Склонение существительных латынь таблица. Латинский язык для медиков. Шпаргалка: кратко, самое главное


Справочник по основным разделам грамматики латинского языка (фонетика, морфология, синтаксис) предназначен для классических филологов, филологов-романистов, студентов классических и неспециальных отделений высших учебных заведений.
Грамматические сведения собраны в таблицы, что позволяет быстро найти нужные данные и легко разобраться в непростой истории языка древних римлян.

Первоначальный романский период (IV-VIII вв.).
Время образования романских языков из народной латыни берет начало с ослабления Рима примерно в IV веке новой эры. Провинции становятся все более независимыми, общение между разными частями империи и Вечным городом все менее постоянным. Накапливаются различия, образуются диалекты. В фонетике - это всевозможные следствия от исчезновения долготы и краткости гласных (см. Таблицу 15). Появляется силовое ударение. Ударные и безударные гласные развиваются по разным законам (см. Таблицу 16и). Изменения в сочетаниях, наметившиеся в народной латыни, значительно усиливаются (см. Таблицу 17и). Именно в эту эпоху закладываются основания для отличий в звучании романских языков (см. Таблицу 18и).

В системе склонения продолжились народнолатинские изменения, что привело к полному уничтожению парадигмы. От 5 классических латинских склонений с 4 падежами в каждом остаются едва различимые 3 класса, не имеющие падежей вовсе (см. Таблицу 19и). Местоимения образуют артикли (там же - Таблица 19и).

В системе глагола продолжается смешение парадигм, замена употребительных классических глаголов разговорными. Увеличивается количество описательных форм различных времен (см. Таблицу 20и).
Этот период, охватывающий IV-VIII века н.э., заканчивается зрелым средневековьем - временем появления письменности на романских языках.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Латинский язык в таблицах, Справочник по грамматике, Махлин П.Я., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Латинский язык, Справочник по глаголам, Богатырёва И.И., 2011
  • Lingua Latina, Учебник латинского языка, 36 занятий для полного освоения курса
  • Учебник латинского языка для нефилологических гуманитарных факультетов университетов, Козаржевский А.Ч., 1981

Следующие учебники и книги:

  • Английские модальные глаголы, Справочник, Митрошкина Т.В., 2012 - Справочник Английские модальные глаголы представляет собой практическое руководство по употреблению модальных глаголов в современном английском языке. Адресован учащимся общеобразовательных школ, …
  • Английские местоимения, Справочник, Митрошкина Т.В., 2012 - В справочнике в систематизированном виде изложено все, что необходимо знать об особенностях употребления местоимений в современном английском языке. Он является … English Dictionaries, Vocabularies
  • Английские артикли, Учебный справочник, Митрошкина Т.В., 2011 - Справочник Английские артикли содержит подробные сведения о системе английских артиклей. Адресуется учащимся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, студентам и преподавателям, … English Dictionaries, Vocabularies
  • Неличные формы английские глагола, Инфинитив, Причастие, Герундий, Справочник, Митрошкина Т.В., 2012 - Справочник содержит подробное описание правил функционирования неличных форм английского глагола в современном английском языке. Адресован тем, кто освоил основные разделы … English Dictionaries, Vocabularies
- В отличие от большинства изданий справочной литературы данная книга может быть рекомендована как универсальный справочник по грамматике английского языка. В … English Dictionaries, Vocabularies
  • Справочник по грамматике английского языка для абитуриентов, Ермашкевич Н.Н., Гейсик Д.С., 2011 - Пособие представляет собой достаточно полное и систематическое описание основных грамматических тем программы средней школы и может быть использовано абитуриентами и … English Dictionaries, Vocabularies
  • Имена существительные обозначают предметы и явления.

    Род (genus)

    Каждое существительное в латинском языке относится к одному из трех родов:

    • Мужской (genus masculinum)
    • Женский (genus femininum)
    • Средний (genus neutrum)

    Одушевленные существительные распределяются по роду в соответствии с биологическим полом.

    Кроме того

    К мужскому роду относятся названия месяцев, гор, ветров, больших рек, народов, профессий.

    К женскому роду относятся названия стран, городов, островов, драгоценных камней, деревьев.

    К среднему роду традиционно относятся названия металлов, элементов, плодов, а также несклоняемые слова.

