Кто автор скульптуры девушка с веслом. История «Девушки с веслом



В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

Дом под юбкой


Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом


Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»


Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре


Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Фото из книги: Соболевский Н.Д. Скульптурные памятники и монументы в Москве, 1947

Есть несколько расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка в 1935 году, но убрали в 1936-м или до открытия летнего сезона 1937 года в 1937 году, при этом на кадрах кинохроники 1936 года она присутствует. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто Вера Волошина, 1919 года рождения. Но в 1935 году эта девушка жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею в конце августа 1938 года для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, автобиография из её личного дела в этом институте и это личное дело сохранилось. Вот фрагмент автобиографии: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". На фотографии А. Гринберга ниже из газеты "Советское искусство" за 17 июля(№33) 1935 года скульптура уже практически в законченном виде. В общем, кто ему позировал для первого варианта неизвестно, но точно, что не Вера Волошина.

Текст к фотографии в газете, начальная буква имени в инициалах Шадра указана в нем неверно: «Скульптор А.Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров». На фото: скульптура «Девушки с веслом» в мастерской А.Д. Шадра».

Первый вариант скульптуры на фотографии из семейного архива М. Евстафьева:

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе, совсем не с отрешенным выражением лица, не античная богиня, а девушка из повседневной жизни. Вот отзыв из публикации А. Карра и Л. Лунца "Реконструкция московских парков"(с. 50) из сборника "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: " Всяческого одобрения заслуживает включение в ансамбль парка архитектурно-скульптурных форм. В то же время и в этой области в парке не все благополучно. Так, например, фигура девушки с веслом (скульптор Шадр), оформляющая один из новых фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы и не свободна от некоторых элементов эротического порядка и излишней стилизованности".

Тогдашние критики, если бы выражались более прямолинейно, то думаю, назвали бы её голой бесстыжей девкой. Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.

Ленинград, девушки с веслами после парада физкультурников, 1932 год

Первый вариант скульптуры в парке Горького, фотография из журнала "Архитектура СССР", 1935, №11-12, с.48-49, воспроизведенная в книге В. З. Паперного "Культура Два", издание 2016 г.

Первый вариант на фотографии из "Вечерней Москвы" за 11 авг. (№184) 1935 года. Ранее, 4 августа(№178), газета сообщала детали установки скульптуры: "«ДЕВУШКУ С ВЕСЛОМ» привезли сегодня рано утром в парк им. Горького. Эта гигантская скульптура работы скульптора И. Д. Шадр, изготовленная из гипса, распилена сейчас на 8 частей.

Скульптурные мастерские «Всекохудожника» уже приступили к установке «девушки с веслом» в центре фонтана, на площади Пятилетки. Пятиметровая девушка с веслом водружается на пьедестал из красного гранита, окруженный кольцом падающей воды фонтана. Глубокий бассейн фонтана, до краев наполненный водой. облицован черным полированным лабрадором. Будущим летом гипсовая скульптура будет заменена бронзовой".

Второй вариант, фото Х.Формана, 1939 год

Газета "Советское искусство" за 28 мая(№24) 1937 года сообщала, что в этот день открывается выставка московских скульпторов в музее изобразительных искусств и эта выставка продлится месяц. Среди работ упоминается новый вариант "Девушки с веслом" Шадра.

Второй вариант получал не столь однообразно негативные оценки. Ниже три отзыва посетивших эту выставку из разных номеров газеты "Советское искусство" за 1937 год.

А. Волгин(№25, 29 мая): "Знакомая москвичам по Парку культуры и отдыха на редкость неудачная «Девушка с веслом» Шадра, пошлейшая «Девушка на пляже» Златовратского могут у кого угодно отбить любовь к скульптуре".

В. Бакшеев(№27, 11 июня): "Я хочу показать на нескольких примерах, как плохо наши скульпторы знают человеческое тело. Очень удачная по своей пластичности, по пропорциям торса «Девушка» Шадра - голову имеет как бы приставленную с другой фигуры. Ee слишком крутой поворот в профиль неестественен".

М. Нейман(№35,29 июля): "В ряду физкультурных композиций заметно выделяются «Девушки с веслами» и
«Девушки с цветами». Авторы первых - Шадр, Иодко и Филдс. Все они вполне сложившиеся, но очень непохожие друг на друга мастера. При сопоставлении их работ Шадр выигрывает в монументальности, a Иодко в выразительности образа".

