Материал на тему: Навыки критического мышления. Как развить навыки критического мышления


Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного.

Золотое правило журналистики - «сначала упрости, потом преувеличь». Согласно одной байке, в 50-е годы это правило выдал своим сотрудникам главный редактор The Economist. Сегодня оно применяется как никогда широко, и пользуются им далеко не только журналисты.

Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути слишком уж вредные мыслительные вирусы. Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению. Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности - правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.

Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» - думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы» , авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали.

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают. Относиться к материалу критически - значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению. Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится - не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» - именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений - это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны - можно просто узнать это в справочнике. Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными. Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст - письменный или устный - должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них. Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов. Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • Цель
    Любой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • Проблема
    Проблема - это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • Допущения
    Это те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.
  • Точка зрения
    Мы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • Данные
    Любое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем - не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?
  • Концепции и идеи
    Концепции - это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены - в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
  • Выводы и интерпретации
    Это те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл. Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение. В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
  • Следствия
    Что будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия - именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Полагаться только на экспертные заключения, с порога отметая всё прочее, - значит приветствовать интеллектуальную пассивность всех, кроме горстки избранных, обладающих «истинным знанием». Гораздо разумнее было бы воспользоваться навыками и принципами критического мышления, которые действительно может освоить каждый.

Любой человек принимает сотни решений в день, поэтому хотите вы или нет, но все мы являемся критически мыслящими созданиями. Разница состоит лишь в качестве нашего критического мышления. Когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед, то используем именно этот навык. Однако он состоит из других, которые в итоге формируют его качество.

Первым делом для развития критического мышления вам нужно понять важность превалирования над . Поэтому изучайте и противоречия для того, чтобы принимать более качественные решения. А также практикуйте и культивируйте следующие навыки.

Сбор информации

Многие люди принимают совершенно глупые решения лишь потому, что уверены в своей правоте. Их информация устарела, а обновить ее у них нет никакого желания. Поэтому не забывайте о том, как быстро меняется наш мир. Собирайте всю доступную информацию, благо в нашем мире в ней нет недостатка.

Наблюдение

Вам необходимо быть любопытными. Замечайте вещи, которые всегда были у вас под носом, а вы их воспринимали как должное. Причем это могут быть не только предметы, но и манера вашего и чужого поведения, самые разные иронические ситуации и необычные построения фраз. Когда вы наблюдаете, ваш внутренний голос на время успокаивается и не подвергает цензуре то, что видят глаза.

Умозаключения

Для того, чтобы делать правильные умозаключения, вам нужно изучать логику. В ней есть свои законы, исключения и противоречия, но тем не менее это прекрасный способ доказать свою мысль в любой дискуссии. Вы научитесь подмечать нелогичность высказываний других людей и указывать им на это, если ситуация позволяет.

Рационализация

Это означает применение законов разума: индукции, дедукции и аналогии. При помощи этих инструментов вы сможете оценивать аргумент и находить в нем достоинства и недостатки.

Рефлективность

Регулярно делайте шаг назад от деталей вашей проблемы и посмотрите на картину целиком. Отметьте, чему вы научились и какой опыт приобрели.

Творчество

Сравнение и контраст

Научитесь определять, чем похожи и чем различны два или больше предмета, ситуации, проблемы. Составляйте список достоинств и недостатков, после чего выберите что-то одно.

Анализ причины и следствия

Иронично, но многие люди неспособны отличить одно от другого. Поэтому вашим первым шагом будет именно навык определения что есть причина и следствие. Иногда причина и следствие могут быть не связаны - значит вы что-то не учли.

Синтез

Собирайте самые разные кусочки информации и объединяйте их для того, чтобы получить новый непредсказуемый результат. Говорят, именно так и функционирует любое творчество.

Оценивание

Научитесь взвешивать два и больше решения проблемы и оценивать, какое подойдет лучше.

Прогнозирование

Это сложный процесс, над которым люди обычно не заморачиваются. Они тратят несколько секунд на «анализ» и принимают решение, исходя из того будущего, которое они только что придумали. Не будьте такими, тщательно собирайте и анализируйте информацию. Конечно, в мире существуют тысячи факторов, но вы хотя бы можете учесть большую часть.

Расстановка приоритетов

Изучайте для того, чтобы понять, на что будете тратить свое время и почему. Помните, что время, потраченное на что-то бессмысленное, можно потратить на что-то значимое, на то, что перевернет вашу жизнь и сделает вас счастливым.

