Люди дна - характеры и судьбы М. Горький На дне. Бездушие четы костылевых


Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, - жизнь босяков. В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги». Босяки жили в нищете, но в их жизни не было места мещанству, с которым всю жизнь боролся писатель. Он противопоставляет обитателям ночлежки их хозяев - мужа и жену Костылевых.

Владелец ночлежки Костылев, которому пятьдесят четыре года, свою алчность и скупость прикрывает деланной набожностью. Даже по ночлежке он ходит, напевая «что-то божественное». Но на самом деле все это лицемерие - он пытается у обездоленных, несчастных людей отобрать последнее: «Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...» - говорит он Клещу, который всеми силами пытается выбраться из ночлежки, не понимая, что этот кровосос отберет у него все до копейки. Свою жадность Костылев объясняет религиозностью: «А я на тебя полтинку накину, маслина в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Когда Актер, выслушав похвалы Костылева за доброту к Анне, просит уменьшить его долг, Костылев отвечает: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...» Несмотря на все свое лицемерие, Костылев не может скрыть своей грубости и стремления унижать подвластных ему людей. Обращаясь к Наташе, он говорит ей: «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?»

Характер Костылева сразу же разгадал старец Лука: «Ежели тебе сам господь Бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..» Все равно-никакого толку не будет... как ты есть - так и останешься...» Все ночлежники ненавидят Костылева, для них он не человек, а какое-то гадкое насекомое, и поэтому смерть хозяина ночлежки от руки Пепла закономерна, хотя произошла случайно. Васька Пепел не хотел убивать его, зная, как к этому стремится Василиса, чтобы получить деньги своего мужа.

Сама Василиса не прикрывает своей грубости и жадности ни напускным смирением, ни религиозностью. «Души в тебе нет, баба», -говорит ей Пепел. Она зверски избивает свою сестру, подговаривает Пепла убить своего мужа, обещая ему в этом случае отдать Наташу в жены. Василиса еще хуже своего мужа, потому что она умная и ловкая, и з конечном счете все происходит так, как она и замыслила: она обварила Наташе ноги кипятком, опрокинув на нее кипящий самовар, началась суматоха, в которой Пепел, поддавшись общей панике, ударил Костылева и одним этим ударом убил его, сам не желая этого. Василиса добилась своего, более того, она внушила Hafaiue мысль, что Пепел заодно с ней. Обсуждая эти события, ночлежники считают так: «Василиса- вывернется! Она- хитрая. А Ваську - в каторгу пошлют...»

Костылевы относятся к тем людям, про которых Сатин говорит, что они «живут чужими соками». «Хозяева жизни» в пьесе М. Горького «На дне» живут за счет тех людей, которые не могут бороться за себя, за свои права, а такие, как Костылевы, толкают их еще дальше, еще ниже, чтобы никогда люди «дна» не выбрались на поверхность, не осознали свое человеческое достоинство, не смогли встать на борьбу.

Костылев является персонажем произведения Горького «На дне». Он работает в ночлежке, где, по сути, и происходит непосредственно действие пьесы. Он является мужем хитрой и лицемерной девушки Василисы, которая живет с ним исключительно ради денег и ждет скорейшей его кончины. Между ними довольно большая разница в возрасте.

Самого Костылева нельзя назвать положительным героем. Он очень любит деньги, труслив, готов на любые поступки, чтобы получить выгоду.

Его жена Василиса изменяет ему с Васькой Пеплом. Костылев знает об этом, он хочет внезапно застукать их вдвоем, но обстоятельства не складываются так, как ему нужно. Всякий раз Василиса выкручивается из любой ситуации. Она даже предлагала своему любовнику убить Костылева, но тот влюблен в ее сестру, поэтому не готов на такие жертвы ради Василисы.

Самое парадоксальное в этой ситуации то, что Костылев не может достать жену с любовником не оттого, что боится не выдержать психологически, а потому что он понимает, что ему необходимо защищать себя и вступать в драку с любовником, а он из-за своей трусости продолжает оставаться в унизительной роли обманутого мужа.

Его трусость подтверждает ситуация, когда Пепел ругает Костылева, а тот, в свою очередь, со страхом удаляется, не пытаясь за себя постоять.

Он по-зверски обращается с людьми. Даже над сестрой жены он позволяет себе издеваться, упрекать, унижать. Не просто так так несмешливо и несерьезно к нему относятся постояльцы. При этом Костылев очень часто говорит о любви к людям, очевидно, его слова ничего не стоят. Живет он не только на деньги, которые получает за ночлежку, а за то, что продает краденное у Пепла.

Костылев говорит о вере в Бога. Скорей всего эта вера также вырастает из страха быть наказанным за все свои проступки и промахи. Большинство постояльцев терпеть не могут Костылева, да и это неудивительно. Это чрезвычайно жадный и жестокий человек, лишенный всяческого чувства сострадания и любви к ближнему.