    Род существительного указывается в словаре, он обозначается одной из трех букв: "m " (мужской), "f " (женский), "n " (средний).

    Число (numerus)

    В латинском языке имена существительные могут употребляться в единственном или множественном числе.

    Единственное число (numerus singularis) – для обозначения одного предмета,

    Множественное число (numerus pluralis) – для обозначения многих предметов.

    В словарных и справочных статьях число существительного обозначается двумя буквами: Sg (единственное) или Pl (множественное).

    Падеж (casus)

    Существительное может стоять в одном из шести падежей:

    Именительный падеж (casus nominativus) - отвечает на вопросы: «Кто?» «Что?», в предложении в именительном падеже стоит подлежащее или именная часть сказуемого. Обозначается буквой "N " или сочетанием "Nom ".

    Родительный падеж (casus genetivus) – отвечает на вопросы: «Кого?» «Чего?», в предложении в родительном падеже стоит несогласованное определение к другому существительному. Обознается буквой "G " или "Gen ".

    Дательный падеж (casus dativus) – отвечает на вопросы: «Кому?» «Чему?», в предложении в дательном падеже стоит косвенное дополнение, сопутствующее действию. Обозначается заглавной буквой "D " или сочетанием "Dat ".

    Винительный падеж (casus accusativus) – отвечает на вопросы: «Кого?» «Что?», в предложении в винительном падеже стоит прямое дополнение, на которое направлено действие. Обозначается "Ac " или "Acc ".

    Отделительный или отложительный падеж (casus ablativus) – отвечает на вопросы: «Кем?» «Чем?», в предложении в отложительном падеже стоит обстоятельство. Обозначается буквами "Ab " или "Abl ".

    Звательный падеж (casus vocativus) - обращение к лицу или предмету, членом предложения не является. Обозначается буквой "V " или сочетанием "Voc ".

    Склонение (declinatio)

    Каждое существительное в латинском языке относится к одному из 5 склонений. Склонение определяется по окончанию родительного падежа единственного числа.

    • I склонение -ae
    • II склонение -i
    • III склонение -is
    • IV склонение -us
    • V склонение -ei

    Существуют также разносклоняемые слова "vesper" (II или III), "domus" (II или IV).

    Часто говорят о типах склонения и приравнивают их к 5 склонениям. Строго говоря, это не так. Типов склонения в латинском языке значительно больше, чем склонений. Следует отметить, что в латинском языке знание о принадлежности существительного к тому или иному склонению дает лишь приблизительное представление об окончании слова в том или ином падеже. Точное представление об окончаниях дают именно типы склонения. Система типов склонения в латинском языке более разветвленная, чем система склонений, т.к. она учитывает вариативность внутри 5 склонений, в связи с чем её проще использовать для решения практической задачи - склонения слов.

    Во многих учебниках весьма странное отношение к типам склонения. Общей системы типов склонения не существует и в разных источниках можно встретить разные версии, но, как уже было сказано, принято говорить о 5 склонениях или 5 типах склонения, а потом оговариваться, что есть, например, склонение IIIa, которое несколько отличается от склонения IIIb.

    Здесь мы не будем указывать конкретные названия типов, т.к. у разных авторов они называются по-разному, а постараемся описать наиболее подробную классификацию. Итак:

    В I склонении существительных 2 типа:

    1. мужской
    2. женский

    (парадигма склонения одинакова).


    Во II склонении - 6 типов:

    1. оканчивающиеся на -us (в N.Sg.) мужского и женского рода,
    2. оканчивающиеся на -ius (в N.Sg.) мужского рода,
    3. оканчивающиеся на -ir (в N.Sg.) мужского рода,
    4. оканчивающиеся на -er (в N.Sg.) мужского рода,
    5. оканчивающиеся на -um (в N.Sg.) среднего рода,
    6. оканчивающиеся на -ius (в N.Sg.) среднего рода.

    Склонение всех типов отличается.

    Особый тип склонения образует существительное "deus" - бог.


    В III склонении - 6 типов:

    • 2 согласных:
      1. мужского и женского рода,
      2. среднего рода.
    • 2 гласных:
      1. оканчивающиеся на -e, -al, -ar среднего рода (равносложные и наравносложные);
      2. равносложные, оканчивающиеся на -is женского рода.
    • 2 смешанных:
      1. равносложные, оканчивающиеся на -es, -is (мужского и женского рода);
      2. неравносложные с различными окончаниями (мужского и женского рода).

