План конспект урока на тему натюрморт. План - конспект занятия по живописи: Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи). Занятие по живописи


Марина Андреева

Занятие по живописи

Перед детьми была постановка, содержащая кувшин, грибочек, баклажан, перчик и вишенки. Все это размещалось на зеленой драпировке без складок.

4 класс, возраст от 12 до 14 лет.

Цели занятия

1. Правильно разместить предметы на листе.

2. Правильно построить кувшин.

3. Передать цветовой тон в соответствии с натурой.

4. Развитие глазомера.

5. Развитие навыка соотношения предметов между собой для точной передачи размеров.

Теоретическая часть.

Некоторые дети в этой группе занимаются первый год, поэтому для них объяснение нюансов и требований к работе было особенно важно. Для более прочного усвоения материала, использовались сравнения, легкие для восприятия.

Например, каждый предмет располагается на своем месте и на определенном расстоянии от других предметов. Для этого объяснения использовался пример орбит, на которых располагаются планеты в солнечной системе.

Практическая часть.

Дети определили положение листа и приступили к размещению предметов на листе. Для начала определилась плоскость (стол, на которой будут размещаться предметы.

У каждого ребенка свои особенности видения натюрморта. Кто-то увеличивает предметы, кто-то мельчит. Кто-то смещает вверх, кто-то вниз, кто-то вправо или влево. Что бы этого избежать, детям рекомендовалось сделать мини-набросок в уголке листа.

Работа с цветом.

Что бы работа была целостной, работать с цветом нужно со всеми предметами сразу, а не по отдельности. Поэтому можно разделить работу с цветом на этапы.

1. Определение основного тона каждого предмета.

2. Выявление затемненных участков, светлых участков, бликов, теней на плоскости, на предметах.

3. Анализ каждого предмета с целью рассмотрения рефлексов и оттенков.

4. Завершающий этап. Обобщение предметов, работа с мелочами.

Итог

Дети заканчивают работу и вместе с учителем обсуждают моменты - что удалось, что нет. Важно похвалить каждого, за проделанную работу. Тем детям, которые занимаются первый год особенно важно понять, что у них все получается.

По завершению занятия становится понятно, что конкретно каждому ребенку удается больше, что меньше. На что в следующем занятии стоит сделать упор.

Готовые работы детей.



Публикации по теме:

Цель: Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость.

Конспект занятия «В лес за грибами и ягодами» для детей 4–5 лет Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром) На тему: «В.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «В лес за ягодами» для детей младшей группы Конспект игрового сеанса в познавательной области. Ознакомление с окружающим. Воспитатель:Мельничек С. В. 25 марта 2015г. Тема: «В лес за.

Корзина с овощами Недавно в нашем поселке Ахтырском, Краснодарского края был проведен праздник под названием "Адрес детства - Кубань". Здесь.

Мастер-класс предназначен для педагогов, родителей - для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Назначение мастер-класса: изготовление.

Ознакомление с петриковской росписью. Конспект НОД в средней группе «Веточка с ягодами» «Веточка с ягодами»Программные задачи: 1. Познакомить детей с Петриковской росписью. 2. Совершенствовать приемы пальчиковой живописи и.

Проект «Знакомство с овощами» Тип проекта: познавательный. Участники проекта: дети второй младшей группы, педагог, родители. Срок реализации:.

План-конспект открытого урока по теме

«Контраст дополнительных цветов. Декоративный натюрморт».

(Урок цветоведения в 1-м классе художественной школы).

Паскаль Елена Владимировна

преподаватель художественной школы

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

1. Обучающие:

Закрепить понятие «дополнительные цвета»;

Дать теоретические знания о взаимодействии дополнительных цветов;

Познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приемах стилизации;

Учить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции.

2. Развивающие:

Развитие чувства цветовой гармонии;

Содействие развитию внимания, умения слушать учителя;

Умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе над натюрмортом;

Умение получать большое количество оттенков цвета путем смешивания красок в ограниченной цветовой палитре.

3. Воспитывающие:

Воспитание аккуратности, умения слушать товарища;

Воспитание чувства единения, дружбы в коллективе.

Материалы к уроку (для учителя).

1. Таблица по смешению дополнительных цветов (методическое пособие).

2. Таблица «Основные пары дополнительных цветов».

3. Репродукции картин художников на контраст дополнительных цветов:

Андрей Рублев «Троица», Ван Гог « Подсолнухи», Анри Матисс «Танец», Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».

