Как мужик двух генералов прокормил план произведения. Пересказ произведения "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина М.Е. Народные сказки делятся на три группы


Конспект урока по проблемной технологии

Тема урока: А.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Цель: обучить самостоятельному решению проблем, открытию новых знаний

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска и оборудование

Создание проблемной ситуации.

На основе какого произведения поставлен мультфильм?

А в какой сборник писателя входит она?

Какое вы заметили противоречие?

« Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»

« Сказки для детей изрядного возраста»

И повесть, и сказка одновременно

Показываем фрагменты мультфильма

Формулирование проблемы

Какой у вас возникает вопрос? Что предстоит выяснить?

Повесть это или сказка?

Нужно выяснить, что это такое?(могут разные предложения)

На слайде:

ПОВЕСТЬ или СКАЗКА?

И на доске

Версии

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Все версии детей принимаются

Цель: анализировать текст, выявлять признаки повести и сказки, определить их роль в тексте

Планирование деятельности

Что нужно узнать для решения проблемы?

Вспомнить, что такое повесть, сказка. Найти признаки повести и сказки в тексте

Актуализация знаний

Дайте однокоренные слова –глаголы к слову повесть

А так и было в первоначальном варианте писатель построил так, что ему рассказчик пересказывает эту историю, но он потом убрал его из текста

А что такое сказка?

Выполите следующее задание: Заполните таблицу: Реальное и сказочное в тексте

Повествовать, рассказать о реальном, о действительной жизни

Фантастическое, нереальное, превращения, перемещения в пространстве, сказочные обороты, зачин и концовка

Заполняют таблицу примерами из текста. Делают выводы, каких элементов больше- реальное или сказочное

ПОВЕСТЬ(на одной доске)дополняются записи по мере работы:

Повествовать, рассказать, реальные картины

СКАЗКА

Фантастическое

Сказочные обороты

Зачин, концовка

Смешно, комично

Сатирическое, критикует

На слайде аналогия таблицы показывается после работы ребят

Поиск решения(открытие нового знания).

А теперь знакомьтесь, пожалуйста, схемой «Речевые средства комического»

Какими средствами создается комическое, смешное?

Какие из них есть в тексте Щедрина?

А на какие 2 вида делится комическое?

А наш текст относится к сатире или юмору?

Выполните Задание № 3

В ночных рубашках оказались на необитаемом острове; не знали, где восток, где запад; не могут яблоко сорвать, рыбу ловить; с голоду орден откусил один у другого; что бы они не читали- все было о еде; мужик свил веревку, с которой генералы привязали его к дереву, чтобы он не убежал;

Самостоятельно изучают схему и готовятся комментировать. Выступают кратко. Перечисляют те средства, с помощью которых создается комическое.

Называют те средства, которые есть в данном тексте.

Сатира и юмор. Читают определение.

К сатире. Могут ответить к юмору- тогда корректировать.

Генералов за то, что они ничего не умеют делать, не приспособлены к жизни.

Мужика за то что он свел веревку себе, взял кислое яблоко себе, то есть он не любит себя, он так привык всегда угождать хозяевам, а себе ничего. Это плохо, что он себя не ценит, нет в нем человеческого достоинства

Смех над генералами: злой, горький, побуждает гнев и ненависть.

Смех над мужиком: грустный, сожалеющий,

На столах детей схема.

На слайде схема.

Выражение решения

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

Обобщение: А.Е Салтыков -Щедрин повествует нам интересный случай из жизни генералов, используя форму сказки, обогащая ее разными средствами сатиры, доводит до нас, до читателей, основную идею, основную мысль текста.

Перед нами сказка сатирическая.

Домашнее задание

Попробуйте написать сатирическую сказку

Рефлексия

Подчеркните одно из предложенных слов по оценке урока, своей активности и по материалу, изученному на уроке

Делают рефлексию

Урок

Интересно

Скучно

Безразлично

Я на уроке

Работал

Отдыхал

Помогал

Итог

Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял

Итог Итог Итог

Не понял не понял не понял

Урок Я на уроке Урок Я на уроке Урок Я на уроке

Интересно работал интересно работал интересно работал

Скучно отдыхал скучно отдыхал скучно отдыхал

Безразлично помогал безразлично помогал безразлично помогал

Итог Итог Итог

Понял материал понял материал понял материал

Узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал

Не понял не понял не понял

Урок Я на уроке Урок Я на уроке Урок Я на уроке

Интересно работал интересно работал интересно работал

Скучно отдыхал скучно отдыхал скучно отдыхал

Безразлично помогал безразлично помогал безразлично помогал

Итог Итог Итог

Понял материал понял материал понял материал

Узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал узнал больше, чем знал

Не понял не понял не понял


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал сатирические сказки. Хотим предложить Вашему вниманию краткое содержание одной из самых популярных сказок -