    Почти все типы в мелочах, но отличаются.

    Отдельные типы склонения образуют слова "vis" - сила, "bos" - бык, Iuppiter - Юпитер.


    В IV склонении - 2 типа:

    1. оканчивающиеся на -us мужского и женского рода,
    2. оканчивающиеся на -u среднего рода.

    В V склонении типы не выделяются.


    Принадлежность слова к тому или иному типу склонения определить несколько сложнее, чем определить само склонение. Для определения типа склонения необходим несколько более тонкий анализ слова, но со временем это становится очень полезной привычкой.

    Типам склонения будет посвящена отдельная статья, которая сейчас (к сожалению) в разработке.

    Словарная форма имени существительного

    В словаре (за исключением учебных словарей, о них вообще отдельный разговор) существительное стоит в именительном падеже единственного числа. Сразу же после, через запятую указано окончание родительного падежа единственного числа (то самое, по которому определяется склонение существительного), если же основа именительного и родительного падежей отличаются, то на втором месте может быть указано слово целиком. После через пробел (обычно курсивом) указывается принадлежность существительного к одному из 3 родов (m, f или n).

    Например:

    ramus, i m ветвь
    Именительный падеж - ramus ,
    Родительный падеж - rami (II склонение),
    Род - m - мужской.

    lanx, lancis f чаша
    Именительный падеж - lanx,
    Родительный падеж - lancis (следовательно, III склонение)
    Род - f - женский.

    Окончания существительных при склонении

    Падеж I II III IV V
    мужс-кой род сред-ний род на соглас-ный на i
    Единственное число
    N -a -us, -er, -ir -um -e, -al, -ar -us, -u -es
    G -ae -i -i -is -is -us -ei
    D -ae -o -o -i -i -ui -ei
    Ac -am -um -um -em -e -um -em
    Ab -a -o -o -e -i -u -e
    V = N -e = N = N = N = N = N
    Множественное число
    N -ae -i -a -es -ia -us -es
    G -arum -orum -orum -um -ium -uum -erum
    D -is -is -is -ibus -ibus -ibus -ebus
    Ac -as -os -a -es -ia -us -es
    Ab -is -is -is -ibus -ibus -ibus -ebus
    V = N = N = N = N = N = N = N

    Грамматика латинского языка

    Латинский язык, как и русский, является преимущественно синтетическим. Это означает, что грамматические категории выражаются словоизменением (склонение, спряжение), а не служебными словами.

    В латинском языке насчитывается 6 падежей:

    Именительный (номинатив, nominativus)

    Родительный (генитив, genitivus)

    Дательный (датив, dativus)

    Винительный (аккузатив, accusativus)

    Отложительный (аблатив, ablativus)

    Звательный (вокатив, vocativus)

    Три рода, как и в русском языке:

    Мужской (genus masculinum)

    Женский (genus femininum)

    Средний (genus neutrum)

    Делятся на 5 склонений.

    Глаголы латинского языка имеют 6 временных форм, 3 наклонения, 2 залога, 2 числа и 3 лица.

    Времена латинского глагола:

    Настоящее время (praesens)

    Прошедшее время несовершенного вида (imperfectum)

    Прошедшее время совершенного вида (perfectum)

    Плюсквамперфект, или предпрошедшее (plusquamperfectum)

    Будущее время, или будущее первое (futurum primum)

    Предбудущее время, или будущее второе (futurum secundum)

    Наклонения:

    Изъявительное (modus indicativus)

    Повелительное (modus imperativus)

    Сослагательное (modus conjunctivus)

    Действительный (activum)

    Страдательный (passivum)

    Единственное (singularis)

    Множественное (pluralis)

    Первое (persona prima)

    Второе (persona secunda)

    Третье (persona tertia)

    В латинском языке имеются имена существительные (лат. Nomen Substantivum), числительные и местоимения, склоняемые по падежам, лицам, числам и родам; имена прилагательные, кроме перечисленного изменяемые по степеням сравнения; глаголы, спрягаемые по временам и залогам; супин -- отглагольное существительное; наречия и предлоги.