4. Фланелеграф и элементы натюрморта для составления композиции в цвете.

5. Детские работы(декоративный натюрморт), студенческие работы.

6. Репродукции декоративных натюрмортов: В. Лебедев «Натюрморт с палитрой и кувшином», Д. Штеренберг « Натюрморт с лампой и селедкой», И. Машков «Фрукты на блюде», Е. Абрамова « декоративный натюрморт».

Материалы к уроку для учащихся.

1. Гуашь, кисти, палитра, банка.

2. Подготовленный рисунок натюрморта.

3. Упражнение на смеси дополнительных цветов, выполненное ранее.

План урока.

1. Оргмомент, проверка готовности к уроку (2 мин).

2. Объявление темы и задач урока (2 мин).

3. Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад» (5 мин).

4. Беседа по сказке. Повторение понятия дополнительных цветов, их расположения в цветовом круге и взаимовлиянии(5 мин).

5. Объяснение новой темы о контрасте дополнительных цветов, показ иллюстраций по теме (10 мин).

6. Упражнение на свойство дополнительных цветов, выводы из упражнения (5 мин).

7. Беседа о декоративном натюрморте, его выразительных средствах и некоторых приемах стилизации (7 мин).

8. Упражнение на композиционное расположение цвета в натюрморте (3 мин).

9. Инструктаж по выполнению натюрморта в цвете (5 мин).

10. Самостоятельная работа: декоративный натюрморт в цвете (28 мин).

11. Выставка работ и их сравнительный анализ (5 мин).

12. Итоги занятия. Закрепление понятий (2 мин).

Ход урока.

1. Провести проверку готовности к уроку, отметить отсутствующих, проверить материалы и принадлежности, рисунок натюрморта.

2. Сегодня на занятии мы с вами вспомним о дополнительных цветах и их свойствах, узнаем еще об одном виде контраста - контрасте дополнительных цветов.

Вспомните, какие виды контраста мы уже знаем? (Контраст цвета, контраст светлого и темного, контраст теплых и холодных цветов).

Сегодня мы выполним в цвете натюрморт, рисунок которого мы выполнили на прошлом уроке, выполним еще несколько упражнений.

А сейчас я расскажу вам сказку про Кругоцвета и его волшебный сад.

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад».

В одном очень далеком волшебном царстве-государстве был у одного царя волшебный сад, где росли удивительно яркие цветы. Похожие на нас, людей. За цветами ухаживал садовник по имени Кругоцвет. Он очень любил свои цветы, поливал их, подкармливал, разговаривал с ними. Цветы жили в мире и дружбе, поддерживали друг друга, и от этого каждый цветок становился еще ярче и наряднее в своем разноцветном наряде. Бабочки каждый день прилетали с этот сад, чтобы полюбоваться на желтые нарциссы и красные розы, синие васильки и оранжевые бархатцы, фиолетовые левкои и бардовые георгины. Бабочки всегда пели песенки о красоте и аромате прекрасных цветов и радовались, что здесь всегда царит любовь и дружба, здесь даже ярче светит солнышко и очень приятно гостить в этом саду.

Но в один не совсем солнечный день подул холодный северный ветер и уронил колючие льдинки на цветы в саду. В хорошеньких головках наших цветов появились вдруг совсем нехорошие мысли о том, что каждый из них лучше другого, прекрасней и ярче, поэтому именно он должен занимать самое почетное место на клумбе, а все остальные цветы должны кланяться ему и воздавать ему почести и хвалы. Сначала это были только мысли, затем они стали произноситься шепотом, а потом все это переросло в громкий скандал на клумбе. Мир и любовь оставили этот волшебный сад, и тогда некоторые из цветов решили навсегда покинуть свой родной дом, Кругоцвета и пошли, куда глаза глядят. Оставшиеся в саду цветы вдруг сразу поблекли, они перестали издавать и благоухание. Бабочки перестали замечать их и вообще перестали прилетать в этот сад. Волшебный сад стал унылым и скучным. И решил Кругоцвет пойти искать ушедшие цветы, вернуть их в сад и помирить с остальными, ведь невозможно жить в печальном и унылом саду, где не живет любовь.

И пошел Кругоцвет … Долго ли, коротко ли, приходит Кругоцвет в дремучий лес, где темно и сыро, страшно и уныло, в лесу болото топкое, серое и зловонное. Видит Кругоцвет, что в болоте том все цветы его ушедшие. Они заблудились и попали в беду, чуть не погибли здесь все. Кругоцвет соорудил из веток специальную ладью-корзину и спас всех своих питомцев. Отправились они в обратный путь.

