Люстры. Главный светильник в православном храме значение символов


Объединяет в себе несколько светильников разной конструкции и назначения. Самой большой люстрой в храме является паникадило - центральный светильник. Он украшен хрусталём, что помогает усилить свет свечей.

Для обычного прихожанина церковная люстра это ничто иное, как паникадило. До наступления XVII в. в России центральной люстрой во всех церквях назывался хорос, который выполнялся из металла или дерева и имел вид ориентированного горизонтально колеса со свечами или с лампадами. Хоросы в церкви подвешивались под куполом на цепях, либо крепились к боковым стенам.
Впоследствии более совершенным светильником в церкви стало паникадило. Оно вошло в церковный быт с XVII века. Церковные паникадила стали выполнять в том числе и многоярусными, ориентируясь при этом на отдельные числа – три, семь, девять, либо двенадцать. Но определенного значения для количества ярусов церковной люстры нет, ведь не существует и точного количества чинов у божественных небесных существ, чью иерархию символизирует ярусное размещение.

В церкви паникадило подвешивается под центральным куполом и имеет, как правило, больше двенадцати светильников. Но есть разновидности паникадила (именуемые поликандила). Они размещаются в боковых церковных приделах или в небольших приходах и имеют семь-двенадцать светильников. Внешне паникадило напоминает дерево, в котором от центрального ствола (или стержня) расходятся кронштейны со светильниками. Внизу паникадило венчает сфера, называемая золотым яблоком - оно как бы растет прямо под ветвями основы паникадила и символизирует собой плод небесной мудрости и благодати.

Получается, что конструкция паникадила объединяет достоинства всех высших чинов, принадлежащих к ангельскому воинству – Серафимов, Херувимов и Престолов. Каждое из церковных паникадил своеобразно по своей конструкции и структуре. Ярусные кольца могут быть украшены, например, орнаментом, состоящим из листьев, цветов и побегов, или фигурами ангелов и святых. При этом каждый из элементов конструкции несёт в себе сакральное значение и поэтому выполняется при работе особенно тщательно. На сегодня основным материалом при изготовлении церковных люстр служат медные сплавы (обычно бронза), а также хрусталь, слоновья кость, либо натуральный камень.

Производство и продажа люстр для церкви

Люстрам в храмах всегда отводится большая роль, ведь они являются источником света. В наших мастерских сегодня можно заказать люстры любого размера, которые обязательно станут достойным украшением храма или небольшой деревенской церкви. Опытные мастера готовы выполнить люстры из различных материалов, как по типовым проектам, так и по эскизам, нарисованных заказчиком. При создании мы большое внимание уделим качеству каждой детали, поэтому наши люстры прослужат долго, радуя прихожан своим изысканным видом и соответствием церковным канонам.

В нашей компании можно приобрести готовые церковные люстры, созданные самыми опытными мастерами. В их производстве использованы традиционные технологии литья, которые позволяют нам делать люстры, способные украсить большие храмы, часовни, небольшие деревенские церкви. Мы предлагаем покупателям люстры различных размеров, созданные с учетом канонов и традиций. Они рассчитаны на различное количество ламп, разные модели могут органично дополнять друг друга. Все люстры созданы на основе лучших образцов, которые украшают сегодня известные храмы нашей страны.

Церковная люстра (с французского lustre — блеск), по сути, мирское название, объединяющее в себе ряд церковных светильников разного назначения, способа крепления, символики, конструкции. Такое название вместо чисто церковной терминологии появилось с «легкой руки» французских мастеров, оснастивших церковный центральный светильник - паникадило - хрустальными украшениями, усиливающими свет свечей.

Различают боковые светильники лампадарии и канделабрумы, переносные лампионы, большое число разных форм напольных светильников, среди которых особое значение имеют древняя «вощаница» («тощая свеча», сегодня из дерева или металла), украшаемая искусным орнаментом изображений святых, лампады, устанавливаемые перед иконами, и, безусловно, семисвечник, располагаемый прямо за престолом в алтаре и символизирующий райское мировое дерево жизни.

Конструктивное исполнение каждого светильника чрезвычайно сильно связано с церковной символикой и обрядами. Так, «семь церквей, семь духов Божиих» и описание в Ветхом Завете определили количество свечей и стилистическую форму семисвечника. А сложные витые формы других светильников символизируют «ангельское воинство» и подчинены «высшей иерархии».

