Католические святые на британских островах. Католические святые - алфавитный список



Сравнение православных и католических святых

До отпадения католичества от православия, святые Вселенской Церкви были общими. Теперь различия в критериях святости между православием и католичеством не столько велики, сколько противоположны. То, что в православии считается заблуждением, духовной прелестью или проявлением гордости в католичестве принимается за святость. В православии, например, считается, что очистить от грехов, помиловать и спасти человека может только Бог. Человек должен стараться, прилагать усилия, надеяться, но не может быть уверенным в том, что он уже спасен. «Держи ум свой во аде, но не отчаявайся», - было сказано Богом прп. Силуану Афонскому. А в католичестве существует понятие «сверхдолжных заслуг». То есть, приняв целибат или постриг, или немного духовно потрудившись, человек якобы обретает перед Богом не только необходимые для спасения заслуги, но и «заслуги сверхдолжные», которые, кстати сказать, Римский папа может использовать по своему усмотрению…


Одной из отличительных черт католического мировоззрения является чувственность образов. Это выражается и в иконописи, и в отношении к понятию святости.
Лики на православных иконах - двумерные. Такое изображение горнего мира особым образом подчеркивает его духовность, возвышенность и непостижимость для земных очей. Иконы католиков трехмерные, они изображают святых натуралистично, также они широко используют создание статуй святых для украшения храмов.
Разгорячение нервов и тела, подмена духовности душевностью у католиков возводится в высшую степень приближения к Богу.
Например, почитаемая католическая святая Тереза Авильская во время службы падала в судорогах в храме, а один из самых известных католических святых Франциск Ассизский, живший в XIII веке имел стигматы на руках, ногах и в правом боку, подобные ранам от гвоздей и копья.
Личность Франциска Ассизского весьма показательна. Духовный Франциска портрет хорошо раскрывается в следующих событиях его жизни. Однажды Франциск долго молился «о двух милостях»: Первая - чтобы он мог пережить все те страдания, которые перенес Спаситель, а вторая - чтобы ему почувствовать ту неограниченную любовь, которою горел Сын Божий. Из этой молитвы видно, что католический святой претендует на некое равенство со Спасителем… В православие такое поведение немыслимо. «Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию», - считает свт. Иоанн Златоуст.
«Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище - Господь», - преподобный Исаак Сирин.
«С большим тщанием надо... смирять себя для очищения души и не допускать в нее то, что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и Сын и Святой Дух. Смирение - путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего», - преподобный Ефрем Сирин.
«Если все свойства Божественного естества превышают меру человеческого естества, то проще всего для нас уподобиться Божеству в возможном и сообразном с нашей природой. Что же это такое? Смиренномудрие», - преподобный Исидор Пелусиот.
Франциска Ассизского совершенно не беспокоило чувство собственной греховности. Более того, во время такой молитвы Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса». А «шестокрылый серафим», поразил его «огненными стрелами» в руки, ноги и правый бок. Так у Франциска Ассизского образовались стигматы… С точки зрения психиатрии - стигматы имеют признаки кровоточивости неврогенного происхождения. Их разделяют на невропатическую, или истерическую, и имитационную, или синдром Мюнхгаузена. История религии сохранила ряд свидетельств о кровотечениях у людей с истероидными изменениями личности. В молитвенном экстазе они могли плакать кровавыми слезами, у них выделялась кровь из тех мест на руках и ногах, где были раны у Христа. Это как раз и происходит от неправильной молитвы, от разгорячения нервов и тела. Бывало, что во время проповеди Франциска Ассизского люди впадали в состояние истерии или лишались чувств. Последователь Франциска брат Иоанн из Верны разжег в себе «любовь к сладчайшему Иисусу в таком рвении и такой сладости, что уже не могла душа его выносить такой сладости, но громко возглашала, и, как бы опьяненный духом, он не переставал говорить про себя: "Сие есть тело мое" - потому что при этих словах ему казалось, он видит благословенного Христа с Девой Марией». Прийдя в храм «в том рвении духа, и с той тревогой, и с теми речами, не думая, что кто-нибудь слышит его... не мог он сдержаться от переполнявшей его божественной милости и возглашал громким голосом, и так долго пробыл в этом состоянии». Продолжая оставапться в этом состоянии он стал служить мессу, дойдя до того, что «едва мог вынести столько сладости и нежности», а потом «еще более вознесся в сладости созерцания» и, упал навзничь, лишившись чувств. Его «тело его похолодело, как тело мертвеца, и пальцы рук закоченели так сильно, что почти совсем не могли распрямляться или двигаться». Люди же, наблюдавшие за этим, «плакали из благоговения»...
Другой ученик Франциска Ассизского - брат Массео - пытался вымолить у Бога добродетель смирения. «В духовном рвении шел он, роняя слезы, вздохи и слова, и в пламенной жажде своей испрашивая у Бога этой божественной добродетели; а так как Бог охотно внимает молитвам смиренных и сокрушенных сердцем, то до брата Массео в таком его состоянии дошел голос с неба...». После беседы со Христом брат Массео получил желанную добродетель, и с тех пор когда Массео молился, То «производил однообразный ликующий звук, вроде глухого воркования голубя - у! у! у! - и стоял так в созерцании с весельем в лице и радостью в сердце».