Ранним солнечным утром они все вместе вернулись в свой уютный сад. Сколько радости и веселья было! Все обитатели сада танцевали, пели, обнимали друг друга, забыли все прежние обидные слова, колкости. Цветы взялись за руки и затеяли хоровод. Желтый нарцисс танцевал рядом с пышной фиолетовой сиренью, красно- оранжевая роза держала за руку сине-зеленый гиацинт, оранжевые бархатцы веселились рядом с синими колокольчиками и васильками. От соседства друг с другом все цветы стали только ярче и наряднее. Бабочки с пчелами тоже кружились в этом прекрасном дружном хороводе, как и прежде воспевая яркость и аромат всех цветов на клумбе у Кругоцвета. Радовался Кругоцвет, что в его волшебном саду вновь поселились Дружба и Любовь.

4.Беседа по сказке.

Ребята, как вы думаете, кто такой Кругоцвет? (это цветовой круг).

А цветы из волшебного сада что это? (цвета из цветового круга).

Какие цвета усиливают звучание друг друга, делают ярче и выразительнее? (дополнительные цвета).

Дети, смогли ли по-прежнему жить цветы, когда часть из них ушла?

Оказывается, что дополнительные цвета почти не могут существовать друг без друга, если в картине есть один цвет. Но нет его дополнительного цвета, то наш глаз сам обязательно его создаст в поле нашего зрения. Дополнительные цвета образуют собой странную, казалось бы, пару. Несмотря на противоположность, они нуждаются друг в друге, а находясь рядом, максимально друг друга зажигают. Так и люди в обществе нуждаются друг в друге, во взаимной поддержке и помощи, нуждаются в любви.

А мы продолжаем говорить о дополнительных цветах.

Сделаем выводы.

1. Расположенные рядом дополнительные цвета делают друг друга ярче.

2. Каждый цвет имеет лишь один единственный себе дополнительный цвет и расположены они в цветовом круге друг против друга (по диаметру).

3. Если смешать два дополнительных цвета в равных пропорциях. То они дают нейтральный серый цвет.

4. Друг без друга жить дополнительные цвета не могут. Если нет дополнительного цвета рядом, то в поле нашего зрения возникает этот дополнительный цвет, чтобы глазу стало спокойно.

5. Контраст дополнительных цветов.

Давайте назовем основные пары дополнительных цветов, пользуясь цветовым кругом:

Желтый - фиолетовый;

Желто-оранжевый - сине-фиолетовый;

Оранжевый - синий;

Красно-оранжевый - сине-зеленый;

Красный - зеленый;

Красно-фиолетовый - желто-зеленый.

(Эти пары называют дети).

Если мы проанализируем эти пары, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий.

Назовите состав цвета в каждой паре:

Желтый – фиолетовый = желтый – красный + синий;

Синий – оранжевый = синий – красный + желтый;

Красный - зеленый = красный - желтый + синий.

Мы уже говорили о том, что существует удивительный и необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета. Если реально отсутствует дополнительный цвет, то он спонтанно создается в нашем сознании, чтобы было равновесие и гармония. Было установлено, что основой гармонии в дизайнерских работах является закон дополнительных цветов, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение равновесия. У зрителя появляется ощущение спокойствия, прочности, статики, если в настенной живописи есть дополнительные цвета. Помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Желтый-фиолетовый - это не только контраст дополнительных цветов, но и контраст светлого и темного. Красно-оранжевый и сине-зеленый - это еще и контраст теплого и холодного.

Показывается на примерах детских работ и репродукций контраст дополнительных цветов.

На предыдущих уроках мы делали упражнение на смешивание дополнительных цветов. В центре образуется нейтральный серый цвет. Во многих картинах дополнительные цвета используются не только как контрастные, но и составляют основы смесей, которые служат для тонального выравнивания всего произведения.

В природе тоже есть сочетания, смешения дополнительных цветов(стебли и листья красных роз, пока еще бутоны не распустились).С помощью смесей дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались очень цветного серого, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали дополнительный ему цвет или же покрывали первый цвет тончайшим слоем дополнительного цвета. Пуантилисты наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление серого тона происходило уже в глазах зрителя.(Поль Сезанн « Гора Сен-Виктор»).


6. Упражнение на фланелеграфе.

1) Смотрим на красный квадрат 20 сек, затем переводим взгляд

на пустое пространство и видим такой же квадрат, но зеленого цвета.