Резюмирование

Этот навык обычно является суммирующим и конечным. Вы должны осознать, что именно поняли, какой опыт приобрели, какие выводы сделали и подвести всему этому итог.

Скорее всего вам не удастся освоить все эти навыки одновременно. Однако вы можете их комбинировать для того, чтобы принять более правильные решения и смело действовать. С каждым освоенным навыком ваш образ мышления будет существенно меняться и улучшаться. Желаем вам удачи!

Навыки критического мышления

Фокусирующие навыки.

1.Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации.

2.Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации.

3.Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.

4.Формирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания.

5.Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.

6.Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации.

7.Сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов.

8.Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.

9. Представление: презентация новой информации.

Навыки анализирования.

10.Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.

11.Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.

12.Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.

13.Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки генерирования.

14.Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.

15.Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

16.Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации.

Навыки интегрирования.

17.Эффективное комбинирование информации для формирования новых идей.

18.Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.

Навыки оценивания.

19.Формулирование критериев оценивания информации или идей.

20.Проверка: проверка правильности утверждений.

Некоторые условия, необходимые для развития

Критического мышления

Для того, чтобы вы могли воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно развивать в себе ряд важных качеств, среди которых:

1. Готовность к планированию.

2. Гибкость.

3. Настойчивость.

4. Готовность исправлять ошибки.

5. Осознание.

6. Поиск компромиссных решений.

Мыслящие люди:

1) умеют решать проблемы;

2) проявляют известную настойчивость в решении проблем;

3) контролируют себя, свою импульсивность;

4) открыты для других идей;

5) умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;

6) умеют слушать собеседника;

7) они эмпатичны;

8) терпимы к неопределенности;

9) умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;

10) умеют устанавливать множественные связи между явлениями;

11) они терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их

Собственных взглядов;

12) они могут рассматривать несколько возможностей решений

Какой-то проблемы;

13) они часто задают вопросы «что, если...?»

14) они умеют строить логические выводы;

15) они размышляют о своих чувствах, мыслях - оценивают их;

16) умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

17) они могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;

18) они любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

19) они активно воспринимают информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нра...

В первом уроке курса по критическому мышлению мы поговорим о том, какими нужно обладать навыками и компетенциями для его успешного развития и использования в повседневной и профессиональной жизни. В частности мы с вами побеседуем о том, что такое критическое мышление, и рассмотрим навыки и свойства, составляющие его основу. Также вы узнаете о пользе его применения в учебе и работе и пройдете тест, из которого станет ясно, какое место оно занимает в вашей жизни на данный момент. Эта информация будет для вас крайне полезна, и начать свое обучение критическому мышлению следует именно с нее.

Что такое критическое мышление

Многие люди сталкиваются с трудностями в логических и последовательных рассуждениях. Но очень важно понять, что навыки рассуждения, как и любые другие, можно и нужно в себе развивать. Изначально для этого стоит разобраться в том, что вообще такое критическое мышление, и начать применять на практике его приемы.

Если обратиться к книге Дайаны Халперн - американского психолога и специалиста в области психологии мышления, можно увидеть, что критическое мышление представляет собой целый комплекс основополагающих навыков, таких как способность давать оценки, делать заключения, интерпретировать и анализировать, наблюдать и т.д. Кроме того, критическое мышление использует логику и базируется на рядке критериев интеллектуальности: ясности, правдоподобии, точности, глубине, значимости, кругозоре и справедливости. Составными частями, пусть и в меньшей степени, здесь являются еще и ценностные установки и творческое воображение.

Говоря несколько иначе и проще, критическое мышление можно охарактеризовать как познавательную активность, связанную с применением разума и интеллектуальных способностей. Когда человек мыслит критически, оценивает и анализирует полученные данные, он использует внимание, категоризацию, выбор, суждение и другие подобные мыслительные операции. Применение же критического мышления предъявляет человеку ряд требований.

Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Рассматривая критическое мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:

  • Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы
  • Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции
  • Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства
  • Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк
  • Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные или ложную логику
  • Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью
  • Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами
  • Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения
  • Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме

В 1987 году один из лучших американских педагогов Роберт Эннис также сумел определить способности и установки, связанные с критическим мышлением. Ими являются:

  • Способность к скептическому рассмотрению вещей
  • Способность к рассуждениям

Разговор о развитии критического мышления будет неполным, если мы не упомянем о скептицизме. С позиции критического мышления скептицизм предполагает то, что человек подвергает некоторому сомнению абсолютно все, с чем сталкивается. Это вовсе не значит, что он не верит всему, о чем слышит или что видит - он просто признает тот факт, что его взгляды могут измениться, если он получит какие-либо дополнительные сведения.

