Чувство сопричастности к судьбам родной страны в лирике А. Т. Твардовского. Отражение трагических конфликтов истории в литературе. Урок по литературе по рассказу Д.И. Солженицына "Случай на станции Кочетовка"


Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков : О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова.

Раздел 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов.

Смерть И.В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым...»

А.А. Ахматова.

Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.



Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Демонстрации. Портреты А. А. Ахматовой кисти К. С. Петрова-Водкина, Ю. П. Анненкова, А. Модильяни. И.В. Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В. Добужинского к книге «Подорожник».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Б.Л. Пастернак.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Повторение. Тема интеллигенции и революции в литературе XX века (А. А. Блок. Поэма «Двенадцать», статья «Интеллигенция и революция»; М.А. Булгаков. «Белая гвардия»; А. А. Фадеев. «Разгром»).

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман.

Демонстрации. Видеофильм «Борис Пастернак». А. Скрябин. 1-я и 2-я сонаты; Ф. Шопен. Этюды; И. Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б.Л. Пастернак. «Прелюдия». М.Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О. Пастернака. Диктант по тексту, подготовленному учащимися, на уроке русского языка.

Творческое задание. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов - в чем разница?». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся)

А.Т. Твардовский.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Поэма «По праву памяти»* – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX-XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.

Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А. Твардовского.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX-XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского». Наизусть Два-три стихотворения (по выбору студентов).

В.М. Шукшин.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

А.И. Солженицын.

Сведения из биографии.

«Матренин двор». «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Повторение. Проза В. Шаламова. Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А. И. Солженицына.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».

Творчество поэтов в 1950 - 1980-е годы .

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Творческие задания. Исследование и подготовка докладов о поэте (на выбор).

ОО муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Падунская средняя общеобразовательная школа»

Отражение трагических конфликтов

истории в судьбах героев

(по рассказу А.И.Солженицына

«Случай на станции Кочетовка»)

Подготовила: Позднякова

Ольга Дмитриевна, учитель

русского языка и литературы

ООМБОУ «Падунская средняя

общеобразовательная школа»

2016

Содержание

Цели и задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Ход урока. Вступительное слово.. . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Аналитическая работа по тексту

Создание проблемной ситуации

Постановка исследовательских задач. . . . . . . . . . . . . . . .5

Выдвижение гипотез. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Учебная проблема урока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Самостоятельная работа в группах

Проверка гипотез. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Домашнее задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Литература. . . .. . . . . . . .. . . . … .. . . .. . . . . .. . . . . . . . .. 8

Приложение №1-2

Сообщения о главных героях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Приложение №3.

Выдержки из статьи О. Седакоовой. . . . . . . . . . . . . . . . 10

Приложение №4

Проектный лист. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Приложение №5

Рефлексионный лист.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Приложение №6

Презентация с аудиозаписью спектакля. . . . . . . . . . . . .15

Проблемный урок

Предметное поле: литература

Тема: Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев

(по рассказу А.И. Солженицына «Случай на станции Кочетовка»)

Цель: Подвести учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых писателем.

Задачи.

1.Учить анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Выявить вопросы, рассматриваемые А.И. Солженицыным в рассказе (ответственность за чужую судьбу, порядочность, совестливость)

2.Развивать умение текстуального анализа, отбора визуальной и аудиоинформации, навыков отбора языкового материала при анализе темы и идеи творческой работы. Развивать навыки сотрудничества в группах, творческие способности при создании мини-проекта: эссе, художественной публикации, репортажа, статьи, очерка, презентации (по выбору групп)

3.Формировать положительное отношение к незыблемым ценностям: патриотизму, национальному духу, порядочности, чувству меры в делах и поступках на примере героев рассказа А.И. Солженицына.

Предварительная работа: чтение рассказа А.И. Солженицыны «Случай на станции Кочетовка», знакомство с биографией писателя, подготовка цитат, иллюстраций, сообщений о главных героях

Форма работы: групповая

Целевая аудитория: 10-11 класс

Технологии: Проблемно-диалогическая, проектная (групповые мини- проекты)

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, аудиозапись спектакля (отрывок), текст рассказа, Интернет-класс, сообщения учащихся.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя, сопровождающееся слайдами Вы уже знакомы с биографией А.И. Солженицына. «Случай на станции Кочетовка» был вторым рассказом, опубликованным в январском номере «Нового мира» за 1963 год.

Вы прочитали рассказ. О каком времени идет речь? (Начало войны) Вспомните из истории, каким было начало войны.

(Начало войны было неудачным. Фашистские полчища рвались к Москве, окружая и захватывая в плен тысячи наших солдат и офицеров. Все, что возможно было эвакуировать, отправляли в глубокий тыл. Страна находилась в осадном положении)

А. И. Солженицын утверждал, что случай, легший в основу рассказа, действительно имел место. Писатель несколько раз изменял название. Рукопись создавалась в ноябре 1962 года, по словам автора, «прямо для журнала, первый раз в жизни». 26 ноября на обсуждении в редакции «Нового мира» было принято решение переименовать рассказ, поскольку Кочетовка ассоциировалась с Всеволодом Кочетовым, главным редактором конкурентного журнала «Октябрь». Как отмечал в своём дневнике Владимир Лакшин, предлагались варианты «Зелёная фуражка» и «На дежурстве», но в итоге название станции просто изменили на Кречетовка.