2) Смотрим на зеленый квадрат 20 сек, переводим взгляд, видим красный квадрат на пустом поле.

Наш глаз сам находит дополнительный цвет, чтобы была гармония, спокойствие.

Натюрморт (неживая натура)- жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов.(Вопрос о натюрморте задается детям, поскольку они уже знакомы с определением натюрморта).

В реалистических натюрмортах художники изображают конкретную жизнь, с разнообразными ощущениями. В 20 веке натюрморты изменяются, в них появляется психология, Иногда художник вообще уходит в свой мир, в мир идей.

Давайте посмотрим натюрморты, представленные на доске.

Чем они отличаются от натюрмортов, которые пишем мы в художественной школе? Они очень эмоциональные, красочные, яркие, в них не передается почти объем предметов, светотень. В этих натюрмортах иногда могут быть украшения в виде орнаментов. Здесь иногда используется линия подчеркивания.

Мы на прошлом занятии уже нарисовали композицию нашего натюрморта. Мы увидели, что в декоративном натюрморте предметы могут располагаться на одной линии, в них нет овалов. Они плоские, т.е. мы исключили объем в нашем натюрморте. А сегодня мы узнаем, как можно выполнить декоративный натюрморт в цвете.

Во-первых, чтобы натюрморт не был просто раскрашен, мы возьмем ограниченное количество цвета. Вы познакомились сегодня с контрастом дополнительных цветов, поэтому я предлагаю вам использовать любую пару дополнительных цветов и еще черный и белила. В композиционном центре хорошо использовать контраст, а по краям натюрморта используем сложные смеси дополнительных цветов,возможно, приглушенных черным или осветленных белилами, а возможно и соединение того и другого. Вариантов здесь можно подобрать множество, используя различные смеси красок в их разных соотношениях. В любой декоративной композиции есть элементы, с помощью которых вы можете создать выразительную композицию. Это линия, пятно, штрих, силуэт, точка, фактура. А также различные их сочетания.

В сегодняшней композиции натюрморта мы используем только два выразительных средства- пятно и линию. Эти элементы мы уже знаем.

Какие линии могут быть по характеру начертания? (Тонкие, широкие, прямые, волнистые, зигзагообразные).

Что такое пятно? Пятно – это часть, участок, выделенный одним локальным цветом. Пятно также может быть обогащено нюансами. Форма пятна может быть произвольная, бывает геометрическая, но у нас сегодня мы ее не будем применять.

Как можно выделить цветом композиционный центр? (Взять в чистом виде контраст дополнительных цветов).

Как цветом можно списать края натюрморта, чтобы они не выделялись? (Брать смеси дополнительных цветов вплоть до серого).

8. Проведем быстрое упражнение на размещение цвета в натюрморте. (Дети на фланелеграфе располагают силуэты предметов натюрморта).

9. А теперь приступим к выполнению натюрморта самостоятельно. Обязательно в крышечках сделайте смеси-колера пары дополнительных цветов, чтобы потом брать колер и добавлять в него другие цвета, постепенно переходя от центра к краям.

В конце работы, когда все будет сделано цветом, можно тонкой кисточкой применить линию в натюрморте. Можно украсить орнаментом предметы и подчеркнуть теневые места черной линией. Только линия не должна быть одинаковой по толщине и характеру.

10. Самостоятельная работа учащихся над декоративным натюрмортом. Преподаватель работает индивидуально с каждым учеником,направляя его.

11. В конце занятия работы выставляются на мольберты, проводится их анализ.

12. Итоги урока.

На занятии мы сегодня узнали о контрасте дополнительных цветов.

- Как дополнительные цвета ведут себя, находясь рядом?

- Какие оттенки цвета получаются при смешивании дополнительных цветов?

- Что требует наш глаз, если нет дополнительного цвета рядом с каким-то цветовым пятном?

- Какие выразительные средства мы использовали в натюрморте?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

- Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!

ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга

План-конспект урока по дисциплине «Живопись»

Тема: «Натюрморт из предметов простых по форме, различных по материальности. »

Тема занятия: «Рисунок натюрморта под живопись»

Группа 319 Н

Преподаватель:

Сапрыкин В.Г.

Тема урока : «Рисунок натюрморта под живопись»

Цели урока :

Образовательная:

Обучить основным принципам линейного построения предметов;

Применять полученные знания при выполнении рисунка под живопись с натуры.

