Кто такая жанна дарк кратко. Жанна д арк - гибель воительницы


Орлеанской девы, поразительна до такой степени, что некоторые сомневаются: а было ли все так в действительности? Вне всякого сомнения, было. На это счет существует множество свидетельств в исторических источниках: хроники, письма, судебные протоколы, сохранившиеся и во Франции, и в Англии.

О Жанне Д’Арк написаны целые библиотеки научных трудов и художественных текстов. О Жанне писал Анатоль Франс; крайне субъективно, но от этого не менее интересно – Вольтер. И споры вокруг личности удивительной французской героини не утихают.

Ее жизнь в истории составляет неполные 3 года – довольно короткий срок. Однако эти 3 года сделали ее бессмертной.

Она изумляла. Хотя абсолютно неправильно создаваемое порой школьными учебниками впечатление, словно она победила англичан. Нет, не только она, но и Франция в целом в те годы англичан в Столетней войне не победила. Это случилось позднее. Неверно и то, что Жанна д’Арк возглавила народное движение. Нет, ничего такого не было. Она была полководцем короля.

Родилась она предположительно 6 января 1412 г. Как всегда в Средние века, дата рождения неточная. Зато трагически бесспорно, что эту совсем еще юную девушку сожгли 30 мая 1431 г. на площади в Руане.

После ее смерти неоднократно возникали скандальные слухи, появлялись самозванки, которые назвали себя ее именем. Это закономерно. Жанна – слишком чистый, слишком светлый образ, кажущийся идеальным. А у людей, как видно, есть в природе низменная потребность – бросить в эту чистоту ком грязи.

Как ни печально, первым стал бросать грязь великий Вольтер. Ему это показалось нелепым – девушка (девственница в более точном переводе с латыни), символ чистоты, в окружении солдат. Однако если посмотреть повнимательней на ее жизнь, всему можно найти объяснение.

Родом Жанна из деревни Домреми. По происхождению она крестьянка, пастушка. Ее фамилия – Дарк; написание д’Арк, свидетельствующее о дворянстве, появилось в последствии. Некоторым из тех, кто нападает в наше время на Жанну, попросту не хочется признавать историческую роль человека из народа. Вот почему неоднократно подвергалось сомнению ее крестьянское происхождение. Появились версии о том, что она побочная дочь развратной королевы Изабеллы, отправленная в деревню младенцем.

Между тем на процессе реабилитации Жанны д’Арк была собрана масса свидетельств. Очевидцы сообщали о ее детстве, юности, о том, как она принимала участие во всех деревенских праздниках, когда девушки водили хороводы.

Жанна родилась во время Столетней войны, за три года до возобновления этого великого противостояния двух ведущих западноевропейских королевств. Официально война шла с 1337 г. Произошло несколько крупнейших сражений – и все были неудачны для французов. 1340 год – разгром французского флота при Слейсе, 1346 год – разгром французской армии в пешем сражении при Креси, 1356 год – победа меньшего по численности английского отряда под командованием Черного принца Эдуарда над войском французского короля при Пуатье. Французская армия с позором бежала, король попал в плен. В стране крепло ощущение национального позора.


Сразу после битвы при Пуатье в народе появилась идея человека из простой среды, который должен принести спасение. В одной из хроник имеется рассказ о некоем крестьянине, который пересек всю Францию. Дело в том, что ему во сне явился ангел и велел идти к королю, передать, чтобы тот не принимал боя у Пуатье. Как ни поразительно, крестьянин в действительности смог добраться до короля, попал в его шатер. Король выслушал и сказал: «Нет, я рыцарь! Сражение отменить не могу».

1360 год — был заключен тяжелейший для Франции мир в Бретиньи: по нему приблизительно половина французских земель находилась под властью Англии. Появилась угроза самому существованию французского королевства и династии Валуа – побочной ветви Капетингов, правивших страной с IX столетия. Это древнее, стабильное, сильное, когда-то прочное королевство могло попросту исчезнуть!

Итак, Франции уже практически нет. При этом многие из крупных феодалов признали Генриха V будущим королем Франции. Некоторые стали его союзниками, как, к примеру, герцог Бургундский.

А тем временем девочка Жанна подрастала в своей деревеньке. Ей было 13 лет, когда она в первый раз услыхала голоса святой Екатерины, святой Маргариты и святого Михаила, которые начали передавать ей волю Божью, связанную со спасением страны. То, что она услышала голоса, вовсе не уникально. Есть такое явление – средневековое визионерство.

Видения, голоса свыше вполне реальны для человека Средневековья, с его неспособностью и нежеланием разделять непроходимыми границами жизнь небесную, потустороннюю, и здешнюю, земную. Для него все это цельно, едино. К примеру, при дворе дофина Карла, который не отправился в изгнание, а засел на юго-западе Франции, охотно принимали и любили всяких колдунов и пророков. Это вообще фигура не такая уж необычная для эпохи.

Юридически король Англии уже властвовал во Франции. Но французы не подчинились! Дофин Карл объявил, что он законный наследник, а его сторонники короновали его в Пуатье. Это была не та традиционная коронация, которая, по многовековой традиции, проводится в Реймском соборе, где хранится священный елей для помазания королей. И все-же к Карлу устремились надежды тех, кому было бесконечно дорого уже родившееся понятие «Франция». Не вполне законный король стал центром патриотических сил.