2 Аналитическая работа по тексту.

Вспомните содержание рассказа. Давайте послушаем отрывок из радиоспектакля 2011г. и поделимся своими размышлениями о том, почему Зотов вдруг начинает во время разговора произносить реплики «в сторону»? После прослушивания Попробуйте сформулировать исследовательские задачи.

Зотов патриот. Законы военного времени требуют быть бдительным.

Вася Зотов молод, он очень правильный человек. И просто не понимает, как может советский человек не знать прежнего названия Сталинграда. Значит он враг.

Зотов не принадлежит себе. Он даже как-то мельком вспоминает о жене, ждущей ребенка, оставленной в Белоруссии, под немцами. Он весь подчинен одной цели – борьбе с врагом. Поэтому в каждом он прежде всего ищет врага, шпиона.

Тогда давайте перечитаем последний абзац:

И всю зиму служил Зотов на той же станции, тем же помощником коменданта. И не раз тянуло его ещё позвонить, справиться, но могло показаться подозрительным.

Однажды из узловой комендатуры приехал по делам следователь. Зотов спросил его как бы невзначай:

- А вы не помните такого Тверитинова? Я как-то осенью задержал его.

- А почему вы спрашиваете? - нахмурился следователь значительно.

- Да просто так… интересно… чем кончилось?

- Разберутся и с вашим Тверитиновым. У нас брака не бывает.

Но никогда потом во всю жизнь Зотов не мог забыть этого человека

Проанализируйте последнюю фразу. Почему писатель заканчивает повествование именно так? Почему она расходится с прослушанным диалогом?

(Выдвижение гипотез в группах. Их озвучивание)

Зотову очень понравился Тверитинов. Он ни с кем не чувствовал себя так легко и свободно. Поэтому он не мог забыть этого человека.

Зотов предал человека, поверившего ему. Он сдал его НКВД. Но он сам не понимает, правильно ли он поступил.

Зотов ведь принял Тверитинова, доброго, интеллигентного человека, даже душу свою раскрыл, а потом спохватился, возможно, побоялся за себя и обманом повел актера к оперуполномоченному, т.е. хороший человек совершает подлость.

Прослушаем заранее подготовленные сообщения (Приложения №1,2)

Давайте обобщим все наши ответы. Вася Зотов честный, добрый, хороший, идейный человек отдает другого честного, доброго, хорошего, но безыдейного стареющего актера Тверитинова Игоря Дементьевича оперуполномоченному НКВД. Что вы можете сказать по этому поводу? Какова учебная проблема урока?

(Почему люди, даже хорошие и добрые, могут совершать злодейство)

По данной ссылке выйдите в Интернет и выберите из статьи Ольги Седаковой, преподавателя на кафедре теории и истории мировой культуры , «Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка» то, что она пишет о главных героях рассказа. (Приложение №3) Сравните с вашими гипотезами. Простройте их доказательства.

3. Самостоятельная работа учащихся по группам.

Каждая группа, опираясь на имеющийся материал, работает над доказательством своей гипотезы и учебной проблемы урока, заполняя проектный лист (Приложение №4) (в телеграфном стиле, т.е. сообщаются основные факты, делаются выводы) Например:

    Зотов испытывает симпатию к Тверитинову, но просит подтвердить рассказ материальными доказательствами (фотографии).

    Зотов в разговоре с актером раскрывается как человек добрый, отзывчивый, настоящий патриот, человек, не способный к дурному.

    Роковой вопрос Игоря Дементьевича о Сталинграде заставляет «советского человек» («социального» у О.Седаковой)» охолонуть сердце» и сделать мгновенный вывод – это шпион, враг.

    Но сомнение не оставляет его. Так ли он сделал? Сердце чувствует, что он ошибся. Неслучайно он несколько раз пытается узнать о судьбе Тверитинова.

    «У нас брака не бывает!» Брак списывают. Брак уничтожают по акту. О судьбе актера догадываться не приходится. Но Зотов будет жить с чувством вины всегда. Все было сделано по инструкции, во имя Родины, но не во имя Человека. Получается, что и Зотов не прошел испытание на звание Человека.

Вывод по уроку. Хочу привести слова Сергея Васильевича Антипова из статьи «Был ли Христос революционером?»: «И разве потому распяли Христа между разбойниками, что хотел Пилат его унизить? Просто день был такой – распинать, Голгофа – одна, времени мало. И к злодеям причтен». Подумайте об этом, выполняя домашнее задание.

4.Домашнее задание. Используя материал данного урока, созданные вами проектные листы, выполните дома творческую работу. Это может быть эссе, репортаж, очерк, презентация или какой-то другой вид работы по следующим темам:

«У нас брака не бывает!», «И к злодеем причтен», «Кому дано вершить человеческие судьбы?», «Нравственные проблемы, поднятые А.И. Солженицыным в рассказе «Случай на станции Кочетовка». Вы можете сформулировать тему по своему желанию.