Развивающая:

Развить аналитические способности, логическое и конструктивное мышление;

Содействовать развитию творческих способностей, эстетическому мироощущению.

Развитие мелкой моторики.

Воспитательная:

Научиться осуществлять самооценку выполненных работ;

Уметь находить ответы на заданные вопросы;

Привить вкус к графике.

Задачи урока:

Применить знания перспективы при выполнении рисунка;

Определить пропорции и выявить пластику предметов в натюрморте.

Дидактические средства обучения:

Материал по методике ведения рисунка.

Материальное обеспечение занятия:

Мольберты, стулья, планшеты, бумага, карандаши различной мягкости, стирательная резинка.

Тип урока: практическое занятие

Структура урока:

1. Организационный момент - 5 минут.

2. Вводная часть (постановка целей и задач, краткий опрос по выполненной работе) - 10 минут.

3. Индивидуальная работа со студентами - 10 минут.

4. Самостоятельная (практическая) работа студентов - 15 минут.

5. Заключительная часть (анализ выполненной работы, подведение итогов занятия) - 5 минут.

Ход урока:

Этап урока

Приемы, методы

Что делают студенты

Что делает преподаватель

Организационный

1. Проверить наличие присутствия студентов.

2. Проверить готовность студентов к занятию.

Словесный

Самоорганизация и самоуправление студентов

Приветствуют преподавателя.

Староста группы докладывает об отсутствующих.

Готовят рабочее место.

Приветствует студентов. Проверяет присутствующих. Назначает дежурных. Выясняет готовность к уроку.

Актуализация знаний

1. Сообщить тему урока.

2. Сообщить учебные цели и задачи.

3. Краткий опрос по выполненной работе.

Информационный (рассказ, беседа)

Воспроизведение знаний студентов

Знакомятся с планом урока.

Включаются в рабочий ритм урока.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Объявляет тему урока.

Рассказывает о целях и задачах.

Рассказывает о значении данной работы.

Задает вопросы по пройденному материалу.

Индивидуальная работа со студентами

Практическое и наглядное объяснение

Комментарии и словесное объяснение

Отвечают на вопросы. Наблюдают за исправлением допущенных ошибок.

Исправляет ошибки допущенные студентом при выполнении задания, рассказывает о них.

Объясняет как избежать этих ошибок.

Практическая (самостоятельная) работа

Приобретение знаний, умений и навыков.

Выполняют рисунок натюрморта под живопись. Проводят самоконтроль.

Проверяет ведение самоконтроля.

Закрепление

Подведение итогов

Сравнительный анализ

Объяснение результатов

Демонстрируют работы.

Комментируют полученный результат.

Проверяет качество выполненного задания.

Разбирает наиболее существенные ошибки и недочеты в работе.

ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры

Технологическая карта

(План проведения учебного занятия)

Учебная дисциплина: «Живопись»

Тема (раздел): «Натюрморт из предметов простых по форме.»

Количество часов на тему: 36 часов

Порядковый номер занятия по плану: № 25-28

Преподаватель: Сапрыкин В.Г.

1. План темы:

2.Компоновка в листе.

3.Поиск хар-ра предметов.

4.Решение живописных отношений.

5.Работа над деталями.

6.Завершение.

Дидактические цели:

Обеспечить усвоение студентами

Правил и принципов построения, композиционных законов изображения объектов в формате,

Живописных навыков.

Чувство цвета и колорита.

Средства обучения:

Наглядный материал (книги, рисунки);

Материал по методике ведения живописи.

Способы деятельности:

1. Выполнение рисунка и живописного решения натюрморта.

2. Изучение и анализ наглядного материала

3. Самостоятельное выполнение несложного этюда натюрморта.

Формы обучения

Занятия 21-24,25-28,29-32,33-36,37-40,41-44,45-48,49-52 - практическая работа

Занятие 53-56 - комбинированный.

Система обобщения материала

Выполнение живописного решения натюрморта.

Литература

1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь художнику оформителю). - М., Панорама, 1990.

2. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1997.

3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: Учебник. - М., Эксмо, 2010.

Виды контроля

1. Текущий

2. Тематический

Формы контроля

1. Индивидуальный

2. Фронтальный

Методы контроля

2. Практический

3. Самостоятельный

Соловьева Оксана Валерьевна

МАОУ ДОД «ОДШИ № 3» г. Братска

Преподаватель изобразительного искусства

г. Братск, Иркутской области

Предмет: живопись. 4 класс, возраст учащихся 14 -16 лет.

