Композитор скарлатти биография. Скарлатти. Список печатных работ о Доменико Скарлатти


Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domeniсo Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо?льшую часть своей жизни в Испании и Португалии.

Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга?не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо?льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Музыка
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Алессандро Скарлатти, биография которого будет представлена в данной статье, это великий итальянский композитор, творивший в эпоху барокко в конце 17-го - начале 18-го века. Именно его считают отцом-основателем Неаполитанской оперной школы. Его брат и сыновья также были известными композиторами.

Биография композитора

Алессандро Скарлатти родился в Палермо в 1660 году. Его педагогом предположительно был Джакомо Кариссими. Свою первую оперу А. Скарлатти написал в возрасте 19 лет. В тот же год она была поставлена в Риме.

В 1684 году Алессандро поступает на службу к вице-королю Неаполя в качестве капельмейстера. Способствовала этому назначению его сестра-певица, у которой был влиятельный любовник. Большинство своих произведений А. Скарлатти написал именно в Неаполе.

В 1702 году композитор уехал во Флоренцию, затем - в Рим, где кардинал Оттобони устроил его капельмейстером в церковь Санта Мария Маджоре.

В 1708 г. Алессандро Скарлатти вернулся вНеаполь.

Последним произведением композитора стала серенада, посвящённая свадьбе принца Стиглиано. Алессандро не успел завершить над ней работу. В 1725 году композитор скончался.

Произведения великого итальянца

Алессандро Скарлатти был создателем своей собственной музыкальной формы. В его операх манера пения была средней между классической и школой раннего итальянского барокко. Формы построения мелодий в ариях он сделал трёхчастными вместо двухчастных. А также тщательно прорабатывал аккомпанемент к ним. Со временем оперы А. Скарлатти стали более традиционными, ритм он стал использовать для них общепринятый, а оркестровки стали грубоватыми.

Поздние свои произведения писал более яркими и эффектными Алессандро Скарлатти. Оперы композитора:

  • «Честность в любви».
  • «Невинная ошибка».
  • «Розаура».
  • «Помпей».
  • «Пирр и Деметрий».
  • «От зла — добро».
  • «Митридат Евпатор».
  • «Теодора Августа».
  • «Верная принцесса».
  • «Отомщённая Олимпия».
  • «Тигран».

И другие.

Кроме опер, Алессандро Скарлатти написал около сорока ораторий, большое количество серенад, более пятисот камерных кантат, несколько месс, восемнадцать симфоний, четырнадцать сонат, токкаты, сюиты и вариации.

Сын

Сыновья Алессандро Скарлатти, как и отец, стали композиторами. Наиболее известен из них Доменико. Он родился в 1685 году в Неаполе. Доменико сочинял музыку и играл на клавесине. Большую часть жизни он провёл в Испании. Полное имя композитора - Джузеппе Доменико Скарлатти. Доподлинно неизвестно, кто были его учителя, но логично предположить, что первым его педагогом был отец.

В 1701 году Доменико Скарлатти стал органистом и композитором при дворе вице-короля Неаполя. Затем он служил в Венеции, позже в Риме. Доменико был прекрасным клавесинистом и однажды даже выиграл соревнования, которые в своём Римском дворце устроил кардинал Оттобони. Доменико на этом состязании в игре на клавесине превзошёл самого Фридриха Генделя.

Свои первые оперы композитор написал для частного театра королевы Казимиры в то время, когда служил в Риме.

В 1720-1721 гг. Д. Скарлатти жил в Лиссабоне. Там он учил музыке принцессу Марию Магдалену Барбару. В 1725 году он вернулся в Неаполь.

В 1729 году композитор переехал в Испанию. С 1733 г. Доменико живёт в Мадриде при дворе Марии Магдалены Барбары, ставшей испанской королевой. Его близким другом был знаменитый певец-сопранист Фаринелли.

Скончался композитор в возрасте 71 года в Мадриде.

Творчество Доменико

Доменико Скарлатти менее известен, чем его великий отец. Совсем небольшая часть произведений этого композитора была опубликована при его жизни. Остальные же сочинения выходили в печать уже после его смерти, да и то нерегулярно и очень редко.

Но тем не менее произведения Доменико привлекали таких музыкантов, как Бела Барток, Фредерик Шопен, Владимир Горовиц, Генрих Шенкер и других.

Д. Скарлатти за свою жизнь написал более пятисот сонат, десять ораторий, пятнадцать опер (самая известная из которых «Фетида на Скиросе»), большое количество произведений для оркестров, церковную музыку.