И вот 16-ти летняя девочка Жанна в мае 1428 г. в сопровождении дальнего родственника пришла к коменданту ближайшей крепости Вокулер Бодрикуру и сказала, что ей надо отправиться к дофину Карлу, потому что у нее поручение от Бога. Во-первых, она должна встретиться с дофином и получить право снять осаду с Орлеана. Во-вторых, добиться коронации наследника в Реймсе. Божья воля – признать законность его происхождения. Большей моральной поддержки ему в тот момент оказать было нельзя. Ведь для него главный вопрос – чей он сын, короля или нет.

Вначале Бодрикур отказывается, сочтя все это полнейшим бредом. Но девочка так и стояла у него под окнами в красном платье (кажется, оно было у нее единственное).

После комендант крепости выслушал ее еще раз. Говорила она просто, но нечто гениальное было в ясности ее ответов, в ее убежденности. А Бодрикур, возможно, слышал, что при дворе дофина любят пророков. Это давало ему шанс: а вдруг и его заметят, если он сможет помочь этой девушке. Хотя не исключено, что он ей действительно поверил. От нее исходило что-то необычайное – в скором времени в этом убедились тысячи людей.

Жанне дали сопровождающих, и она отправилась к Карлу, у которого была получена аудиенция. В зале, куда ее привели, было много людей. Карл захотел, чтобы она сама смогла определить, кто здесь дофин.

И она его узнала. Как это могло получиться у простой крестьянки?

Как бы там ни было, между дофином и Жанной состоялся короткий разговор с глазу на глаз. И после этого он дал согласие на то, чтобы ее проверила специальная комиссия, которая удостоверится, что она не является посланницей сатаны.

В Пуатье собралась комиссия богословов и беседовала с Жанной. Проверили и то, что она дева. Это было в особенности важным. В массовом сознании существовала такая идея: женщина погубит Францию, а девушка спасет.

Откуда такое представление? Страна монархическая, движется к абсолютизму, растет роль королевского окружения. Несколько сюжетов времен Столетней войны народ связал с дурным влиянием женщин на королей.

Супруга Карла VI – Изабелла Баварская. Иностранка, что уже нехорошо. Муж безумен. Идеальное поведение жены при этом вряд ли возможно. Трудно сказать, была ли она такой уж развратной или просто политически выбрала себе в сторонники герцога Орлеанского. Договор в Труа также вдохновляла Изабелла. Она смогла уговорить мужа подписать этот страшный документ. И молва твердила: женщины губят Францию.

А спасет девушка. У этих представлений библейские истоки: Богоматерь – символ чистоты, непорочности.

В самые трудные минуты жизни христиане обращаются к ее образу. Ко времени появления Жанны при дворе дофина Карла в хрониках была уже масса записей о Деве. Люди ожидали ее появления. Это случай массового эмоционального верования – проявление «коллективного бессознательного», как называли это представители французской исторической Школы Анналов.

Жанна возглавила снятие осады с Орлеана. Она сражалась бесстрашно. Маленькая фигурка в светлых доспехах, которые были изготовлены специально для нее, первой шла на штурм небольших крепостей вокруг Орлеана. В этих крепостях (их называли бастидами) засели осаждавшие город англичане. Жанна была идеальная мишень для них. При взятии бастиды Турели ее ранили, стрела попала в правое плечо. Жанна упала, к восторгу своих врагов.

Но она сейчас же потребовала, чтобы стрелу извлекли, и вновь ринулась в бой. И все-же ее смелость – не главное. Ее противники англичане также средневековые люди. Они верили, что Дева способна творить чудеса. Записей о таких «чудесах» сохранилось немало. Так, когда Жанна Д’Арк с небольшой охраной направлялась ко двору дофина, надо было переправиться через реку, однако поднялся сильный ветер. Жанна сказала: надо немного подождать, ветер переменится. И ветер изменил свое направление. Могло такое быть? Конечно! Но люди все объясняют чудом, в которое им всегда хочется верить.

Присутствие Жанны Д’Арк породило невиданное воодушевление французского войска. Солдаты и их командиры (к примеру, свято веривший в миссию Девы герцог Алансонский) буквально переродились. Они смогли выбить англичан из бастид, разрушая кольцо осады. Все знали, что сказала Жанна о пути, который ведет к освобождению Франции: «Солдаты должны сражаться, а Бог дарует им победу».

Совсем противоположные перемены произошли в войском войске. Англичане были потрясены неожиданной и такой стремительной переменой военного счастья, начали верить в божественную волю, выступающую на стороне французов. Поползли слухи, что еще в начале осады Бог указал англичанам на необходимость уйти из-под стен города тем, что допустил нелепую гибель главнокомандующего, знаменитого полководца графа Солсбери. Овеянный славой популярный военачальник погиб не в сражении. Он был убит ядром при перестрелке у стен Орлеана.

1429 год, 8 мая — осада с Орлеана была снята, город освобожден. Первый пункт поручения, полученного Жанной Д’Арк свыше, выполнен.

С этого времени Жанна Д’Арк – официальный полководец короля. Она в своих светлых доспехах, с мечом, который чудесным образом найден в алтаре, с белым знаменем – символом чистоты. Правда, во Франции белый цвет еще и символ траура.

Остался второй пункт. И Жанна ведет короля Карла VII к Реймсу. Ей открывают ворота занятых англичанами городов, выносят ключи, толпы людей выбегают навстречу. Если же этого не происходит, ее войско принимает бой. Жанну окружили полководцы, которые поверили в нее, – прекрасные воины, имевшие большой опыт. И соединились две эти силы – духовная и чисто военная.