Критическое мышление предлагает применять сомнения и скептицизм конструктивно, оценивая всю имеющуюся информацию. Благодаря этому мы можем выдвигать более обоснованные и объективные суждения на тему того, что мы считаем продуктивным, правильным, верным и наоборот. Также это значительно повышает эффективность принимаемых нами решений.

Есть люди, кажущиеся боле доверчивыми по сравнению с остальными, а есть те, кто настроен более скептично. Причина кроется как в личных качествах, так и в жизненном опыте человека. Но критическое мышление не является ни врожденной особенностью, ни чертой характера - это конкретный метод, позволяющий интерпретировать события определенным образом. Скептики могут применять упорядоченный подход, а доверчивые люди - просто конструктивно подвергать все сомнению.

Что же касается рассуждений, то здесь в большей степени речь идет о рациональном мышлении. Рациональность предполагает использование причин для объяснения явлений, событий, фактов. И рассуждения, как правило, всегда начинаются именно от себя. Выглядит это примерно так:

  • Изначально человек находит причины: почему он верит во что-то или делает что-то (при этом он осознает, что именно это за причины)
  • Затем он критически оценивает свои действия и убеждения
  • В итоге он может объяснить причины своих действий и убеждений окружающим

На первый взгляд все это очень просто, ведь нам кажется, что мы знаем, почему и во что именно мы верим. Но в некоторых случаях нас начинают одолевать сомнения, вследствие чего собственные убеждения уже не кажутся такими истинными. В глаза начинает бросаться тот факт, что в действительности мы понятия не имеем о полноте информации, которой владеем, и начинаем думать: быть может, все, что мы слышим или видим - это лишь одна из вариаций?

Бывают также и случаи, когда у нас нет уверенности в том, правильно ли мы что-то объясняем и верно ли действуем. Поэтому необходимо прибегать к развитию наблюдательности и изучать основания своих собственных рассуждений, убеждений и действий, т.к. только они помогут нам провести какой бы то ни было критический анализ.

Но нельзя забывать и о том, что критическое мышление - это в основном критический анализ рассуждений окружающих. Чтобы его проводить, мы должны не только уметь находить основной аргумент другого человека, но и быть в состоянии анализировать и оценивать его детали.

Любое рассуждение, как собственное, так и чужое, состоит из анализа свидетельств и составленных на их основе выводов. Свидетельства поддерживают выводы. Вот, например, вы считаете, что сегодня прохладно. Вы говорите кому-то об этом, но он с вами не согласен, и интересуется, с чего вы это взяли. В доказательство вы можете привести показания термометра и свои собственные наблюдения за погодой на улице. В этом случае вашими свидетельствами станут лед на земле и столбик термометра на низком уровне.

А когда мы критически анализируем суждения других людей, мы можем и должны проводить следующие мыслительные операции:

  • Определять рассуждения и сделанные на их основе выводы
  • Анализировать то, как собеседник выбирал, сочетал и упорядоченно располагал суждения (так мы определим ход рассуждения)
  • Оценивать, в какой степени рассуждения подтверждают выводы
  • Оценивать обоснованность и доказательность рассуждений
  • Определять неточности в процессе рассуждений

Рассуждения, подобные рассмотренному нами примеру с погодой, мы применяем буквально ежечасно в обычной жизни. Но на учебе или в работе нам необходимы несколько иные рассуждения - обладающие формальной структурой (к примеру, отчеты, доклады). И для формирования таких рассуждений требуются дополнительные навыки, а именно:

  • Навык выбора и структурирования рассуждений (нужен для подтверждения вывода)
  • Навык последовательной аргументации
  • Навык применения логического порядка
  • Навык эффективного применения речевых средств (нужен для представления процесса рассуждений)

Каждый, кого интересует развитие критического мышления, должен уделять особое внимание развитию трех базовых компетенций, на которых основываются все остальные. Среди этих компетенций:

  • Умение мыслить. Критическое мышление - это способность к упорядочиванию, категоризации, выбору, дифференцированию, сравнению и противопоставлению (рекомендуем вам ознакомиться с интересным материалом на эту тему ).
  • Контроль эмоций. Критическое мышление является беспристрастным процессом, но в любой момент могут возобладать эмоции. Это нормально, ведь нередко приходится делать выбор между разными позициями и точками зрения. Иногда могут выбить из колеи свидетельства, которые для нас неприемлемы, или неожиданные аргументы. В большинстве случаев эмоциональная нестабильность только ухудшает ситуацию, и умение контролировать свое эмоциональное состояние является полезным и эффективным навыком, т.к. оно позволяет спокойно привести логические доводы и убедить собеседника (советуем изучить наши материалы по управлению эмоциями - вы найдете их и ).
  • Исследования и знания. Даже умея мыслить критически, не всегда можно отыскать хорошие и убедительные доказательства, не разбираясь в предмете. Критическое мышление - это еще и навык проведения собственных исследований. Помните, что способность находить данные по какому-либо вопросу облегчит вам жизнь, ведь вы будете в состоянии фиксировать важную информацию и приводить альтернативные доказательства, свидетельства и объяснения (в дополнение к этому обязательно почитайте нашу статью о - из нее вы почерпнете массу полезной информации, которая безусловно пригодится вам на практике).

Критическое мышление, помимо всего прочего, требует от человека наличия аккуратности и точности, а также неуемного стремления найти правильный ответ. А значит это вот что:

  • Быть объективным, т.е. уметь поступиться своими личными предпочтениями, убеждениями и интересами в процессе беседы, чтобы лучше разобраться в теме и прийти к более точному результату
  • Рассматривать предмет с разных сторон, т.е. исследовать информацию с разных точек зрения
  • Повторять, т.е. несколько раз обсуждать один и тот же вопрос, чтобы учесть максимальное количество деталей
  • Быть внимательным к деталям, т.е. развивать наблюдательность и уделять время обнаружению даже самых мелких подробностей, способных привести к прояснению вопроса в целом
  • Определять тенденции и закономерности, т.е. анализировать, упорядочивать информацию и выявлять повторения и сходства
  • Рассматривать отдаленные перспективы и возможные результаты, т.е. иметь в виду, что представляющееся верным сейчас может попасть под сомнение через некоторое время

А еще одной важнейшей компетенцией, способствующей развитию эффективного критического мышления, является не что иное, как самоанализ. Способность критически мыслить, как мы уже говорили, означает способность выносить точные суждения. На этот процесс воздействуют многие факторы, и знать о них следует непременно, т.к. получить без этого знания объективные сведения о происходящем очень и очень проблематично.

Эти факторы могут быть совершенно разными. Так, можно выделить убеждения, пристрастия, предубеждения, стереотипы, склонности, предположения; все то, что приемлемо и нормально для нас, и все те понятия и личные качества, в которых мы никогда не сомневаемся.

Человек, умеющий мыслить критически, предельно восприимчив к своим слабым и сильным сторонам. Он способен размышлять и давать оценку своим интересам, знаниям, мотивации, уровню компетентности и т.д. Он не пренебрегает сомнениями в своих взглядах и проверкой подтверждающих их свидетельств.

Для осознания своих недостатков всегда нужно мужество. Узнать о себе нечто новое (и не всегда приятное) может быть болезненно, т.к. большая часть людей склонна думать о себе лишь в положительном ключе. То же касается и собственной системы убеждений и ценностей - человек воспринимает то, во что он верит, как часть своей натуры, и сомнению это подвергается с трудом.

Не будет лишним заметить, что в результате критического мышления человек рискует оказаться по другую сторону баррикад, а значит, есть и риск разойтись во взглядах с родными, близкими, друзьями, коллегами. Отстаивание своей точки зрения - прерогатива смелых и мужественных людей, в особенности при вероятности ошибочности своей точки зрения.

Исходя из всего этого, умение проводить качественный и объективный самоанализ, наряду с прочими рассмотренными выше навыками и умениями, является одной из важнейших компетенций в ракурсе критического мышления. И в первую очередь нужно и трезво и беспристрастно относиться к своим недостаткам и отрицательным чертам, и по возможности, если уж не устранять их, то серьезно прорабатывать - делать так, чтобы они не мешали вам в анализе событий, явлений и фактов.

Критическое мышление, если оно развито правильно и в достаточной степени, предлагает человеку серьезные личностные преимущества по сравнению с другими людьми. Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек может делать выводы, основываясь на анализе своего опыта и опыта других, никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо со стороны.