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Жили да были на свете два легкомысленных генерала. Служили они всю жизнь в какой-то военной регистратуре, а когда ее распустили, то и генералы ушли в отставку. Они поселились в Петербурге на Подъяческой улице. У каждого была своя квартира и кухарка. Только вот однажды генералы невероятным образом оказались на необитаемом острове, спящие под одним одеялом. Сначала они подумали, что им все приснилось. Но оказалось, что все это не сон. Они на самом деле стоят на морском берегу в одних ночных рубашках, с орденом на шее каждого. Когда генералы проголодались, они решили осмотреть остров. Во время осмотра они обнаружили, что на острове на деревьях полно плодов, ручьи кишат рыбой, в лесу много дичи. Вот только не сорвать яблоко, не поймать рыбу или рябчика генералы не смогли. Нашли только газету. Так и легли спать голодными. А голодать генералы не привыкли. И голод был так силен, что генералы едва не съели друг друга, даже подраться успели, да вовремя опомнились. Они решили отвлечься беседой, но все разговоры волей-неволей сводились к еде. Решили они почитать газету «Московские ведомости», но и там статьи были лишь о званых ужинах да вкусных блюдах. Совсем закручинились генералы, все мысли были только об обеде. И вот одного из генералов осенила мысль, что надо им найти мужика, который бы им подал хлеб, рябчиков и рыбы наловил. Пошли генералы искать мужика. Долго они бродили по острову, и нашли таки мужика. Он безмятежно спал на острове. Генералы разбудили его и заставили накормить себя. Первым делом мужик нарвал им яблок. Затем накопал картофеля и развел огонь. Из собственных волос сплел силки, которыми поймал рябчика. Мужик приготовил много вкусной еды. Нарадоваться не могли генералы на него, да себя нахваливали за такую придумку. Чтобы он не сбежал, генералы привязали мужика веревкой, которую он сам же и сплел из дикой конопли. Прошло несколько дней, генералам сытая жизнь пошла на пользу, они стали опять рыхлыми, белыми и веселыми. А мужик научился варить похлебку даже в пригоршне. Но вот заскучали генералы по своим квартирам и кухаркам. И давай приставать к мужику, чтобы он отвез их в Петербург. Мужик, в признательность, что генералы не погнушались его мужицкого труда, построил лодку, на которой можно было переплыть океан до самого Петербурга. Заботясь о комфортном плавании генералов, дно лодки мужик выстлал мягким лебяжьим пухом. Усадил мужик генералов в лодку, и поплыли они домой. Все плаванье генералы ругали мужика за качку, ветер и бури. А он все греб да кормил своих генералов. Добрались генералы до своих квартир, напились кофе и наелись сдобных булок. А в казначействе им выдали кучу денег, пенсию за все то время, что они провели на острове. На радостях они даже послали мужику рюмку водки и пятак серебра.

Такого краткое содержание сказки о том, как мужик двух генералов прокормил .

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была написана в середине XIX века и имеет много поклонников. Она рассказывает читателю, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание в полной мере показывает глупость уважаемых петербургских чиновников и их неумение позаботиться о себе.

Коротко об авторе

Будущий известный русский писатель родился в 1826 году. В годы обучения в знаменитом Царскосельском лицее начал заниматься стихосложением и печатать свои произведения, однако позднее бросил это занятие. Работая в военной канцелярии, он начал создавать прозаические произведения. Был отправлен в ссылку за проявленное вольнодумие. После возвращения в Москву служил в одном из министерств, позже был губернатором Рязани, Твери. Некоторое время возглавлял издательство «Современник». Скончался в Санкт-Петербурге в 1889 году.

Жанровые особенности

Среди школьников популярна повесть о том, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание произведения раскрывает задумку автора, который хотел показать глупость, невежество чиновников и безволие мужика, который так привык подчиняться, что сразу же начал выполнять требования генералов. Произведение написано в жанре сатирической литературной сказки и потому содержит много гротескных преувеличений, гипербол и иронии, призванных высмеять недостатки общества того времени. Сатирическое произведение о том, как мужик прокормил двух генералов (краткое содержание представлено ниже) содержит много выражений, характерных для русской народной сказки. Из устного народного творчества автором также были взяты зачин и фантастический элемент.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о невероятных приключениях петербургских чиновников. Благополучно выйдя на пенсию, они ничего не умели делать. Проснувшись одним прекрасным утром, герои обнаружили, что оказались на необитаемом острове. Генералы решили осмотреться: один из них должен был идти на север, другой на юг. Однако тут возникло препятствие, которое они не смогли преодолеть. Герои не знали, как определить стороны света. После долгих споров один чиновник пошёл налево, другой направо.