5. Рефлексия.

У вас для каждой группы есть рефлексионные листы с нарисованной веточкой дуба. (Приложение №5) Почему дуба? В сентябре 1995 года А.И.Солженицын посетил бывшее имение своего деда по материнской линии Захара Васильевича Щербака. Во дворе усадьбы растет все тот же дуб, который был посажен ещё дедом. Александр Исаевич, как этот дуб, не подвержен времени.

Каждый член группы выберет тот лист дуба и приклеит его на рефлексионный лист.Значение цвета каждого листа вы можете увидеть на слайде. Листы вывешиваются на доску и обсуждаются, если есть необходимость комментария. Дается оценка работе членам группы самими учащимися.

Литература

1.Абелюк,Е. Солженицын сложен для школьников? Не сложнее Пушкина / Е. Абелюк –Москва РАН, 2014. – 64 с. Библиогр.: с. 60–65. – ISBN 5-201-14433

2.Бондаренко, В. Стержневая словесность./В. Бондаренко Наш современник. – 1989. - №12. – С. 174

3.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя/ Е.Л. Мельникова. – М., 2002

4.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2010. – С.272-282).

5.Сапелкина, К.Г. Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности на уроке литературы в старших классах/К.Г. Сапелкина.- Волгоград, Издательство «Учитель», С 52

6.Сараскина, Л. К дискуссиям о месте Александра Солженицына в истории/Л.Сараскина – Москва РАН, 2014.- 10с

7.Солженицын, А. И. Случай на станции Кочетовка/ А.И. Солженицын - Новый мир. 1963, №1.

8.Антипов, С.В. Был ли Христос революционером? [Текст ] : статья / С.В.Антипов – М. , 2014. – Режим доступа

9.Седакова, О. Маленький шедевр:»Случай на станции Кочетовка» [Текст ] : статья / О Седакова- М., 2012 .- Режим доступа

10.Случай на станции Кочетовка/ аудиоспектакль М., 2011.- РадиоРоссии –Режим доступа

Приложение №1

Герой рассказа «Случай на станции Кочетовка» Вася Зотов, молодой лейтенант, человек не злой, честный, ставящий интересы Родины, тревожится не об оставленной жене в оккупированной Белоруссии, не о потерянном личном имуществе, а о неясности обстановки. Толком никто не мог сказать, где сейчас линия фронта, что делать, если вдруг станция окажется на вражеской территории. Немцы уже бомбили Кочетовку, а дней 10 назад на станцию ворвались два гитлеровских мотоциклиста, расстреливая всех из автоматов. Одного подбили, а другой скрылся.

Васю возмущает, что многие, забыв о совести в это время выменивают вещи у эвакуированных на продукты. Даже окруженцы, забыв о том, как было на линии фронта, грабят муку, которую везут на передовую.

Квартирантка Авдеевых, заведующая столовой, «откормленная воровской сытостью», кладовщик продпункта, «раскормленный волк» Саморуков, бухгалтер Чичишев – безнравственные приспособленцы.Но есть и другие. Сержант Дыгин, болеющий за свой конвой, который уже одиннадцатый день голодают, старик Кордубайло вышел работать «раз надо».

Зотов, сдержанный и дисциплинированный, стесняется своей тыловой должности. Он мечтает попасть на фронт. Он хорошо выполняет свои обязанности,так надо, так требуетсяпо инструкции.

Приложение №2

Неожиданным посетителем для Зотова стал актер Тверитинов Иван Дементьевич, отставший от своего эшелона. Он был артистом московского театра, ополченец. Под Вязьмой попал в котел. С другими фронтовиками сумел выйти к своим. Снова был отправлен на фронт. Отстал в Скопине, когда пошел обменять вещи на съестное. Поезд ушел. Он ехал на попутных поездах, не зная куда. Он обращается за помощью к Зотову. И хотя тот чувствует «невольное расположение к этому воспитанному человеку», все же просит подтвердить рассказ материальным доказательством. Фотографии, которые показал Тверитинов, понравились Васе. «Умным уютом пахнуло на Зотова с этих двух снимков». Он искренне хочет помочь старому актеру. Но то, что Тверитинов не знает Сталинграда, заставляет Зотова остудить сердце и действовать по инструкции: «Значит, не окруженец. Подослан! Агент! Наверно, белоэмигрант, потому и манеры такие». Под предлогом пройти вместе на продпункт, добрый Вася Зотов приводит под конвоем Тверитинова к уполномоченному НКВД, у которого «ещё никто с крючка не срывался»

Приложение №3

Выдержки из статьи О. Седаковой:

« Место действия – узловая железнодорожная станция – это не место обитания, это пункт следования, который все минуют, благополучно или нет. Но больше того, сама земля в это время – переходящая из рук в руки, и неизвестно в чьих руках находящаяся в момент повествования – это тоже не место обитания. Это место наступления или отступления. Тема бездомности, всеобщей снятости с мест, «карусели», как говорит герой повествования, доведена до фантастического напряжения, при этом совершенно реалистически мотивирована».