В предновогоднем номере "Советского искусства" за 29 дек. (№60) 1937 года был напечатан шарж на Шадра, сопровождаемый такими словами:

"Когда, мы говорим o скульпторе Шадре собеседники всегда вспоминают:
- Это создатель «Девушки с веслом»?
Тaк скульптор в представлении зрителя вечно связан c одним из его произведений. И здесь художники связали скульптора и его произведение. А где кончается одно и начинается другое - читатель и сам разберется".

Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой). В некоторых текстах о скульптуре утверждается, что она была разрушена во время немецкой бомбардировки. Однако, на рекламном плакате ЦПКиО 1947 года скульптура девушки с веслом присутствует (скан РГБ):

Дата поступления этого плаката в электронную библиотеку РГБ - 30 июля 2018 года, ранее я этот плакат не видел, но и до этого были убедительные аргументы, что во время войны скульптура не была разрушена. Во-первых, она присутствует на плане парка в книге "ЦПКиО имени Горького. Справочник. Путеводитель", изданной в 1950 году, как пишет К.Кухер в своей книге о парке Горького. Во-вторых, также в книге Н.Д. Соболевского "Скульптурные памятники и монументы в Москве" 1947 года издания автор пишет о скульптуре как существующей. Напротив, немного ранее в книге Н.Д. Соболевский упоминает об установленных в 1923 году скульптурах на территории Первой всероссийской сельскохозяйственной выставки и в этом случае отмечает, что эти работы не уцелели. Пишет он и о действительно уничтоженных при немецком налете скульптурах, стоявших в нишах здания Большого театра, и барельефе на фронтоне, а также о том, что скульптуры и барельеф были восстановлены уже в 1942 году.


Если говорить о периоде времени с 1950 года по 1953 год включительно(год смерти Сталина), я думаю, что трусоватые чиновники, они же неуёмные борцы за нравственность, точно бы не решились на разрушение скульптуры при его жизни (при нем её установили, значит, его её вид устраивал), потом какое-то время еще она простояла по инерции. На скульптурах, устанавливаемых в уже послевоенный сталинский период чиновники, близкие к искусству, давали себе полную волю. Весьма показательный образец их бредового влияния ниже, хотя, конечно, и скульпторы не в меньшей мере несут ответственность за подобные "шедевры":

Фото из книги Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве, 1953

Или вот еще образец: композиция "Готов к труду и обороне" для здания МГУ на Ленинских горах:

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Э.Евзерихина, 1938 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

К открытию сезона в парке в 1937 году в газете "Советское искусство" за 17 мая того года описывалось, что нового в парке ждет посетителей. В частности, вот касающееся "Девушки с веслом": «Около фонтана на площади Пятилетки сделаны четыре новых водоема, которые окружат стеной падающей воды шадровскую "Девушку с веслом"».

Кадр кинохроники, использованный в документальном фильме "Я шагаю по Москве. Фильм о фильме" 2010 года:

Из книги Ю.Д. Колпинского "И. Шадр. Альбом" 1964 года, считается, что это копия первого варианта:

Фото из буклета "Вида Москвы" 1936 года, первый вариант:

Кадры кинохроники, 1936 год, первый вариант:

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда), парк был открыт 18 августа 1936 года:

В отличии от пьедестала в Москве, в Луганске пьедестал сам по себе являлся художественным произведением. Еще одна фотография из Луганска:

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. Старая фотография 1964 года этюда первого варианта была выше. И как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры и этюд первого варианта:

Кадры из сюжета телеканала "Вести-Москва". Девушка, вторая модель, производит впечатление столь скромной, что, на мой взгляд, не очень сочетается с совершенно обнаженной фигурой:

В газете "Московские новости" за 3-10 дек. (№84) 1995 года был опубликован материал журналистки Ольги Мартыненко "В защиту «Девушки с веслом»: Кто позировал Ивану Шадру?" Вот что там было, в частности, написано:

«Иван Шадр искал по спортивным обществам натуру для задуманной им «Девушки с веслом». Зоя Бедринская, окончившая к тому моменту техникум, работала в мастерской архитектора Каро Алабяна <...> и занималась гимнастикой в обществе ЦДКА. Ее красота и классическое сложение привлекли внимание скульптора. После долгих уговоров она согласилась позировать. Три месяца Шадр лепил голову, но дальше было сложнее, ибо речь шла об обнаженной натуре. Шадр, по словам Зои Дмитриевны, советовался с искусствоведом Абрамом Эфросом: одевать «Девушку» или нет? Решили не одевать. Для Зои это было невыносимо, и потому на каждом сеансе присутствовала жена Шадра. В общей сложности девушка позировала 6 месяцев, несколько раз Шадр давал ей отдых <...>. Шадр, говорит Зоя Дмитриевна, относился к «Девушке» трогательно, как к собственному ребенку, почти каждый вечер ходил на нее смотреть, нередко вместе со своей натурщицей <...>». (Цит. по: Золотоносов М.Н. Парк тоталитарного периода и советская садово-парковая скульптура 1930-х годов: номенклатура, семантика, культурный контекст//Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры, т. 2, №2 (1996) С.127, купюры в тексте - Золотоносова. Кроме того, Золотоносов пишет, что Бедринская сама обратилась в газету в 1995 году и сообщила, что моделью для скульптуры Шадра была именно она. Её обращение в газету он связывает с собственной публикацией в "Московских новостях" в номере за 3-10 сентября 1995 года "Среди кузнечиков: Замет­ки о неписьменной культуре", что в ней было, касающееся скульптуры Шадра, он не поясняет.

Михаил Золотоносов

Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный католог

садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб.: ООО ИНАПРЕСС, 1999, с. 20-29.

I. Доминирующей скульптурой ЦПКиО им. М.Горького являлась «Девушка с веслом», созданная Иваном Дмитриевичем Шадром (1887 - 1941) и установленная как украшение центрального фонтана (фото «второго паркового варианта» см.: Проспект 1937: обложка и с.32). Как «массовая продукция», «Девушка» выполнялась из «тоталитарного» железобетона, имела высоту 4,6 м, была установлена на плинте 1,35х1,3 м высотой 0,75 м, стоила 23 000 руб. (Прейскурант 1937). На Ленинской площади ЦПКиО, в центре фонтана (арх. А.В.Власов), скульптура была установлена в 1937 году (фото см.: Вечерняя Москва. 1937. 10 июня; проект центрального фонтана ЦПКиО см. Власов 1936: 37). До этого стояла в центре водоема (фото см. Архитектура СССР. 1935. № 10/11, вклейка к с. 49).

В том, что Шадр, ученик А.Майоля. обратился к обнаженной натуре, нет ничего удивительного (особенно с учетом соответствующего социального заказа). Закономерно и обращение к «водному мифу», в сталинской культуре очень важному и по традиции связанному с женщиной. Удивительнее другое: использование вульгарной эротической образности. Весло в скульптуре теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает либо к уключине, в которую вставляется весло (ср. «ключ» и «замок»), либо к тирсу Диониса, являвшемуся метафорой фаллоса; наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками (эрегированные соски и массивный бюст были и у статуи «Освобожденный Восток» работы И. Д. Шадра) стала украшением фонтана, который является символом «вечной жизни» (Лихачев 1982: 42), но также моделирует водометанием извержение спермы. Впрочем, и Б.Л.Пастернак не был слишком изыскан, когда дал своей героине «вагинальную» фамилию «Люверс»: люверс - это отверстие в парусе для продевания снасти.
20

Говоря о пластических прототипах шадровского симулякра, прежде всего следует указать на Венеру Таврическую (Эрмитаж) с ее удлиненными пропорциями и Афину Лемнию работы Фидия, стоявшую на Афинском акрополе (ок. 450 г. до н. э.), которая опирается на копье левой рукой. Отсюда поза богини-победительницы. Может быть, точнее говорить не о какой-то конкретной Афине, а о целом кластере «Афин», имея в виду Афину на здании Конногвардейского манежа в Ленинграде-Петербурге (Раков 1996: 13; копье в правой руке) и Афину, установленную на Главной аллее Летнего сада (Раков 1996: 12; копье в левой руке). Кстати, к этому же разряду статуй, установленных на крышах ленинградских зданий, относится Беллона (богиня круга Марса) на фасаде здания казарм Кавалергардского полка (Шпалерная ул., 41/43). Следующим номером в списке античных прототипов идет «Статуя эллинистического монарха» (II в. до н. э.) (см. Античная скульптура 1961: илл. 75), также опирающегося на копье левой рукой (фигура монарха обнажена). Не исключено, что весло как чисто мужской атрибут перешло к «Девушке» от прототипа XVIII века - медного Нептуна, который держал в левой руке трезубец (установлен в Петергофе на морской террасе у Екатерининского корпуса дворца Монплезир; выполнен неизвестным скульптором по рисунку Петра I в 1716 г.; см. Декоративная скульптура 1981: раздел «Петродворец», илл. 24 - 26). Перекодировка в этом случае имела тройной характер: «петровский», мифологический (Древняя Греция), мужской персонаж трансформировался в сталинский, советско-мифологический (спортивный), женский. При этом и возникла двусмысленность семантики (особенно с заменой мужского трезубца на женское весло). Кстати, у Нептуна гениталии были закрыты повязкой. Отмечена также связь с фигурой Навигации скульптора Д.Иенсена на крыше павильона для ботика Петра I (1891) и с двумя фигурами нимф реки с веслами, входящими в оформление фонтана «Нептун» в Верхнем саду Петергофа (1652 - 1660, бронза) работы Х.Риттера и Г.Швейгера (Шумов 1989; точные данные см. Каталог 1977).
21