    Латынь и наука

    Латинский язык имеет и большое общеобразовательное значение, так как помогает лучше и глубже анализировать русский язык, в который перешли многие латинские корни, создав ряд новых слов, например: коммунизм, президиум, консилиум, кворум, университет и т. д.

    В латинский язык вошло много греческих слов, которые сохранились до сих пор, главным образом в медицинских названиях -- анатомических, терапевтических, фармакологических и др. Греческие термины, сохраняя свою основу, латинизировались и получили постепенно международное признание и распространение, например: arteria -- артерия, aorta -- аорта и т. д.

    Более полутора тысяч лет латинский язык был языком культуры и письменности, единственным языком науки и философии в Западной Европе. На латинском языке были заложены основы научной терминологии почти всех дисциплин. Даже после того, как национальные языки постепенно вытеснили латинский язык из научной литературы, он долго еще сохранялся в качестве основного в отдельных отраслях знаний.

    Это единство терминологии, лежащее в основе современной научной терминологии ряда наук, облегчает понимание и общение людей в области науки, перевод научной литературы с одного языка на другой, и это значение латинский язык не утратил до сих пор. Сохранение научной латинской терминологии придает особое значение изучению латинского языка, как необходимого в практической работе, а не только как языка одной из древнейших культур. Поэтому хотя латинский и греческий языки и принято называть «мертвыми», однако для медицинских работников это живые языки, необходимые для повседневной работы.

    В России латинский язык долгое время был языком науки. В Москве в Славяно-греко-латинской академии, первом научном учреждении России, все науки изучались на латинском языке. На этом языке были написаны многие научные труды М. В. Ломоносова, а также не­которые труды Н. И. Пирогова, М. Я. Мудрова и других русских ученых.

    Латинский язык в биологии можно рассматривать как самостоятельный научный язык, произошедший от латинского языка эпохи Возрождения, но обогащённый множеством слов, заимствованных из греческого и других языков. Кроме того, многие слова латинского языка употребляются в биологических текстах в новом, специальном смысле. Грамматика в латинском биологическом языке заметно упрощена. Алфавит дополнен: в отличие от классической латыни, используются буквы «j», «u», «w».

    Современные Кодексы биологической номенклатуры требуют, чтобы научные названия живых организмов были по форме латинскими, то есть были написаны буквами латинского алфавита и подчинялись правилам латинской грамматики, вне зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

    Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

    Рецензенты: доктор исторических наук, проф. В.М. Строгецкий кандидат исторических наук, доц. А.В. Махлаюк

    Научный редактор: доктор исторических наук, проф. Е.М. Молев

    Хазина А.В., Софронова Л.В., Доманина С.А. GRAMMATICA LATINA. ARS MINOR. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. - 155 с.

    Пособие предназначено для студентов I-го курса филологических и исторических факультетов неязыковых вузов. Характер пособия и построение материала дают возможность использовать его в старших классах гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем.

    © Хазина А.В., Софронова Л.В., Доманина С.А.

    © Нижегородский государственный педагогический университет, 2003

    Предисловие

    Учебное пособие - Grammatica Latina. Ars minor – является результатом коллективной работы членов кафедры всеобщей истории Нижегородского педагогического университета. Оно предназначено для студентов гуманитариев I-го курса неязыковых вузов, а также может использоваться в старших классах гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем.

    Авторы пособия стремились на основе многолетнего опыта преподавания латыни в вузе и в школе дать студентам и школьникам сравнительно краткое, удобное и доходчивое руководство по элементарному курсу латинского языка, следуя принципу – breviter et compendium (коротко и ясно). Поэтому начальный курс ограничивается морфологией латинского языка.

    Пособие состоит из трех частей. Практическая часть снабжена достаточным количеством упражнений, которые помогут студентам усвоить латинскую грамматику. Для перевода предлагаются тексты, преимущественно исторического и мифологического содержания, которые демонстрируют не только явления латинской грамматики, но знакомят с историей и культурой античного мира. Часть текстов и упражнений может использоваться для контрольных и самостоятельных работ. Теоретическая часть пособия дает краткое и систематическое изложение основ латинской грамматики. В третьей части приводится латинско-русский словарь.