В Реймсе была проведена коронация. Сколько картин написано на эту тему! Каждая эпоха изображает это событие по-своему. Но, видимо, можно не сомневаться, что Жанна Д’Арк стояла рядом с королем, теперь законным Карлом VII. Она ехала вместе с ним по улицам Реймса, и в криках толпы «Да здравствует Дева!» звучало чаще, чем «Да здравствует король!». Не всякий человек это выдержит, в особенности такой, как Карл, жаждущий самоутверждения после долгих лет унижений.

Наверно, в этот момент победы и славы Жанне Д’Арк и следовало возвратиться домой. Но она не хотела. Известно ее высказывание: «Я должна биться до конца. Это благородно». Она искренне в это верила. И затеяла взятие Парижа.

Вот начало трагедии. Не потому, что это было невозможно в военном отношении. Попросту к тому времени король стал уже ей враждебен: он не желал, чтобы Париж был освобожден руками какой-то крестьянки.

Показательно, что Жанна Д’Арк ничего не попросила у короля для себя лично – только освобождения от налогов для жителей ее родной деревни. И даже эту привилегию дали не навсегда: потом было изменено районирование, уточнились границы – и все, крестьяне из Домреми всех преимуществ лишились.

Для себя же Жанне ничего не было надо – только биться дальше. Надо заметить, в этот момент она перешла к той части своей деятельности, которая ей свыше не предписывалась.

Состоялась битва за Париж. Англичане отчаянно сопротивлялись. По одной из версий, до них дошли слухи, что Жанна утратила девственность и теперь им не страшна. Но главное – в разгар штурма король отдал приказ трубить сигнал отбоя. Полководцы, не могли не подчиниться приказу короля. Штурм не удался, а Жанна Д’Арк была ранена в бедро. Враги злорадствовали: она не является неуязвимой! Но она никогда себя неуязвимой и не объявляла.

После этой неудачи Жанна почувствовала, что все изменилось, ее вытесняют: не слушают, не приглашают на военный совет. И в апреле 1430 г. она покинула двор. Она присоединилась к войску, которое отбивало у англичан замки и крепости в долине реки Луары.

1430 год, 23 мая — под городом Компьен она оказалась в плену. Перед ней опустилась решетка ворот, когда она возвращалась в город после вылазки. Она попала в руки бургундцев. В декабре они перепродали ее англичанам. Неизвестно точно, была ли Жанна Д’Арк предана под Компьеном. Зато нет сомнений, что ее предали раньше – под Парижем, как предали и позднее, когда не пытались отбить или выкупить у англичан.

Англичане решили судить Жанну, обвинив ее в том, что она служила дьяволу. Карл VII побоялся предложить за нее выкуп. Судя по всему, он допускал, что она дрогнет, отречется, признает, что она от дьявола. Тогда из чьих же рук он получил корону?

Тяжелейший процесс длился с января по май 1431 г. Расследование возглавлял французский эпископ Кошон, в переводе с французского – «свинья». С того времени слово «кошон» связывают во Франции с темой национального предательства. Неправедный церковный суд признал ее виновной в ереси.

Она смогла сохранить свои убеждения, веру в то, что она посланница Бога, хотя был момент, когда она дрогнула. Она готова была признать, что грешила, потому что носила мужской костюм. На суде она очень умно отвечала, «находясь все время среди мужчин, где гораздо приличней быть в мужском костюме».

Через 20 с лишним лет, в 1456 г., Карл VII, который продолжал воевать с англичанами и вошел в историю как Победитель (к 50-м годам XV столетия англичан вытеснили из Франции), организовал процесс реабилитации Жанны д’Арк. Теперь ему надо было закрепить в памяти поколений светлый образ Девы. Были вызваны многочисленные свидетели, которые рассказали о ее жизни, ее чистоте. Вынесен приговор – аннулировать осуждение Жанны д’Арк как необоснованное. А в 1920 г. католическая церковь причислила ее к лику святых.

Сегодня мы понимаем, что именно во время короткой жизни Жанны сложилась и встала на ноги французская нация. А также французская монархия. И Вольтер не любил Жанну именно потому, что видел в ней отчаянную поборницу монархии, не понимая, что в Средние века король и нация, король и Франция – это одно и то-же. А Жанна Д’Арк навсегда подарила нам прекрасную светящуюся точку своей жизни, неповторимой, как шедевр искусства.

Каждый из нас слышал легендарное имя Жанны Д’Арк, народной героини Франции, юной девушки, спасшей свою Родину от английских захватчиков во время Столетней войны .

Появление Жанны на политической и военной арене тех событий обозначило новый виток в судьбе Франции, и это действительно было спасением для страны, иначе, кто знает, чем могла закончиться война между Англией и Францией, которая длилась целых 116 лет.

Сегодня мы поговорим о бесстрашной девушке, сумевшей возглавить французские войска, вселить в них боевой дух и привести Францию к победе.

А во Франции в это время бушевала Столетняя война, о которой мы подробно говорили уже на нашем сайте.

Кроме того, бедная Франция буквально раздирается на части междоусобными войнами между Бургундцами и Арманьяками. То тут, то там вспыхивают крестьянские восстания, чего только стоили стране Парижское восстание во главе с парижским прево Этьеном Марселем и Жакерия.

Король Карл VI Безумный умер, Франция по договору, подписанному в Труа, перешла во владение Англии, а настоящий наследник французского престола, будущий король Карл VII вынужден скрываться.

Вот такие события предшествовали появлению Жанны Д’Арк, и она пришла как нельзя вовремя.

Несколько слов о народной героине

Считается, что дата рождения Жанны – 1412 год, хотя историки расходятся во мнении. Девушка родилась в деревне Домреми, которая находилась на границе провинций Шампань и Лотарингия. Некоторые считают, что она родилась в семье обедневших дворян, другие же утверждают, что её родители были зажиточные крестьяне.