Развивая вышеназванные навыки и компетенции, человек не просто учится критически мыслить, он научается взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным. И, что не менее важно, критически мыслящий человек умеет признавать свои ошибки и ошибочность своего мнения, и с уважением относится к мнению других людей, даже если оно идет вразрез с его собственным.

Польза критического мышления проявляется не только в личной жизни, но и в профессиональной сфере деятельности и учебе, воздействуя и на общение человека с окружающими, и на понимание вещей, и на личную эффективность, и на многие другие составляющие. И, беря во внимание важность этого вопроса, мы хотим предложить вам несколько рекомендаций по развитию критического мышления и его применению в учебе и работе (собственно, и в личной сфере данные советы тоже будут незаменимы).

Учитесь понимать

Критическое мышление - это превосходный инструмент для более глубокого понимания вещей, с которыми мы сталкиваемся. Например, на учебе это может быть некая дисциплина, ее основные теории и аргументы; в работе - сфера исследования, область деятельности и т.п. Довольно часто подобные объекты внимания обсуждаются на семинарах, презентациях, и других мероприятиях, преследующих цель получить оценку и интерпретировать результаты.

Одним из лучших методов достижения понимания можно назвать самостоятельное выполнение или же повторение (воспроизведение) исследований. Но, как и следует полагать, в учебных заведениях и на работе (как, впрочем, и в повседневной жизни) у нас не всегда есть время изучить все, с чем мы сталкиваемся. Поэтому альтернативой глубокому пониманию, приходящему через время и достигающемуся через эксперименты и жизненный опыт, может стать использование критического анализа исследований и работ других людей.

Все, что требуется для осуществления этого способа - научиться критически анализировать сделанное другими людьми. Но для кого-то это вполне просто, а для кого-то - сложно, и он без сомнений, не проверяя и не анализируя, принимает на веру любые результаты. Обучение критическому мышлению предполагает простой выход из подобных ситуаций и применимый к любой области. Нужно лишь задать два вопроса: «Откуда я это узнал?» и «Почему я верю, что это так?».

Такой подход эффективен и для студента, и для менеджера, и для бизнесмена, и для любого обычного человека, безоговорочно доверяющего исследованиям, которые основаны на устаревших данных, ложных рассуждениях, недостоверной выборке и т.п. Многие данные, выпавшие из контекста и ставшие неактуальными, зачастую берутся в качестве истинных в течение десятилетий, но с текущим положением дел уже ничего общего не имеют, и это нужно учитывать (более подробно о работе с данными и источниками мы поговорим в шестом уроке).

Изучайте плюсы и минусы

Критика, в каком бы контексте мы ее не рассматривали (академическом, профессиональном, повседневном) означает проведение анализа и положительных и отрицательных сторон чего-либо. Необходимо научиться находить как недостатки, так и преимущества, а также убедительные аргументы в пользу того и другого. Только это даст возможность адекватно оценить, что эффективно, правильно и действенно, а что - нет.

Грамотная критическая оценка предоставляет человеку заключение, по какой именно причине нечто считается плохим или хорошим, почему это нечто не работает или, напротив, имеет успех. Помните, что банальное перечисление плюсов и минусов здесь не пройдет - все их нужно подвергнуть скрупулезному изучению.

Ничего не упускайте и стремитесь к всесторонности

Почти в каждой области человеческой деятельности необходимо стремиться к критической оценке всего увиденного, услышанного, прочтенного и т.д. И это актуально даже в случаях с общепризнанными научными теориями, проверенными фактами, неопровержимыми доказательствами. Именно это можно назвать профессиональным критическим мышлением.

Старайтесь подвергать сомнению и критической оценке абсолютно все: теории, факты, области исследований, мнения, данные, методологию, инструментарии и т.д. Но не забывайте и о том, что могут быть исключения. К примеру, практически все, что касается религии, никогда не подвергается сомнениям или обсуждениям. Это нетипично, но все же имеет место быть. Впрочем, есть люди, которые мыслят критически даже здесь.

Оценивайте рассуждения и действия, но не человека

Необходимо понять, что идеи, работы, теории и действия не должны отождествляться с людьми, которые с ними связаны. Критический анализ никогда не может быть свободен от личного внимания людей, ведь люди всегда принимают замечания, критику и похвалу за свои творения на свой счет.

Когда мыслите критически по отношению продукта деятельности кого-то из окружающих, стремитесь прибегать к тактичности и конструктивному подходу. Любые замечания, в особенности те, что могут быть неприятны адресату, должны быть представлены так, чтобы он понял и принял их.