«Такое время-пространство… поле невероятных встреч. Таких встреч, о которых говорят – судьба свела. …каким образом могли бы сойтись два протагониста «Случая», юный лейтенант Вася Зотов, откуда-то из северной глуши (как говорит его оканье), и столичный актер Игорь Дементьевич Тверитинов, встретивший революцию 25-летним человеком? Причем встретиться так, что судьба одного целиком зависит от другого?»

«Мир, который мы здесь видим, мир, сошедший с рельс,– это мир социальный».

«Социальный человек инструктирован в идеале для любой ситуации. Он знает, он в принципе должен знать все необходимое о каждой вещи – и что это такое, и как с этим поступать. Вполне социальный человек не перед чем не должен впасть в недоумение. Он должен узнавать: а, это вот то-то; меня учили так-то; здесь я должен вести себя так-то. Искать выход из непредвиденной ситуации, из недоумения – в самом ли себе или где-то еще, в неведомом социальный человек не может. Не может, поскольку ничто кроме накрепко усвоенной инструкции не представляет для него авторитетной инстанции».

«Он действительно новый человек – не по долгу, не по корысти, а от всей души. Замечательны его слова: «Уцелеть для себя – не имело смысла». Зотов написан внимательно и без предвзятого осуждения. В его отношениях с другими персонажами сочувствие читателя чаще всего будет на его стороне, потому что эти недоработанные, необработанные люди – они явно корыстны, мелки и т.д., и только он целиком принадлежит некоей высшей сфере. Особенно это видно в его истории отношений с беженкой Полиной («Полину, ребенка ее и мать он полюбил так, как вне беды люди любить не умеют»)

«Он не может представить – с чего начинается вся трагедия – каким образом его современник и соотечественник может не знать нового названия города Сталинград. Таких людей у нас просто нет и быть не может. Инструкция отвечает: это враг. Зотов обречен на свою роковую ошибку. Т.е., на самом деле, вот эта идеология или социальность в каждом отдавшемся ей человеке закладывает возможность такого крушения».

«Тверитинов – это вестник, своего рода ангел или что-то вроде того? Мы узнаем характерные черты Посещения. Всегда, когда речь идет о явлении какого-то посланца из другого – Божьего – мира, его отличает прежде всего простота. Он прост среди крайне сложной, усложненной жизни, среди хитроумных сплетений принятого, практичного, полезного, политичного. Там, где все отлично знают условности и условия существования, он как-то слишком прост. Его простота обнаруживается многими чертами. Он доверчив: «эти доверчивые глаза»; он не ждет подвоха со стороны Зотова до последнего мгновения. У Зотова нет слов, чтобы назвать то, что влечет его и располагает к этому чудному человеку. Он выбирает слово совсем неподходящее – «уравновешенный»: «Зотов уже не сдерживал симпатии к этому уравновешенному человеку». И еще одно слово – «внимательный»

Дальше мы видим, как Зотов, вызывавший у нас несомненное сочувствие своей чистотой, детскостью, – этот самый Зотов ведет себя подло, и сам чувствует собственную подлость («Его самого резала противная фальшь собственного голоса»). Это поразительное превращение. С таким человеком, как Зотов, что-что, а подлость как-то не связывается. («А лгать Зотов – не умел»). «Случай отвести душу» оказывается «случаем погубить душу».

«Здесь же, в солженицынском «Случае», испытывается не человек сам по себе, не Зотов как таковой, а вот эта самая социальность. Это она, в своем лучшем воплощении, пережила странную встречу, «случай», и это она угадала – опять же, не Зотов – она угадала в этом вестнике своего опаснейшего врага: совсем не такого врага, как думал бедняга Зотов, не шпиона, не офицера, а в самом радикальном смысле врага всей этой социальности, врага, которого можно назвать так – живая человеческая жизнь».

Приложение №4

Проектный лист

    Проанализируйте диалог Зотова и Тверитинова. Мотивируйте поведение Зотова.

    Прокомментируйте некоторые образы в статье О. Седаковой.

    Во имя чего Зотов губит Тверитинова?

    Почему он не мог забыть этого человека всю жизнь?

    Нужна ли нам победа, если «мы за ценой не постоим»?

    Каждому человеку в течение всей жизни приходится оценивать свои поступки. Награду и наказание за них выносит жизнь Какова награда Зотова?

Приложение №5

Рефлексионный лист

Приложение №5

Рефлексионный лист

Если тема урока взволновала вас и помогла определить свою точку зрения на общечеловеческие ценности, если вы считаете, что любые поступки человека должны совершаться во имя человека, потому что никому из людей не дано распоряжаться чужими судьбами – наклейте зеленый лист.

Если высчитаете, что жизнь человека ценна, но она должна подчиняться требованиям времени, что жертвы иногда оправданы - наклейте желтый лист.