Жанна уверяла, что в 13 лет впервые услышала голоса архангела Михаила, а также святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые время от времени являлись ей и в видимом облике. Девушка утверждала, что спустя некоторое время они открыли ей, что именно она, Жанна, должна снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать английских захватчиков из королевства.

Жанна понимала всю ответственность возлагаемой на неё миссии. Она не испугалась, и ей исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и там объявила о своей миссии. Конечно же, её высмеяли, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, но через год снова повторила свою попытку. Капитан Робер де Бодрикур, поражённый её настойчивостью, на этот раз был более внимателен и согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к дофину. Кроме того, он снабдил девушку мужской одеждой - шапероном, хуком и шоссами. Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, говоря, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать к себе нездорового внимания со стороны солдат.

Жанна преодолела расстояние от Домреми до замка Шинон (резиденции дофина Карла) за 11 дней и 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок. Дофин Карл воспользовался тем, что девушка писала ему в письме, что непременно узнает его. Карл устроил ей проверку, посадив на трон другого человека вместо себя, а сам встал в толпе придворных. Тем не менее, Жанна выдержала этот экзамен и узнала Карла. Она объявила дофину, что послана Небом для освобождения Франции от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне Жанна изумила будущего Карла VII своим мастерством в верховой езде, совершенным владением оружия.

Жанна Д»Арк

Однако, дофин Карл не решался сразу поверить юной девушке, он колебался. Сначала он приказал, чтобы опытные матроны подтвердили девственность Жанны, после этого отправил её в Пуатье, где она должна была пройти допрос богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы опорочить репутацию Жанны, Карл решился передать ей командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники должны были пойти под её командование. Определяющую роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых многие сомневались, включая самого Карла.

Жанна – талантливый военачальник

После того, как Жанну назначили главнокомандующим, для неё изготовили доспехи, знамя и хоругвь. Меч для неё нашли в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа по повелению самой Жанны. Согласно легенде, этот меч принадлежал самому Карлу Великому.

Во главе армии она выступила к Орлеану. Весть о том, что армию возглавила посланница Бога, воодушевила солдат и вызвала необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, вновь обрели храбрость и надежду.

29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в город Орлеан. И уже в начале мая её армия одерживает первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следуют одна за другой, и вскоре англичане принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк всего за несколько дней.

После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» (la Pucelle d’ Orlé ans ). День 8 мая (день снятия осады с города) до наших дней отмечается каждый год в Орлеане, как главный праздник города. В следующие несколько дней июня Жанна одерживает одну победу за другой.

Жанна отправилась к дофину и убедила его отправиться на миропомазание в Реймс, то есть короноваться на французский престол. 17 июля Карл был торжественно миропомазан в Реймсском соборе в присутствии Жанны д’Арк, это вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Французы ликовали, они видели в Жанне свою надежду.


Жанна на поле битвы

После коронации девушка убеждала Карла начать наступление на Париж, тем более, что ситуация была благоприятной, в стане англичан было смятение, однако Карл колебался. Атака на столицу Франции была предпринята только в сентябре, однако Карл отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.

Весной 1430 года военные действия по наступлению на Париж были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставили препоны королевские придворные. В мае Жанна приходит на помощь Компьени, осаждённой бургундцами. 23 мая в результате вероломного предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне и её войску путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну; он снова колебался, испугавшись последствий. Бургундцы продали Жанну англичанам за 10 000 золотых ливров. В ноябре-декабре 1430 года Жанна была перевезена в город Руан в Нормандии.

Ложное обвинение

Конечно же, юная девушка, сумевшая одержать столько побед и вселить боевой дух смелости в сердца французов, вызывала ненависть и страх у врагов.

Формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, но, несмотря на это, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Процесс суда возглавлял епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции (предатели были и среди своих).

Жанну бросили в тюрьму, где содержали в ужасных условиях, с ней грубо обращались, а английские стражники оскорбляли её. Жанну пытались заставить сознаться с ереси и связи с дьяволом. Поскольку девушка мужественно и стойко опровергала все обвинения, судьи прибегли к тем фактам, где добровольное признание Жанны не требовалось: её обвинили в ношении мужской одежды и пренебрежении авторитета Церкви.

Народная героиня Жанна Д‘Арк была приговорена к сожжению на костре заживо. 30 мая 1431 года приговор был приведен в исполнение. На голову девушки надели митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер. С высоты костра Жанна крикнула: «Епископ, я умираю из-за вас! Я вызываю вас на божий суд!». Она попросила дать ей крест, палач протянул ей две скрещенные хворостины. Огонь охватил Жанну, она крикнула «Иисус!», все плакали от жалости. Пепел народной спасительницы был рассеян над Сеной.

После казни

После гибели Жанны Франция не успокоилась, французское ополчение продолжало гнать англичан со своей земли. Франция продолжала одерживать победу за победой и освобождать свои города и провинции от врага. В 1453 году французы взяли Бордо, это и положило конец Столетней войне.

После окончания войны король Карл VII занялся процессом реабилитации Жанны. Её дело было пересмотрено и в суде над ней нашли множество грубейших ошибок. Процесс суда над девушкой был объявлен недействительным, и доброе имя Жанны было восстановлено.

Жанна Д‘Арк сегодня

Имя народной героини не забыто, оно остается в сердцах людей по сей день, оно вдохновляет художников, режиссеров, писателей, даже обычных обывателей.