Избегайте крайностей

Как в обыденной жизни, так и в учебе и на работе люди часто впадают в крайности и воспринимают все только как правильное и неправильное, хорошее и плохое, белое и черное. Но в большинстве ситуаций во всем, что касается профессиональной сферы, науки или образования, следует принимать вещи в качестве совокупности явлений или вероятностей.

К примеру, одной из задач высшего образования является научить человека задавать сложные вопросы, предполагающие сложный и развернутый ответ. Подобное можно найти и в большинстве специальностей.

Исходя из этого, помните, что ответить на многие вещи однозначно нельзя, как и оценить их как единственно хорошие или плохие. Чем больше мы изучаем что-либо, тем явнее становится тот факт, что дать однозначный ответ на вопрос очень трудно. Вспомните слова : «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Работайте с сомнениями и двусмысленностью

Сегодня мы можем зайти в интернет и в течение считанных секунд получить ответ на любой заданный вопрос. Но в тех же научных дисциплинах встречаются вопросы (особенно в новых сферах), ответы на которые специалисты ищут годами и даже десятилетиями (да и гарантии получения ответов нет никакой). Так что если вы приверженец готовых ответов, с применением критического мышления у вас может возникнуть дискомфорт.

Одновременно с этим не следует полагать, что двусмысленные и неопределенные ответы - это нечто неприемлемое. К примеру, если вы пишите статьи для сайтов или журналов, вы просто обязаны искать проверенную информацию, основываясь на всех нюансах предмета, изученных подробно и детально. Точно так же и в учебе - если вы студент, вы должны учиться работать с данными, полученными учеными и специалистами, чтобы быть в состоянии аргументировать свои рассуждения.

В любой академической деятельности и работе (сюда же можно отнести профессиональные научные исследования, в том числе для сфер промышленности и бизнеса), будучи исследователем, вы должны иметь в виду, что:

  • Точного ответа может и не быть
  • На поиски ответа могут уйти годы
  • Найденный ответ может прояснить лишь небольшой аспект всего вопроса

В случае с обучением, если вы студент, критическое мышление будет для вас означать:

  • Поиск наиболее точных и достоверных свидетельств по интересующему вопросу
  • Оценку качества свидетельств, способных доказать те или иные утверждения
  • Составление промежуточных выводов с основой на факты
  • Построение такой линии рассуждений, которая сможет провести слушателей, собеседников или читателей к выводам через доказательства
  • Поиск и выбор самых эффективных примеров
  • Использование точных фактов с целью иллюстрации доказательств

Обучение критическому мышлению - процесс, конечно же, непростой. Несмотря на это, он очень увлекателен и интересен, особенно если вы не занимались этим раньше. На вашем пути будет множество любопытных открытий, ведь вы начнете замечать изменения в своем собственном мыслительном процессе, реакциях на поступающую к вам информацию, взаимодействии с людьми в повседневной жизни.

А чтобы понять, насколько вы подготовлены к развитию критического мышления, а также определить, пользуетесь ли вы им уже сейчас, мы предлагаем вам пройти небольшой опросник и ознакомиться с результатами.

Опросник по критическому мышлению

Итак, опросник состоит из 25 утверждений, касающихся вашей самооценки. Все, что от вас требуется, - это дать один из предложенных ответов и оценить его по четырехбалльной шкале:

  • «Полностью согласен»- 4 балла
  • «Согласен» - 3 балла
  • «Частично согласен» - 2 балла
  • «Не согласен» - 1 балл
  • «Полностью не согласен» - 0 баллов

Ознакомьтесь с утверждениями и запишите ответы на листок:

  1. Я без стеснений выявляю слабые места в работе профессионалов и знатоков
  2. Мне легко оставаться сфокусированным на требованиях текущей задачи
  3. Я понимаю разницу в трактовке слова «аргумент» в ракурсе критического мышления
  4. Я способен проанализировать структуру аргументации
  5. Я могу критиковать кого-то, при этом не чувствуя себя «плохим» человеком
  6. Я понимаю, что такое ход рассуждения
  7. Я осознаю, что мои настоящие убеждения способны воздействовать на обсуждаемую проблему
  8. Я способен определять ход рассуждений в дискуссии
  9. Я способен распознавать признаки какой-либо стадии в споре
  10. Я без проблемы выделяю ключевые моменты в изучаемом материале
  11. Я легко выстраиваю свою позицию, компоную факты в нужной последовательности
  12. Я могу выявлять недопустимые методы, использующиеся для убеждения
  13. Я могу читать между строк
  14. Я могу легко оценить факты, поддерживающие какое-либо мнение
  15. Как правило, я всегда внимателен к мельчайшим деталям
  16. Я способен грамотно рассмотреть разные позиции
  17. Если мне не хватает информации, я могу обратиться к дополнительным материалам
  18. Я в состоянии грамотно представить свои аргументы
  19. Я могу распознавать структуру аргументов
  20. Для меня просто различить описательный материал от аналитического
  21. Для меня просто увидеть непоследовательность в споре
  22. Я вижу закономерности и тенденции
  23. Мне предельно ясно, что мое воспитание и внутренние установки способны вызвать предубеждения против какого-либо мнения
  24. Я способен давать оценку источникам материалов
  25. Мне понятно, почему в научных трудах есть термины, которые могут по-разному толковаться