Если тема урока показалась вам надуманной и скучной, и по-вашему, нужно жить, четко выполняя все предписания и инструкции, чтобы не отвечать за чужие проступки, что гораздо спокойнее жить, если решения принимают за тебя – приклейте коричневый лист.

Приложение №6

Презентация к проблемному уроку «Случай на станции Кочетовка» по рассказу А.И. Солженицына

Один день. Это много или мало? Каждый задает режим себе сам. Но только не в тоталитарном государстве. Можно перечитать массу исторических книг, энциклопедий и просто учебников, чтобы узнать, как жили люди в авторитарной стране. Но чтобы прочувствовать это, нужно прочитать произведение А. И. Солженицына. Правду нельзя выдумать. Ее можно списать с действительности. И все остальные лагерные произведения меркнут перед творением автора, пережившего этот ужас.

Всегда лагерная литература отличается глубоким переживанием социальных потрясений, она никогда не бывает единоличной. Не стала она таковой и в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», несмотря на то, что описывается там вроде бы фрагментарный кусочек жизни «обычного» зека. Нет, те зеки не «обычные», они все имеют не номера на выцветших фуфайках, а свою частную жизнь и модель поведения, личную жизнь до зоны и одинаковую на всех мечту: вернуться домой. Как же смог Солженицын так сдержанно, но не зажимая рта, описать историю одного зека (себя?) и всех остальных, однако с болью и сдавленным стоном души?

Солженицын, обучаясь на четвертом курсе физико-математического факультета Ростовского университета, параллельно поступил в МИФЛИ на заочное отделение. Он в это время серьезно увлекался литературой и к тому же учился на курсах английского языка. В 1941 году он, как и все, был мобилизован и позже в 42-м попал на фронт. Со своей батареей, подавлявшей вражескую артиллерию, он прошел от Орла до восточной Пруссии. А потом в феврале 1945 года цензура обнаружила в переписке Солженицына резко критические отзывы о личности Сталина, за что писатель и был арестован и получил срок 8 лет. Начались скитания: Калужская застава, НИИ («шарашка»), общие работы в лагерях Казахстана. После освобождения он жил около трех лет на юге Казахстана, затем переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе. Этот автобиографический момент представлен в рассказе «Матренин двор». И 1962 году журнал «Новый мир», редактором которого был на тот период времени А. Т. Твардовский, опубликовал повесть «Один день Ивана Денисовича». В последние годы также публиковались повести и рассказы Солженицына.

Фигура этого писателя заметно выделяется на фоне литературы XX века в целом. Солженицын занял особое место не только в литературе современной России, но и в ее духовной культуре. Судьба Солженицына, воплощенная в судьбах героев его произведений, слившаяся- с болью и обидой за страну, достойна почитания в гражданском сознании общества. Солженицын сам по себе стал воплощением нравственного авторитета и совести нации.

В сознании рядового читателя имя Солженицына ассоциируется обычно с отражением и разработкой лагерной темы с характеристиками и критериями настоящей, подлинной «правдивости», «разоблачения тоталитарного насилия», «исторической достоверности». Все это верно. Но повестью «Один день Ивана Денисовича» он открыл для читателей новый мир и оказал беспрецедентное воздействие на умы и души современников. Лагерная тема под его пером не ограничивается страданиями на зоне. Произведения должны были донести до читателя не столько бытописание лагерной жизни, сколько преподнести литературный урок. Государственная машина корежила судьбы, перекраивала карты, переселяла целые нации, истребляла мыслящую интеллигенцию, уничтожала науку (например, генетику). Что же могла значить для нее судьба отдельного человека? Так, главной темой повести является тема судьбы России.

Шухов Иван Денисович — обыкновенный советский человек, деревенский мужик. Жил, воевал на фронте, попал в окружение и, как следствие, в плен — чудом удалось сбежать. За плен его обвинили в измене родине и шпионаже в пользу фашистской Германии. Хочешь жить — клевещи на себя, а надоело — так отстаивай свою, никому не нужную правду... Лагерная, но жизнь... Теперь он просто номер. Несмотря на это, Шухов наделен автором «нормальностью», не броскостью поведения, стойкостью, и главное — неистребимым внутренним достоинством. Он никогда «себя не роняет».

Шухов представляет собой народный характер — он не умеет и не хочет жаловаться на тяготы, а, напротив, способен устроиться в заведомо неблагоприятной обстановке. Он сноровист: успел завести свой мастерок, прячет куски алюминиевой проволоки, имеет складной ножичек. Шухов выживает на зоне как личность. Рядом с Иваном Денисовичем есть Алеша — баптист, который получил 25 лет срока за свою веру. Живут и работают два эстонца, тоже имеющих по 25 лет за то, что один — рыбак с побережья, а второй был вывезен еще ребенком в Швецию, но вернулся на родину и был тут же взят как иностранный агент. А еще есть Цезарь Маркович, бригадир Тюрин — отличник боевой и политической подготовки, но сын кулака, Ю-81, который «по лагерям да тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит», и «шавка Фетюков».