Что же говорят о молитве православные подвижники? Например, преподобный Макарий, живший в конце IV — начале V столетия, учил: «Истинное основание молитвы: быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других... Для молитвы не надобно ни жестов, ни возгласов, ни молчания, ни коленопреклонения... Довольно стонов и рыданий: все, что мы взыскуем в молитве, - это приход Бога». А какова молитва, такова и духовная жизнь. В житиях святых мы видим примеры ангелоподобной добродетели смирения:
«Грешником я засыпаю, грешником и пробуждаюсь», - говорил преподобный Сисой Фивейский.
«Когда я был юн, - говорил преподобный Матой, - я думал сам с собою: может быть и делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела».
Чем ближе человек к Богу, тем больше сознает себя грешником.
Пророк Исайя, увидев Бога назвал себя окаянным и нечистым (Ис. 6; 5).
Преподобный Памва в самый час смерти своей говорил: «Никогда не раскаивался я в словах, которые когда-либо говорил до сего часа; а теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему».
Перед кончиной преподобного Сисоя лицо его сияло, как солнце, и он говорил отцам: "Вот пришел Авва Антоний, вот пришел лик Пророков..." И лицо его заблистало еще светлее. "Вот вижу лик Апостолов", - сказал он, и свет лица его удвоился. Он стал с кем-то разговаривать. Тогда старцы спросили его: «С кем ты, отец, беседуешь?» - «Вот - отвечал он, - пришли Ангелы взять меня, а я прошу чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали: «Да ты, отец, не имеешь нужду в покаянии». «Нет, - отвечал им смиренный Авва: - я еще и не начинал покаяния». Вдруг лицо его заблистало подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь... Он говорит: "Несите ко Мне избранный сосуд пустыни!» И святой старец предал дух свой Богу, и просияло лицо его, как молния, а храмина исполнилась благоухания...
Преподобный Нил говорил: «Блажен из людей тот, кто почитает себя хуже всех».
Один брат спросил преподобного Пимена: «Как могу я думать о себе, что я хуже убийцы?» Старец отвечал: «Скажи себе: он однажды сделал сей грех, а я убиваю каждый день (словом осуждения)».
Преподобный Ксанфий говорил: «Разбойник был на кресте и одним словом оправдался; Иуда был в числе Апостолов и в одну ночь погубил весь труд свой, и с небес сошел в ад. Посему никто не хвались успехом в добрых делах, потому что все, кто на себя надеялся, пали».
Преподобный Антоний говорил: «Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию потому, что понадеялись на свои дела».
Преподобный Ор говорил: «Если придет к тебе помысел высокоумия и гордости, то испытывай свою совесть: все ли исполнил ты заповеди? Любишь ли врагов своих? Болезнуешь ли об их несчастиях и почитаешь ли себя рабом непотребным, грешнейшим из всех? Тогда не будешь гордо думать о себе, будто все исполнил. Притом знай, что помысел гордости все добро обращает в ничто».
И эти примеры можно продолжать бесконечно…
Даже сама процедура причисления к лику святых в католичестве серьезно отличается от православной традиции. В католичестве существует понятие беатификации, то есть причислении к лику блаженных, что служит предварительным необходимым этапом для последующей канонизации. Этот предварительный этап канонизации ввел Папа Римский Урбан VIII в 1642 году.
В настоящее время у католиков акт канонизации осуществляет Римский Папа. Сам процесс канонизации включает в себя два этапа: беатификацию, то есть причисление к лику блаженных; и, собственно, причисление к лику святых.
Торжественный акт канонизации происходит через объявление Римским папой, новопровозглашенного святого. После чего становится ясно, что новопрославленный святой «ныне царствует с Иисусом Христом в небесной славе».
Только с этого момента начинается официальное почитание святого всей Католической церковью. Его имя вносят в литургические календари, тексты миссала и бревиария. Отныне в честь этого святого можно называть храмы, почитать его мощи и сакральные изображения.
В католических литаниях принято обращаться ко Христу, с возгласом: «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым: «Молись о нас!».
Догмат о папской непогрешимости давно уже является и «камнем преткновения», и «притчей во языцех» современного католичества… Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что благодаря этому догмату римская церковь впала «в гибельную тьму ереси». Ему вторит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительным главою церкви, да еще - непогрешимою... Отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции, отсюда искажение догматов; отсюда фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом... и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией». Он считал, что «католики заблуждаются и гордостью обложены как ожерельем», что они «о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа»…
Таким образом, становится понятным, что отношение к святости в Православной Церкви не имеет ничего общего с понятием святости у католиков. Эти понятия также противоположны как добродетель смирения и грех гордости. Святитель Марк Ефесский взывает: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики... Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа».