Теперь дайте оценку своим ответам по обозначенной шкале и посчитайте количество баллов (общая сумма не должна превышать 100 баллов).

Интерпретация результатов

При оценке утверждений и расстановке баллов вы можете столкнуться с дополнительными вопросами на тему то, что вы знаете о критическом мышлении, а что вам неизвестно. Имейте в виду, что чем ниже будет ваш результат, тем больше это свидетельствует о том, что ваше умение мыслить критически требует тренировок.

БОЛЕЕ 75 БАЛЛОВ: Вероятнее всего, критическое мышление уже уверенно применяется вами. Данное качество очень ценно, и оно помогает вам в вашей жизни и деятельности, которой вы занимаетесь. Однако если ваш результат менее 100 баллов, вам есть, над чем еще потрудиться. Наш курс - вам в помощь!

ОТ 45 ДО 74 БАЛЛОВ: Критическое мышление, несомненно, присуще вам, но необходимо систематически оттачивать свои навыки и овладевать новыми умениями. Регулярно проводите самоанализ, ищите свои слабые стороны и работайте над собой. Обязательно продолжайте проходить наш курс.

МЕНЕЕ 45 БАЛЛОВ: Ваше умение мыслить критически проявляется очень слабо, и вам нужно собирать как можно больше информации на эту тему и уделять максимум времени обучению. Читайте материалы по теме, изучайте тонкости и особенности критического мышления, прививайте себе недостающие навыки, овладевайте новыми компетенциями. Как можно внимательнее проходите данный курс.

Теперь у вас есть приблизительная информация о том, насколько серьезно вы владеете критическим мышлением, а также знания о базовых навыках и компетенциях, необходимых для овладения умением мыслить критически. Для начала этого вполне хватит. Далее мы продолжим курс разговором о научном методе: из второго урока вы узнаете, что это такое, как он связан с критическим мышлением, почему полезно использовать его в жизни и как этому научиться.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Какие задачи ставит перед собой современный учитель при подготовке к уроку? Безусловно, обучающие, профильные. Но этого, конечно, недостаточно. На первый план выходит задача интеллектуального развития личности, прежде всего, способности к усвоению новой информации, гибкости мышления, интеллектуальной восприимчивости, т.е. того, что является важнейшим условием адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни.

Динамичный социальный прогресс, расширение сети информационных источников, возрастающая и чрезвычайно важная роль СМИ в жизни каждого человека ведут к необходимости развивать аналитические способности, умение мыслить критически и даже уметь создавать личный информационный блокиратор или щит.

Международная образовательная программа «Reading & Writing for critical thinking» позволяет решить некоторые проблемы современной школы.

Можно ли научиться мыслить критически? Безусловно, можно, если вы не боитесь столкнуться с множеством решений одной проблемы, если хотите сократить количество поступков, о которых часто приходиться жалеть.

  • Критическое мышление – активный и интерактивный процесс познания.
  • Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики.
  • Критическое мышление – умение аргументировать свою точку зрения, опровергая неубедительные доказательства оппонента.
  • Критическое мышление – умение признавать свои ошибки и брать ответственность за собственные решения или поступки.
  • Критическое мышление позволяет человеку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью.
  • Критическое мышление способствует развитию культуры диалога через совместную деятельность.

Если вы готовы к обоснованным изменениям процесса обучения, принятию нестандартных и ответственных решений, если вы хотите быть успешным и работать творчески, то технология развития критического мышления именно для вас.

Урок развития речи
Основная мысль текста
Подготовка к написанию отзыва

I ФАЗА УРОКА –

ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи фазы:

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания

Пробудить познавательный интерес учащихся

Мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дурак»?