Солженицын описывает только один день политического заключенного, но мы наблюдаем столько поломанных судеб и загубленных, ни в чем неповинных человеческих жизней. Сотнями тысяч исчисляются заключенные, которые в подавляющем своем большинстве и вовсе не были виноваты в том, в чем их обвиняла советская власть, которой они служили и на свободе, и в лагере. А в лагере царил произвол и безнаказанность. В этих условиях сильный, как Шухов, выживал, был уважаем, а слабый, как правило, погибал.

Солженицын замыкает круг в художественной топографии повести, то есть произведение имеет кольцевую композицию, что придает ему символическое значение. Обзор заключенного: обнесенная колючей проволокой окружность; сверху слепят прожектора, лишая воздуха, неба, горизонта, утром они уходят на точку — места работы, и к вечеру возвращаются назад в бараки. И так каждый день, как по замкнутому и проклятому кругу. В итоге у заключенных нет нормального круга жизни. Но есть у них свой внутренний мир, пространство памяти, в котором возникают образы деревни, мира...

Солженицын, употребляя ряд пословиц и народных поверий, воздерживается от громких слов и проявлений эмоций. Он не допускает экспрессии: хватит того, чтобы читатель ощутил эти чувства в своей собственной душе. А это цель писателя, которая достигнута и гарантированна всем повествованием. Солженицын, пережив самостоятельно этот кошмар, который тянулся не только восемь лагерных лет, но и 70 лет коммунистического тоталитарного времени, поведал читателям о рабстве заключенных, об унижениях человеческого достоинства, что в тоталитарном государстве человек не может быть свободным. А значит, и счастливым. Лагерь — слепок с действительности. А вся советская действительность была одним большим лагерем. И люди в ней все были равны — все заключены в жестокие рамки авторитаризма и культа личности.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день

Ивана Денисовича"

Изучение "Одного дня…" позволяет показать, какова роль художественной литературы

в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Цели и задачи урока:

познакомить с историей создания рассказа "Один день Ивана Денисовича", его

жанровыми и композиционными особенностями, художественно- выразительными

средствами, героем произведения;

отметить особенности художественного мастерства писателя;

рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Ход урока

Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича"

Историческая справка:жертвами террора с 1947 -1953 годы (данные во всех

источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от5,5 до

6,5 млн. человек.

1. История создания и публикации, жанр произведения.

1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ -

854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился

предложить что- то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться

"Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки

с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём.

Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в

одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного

человека с утра до вечера. И будет всё.

сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую- ка я написать

один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в

тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить,

я невероятно быстро написал "Один день:"

Образ Ивана Денисовичасложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в

советско- германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и

Жанррассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много

поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой,

потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» воспринималась как Событие.

2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

3. Главный герой рассказа.

1. Предлагерная биография. Коротко опишите её.

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась

Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок

второго года на Северо- Западном окружили их армию всю... И так их помалу немцы

по ле сам ловили и брали... Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а

его обвинили в измене Родине - и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой

разведки. «Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и

оставили просто - задание».

2. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть по живешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого се бя. Хоть лагерную, мучительную

и трудную, но все- таки жизнь.

3. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за

лагерной действительностью.

Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь.

Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных

вагонок, спало двести чело век»...

Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время

лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время -

июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что

холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только

желтая, под вид пшена... Каша не каша, а идет за кашу...»

На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой и

Шухов) собираетсяна работу... Бесконечные про верки и досмотры.

Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и

печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает

заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор... Раствора

бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок

(но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И

еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлако блок... И уж он схвачен,

примерз...

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и

Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к

себе. Не доносит на солагерников, не унижается из- за табака, не вылизывает чужие

тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его

характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие,

человеческое достоинство.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность,

обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из

них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в

Бухенвальде «чудом смерть обминул, теперь отбы вает срок тихо».

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факуль тета...

Баптист Алешка...

Бригадир Тюрин...

Капитан Буйновский...

Кинорежиссер Цезарь Маркович...

Шестнадцатилетний юноша Гопчик...

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой

Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного поимени. Всего

полстраницы занимает рассказ о«высоком молчаливо м старике». Сидел он потюрьмам

и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не

потерял. «Лицо его вымотано было, но не дослабости фитиля- инвалида, а докамня

тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не

много выпало ему завсе годы отсиживаться придурком».

«Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по бараку, десятник

Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один изКВЧ -«первые

сволочи, сидевшие взоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

сильно выражен нравственный аспект.Он особенно заметен в сценах -

столкновениях: Буйновский-Волковой, бригадир-Тюрин-десятник Дэр. Важное

значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков:

Шухов - Цезарь, Шухов - Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно

отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе.

5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и

Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно,

лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания.

Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного -

внутреннего мира: мысли, совести, памяти."Здешняя жизнь трепала его от

подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню

Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов".

Лагерный закон: "Подохни ты сегодня - я завтра" Это общее "руководство жизнью"

ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты

хочешь называться Человеком - вот задача Шухова.

6. Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной

вольной жизни.