    При подготовке пособия были использованы учебники: Зайцев А.И., Корыхалова Т.П. и др. Латинский язык. Л., 1974; Винничук Л. Латинский язык. М., 1980; учебное пособие: Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Ч. I-III.М., 1994.

    INTRODUCTIO HISTORICA

    Латинский язык (Lingua Latina ) – это язык древних жителей Лация (Latium ), небольшой области в средней части Апеннинского полуострова, расположенной по нижнему течению Тибра, вдоль побережья Тирренского моря. Жители Лация назывались латинами (Latini ). Со временем латины расширили свои владения, присоединив к себе соседние италийские племена, и их главным городом стал Рим (Roma ), по преданию, основанный Ромулом в 753г. до н.э. Именно Рим, благодаря своей экспансионистской политике, овладел всей Италией, а потом и всем Средиземноморьем и стал столицей Римской империи. Когда оглашались римские указы, то первая их фраза звучала так: “городу и миру” (urbi et orbi ). И хотя власть и политическое влияние римлян распространилось далеко за пределы Лация, и их язык стал языком всей Римской империи, его по-прежнему называли латинским.

    Древнейшие памятники латинского языка, дошедшие до нашего времени, относятся к VI в. до н.э. В 1871 году в древнем городе Пренесте, несколько восточнее Рима, была найдена золотая застежка с надписью (Пренестинская фибула). А в 1899 году при раскопках римского форума (площади), в так называемой “могиле Ромула” была обнаружена часть сакральной (священной) надписи на черном камне, содержащая лишь несколько понятных слов.

    История литературного латинского языка начинается только в 240 г. до н.э., когда грек Андроник переводит на латынь “Одиссею” и ставит в Риме первые трагедию и комедию на латинском языке – переработки греческих произведений. Этот период развития языка, продолжавшийся до I в. до н.э., принято называть архаическим . От этого времени до нас дошли произведения римского комедиографа Тита Макция Плавта (ок. 250-184 гг. до н.э.). Комедии Плавта насыщены словами и оборотами, свойственными разговорному латинскому языку.

    I в. до н.э. известен в истории языка как век классической латыни . За

    совершенство грамматики, отточенность поэтических форм, разнообразие жанров он получил название “золотой латыни”. Наследие этого периода – прекрасные по форме произведения оратора Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.), политического деятеля и историка Гайя Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.), поэтов Публия Вергилия Марона (70-19 гг. до н.э.) и Квинта Горация Флакка (65-8 гг. до н.э.).

    Литературный язык I в. н.э., называемый “серебряной латынью”, был перегружен стилистическими и риторическими эффектами и отличался от чистой, прозрачной классической латыни. На “серебряной латыни” писали философ Сенека (4 г. до н.э.-65 г. н.э.), поэт Марциал (40 – 104 г. н.э.), историк Тацит (55-120 гг. н.э.).

    Независимо от развития и изменений, которые происходили в латинском языке, речь образованных слоев населения, изящная речь sermo urbanus (городская речь) отличалась от разговорной речи необразованных людей, sermo vulgaris (обыденная, деревенская речь).

    В V в. н.э. Римская империя пала, Рим был завоеван и разрушен, на месте бывших римских провинций стали формироваться новые народности и государства. А на основе латинского языка возникли различные романские языки: итальянский, португальский, каталонский, провансальский, французский, молдавский и др.

    Но латынь не исчезла. В течение средних веков по-латыни не только писали, но и говорили: это был разговорный и литературный язык, объединявший образованных людей того времени. Деятели эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) стремились вернуться к языку классической древности, языку Цицерона. На латыни писали Томас Мор в Англии, Эразм Роттердамский в Голландии, Джордано Бруно в Италии, Николай Коперник в Польше. К XVII в. латынь вытесняется национальными языками, сохраняя функции международного языка науки. На латинском языке публиковали свои труды И. Ньютон, К. Линней, М.В. Ломоносов и многие другие.

    Гуманистическая традиция возрождения латинского языка продолжает жить и в наши дни. В странах Западной Европы и Латинской

    Америки существуют журналы, публикующие произведения современных латинских авторов в различных прозаических и поэтических жанрах. Поэтому молодому человеку, получающему в средней школе и вузе гуманитарное образование, нельзя обойтись без знания латинского языка, благодаря которому были созданы выдающиеся исторические, философские, литературные шедевры мировой культуры.