Одинокий, скучный,

неинтересный…

Игнорирует людей

Неуравновешенный

Умственно отсталый и пр.

Окрашено ли это слово стилистически?

Относится к разговорному

стилю речи

Каким образом мы можем проверить эту информацию?

Обратиться к толковому

Составьте синквейн, который определил бы это слово.

__________ ___________

А может ли это слово стать художественным образом? В каких случаях?

В фольклоре встречается

образ Иванушки-дурачка

В стихотворении

«Атомная сказка»:

«и улыбка познанья играла

на счастливом лице дурака.

II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

Задачи фазы:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

Помочь учащимся активно воспринимать материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

У И.С. Тургенева есть произведение, которое называется «Дурак».

Хотите ли вы узнать, какой образ дурака создает И.С. Тургенев?

Попробуйте увидеть дурака таким, каким его увидел автор.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

ФРАГМЕНТ 1.

И.С. Тургенев

Жил-был на свете дурак.

Как вы думаете, в каком жанре написано произведение, которое мы читаем? Аргументируйте свою позицию.

Какими качествами должен обладать герой, чтобы его назвали дураком?

ФРАГМЕНТ 2.

Долгое время жил он припеваючи, но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало ни медля, привел ее в исполнение.

ФРАГМЕНТ 3.

Встретился ему на улице знакомый – и принялся хвалить известного живописца

Помилуйте! – воскликнул дурак. – Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы – отсталый человек.

Знакомый испугался – и тотчас согласился с дураком.

ФРАГМЕНТ 4.

Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! – говорил ему другой знакомый.

Помилуйте! – воскликнул дурак. – Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы отсталый человек.

И этот знакомый испугался – и согласился с дураком.

Что за чудесный человек мой друг N.N! – говорил дураку третий знакомый. – Вот истинно благоразумное существо!

Помилуйте! – воскликнул дурак. - N.N – заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы – отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался – и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке – у него на все была своя отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

Злюка! Желчевник! – начинали толковать о дураке его знакомые. – Но какая голова!

И какой язык! – прибавляли другие. – О, да он талант!

ФРАГМЕНТ 5.

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать критическим отделом.

И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут поди не благоговей – в отсталые люди попадешь!

ФРАГМЕНТ 6.

Житье дуракам между трусами.

III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Задачи фазы:

Помочь учащимся самостоятельно обобщит материал

Помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала

Составьте синквейн, который определил бы понятие «дурак» с художественной, тургеневской точки зрения.

__________ ___________

__________ ________ ____________

__________ _________ __________ _________

Изменилось ли видение этого слова после прочтения?

Какие слова могли бы стать эпиграфом к нашему уроку?

К какому художественному жанру вы могли бы отнести это произведение?

Сказка - притча

Рассказ - басня

Аргументируйте свою точку зрения.

Урок развития речи
Подготовка к написанию сочинения в 7 классе

Тип урока: работа с информационным текстом

Тема урока: Существуют универсальные списки книг для чтения

(знака нет, т.к. может быть точка, восклицательный знак или вопросительный знак)

Цель: Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления

Задачи урока:

  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы, приемы

Формы работы

Результат

I. Стадия вызова

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос Фронтальная Сформулированная проблема
II. Стадия осмысления Словесные

Проблемно – поисковый

«Шесть шляп мышления»

Групповая

Индивидуальная

Соотнесенное собственное мнение с мнением автора статьи

Сформулированные аргументы

Общая точка зрения

III. Стадия рефлексии самоконтроль Индивидуальная «Черновая» основа индивидуального сочинения
IV. Домашнее задание Индивидуальная Отредактированное

Сочинение

Публикация в школьной газете

I. Стадия вызова

Выслушиваются мнения учащихся.

Краткий анализ опроса учащимися «взрослых» читателей (задание дано заранее группе учащихся)

II. Стадия осмысления

Розыгрыш цвета шляп на уроке, памятки для учащихся по использованию приема на руках у учащихся.

2. На подготовку групп отводится не более 10 минут, затем каждая группа в соответствии с памяткой представляет свои наработки. Как правило, возникает дискуссия, которой руководит учитель, не навязывая своей точки зрения и не делая выводов.

Выслушиваются мнения учеников.

III. Стадия рефлексии

Домашнее задание: Создать черновой вариант сочинения, отредактировать его (если не возникает вопросов, сочинение можно переписать на чистовик).

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...