Возможно также, что на Шадра могли оказать влияние фигура «Победитель в метании копья» (1927, бронза, 40 см) М. Г. Манизера (см. Манизер 1940: альбом иллюстраций), статуэтка работы Н.И.Шильникова «Физкультурница с веслом» (Скульптура 1932: альбом иллюстраций, раздел «Массовая скульптура»), скульптура М.Л.Симонович «Лыжница» (1935) (фото см. Искусство. 1935. № 6. С. 148), статуя работы Г.И.Мотовилова «Физкультурник с веслом» (1935, изображение не найдено) и «Копьеносец» (1935) Д.П.Шварца (цемент, 3 м), предназначенный для оформления главного входа стадиона «Электрик» в Москве (фото см. Нейман 1955; Искусство. 1936. № 1. С. 141). Стоит также упомянуть многочисленные фотографии, на которых изображались гребцы, державшие весла в вертикальном положении. К примеру, такая фотография была опубликована в газете «Парк культуры и отдыха» (1934. 31 авг. № 30. С. 1): на ней изображены двое юношей и одна девушка с веслами в левой руке, поставленными вертикально (аналогичное фото см. также в книге Советский эрос 1997: 68).

Обилие возможных современных прототипов говорит прежде всего о том, что Шадр запечатлел типовой жест эпохи , подведя своего рода итог пластическим поискам многих скульпторов, нашел удачный симбиоз античного и спортивного кодов, воплощенный в образе фаллической женщины.

Особого рассмотрения заслуживает история создания скульптуры. Сама железобетонная статуя не сохранилась, обстоятельства ее сноса нам не известны, существует только бронзовая отливка 117х79х34, по поводу которой накопились противоречивые мнения. По одной версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром (Колпинский 1964. илл. 53 - 54). По другой версии, «гипсовая "Девушка" в конце 50-х годов стараниями жены Шадра вместе с другими его работами была переведена в бронзу <...>. Отливку делал известный мастер Владимир Лукьянов» (Мартыненко 1995).
22

Однако при сопоставлении сохранившихся фотографий «парковой девицы» с бронзовой становится очевидным их существенное анатомическое и эстетическое различие. В бронзе девушка приземистее, у нее гораздо шире таз и бедра, она полнее, мясистее, у нее короче и толще ноги. Для ЦПКиО же была сделана более стройная, более длинноногая и узкобедрая, с ногами и фигурой куда более романтичными и возбуждающими, но при этом с сильными мускулистыми руками. Поэтому, скорее всего, бронза является не уменьшенной копией парковой статуи, а самостоятельным этюдом, в котором гораздо сильнее подчеркнуто женское «земное» начало, находящееся в русле традиции А.Майоля.

Отвергнув эту традицию, Шадр в 1934 - 1935 гг. создал «первый парковый вариант» (название дано нами условно): самое раннее его упоминание обнаружено в газете «Советское искусство», 1935, 17 июля, № 33. На фото А.А.Гринберга работа Шадра была изображена в мастерской скульптора, а в подписи к фотографии говорилось:

«Скульптор А.(!) Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию "Девушка с веслом", которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров» (фото воспроизведено в Шадр 1978". илл. 41; Московские новости, 1996. 18 - 25 авг. № 33. С.24).