Тема урока :Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

Время - 9 часов

Цель урока : Изучение новой живописной техники.

Задачи урока :

Гармоническое решение композиции.

Богатство нюансов.

Имитация техники масляной живописи.

Материалы и оборудование: Учебная постановка, школьная доска, фломастер, наглядные пособия – этапы выполнения работы, работы учащихся. Бумага Ф А4 - тонированный, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти, магниты. ПВА, наждачная бумага.

Материалы для учащихся : планшет 35х54 обтянутый бумагой «ватман», ПВА, наждачная бумага, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти.

План урока:

Проверка готовности к уроку. 1 мин.

Подготовка планшета. 20 мин.

Объяснение этапов работы. 15 мин.

Выполнение работы: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы 24 мин.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку.

Подготовка планшета. Обработать планшет наждачной бумагой имитируя холст (сверху вниз и слева направо). Важно проводить наждачной бумагой по одному месту только один раз и от края до края, только так можно создать вид холста. Для грунтовки планшета развести водой до полупрозрачного тона немного коричневой гуаши, добавить клей ПВА из расчета 10 к 1 (10 разведенной краски и 1 часть клея ПВА), и покрыть планшет тонким слоем этой краски.

Объяснение этапов работы. Техника масляной живописи отличается от акварельной и гуашевой живописи. Техника масляной живописи основана на определенном зрительном восприятии человека предметов на свету и в тени. На свету все предметы кажутся плотными, осязаемыми и объемными. В тени или полумраке предметы теряют вещественность и кажутся слегка прозрачными, в тени также менее различимы цветовые нюансы. Соблюдая эти законы восприятия можно легко создавать картины с глубоким пространством.

Выполнение подготовительного рисунка под живопись. На планшете намечаем контуры предметов натюрморта, стараемся не использовать резинку. Подготовительный рисунок выполняется в следующей последовательности: наметить общую массу натюрморта; разделить на отдельные предметы, учитывая пропорции этих предметов и их соотношения между собой; выполнить построение предметов; наметить плоскость стола и драпировки. После того как выполнено построение наметить падающие тени и расположение теней собственных. Проверить подготовительный рисунок.

Подмалевок: Работу красками начинаем с акварели – она хорошо имитирует лессировочные (прозрачные) масляные краски, тени и полутени пишем в полную силу со всем богатством цветовых оттенков, свет закрашиваем, как и полутени. На этом этапе живописная работа будет выглядеть как в полумраке – без света.

Корпус: Гуашью писать начинаем с самых светлых мест в натюрморте, постепенно прописывая все освещенные места. Важно не закрашивать всё наглухо гуашью, а оставлять между мазками небольшие промежутки (как мозаика)

Выполнение работы под руководством преподавателя: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы с обсуждением 24 мин.

Список литературы:

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1993.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

И учеба и игра. Изобразительное искусство./ М.В. Трофимова, Т.Т. Тарабарина.- Академия развития.- Ярославль. 1997.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие / М.Т. Ломоносова.- М.6 ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 202, (6) с.6 ил.

Тарасевич Г., Аксёнов Ю., Закин Р., Кригер Ф. Рисунок и живопись.- 1971.

Пример выполненной работы.

Методическая разработка урока

по предмету живопись

в подготовительном классе

2 год обучения

по теме «Натюрморт. Рисование

натюрморта с натуры»

Выполнила: Кукушкина Е.Н.

Преподаватель

МОУ ДОД ДХШ г. Неи

Костромской области

2013 год

Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры.

Цель

Выполнить несложный натюрморт с натуры

Задачи :

Развивающие: развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

З рительный ряд:

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа
  3. Работа учащихся над заданием
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

Тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация репродукции)натюрморта

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.

Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность )

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

Рефлексия

Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.(участвуют как сильные, так и слабые дети)

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

  1. Работа учащихся над заданием

Натюрморт с натуры.

У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

IV. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  • Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
  • Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год

Самоанализ урока

в подготовительном классе (2 год обучения)

«Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух

предметов»

Цель и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

Развивающие: развивать приёмы работы красками.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.

Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.

Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.

На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».

По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.


Выбор редакции
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...

Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...

Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....

Битва за Броды - сражение, произошедшее 13 - 22 июля 1944 года возле города Броды Львовской области между 13-м корпусом 4-й танковой...
Церковь Спаса Преображения в селе БогородскомБольшая Богородская, ныне Краснобогатырская ул., 17, угол Миллионной ул."Село известно с XIV...
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...
Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...
Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...
Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...