Каждый год 8 мая во Франции отмечается «День Жанны д’Арк». В честь народной героини назван астероид (127) Жанна, который открыли в 1872 году. Именем национальной героини назван французский крейсер-вертолетоносец «Жанна д’Арк», который был спущен на воду в 1964 году.

В литературе о ней писали произведения Шиллер, Марк Твен, Анатоль Франс и другие. В музыке Жанне посвятили целые симфонии и рок-оперы различные композиторы и музыкальные коллективы. В живописи образ Жанны встречается у Гогена, Рубенса, Энгра. Жанна – героиня кинематографа, мультфильмов, аниме и даже компьютерных игр.

Эпоха Средневековья была временем мужчин. Короли вели войны, изменяя границы государств, святые отцы молились за души и ловили ведьм, поэты воспевали доблесть рыцарей и красоту дам, ремесленники и крестьяне трудились и платили налоги. А женщинам приходилось делать «все остальное» — хранить очаг, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей, вдохновлять на подвиги и хранить свою добродетель. Конечно, у дам высокого рода было больше свободы и больше возможностей влиять на ход истории, и многие из них блестяще играли не только в шахматы, но и в политику. Однако удивительно то, что самым ярким и таинственным женским персонажем средневековой истории стала простая французская девушка — Жанна д"Арк.

Ее внешность навсегда останется загадкой — не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Лотарингской девы, — но это словно и не имеет значения для потомков: уже несколько веков ее рисуют юной и прекрасной воительницей в сияющих доспехах, вооруженной лишь знаменем и верой в свое божественное предназначение. Откуда она черпала силы вдохновлять и побеждать? Почему ее речи были одинаково убедительны для короля и для простых солдат? Для чего церковь сначала признала ее, а потом осудила на смерть? Правдива ли «каноническая» версия истории Жанны? Ответы на эти вопросы затерялись в средневековых архивах, оставив людям красивую легенду и веру в чудо.

6 января 1412 года в шампанской деревушке Домреми в семье крестьянина Жака Дарка родилась дочь, и при крещении девочку нарекли простым именем Жанна. Это были трудные времена — шел 75-й год Столетней войны, в которой Франция день за днем теряла свои позиции и земли. Королева-мать, Изабелла Баварская, заигралась в дипломатические интриги, в результате чего ее сын Карл VII рисковал вовсе не взойти на французский престол. Некогда большая и гордая страна вот-вот должна была превратиться в английскую провинцию.

Да, Францию могло спасти только чудо. Но, чтобы оно свершилось, потребовалось время. До поры Жанна ничем не отличалась от прочих деревенских детей — играла, помогала родителям, училась прясть и управляться с хозяйством. Но, когда ей исполнилось двенадцать, она впервые услышала «голоса». Позже она охотно рассказывала представителям Святой Церкви, что с ней говорили святая Екатерина и святая Маргарита, а также архангел Михаил — предводитель Небесного Воинства. Конечно, они не сразу призвали ее идти спасать гибнущую Францию — для этого Жанна была еще слишком мала. Но вот ей исполнилось восемнадцать, и она вдруг настойчиво засобиралась в дорогу.

Ее первоначальной целью был ближайший к деревушке город Вокулер, откуда она намеревалась отправиться дальше — ко двору короля. Для Средневековья это было почти невозможным делом, но Жанну это не смущало. Зато беспокоило ее родителей, которые «от греха подальше» решили поскорее выдать дочь замуж, однако у них ничего не вышло. Ссылаясь на волю «высших сил», Жанна была непреклонна в своем решении покинуть дом. Наместник Вокулера, Робер де Бодрикур, поначалу не поверил одержимой крестьянской девушке. Но неожиданно речам Жанны поверили жители городка, поверили настолько, что, не дожидаясь решения своего господина, начали снаряжать, ее в поход — на народные деньги были куплены конь, дорожная одежда и доспехи. Может быть, сыграло свою роль давнее пророчество о том, что «Францию погубит злая женщина-чужестранка, а спасет невинная юная дева». Королева-мать с ее интригами вполне подходила для первой роли, а Жанна — для второй. И наместник города сдался: был собран отряд, который должен был отправить Лотарингскую деву к королю. Деревенская девушка добилась своего и начала свой крестовый поход на Столетнюю войну.

Королевские игры

В это время молодой и неудачливый король Карл VII пребывал в унынии и почти был готов подписать капитуляцию. Конечно, коронация в Реймсе могла бы спасти его, но путь туда был закрыт: прежде необходимо было снять осаду с другого города — Орлеана, который чудом держался под натиском захватчиков и был последним оплотом французского воинства.

Ситуация казалось едва ли не безвыходной. И тут королю доложили, что его желает видеть странная девушка, чтобы сообщить ему нечто важное. Карлу было нечего терять, и он согласился дать аудиенцию. Но, желая проверить, «посланницу высших сил», он посадил на трон вместо себя одного из своих дворян. Однако шутка не удалась — легенда утверждает, что Жанна чудесным образом узнала Карла в толпе придворных и, кроме того, в приватной беседе сообщила королю нечто такое, что заставило его немедленно поверить в ее божественную миссию. Впрочем, будучи осторожным, он все-таки назначил «испытание в Пуатье», где отцы церкви долго и дотошно расспрашивали Жанну о ее общении со святыми. Девушка честно призналась, что «не отличает «а» от «б», но при этом ей удалось убедить священнослужителей, что ее откровения идут от Бога.