Осмотрев остров, генералы поняли, что он богат пропитанием: фруктами, рыбой, дичью. Но добыть его чиновники были не в силах. После долгих поисков пищи одному из генералов удалось найти старый номер «Московских ведомостей». Сев под деревом, герои начали обсуждать, что вкуснее: сапоги или перчатки, но внезапно из-за сильного голода набросились друг на друга. Придя в себя, чиновники решили поговорить, но все их разговоры сводились к еде. Тогда они стали читать газету, но и тут снова всё крутилось вокруг пищи.

И вдруг один чиновник предложил найти мужика, который есть везде. После недолгих поисков им удалось найти мужика, который спал под деревом. Герои разбудили его, обвинили в нежелании помочь и вцепились в него так, что он не смог убежать. Мужик накормил их яблоками, картофелем, рябчиками. Наевшись, чиновники приказали мужику сплести верёвку и привязать себя ею к дереву.

Через некоторое время генералы заскучали и захотели вернуться домой. Они потребовали, чтобы мужик сделал корабль и отвёз их. Заготовил мужик припасов, соорудил корабль и переправил их в Петербург. Генералы были так рады вновь оказаться дома, что от щедрости передали своему спасителю водку и серебряную монету.

Анимация

Эта литературная сказка была экранизирована. В 1965 году вышел одноимённый короткометражный мультипликационный фильм. Он был снят на студии «Союзмультфильм».

Читатель легко может определить отношение автора к русскому народу после прочтения сказки о том, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание показывает искреннюю любовь и восхищение автора простыми людьми, однако их рабское поведение не могло не вызывать у него сожаления.

Урок литературы в 7 классе

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тип урока: изучение нового материала, деловая игра

Цели:

Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность,

Показать художественное своеобразие сказок,

Словарная работа над литературными терминами,

Развивать умение анализировать сказки

Развивать умение работать в группе.

Оформление:

Выставка изданий произведений писателя

Ход урока

1. Слово учителя. Писатель-сатирик. Сатира.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наследия сатирика едва наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.\

Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей; народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.

2. Работа над литературными терминами.

Аллегория - иносказание

Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

Гипербола – намеренное преувеличение

Эзопов язык - иносказание и метафоричность

3. Сказка народная и литературная. Сходство и различие.

(Класс делится на две команды)

1 команда рассказывает о народной сказке и ее особенностях.

А.Среди многих жанров устного народного творчества сказки занимают особое место. Издавна она считалась не только самым распространенным, но и самым любимым жанром детей всех возрастов.

Б.Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.

С.Волшебные сказки прославляют героический подвиг, творческий труд, сочетание внутренней и внешней красоты героев.

Народные сказки делятся на три группы:

А.сказки о животных – самый древний вид сказки, в которой животные ведут себя как люди.

Б.бытовые сказки. Их герои живут в реальном мире. Они побеждают в борьбе против барина, помещика, генерала, а помогают им одержать победу ум, находчивость и смелость.

С.Волшебные сказки. Герои этих сказок борются с нечистой силой и побеждают.

Композиция сказки:

1.Зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»)

2. Основная часть (Троекратный повтор действий)

3. Концовка («Стали они жить-поживать…»)

2 команда рассказывает о литературной сказке ее особенностях.

1) Литературная сказка - авторское, художественное или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле. Произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей.

2) Литературная сказка - такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий, и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-поэтические или эстетические проблемы

4. 1 команда: цитатный план «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в

скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на

необитаемом острове.

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю.

Очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним

одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли…

Стали искать, где восток и где запад.

Сказано - сделано. Пошел один генерал направо…

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак.

- …о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно

сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило

вдохновение...

-…мужик везде есть, стоит только поискать его!

Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

И зачал он перед ними действовать. Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже

в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые,

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать

за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!

И выстроил он корабль…

Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:

веселись, мужичина!

2 команда:

5. 2 команда Сказочные выражения и их роль в сказках Салтыкова – Щедрина.