К слову сказать, статуя Афины Парфенос работы Фидия имела высоту тоже 12 метров.

Однако «первый парковый вариант» (фото в ЦПКиО см. Архитектура СССР. 1935. № 10/11, вклейка к с. 49) был отвергнут, о чем общественности сообщила директор парка Бетти Глан в интервью «Вечерней Москве» 10 мая 1936 г.:

«Этим летом парк украсят новые скульптуры наших советских мастеров. У парашютной вышки устанавливается фигура "Парашютистка" работы скульптора Шварца. Скульптор Янсон-Манизер закончила свое новое произведение "Балерина" <...> У берега большого пруда водружается скульптура "Юность" Фильдса. Он же работает сейчас над двумя большими скульптурными группами на тему о физкультуре. В соответствии с критикой и замечаниями посетителей парка скульптор Шадр переделал фигуру "Девушка с веслом", которая отливается сейчас из бронзы.
По вечерам на темнозеленой стене Нескучного сада будут пылать слова великого вождя народов тов. Сталина: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее", выписанные гигантскими неоновыми буквами» (Глан 1936; подчеркнуто нами. - М. 3.).
23

Возможно, Шадр «переборщил», создав в «первом парковом варианте» не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель фаллической женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций. Кроме того, как показывает сравнительное изучение фотографий первого и второго парковых вариантов, первый отличала сексапильная прическа: волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована. Кстати, такую идеально обтянутую головку пловчихи - для придания блеска и сохранения прически в воде - еще покрывали желатином, окончательно превращавшим волосы в подобно резиновой купальной шапочки.

К лету 1936 г. появился «второй парковый вариант», видимо, более устроивший общественность. Изменилась не только прическа, которая стала более вольной и менее сексуальной. Исчезли мужские мускулы рук. Девушка стала тоньше и романтичнее. Один из рецензентов отмечал в статье о выставке 1937 года: «Показанный новый вариант "Девушки с веслом" Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы» (.Маслов 1937). Можно предположить, что в подтексте такого недовольства содержалось осуждение отказа от майолевского физиологизма и женственности: в идеале женщина не должна быть самодостаточной, она предназначена для продолжения рода, о чем должны недвусмысленно свидетельствовать широкие бедра и большая грудь, которых не вылепил скульптор.

Различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина и Зоя Бедринская. Вероятнее всего, что с Волошиной были сделаны тяжелоногие «майолевские» этюды или «первый парковый вариант» (не менее вероятно, что «майолевские» этюды вылеплены вообще без натурщицы, как «цитата»), а второй Шадр лепил с романтически прелестной Бедринской. Во всяком случае имеющиеся в наличии варианты «Девушки» раскрывают смысловой диапазон поисков скульптора: между «женщиной» и «девушкой», между сексуальностью зрелого тела со слишком выпуклыми формами, готовыми плодоносить, и воплощением мужской мечты о «фалличсской» длинноногой, мускулистой, самовлюбленной, холодной диве с вытянутыми сосками, к которым никто не подпущен, пугающей и эротически раздражающей недосягаемостью и совершенством. Шадр как будто вспомнил афоризм Шопенгауэра: «Только отуманенный половым влечением рассудок мужчины мог назвать прекрасным низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол» (цит. по Вересаев 1985. 358).

В результате дива оказалась стройна, «физиологический» живот отсутствует, никакого намека на атлетизм, на смесь Венеры и Дискобола первого паркового варианта не осталось. Особенно же разжигают мужскую чувственность атараксия и поза, не оправданная никаким духовным состоянием (что было обязательным у А.Майоля, О.Родена или А.Т. Матвеева), но продиктованная откровенным желанием гетеры, чтобы телом любовались,
24

Чтобы тело было «окутано взглядом других» и ничто не мешало видеть все подробности. В окончательном варианте скульптуры хорошо видно то, что Умберто Эко проницательно назвал «лукавой фригидностью», понимая под этим «вкус к тому, чтобы разжигать <...> желание, не страдая от чрезмерности своего» (Эко 1995. 256).

Как заметила Т.Чередниченко, «"Девушка с веслом" далека от наивности. Многое в холоде гипса 30-х - от разгоряченных 20-х» (Чередниченко 1994: 34). Точнее сказать - от 1890-1900-х, от «секретных альбомов» и «секретных карточек», модели которых были лишены психологии и бесстрастно демонстрировали скрытое (иллюстрации см. Scheid 1994). Тело окончательного паркового варианта «Девушки с веслом» напоминает именно эти открытки,стилистика которых, к слову сказать, сильно повлияла на визуальный ряд«нэповского модерна» середины 1920-х гг.