Жизнь у Костылева обрывается внезапно и неожиданно. В момент очередной перепалки с сестрой Василисы Наташей, которой обожгли кипятком ноги, Пепел решил заступиться за бедную девушку и убил Костылева.

2 вариант

Одним из главных героев повести Максима Горького «На дне» считается Костылев. Все основные действия и события происходят в ночлежке, где и работает наш персонаж. У него есть супруга Василиса. Она очень хитрая, наглая и лицемерная девушка. Она вышла замуж за Костылева из-за его денег, а не по любви. Василиса с нетерпением ждет кончины своего «горячо любимого» супруга. Между мужем и женой имеется значительная разница в возрасте.

Костылев не является положительным персонажем. Мужчина безумно любит деньги. Он готов делать все, что угодно ради получения своей выгоды. Костылев трусливый и полый человек.

Василиса, не стесняясь, изменяет своему престарелому супругу с Васькой Пеплом. Костылев подозревает о нечестности жены. Мужчина хочет застукать их на горячем, но обстоятельства не позволяют этого сделать. Василиса с легкостью выкручивается и мастерски оправдывается в любой ситуации. Женщина неоднократно предлагала Ваське Пеплу убить своего законного супруга. Но, любовник не готов пойти на такой серьёзный поступок ради прихоти Василисы.

Можно сказать, что Костылев боится обнаружить свою жену с любовником. Все это потому, что пожилой мужчина не хочет начинать скандал с вытекающей из него потасовкой. Костылев боится, что Васька Пепел окажется сильнее него. Он настоящий трус. Ради того, что бы не получить тумаков, Костылев продолжает оставаться в унизительном положении обманутого супруга.

Есть еще одно доказательство трусости Костылева. Это ситуация когда Васька кричит на него, а он вместо того, что бы осадить и поставить на место Пепла в ужасе покидает помещение. Костылев даже не попытался за себя заступиться.

Пожилой мужчина очень плохо относится к окружающим его людям. Он часто издевается над своей супругой. Костылев унижает ее и прилюдно оскорбляет. Постояльцы дома относятся к мужчине не серьёзно, иногда даже издеваются над ним. Костылев часто обманывает людей, говоря им, что очень их любит. Это настоящая ложь. Помимо основного дохода (аренда за комнату в ночлежке) у Костылева есть еще дополнительный. Он торгует ворованными вещами, которые приносит ему Васька Пепел.

Костылев рассказывает всем, что он верующий в Бога человек. Но в это могут поверить только те люди, которые его плохо знают. За своей верой он скрывает страх быть наказанным высшими силами за гнусные поступки и промахи. Многие люди, которые живут в ночлежке, искренне ненавидят Костылева. Он зарекомендовал себя жадным, озлобленным, порой жестоким человеком. У него отсутствуют чувства жалости, сострадания и любви.

В итоге Костылев умер внезапно. Его убил Васька Пепел за то, что пожилой мужчина решил в очередной раз поиздеваться над инвалидом Наташей (сестра Василисы). Герой Костылев вызывает у читателей неприязнь. Это сугубо отрицательный персонаж.

Сочинение Костылев в пьесе На дне

Михаил Иванович является одним из главных героев в пьесе "На дне". Этот мужчина является обладателем ночлежки, в которой собрались все очередные герои. Они относятся к бедным. И именно в этом месте происходят все дальнейшие события от начала пьесы и до конца.

Так же главный герой имеет жену, но у них нет взаимопонимания. Как выясняется, Василиса даже хотела убить своего мужа. Да и любовник у нее был, не счастлива она была с Костылевым. Главному герою пятьдесят четыре, а его жене двадцать шесть. Вот она и нашла ему замену помоложе, а именно Василия.

Главный герой достаточно эмоциональный человек, читатель замечает это, когда главный герой начинает топать ногами, издает визгливый крик. Но также Михаил Иванович имеет такое качество, как хитрость, сам автор это выделяет. Да и как говорил Сатин, по его мнению, Костылева никто не любит, кроме конечно черта. Все в этой ночлежки считают владельца плохим человеком, даже жена его называет ядом. Василиса считает, что он впился в нее, как тот клоп, уже как четыре года. И так же просит Ваську, чтоб он дал ей свободу, и помог убить ее мужа. Но он не согласен на такое, ведь он не настолько плохой человек, и хочет счастливой жизни с Наташей.