Это было не просто и даже опасно, но тогда Церковь не нашла в ней ничего еретического. Жанна была признана честной и благочестивой и получила благословение идти на Орлеан. И наступило время чудес и побед — долгая и безнадежная осада города была снята едва ли не за неделю, боевой дух армии поднялся до небывалых высот, и Карл VII был коронован в Реймсе, как того требовала традиция. В войне наступил перелом. Жанна вела свое воинство, держа в руках лишь знамя, которое было сделано специально для нее, и французская армия одерживала одну победу за другой.

Оставалось завоевать Париж. Но внезапно король словно бы передумал воевать и занялся дипломатией. И Жанна вдруг осталась не у дел. Она присутствовала на королевских пирах, получила потомственный дворянский титул дю Лис, но совсем не это было ее целью — августейшие почести лишь огорчали ее. Она не уставала твердить Карлу, что необходимо идти на Париж как можно скорее. Возможно, она чувствовала, что король ее предаст.

Дорога на костер

Неудачная осада Парижа стала для Жанны д"Арк началом конца. Король Карл, к этому времени уже слишком увлеченный «бумажной войной», словно бы нехотя согласился штурмовать столицу и большого войска для этого не дал. Фактически он умышленно обрек своего чудесного полководца на поражение. А после неудачи он словно бы и вовсе разочаровался в Жанне.

Устав от придворного безделья, Орлеанская дева почти самовольно отравилась в осажденный англичанами город Компьен с небольшим отрядом верных ей людей. Здесь ее снова ждали военные успехи, но, увы, это продолжалось недолго — во время одной из вылазок Жанна попала в плен.

В те времена обмен военнопленными был довольно распространенным делом, и, если бы Карл хотел, он мог бы без труда вызволить Орлеанскую деву, которой он был обязан короной и воскресшей страной. Но король сделал вид, что это его не касается. Жанна провела в английском застенке последний год своей жизни, где ее поддерживали только голоса ее любимых святых. Они ободряли ее, обещали, что скоро все кончится, и спасали от отчаяния.

В январе 1431 года начался судебный процесс, который длился почти полгода. Почти все материалы этого следствия сохранились до наших дней, и благодаря тщательно записанным протоколам мы знаем о жизни Жанны почти все с ее собственных слов, а также из показаний свидетелей. Сейчас это может показаться смешным, но одним из главных пунктов обвинения было то, что девушка носила мужскую одежду. Казалось бы, объяснение этому очень простое: в дороге и в военном лагере так удобнее, доспехи, столь необходимые в бою, нельзя надеть на платье. Но отцы церкви словно бы не хотели слышать об этом и искали в практичном поступке дьявольский умысел. Восемнадцать раз следствие возвращалось к ее «голосам» и пророческим видениям, они, конечно же, были основным поводом для расследования. Жанне задавали множество вопросов, и, так же как на испытании в Пуатье, девушка отвечала на них просто и честно. Все попытки следователей заставить обвиняемую противоречить самой себе провалились.

Но этот судебный процесс не мог закончиться оправдательным вердиктом. 24 мая 1431 года Жанне д"Арк впервые зачитали обвинительный акт и трижды предложили отречься от своей ереси. Она трижды отказалась это сделать. Но во время чтения смертного приговора она вдруг изменила свое решение и произнесла формулу отречения. Казнь заменили пожизненным заключением.

Нам всем известно, что история Орлеанской девы закончилась иначе. Спустя два дня Жанна объявила, что отреклась из страха смерти, что она «очень сожалеет о сделанном и проклинает себя». Дело «некоей женщины Жанны, обычно именуемой Девой» было передано светским властям. На деле это означало смертный приговор и казнь. Согласно легенде, Жанну д"Арк сожгли в Руане, на площади Старого рынка, 30 мая 1431 года. Согласно историческим документам, через 25 лет было назначено новое разбирательство, в результате которого все обвинения с удивительной девушки из Домреми были сняты. Спустя почти пять веков, в 1920 году, Ватикан официально признал Жанну д’Арк святой.

И жила принцесса долго и счастливо

И все же эта удивительная история, больше похожая на сказку, кажется не такой уж однозначной. Уже не один век многие ученые пытаются опровергнуть каноническую версию жизнеописания Жанны. Слишком уж неправдоподобным кажется факт, что деревенская девушка так легко встала во главе французской армии и привела ее к стольким славным победам. Одна из самых популярных альтернативных версий биографии Жанны д"Арк утверждает, что она была незаконнорожденной королевского происхождения и ее «настоящей» матерью могла бы быть едва ли не сама Изабелла Баварская. Именно королевская кровь позволила Деве так легко справиться с ролью полководца и стать своей при дворе.

Также существует версия (она тоже опирается на особые «родственные связи), что Жанна не была сожжена на костре, а чудом спаслась. И вроде бы через несколько лет она «вернулась в мир», вышла замуж за дворянина по фамилии дез Армуаз и жила с ним долго и счастливо. А ее бывшие боевые соратники и даже сам король неоднократно навещали Жанну и общались с ней. А кто-то и вовсе уверен, что «Жанна дева» — это просто псевдоним, взятый «на время» Маргаритой де Шандивер, которая, к слову, тоже была внебрачной королевской дочерью. Так годы идут, и а споры не утихают, и одни исследователи не признают доводов других. Слишком далеко от нас эпоха Средневековья, слишком ненадежны даже самые подлинные пергаменты — они пока по-прежнему бессильны перед обаянием легенды. И белый конь по-прежнему уносит Жанну д"Арк навстречу бессмертию, и ее знамя ангельским крылом бьется на ветру.