(Найти в текстах сказочные выражения и прокомментировать)

Типичные сказочные зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве...»,

Присказки: «По щучьему велению…», «Много ли, мало ли времени прошло...»,

Характерные для народной речи обороты: «думал-думал», «сказано-сделано»,

Постоянные эпитеты: «туча черная», «тело белое»,

Троекратные повторы, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат,

Сказочные персонажи.

6. Беседа по содержанию сказок

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

Можно ли назвать его идеальным героем?

Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Кто из героев достоин уважения?

7. Вопросы для 1-2 команды по 5 вопросов для каждой команды

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.По приказу царя

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.Приплыли на пароходе

4.Приехали в карете

2. В чем мужик варил суп для генералов?

1. В котелке

2. В пригоршне

3.В кастрюле

4.В скороварке

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали мужика на острове?

1. По следам, оставленным на песке

2. По объявлению

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его храпу.

5. Кем работал этот мужик в Москве ?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4. Извозчиком.

6.В каком виде генералы оказались на острове?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. В шортах

7.Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

1. Все время спать

2. Научиться работать

3. Найти мужика

4. Поймать зверя

8.Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же, как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

9.На какой улице жили генералы?

1. На Подьяческой

2. На Фонтанке

3. На Литейной

4. На Невском.

10. Чем генералы наградили мужика?

1. Орденом

2. Медалью

3. Плетьми

4. Рюмкой водки и пятаком.

8. Выводы. Работа с классом

1. Жанровые и художественные особенности сказок С-Щедрина

(работа с классом)

- фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

-" эзопов язык " (иносказание и метафоричность)

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

Гиперболизация

2. Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

Тема власти («Дикий помещик»)

Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,)

3.Проблематика сказок

Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы:

Взаимоотношение народа и правящих кругов,

Феномен русского либерализма,

Реформа просвещения,

но и общечеловеческие:

Добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм.

9. Итоги урока, оценки

Урок 41 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение)

02.02.2012 24887 2090

Урок 41 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (продолжение)

Цели : продолжить знакомство с сатирическими сказками; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика.

Методические приемы : работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что такое юмор?

– Что называется сатирой? (Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» весь дом и даже знакомые подбирают «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно.

III. Изучение «Повести…» (продолжение).

1. Аналитическая беседа по вопросам.

– Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты сказки.)

Черты народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин:

1) сказочный зачин «жили-были»;

2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать;

3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся.

– Вспомните, что такое гипербола. Какую роль она играет в повести? (Гипербола – это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывание одного из генералов о том, что он думал, будто булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками).

– Где и как служили?

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре».

– О чем говорит эпитет «какой-то»? (о н подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов знали немного: «Примите уверение…» В этом уже слышится насмешка автора.)

Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать. С. 265–266. Разговор о смене дня и ночи. Доказать их невежество. («Стали искать, где восток и где запад». С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко…»)

– Каковы темы их разговоров?

– О чем пишут газеты? (с . 267. «Вчера… земляника», «Из Тулы пишут … Подливка…», «Из Вятки… увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости. Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.)

– О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его тунеядцем». Полное неуважение к мужику-труженику.)

– К кому нужно отнести слово «тунеядец»?

– Как мужик угодил путешественникам-генералам?

– Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?». «Однако и об мужике не забыли…»)

– Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу.)

– Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления генералов.)

– Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение – гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывая их звериную сущность («…в одно мгновение остервенились… Полетели клочья…»)

Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.)

IV. Подведение итогов урока.

– В чем своеобразие языка щедринской сказки? Для чего он использует такой стиль? (В речи генералов перемешаны разные стили: генералы называют друг друга «ваше превосходительство, а используют просторечные слова, «ежели», «теперича». Включаются в повествование канцелярские обороты, здесь, даже целый циркуляр («если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Выражение «искать севера», «перепробовали все страны, света» тоже ничего, кроме смеха не вызывают. Конечно, такой «языковой винегрет Щедрин использует специально, с сатирической целью – разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.)

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать сказку «Дикий помещик» – проработать вопросы и задания на с. 273– 274 учебника.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Выбор редакции
Уровень экономической ситуации в стране определяется многими показателями. От экономики страны полностью зависит уровень жизни каждого из...

Должностные обязанности повара зависят от величины и профиля компании: одно дело разогревать сосиски в тесте и самому их продавать, и...

С момента трудоустройства и до дня увольнения трудовая книжка хранится в отделе кадров или в бухгалтерии предприятия. Ответственность за...

Должностная инструкция электромонтера по ремонту электрооборудования [наименование организации, предприятия и т. п.]Настоящая...
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...
Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...
Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...
Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...