    Ибо время течет, а латинский язык – остается.

    ЗАНЯТИЕ 1 Латинский алфавит. Правила произношения, чтения и ударения.

    В латинском алфавите (каким он сложился к Новому времени)

    насчитывается 25 букв:

    начертание

    название

    произношение

    (придыхание)

    NB! Примеры даются преподавателем в процессе занятия

    Примечания:

    1. Буква k встречается только в нескольких словах: Kalendae [калéндэ] календы; Kaeso [кэзо] имя собственное; Karthago [картáго] Карфаген. Эти слова могут писаться также: Calendae, Caeso, Carthago.

    2. Буквы v иj введены в алфавит в XVI в. В классической латыни их заменяли буквыu иi. Поэтому можно встретить различное написание одних и тех же слов, например: iam, jam.

    3. Буквы y иz употреблялись только в словах греческого происхождения.

    4. С заглавной буквы пишутся имена собственные, географические названия, наименования народов и производные от них прилагательные.

    Гласные звуки и дифтонги

    Гласные звуки a, e, i, o, u, y бывают долгими и краткими. Краткость

    обозначается знаком [

    ], долгота – [ - ] : ă, ĕ, ĭ, ŏ, ŭ, y;

    ā, ē, ī, ō, ū, y.

    Кроме гласных есть также д и ф т о н г и (двугласные), т.е. сочетания

    двух различных гласных, которые произносятся как один слог:

    ae – произносится как русскоеэ : aera [эра]

    oe – как русское

    Наказание

    au – как русское

    ау : aurum [аурум]

    eu – как русское

    эу : Europa [эуропа]

    В случаях, когда две гласные необходимо произнести раздельно, над второй ставится знак долготы [ - ], или краткости , или две точки : aёr [аэр] – воздух, poēma [поэма] – стихотворение, coēmo [коэмо] – скупаю.

    Все дифтонги – долгие.

    Согласные звуки

    С читается как русскоец передe, i, y, ae, oe, как русскоек в остальных случаях, т.е. передa, o, u, перед всеми согласными и на конце слова: Cicero [цицеро] – Цицерон, Ciprus [ципрус] – Кипр, caelum [целум] – небо, сoeptum [цёптум] – начинание. Color [колор] – цвет, credo [кредо] – я верю, cantus [кантус] – пение.

    ngu произносится как русскоенгв: lingua [лингва] – язык.qu произносится каккв: aqua [аква] – вода.

    su произносится каксв перед гласными в некоторых словах: suavis [свавис] – приятный, но: suus [суус] – свой.

    s между гласными произносится какз: rosa [роза] – роза.ch читается какх: schola [схола] – школа

    ph читается какф: philosophus [филозофус] – философth читается какт: theatrum [театрум] – театр

    rh читается какр: Rhenum [ренум] – Рейн

    ti читается какци в положении перед гласными: ratio [рацио] – разум в сочеианияхsti, xti, tti читается какти: bestia [бестиа] – зверь.

    Слогораздел

    Слогораздел проходит:

    1. Между двумя гласными: de-us.

    2. Между гласным (дифтонгом) и одиночным согласным: lu-pus, cau-sa.

    3. Между двумя согласными: fruc-tus, sanc-tus.

    4. Перед двумя согласными, если второй из них r, l: tem-plum, pa-tri-a.

    Долгота и краткость слогов

    Слог бывает долгим, если:

    1) содержит дифтонг: cau-sa;

    2) содержит долгий гласный звук: lū-na, fortū-na;

    3) является закрытым слогом, т.е. за гласным следует группа согласных или буквы x иz: ma-gis-ter.

    И с к л ю ч е н и е составляют случаи, когда за гласным следует qu, или вторым согласным будутh, l, r. Такой слог считается кратким: re-lĭ-qui, sto-mă-chus, lo-cŭ-ples, ar- bĭ-tror.

    Слог бывает кратким, если:

    1) содержит краткий гласный звук: fe-mĭ-na;

    2) является открытым слогом, за которым следует гласный: ra-ti-o.

    Ударение

    Счет слогов в латинском языке ведется от конца слова.

    Ударение ставится на втором слоге от конца, если он долог: amáre; если второй слог краток, ударение ставится на третьем слоге от конца:

    íncola, scríbĭmus.