Фигура Жанны Д’Арк имеет исключительное значение для французской истории и культуры. Настолько исключительное, что её статуя есть практически в каждой церкви во Франции. Жанна не просто спасла эту страну от английских захватчиков. То, что французские правители не могли сделать в течение почти сотни лет, она смогла сделать всего за несколько дней, притом в сопровождении совсем небольшого отряда. При этом она была совсем юной девушкой, практически подростком: её сожгли на костре в возрасте девятнадцати лет. Спасти целую страну в столь молодом возрасте – это невероятный подвиг, который, как кажется, уже невозможен в наше время, когда многие люди остаются детьми до тридцати, а то и до пятидесяти лет. «Детьми» — в плохом смысле: у них нет занятия, которое пришлось бы им по душе и приносило бы стабильный доход, нет собственной квартиры, больше того – нет самостоятельных и уверенных суждений об окружающем мире, они просты и наивны; не то чтобы страну защищать – многие из них защитить себя в уличной драке зачастую не способны.

Уверенная Жанна и неуверенный король

Согласно легендарной биографии девушки, она в раннем возрасте услышала голоса, которые принадлежали святым (Архангелу Михаилу, Екатерине Александрийской и Маргарите Антиохийской) и призывали её совершить подвиг во имя Франции. Она отправилась ко двору короля – а им тогда был Карл VII. Дальнейшая история – это сотрудничество сильной, волевой и воинственной Жанны и осторожного, неуверенного и во всём сомневающегося короля. Когда девушка призывала монарха сразу переходить в наступление, тот долго колебался. Из-за этого французская армия несколько раз чуть не опаздывала с атакой. Однако решительность Жанны и вверенных ей солдат, их рвение и прекрасное владение оружием компенсировали неуверенность короля, и Франция раз за разом одерживала победы. Жанна д’Арк была первым военачальником за всю историю Столетней войны, кто внёс в ряды англичан смятение: до сих пор они считали себя почти что непобедимыми. Война, конечно, шла с переменным успехом, но было видно, что силы французов постепенно иссякали. Так продолжалось бы и дальше, но вдруг «откуда ни возьмись» появилась Жанна.

Кто осудил Жанну на сожжение?

Жанна была схвачена англичанами в результате предательства. С того дня она содержалась под стражей. Ввиду высокой религиозности тогдашнего населения, суд над своей победительницей англичане решили провести «в церковном духе». На специальном судебном процессе Жанну осудили как еретичку, приписав ей сношение с дьяволом, нарушение христианских норм и прочие грехи. Процесс возглавлял епископ Пьер Кошон – один из предателей: он был хорошо подкуплен захватчиками, перешёл на их сторону и в своих действиях проявлял непростительную вольность, игнорируя и гражданское законодательство, и постановления Папы Римского.

Примечательно, что сама Жанна держалась на суде уверенно и бесстрашно. Она не признавала своей вины и предрекала скорое поражение англичанам. Даже взойдя на костёр, она продолжала говорить о справедливом исходе войны в будущем и о том, что английских захватчиков ждёт божий суд.

Последствия деятельности Жанны

Отважную военачальницу захватчики казнили, однако вернуть инициативу им это не помогло. Сбылось пророчество юной воительницы: через двадцать с небольшим лет (по меркам того времени это очень небольшой срок) англичане потерпели окончательное поражение; Столетняя война завершилась.

Королю Карлу VII и папе Римскому Каликсту III пришлось некоторое время разгребать кучу, «наваленную» англичанами: в результате длительного следствия они установили, что Жанна не виновна ни в одном грехе, который ей вменили. Доброе имя «Орлеанской девы» было восстановлено.

Наконец, в начале ХХ века Жанна д’Арк была канонизирована.

Имя: Жанна д"Арк (Орлеанская Дева)

Государство: Франция

Сфера деятельности: Армия, религия, политика

Величайшее достижение: Стала национальной героиней Франции, благодаря тому, что была символом единства войск, являлась одним из полководцев в столетней войне.

Марионетка французской истории, Жанна д’Арк пошла воевать, чтобы освободить свою страну от английских захватчиков в XV веке. Услышав божественный призыв, она помогла Карлу VII взойти на французский престол. Она дорого заплатила за свои убеждения ― ее осудили как еретичку и сожгли заживо в Руане в 1431 году.

Очень благочестивая девушка

Жанна д’Арк родилась в 1412 году в Домреми, в Лотарингии, в семье зажиточных крестьян. Она была очень благочестива, каждую субботу ходила в церковь и раздавала милостыню беднякам. Пока она росла, . Король Англии Эдуард III требовал трон Франции по условиям договора в Труа, но французское дворянство выступало против и хотело, чтобы корона вернулась к сыну покойного Карла VI, будущему Карлу VII, тогда еще дофину.

Таким образом, французское королевство было разделено между англичанами и бургундцами, с одной стороны, и теми, кто оставался верным дофину Карлу, с другой стороны. В двенадцать или тринадцать лет в саду Жанне явились голоса. Она говорила, что очень испугалась, когда услышала их в первый раз. Голоса с небес приказывали вернуть дофина на престол и освободить Францию ​​от англичан. Четыре года она сопротивлялась, прежде чем подчиниться этим голосам.

Миссия Жанны д’Арк

Подчинившись ангельским голосам, Жанна отправляется в Вокулёр, чтобы встретиться с тамошним капитаном Робером де Бодрикуром. Она убеждает его организовать ей аудиенцию у дофина. Пророчество (о котором многие слышали) гласило, что грядет девственница из Лотарингии, которая спасет потерянное королевство. Жанна д’Арк отправляется в Шинон, чтобы встретиться с будущим Карлом VII.