Для рядового мирянина церковная люстра это паникадило, или его более древняя форма - хорос. До XVII века в России центральной люстрой в церквях и храмах был хорос, выполняемый из дерева или металла в виде горизонтально ориентированного колеса с лампадами или свечами. Хоросы подвешивались на цепях под куполом церкви или крепились цепями к боковым стенам.

Более совершенным в контексте конструкции и символики стало прочно вошедшее в российские церкви и храмы с XVII века паникадило. Церковные паникадила выполняют одно- или многоярусными, придерживаясь при устройстве ярусных систем значимости отдельных чисел - один, три, семь, девять, двенадцать, хотя определенного значения количества требуемых в церковной люстре ярусов нет, поскольку «нет и точного количества чинов небесных существ…», иерархию которых символизирует ярусное размещение.

Паникадило устанавливается (подвешивается) под центральным куполом церкви и обычно имеет более двенадцати светильников, хотя есть его разновидности, называемые «поликандило», размещаемые в боковых приделах или небольших приходах, церквях и оборудуемые семью-двенадцатью светильниками. По форме паникадило напоминает дерево, от центрального ствола-стержня которого расходятся «растительного» вида кронштейны со светильниками, формирующие ярусную структуру. Снизу венчает паникадило сфера - золотое «яблоко», которое, как бы растет под ветвями паникадила и символизирует плод небесной благодати и мудрости.

Таким образом, в конструкции паникадила стараются объединить достоинства высших чинов ангельского воинства - Серафимов «пламенеющих, или горящих», Херувимов с их качественной чертой «обилия познания, или излияния мудрости», Престолов, возвышающихся «над всем дольним» и стремящимся «в горение».

Каждое паникадило уникально по структуре и конструкции. Кольца ярусов могут быть украшены, как орнаментом из листьев, побегов и цветов, так и фигурами святых и ангелов, причем буквально каждый элемент конструкции имеет сакральное значение и поэтому выполняется со всей тщательностью согласно существующему церковному представлению об оригинале. Основным материалом для изготовления церковной люстры сегодня продолжают оставаться сплавы меди (чаще всего бронза), хрусталь, слоновья кость или натуральный камень, заменившая воск и дерево при изготовлении символических фигур святых и ангелов.

Чаще всего на прочный металлический стержень, подвешиваемый к куполу церкви или храма, нанизываются изготовленные методом литья или ковки ярусы паникадила, а внизу традиционно располагают «золотое яблоко» из меди, которой придают эффектные цвета методами гальванического золочения или патинирования. Однако, хотя конструктивно паникадило может быть и несколько другим, что зависит от творческого потенциала разработчиков проекта, структурно оно выполняется в соответствии с установленными церковными канонами.

Работа по изготовлению церковных люстр чрезвычайно сложная, кропотливая, долговременная и требует не только практически идеального понимания церковной символики, но и четкого согласования действий разноплановых специалистов высшего уровня квалификации в своем профиле деятельности. Чаще всего священнослужители обращаются за помощью в создании уникального паникадила к специалистам ООО «Рестамп», на сегодняшний день лидирующего на потребительском рынке представителя петербургской школы декоративно-прикладного искусства и изделий из бронзы.

Ирина Редько
Фото Андрей Радкевича и из архива Андрея Анисимова

Лампы и свечи в храме - это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения свет выключают часто, а во время литургии никогда? Зачем во время Херувимской в Греческой церкви раскачивают хорос - главный светильник храма? О том, что символизирует свет в храме, рассказывали протоиерей , настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов.

