («Природа пустяки…»). Конечно, во - многом он заблуждается. А вот в 21 главе он говорит Аркадию: «Узенькое место, которое я занимаю под стогом сена, - до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня, и часть времени, которую мне удастся прожить так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… В этом атоме, в математической точке кровь обращается, мозг работает. Чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры: грешное бунтующее сердце перед вечностью, перед «великим спокойствием равнодушной природы»). Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал. Он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви… Слово учителя. Завершая наш урок - исследование, вижу множество вопросов, стоящих перед вами. Но в том и великая ценность классических произведений русской литературы - вечные вопросы, ответы, на которые каждый находит сам. Завершая разговор о смерти Базарова, давайте подытожим: можно ли назвать смерть Базарова подвигом? И какова роль этой сцены в романе? Вернемся к высказываниям Стахова и Писарева и попытаемся аргументировать свою точку зрения. 9 ответы учеников). - Я думаю, что пред лицом смерти слабыми оказались опоры поддерживающие барскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой. И тут на помощь пришли к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их мобилизует герой на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. - Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», умирая, думает он не о себе, а о своих родителях. Почти по-пушкински романтично прощается он со своей возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца им познанной. - Я думаю, что ответом на вопрос могут служить слова Ф.М. Достоевского «Глядя на картину романа…». Другими словами, торжествует Всепобеждающая любовь, которая победила смерть. Поэтому в эпилоге цветы на могиле Базарова призывают нас к «жизни бесконечной», к вере во всесилие святой преданной любви. Я думаю, что Базаров бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Итоговое слово педагога: Итак, подводя итоги, хочу напомнить, что Базаров - во - многом не тургеневская фигура: Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционно- демократической программы 60-х годов. С другой стороны, вот о чём свидетельствует письмо Тургенева от 11 декабря 1961 по поводу смерти Добролюбова: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений: человек был даровитый, молодой… Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Смерть Базарова также представлялась Тургеневу «напрасно потраченной, обречённой». Хотя и в этот момент проявились сила воли и мужество главного героя романа. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, остался верен себе и своим убеждениям. При этом привлекает он нас не только героизмом, но и человечностью поведения. Неслучайно роман заканчивается: «Какое бы странное бунтующее сердце…», эти строки говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной». Словно ещё раз Тургенев подчёркивает мысль о том, что ничто не может быть действенно против вечности духа. Все «материальное» скроется в могиле, а храм равнодушной к человеческим страстям и бедам природы - вечен. 6) Я предлагаю подвести итоги в виде «своеобразного резюме», ответив на вопрос «Как в смерти Базарова восторжествовала правда жизни?», используя в качестве опоры следующие начальные синтаксические конструкции: 1) Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна; на это есть несколько причин: 2) Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: 3) Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к герою: Приложение 1. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. Родители «А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь?.. будь стоиком, философом, что ли!» «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров 1.«Эге! Как он поседел, однако, бедняга!» 2.Люблю, Аркадий...» Комментарий ученика. Сдержанное восклицание Базарова «Эге! Как он поседел, однако, бедняга!», даже несмотря на внешнюю грубость и черствость Базарова в обращении с родителями звучит как возглас сыновьей любви. На прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий...». Этих слов («И мать приласкайте. Ведь таких, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»), обращенных к Одинцовой, не было в рукописи; они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда автор стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению). Аркадий: "Ты на века прощаешься со мной, Евгений?- печально пробормотал Аркадий,- У тебя нет для меня других слов?" Базаров: "Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только не я скажу, потому что это романтизм,- это значит: рассыропиться". Комментарий ученика. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнести « есть, Аркадий, есть...»)- всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив, «произнес спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актерства и самообладания Базарова, хотя за этим «есть, есть другие слова»многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться, он сам себе и которые очевидно показала нам сцена его смерти. Базаров «Я люблю вас глупо и безумно» Одинцова 1. « Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете» 2. «Вы меня не поняли,прошептала она с торопливым испугом» 3. «Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его любила». Комментарий ученика. Базаров в любви и в смерти значительно выше Одинцовой: он ее превосходит глубиной и серьезностью своего чувства. В свое время он признается Одинцовой: « Я люблю вас глупо и безумно». В ответ слышит: « Вы меня не поняли,- прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Приезжая проститься с Базаровым, она думает о том, что она « не то бы почувствовала, если бы его любила». Все это заставляет нас задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь или жалость? Базаров Природа. Искусство. Человек. «Природа не храм, и человек в ней -работник». «Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою берёзой...». « Узенькое местечко, которое я занимаю до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня.... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Комментарий ученика. Базаров- представитель нового поколения. Тургенев наделил его своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. Он ничего не принимает на веру, всё хочет проверить опытным путём. Для него не существует признанных авторитетов, поэзию и искусство он отвергает, как бесполезные обществу занятия. Евгений Васильевич, одним словом - нигилист. Врач по образованию, он отвергает любую романтику и лирику, говоря, что любой химик важнее литератора и музыканта. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемой частью жизни. Всё красивое, достойное восхищения для Базарова лишь «вздор». Евгений Васильевич заявляет: «Природа не храм, и человек в ней - работник». Однако, живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают нас, что это не так. Природа - храм, и только природа может приносить человеку счастье. Базаров считает себя проповедником нигилизма, однако в дальнейшем оказывается, что это только маска. По-особому Базаров относится и к людям: «...Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». По мнению Базарова, все люди похожи друг на друга: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других...». А вот в 21 главе Евгений Васильевич говорит Аркадию: «...Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры «грешное, бунтующее сердце перед вечностью, перед великим спокойствием «равнодушной» природы». Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует его герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал, он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. Приложение 2. Опора для резюме. Смерть Базарова закономерна, с авторской точки зрения; на это есть несколько причин: Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчетливо выражают отношения автора к герою: Приложение 3. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Синтаксические конструкции Этическая лекси Каждая деталь убеждает в том, что. . . Доставляет страдания. . . Наше представление будет односторонним, если... Трагическая судьба героя Не сразу открывается подлинный смысл жизни Базарова Объективное превосходство Базарова С одной стороны......... , он..... с другой стороны. . . « Вновь обретенная человечность» Совершенно очевидно, что. . . Удалив ненужное фиглярство Бросается в глаза. . . . Высшие человеческие ценности Смело смотрит в глаза. . . Всесильная Любовь Романтический аккорд героя Приложение 4. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Общественно-политическая Литературоведческая мышление социально-психологически мировоззрение сюжетная динамика актуальные политические проблемы подтекстовая информация общественный деятель диалог вульгарный материализм двойные эпитеты материалистические взгляды лаконичность фраз общественное благо психологический анализ нравственные позиции творческий замысел общая идея романа

Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...