Леонардо да винчи философия эпохи возрождения. Леонардо да винчи. Ничего не предполагать, вопросы важнее


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Леонардо да Винчи как философ

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи (родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, последние годы жизни - во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Философские воззрения Леонардо, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого, оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега - мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками - учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

Ненасытно-любознательный подход к жизни и неистребимая жажда учения -- это начало всех начал, первый шаг на пути познания. Потому что желание знать, учиться и расти -- это своего рода электростанция всякого знания, мудрости и новых открытий.

Научиться мыслить самостоятельно и высвободить свой ум из-под гнета довлеющих над ним ограничений -- а таковыми являются наши заскорузлые привычки и предвзятые мнения. Слово Dimostrazione Леонардо применял именно для того, чтобы подчеркнуть, сколь важно для каждого из нас учиться самому, опираясь на свой собственный, сугубо практический опыт.

Умение видеть, слышать, чувствовать. А теперь ненадолго углубитесь в себя и постарайтесь припомнить, сколько раз на протяжении последнего года вы ощущали себя подлинными -- живыми и настоящими? Возможно, в эти минуты ваши чувства как-то особенно обострились. Третий принцип -- Sensazione -- заключается именно в том, чтобы сознательно и систематически утончать, шлифовать и оттачивать пять чувств, данных вам от природы. Леонардо полагал, что совершенствование нашего сенсорного сознания -- умения видеть и слышать окружающий мир -- дает нам в руки самый надежный ключ к обогащению нашего чувственного опыта.

По мере того, как в вашей душе будет пробуждаться живое, ребяческое любопытство и неуемная жажда задавать «детские» вопросы, -- вам все чаще и чаще придется побеждать неуверенность, сражаясь с вашими злейшими врагами -- замешательством, неопределенностью и внутренней раздвоенностью. Принцип номер четыре -- Sfumato -- послужит вам надежным компасом в вашем стремлении получше освоиться с неизвестным и подружиться с парадоксом.

Дабы из неуверенности и смутной неопределенности родилась гармония и творчество, нужно применить принцип номер пять, Arte-Scienza, или то, что мы теперь именуем целостным мышлением. Как полагал Леонардо, становление нашей внутренней гармонии не должно ограничиваться одной лишь сферой нашей психики.

Нам нужно стремиться к гармоничному взаимодействию тела и ума.

Именно Connessione связывает все воедино.Это способность:

выстраивать схему событий

улавливать системные взаимосвязи и глубинное родство между различными вещами и явлениями.

Это стремление уяснить, каким образом ваши мечты, ваши цели и ценности, самые возвышенные идеалы и устремления могут сплестись в единую, прочную ткань вашей будничной жизни.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

1 Опыт - активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука - полководец, практика - солдаты».

2 Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек - это деятель. Природа - это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель, но у природы - творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное. философский винчи художник ренессансный

Человек - «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины -- опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить -- значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Мудрость есть дочь опыта.

Счастье достается тому, кто много трудится.

Живописец спорит и соревнуется с природой.

Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.

Опыт есть истинный учитель.

Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса.

Полюбить можно лишь то, что знаешь.

Лучше быть лишенным уважения, чем устать приносить пользу.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.

Кто не ценит жизни, тот не достоин ее.

Где кончается надежда, там возникает пустота.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм в системе взглядов Леонардо да Винчи, проникновение его исследовательской мощи во все области науки и искусства. Реалистические тенденции в подходе к миру и человеку.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители. Леонардо да Винчи, Галилей, Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Философия эпохи Возрождения. Отход от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Мышление в эпоху Ренессанса. Проблематика психологических изысканий. Смысл научной деятельности по мнению Леонардо да Винчи. Гуманизм в эпоху Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2013

    Исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса. Политические, социальные предпосылки развития науки, черты гуманистического мировоззрения. Вклад Леонардо да Винчи в разработку и обоснованию научного опыта.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Философия эпохи Возрождения, ее общая характеристика, основные черты. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Проблема рациональности как одна из центральных в современной философии. Типы рациональности.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций. Становление национального самосознания. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении духовной идеи народа.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Постоянство энергии во Вселенной и связанные с этим закономерности. Теория Леонардо да Винчи о неподвижности Солнца и ее опровержения согласно современным исследованиям. Варианты решения проблемы перегрева и увеличения насыщенности атмосферы влагой.

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателей эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи (родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни - во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“. Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен, прежде всего, как проявление определенных тенденций ее развития. Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения.

Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега-мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире. Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо - попытка создания нового метода познания.

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание будь то полученное из откровения и из Священного писания Знание богословов. Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки - разноголосица мнений, обилие споров. Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании - недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» - монахов и священников. К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов».

Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом. Обращение к опыту как источнику познания - не декларация. Скорее напротив - оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо - наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя.