Покаяние и ликование

Каждый, кто бывает на богослужении, замечал, что в разные моменты службы храм освещен по-разному: то горят все светильники, то половина, то гасятся все лампы и даже свечи. Объясняет протоиерей , настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве: «Всенощное бдение - это служба покаянная, приготавливающая нас к литургии, когда, исповедав свои грехи, мы можем принять прощение и милость Господа, причаститься Святых Христовых Тайн. А когда человек кается, он не должен быть ярко освещен». По Уставу свет на всенощной гасится на шестопсалмие, когда читаются покаянные псалмы Давида. На Афоне всенощную вообще принято служить в полной темноте - так удобнее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в притворе. Светильники там зажигаются только у иконы над Царскими вратами и у центральной иконы. И только на великие праздники на всенощной зажигается паникадило - главный светильник храма - со всеми свечами, причем только в определенное время: на полиелее (когда верующих помазывают освященным маслом), на хвалитных псалмах (псалмы, поющиеся в последней части утрени: «Всякое дыхание да хвалит Господа») и на пении величания. По словам прот. Сергия Правдолюбова, «слово “полиелей” имеет несколько значений. Иногда его переводят как “многомаслие” — “много зажженных масляных лампад”. Но мне ближе вариант «многомилостивый», и именно этот смысл отражает многократно звучащий во время полиелея припев: “Яко в век милость Его. Аллилуия”». До третьей песни канона, читаемого после полиелея, светят все светильники и паникадило, но к третьей песне гасятся свечи и лампады. Прот. Сергий Правдолюбов: «Это не оттого, что праздник кончился, а оттого, что по Уставу в этот момент полагается праздничное чтение из святых отцов или истории праздника. Происходит перемена состояния человека: он «переключается» на слушание, а потом все снова возвращаются к молитве, продолжается чтение канона, но свечи зажигаются, только когда начинается Богородичная песнь – “Величит душа моя Господа”. Возжигание свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почитания Пресвятой Богородицы».

На литургии же свет не гасится никогда: «Литургия - самое торжественное, самое великое служение, — поясняет прот. Сергий Правдолюбов. - По Уставу преп. Саввы Освященного Литургия по времени довольно короткая, не более часа двадцати. Но здесь надо учитывать, что литургией заканчивалось богослужение, продолжавшееся всю ночь. Если мы служим всенощную с восьми вечера - у нас так было в храме - и в десять часов утра заканчиваем, то литургия воспринимается как краткий торжественный аккорд в завершении всей молитвы. И окончание молитвы - это полные звуки, полное торжество, полный свет; литургия заслуживает такого света, потому что Христос есть Свет, «Солнце правды Христос Бог наш». Литургия никогда не бывает печальной, даже во время Великого поста она радостная и торжественная».

Радость и ликование праздничной литургии на Афоне выражается раскачиванием главного светильника – хороса. Это бывает на большие праздники во время пения Херувимской песни. «Хорос, - рассказывает архитектор Андрей Анисимов, - это древняя форма главного светильника в храме. Хорос представляет собой большое кольцо, на котором стоят лампады или свечи. (В России в последние века хорос заменило паникадило, на котором свечи или лампочки расположены ярусами.) Сам по себе хорос выглядит проще паникадила, но, когда начинает работать вся система, состоящая из нескольких хоросов, - это красота, фейерверк, праздник, ликование».

Тот, Кто приводит свет

По мнению Андрея Анисимова, «свет и организация пространства храма с помощью света — это задача церковного зодчего». Храм состоит из трех частей: притвора, центральной части и алтаря. В притворе совершаются начальные поклоны, начинается покаяние, откладываются житейские попечения, заботы. «Поэтому притвор принято делать слабоосвещенный, без больших окон и с минимальным количеством ламп и подсвечников для свечей, — говорит архитектор. — В древних храмах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) в центральной части окна расположены не ниже второго яруса стены и в барабане купола. Это связано с тем, что храм в вертикальном измерении делится на несколько уровней, они ярко видны в росписи: святые, ряд ангельских чинов, образ Христа-Вседержителя. И свет в православном храме может исходить только от преображенного человека, ангелов и Бога, поэтому окна делаются не ниже уровня росписей святых, ангелов и Господа». К тому же, как поясняет Андрей Анисимов, древние храмы имели очень толстые стены. Свет, проникающий через узкие окошки сверху, отражался от огромных откосов (в древнем зодчестве они назывались рассветами) и рассеивался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.

Второй источник света в храме - это алтарь. Алтарь - образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, - уточняет Андрей Анисимов, - древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному. Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря - это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря. Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму - к югу».

Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов. - Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма. После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, - в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется “Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить. Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении».

На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время. Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному - от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется “фотагогикон” — “светилен” по-русски. “Фотагог” означает “Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами. А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: “Слава Тебе, показавшему нам свет!”».

Свечка или лампочка?

Паникадило или хорос - главные светильники храма. В российской традиции на паникадиле принято изображать крест. На Афоне до сих пор при украшении паникадила применяются такие древние христианские символы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке. Все эти символы обозначают Христа, Церковь. «Паникадило (от греч. polykandēlos - состоящий из многих светильников) символизирует собой весь мир, весь космос, - объясняет прот. Сергий Правдолюбов. - Зажженное паникадило - знак участия всего народа, всех православных христиан в торжестве».