Современники генезис «Девушки» из «секретных карточек» ощущали достаточно остро, откуда и постоянные намеки на криминальный в серединетридцатых годов эротизм: «Эта ленивая статичность особенно раздражает вогромной скульптуре Шадра "Девушка с веслом". Преувеличенно вытянутая, со слабыми изнеженными формами, девушка стоит в "изящной" позе,опираясь на весло. Но весло "не работает": видно, что девушке не приходилось грести им. Если бы не фантазия художника, она могла бы опереться одерево, о плечо спутника (! - М. 3.) и меньше всего на весло или копье.Гораздо удачнее "проблема весла" разрешена в другой скульптуре (Иодко)<..->» (.Самойлов 1937) . Забавно, что рецензент хотел видеть тот вариант«Девушки», который ранее уже стоял в ЦПКиО и который подвергся критике - вероятно, за излишнюю маскулинность, в сочетании с прочими параметрами статуи воспринятую как гиперэротизм. У Р.Р.Иодко (см. II, III, IV) действительно эротизм отсутствовал, чего не скажешь о работе Шадра.

Не менее примечательно сходство позы «Девушки с веслом» с позой модели
1930-х годов - артистки Славской (на фотографии, экспонировавшейся навыставке «Советский эрос», открывшейся 14 мая 1996 г. в Музее Анны Ахматовой, см. Буклет 1996; Золотоносов 1997. 39): Шадр стремился тело осмыслить эстетически, и отсюда различные культурные коды (в том числе неофициальный код «карточек»), которые скульптор одновременно использовал. Славская на фотографии 1930-х гг. демонстрируют специфически советский способ консервации эротизма:
«низ» (опорная нога прямая, другая немного согнута в колене) выполнен «античным» языком; левая, согнутая в колене, нога является частью S -образной линии, интерпретируемой как эротический знак;
«верх»: правая рука, поднятая за голову и демонстрирующая подмышку, напоминает о дореволюционном «мягком порно» (язык «карточек»); является частью S -образной линии; остроугольная левая рука, опирающаяся на бедро, отсылает к «спортивному» языку;
25

Спортивный переход от "верха" к "низу": слишком узки бедра, в результате очень слабо намечена S -образная линия от правой руки через живот левое бедро, обязательная в языке «карточек». Наконец, нет и томного наклона головки, продолжающего S -образную линию, голова посажена по-спортивному прямо.

Симптоматично, что этой же схемой описывается и второй парковый вариант работы Шадра (только здесь согнута в колене не левая, а правая нога): S -образная, существовавшая в одном из этюдов (восходившем А.Майолю) заметно выпрямлена, что, однако, не лишило статую следов языка «карточек». С этой точки зрения интересна упомянутая в примеч. 58 скульптура Шадра «Освобожденный Восток» (1928) с исключительносексапильным «закрученным» телом (пространственная S -образная)дополнительным акцентом в виде складки на обнаженной спине, рисовавшей все ту же S -образную (иллюстрации см. на стр. 146 наст. изд.).

Кстати, у женского тела, вылепленного Шадром, втянут живот и выгнута диафрагма, что объединяет «Девушку с веслом» с артисткой Славской, но отличает от Венеры Таврической, у которой на зрителя смотрит спокойный круглый живот, а диафрагма вогнута. За этим стоит отход от прежнего эротического канона и переход к новому, еще не в полной мере утвердившемуся. Новый канон ориентирован не на умиротворенную Венеру, а на исступленную, экстатическую вакханку.

Поза «Девушки» - с учетом генезиса - указывает на то, что перед зрителями стоит в прямом смысле общее тело , принадлежащее коммуне и доступное для воображаемого эротического использования каждым: вряд ли АлександруМатвееву, создавшему в 1932 и 1937 гг. ряд шедевров в жанре «ню» (мелкая пластика), пришло бы в голову делать обнаженную женщину высотой с трехэтажный дом. Терялись интимность, душевность; возникали сексуальный вызов, публичность, порнография.

О «коммунальном теле» писал М. М. Бахтин, анализируя человека на греческой площади: «Человек был весь вовне, притом в буквальном смысле это слова. <...> Быть вовне - быть для других, для коллектива, для своего народа» (Бахтин 1975: 284, 285).