Использованы материалы: сайта священника Вячеслава Романова; «СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ», Курс лекций, Москва, 1998; Диакон Алексий Бекорюков «Франциск Ассизский и католическая святость» и др.

Андрей, какие святые одинаково почитаются Православной и Католической Церквами? Почему так? Приведите пример.

Те святые, которые были прославлены Церковью еще до ее разделения в середине XІ века (окончательно раскол между Востоком и Западом произошел фактически намного позже, однако официально практически во всех учебниках по истории Церкви раскол датируется именно 1054 годом), являются общепризнанными как в Восточной Церкви, так и в Западной. К ним можно отнести, во-первых, святых апостолов, мучеников и тех святителей и преподобных, которые подвизались в указанный период. Поэтому имена таких святых, как, например, Николай Мирликийский, Василий Великий или Амвросий Медиоланский, преподобные Антоний и Пахомий Великие, имеются в святцах как одной, так и другой Церкви.

Почему Католической Церковью почитаются прп. Сергий Радонежский, прп. Андрей Рублев и прп. Серафим Саровский?

Подобная практика почитания православных святых в Западной Церкви была введена сначала в 1940 году Римским Папой Пием XII, а в 1969-м - Папой Павлом VI в прозелитических целях, то есть для того, чтобы более успешно проповедовать католицизм в православной среде. Однако при этом многие представители Римско-Католической Церкви утверждают, что образы некоторых святых, исконно почитаемых Православной Церковью, весьма импонируют им и являются для католиков неким идеалом духовности и любви к ближним.

- Принимает ли Православная Церковь каких-то католических святых? Приведите пример, пожалуйста.

Многие святые, канонизированные Западной Церковью, не отвечают тем критериям святости, которые приняты в Церкви Православной. Если сравнить, например, православных святых и святых, прославленных в Римско-Католической Церкви, особенно в последнее время, мы можем увидеть, что принципы духовной жизни и отношение к спасению у первых кардинально отличаются от данных критериев у вторых. Так, из житий православных святых мы знаем, что никто из них не считал себя при жизни достигшим спасения. Более того, многие святые называли себя самыми грешными и последними из людей. В Западной же Церкви, наоборот, согласно житию таких «подвижников», как Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, они считали себя угодившими Богу и в связи с этим имеющими полное право говорить от Его имени. Святитель Игнатий Кавказский по этому поводу замечает: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им... Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение». Таким образом, мы видим, что в первом случае людьми руководили кротость и смирение, а во втором - гордость и прелесть, которые никогда не смогут привести человека к Богу.

- Находятся ли мощи православных святых в католических храмах? Можно ли к ним прикладываться?

Исторически сложилось так, что большинство христианских святынь, за исключением, конечно, тех, которые находятся в Святой Земле - в том месте, где совершил Свой Крестный подвиг Господь наш Иисус Христос, хранятся в католических храмах. Данное обстоятельство объясняется тем, что первые императоры - христиане, такие как, например, святой равноапостольный Константин Великий, большую часть своей жизни провели именно в западной части Римской (позднее - Византийской) империи. В связи с этим многие святыни христианского мира, естественно, свозились туда, где жил император. Именно потому так много христианских святынь находится в католических храмах Рима (первая столица империи) или Милана (фактическое место пребывания св. Константина, к которому, собственно, и восходит практика «собирания» святынь). Однако это вовсе не является препятствием для почитания их православными. Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме. Так, мощи одного из самых чтимых святых - Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских - также пребывают на территории католического храма в итальянском городе Бари, но при этом православные имеют свободную возможность приложиться к ним и даже совершать на них Божественную литургию.