Кроме большого паникадила бывают еще боковые паникадила, лампады у икон и подсвечники с лампадами, стоящие отдельно. Традиция подвески лампад везде разная: у греков лампады висят выше лика святого, у нас - ниже. Существуют различные подсвечники: латунные, деревянные с песком… Древние подсвечники были деревянные, изящно расписанные.

Сегодня кроме естественного освещения — солнца, свечей и лампад - храм освящает электричество. Андрей Анисимов: «Конечно, в электрическом свете нет такой тайны, как в солнечном или от свечей, но тем важнее организовать электрическое освещение деликатно, без театральщины. Когда мы проектируем электричество, мы с батюшками выясняем, как они хотят светом управлять. Есть вариант реостатов, когда свет плавно угасает и плавно загорается. Есть вариант поярусного выключения света: вполсилы, в треть силы, в четверть силы. Делаем хоросы с лампочками или лампадами со светодиодами - если лампадка цветная, это достаточно деликатно смотрится. Есть варианты совмещенных хоросов: на кольце стоят электрические “свечки”, а внизу висят подвески с разноцветными лампадами. Но главное — помнить, что свет в храме не просто служебная функция, а символ радости и покаяния, торжества и победы над тьмой».

, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю - льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа - плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю - из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс , напрестольное Евангелие , напрестольный крест , дарохранительница , дароносица и лампада . В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого.
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом ”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест .

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник . Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами , а самый большой - воздухом . В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада , Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд , а также церковных сосудов и богослужебных книг.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница , дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви . Со временем перегородка превратилась в иконостас , а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами , потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей .
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма , которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя , слева - икона Божией Матери . Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь , а слева от иконы Божией Матери - северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами , так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой , т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников , в третьем иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах , т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей .
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном , т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви .
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна . Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады , хоросы , паникадила , церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник , который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча .
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник , который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма .

См. также " Виды храмовой утвари ", " Церковные облачения ", "Виды церковных облачений " .

Что собой представляют люстры для церквей ? Это несколько светильников разных назначений и конструкций, объединённых в одно изделие. Например, центральный светильник в церкви, то есть самую большую люстру в храме называют паникадило.

Такую люстру обычно украшают хрусталём, благодаря чему усиливается свет свечей. Низ паникадило увенчан сферой, которую именуют золотым яблоком. Оно символизирует для верующих плод благодати и небесной мудрости.

В храмах паникадило занимает место под центральным куполом, а численность его светильников начинается от двенадцати штук.

Однако и паникадило имеет свои разновидности, то есть люстрами для церкви считаются и поликандила (название разновидностей паникадило), размещаемые зачастую в небольших приходах или же боковых церковных приделах.

Такие люстры внешне очень напоминают ствол дерева, от которого в стороны расходятся кронштейны со светильниками, численность которых может варьироваться от семи до двенадцати штук.

Интересно, что люстры для церквей своеобразны и по своей структуре, и по конструкции. Например, ярусные кольца украшают фигурами святых и ангелов, или же обычным орнаментом из побегов, листьев и цветов.

Но при всём при этом, каждый из расписных элементов конструкции кроет в себе сакральное значение.

Купить люстру для церкви по низкой цене

Современность при изготовлении паникадил применяет такие материалы как слоновая кость, хрусталь, натуральный камень и медные сплавы (зачастую это, конечно же, бронза).

Вы должны знать, что в храмах люстрам отводится главная роль, в первую очередь из-за их первостепенной функции – источника света. Современные мастерские могут делать люстры любых размеров, и каждое такое изделие достойно украсит как маленькую деревенскую церквушку, так и большой храм.

Опытные мастера изготавливают люстры из разных материалов либо по типовым проектам, либо по нарисованным заказчиком эскизам. Главное при создании – это качество каждой детали. Наша компания предлагает вам посмотреть весь ассортимент и выбрать наиболее подходящую для вашего храма люстру.

Наша компания предлагает вам готовые люстры для церквей, которые создавались самыми опытными мастерами по традиционным технологиям литья. Эти изделия украсят часовни, большие храмы и маленькие деревенские церквушки.

У нас в каталоге есть модели всевозможных размеров на различное количество лампочек, но все они создавались с учётом традиций и канонов. Интересно и то, что любая модель может стать прекрасным дополнением к другой понравившейся вам модели.

Наши люстры создавались с оглядкой на лучшие образцы, которые уже десятилетия украшают самые известные российские храмы.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...