В сталинском скульптурном мифе «овнешнение» превращалось в раздевание
и становилось идеологической акцией, что делало раздевание монументальным потому еще более неприличным: стриптиз оказывался государственным делом. Неудивительно, что Зоя Бедринская созналась, что позировала, лишь спустя 60 лет после того, как стояла обнаженной перед 37-летним скульптором.
26

II. Скульптура Р.Р.Иодко «Девушка с веслом» (1936). Была установлена в ЦПКиО им. М.Горького, им. С.М.Кирова и по всей стране. Изображение см. Творчество. 1937. N 7. С. 13; Красный спорт. 1937. 19 мая; 1938. 11 янв.; Советское искусство. 1937. 5 авг. № 36; Проспект 1939. 2-я стр. обложки; Кировские острова 1952: альбом иллюстраций: «У лодочной станции»; Иодко 1952.

Самая распространенная скульптура эпохи, ставшая ее символом. «<...> Почти в каждом городском парке, где имеется вода, можно встретить "девушку с веслом" и "девушку, прыгающую в воду". В Таллине, в парке Кадриорг эта статуя трижды повторяется на одном пруду» (Тарасова 1953. 10). Фотографии запечатлели «Девушку» в г. Горьком (Красный спорт. 1937. 25 авг.), в парке ЦДКА (Там же. 1939. 28 июня), у водной станции санатория РККА в Сочи {Курортная газета. (Сочи). 1937. 23 марта}, в парке санатория химиков (Сочи) (Курортная газета. 1937. 3 марта), на пляже санатория РККА в Гурзуфе [Курортные известия (Ялта). 1937. 19 июля}. В этой тотальности было нечто природное (=докультурное): статуя распространена как дерево. Именно «Девушка с веслом» Иодко была увековечена в постмодернистском послании Т.Ю.Кибирова.

О популярности можно косвенно судить по числу публикаций фотоизображения в одной лишь газете «Красный спорт» в 1937 - 1939гг.:
«Девушка с веслом» Иодко - 4 раза
(и еще один раз «Женщина с веслом» того же Иодко, см. III);
«Прыжок в воду» (IV) - 2 раза;
«Футболисты» (XXX) Циммермана и Петросяна - 2 раза;
«Парашютистка» (XXXIV) Шварца - 2 раза;
прочие (I, XVII, XXXI, XXXII, 1^ХХ1У, 1^ХХУ) - по одному разу.
27

Материал - гипс, высота 2,5 м. В отличие от «Девушки» И.Шадра, одета в купальник. Безликая «спортивная» фигура, в меру приземистая и мощная. Статуя напоминает манекен в витрине магазина; это в точном смысле симулякр по отношению к работе Шадра, что подчеркнуто зеркальностью (весло в левой руке, а у «Девушки» Шадра - в правой) и наличием купальника, который скрыл эрегированные соски оригинала. Н.Щекотов назвал статую Иодко в числе лучших работ текущего года (Щекотов 1937: 8). С ним, однако, не соглашался Б.Маслов: он отмечал дефицит непосредственности и свежести.
«В статуе есть моменты позирования, нарочитой красивости <...>> (Маслов 1937), осторожно замечал рецензент.

Работа Иодко еще в большей мере, чем статуя Шадра, демонстрирует одно из главных эстетических свойств глиптотеки Парка: неопределенность мимики, отсутствие специфических черт и индивидуального выражения, предельную, «родовую» обобщенность, напоминающую «возвышенную одухотворенность» греческих статуи V в. до н.э. Это же касается и взгляда:
«До IV века у взгляда греческой статуи нет ни индивидуальной жизненности, ни какого-нибудь определенного выражения; это абстрактный взгляд вне времени и пространства, ни на что не обращенный, не отражающий никакого характера или переживания» (Виппер 1985: 121).

Именно в этой эстетике создавалась советская парковая скульптура (и не только парковая: монументы Ленину и Сталину изображали не конкретных исторических персонажей, а Ленина и Сталина как массовндные варианты неоязыческих идолов вообще).

III. Скульптура Р. Р. Иодко для фонтана «Женщина с веслом» (1935), первоначально установленная - без фонтана - на московском стадионе «Электрик» в Черкизово (фото см. Искусство. 1936. №1. С. 142). Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши» (Райхииштейн 1936: 142 - 143).