Беседовала Наталья Горошкова

Для католиков, святой это тот, кто полностью отвечает на призыв Бога быть таким, каким он разработал и создал фрагмент своей любви к человечеству в насущном. Католическая вера учит, что Бог имеет для каждого человека определенную идею, и назначает каждому определенное место в общине верующих. Так что нет никаких уникальных особенностей святости в католической теологии, но каждый имеет особую святость, чтобы обнаружить ее и реализовать. Святой для католической веры может и должен быть кем угодно, без необходимости использования специальных возможностей или способностей. Спектр святых, признанных церковью очень широк и особо выделяются те, кто, в вере, были выделены Богом, как, например, основатели религиозных орденов или великие реформаторы Церкви. Святой предлагается в качестве модели для всех верующих и людей доброй воли, не столько за то, что он сделал или сказал, но за то, он готов к послушанию и служению Богу, приняв в вере, то что он должен был направлять через Святого Духа жизнь человека. Для католической церкви, следовательно, должны быть применено прежде всего отношение послушания Богу и любви к ближнему, что каждый святой сделал в реальности по-разному.
После его смерти, после суда на небесах, святой или святая будет жить вечно в полном общении с Богом и по-прежнему в полной мере будет участвовать во всех начинаниях Бога в созданном им мире людей. На самом деле, от общения с Богом возникает возможность для святого быть заступником жизни, которая является привилегированным каналом любви от Бога к тем, кто до сих пор, - говорит Церковь – живут в земном паломничестве. Это общение в Кредо Церкви, называется причастие святых, или причастие святых вещей. Эта истина веры предполагает, что все те, кто являются христианами, живые или мертвые. находятся в теле Христа, которое и есть Церковь. Таким образом, счастье, радость и любовь, что принимает тело, с духовной точки зрения, приносит пользу всему телу.
В католической религии преданность тому или иному святому показывается путем почитания а не поклонения, которое возможно только Богу и что не может быть пожалована никакому другому существу, независимо от того, насколько он велик. Один из старейших примеров почитания святых: в Капернаум (Палестина) во время раскопок в 1968 году был обнаружен город Симона Петра (согласно Евангелиям). Под полом церкви, посвященной апостолу Петру с пятого века (самая старая из тех, которые были известны в Палестине), археологи обнаружили постройку, которая неоспоримым фактом являлась домом Петра. Это бедное жилище, аналогично всем остальным которые окружают его, за исключением одной особенности: стены покрыты фресками и граффити (на греческом языке, в сирийском, арамейском, на латинском языке) с обращениями к Петру, с просьбой о защите. Было установлено, что дом был преобразован в священное место с первого века: поэтому этот дом считается самой старой "христианской церковью" Это свидетельствует о том, что до 100 года после Рождества Христова народ почитал не только Иисуса, но и были «канонизированы» его ученики, называемые "святые" покровители.

История возникновения святых.