Костылев выкупает у Пепла украденные вещи, и когда же ему это сказали, он категорически отказывается от этого. Но Михаил прекрасно знает правду и их местный полицейский. А так же главный герой догадывается о похождениях его жены, так как такие слухи давно ходили. Но так же каждый раз, когда хочет их застать, никак не получается. Так же он очень жадный человек. Это подтверждается в том, что он сдавал милиции Василия, но при этом имея с ним общее дело. Как стало потом известно, главный герой ходит в церковь вместе со своей женой. Василису он совершенно не уважает, она могла услышать в свой адрес оскорбительные слова. И даже можно сказать, он к ней цепляется за самые различные мелочи. И так же вместе со своей женой издевается над ее сестрой - Наташей. И относится к ней как к своей служанке. Так же ее избивают, родная же сестра Василия. И получается так, что заступиться никто и не может, что самое обидное в этой ситуации. Но находится такой парень, как Василий, но и для него это оказывается тяжело.

Костылев не замечает за собой свои же поступки. Ведь утверждает, что Клещ плохо относится к своей жене. Что же при этом происходит, главный герой сам же так делает. В конце у него происходит случайная смерть. Василий не хотел его убивать, но получилось так, что он его ударяет. И этот удар происходит очень сильный, что после него происходит смерть главного героя.

Пепел отправляется в тюрьму, как и Василиса, ведь она является его помощницей в этом деле. Его жена это все из начально предлагала, но получилось все случайно.

  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 8 класс и 3 класс

    Картина похожа на мечту. Название такое – «новая». И всё немного размыто, как во сне или в мечте. Здесь много солнца. Цвета все светлые. Наверное, на картине лета. Вот только нет зелени – парков.

  • Я проснулся было чуть светло, потом я посмотрел на часы, которые стояли на тумбочке, было 9 утра. Я встал быстро, оделся, подошел к окну и увидел, что за окном падает большими хлопьями снег

  • Герои повести Олеся Куприна сочинение краткая характеристика персонажей

    Основными персонажами произведения являются Иван Тимофеевич, представленный в образе молодого дворянина, и Олеся, изображенная писателем в качестве простой крестьянской девушки.

  • «Хозяевами» в пьесе Горького «На дне» можно считать Костылева и его жену, «бой- бабу» Василису.

    Знакомство читателей и зрителей с хозяином ночлежки Костылевым начинается в первом акте драмы. Он разыскивает свою жену Василису. Она встречается с Васькой Пеплом. Костылеву прекрасно об этом известно, но есть одно «но». Он, при всей своей грубости и бесчеловечности, труслив. Другой мужчина давно бы, раз и навсегда, покончил с этой унизительной для всякого мужа ситуацией, поставил бы на место любовника своей супруги. Но вот парадокс: Костылев боится застать их вместе. И не потому, что ему будет больно увидеть любимую в объятиях другого (о любви здесь и речи нет), а оттого, что ему придется (дабы его не сочли трусом) драться с оскорбителем. Но Костылев боится отчаянного Ваську. Вот он и делает вид, что ему ничего неизвестно о любовной связи жены.

    Ярко иллюстрирует трусливость этого человека такой эпизод: Пепел встряхивает Костылева, разгневавшись, что он потревожил его покой. И что же Костылев? Он напоминает перепуганного зайчонка: «Да… мне – ничего…я уйду…»

    Костылева в ночлежке ненавидят. Да к нему и нельзя относиться по-другому. Он хитер, жаден, а свою жадность прикрывает высокими словами о доброте. Смысл его слов сводится к тому, что доброта превыше всех благ, поэтому он, как хороший человек, не может равнять доброту с деньгами. Доброта – одно дело, денежный долг – другое: «Разве доброту сердца можно с деньгами равнять?»

    Костылев – человек набожный. Но, как мне показалось, не из любви к Богу, а опять- таки из чувства страха, страха перед тем, что Бог его покарает. Так, беря полтинник с Клеща, он подчеркивает, что на эти деньги он маслице в лампадку купит, то есть употребит их на Бога, не для своих нужд: «А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…И на меня жертва пойдет, и воздаяние грехов моих, и за тебя тоже».

    Костылев говорит о любви к ближнему: «А я вас всех люблю…Я понимаю, братия вы моя ненаглядная, никудышная, пропащая…». Какие высокие слова, какие красивые, но грош им цена! Он чем-то напоминает Иудушку Головлева, героя Салтыкова–Щедрина…

    Костылев по отношению к людям – лютый зверь.

    Над младшей сестрой своей жены, двадцатилетней Наташей, он в открытую измывается: заставляет прислуживать себе, словно она крепостная, унижает словами «нищая», «дармоедка», «свинья»… И попрекает каждым куском хлеба.

    Костылев за копейку продаст человека…Копейка- это как бы красная цена Костылеву-человеку, точнее - его человечности.

    Жене Костылева, Василисе, двадцать шесть лет. Она очень молода, муж вдвое старше ее. Василиса появляется в ночлежке с руганью и бранью в адрес обитателей. Но мне показалось, что эта суровая, грубая женщина на самом деле очень несчастна.