2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: "Работу он правил

лихо, но вовсе не думая:"). Иван Денисович вернул и себе, и другим - пусть ненадолго!

раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

(Восемь лет (а дали Шухову десять) мыкается Иван Денисович по лагерям, но

сохраняет своё человеческое достоинство, даже в не в человеческих условиях «себя не

роняет»:

не унижается из- за сигареты;

из- за пайки;

не вылизывает тарелки;

не доносит на товарищей ради улучшения своей участи.

Шухов, как любой трудолюбивый крестьянин, уважает хлеб (носит его в специальном

карманчике, в чистой тряпочке). Когда ест –снимает шапку. Он всегда всё

зарабатывает честным трудом, поэтому он не в состоянии понять, как можно брать

большие деньги за халтуру (это мы узнаём из письма, присланного ему из дома).

Почему он запрещает жене собирать ему в лагерь посылки?

Потому что, уже мы можем сделать вывод, совестливость, нежелание жить за чужой

счёт, причинить кому- то неудобство –вот характерные черты этого человека. Иван

Денисович живёт по закону человеческому, даже находясь в Особом лагере: «На чужое

добро брюха не распяливай». Шухов никогда не симулирует болезни, а заболев всерьёз,

чувствует себя виноватым: «Вот что… Николай Семёнович…я вроде это…болен». Иван

Денисович привык к труду, как все крестьяне, он и каменщик, и печник, и сапожник,

и резчик толя: «Кто два дела руками знает, тот ещё и десять подхватит». Он очень

бережлив, запаслив. В условиях неволи бережёт и прячет мастерок, в его руках

обломок полотна пилы превращается в сапожный нож.

Один день. Это много или мало? Каждый задает режим себе сам. Но только не в тоталитарном государстве. Можно перечитать массу исторических книг, энциклопедий и просто учебников, чтобы узнать, как жили люди в авторитарной стране. Но чтобы прочувствовать это, нужно прочитать произведение А.

И. Солженицына. Правду нельзя выдумать. Ее можно списать с действительности. И все остальные лагерные произведения меркнут перед творением автора, пережившего этот ужас.

Всегда лагерная литература отличается глубоким переживанием социальных потрясений, она никогда не бывает единоличной. Не стала она таковой и в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", несмотря на то, что описывается там вроде бы фрагментарный кусочек жизни "обычного" зека. Нет, те зеки не "обычные", они все имеют не номера на выцветших фуфайках, а свою частную жизнь и модель поведения, личную жизнь до зоны и одинаковую на всех мечту: вернуться домой. Как же смог Солженицын так сдержанно, но не зажимая рта, описать историю одного зека (себя?

) и всех остальных, однако с болью и сдавленным стоном души? Солженицын, обучаясь на четвертом курсе физико-математического факультета Ростовского университета, параллельно поступил в МИФЛИ на заочное отделение. Он в это время серьезно увлекался литературой и к тому же учился на курсах английского языка. В 1941 году он, как и все, был мобилизован и позже в 42-м попал на фронт. Со своей батареей, подавлявшей вражескую артиллерию, он прошел от Орла до восточной Пруссии. А потом в феврале 1945 года цензура обнаружила в переписке Солженицына резко критические отзывы о личности Сталина, за что писатель и был арестован и получил срок 8 лет. Начались скитания: Калужская застава, НИИ ("шарашка"), общие работы в лагерях Казахстана.

После освобождения он жил около трех лет на юге Казахстана, затем переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе. Этот автобиографический момент представлен в рассказе "Матренин двор". И 1962 году журнал "Новый мир", редактором которого был на тот период времени А. Т. Твардовский, опубликовал повесть "Один день Ивана Денисовича". В последние годы также публиковались повести и рассказы Солженицына. Фигура этого писателя заметно выделяется на фоне литературы XX века в целом.

Солженицын занял особое место не только в литературе современной России, но и в ее духовной культуре. Судьба Солженицына, воплощенная в судьбах героев его произведений, слившаяся - с болью и обидой за страну, достойна почитания в гражданском сознании общества. Солженицын сам по себе стал воплощением нравственного авторитета и совести нации. В сознании рядового читателя имя Солженицына ассоциируется обычно с отражением и разработкой лагерной темы с характеристиками и критериями настоящей, подлинной "правдивости", "разоблачения тоталитарного насилия", "исторической достоверности". Все это верно. Но повестью "Один день Ивана Денисовича" он открыл для читателей новый мир и оказал беспрецедентное воздействие на умы и души современников.

Лагерная тема под его пером не ограничивается страданиями на зоне. Произведения должны были донести до читателя не столько бытописание лагерной жизни, сколько преподнести литературный урок. Государственная машина корежила судьбы, перекраивала карты, переселяла целые нации, истребляла мыслящую интеллигенцию, уничтожала науку(например, генетику). Что же могла значить для нее судьба отдельного человека? Так, главной темой повести является тема судьбы России. Шухов Иван Денисович - обыкновенный советский человек, деревенский мужик. Жил, воевал на фронте, попал в окружение и, как следствие, в плен - чудом удалось сбежать.