В первые дни христианства термином «святой» обобщенно называли любого христианина, как "освященный", или "посвященный", и не только потому, что он был освящен Богом через крещение, а затем указан католической церковью. Святыми в те времена были тогда все последователи Христа (апостолы и ученики): люди физически и духовно живы, стремившихся следовать за Христом и Священными Писаниями. Павел из Тарса, например, указывает в своем письме к Ефесянам "к святым, находящимся в Ефесе", но в то же время, проводит различие с «истинным апостолом» или святым, способным творить «чудеса» и показывать свою мощь. Позже этот термин стал применять в основном к убитым и замученным христианам за свою веру во Христа, то есть "мучениками", чтобы отличить их от тех, кто чтобы не страдать от пыток отрекся от веры во Христа. Культ мучеников был воспроизведен из культа умершего: Августин (354 – 430 гг. После Р. Х., теолог) уже указывал, что больше, чем молиться за умершего мученика было необходимо, чтобы этот мученик молился за живых.
Впоследствии поощрителем культа мучеников был Папа Дамас I (305 – 384 гг. после Р. Х.), который - после завершения преследования христиан – приказал восстановить катакомбы и определить могилы святых. С окончанием гонений, мученики были объединены с так называемыми проповедники, то есть лицами, которые не будучи мучениками, исповедовали свою христианскую веру на всю жизнь. Среди первых святых, не мучеников, упоминают святого Мартина Турского (316 – 397 гг. после Р. Х., епископ венгерский и французский). Постепенно количество святых вырастает и их начинают класифицировать по группам: непорочные девы, теологи Церкви, святые учителя, мученики и так далее.
В средние века начали появляться святые, которые были способны к выполнению определенной сили заступничества для конкретных проблем - как правило, по здоровью, так родился обычай покровительства. Среди святых помощников, мы можем упомянуть св. Блейза, к которому обращались при заболеваниях горла, св. Агата при заболеваниях молочной железы, св. Аполинария при зубных болях и св. Лючия при плохом зрении. С увеличением преданности к святым также увеличились злоупотребления: поиск мощей самых почитаемых святых часто приводило к коммерческим обманам и реальным войнам между городами за обладание ими. Обладание реликвией или "мощами", по сути, приводило к увеличению престижа города, увеличение паломников и, таким образом, к приумножению богатства, которое увеличивалось в этот период. Нарушения, совершенные по отношению к культу святых были одной из причин протестантского раскола. На Соборе в Тренто католическая церковь вводит закон об обуздании обманов и восстановлении духовного смысла почитания святых.
В XX веке, после Второго Ватиканского Собора и особенно Папой Римским Иоанном Павла II, смысл святости толкуется в более широком и более современным способом, чем это было раньше: прежде звание «святой» или «свята» присваивались исключительно людям, посвятившим свою жизнь служению католической религии в освященной жизни, то есть священники, епископы и монахини. Впоследствии такое звание было присуждено нескольким светским святым, в независимости были они женаты или нет. Поэтому были канонизированы супруги Луиджи Бельтраме Куаттрокки и Мария Корсини или был беатифицирован мирянин Piergiorgio Фрассати. В католической точке зрения, как четко выражено после Второго Ватиканского Собора и в Догматическйе Конституции Lumen Gentium, святость возможна во всех аспектах жизни будь то священник или светский человек; на самом деле каждый человек призван к святости, то есть может объединить свое земное существование с Божией волей.

Происхождения почитания святых

Возникнув в христианской церкви на первых же порах её существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана ; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским . Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических учений. Были, например, еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это подвигло святого Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании святых. В начале V века появились еретики которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование святых с таким же поклонением им и служением, и этим восстанавливается древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций . Против него выступили блаженные Иероним и Августин . Вера в обязательность и спасительность достодолжного чествования святых неизменно сохранялась в церкви и в последующие века; подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан , Кирилл Александрийский , Григорий Великий , Иоанн Дамаскин), так и целых соборов - поместного Карфагенского (419 год) и в особенности Второго Никейского . Противниками этого учения в Средние века являются альбигойцы , павликиане , богомилы , вальденсы и сторонники учения Виклифа , в Новейшие время - вообще протестанты .

Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах , не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. ) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. )

Начало молитвенного призывания святых видно ещё в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1Пар. ). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. ). Апостол Пётр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2Петр. ). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. ;Откр. . На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, например апостола Иакова и иерусалимской церкви, появившиеся в IV в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание святых в это время было явлением всеобщим. Почитание святых не прекратилось и в период иконоборчества . Иконоборческий собор (754 год): «кто не исповедует, что все святые…. досточтимы пред очами Божиими…. и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о Мире, - анафема » . Несмотря на то, что, вскоре его постановления были отвергнуты на Седьмом Вселенском соборе , сама практика почитания святых осуждению не подвергалась.

Учение о почитании и призывании святых сохраняется и в учении древневосточных церквей (Ассирийской церкви Востока , эфиопской , коптской , армянской и других). Противниками этого учения были различные протестантские течения. Лютер отверг почитание и призывание святых главным образом на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера - это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

Античное многобожие и почитание святых

Сохранение античных традиций у последователей христианской религии находит своё выражение в сочетании предыдущих представлений с христианскими символами в искусстве, в литературе, в философии, в бытовой сфере и в самой религии. Внешняя схожесть античного политеизма и культа христианских святых вызывает критику со стороны атеизма . Ф. Энгельс заметил, что христианство «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых…» «Греческие жития мучеников-философов и политических деятелей, пострадавших за свои убеждения послужили образцом для мифических житий вымышленных святых.»:

Впрочем подобные взгляды имеют ответ Церкви, так Сергей Булгаков объясняет :

Святые в православии

  • «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. )
  • «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» (Пс. )
  • «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. )
  • «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. )
  • «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. )
  • «наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. )

Святость - это состояние переживаемое верующим по слову Апостола Иакова «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. ). Но также сказано «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. ). Таким образом с одной стороны единственным сердцеведцем знающим угодников своих является сам Господь. Но Он Сам прославляет святых своих чудесами : даром языков (в первые века), пророчествований , исцелений, чудотворений при жизни, нетленными мощами , исцелений по молитвам святому. Чудеса не являются обязательным условием почитания, по слову Апостола Павла о высшем даре: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. ) -, но являются как бы указанием самого Господа на почитание его верного служителя. Например, как описано сразу после прославлении Святителя Московского Ионы об исцелении одной женщины :

Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» - смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела.

Православные церкви признают святыми, как правило, только православных или христиан-кафоликов, не еретиков, живших до разделения церквей. Впрочем, существуют исключения, например, арианка Святая Алла , Исаак Сирин , в 1981 году собор РПЦЗ причислил к лику святых всех слуг царской семьи, погибших вместе с ними в Ипатьевском доме, в том числе католиков и протестантов.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви:

См. также: Лик святости

Святые в католичестве

Святые, то есть спасённые для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих христиан примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним. Древний Апостольский Символ веры говорит об «общении святых», которое понимается в Католической церкви как общение духовных благ, а также как общение земной и небесной Церкви.

Иногда выделяют также святых-непорочных, святых-состоявших в браке и раскаявшихся грешников.

Отрицание почитания святых

Другие религии

Афроамериканские народные культы

Буддизм

В буддизме почитаются архаты , бодхисаттвы и махасаттвы, сиддхи, будды , а также основатели различных направлений буддизма, такие как Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в тантрическом буддизме, Хуэйнэн и Линьцзи в чань-буддизме и др. - люди, путём духовной работы над собой достигшие различных степеней просветления и совершенства. В народном буддизме особо чтятся бодхисаттвы, святые, давшие обет достичь состояния будды во имя спасения всех живых существ и ради них пожертвовавшие нирваной . Они считаются защитниками праведных.

Индуизм

В индуизме существует давняя и богатая традиция почитания святых. Это могут быть учителя-гуру , аскеты, преуспевшие на пути духовного самосовершенствования, основатели направлений индуизма, такие как Шри Шанкара-чарья, Рамануджа и т. д. Духовные люди (садху) знают признаки, по которым того или иного человека можно назвать святым. Они выражают ему почтение, а обычные люди следуют их примеру, а потом молва о святом человеке разносится из уст в уста.

Иудаизм

В иудаизме почитаются цадики, то есть праведники - люди, отличающиеся особым благочестием и близостью к Богу. В хасидизме цадики превращаются в духовных лидеров (ребе), к которым идут за советом, у которых просят молитв и благословения.

Ислам

Авлия (ед. ч. вали) - праведники и молитвенники, уклоняющиеся от совершения грехов и неизменно самосовершенствующиеся. Они могут обладать сверхъестественными способностями (карамат), к их могилам совершаются паломничества (зиярат). Однако ислам предостерегает от излишне ревностного почитания авлия: они не должны ставиться выше пророков или восприниматься как языческие божества.

См. также

Выбор редакции
В жаркий день так и хочется порадовать себя прохладительными напитками. Поэтому сегодняшний материал посвящается тем, кто желает знать,...

Салаты из морепродуктов - это вкусные блюда, в состав которых входят кальмары, креветки, крабовые палочки, икра, мидии и другие дары...

Такие вот рогалики с интересной начинкой предлагают нам немецкие кулинары. Очень вкусная получилась начинка. Поэтому если вы еще такую не...

Удивительный рыбный суп по-скандинавски — уха со сливками. Приготовьте в домашних условиях по простым рецептам.Это первое блюдо...
Хлеб с чесночным маслом является одной из самых простых вещей, которые можно приготовить в домашних условиях. Это действительно до...
Медальоны из говядины можно заказать в самых лучших ресторанах Бишкека. Может быть, вы даже пытались приготовить их дома. Но, скорее...
Котлеты – один из символов вкусной домашней кухни. Их можно готовить из разных видов мяса: подходит свинина, говядина, курица, индейка....
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...
хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....