Для сочинений этого композитора характерно использование синкопированного ритма, частых модуляций, фригийского лада, диссонансного звучания, цитирования народных мелодий. Доменико Скарлатти стал родоначальником стиля в музыке, которому позже дадут название "Классицизм".

...Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства...
К. Кузнецов

Из всей династии Скарлатти - одной из самых выдающихся в музыкальной истории - наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Скарлатти родился в Неаполе. Он был учеником своего отца и видного музыканта Г. Герца и уже в 16 лет стал органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Но вскоре отец отправляет Доменико в Венецию. Причины своего решения А. Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи: "Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын - орел, у которого выросли крылья..." 4 года занятий у виднейшего итальянского композитора Ф. Гаспарини, знакомство и дружба с Генделем, общение с прославленным Б. Марчелло - все это не могло не сыграть существенную роль в формировании музыкального дарования Скарлатти.

Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры; с 1714 г. становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, "словно за инструментом была тысяча дьяволов". Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы. По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван "Рафаэль из Урбино".

В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни: впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.

Из обширного наследия композитора (20 опер, ок. 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 "Miserere", "Stabat mater") живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина". Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Они вызывают ассоциации с образами оперы-buffa. Многое здесь и от современного им итальянского скрипичного стиля, и от народной танцевальной музыки, причем не только итальянской, но также испанской и португальской. Народное начало своеобразно сочетается в них с лоском аристократизма; импровизационность - с прообразами сонатной формы. Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность: игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами. Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли; рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы; оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились … Читать всё

Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domeniсo Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо?льшую часть своей жизни в Испании и Португалии.

Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга?не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо?льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Музыка
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Джузеппе Доменико Скарлатти (1685 – 1757) – итальянский композитор, клавесинист, органист. Год рождения Доменико Скарлатти является также годом рождения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя.

Первым учителем музыки был его отец, известный в то время композитор. В 16 лет Доменико уже композитор и органист королевской часовни в Неаполе. В 25 ему не будет равных в Европе и в игре на клавесине.

Когда кардинал Оттобино устроил в Риме, быть может первый в истории исполнительский конкурс, то победителем-клавесинистом однозначно был признан Скарлатти. Ему уступил даже Гендель, победивший Доменико в игре на органе.

Именно клавесин, являющийся прямым прародителем фортепиано и станет тем инструментом, который введет имя Доменико Скарлатти в историю.

В возрасте тридцати лет он покидает Италию и перебирается в Мадрид, где и проживет последние двадцать пять лет своей жизни. Кстати, в Мадриде живут его потомки до настоящего времени.

В Испании, помимо других сочинений, композитором будет создано около пятисот сонат для клавесина. При жизни Скарлатти было издано всего тридцать сонат. Остальные постепенно затерялись в архивах и библиотеках на последующие почти двести лет.

Умер композитор в возрасте 71 года в Мадриде, в глубокой нищете, оставив без средств к существованию большую семью.

Им написано более двадцати опер, примерно столько же ораторий и кантат и более пятисот сонат для клавесина.

Двадцатый век стал для Доменико Скарлатти временем второго рождения и теперь уже всемирного признания.

Он жил в эпоху барокко. Эпоху пышности, парадности, подчеркнутого тяготения к красивостям и причудливостям. В своем же клавесинном творчестве он шагнул в эпоху классицизма. Эпоху строгих линий, безупречных классических форм и подчеркнуто духовных приоритетов. Однако его гений потянул Скарлатти дальше.

Сонаты Скарлатти отличает абсолютно не свойственные для того и даже для более позднего времени резкий интенсивный мелодический рисунок, пересекающиеся ритмы и иные ритмические неожиданности, звуковые гроздья-кластеры, небывалая чувственность.

Один из современников композитора записал: «Скарлатти часто говорил, что в его пьесах нарушены все правила композиции, – он сам хорошо знает об этом. И далее он спрашивал: разве его отклонения от нормы оскорбляют ухо? И, получив отрицательный ответ, продолжал: талантливый человек не должен ничего бояться, кроме того, чтобы доставить неудовольствие чувству, ибо чувство – это единственный критерий музыки». Сонаты Скарлатти явно перерастают клавесин и требуют для своего звучания нового инструмента – фортепиано. Не случайно, что сочинения Доменико Скалатти пользуются такой популярностью у современных пианистов-концертантов.

В честь Доменико Скарлатти назван кратер на Меркурии.

Клавикорд – клавишный старинный инструмент молоточково-ударного типа, один из предшественников современного фортепиано.

Клавесин – клавишный старинный инструмент щипкового типа, один из предшественников современного фортепиано.

www.classic-online.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )
www.poiskm.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )
www.music.privet.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....