    Следует помнить, что в латинском языке ударение никогда не ставится на последнем слоге.

    Упражнения

    Прочитайте приведенные ниже слова, используя правила чтения и ударения. Переведите.

    Recitate! (читай вслух).

    Rector, decānus, professor, magister, Sicilia, Massilia, Rhodănus, Rhenus, Sequăna, Londinium, Vindobona, Athēnae, Lugdūnum, Mediolānum, Lutēcia Parīsiōrum, Tacĭtus, Juppĭter, Rōmŭlus, Mārcus Tullius Cicĕro, Ptolemaeus, Capitōlium, Graecia, Aegyptus, Spartacus, Hannĭbal.

    Actor, scaena, circus, schola, universĭtas, medĭcus, aqua, fortūna, res publĭca Polōnia, lingua Graeca.

    Consul, praetor, quaestor, aedīlis, tribūnus, cēnsor, dictātor, imperātor,

    patricius, plēbeius.

    Senātus populusque Rōmānus

    Mēnsis Mārtius, Aprīlis, Maius, Jūnius, Quīntīlis, Sextīlis, September, Octōber, November, December, Jānuārius, Februārius.

    P.S . Найдите современное значение географических названий и месяцев года.

    ЗАНЯТИЕ 2

    Система глагола, настоящее время изъявительного наклонения действительного залога глаголов I-II спряжений

    (Praesens indicativi activi)

    Переведите:

    Laboro. Bene laborāmus. Amo. Aras. Delectat. Educāmus. Laudant. Narra. Orāte. Ornātis. Putātis. Servat. Vitupĕrant. Ama, spera, tolĕra. Cur pugnātis? Non orat. Nolite vituperāre. Noli male laborāre. Valēte. Augeo. Habes. Nocet. Parēmus. Praebent. Tace. Noli dormīre. Sedent et tacent. Leniunt. Venītis. Punītis. Scitis. Non debes ridēre. Debet parēre. Debēmus docēre et educāre. Noctu dormīmus. Cur tacētis? Non munītis, sed delētis. Saepe venis. Debeo punīre. Noli terrēre. Non reperītis.

    Упражнения

    1. Образуйте по форме 1-го л. ед.ч. инфинитив следующих глаголов: amo 1, clamo 1, debeo 2, erro 1, doceo 2, habeo 2, labōro 1, moveo 2, monstro 1, studeo 2, curo 1, video 2.

    2. Образуйте по форме инфинитива 1-е л. ед.ч. и 2-е л. мн.ч.

    следующих глаголов: portāre, sedēre, valēre, sperāre, mutāre, respondēre, florēre.

    3. Определите по форме инфинитива, к какому типу спряжения принадлежит каждый из следующих глаголов; напишите его основу и 1-е л.

    ед.ч. настоящего времени (amāre – 1; amā-; amo): clamāre, debēre, errāre, laudāre, tenēre, vidēre, movēre, docēre.

    4. Переведите на латинский язык: Я тружусь. Ты украшаешь. Он рассказывает. Мы приносим. Вы охраняете. Они сражаются. Мы не любим. Они думают. Вы надеетесь. Думай и трудись. Всегда надейся. Не хвалите. Не проси. Если ты любишь, ты надеешься. Смотри и думай. Они хорошо поют. Я имею. Ты доставляешь. Он нравится. Мы знаем. Не спи. Почему вы всегда смеетесь? Повинуйся. Ночью мы не видим. Мы часто приходим. Ты не должен вредить. Они должны не разрушать, но укреплять. Я молчу. Если вы трудитесь, вы имеете. Приходи.

    ЗАНЯТИЕ 3

    Praesens indicativi activi глаголов III-IV спряжений

    Переведите:

    Ago. Credis. Defendit. Discĭmus. Discĭtis. Legunt. Ludĭmus. Quaere! Scribĭtis. Audi et tace. Vincunt. Quid legis? Quis scribit? Male discit. Ita docēre debes, ut putas. Si quaeris, reperis. Quomŏdo vales? Crede, ama, spera. Dum vivo, spero. Si dicis, putāre debes. Quis quaerit, repĕrit. Discĭte, dum vivĭtis.

    Выбор редакции
    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
    Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
    Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
    Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....