За плен его обвинили в измене родине и шпионаже в пользу фашистской Германии. Хочешь жить - клевещи на себя, а надоело - так отстаивай свою, никому не нужную правду... Лагерная, но жизнь... Теперь он просто номер. Несмотря на это, Шухов наделен автором "нормальностью", не броскостью поведения, стойкостью, и главное - неистребимым внутренним достоинством. Он никогда "себя не роняет".

Шухов представляет собой народный характер - он не умеет и не хочет жаловаться на тяготы, а, напротив, способен устроиться в заведомо неблагоприятной обстановке. Он сноровист: успел завести свой мастерок, прячет куски алюминиевой проволоки, имеет складной ножичек. Шухов выживает на зоне как личность. Рядом с Иваном Денисовичем есть Алеша - баптист, который получил 25 лет срока за свою веру. Живут и работают два эстонца, тоже имеющих по 25 лет за то, что один - рыбак с побережья, а второй был вывезен еще ребенком в Швецию, но вернулся на родину и был тут же взят как иностранный агент.

А еще есть Цезарь Маркович, бригадир Тюрин - отличник боевой и политической подготовки, но сын кулака, Ю-81, который "по лагерям да тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит", и "шавка Фетюков". Солженицын описывает только один день политического заключенного, но мы наблюдаем столько поломанных судеб и загубленных, ни в чем неповинных человеческих жизней. Сотнями тысяч исчисляются заключенные, которые в подавляющем своем большинстве и вовсе не были виноваты в том, в чем их обвиняла советская власть, которой они служили и на свободе, и в лагере. А в лагере царил произвол и безнаказанность. В этих условиях сильный, как Шухов, выживал, был уважаем, а слабый, как правило, погибал.

Солженицын замыкает круг в художественной топографии повести, то есть произведение имеет кольцевую композицию, что придает ему символическое значение. Обзор заключенного: обнесенная колючей проволокой окружность; сверху слепят прожектора, лишая воздуха, неба, горизонта, утром они уходят на точку - места работы, и к вечеру возвращаются назад в бараки. И так каждый день, как по замкнутому и проклятому кругу. В итоге у заключенных нет нормального круга жизни.

Но есть у них свой внутренний мир, пространство памяти, в котором возникают образы деревни, мира... Солженицын, употребляя ряд пословиц и народных поверий, воздерживается от громких слов и проявлений эмоций. Он не допускает экспрессии: хватит того, чтобы читатель ощутил эти чувства в своей собственной душе. А это цель писателя, которая достигнута и гарантированна всем повествованием. Солженицын, пережив самостоятельно этот кошмар, который тянулся не только восемь лагерных лет, но и 70 лет коммунистического тоталитарного времени, поведал читателям о рабстве заключенных, об унижениях человеческого достоинства, что в тоталитарном государстве человек не может быть свободным. А значит, и счастливым.

Лагерь - слепок с действительности. А вся советская действительность была одним большим лагерем. И люди в ней все были равны - все заключены в жестокие рамки авторитаризма и культа личности.

Понравилась статья - Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» ?

Вы прочитали материал на тему: Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

31 Май 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится 1.Планирование расходов. Составлять план расходов на месяц. Не совершать покупок, если они отсутствуют Экономия нынче в моде, об Экономии говорит с трибуны президент страны, о том, что необходимо Экономить Трапляється, що фермер володіє відразу декількома ділянками землі, але вони маленькі й розрізнені.
  • На вопрос, не каждый ответит

      Тисячі років тому Земля була населена тваринами й рослинами, мало чим схожими на сучасні. Вони вимерли, але їхні сліди іноді можна зустріти у вигляді відбитків, кістяків, зліпків... Ці скам"янілості (або копалини залишки організмів) допомагають визначати відносний вік земних товщ і вивчати умови життя зниклих видів Зрештою, У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж
Выбор редакции
Нежный и воздушный банановый крем для торта подойдет не только для прослойки коржей, но и к другим кондитерским изделиям – эклерам,...

В последнее время стали очень популярными все изделия из лаваша: пироги, бурито, запеканки, шаурма. Их с удовольствием едят взрослые и...

А какой я для вас приготовила рецепт — . Никогда бы не подумала, что бананы сочетаются с мясом. Приготовила и была безумно удивлена –...

Яйца разбить в отдельную емкость и слегка взбить венчиком. В процессе взбивания необходимо постепенно всыпать сахар, затем муку, медленно...
Самый оригинальный, питательный и сытный суп-пюре – это, несомненно, кабачковый. Он невероятно просто и быстро готовится, а также...
Лиана Райманова Люди-Львы самоуверенны, обладают напористым лидерским характером. Но под влиянием знака Козы они становятся совершенно...
Раскапывать могилу во сне – явный признак, что вы переживаете период душевных терзаний и переживаний. Сонник уверен, что вы испытываете...
Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам...
Море и волны в ночных грезах - признак изменений как внутри человека, так и вокруг него. Такое сновидение может говорить о личностном...