По легенде, он переоделся в обычную одежду и спрятался среди придворных, одного из них посадив на трон, но она узнала его в толпе. Она рассказывает о голосах, которые слышит. Недоверчивый Карл сначала устроил проверку девственности Жанны, потом в Пуатье ее допрашивали богословы. Там она предсказала четыре события: англичане снимут осаду с Орлеана, в Реймсе Карл будет коронован, Париж вернется под власть французского короля и, наконец, герцог Орлеанский вернется из английского плена. Карл соглашается дать Жанне армию, чтобы освободить Орлеан от рук англичан.

И вот Жанна, которую окрестили Девой, отправилась в Орлеан в доспехах и с мечом. Она послала англичанам сообщение о своем приближении и велела им покинуть Орлеан. Англичане отказались. Они видели в ней ведьму, дьявольский промысел. Для своей же армии Жанна, ведомая ее верой, стала божьей посланницей, вдохновляя отчаявшихся солдат. В ночь с 7 на 14 мая 1429 года Жанна одержала победу над англичанами, и эта новость распространилась по всей Франции. Он шла на Реймс, принуждая добровольно или силой подчиниться своей воле каждый город на своем пути. 17 июля 1429 года Карл был коронован в главном соборе Реймса в присутствии Жанны и получил имя Карл VII. Жанна д’Арк выполнила половину своей миссии. Ему еще оставалось войти в Париж.

Пленение, суд и казнь Жанны д’Арк

Затем Жанна д’Арк попыталась освободить Париж с благословения короля. Но эта попытка закончилась неудачей. 23 мая 1430 года в Компьене бургундцы захватили ее в плен и продали англичанам за 10 000 ливров. Ее отвезли в Руан, чтобы предать суду, и обвинили в ереси. Англичанам важно было дискредитировать ее, потому что ее харизма давала надежду французскому народу.

Дева Жанна предстала в Руане перед трибуналом, состоящим из 40 человек под председательством Пьера Кошона, епископа города Бове и сторонника англичан. Первое публичное собрание состоялось 21 февраля 1431 года в королевской часовне Руанского замка. 24 мая Жанна д’Арк отреклась от всех своих «заблуждений» и признала свои грехи. 30 мая 1431 года на площади Старого рынка в Руане ее заживо сожгли. До последнего момента король Карл VII не пытался вступиться за нее, хотя она помогла ему взойти на трон. Двадцать пять лет спустя вторым судебным разбирательством, организованным Карлом VII по просьбе матери Жанны и папы Каликста III, приговор был отменен, а Жанна д’Арк реабилитирована. В 1920 году папа Бенедикт XV канонизировал Орлеанскую Деву.

Заключение

Жанна д’Арк, поддерживаемая ее верой, не постеснялась нарушить условности своего времени и сражалась с английской армией, чтобы исполнить свою миссию. Ее жизнеописание местами приукрашено, но сама она занимает одно из главных мест в истории Франции. Трагическая судьба и тайна, которой окутана ее жизнь, вдохновили многих писателей (Шекспир, Джордж Бернард Шоу, Жан Ануй), режиссеров (Виктор Флемминг, Роберто Росселлини, Люк Бессон) и музыкантов (Верди, Чайковский).

Важные даты в жизни Жанны д’Арк

1412 год, 6 января ― рождение Жанны д’Арк
Героиня Франции Жанна д’Арк, прозванная Девой, родилась в Домреми. По ее словам, в возрасте 13 лет она услышала голоса, которые велели ей освободить Францию ​​во время Столетней войны от англичан и их союзников из Бургундии. Приняв сторону Карла VII (1428 г.), освободив Орлеан от английского гнета (май 1429 г.) и одерживая одну за другой победы, она открыла дорогу в Реймс, где возвела короля на трон (июль 1429 г.). Захваченная бургундцами у ворот Компьеня, она была продана англичанам, признана еретичкой и сожжена заживо в Руане 29 мая 1431 года. Реабилитированная Карлом VII, она была провозглашена блаженной в 1909 году, канонизирована в 1920 году, и день ее памяти отмечается 8 мая.

1425 год ― в возрасте тринадцати лет она начинает слышать голоса
Она впервые слышит голоса. Она говорит, что эти голоса исходят от Бога, святого архангела Михаила, святых Екатерины и Маргариты.

1429 год, 29 апреля ― Жанна д’Арк входит в Орлеан
Юная дева из Лотарингии Жанна д’Арк, утверждавшая, что была послана Богом (провозгласить легитимность Карла и выгнать англичан из королевства), входит во главе армии в Орлеан. Город был осажден англичанами с октября 1428 года. Последняя армия Карла VII освободит Орлеан 8 мая 1429 года, а Жанна д’Арк приведет Карла VII к коронации в Реймсе 17 июля 1429 года. Затем он сможет вернуть свою страну и королевскую власть.

1429 год, 14 июля ― Коронация Карла VII
Карл VII коронован в соборе Реймса в присутствии Жанны д’Арк.

1430 год, 23 мая ― Жанна д’Арк арестована в Компьене
Жанна д’Арк, годом ранее сыгравшая решающую роль в освобождении Орлеана, была захвачена Жаном Люксембургом ― наемником, служившим герцогу Бургундскому, и продана англичанам за 10 000 ливров. Ее доставили ​​в суд инквизиции в Руане, судили за ересь, не дав защитника, и сожгли заживо в 1431 году. В 1456 году ее реабилитировали.

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...