Смысл и величайшая ценность наследия Леонардо для потомков в том, что оно неоспоримо подтверждает безграничные возможности человека, наделенного духом и разумом, творить, продолжать процесс сотворения мира. За свои 67 лет он сумел быть художником, архитектором, ученым во многих отраслях (механике, математике, анатомии, астрологии, геодезии). Научные интересы Леонардо были безграничны. Его заметки отражают занятия автора математикой и физикой в различных ее ответвлениях (механикой, оптикой, гидравликой), астрономией, геодезией и картографией, ботаникой, физиологией и анатомией. Эпоха Леонардо была не готова использовать все его прозрения в области техники, однако инженерная практика через 250-300 лет после жизни Леонардо подтвердила правоту и гениальность его разработок.

Леонардо да Винчи неотделим от своей родины -- Италии и своей исторической эпохи -- эпохи Возрождения, ставшей уникальной главой в истории европейской и мировой цивилизации. Имя Леонардо в числе имен тех, кто эту эпоху воплотил и впоследствии стал ее символом.

  1. Введение;
  2. Общая Характеристика Великой Эпохи;
  3. Леонардо Да Винчи, о нем;
  4. Философия Леонардо Да Винчи;
  5. Заключение;
  6. Список литературы.

1.Введение.

«Величайший прогрессивный переворот» каким явилась, по определению Ф.Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов» , была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томазы Компанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли 14- 15 вв 1 .

Титаническая фигура Леонардо да Винчи справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.. Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания.

Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателей эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи

"Взгляни на свет и вглядись в его красоту. Мигни глазом, глядя на него, - тот свет, который ты видишь, раньше не был, и того, который был, теперь уже нет. Что его воссоздает, если создатель непрерывно умирает?" 2

Поразительная фраза, подобных которой немало в записках Леонардо да Винчи, но, главное, в ней приоткрывается тайна восприятия бытия, мира, космоса этим, в общем-то, закрытым для окружавших его людей, мыслителем.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития. Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, художественного творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.

2. Общая характеристика великой эпохи

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания. 3

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. 4

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».

Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественнонаучные и медицинские эксперименты.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку. 5

Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело (в т.ч. обнаженное), классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.

В Италии зарождались капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами. 6

Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения гуманистов означал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей.

3. Леонардо да Винчи, о нем

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), между Флоренцией и Пизой, 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса, которому едва ли исполнилось 23 года и крестьянской девушки Катерины. В 1457году отец забирает Леонардо в поместье Винчи и вскоре женится на другой девушке. Воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете.

О первых годах обучения известно мало. В 1470 , или чуть позже Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 году Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 году он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером. 7

К 1480 году Леонардо да Винчи уже получал крупные заказы, однако в 1482 году он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску "Тайная вечеря" и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 году Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513 году, как и в 1499 году, его покровители были изгнаны из Милана.

Леонардо да Винчи уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили.

Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно "Тайной вечерей" Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 году Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков. 8

Леонардо да Винчи полностью отдавался своей работе. В описании Вазари работ Леонардо явно ощущается восхищение к нему, он говорит, что «ни один божий талант не смог бы создать ничего более совершенного». В работах да Винчи наблюдается абсолютная точность, любовь к деталям, внимательность к самым незначительным мелочам – он прорисовывал и оживлял каждую мелочь. Естественнонаучные познания художника начинают уже соединяться в какие-то замысловатые фантазии, реальные в своих подробностях, химерические по своей сложности и, быть может, вполне современные для Ренессанса по своей внешней теме. Иногда в таких темах Леонардо да Вирнчи возвышался до неслыханной виртуозности, достигая ошеломляющий эффект. Так, он сделал голову Медузы – с необычайным сплетением змей вместо волос, не поддающимся никакому описанию. «Можно сказать с полной уверенностью, что змеи казались эти столь же живыми, как вода, травы и животные в других его юношеских опытах». 9

Однажды Петро да Винчи, отец Леонардо передал сыну круглый щит из фигового дерева с просьбой расписать его по своему усмотрению. Леонардо тщательно обработал поверхность щита, залил ее гипсом и стал придумывать что бы изобразить на нем особо страшного и чудовищного. Он собрал в своей рабочей комнате, куда никто не допускался огромное множество ящериц, бабочек, сверчков, омаров, летучих мышей. Из всех этих животных он сделал одно невероятное сочетание, представив страшное чудовище, которое изрыгает яд из пасти, огонь из глаз, дым из носа. Мастерская художника наполнялась удушливым смардом от издыхающих живых тварей, но Леонардо не чувствовал этого, - «из великой любви к искусству». Когда отец Пьер Винчи увидел результат стараний сына – он с ужасом отшатнулся.

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

Выбор редакции
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...

«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...

Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...

Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...
История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...
Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...
Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...