Фигура опирается на левую ногу, правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперед; правой рукой женщина опирается на весло (на фото в журнале «Искусство» его нет), левая опущена и касается бедра; на женщине трусы и футболка. Лицо абсолютно бессмысленно, по поводу чего М.Н.Райхинштейн не удержался от замечания:
28

«В качестве общего недостатка, присущего всем статуям на стадионе, следует отметить абстрактность и невыразительность их голов. Если у греков тело говорило больше, чем лицо, то это было понятно в условиях того времени. Нам же в этом случае не следует брать пример у античности <...>. Здоровое тело мы ценим только тогда, когда оно одухотворено яркой человеческой мыслью» (Райхинштейн 1936: 144)77.

Отказавшись от всех сложностей силуэта, приведших к неудаче с «Женщиной с веслом», Иодко в «Девушке с веслом» пришел к предельной простоте.

Забавно, что в парке санатория Центросоюза (Кисловодск) стояла «Женщина с веслом» Иодко, которой вместо весла в руку вставили теннисную ракетку, нелепо торчавшую вертикально (фото см. Курортная газета. 1937. 11 июня). На периферии и это изделие Иодко пришлось по вкусу; см., например, фото этой статуи в парке санатория Интуриста в Кисловодске Красный спорт. 1938. 7 дек.), в парке санатория «Пролетарий» (Евпатория) [ Крымский комсомолец. (Симферополь). 1937. 30 июля] и в парке санатория «Красная звезда» (Ялта) (Курортные известия. 1938. 10 окт.).

Предисловие.
Стелла West сегодня разместила фотографию старой советской скульптуры в ЦПКиО им. М. Горького «Девушка с веслом» и своё замечательное стихо -
Кстати, оно заслуживает того, чтобы повторить здесь:

О ней, прекрасной, неодетой
Взирающей из под весла
На море зелени с надеждой,
С которой, якобы, гребла...

О ней, о девушке холодной
Из теплой юности моей,
Мечтой согретой всенародной
Куда-нибудь уплыть за ней...

О ней, вершине эротизма,
С веслом, воздетым в небеса,
Которой стиль соцреализма
Прикроет позже телеса...

О ней, о гипсовой фальшивке
Под мрамор греческих скульптур,
Припомню по родной ошибке
Советских парковых натур...
Стелла West

А я вспомнил, что слышал какую-то трагическую историю, связанную с этой скульптурой.
Интернет услужливо выдал эту историю. Оказалось – трагедия произошла не со скульптурой, а с живой девушкой, послужившей моделью скульптору.
Вот, эта история с небольшими сокращениями.

ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ


В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина , студентка Московского Института физкультуры. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького.
В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Однако скульптура подверглась критике.
Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе.
И первую «Девушку с веслом» в том же году переместили на Донбасс , в парк культуры и отдыха Луганска.
Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году.
Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.
Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.
Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее. В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.
Иван Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

ПОДВИГ ВЕРЫ ВОЛОШИНОЙ

Вера Волошина родилась в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Переехав в Москву по окончании десяти классов, поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.
Сразу после начала Великой отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.
В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом - Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно. Однако случилось непредвиденное: объединенный отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево. Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но между деревнями Якшино и Головково группа диверсантов снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли.

Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.
Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:
Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру. Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.
- Я, - говорит, - не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!
И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
- "Интернационал"?
- Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.

Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.
В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилёвской операции.
Указом Президента РФ от 6 мая 1994 года № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации .
Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

А статуя Шадра «Девушка с веслом» была уничтожена при бомбежке Москвы осенью 1941 года. Они ушли в рай вместе....

НО, ИСТОРИЯ "ДЕВУШКИ С ВЕСЛОМ" НА ЭТОМ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ.
«Подлинный Шадр» все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.
Там однажды её и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.
Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка. " frameborder="0" width="420" height="315">

Символ "Гипсового" соцреализма, скульптура "Девушка с веслом", пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая "версия" была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за "холодное отношение к форме и содержанию" ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.


Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.

Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на 4 метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.


Коллега Шадра - Ромуальд Иодко - также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более "живой". Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более "спортивной".


Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь). В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.

В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии "скульптуры молодой физкультурницы". Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем "Девушка с веслом" становится символом безвкусицы и пошлости. Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы - все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.

В настоящее время бронзовую копию "Девушки" можно увидеть в . Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...