    В семейной жизни она глубоко несчастливая. «Он в меня, как клоп, впился, четыре года сосет!» - говорит она о супруге. Конечно, эта неудавшаяся женская судьба привела к желанию найти душевное тепло на стороне. Так и появился в ее жизни Васька Пепел. Но и этот человек счастья ей не принес. Он предпочел чистую, честную Наташу…

    Да и Василиса не то чтобы любила Ваську, она любила в нем скорее свою надежду. С Васькой Василиса связывала свою надежду выбраться из опостылевшего ей омута, освободиться от ненавистного мужа: « И, может, я не тебя, Вася, любила…а надежду мою, думу эту любила в тебе… Понимаешь? Ждала я, что вытащишь ты меня…».

    Желание Василисы вырваться из грязного мира, стремление уйти оттуда, где царят разврат, не смолкает ругань, нельзя осуждать. Но она не мечтает о чем-то высоком, как, например, тот же Васька, ее мечты пошлые, приземленные…

    Женщина – олицетворение женственности, красоты, любви, семейного уюта, материнства…Но только не Василиса. Она мечтает о том, чтобы убить ненавистного супруга не столько ради освобождения от унижений и побоев Костылева. Немалую роль в принятии этого решения сыграли деньги, которыми владеет супруг. Эта хладнокровная женщина подговаривает любовника на убийство. Она калечит собственную сестру, обварив ей кипятком ноги. Нет, Василиса не любит Ваську, но задето ее самолюбие.

    И какую меткую характеристику дал ей Васька Пепел: «…души в тебе нет, баба…В женщине – душа должна быть…Мы – звери… нам надо…надо нас – приучать…»

    И вот Васька убил Костылева. И эта страшная женщина кричит: «Убили! Мужа моего…вот кто убил! Васька убил! Я - видела! Голубчики – я видела! Что - Вася? Полиция!».

    Василиса хочет вырваться со дна жизни, завладев деньгами мужа, и жить на них безбедно. Но ведь это грязные деньги, нажитые на страданиях обездоленных людей…

    Таковы хозяева в пьесе «На дне»: грубые, жестокие, бесчеловечные…

    Небольшое произведение М. Горького «На дне» рисует широкую картину жизни самых обездоленных слоев населения России. Вниманию читателя представляются разные судьбы, противоречивые характеры обитателей ночлежного дома. Особняком стоят образы хозяев жизни, собственников приюта бездомных супругов Костылевых.

    Первое знакомство

    Пятидесятилетний мужчина — хозяин ночлежки, сырого темного подвала, где находят приют нищие бездомные бродяги. Костылев наживается на несчастье попавших в беду людей. Под стать мужу двадцатипятилетняя супруга Василиса Карповна, беспринципная жадная женщина, изменяющая мужу с Васькой Пеплом.

    Отношение окружающих

    Хозяин ночлежки ненавистен постояльцам. Громкий визгливый голос, скандальный характер вызывают раздражение, неприязнь, страх.

    Актер называет его пройдохой. Сатин — нечистой силой. Васька Пепел брезгует марать об него руки. Молодая жена сравнивает супруга с ядовитым клопом.

    Характеристика

    Костылев — натура лживая, двуличная. Выставляя себя честным человеком, скупает краденые вещи. Чтобы избежать наказания, предает подельника Ваську Пепла. Религиозность ограничивается страхом неотвратимой божьей кары.

    Жадный, трусливый хозяин жизни избивает жену, но боится связываться с ее любовником. Собственная безопасность ценится им дороже честного имени.

    Доброе отношение, забота о ближнем — пустые слова, прикрывающие жестокость, бесчеловечность Он издевается над беззащитной Наташей, младшей сестрой Василисы. Заставляет выполнять тяжелую работу, попрекает куском хлеба. Выбивает последние гроши из постояльцев.

    Деньги для Костылева — главная ценность. Ради них он готов совершать подлости, становиться предателем, обманывать, унижаться. Гибель хозяина воспринимается как заслуженная кара. Ночлежники жалеют убийцу, Ваську Пепла, а не жертву.

    Среди многочисленных персонажей пьесы нет положительного героя. Автор наделяет каждого обитателя ночлежки недостатками и достоинствами. Михаил Иванович Костылев — резко отрицательный персонаж, в котором отсутствуют положительные качества характера.

    Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

    История создания пьесы

    Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

    Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

    Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

    Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

    Основной сюжет произведения

    Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

    Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

    Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

    Анализ пьесы

    Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

    Сатин и Лука

    Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

    Другие персонажи

    Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

    Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

    Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

    Главные герои

    Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

    Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

    Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

    Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

    Заключение

    Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

    Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

    Выбор редакции
    Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
    Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
    Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
    Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
    Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
    Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...